Повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг

Повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг

Решение УК не правомерно. Так, с 1 июля 2016 г. повышающий коэффициент утвержден Правительством РФ, что не требует подтверждения на местах. С 1 июля 2016 г. РСО (ресурсоснабжающая организация) и исполнители коммунальных услуг обязаны применять повышающий коэффициент при расчете платы граждан за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и электроснабжению (С 1 января 2017 г. исключена коммунальная услуга по отоплению). С 1 января 2017 г. величина повышающего коэффициента установлена на уровне 1,5. То есть плата за электричество, холодную и горячую воду автоматически увеличивается на 50%.

Но согласно п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном ИПУ сточных бытовых вод, рассчитывается:

— исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленной в таком жилом помещении, определенных по показаниям ИПУ холодной и (или) горячей воды за расчетный период;

— исходя из норматива водоотведения (путем умножения норматива на количество проживающих в помещении граждан и тариф) при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды.

Действующее законодательство не обязывает собственников помещений оснащать МКД приборами учета сточных вод ни в помещении, ни в целом по дому. Соответственно, и в приложении 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, не упоминается о применении повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальной услуги по водоотведению.

Точно так же в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ говорится о применении коэффициентов к нормативу потребления только коммунальных услуг по водо- и электроснабжению. Однако норматив водоотведения в жилых помещениях определяется исходя из суммы норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (п. 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Органы власти должны утверждать как базовый, так и повышенный нормативы потребления, учитывающие повышающие коэффициенты. Самовольно исполнитель не вправе умножать базовый норматив на коэффициент. Об этом сообщил Минстрой России в письме от 18.03.2015 № 7288-ач/04. В некоторых регионах власти ограничиваются утверждением базовых и повышенных нормативов потребления услуг по холодному и горячему водоснабжению. В этом случае при выполнении всех необходимых условий применения повышенных нормативов по водоснабжению норматив по водоотведению исчисляется как сумма повышенных нормативов по водоснабжению. Фактически выходит, что плата за водоотведение также увеличивается. Об этом же упомянул Минстрой России в указанном письме: при наличии технической возможности установки приборов учета холодной и горячей воды или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) такой возможности для расчета платы за водоотведение применяются повышенные нормативы. В других регионах уполномоченные органы власти предусматривают базовые и повышенные нормативы потребления коммунальной услуги по водоотведению (путем суммирования соответствующих видов нормативов потребления холодной и горячей воды). Это удобно, если помещение не оснащено индивидуальными счетчиками горячей и холодной воды.

Настоящая статья входит в цикл публикаций «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы. Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг и услуг по содержанию жилых помещений, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен

**************************************************

В настоящей статье рассмотрен миф о неправомерности предъявления к оплате стоимости отопления за неполные начальный и конечный месяцы отопительного периода в таком же размере, как и во все прочие полные месяцы отопительного периода в случае, если оплата производится в течение отопительного периода и в доме отсутствует общедомовой прибор учета теплоэнергии.

Суть лжетеории

Если субъект РФ принял решение об оплате коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, при этом многоквартирный дом не оборудован общедомовым прибором учета теплоэнергии, оплата производится по нормативу потребления теплоэнергии в те месяцы, в которые услуга по отоплению фактически предоставляется. Отопительный период может начаться не в первый день начального месяца отопительного периода, а закончиться не в последний день конечного месяца отопительного периода, при этом за указанные начальный и конечный месяцы отопительного периода, в которые услуга по отоплению предоставлялась в течение неполного месяца, исполнители коммунальных услуг предъявляют к оплате тот же объем потребленной теплоэнергии, что и за полные месяцы предоставления услуги по отоплению. Вместе с тем, по аналогии с расчетами по другим видам коммунальных услуг плата за отопление в неполные месяцы предоставления такой услуги должна быть пересчитана исходя из фактического количества дней потребления услуги.

Правильный порядок расчета

При кажущейся логичности мнения сторонников лжетеории о том, что за неполные месяцы предоставления коммунальной услуги по отоплению размер платы за эту услугу должен быть снижен, такое мнение не основано на законе.

Порядок расчета стоимости отопления утвержден Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила 354). В случае выбора органами госвласти субъекта РФ способа оплаты отопления в течение отопительного периода и при отсутствии общедомового прибора учета (далее — ОПУ) теплоэнергии в многоквартирном доме (далее — МКД) размер платы за отопление в i-том помещении определяется по формуле 2 Приложения 2 Правил 354:

Pi = Si × NT × TT,

где:
Si — общая площадь i-го помещения МКД (или общая площадь жилого дома);
NT — норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
TT — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Поскольку речь идет о случаях оплаты отопления именно в отопительный период, то приведенная формула применяется для определения стоимости отопления, подлежащей оплате в месяцы именно отопительного периода (в межотопительный период стоимость отопления будет равна нулю). При этом важно понимать, что расчет стоимости отопления производится за расчетный период, которым в соответствии с пунктом 37 Правил 354 является календарный месяц. То есть, по формуле 2 Приложения 2 ведется расчет стоимости отопления за месяц, если в этот месяц предоставлялась коммунальная услуга по отоплению (то есть, какая-либо часть данного месяца входит в отопительный период). Необходимо особо обратить внимание, что законодательством не предусмотрен учет фактического количества дней, в течение которых предоставлялась услуга по отоплению в течение конкретного месяца — стоимость потребленной коммунальной услуги рассчитывается исходя из площади помещения, норматива потребления теплоэнергии на отопление и тарифа на теплоэнергию.

И вот тут-то лжетеоретики и заявляют, что формула для расчета стоимости такой коммунальной услуги, как, например, холодное водоснабжение (ХВС), при отсутствии индивидуального прибора учета этой услуги выглядит схожим образом, разве что вместо площади помещения в расчете применяется количество проживающих в жилом помещении граждан. При этом если в течение месяца в какие-либо дни услуга по ХВС не предоставлялась, ее стоимость за месяц должна быть снижена, то есть должен быть произведен перерасчет. А поскольку формула расчета стоимости ХВС очень похожа на формулу расчета отопления, делается вывод, что аналогичный перерасчет (снижение стоимости услуги) положен и для отопления в том случае, если часть месяца не входит в отопительный период, а следовательно, в течение тех дней месяца, которые не вошли в отопительный период, услуга по отоплению не предоставлялась.

И именно в таком мнении кроется ключевая ошибка рассматриваемой ложной теории.

Абзац 2 пункта 98 Правил 354 устанавливает: «Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам».

И если в отношении ХВС пункт 1 Приложения 1 к Правилам 354 устанавливает требование «бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течение года» и утверждает порядок перерасчета за нарушение указанного требования (перерасчет за каждый час непредоставления услуги по ХВС свыше допустимого перерыва), то в качестве требования к коммунальной услуге по отоплению пункт 14 Приложения 1 к Правилам 354 устанавливает «бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода».

Таким образом, если отопительный период начался не с первого числа месяца или окончился не в последнее число месяца, то перерасчет за период непредоставления коммунальной услуги по отоплению в те дни, которые не входят в отопительный период, действующим жилищным законодательством не предусмотрен. Следовательно, стоимость коммунальной услуги будет одинаковой как за месяц, во все дни которого предоставлялась коммунальная услуга по отоплению, так и за тот месяц, часть дней которого не вошла в отопительный период, и в указанные дни отопление не предоставлялось.

Логика расчета стоимости отопления по нормативу

Казалось бы, в формулах расчета стоимости отопления допущена какая-то ошибка — ведь одинаковая стоимость отопления в месяцы, в которые услуга предоставлялась каждый день, и в те месяцы, когда услуга предоставлялась лишь часть месяца в связи с началом или окончанием отопительного периода в такие месяцы, выглядит нелогичной. Очевидно, что фактический объем потребления теплоэнергии в «полные» и «неполные» месяцы будет различным.

Однако, необходимо обратить внимание, что теплоэнергия на отопление на самом деле потребляется неравномерно в течение всего отопительного периода. Очевидно, что объем потребления теплоэнергии прямо зависит от температуры наружного воздуха — чем холоднее на улице, тем больше теплоэенергии требуется для отопления помещений в МКД. То есть, например, в декабре и январе теплоэнергии расходуется больше, чем в октябре и апреле. Почему же тогда в течение всего отопительного периода ежемесячный размер платы за отопление одинаков? Интересно, что такой вопрос лжетеоретиков не волнует, и они не требуют утверждения различных нормативов потребления теплоэнергии для каждого месяца отопительного периода.

Для понимания логики утвержденного Правилами 354 порядка расчета стоимости отопления необходимо понять смысл норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. Для этого обратимся к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным ПП РФ от 23.05.2006 № 306 (далее — Правила 306).

Порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по отоплению установлен формулой 5 Приложения 1 Правил 306 для метода аналогов и формулой 18 Приложения 1 Правил 306 для расчетного метода обе эти формулы выглядят одинаково:

Nо = Qо / (Sоб × nот),

где:
Qо — количество теплоэнергии, потребленной на отопление за один отопительный период всем МКД;
Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД (кв.м);
nот — период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).

В случае применения метода аналогов Qо измеряется с помощью приборов учета, в случае применения расчетного метода Qо рассчитывается, и при таком расчете учитывается множество параметров, в числе которых конструктивные и технические параметры МКД, средняя температура наружного воздуха за отопительный период, расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления, продолжительность отопительного периода (в сутках).

В обоих случаях смысл приведенной формулы заключается в том, что количество тепловой энергии, необходимой для отопления всех помещений МКД в течение отопительного периода, делится на общую площадь помещений МКД и на количество месяцев отопительного периода (полных и неполных). То есть, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению — это среднемесячное в течение отопительного периода потребление теплоэнергии на отопление, приведенное к квадратному метру площади помещения. Таким образом, оплата отопления по нормативу отопления в течение отопительного периода производится равными частями (в одинаковом размере) за каждый месяц отопительного периода (как полный, так и неполный).

Выводы

В настоящей статье развенчан миф об обязанности исполнителя коммунальной услуги по отоплению снижать размер платы за отопление за те дни месяца, которые не входят в отопительный период и в которые услуга по отоплению фактически не предоставлялась. Объем отопления, рассчитанный по нормативу потребления, является среднемесячным объемом потребления коммунальной услуги и не отражает фактически потребленный за конкретный расчетный период (месяц) объем теплоэнергии. Требования об изменении размера платы за отопление по причине непредоставления коммунальной услуги в течение начальной или конечной части месяца неправомерны при условии, что указанная часть месяца не входит в отопительный период.

Нифонтов Д.Ю. Понравилась статья? Оформите подписку, чтобы узнавать об актуальных статьях и важнейших новостях ЖКХ.

По распоряжению ресурсоснабжающей компании ООО «Газпром теплоэнерго МО» с апреля 2020 года в городском округе Пушкино при расчете платы за горячее водоснабжение будет применяться повышающий коэффициент.

В каких случаях применяется повышающий коэффициент? При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета горячей воды плата за горячую воду в жилых помещениях будет определяться исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента. Повышающий коэффициент составляет 1,5 к нормативу потребления.

Применение повышающего коэффициента предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года N 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг”.

В каких случаях повышающий коэффициент не применяется? Для тех помещений, где не имеется технических условий для установки приборов учета, повышающий коэффициент не применяется. В этом случае жителям необходимо предоставить в расчетный центр акт об отсутствии технической возможности установки приборов учета.

Плата за коммунальные услуги рассчитывается по нормативам в тех случаях, когда помещение не оборудовано приборами учета, показания приборов длительное время не передаются или счетчики вышли за срок межповерочного интервала. При расчете платы учитывается количество фактически зарегистрированных/проживающих граждан, а в случае отсутствия сведений о зарегистрированных/проживающих гражданах – количество собственников жилого помещения.

Узнать, когда истекает срок эксплуатации и межповерочный интервал счетчика, можно в паспорте прибора учета, в Едином личном кабинете на сайте МосОблЕИРЦ, при обращении в расчетный центр либо у завода-изготовителя оборудования. Кроме того, информация о дате плановой поверки может быть указана в верхней части единого платежного документа, в графе бланка для передачи показаний.

Для корректного формирования начислений МосОблЕИРЦ рекомендует своевременно передавать показания приборов учета воды — с 12 по 22 число, электроэнергии — с 15 по 25 число каждого месяца.

Передать показания приборов учета можно:

— в личном кабинете на сайте МосОблЕИРЦ;

— в мобильном приложении «Мой Мосэнергосбыт»;

— по телефонам контактного центра 8 495 374 51 61, 8 496 245 15 99 ежедневно с 8.00 до 22.00;

— через специальный ящик, установленный у входа в помещение клиентского офиса МосОблЕИРЦ по адресу: г. Пушкино, ул. Тургенева, д13.

1 января 1970 Специалисты ГУП «Водоканал» разъясняют, как быть, если у собственника нет прибора учета. – На что начисляется повышающий коэффициент?
– Начнем с того, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в случае отсутствия индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета потребления холодной/горячей воды, но при наличии технической возможности их установки, норматив потребления коммунальных услуг по холодному/горячему водоснабжению необходимо определять с учетом повышающего коэффициента. Повышающие коэффициенты составляют: с 1 января по 30 июня 2015 г. – 1,1; с 1 июля по 31 декабря 2015 г. – 1,2; с 1 января по 30 июня 2016 г. – 1,4; с 1 июля по 31 декабря 2016 г. – 1,5; с 2017 г. – 1,6.
Если технической возможности установить прибор учета в жилом помещении нет, при расчете размера платы за соответствующую коммунальную услугу применяется базовый норматив. Однако в результате ремонта или реконструкции ситуация может измениться. Поэтому Минстрой России считает целесообразным проводить обследования многоквартирных домов и жилых помещений исполнителями коммунальных услуг с участием организации, на которую возложены функции по текущему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Такие обследования призваны зафиксировать основания для возможности применения повышенного норматива.
Итак, если у собственника нет прибора учета, возрастает стоимость коммунальной услуги по холодному водоснабжению, которая исчисляется как норматив, умноженный на тариф.
– Кто именно начисляет повышающий коэффициент?
– «Водоканал» не производит расчет и начисление платы за оказанные коммунальные услуги потребителям (за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации Водоканал как ресурсоснабжающая организация приступает к оказанию коммунальных услуг потребителям – собственникам (пользователям) помещений многоквартирных домов) и, соответственно, не производит «начислений» повышающего коэффициента.

В письмах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18.03.2015 № 7288-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг» и от 11.09.2015 №29445-ЛГ/04, содержится разъяснение по вопросу применения повышающего коэффициента.
В случае, если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета, определяется по формуле п.п. «в» п.21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 №124 (далее – Правила №124).
При этом в качестве норматива потребления коммунальной услуги в формуле применяется значение базового норматива с учетом повышающего коэффициента.
Таким образом, при определении объема денежный средств в оплату коммунального ресурса, подлежащего перечислению исполнителем ресурсоснабжающей организации при отсутствии общедомового прибора учета, учитывается применение повышенного норматива в отношении потребителей.
В многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета ресурса, расчеты между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, производятся на основании показаний общедомового прибора учета не зависимо от наличия индивидуальных приборов учета у потребителей и применения к ним повышающих коэффициентов.
– Пеня начисляется на сумму уже с повышающим коэффициентом?
– Пени в соответствии с условиями договоров холодного водоснабжения и водоотведения и законодательством Российской Федерации начисляются на сумму просроченной задолженности. Если в состав задолженности (в отношении многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета) будут входить неоплаченные суммы, соответствующие разнице между применением базовых нормативов и повышенных нормативов, то на эту часть задолженности также будут начисляться пени.
– Куда идут средства, то есть разница между натуральным платежом и с повышающим коэффициентом?
– Сумма разницы, возникшей между начислениями потребителям платы за коммунальные услуги с применением норматива потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению с применением повышающих коэффициентов, с учетом приведенных выше разъяснений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, перечисляется ресурсоснабжающей организации только в случае отсутствия общедомовых приборов учета.
При наличии общедомовых приборов учета денежные средства, полученные исполнителями коммунальных услуг, направляются ими на реализацию мероприятий по энергосбережению.
Предприятием полученные средства (при расчетах согласно Правилам №124 по многоквартирным домам, неоснащенным общедомовыми приборами учета) так же будут направляться на мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности. В частности, на установку, замену общедомовых приборов учета, в том числе при расцепке многоквартирных домов, на установку индивидуальных приборов учета в нежилых помещениях многоквартирных домов.
Предприятие заинтересовано в получении информации о том, какие суммы составляют разницу между начислениями потребителям по базовому нормативу и повышенному нормативу для того, чтобы указанные суммы направлять на реализацию мероприятий по энергоэффективности.
– Если на разницу предполагается установить общедомовой прибор учета, нужно ли на общем собрании это утвердить и затем заключить какой-то договор с «Водоканалом»? Можно ли на эти средства оплатить индивидуальные приборы учета? Если дома необходим утепленный фасад, что тоже является энергосберегающей мерой, можно ли эти средства направить туда?
– Водоканал является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению, соответственно, будет правильным предоставлять комментарий в части мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
Реализация мероприятий по энергосбережению, источником финансирования которых являются в том числе средства, поступившие исполнителю коммунальных услуг в результате применения повышающих коэффициентов и соответственно повышенных нормативов, осуществляются в соответствии с договором управления многоквартирным домом.
При этом, для того, чтобы определить, на что именно эти средства должны быть направлены, исполнитель обязан в соответствии с жилищным законодательством инициировать общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, внести изменения в договор управления, включив в него перечень соответствующих мероприятий.
Таким образом, если собственники решат утеплить фасад многоквартирного дома, исполнитель коммунальных услуг может получить такое решение и оформить его в установленном законодательством порядке.
Предприятие рассчитывает на то, что денежные средства, полученные исполнителем от потребителей с использованием повышенных нормативов на холодное водоснабжение и водоотведение, будут направляться на реализацию мероприятий, связанных с установкой приборов учета в помещениях многоквартирных домов, где они отсутствуют.
В многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, Предприятие намерено направлять денежные средства на реализацию мероприятий, связанных с повышением энергоэффективности в части холодного водоснабжения и водоотведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *