Отчетность в экологию

Отчетность в экологию

Содержание

Что представляет собой экологический учет?

В соответствии с Законодательством Российской Федерации любой природопользователь (юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель) обязан в течение отчетного периода предоставить всю необходимую экологическую отчетность относительно деятельности предприятия, учреждения либо организации уполномоченным органам государственного контроля.

Встречаются разные названия данного вида отчетности — самые распространенные: экологический отчет, экологический отчет предприятия, экологическая отчетность предприятия, экологический учет и отчетность – можно перечислять до бесконечности, от перестановки слов – смысл этого документа не меняется – главное, отчетность должна разрабатываться и согласовываться каждым предприятием, деятельность которого сопровождается негативным воздействие на окружающую среду.

Что входит в экологический отчет?

Экологический отчет представляет собой следующие документы:
— Годовой и квартальный расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду;
— Отчет 2-ТП отходы;
— Технический отчет о неизменности производственного процесса;
— Отчетность об образовании отходов для малого и среднего бизнеса;
— Сводный кадастр отходов (талон природопользователя).

Разработка отчета по экологии

Разработка отчетов по экологии необходима для соблюдения требований экологического законодательства. Не вовремя разработанная и согласованная экологическая отчетность влечет за собой ответственность в виде наложения штрафных санкций, вплоть до остановки деятельности предприятия.

Экологическая отчетность подготавливается с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации и должна быть предоставлена надзирающим государственным органам в установленные сроки.

Сдача экологической отчетности

Сдача экологической отчетности осуществляется строго по тем срокам, которые установлены природоохранным законодательством. Согласование экологической отчетности осуществляется в Департаменте Росприроднадзора по ЦФО, а также в Департаменте природодопользовании и охраны окружающей среды по г. Москве.

Порядок осуществления экологических платежей регламентирован постановлением Правительства РФ №632 от 28.08.1992 г.

Что включает экологическая отчетность

«Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»

Подтверждение неизменности производственных процессов, сырья и материалов определяется согласно Приказу Ростехнадзора от 19.10.2007 г. №703 «Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Предоставление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов регламентируется Приказом МПР от 16.02.2010 г. № 30 «Об утверждении Порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».

Представление отчетности об образовании отходов, если все работают на дому

Специально для сайта www.audit4dk.ru

16 февраля 2015

Вопрос:

Организация малого бизнеса оказывает услуги по разработке программного обеспечения. В начале 2014 года организация арендовала офис, далее все сотрудники работают на дому. Отходов нет, и паспорта отходов не составляются.

Надо ли сдавать отчетность в департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу?

Ответ:

Даже при отсутствии отходов организация малого бизнеса должна представлять отчетность в порядке, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 30. При этом в отчетности надо указать, что отходы отсутствуют.

В противном случае существует вероятность, что организацию оштрафуют по статьям 8.2 или 8.5 Кодекса об административных правонарушений РФ за неподачу отчетности по отходам.

Обоснование.

Организация относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Для таких юридических лиц порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», определен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 (далее – Порядок).

Согласно Порядку, субъекты малого и среднего предпринимательства представляют отчетность об образовании, использовании, размещении отходов в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей деятельности, в результате которой у них образуются отходы. Такие субъекты отдельные лимиты не утверждают, так как лимитами для них считается то количество отходов, которое они фактически направили на размещение в соответствии с отчетностью (согласно п. 3 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 50). Поэтому для этих организаций не может быть установлена и ответственность за несоблюдение лимитов отходов.

Отчетность за год представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Датой представления отчетности определяется по отметке территориального органа Росприроднадзора о ее получении с указанием даты или дата почтового отправления, при этом согласовывать Отчетность с территориальными органами Росприроднадзора не требуется (то есть необходим сам факт ее представления) (письмо Росприроднадзора от 07.12.2011 № ОД-06-01-32/15903).

Согласно п. 6 Порядка, отчетность нужно представлять на бумажном носителе в двух экземплярах вместе с электронной версией Отчетности на магнитном носителе. Один из экземпляров должен храниться у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства. На официальном сайте Росприроднадзора размещено для свободного бесплатного доступа программное обеспечение для оформления отчетности в электронной форме.

Как разъясняется в Письме Росприроднадзора от 01.07.2013 № ВК-06-01-36/9256, в случае, если субъекты малого и среднего предпринимательства не представили отчетность об отходах в срок, к ним может применяться административная ответственность, предусмотренная ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ).

Статья 8.2 КоАП устанавливает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

За такое правонарушение для должностных лиц установлен штраф в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, а для юридических лиц – штраф от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Одновременно в ряде судебных решений, в том числе в постановлениях Тринадцатого арбитражного апелляционного суда (апелляционная инстанция по г. Санкт-Петербург), судами поддержана позиция о том, что непредставление сведений об отходах производства и потребления в установленный срок, невыполнение требований по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их обращение не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ (Постановление ФАС МО от 04.03.2004 № КА-А40/1006-04, Постановление ФАС ЦО от 8.02.2007 по делу № А68-2372/06-156/15, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011 по делу № А56-41603/2011).

В ряде судебных решений суды демонстрируют иной подход к последствиям непредставления отчетности об образовании отходов: за непредставление отчетности организация может быть привлечена к административной ответственности по статье 8.5 КоАП (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 N 07АП-10457/14 по делу № А45-13139/2014, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 по делу N А56-77721/2012).

Эта статья предполагает ответственность за сокрытие или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, лицами, которые обязаны сообщать такую информацию. За такое правонарушение установлен административный штраф на должностных лиц — от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Однако есть и судебные решения, которые содержат прямо противоположную точку зрения: например, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2014 по делу N А56-80547/2013 указано, что непредставление отчетности об отходах необходимо квалифицировать по статье 8.5 КоАП РФ, а не по статье 8.2 КоАП РФ.

Как видно из вышеприведенной судебной практики, в настоящее время не сложился единый подход к определению ответственности за отсутствие отчетности об образовании, использовании, размещении отходов в территориальные органы Росприроднадзора. Но во избежание привлечения организации к ответственности по статьям 8.2 или 8.5 КоАП РФ отчетность все же рекомендуется представить.

Следует отметить, что исходя из запроса, у организации фактически отсутствуют отходы, которые образуются в процессе ее деятельности. Поэтому можно в таком случае подать отчетность с указанием нулевых значений баланса масс отходов. Так как отходов образовано не было, и они не передавались сторонним лицам, не размещались и т.д., то в отчетности не будут отражаться сведения о лицах, которым в отчетном периоде были переданы отходы, к отчетности не будут приложены копии договоров с данными лицами (в связи с их отсутствием).

В случае возникновения у контролирующих органов претензий к представленной «нулевой» отчетности организация может дать пояснения о своей деятельности, в частности:

— работники работают на дому и у них образуются только отходы бытового характера;

— техника, принадлежащая организации, была перепродана вместе с коробками и упаковочными материалами иным организациям, в процессе деятельности из строя не выходила и не утилизировалась;

— в период аренды офиса бытовые отходы не возникали;

— в связи с особенностями вида деятельности организации (код 72.20 «Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области» согласно заявленному ОКВЭД (утв. Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст.)) у организации не происходит возникновения отходов производственного характера.

В ряде судебных решений поддержана позиция о том, что если в процессе деятельности отходы не образуются, то нет оснований для привлечения к ответственности в сфере обращения с отходами.

Так, в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2011 по делу № А56-11250/2011 (Определением ВАС РФ от 16.12.2011 № ВАС-16269/11 отказано в передаче данного постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора, постановление оставлено в силе) суд счел недоказанным факт накопления обществом отходов производства I — IV класса опасности (подлежащих паспортизации), в частности, контролирующий орган не предоставил доказательства наличия отходов; в момент проверки контейнер для отходов был пуст. Также суд счел недоказанным вывод контролирующего органа о том, что общество в процессе своей деятельности (сдачи в аренду помещений) осуществляет деятельность по обращению с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ, и отказал в привлечении к ответственности.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 28.12.2010 № Ф03-9253/2010 по делу № А73-4673/2010 также указано, что нет оснований для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, если из постановления о привлечении к административной ответственности не усматривается, что учреждение осуществляет деятельность, связанную с обращением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Как показывает анализ судебной практики, для органов Росприроднадзора основным способом выявления нарушений в сфере представления отчетности по отходам является выездная проверка помещений и территорий, которые занимают организации и индивидуальные предприниматели. Контролирующий орган обычно проводит осмотр установленного оборудования и техники, которые могут создавать отходы, мест сбора мусора. Например, в Постановлении Верховного Суда РФ от 06.06.2014 № 3-АД14-2 указано, что фактором образования отходов является использование для освещения помещения люминесцентных ртутьсодержащих ламп (трубок) с ограниченным сроком эксплуатации в потолочных светильниках.. Проверяющие органы также анализируют отходы, фактически находящиеся на территории экономических субъектов, и проверяют на соответствие заявленным классам опасности.

Например, как следует из Постановления Верховного Суда РФ от 06.06.2014 № 3-АД14-2, контролирующий орган выявил опасные отходы путем проверки урн и емкостей для отходов, связанных с содержанием персонала, управленческой деятельностью и содержанием помещения, и отразил результаты осмотра в Акте осмотра территории, приложив фототаблицу. В материалах, содержащихся в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.10.2014 по делу № А56-56152/2013, в подтверждение своей позиции органы Росприроднадзора также представили Акты осмотра территории, составленные по результатам проверки с приложением фотоматериалов.

Экологический отчёт предприятия

Поэтому следует отметить, что отсутствие арендованных помещений у организации в настоящее время снижает вероятность выявления у нее нарушений в сфере представления отчетности, так как осмотр мест возникновения отходов будет невозможен.

Однако так как организация фактически продолжает свою деятельность (хотя бы и без нахождения в арендованном помещении), нельзя исключить предъявления органами Росприроднадзора требований о паспортизации отходов и представлении отчетности по отходам в дальнейшем. Соответственно, в случае неподачи отчетности вероятно возникновение споров с контролирующими органами и привлечение организации к административной ответственности за непредставление отчетности.

Хотите быть в курсе актуальных изменений — подпишитесь на рассылку

Экологическая отчетность на предприятии

Экологическая отчетность для малого бизнеса

Критерии отнесения к малому и среднему бизнесу

В соответствии сФЗ от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»:

  • Доля иностранного участия, общественных, государственных и юридических лиц, не относящихся к среднему и малому бизнесу, в капитале не должна превышать 25%;
  • Средняя численность работников не должна превышать 250 человек;
  • Выручка от реализации за предшествующий календарный год не должна превышать 1 миллиарда рублей без учета НДС.

Отчет по экологии по отходам для предприятий малого и среднего бизнеса

Обязаны представлять в территориальные органы Природнаднадзора в уведомительном порядке Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, который утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.10 г. N 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов».

Субъекты малого и среднего бизнеса, в соответствии с п.3 ст.18 №89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» освобождены от необходимости разрабатывать проект ПНООЛР.

Основные требования

Отчетный период составляет один календарный год.

  • Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
  • Отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных, полученных, а также размещенных отходов.

Утверждение лимита на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Порядок утверждения лимита определен Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Экологическая отчетность предприятия

Лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

Сдать отчет по экологии для малого и среднего бизнеса

от 5000 рублей

Экологические услуги

ООО «Проект 24»

197110, РФ, Санкт-Петербург,ул. Пионерская, д.30, оф. 101

Телефон/факс: +7(812)235-24-77, +7(812)985-72-79

Время работы пн-птнс 10:00 до 18:00

Е-mail:sales@proekt-24.ru 

Обязательная ли экологическая отчетность в России в 2018 году

Формирование отчета по объектам утилизации и местам сбора отходов

Данный отчет формируется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 N 1520 “О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров”
Для формирования отчета по объектам утилизации и местам сбора отходов необходимо открыть Личный кабинет, расположенный по адресу https://lk.fsrpn.ru/#/.

Далее необходимо выбрать пункт меню Ваша отчетность – Отчеты операторов по обращению с отходами.

Для формирования отчета необходимо создать новую карточку и заполнить необходимые вкладки.

Форма редактирования отчета по объектам утилизации и местам сбора отходов

Форма редактирования используется для добавления, изменения или просмотра записи об отчете. Ввод данных посредством заполнения значения полей, выбора значения из выпадающего списка / справочника и другие элементы интерфейса.

Карточка отчета разделена на разделы с определенным набором полей для обязательного заполнения.

Служебная информация отчета по объектам утилизации и местам сбора отходов

Для ввода значения нажмите на карандаш и заполните все обязательные поля, помеченные * в данном разделе. Для ввода значения в выпадающий список нажмите на него мышкой и выберите нужное значение.

Информация об организации отчета по объектам утилизации и местам сбора отходов

Для ввода значения нажмите на карандаш и заполните все обязательные поля, помеченные * в данном разделе. В разделе так же имеются подразделы.

Для заполнения Списка ОКВЭД используйте выплывающий список и кнопку добавления дополнительных строк для ввода Кодов ОКВЭД.

Объекты утилизации отходов от использования товаров

Для ввода значения нажмите на карандаши заполните все обязательные поля, помеченные * в данном разделе. В разделе так же имеются подразделы.

Для заполнения Списка отходов используйте выплывающий список и кнопку добавления дополнительных строк для ввода.

Объекты сбора отходов от использования товаров

Заполнение объектов сбора отходов от использования товаров производится по аналогии с заполнением Объектов утилизации отходов от использования товаров.

После заполнения необходимо нажать кнопку сохранения.

Работа со списком отчетов Объектов утилизации и мест сбора отходов

Работа со списком аналогична работе со списком, описанным в соответствующем разделе.

В связи с еще существующим недопониманием со стороны представителей значительного количества отечественных компаний в вопросе необходимости сдачи разнообразной экологической отчетности, мы решили привести как минимум пять главных причин, почему это нужно делать и нужно делать своевременно.

За время работы нашей компании мы встречались и продолжаем встречаться с огромным количеством организаций, которые никогда не занимались экологией и руководствуются принципом «ничего не будем делать, пока не придут с проверкой».

Разумеется, мы понимаем, что такая точка зрения имеет место быть, учитывая и без того очень серьезную налоговую нагрузку, с которой сталкиваются предприятия всех размеров и видов деятельности в России. Однако, в данной статье мы попытаемся объяснить, почему все-таки правильнее и экономически выгоднее заниматься экологией на предприятии и, в частности, обратить внимание на обязательные экологические отчеты.

1 причина – угроза штрафов. Самая популярная и банальная причина для организаций вообще вести экологию в нашей стране. Предоставление итоговой экологической отчетности здесь не исключение. И, наверное, самый простой способ избежать штрафов за экологическое нарушение – это сдать отчетность вовремя.

Штрафные санкции за непредоставление, некорректное предоставление или предоставление не в срок прописаны в гл. 8 КоАП РФ, которая посвящена разнообразным правонарушениям в области охраны окружающей среды. Если коротко, то штрафы за нарушения схожие (и могут суммироваться):

— до 30 000 рублей для должностных лиц организаций;

— до 50 000 рублей для частных предпринимателей;

— до 250 000 рублей для юридических лиц.

Для того, чтобы не забыть дату сдачи того или иного отчета в 2018 году, мы рекомендуем сверять дни их сдачи с помощью календаря эколога, который также возможно загрузить с нашего сайта.

2 причина – репутация в надзорных органах. Корректная и своевременная сдача отчетности означает практически полное отсутствие внимания со стороны надзорных органов – зачем дополнительно проверять организацию, которая и так знает свое дело и не нарушает законодательство? То же самое касается ситуации с проверяющими организацию инспекторами, у которых просто не будет шанса придраться к деятельности компании. А хорошие отношения с инспектором всегда повышают шансы пройти проверку без лишних штрафов и предписаний.

3 причина – наведение порядка в организации. Подготовка к любому отчету означает напряжение всех сил сотрудников организации для наведения порядка в той области деятельности, за которую придется отчитываться. К примеру, если брать отчетность по обращению с опасными отходами по форме 2-ТП, то она содержит информацию об образовании отходов на предприятии, их видах и составе, а также их последующей судьбе – использовании, обезвреживании и дальнейшем размещении. Помимо технической ценности, данная информация является важной просто для обеспечения безопасных условий труда сотрудников любого предприятия.

4 причина – экономия в плате за негативное воздействие.

Экологический отчет предприятия

Органы экологического надзора всячески пытаются поощрить природопользователей в своевременной сдаче отчетов и мотивируют их не только возможными штрафами. Еще одним способом повышения количества сознательных организаций является введение повышающего коэффициента при оплате за негативное воздействие на окружающую среду (декларация НВОС). К примеру, те компании, которые просрочили или вовсе не сдали отчет по отходам для малого и среднего бизнеса, должны будут оплатить платеж за негативное воздействие в пятикратном размере. То же касается тех предприятий, которые вовремя не предоставили данные по техническим отчетам о неизменности производственного процесса по проектам ПДВ и ПНООЛР.

5 причина – забота о состоянии окружающей среды своего региона. Не совсем очевидная причина предоставлять экологические отчеты – внимание к состоянию окружающей среды. Дело в том, что на основе данных, которые природопользователи указывают в своих отчетах, надзорные органы определяют, какой объем финансирования выделять на поддержку окружающей среды и какие меры осуществлять в будущем. Таким образом, логика простая: чем меньшее количество компаний предоставляют отчетность, тем менее точные данные получают местные отделения Росприроднадзора и Росстата, что отражается на объемах финансирования местных природоохранных мероприятий.

То есть, своей несознательностью мы сами ухудшаем состояние окружающей среды вокруг себя (здесь, конечно, опустим вопрос о том, все ли поступившие средства направляются по назначению – мы надеемся на лучшее).

В итоге, надеемся, перечисленные выше причины смогли еще раз подтвердить важность сдачи годовой экологической отчетности и убедить противников ведения экологии на предприятии все-таки обратить на нее внимание. Разумеется, если в организации ведут экологию и есть люди, которые ей профессионально занимаются, то труда в сдаче отчетов возникнуть не должно.

Но в том случае, если компания никогда ей не занималась и у нее нет квалифицированных сотрудников в этой сфере, ей определенно потребуется помощь профессионалов. Для подобных организаций нами была введена акция по сдаче итоговой отчетности и минимизации затрат на неё. Акция называется «Отчеты близко» и с ее условиями советуем ознакомиться в специальном разделе нашего сайта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *