Перепродажа авиабилетов

Перепродажа авиабилетов

Содержание

Практически все российские авиакомпании предлагают своим клиентам невозвратные билеты, реализуемые по самой низкой цене для экономии личного бюджета. Такой вариант оптимален для тех, кто на 100% уверен, что предстоящий полет состоится.

Если же есть вероятность изменения планов на вылет, невозвратный билет не получится сдать или обменять с изменением даты вылета на другой день. Таким образом, покупатель потеряет деньги. Но, есть и некоторые исключения, о которых мы и расскажем в нашей статье.

Что значит невозвратный тариф на авиабилеты

Невозвратный билет – отличный способ сэкономить личный бюджет, но довольно рискованный. Если пассажир передумает лететь, авиакомпания имеет законное право отказать в обмене или возврате билета.

К невозвратным относятся билеты, реализуемые по самой дешевой стоимости, в которую входит плата за сам перелет, сервисные, топливные и страховые сборы, без дополнительных наценок.

Практически все российские авиакомпании предлагают своим клиентам невозвратные билеты. Зарубежные перевозчики реализуют их по цене со скидкой или по акции.

Невозвратные билеты не предусматривают питание на борту, также имеются ограничения по перевозке багажа. Эти услуги предоставляются только за дополнительную оплату.

Преимущества невозвратных билетов – приличная экономия денежных средств (в среднем на 25%).

Условия возврата невозвратных билетов

Несмотря на установленные ограничения по обмену и возврату невозвратных билетов, в некоторых случаях пассажир все же имеет право на получение компенсации за неиспользованный билет или на его обмен с изменением даты.

Форс-мажорная ситуация – основная причина, позволяющая пассажиру вернуть затраченные на билет средства:

  • смерть человека, на чье имя был оформлен билет или его близкого родственника;
  • тяжелая болезнь пассажира или его родных.

На получение компенсации также могут претендовать пассажиры, отказавшиеся от запланированной поездки по вине самого перевозчика:

  • внезапно изменившего время или дату вылета;
  • произошли изменения в маршруте;
  • компания заменила самолет.

Как вернуть деньги за авиабилет

При любых изменениях личных планов на предстоящий авиаперелет, специалисты рекомендуют действовать по такому плану:

  1. С этой проблемой следует обратиться в колл-центр компании-перевозчика или в агентство, где был приобретен невозвратный билет. Сделать это нужно как можно раньше, хотя бы за несколько часов до регистрации.
  2. Пассажир пишет заявление с просьбой возврата денег за авиабилет с подробным указанием причины отказа от вылета. Специалисты компании рассмотрят этот документ и примут решение. Если причина вынужденная, компания вернет средства в течение определенного срока. В качестве доказательной базы, подтверждающей вынужденную причину, необходимо предъявить медицинское заключение о невозможности перелета по причине болезни, свидетельство о смерти или другой документ, заверенный нотариально.
  3. Если пассажир отказывается от перелета из-за появившихся изменений в маршруте рейса или времени вылета, необходимо обратиться к специалистам компании с билетом и документом, подтверждающим личность. Сотрудник обязан поставить на летном документе отметку о задержке вылета или других обстоятельствах, нарушивших планы пассажира. Билет с отметкой предоставляется в колл-центр авиаперевозчика с письменным заявлением, где указана просьба пассажира о возмещении убытков и возврате денежных средств.

Сроки возврата денег за неиспользованный билет не имеют конкретных ограничений. В каждой компании предусмотрен определенный лимит по времени: месяц, 3 месяца, полгода и т. д.

Как обменять невозвратный билет на самолет

Невозвратные билеты не предусматривают обмена с изменением даты вылета, но и в этом случае есть некоторые исключения из правил.

Поменять дату вылета можно, но не всегда выгодно в плане финансов. За такую услугу придется заплатить немаленькие деньги, причем, чем ниже стоимость билета, тем выше штрафные санкции за обмен.

Например, у некоторых российских перевозчиков штраф за обмен в 2 раза превышает стоимость самого билета. В таких случаях проще купить новый документ на вылет или оформить полный возврат с получением компенсации, что тоже возможно только при условии вынужденной причины изменения планов на вылет.

Проще говоря, вернуть или обменять невозвратный билет – дело непростое и, как показывает практика, многим пассажирам проще смириться с потерей денег, чем вести длительные споры с представителями компании и доказывать причины отказа от запланированного авиапутешествия.

Как продать билет на самолет

Самые находчивые пассажиры решают проблему с возвратом затраченных средств путем перепродажи невозвратного билета.

  1. В первую очередь нужно найти реального покупателя, готового перекупить ваш билет за его реальную стоимость. Такая схема хорошо срабатывает в сезон отпусков, когда в аэропортах наблюдается большой ажиотаж на покупку билетов.
  2. Далее вам необходимо изменить свои данные на данные нового пассажира. За эту операцию придется заплатить сбор по установленной тарификации.
  3. Билет переоформляется на имя другого человека. Продавец получает затраченные средства, но в неполной сумме, что обусловлено дополнительными расходами на внесение изменений в личные данные пассажира.

Продать билет можно за несколько часов до вылета, но не позднее, чем за 40 минут до регистрации на рейс.

Закон о невозвратных билетах на самолет

Согласно ст. 108 Воздушного Кодекса РФ, авиакомпания имеет полное право отказать пассажиру в выплате материальных средств за неиспользованный невозвратный билет, если причиной отказа не являются вынужденные обстоятельства.

По закону Воздушного Кодекса РФ авиакомпания обязуется вернуть денежные средства за невозвратный билет в случае отказа от вылета по вынужденным причинам, доказанным документально.

Получить компенсацию за неиспользованный билет могут близкие родственники пассажира, имеющие на руках доказательства, указывающие на невозможность вылета по причине серьезной болезни или смерти человека, на чье имя был куплен билет.

Другие статьи по этой теме:

Правила возврата билетов некоторых авиакомпаний

Все авиакомпании России придерживаются регламентированных правил Воздушного Кодекса РФ, но также имеют полное право на внесение корректировок в условия по обмену и возврату билетов невозвратной категории.

Аэрофлот

Вернуть затраченные средства за неиспользованные билеты Аэрофлот можно только в случае отмены вылета по весомым причинам:

  • вылет самолета задерживается или вовсе отменяется;
  • компания вносит изменения в маршрут лайнера;
  • на борту не хватает мест для расположения всех пассажиров;
  • по состоянию здоровья пассажира, что подтверждается медицинскими документами;
  • смерть человека, на которого был куплен билет;
  • умер близкий родственник пассажира.

За невозвратные билеты компенсируется только часть денег с вычетом некоторых сборов перевозчика. Более подробную информацию можно получить в колл-центре компании Аэрофлот или по телефону.

Победа

Авиаперевозчик может компенсировать затраченные средства, если пассажир документально подтвердит вынужденную причину отказа от перелета. Условия по возврату документа на вылет соответствуют основным правилам, регламентированным Воздушным Кодексом РФ.

S7

По правилам этого перевозчика невозвратные билеты не подлежат обмену и возврату. К этой категории относят документы на вылет из тарифного плана Эконом и Бизнес – базовый.

Уральские Авиалинии

За невозвратные билеты Уральских Авиалиний можно получить частичную компенсацию с удержанием определенной суммы за некоторые сборы. Провести такую операцию возможно, только при наличии документальных подтверждений причины, по которой пассажир не может осуществить перелет.

ЮТэйр

В этой компании действуют аналогичные правила по возврату невозвратных билетов:

  • пассажир должен представить доказательства вынужденной причины возврата;
  • сделать это лучше за несколько часов до регистрации на рейс;
  • компания может наложить штраф за обмен билета;
  • компенсируется неполная сумма билета, а только часть, с удержанием сбора за оформление документа на вылет, стоимости тарифа и топливного сбора.

Впрочем, как утверждают опытные специалисты, в любой авиакомпании можно получить компенсацию за потраченные средства на билет, хоть и не в полной мере. А чтобы не создавать для себя ненужных проблем, старайтесь правильно планировать предстоящее путешествие на самолете и не покупать невозвратные билеты, если есть вероятность внезапного изменения планов на вылет.

Дорогие читатели! К сожалению, злоумышленники всегда пользуются сложными ситуациями, чтобы подзаработать. Так вот: если вам позвонил представитель «авиакомпании» и просит данные вашей карты для возврата средств за билеты — это обман. Пожалуйста, будьте осторожнее!

Если есть проблема, у нас всегда найдётся решение — вы же знаете. Собрали девять самых частых ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь из-за коронавируса, и объяснили, что делать.

  • Страна закрыла границы, хочу вернуть билет
  • Рейс отменили, хочу вернуть билет
  • Долго не отвечает продавец билета
  • Я вылетаю в ближайшие три дня
  • Время вылета прошло, но улететь не удалось — границы закрыли
  • Я в панике и не знаю, что делать
  • Агентство не возвращает деньги за билет
  • Рейс не отменили, страну не закрыли, но всё равно хочу сдать билет
  • Почему в поиске Aviasales есть рейсы в страны, которые закрыли границы

Мы бы с радостью решили все ваши вопросы самостоятельно, но Aviasales только ищет билеты и сравнивает цены. Так как для покупки вы переходите на сайты наших партнёров (авиакомпаний и агентств), то и вернуть билет можно только через них.

Ситуация №1: страна закрыла границы, хочу вернуть билет

Многие страны сейчас действительно закрывают границы, а значит авиакомпании будут отменять рейсы. При этом они должны подтвердить отмену официально (хотя бы написать об этом на своих сайтах, как это сделал «Аэрофлот», например). Только после этого можно вернуть полную сумму за билет.
До официального заявления возврат билета считается добровольным, из-за чего сумму возврата рассчитают согласно купленному тарифу.

Что сделать, чтобы вернуть полную стоимость билета:

  • Дождаться официального подтверждения об отмене рейса на сайте авиакомпании или через СМС/электронное письмо от этой авиакомпании или продавца.
  • Проверить, есть ли какие-то отдельные указания для вашего рейса.
  • Если авиакомпания подтверждает возврат, обратитесь к продавцу. Он указан в вашем билете: это может быть как сама авиакомпания, так и онлайн-агентство.
  • Проверьте на сайте продавца билета, можно ли оставить заявку на возврат через личный кабинет. Если можно, оформляйте возврат через сайт, а не через письмо или звонок — это быстрее.
  • Если такой возможности нет, свяжитесь с агентством или авиакомпанией, укажите свои данные. Вам обязательно помогут.

Если ваш рейс уже отменен, нужно просто подождать ответ от агентства или авиакомпании. Они ответят, как только дойдут до вашего обращения. К сожалению, сейчас это может занять больше времени, чем обычно, так как у всех очень большая нагрузка из-за коронавируса.
А вот если рейс еще актуален и вам не отвечают дольше 3 дней, отправьте нам свой билет (только если искали его через нас) — попробуем поторопить партнера.

Сейчас агентства и авиакомпании могут отвечать дольше обычного из-за высокой нагрузки и ажиотажа — просто подождите ответа. Вам ответят, но не так быстро, как раньше.

Ситуация №3: мне долго не отвечает продавец билета (агентство или авиакомпания)

Понимаем, что это тревожно, учитывая последние новости, которые приходят со всех сторон. Но всё, что можно (и нужно) сделать в этой ситуации — подождать. Особенно если ваш вылет состоится не в ближайшие три дня.

Срок ожидания ответа от трёх дней сейчас абсолютно нормален, так как службы поддержки билетных агентств и авиакомпаний перегружены. Вам обязательно ответят, но не так быстро, как это могло быть раньше.

Ситуация №4: я вылетаю в ближайшие три дня

Неприятно, но не смертельно. Без паники.

Если рейс должен состояться в ближайшие три дня, вам нужно:

  • Проверить, есть ли информация об отмене рейса на официальном сайте авиакомпании. Вот пример, как это сделали «Уральские авиалинии».
  • Если рейс действительно отменили, то для возврата денег нужно обратиться к продавцу. Он указан в самом билете и в СМС-уведомлении о списании средств после онлайн-покупки билета. Продавцом может быть как авиакомпания, так и стороннее агентство.
  • Проверьте на сайте продавца, можно ли оставить заявку на возврат через личный кабинет или через сайт. Если можно, смело оставляйте именно так, а не через письмо или звонок — это быстрее. Если же такой опции нет, напишите письмо в поддержку (почта обычно указана в разделе с контактами).
  • Если ваш рейс ещё официально не отменили, следите за обновлениями. Как правило, об отмене рейса уведомляют на сайте авиакомпании или через СМС/электронное письмо.

Однако мы понимаем, что чем ближе дата вылета, тем больше вы переживаете. Поэтому если продавец не отвечает больше трёх дней, пришлите нам свой билет и номер обращения (его присваивают после того, как вы оставили заявку на сайте продавца). Мы сами напишем партнёру и попросим ускорить решение вопроса, если вы искали билет через Aviasales.

Ситуация №5: время вылета прошло, но мне не удалось улететь — границы закрыли

В таком случае вам нужно первым делом обратиться к продавцу билета. Продавцом может быть авиакомпания или стороннее агентство.

Сейчас срок ожидания ответа до трёх дней абсолютно нормален, так как службы поддержки перегружены. Ответ обязательно придёт, но не так быстро, как это могло быть раньше.

Если ваш рейс отменили, деньги за билет на этот рейс вам вернут.

  • Для возврата нужно обратиться к продавцу. Он указан в самом билете и в СМС-уведомлении о списании средств после онлайн-покупки билета.
  • Проверьте на сайте продавца, можно ли оставить заявку на возврат через личный кабинет или через сайт. Если можно, смело оставляйте именно так, а не через письмо или звонок — это быстрее. Если же такой опции нет, напишите письмо в поддержку (почта обычно указана в разделе с контактами).

Если рейс всё же состоялся, продавец сориентирует, что делать дальше.

Ситуация №6: я в панике и не знаю, что делать

Если ваш рейс ещё официально не отменили, следите за обновлениями. Как правило, об отмене рейса уведомляют на сайте авиакомпании или через СМС/электронное письмо.

Если рейс отменят, вам придётся обратиться к продавцу билета. Продавцом может быть авиакомпания или стороннее агентство.

Как обратиться к продавцу билета:

  • Внимательно посмотрите на свой билет: в нём обязательно указана компания-продавец и её контакты.
  • Проверьте на сайте продавца, можно ли оставить заявку на возврат через личный кабинет или через сайт. Если можно, смело оставляйте именно так, а не через письмо или звонок — это быстрее.
  • Если же такой опции нет, свяжитесь с агентством или авиакомпанией, укажите свои данные. Вам обязательно помогут.

Сейчас агентства и авиакомпании могут отвечать дольше обычного из-за высокой нагрузки и ажиотажа — просто подождите ответа в течение 3 дней. Не волнуйтесь, вам ответят. Просто не так быстро, как раньше.

Если вам не отвечают уже больше трёх дней, или же ваш вылет состоится в ближайшие три дня, мы сами напишем партнёру и попросим ускорить решение вопроса, если вы искали билет через Aviasales. Только дайте нам об этом знать и пришлите ваш билет.

Ситуация №7: агентство-продавец отказывается вернуть деньги за билет, а от авиакомпании нет никакой информации

Если агентство не предоставляет полный возврат, значит, оно ещё не получило на это разрешения от авиакомпании. Такая ситуация вполне возможна даже сейчас, когда многие страны закрывают границы.

Советуем дождаться официального заявления об отмене рейса на сайте авиакомпании (как у «Победы», например) или СМС/электронного письма от продавца. После этого обращайтесь к продавцу билета.

Как обратиться к продавцу билета:

  • Внимательно посмотрите на свой билет: в нём обязательно указана компания-продавец и её контакты.
  • Проверьте на сайте продавца, можно ли оставить заявку на возврат через личный кабинет или через сайт. Если можно, смело оставляйте именно так, а не через письмо или звонок — это быстрее.
  • Если же такой опции на сайте продавца нет, свяжитесь с агентством или авиакомпанией, укажите свои данные. Вам обязательно помогут.

Ситуация №8: мой рейс не отменили, страну ещё не закрыли, но всё равно хочу сдать билет

Если авиакомпания ещё не дала официального разрешения на отмену рейса, вы можете сдать билет только на общих условиях. То есть, скорее всего, вам вернут неполную сумму, даже если возврат возможен по вашему тарифу.

Поэтому советуем дождаться официального заявления об отмене рейса на сайте авиакомпании или в СМС/электронном письме. После отмены рейса обращайтесь к продавцу билета.

Как обратиться к продавцу билета:

  • Внимательно посмотрите на свой билет: в нём обязательно указана компания-продавец и её контакты.
  • Проверьте на сайте продавца, можно ли оставить заявку на возврат через личный кабинет или через сайт. Если можно, смело оставляйте именно так, а не через письмо или звонок — это быстрее.
  • Если же такой опции нет, свяжитесь с агентством или авиакомпанией, укажите свои данные. Вам обязательно помогут.

Сейчас агентства и авиакомпании могут отвечать дольше обычного из-за высокой нагрузки и ажиотажа — просто подождите ответа.

Ситуация №9: не понимаю, почему в поиске Aviasales есть рейсы в страны, которые закрыли границы

Мы — метапоиск авиабилетов, и показываем то, что получаем от агентств и авиакомпаний. Как бы странно это ни звучало, но после закрытия границ должно пройти какое-то время, чтобы билеты убрали из продажи.

Сначала авиакомпании получают указание о прекращении рейсов, затем снимают билеты с продажи, после чего агентства также перестают продавать билеты. Как только билет пропадёт у агентств, у нас его тоже не станет.

Однако, авиакомпании сейчас вывозят своих граждан из третьих стран и возвращают домой. Это значит, что при закрытой границе из страны вылетают иностранцы, а влетают только граждане.

Так что при любых сомнениях лучше проверяйте информацию о рейсах на сайтах авиакомпаний.

К сожалению, не редки случаи, когда продажи билетов авиакомпаниями на определенный рейс, превышают возможное кол-во мест в самолете, предназначенном для этого рейса. Авиакомпании идут на этот шаг из-за возможных рисков, которые связаны со случаями болезни пассажиров, отказов от полетов и опозданий на регистрацию.

Пассажиру никогда не сообщается напрямую о факте «перепродажи». Для сокрытия данного факта, авиакомпании используют различные приемы для отказа в предоставлении своих услуг:

  • Безосновательные придирки к оформлению авиабилета.
  • Заявление о недействительности бронирования без явной на то причины.
  • Придирки к оформлению визы.
  • Требование к документам, которые необязательны на выбранном направлении (подтверждение бронирования от отеля, ваучеры).
  • Более ранняя регистрация.
  • Преждевременное окончание регистрации.
  • Искусственно созданная задержка в операциях с багажом.

Все вышеописанные моменты оставляют крайне неприятные впечатления. Для того, чтобы не оказаться в таких обстоятельствах, необходимо пройти процедуру регистрации как можно раньше – не менее чем за 2 часа до окончания. Так же пунктуальность и организованность в действиях, может избавить от неприятных переживаний, связанных с явлением «перепродажи».

Если все-таки не получилось избежать этого явления, то следующий список возможных решений может помочь ответить на вопрос: «Что делать, если вам отказывают в посадке на рейс по причине «перепродажи»?»

  • При условии, что на рейс есть свободные места, авиакомпания обязана предоставить эти места пассажиру, независимо от типа свободных мест и тарифа приобретенного билета. Предпочтение отдается детям без сопровождения взрослых и пассажирам с ограниченными возможностями.
  • Перевозчик может выступить с просьбой – остаться до следующего рейса. Пассажирам, согласившимся с предложением, полагается компенсация. Денежная компенсация зависит от дальности перевозки оказываемой пассажиру. Авиакомпания, кроме компенсации, возместит клиенту все расходы, связанные с проживанием (гостиница, трансфер, питание и т.д.). Размер компенсации может достигать 100 долл. в сутки.
  • В случае, когда по имеющимся причинам, пассажир не имеет возможности ожидать ближайшего рейса, перевозчик может принять решение – отправить клиента в пункт назначения на рейсе стороннего перевозчика. Для этого, представители компании предварительно должны переоформить билет на рейс стороннего перевозчика.

Если ни один из вышеописанных случаев не был вам предложен, необходимо требовать от сотрудника авиакомпании оставить пометку в билете, в которой будет указанна причина отказа в перевозке. Если возникшие обстоятельства и действия авиакомпании станут предметом судебного разбирательства, то причина отказа, изложенная в письменном виде, может значительно ускорить процесс разбирательства. В случае, когда билет возвращается по причине «перепродажи», возврат денег осуществляется в полном объеме, т.к. данный возврат выполняется по вынужденной причине.

В некоторых случаях, перевозчик может пытаться избежать своих обязательств, но пассажир должен помнить о своем праве на получение приобретенной им услуги и требовать выполнения обязательств авиакомпании в полной мере. Важно не терять самообладания и требовать от перевозчика условий, которые бы восполнили весь причиненный ущерб.

Сумма, удержанная авиакомпанией, представляется собой штрафную санкцию. В бухучете штраф за переоформление билета учитывается на счете 91 «Прочие доходы и расходы». В налоговом учете данные суммы учитываются в составе внереализационных расходов.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Организации могут быть предъявлены санкции:*
– за нарушение условий договора с контрагентом ;
– за неуплату (несвоевременную уплату) налога в бюджет ;
– в других случаях нарушения действующего законодательства (например, за административное правонарушение).

Бухучет

Неустойку и проценты за просрочку отразите в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Расчеты по признанным претензиям отразите на счете 76-2 «Расчеты по претензиям» (Инструкция к плану счетов):*

Дебет 91-2 Кредит 76-2
– признана претензия контрагента на сумму неустойки (процентов за просрочку исполнения денежного обязательства).

Санкции за просрочку включите в состав расходов на дату их признания или в день вступления в законную силу решения суда ().

ОСНО

При расчете налога на прибыль неустойку и проценты за просрочку включите в состав внереализационных расходов* (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Сергей Разгулин , действительный государственный советник РФ 3-го класса

2.Статья: Что говорит Минфин России об учете расходов на проезд сотрудников в командировку

Санкции за возврат или обмен билета уменьшают налогооблагаемую прибыль

Если по приказу руководителя срок командировки изменен, компании приходится обменивать билеты на проезд к месту ее проведения. Перевозчик, как правило, в этом случае удерживает комиссию за возврат или обмен билета. Минфин России в письме от 25.09.09 № 03-03-06/1/616 разъяснил, что уплаченные перевозчику санкции компания вправе учесть в составе внереализационных расходов на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 265 НК РФ.*

Отметим, что аналогичным образом финансисты позволяют учесть штраф за отказ от проживания в гостинице в случае предварительного бронирования мест для командированного работника (письмо от 29.11.11 № 03-03-06/1/786).

3.Статья: Налог на прибыль. Штрафы за переоформление и возврат билетов можно списать в расходы

Компания заключила с контрагентом договор на оказание услуг по приобретению билетов и бронированию мест в гостинице для командированного работника. За переоформление или возврат билетов, а также за отказ от проживания в гостинице договором между сторонами установлены штрафные санкции (например, из-за изменения сроков командировки). По мнению Минфина России, суммы таких штрафов можно учесть в расходах по налогу на прибыль. Условия приведены в письме от 29.11.11 № 03-03-06/1/786 .*

Для списания штрафа должник обязан признать такую задолженность. По мнению Минфина России, признанием обязанности уплатить штраф может являться как фактическая уплата кредитору штрафных санкций, так и письменное подтверждение готовности их заплатить. Данные суммы учитываются в составе внереализационных расходов на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 265 НК РФ.*

С уважением,

Евгения Комова, старший эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Натальей Колосовой,

руководителем направления VIP-поддержки.

Новаторство в мире электронных возможностей коснулось и такой области деятельности, как бухгалтерский отчет. В наши дни, почти все авиакомпании, выдают определенной организации, электронные авиабилеты, которые дают возможность быстро и мобильно передвигаться между пунктами назначения. Они предназначены для тех работников, которые отправляются в командировку за границу. О том, что же представляет из себя данный вид документа, мы расскажем в этой статье, для того, чтобы предприниматель знал, как составить правильный учет авиабилетов в бухгалтерском учете.

Общие сведения

Электронный авиабилет – это документ, который удостоверяет договоренность воздушного перемещения между клиентом и авиакомпанией. В отличии от стандартного авиабилета, электронный является цифровой записью в базе данных авиакомпании. Каждая организация должна вести учет билетов в бухгалтерском учете, так, как это тоже значительные затраты, которые необходимо фиксировать и записывать все данные.

Каждый электронный билет имеет свою структуру, и включает в себя несколько пунктов, которые помогут пассажиру добраться до места назначения.

В билете указаны:

  • Время отъезда;
  • Время прибытия;
  • Место, из которого выезжает клиент;
  • Место, в которое въезжает клиент.

Непосредственно сам электронный билет можно распечатать в агентстве по продажам авиабилетов. Для этого у них есть специально созданный бланк на английском языке. В том случае, если билет был приобретен в Интернете, то через электронную почту самого покупателя, можно получить подтверждение, которое покупатель может распечатать самостоятельно. На самом деле, в этом нет ничего сложного, просто нужно правильно все заполнить, а сама распечатка не занимает много времени.

Что входит в структуру электронного авиабилета?

  • Электронный купон – одна из самых важных частей билета, которая располагается в базе данных системы перевозчика;
  • Распечатка маршрута – это определенный документ, в котором есть вся нужная информация (информация о клиенте, рейсе, уведомления, а также цена билета);
  • Посадочный талон – такой вид документа, который клиент получает на регистрации. Он является подтверждением для посадки на самолет.

Следственно для того, чтобы подтвердить учет авиабилетов сотрудника, который уезжает в командировку за границу, он обязан принести в бухгалтерию своей организации распечатанный маршрут и талон для посадки в транспорт.

Учет авиабилетов в бухгалтерском учете

Теперь рассмотрим все правила и инструкции касательно налогового и бухгалтерского учетов при покупке электронного авиабилета.

В инструкции назначено, что пока сотрудник пребывает в командировке за границей, то ему будут возмещены:

  • Расходы на поездку;
  • Предварительный заказ авиабилетов;
  • Оплата аэропортовых сборов;
  • Провоз багажа в обе стороны.

Все эти условия могут быть выполнены только в том случае, если у работника есть все оригиналы документов, которые должны подтвердить все расходы в виде квитанций, чеков и т. д.

Таким образом получается, что электронный билет – это полноправный билет на транспортные средства, но со своими незначительными нюансами. Он обязательно должен быть показан в оригинале в том случае, если работник хочет, чтобы ему вернули все его потраченные средства за его время отлучения в командировку. Как писалось выше, распечатанный маршрут, который вмещает в себя всю необходимую информацию о стоимости билета, клиенте, и представляет из себя подтверждение того, что хозяйственная операция была совершена, а сам посадочный талон показывает полученные транспортные услуги.

При покупке авиабилета обязательно нужно указать следующие документы:

  • Документ про то, что оплата самого билета была проведена;
  • Непосредственно сам факт поездки.

Важно! Как уже было сказано, если в наличии есть все вышеперечисленные документы, то это дает предпринимателю все данные и расходы в бухгалтерский учет в том случае, если командировка сотрудника была связана с хозяйственной деятельностью организации.

Пример отражения данной операции в бухгалтерском учете

Компания купила электронный билет для отправки своего сотрудника, который был командирован в Стокгольм (Дания). Цель такой командировки – договор с иной компанией об открытии торговых путей. Согласно сведениям агента по продажам авиабилетов вся стоимость такого авиабилета составляет 5000 рублей.

Сюда также входят все расчеты в случае приобретения авиабилета с оплатой таких видов:

  • С расчетного счета;
  • С кредитного счета;
  • За наличку.

Также, в отдельные колонки записывается Дт счета, Кт счета, сумма, налоговый учет, а также примечания. На самом деле, составление данных в бухгалтерском учете не принесет никакого труда, потому, что там все расписано. Важно запомнить, что факт самой поездки показывает распечатанный электронный билет в бумажном виде вместе с тем же предъявлением талона для посадки на транспорт.

Следует отметить, если сотрудник может представить все документы о том, что он направляется в командировку, достаточным будет наличие одного из документов: только распечатанный электронный билет или же талон на посадку в транспортное средство.

Записи, которые делают в бухгалтерском учете:

  • Дебет 60 Кредит 51 – это все перечисленные средства для того, чтобы приобрести авиабилет;
  • Дебет 50 «Денежные документы» Кредит 60 – это отражение получения билета в сумме всех фактических затрат с учетом НДС, такая процедура делается на основе накладной того, кто платит;
  • Дебет 71 Кредит 50 «Денежные документы» — это уже выданный сотруднику электронный билет;
  • Дебет 20 Кредит 71 – это показанная в расходах сумма за цену электронного билета;
  • Дебет 19 Кредит 71 – это предъявленный НДС;
  • Дебет 68 Кредит 19 – принят к выдаче НДС.

Полностью все операции, которые были совершены, должны быть подкреплены и аргументированы документацией, ибо в противном случае, это может привести к плохим последствиям для организации. Все вышеперечисленные документы являются самыми первыми показателями для составления бухгалтерского учета авиабилетов, которые приобрела организация. Выдачу электронных билетов из кассы нужно обязательно записать в определенный реестр, для того, чтобы в будущем их можно было быстро найти и у предпринимателя не было никаких проблем с заполнением бухгалтерского учета.

Когда и как нужно записывать приобретенные авиабилеты в бухгалтерском учете?

Следует взять во внимание! Во всех бухгалтерских учетах купленные билеты, в том числе и электронные нужно отражать на счете 50-3 «Денежные документы» сразу же в тот момент, когда они поступили в организацию.

Согласно ст.166 Трудового Кодекса Российской Федерации, служебная командировка – это поездка сотрудника в то или оное место, для выполнения определенного поручения, которое определяет сам предприниматель, при этом сотрудник выезжает за место постоянной работы. Также, работодатель должен возместить все затраты сотрудника, которые были необходимы для выполнения задания (если есть все оригиналы документов). При этом размеры и порядок возмещения принимается коллективным договором сотрудников организации. После чего, все необходимые данные будут занесены в бухгалтерский учет, для того, чтобы можно было наблюдать расходы и в будущем не было никаких проблем.

Важно! На тот момент, когда организация уже приобрела билет, она не может быть уверена в том, что в результате данной операции будет произведено уменьшение ее экономической выгоды. Также нельзя определить сумму этого расхода, так, как билет может быть возвращенным, но в таких случаях все средства организации будут возвращены за минусом сборов и штрафов.

Авиабилет является договором перевозки между авиакомпанией и пассажиром, предоставляющим право на услуги авиационной пассажирской перевозки, в виде именного документа установленного образца. Билет является средством контроля и подлежит обязательной регистрации перед вылетом, после регистрации пассажир получает посадочный талон.
Приобрести авиабилеты покупатель может в туристской фирме или напрямую в авиакомпании. Необходимо отметить, что в дальнейшем от этого будет зависеть перспектива возмещения денежных средств за отказ от уже приобретенного авиабилета.
Практика свидетельствует, что наиболее распространена покупка авиабилетов через туристские фирмы, которые по действующему законодательству имеют заключенные с авиакомпаниями агентские договоры на реализацию данных билетов. В этом случае с туристом заключается договор купли-продажи.
По агентским договорам турфирмы обязуются оформить и продать билеты по требованиям и правилам, которые устанавливает авиакомпания. За свои услуги турфирма получает от перевозчика вознаграждение, которое и является ее выручкой и с которой необходимо платить налоги.
Авиакомпания самостоятельно решает, входит ли вознаграждение посредника в стоимость авиаперелета, которая указывается на бланке билета, либо такое вознаграждение оформляется на специальных бланках (квитанция сборов за оформление). Данные квитанции, так же как и авиабилеты, являются бланками строгой отчетности.

Пример 1. Турагентство «Авиатур-Инн» имеет заключенный агентский договор с авиакомпаний «Ред Вингс Эйр», на основании которого осуществляет продажу авиабилетов по маршруту Москва — Салоники — Москва и Москва — Афины — Москва.
В мае 2010 г. турагентством было продано 8 авиабилетов:

Вознаграждение турагентства в соответствии с договором составляет 15% от стоимости проданных авиабилетов. Авиакомпании перечисляется стоимость авиабилетов за вычетом вознаграждения.
турагента «Авиатур-Инн» будут сделаны следующие записи:
— в кассу получены денежные средства за авиабилеты (12 000 руб. x 2 + 13 500 руб. x 2 + 17 000 руб. x 2 + 13 000 руб. x 2):
Дебет счета 50 «Касса»
Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 111 000 руб.;
Дебет счета 006 «Бланки строгой отчетности» 111 000 руб.;
Кредит счета 006 111 000 руб.;
— отражена задолженность перевозчику по проданным авиабилетам:
Дебет счета 62
Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами» 111 000 руб.;
— отражена выручка от продажи авиабилетов в размере агентского вознаграждения (111 000 руб. x 0,15):
Дебет счета 76
Кредит счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка», 16 650 руб.;
— начислен НДС с агентского вознаграждения (16 650 руб. x 18% / 118%):
Дебет счета 90, субсчет «Налог на добавленную стоимость»,
Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты
по НДС», 2540 руб.;
— перечислена авиакомпании стоимость перевозки за вычетом вознаграждения по агентскому договору (111 000 руб. — 16 650 руб.):
Дебет счета 76
Кредит счета 51 «Расчетные счета» 94 350 руб.

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом (п. п. 1, 2 ст. 786 Гражданского кодекса РФ). При этом на практике случаются ситуации, в результате которых пассажиру приходится аннулировать приобретенный авиабилет.
Клиент вправе отказаться от исполнения договора, вернув купленные авиабилеты, при этом ему необходимо оплатить установленные штрафы за расторжение договоренности.
В случае отказа от полета, возврата или обмена авиабилета необходимо помнить, что условия отказа от полета, возврата или обмена авиабилета зависят от тарифа. Общее правило заключается в следующем: чем дешевле билет, тем с большими потерями производится его обмен или возврат.
Возврат производится на основании предъявляемого авиабилета с неиспользованными полетными купонами.
В случае отказа от полета по желанию пассажира (добровольный возврат) возврат денег за неиспользованный билет производится только в агентстве продажи билета. За несвоевременный отказ от полета (как правило, менее чем за сутки до вылета) с пассажира может удерживаться сбор (штраф) в установленном порядке. Некоторые виды предлагаемых тарифов накладывают ограничения на возврат вне зависимости от времени возврата вплоть до полного запрета возврата купленного билета.
В случае отказа от полета по независящим от пассажира причинам — отмена или задержка рейса, отсутствие мест на рейсе и т.п. (вынужденный возврат) — возврат, как правило, может быть произведен в кассах непосредственно в аэропорту. При этом никакие сборы или штрафы взиматься не должны.
Необходимо уделить внимание тому, что в случае вынужденного возврата представители авиакомпании в аэропорту или работники службы регистрации обязаны сделать в билете соответствующую отметку и заверить ее печатью или личным штампом, так как только такая отметка является основанием для агентства, производящего возврат денег, для признания возврата вынужденным.
По ст. 108 Воздушного кодекса РФ пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета, уведомив об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправления. Кроме того, авиаперевозчик вправе установить льготный срок. Тогда пассажир должен получить обратно всю уплаченную перевозчику сумму. При отказе от полета позднее установленного срока (менее чем за 24 часа до вылета) пассажир имеет право получить обратно уплаченную сумму с удержанием сбора. Законодательно оговорено, что его размер не может превышать 25% от стоимости перевозки.
Иностранные компании в большинстве своем удерживают достаточно большие штрафы, так как на них не распространяются требования, предъявляемые к российским перевозчикам.
В любом случае покупка авиабилета должна сопровождаться изучением покупателем условий и правил его возврата, отказа или обмена, т.к. популярные на сегодняшний момент минимальные тарифы представляют собой невозвратные и неменяемые билеты, при этом они могут подразумевать возврат только такс и аэропортовых сборов.
Размер штрафа не более 25% за отказ от перевозки менее чем за 24 часа до полета установлен также в ч. XXIII «Возврат денежных сумм, уплаченных за перевозку» Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82.
Такой вид штрафа действует только по договору перевозки, который заключается между пассажиром и самим перевозчиком.
В случае покупки авиабилета в туристской фирме, которая имеет агентский договор с перевозчиком, договором между клиентом и турфирмой оговариваются все размеры штрафов, правила взимания и условия их возникновения. Это обосновано тем, что перевозчик свободен в установке штрафов для турфирмы, реализующей его авиабилеты. Поэтому в данной ситуации конечные штрафы для пассажира в случае возврата билета и отказа от вылета могут отличаться от законодательно установленных и подлежат обязательному жесткому закреплению в договорных отношениях. Зачастую турфирмы устанавливают также дополнительные штрафные санкции для покрытия собственных расходов, понесенных при реализации авиабилетов.

Пример 2. Турагентство «ТревелЭйрбас» имеет заключенный агентский договор с авиакомпанией «Тай Авиа», на основании которого осуществляет продажу авиабилетов по маршруту Москва — Куала-Лумпур — Москва. Стоимость одного билета равна 60 000 руб. Агентское вознаграждение составляет 12% от стоимости билета. Турагентство «ТревелЭйрбас» не является плательщиком НДС.
Пассажиром было приобретено два авиабилета, и за 7 дней до осуществления вылета был осуществлен отказ от перелета. Штрафные санкции авиакомпании в данном случае составили 30% от общей стоимости авиаперелета, штрафы агентства — 2000 руб. с каждого проданного билета, подлежащего возврату.
В бухгалтерском учете турагента будут осуществлены следующие проводки:
— получены денежные средства за авиабилеты:
Дебет счета 50
— получены бланки авиабилетов от авиакомпании:
— списаны бланки проданных авиабилетов:
— передан авиабилет покупателю:
Дебет счета 62
Кредит счета 76 120 000 руб.;
— отражена выручка от продажи авиабилетов в размере агентского вознаграждения (120 000 руб. x 0,12):
Дебет счета 76
— перечислена авиакомпании стоимость перевозки за вычетом агентского вознаграждения (120 000 руб. — 14 400 руб.):
Дебет счета 76
Кредит счета 51 105 600 руб.;
— отражен штраф за аннуляцию перевозки (120 000 руб. x 0,3):
Дебет счета 91 «Прочие расходы и доходы», субсчет «Прочие расходы»,
Кредит счета 76 36 000 руб.;
— отражены штрафы и расходы, подлежащие возмещению организацией (36 000 руб. + 2000 руб. x 2):
Дебет счета 62
Кредит счета 91, субсчет «Прочие доходы», 40 000 руб.;
— возвращен авиабилет покупателем:
Дебет счета 76
Кредит счета 62 120 000 руб.;
— получены бланки авиабилетов от покупателя:
Дебет счета 006 120 000 руб.;
— возвращены авиабилеты авиакомпании:
Кредит счета 006 120 000 руб.;
— на расчетный счет получены от авиакомпании деньги за возвращенный билет за вычетом штрафных санкций (105 600 руб. — 36 000 руб.):
Дебет счета 51
Кредит счета 76 69 600 руб.;
— сторнировано агентское вознаграждение:
Дебет счета 76
Кредит счета 90, субсчет «Выручка», 14 400 руб.;
— возвращен остаток денежных средств покупателю (120 000 руб. — 40 000 руб.):
Дебет счета 62
Кредит счета 50 80 000 руб.

Таким образом, штрафы, которые турфирма уплачивает авиакомпании за возврат билетов, включаются в бухучете в состав прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
В целях налогообложения прибыли эти суммы отражаются как внереализационные расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (пп. 13 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ). Однако для турфирм, применяющих упрощенную систему налогообложения, штрафы в целях налогообложения не принимаются, поскольку они не поименованы в закрытом перечне затрат (п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

Работник организации был направлен в командировку, для чего организация в безналичном порядке приобрела от своего имени для работника авиабилет (в документарной форме), провозная плата по которому составила 8496 руб. (в том числе НДС 1296 руб.). Однако срок командировки был изменен, в результате чего авиабилет был сдан подотчетным лицом менее чем за 24 часа до рейса. Перевозчиком при возврате провозной платы удержана неустойка (25%), в результате чего было возвращено 6372 руб. Доходы и расходы для целей налогообложения учитываются методом начисления.

Бухгалтерский учет

Сумма неустойки, взысканная при возврате авиабилета, учитывается в составе прочих расходов в качестве штрафной санкции за нарушение условий договора (п. п. 11, 14.2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Признание указанных расходов в данном случае производится при появлении у перевозчика права на удержание неустойки, т.е. при сдаче перевозчику авиабилета и расчете им суммы неустойки.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, приобретенный авиабилет установленной формы учитывается как денежный документ на счете 50 «Касса», субсчет 50-3 «Денежные документы» (в сумме фактических затрат на его приобретение).

В данном случае возврат авиабилета осуществляется работником организации.

Для отражения расчетов с работниками при выдаче им под отчет денежных документов используется счет 71. Выдача авиабилета работнику для его возврата перевозчику может отражаться записью по кредиту счета 50, субсчет 50-3, в корреспонденции с дебетом счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Следовательно, после того как билет был сдан, по кредиту счета 71 отражаются:

Сумма денежных средств, возвращенных работнику перевозчиком в связи с отказом от поездки, в корреспонденции с дебетом счета 50, субсчет 50-1 «Касса организации»;

Расходы в виде удержанной неустойки в корреспонденции с дебетом счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы».

Налог на прибыль организаций

В целях налогообложения прибыли полученные доходы уменьшаются на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 Налогового кодекса РФ. Расходы при этом должны быть обоснованы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Согласно разъяснениям Минфина России удержанная при возврате билета сумма является санкцией за нарушение договорных обязательств и может быть учтена в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, по пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ (Письма от 29.11.2011 N 03-03-06/1/786, от 25.09.2009 N 03-03-06/1/616).

Указанные расходы признаются на дату признания их должником, т.е. в данном случае на дату возврата билета и удержания неустойки в соответствии с условиями приобретения и возврата билета (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

По общему правилу НДС, уплаченный по расходам на командировки (включая расходы на проезд), подлежит налоговому вычету (п. 7 ст. 171 НК РФ).

В отношении расходов на проезд налоговый вычет производится на основании счетов-фактур или иных документов, в частности на основании авиабилета, оформленного на бланке установленной формы, после принятия на учет расходов на проезд (п. 1 ст. 172 НК РФ).

В данном случае авиабилет сдан, т.е. фактически произошел отказ от договора перевозки, в связи с чем расходы по проезду не были понесены и, соответственно, не были признаны в бухгалтерском учете. Следовательно, оснований для налогового вычета НДС, указанного в авиабилете, у организации не возникло.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *