Продажа посредством публичного предложения

Продажа посредством публичного предложения

До вступления в силу поправок, предусмотренных Законом №432-ФЗ, к Федеральному закону от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Далее – Закон о банкротстве), которыми были внесены изменения в п. 4, ст. 139 указанного закона реализация имущества должника посредством публичного предложения предусматривала признание победителем торгов — участника торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.

Фактически природа публичного предложения являлась аналогом акцепта оферты, по аналогии со ст. 438 ГК РФ. Должник, в лице организатора торгов, предлагал неограниченному кругу лиц приобрести имущество по цене, действующей для определенного периода публичного предложения. В случае если в определенном периоде никто «не принял оферту» по оговоренной цене, то цена последовательно снижалась либо до момента, когда хотя бы одно лицо изъявило желание приобрети имущество, либо когда цена снижалась до так называемой «цены отсечения». При этом с даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращался.

Не смотря на то, что Закон о банкротстве оперирует понятием «торги», применительно к публичному предложению, тем не менее, по смыслу публичное предложение не являлось торгами. Понятие «торги», как способ заключения договора, четко не определено в ст. 447 ГК РФ. Тем не менее, можно выделить основные признаки такой формы реализации имущества должника как «торги». При проведении открытых торгов двумя базовыми признаками являются: привлечение максимального количества участников и конкуренция ценовых предложений, которая позволяет реализовать имущество с максимальной выгодой. Что касается публичного предложения, то до вступления в силу соответствующих поправок публичное предложение не удовлетворяло ни первому, ни второму признаку. Максимальное количество участников не имело смысла, так как договор заключался с участником, который первым представил заявку. По этой же причине говорить о конкуренции ценовых предложений было бессмысленно, так как договор заключался по цене предложения имущества, заранее определенной организатором торгов.

Указанное мнение подтверждалось судебной практикой, согласно которой указывалось на отсутствие необходимости применения пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве с целью привлечения как можно большего числа покупателей для получения максимального результата, так как в данном случае общее количество заявок не имеет значения. При этом также было подтверждено положение о том, что продажа имущества посредством публичного предложения не является продажей на торгах по смыслу статьи 447 ГК РФ и пункта 5 статьи 110 Закона о банкротстве.

До внесения поправок в Закон о банкротстве сложилась практика, согласно которой ряд требований к процедуре проведения торгов посредством публичного предложения, предусмотренных Законом о банкротстве, не применялся, что приводило к нарушению прав участников торгов и ставило их в неравные условия. В частности, судами не применялись нормы абз. 11, п. 8, ст. 110 и положения п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве, согласно которым срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем 25 рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов, а также обязанность организатора торгов не позднее, чем за 30 дней до даты проведения торгов опубликовать сообщение о продаже имущества. Такое положение дел приводило к тому, что организатор торгов мог начать прием заявок в публичном предложении на следующий день после публикации сообщения о проведении торгов, в первый же день получить первую заявку, прекратить прием заявок и заключить договор купли-продажи имущества. Жалобы на подобные действия организаторов торгов неоднократно рассматривались как судами, так и органами Федеральной антимонопольной службы. Тем не менее, зачастую, суды не находили нарушений в действиях организатора торгов. В частности судами указывалось, что в продаже посредством публичного предложения решающее значение имеет период действия предложения. В противном случае публикация сообщения о публичном предложении не позднее, чем за тридцать дней до даты его размещения приведет к необоснованному затягиванию срока конкурсного производства и увеличению соответствующих расходов. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в процедуре конкурсного производства не устанавливает 30-дневного срока для размещения сообщения о продаже имущества должника путем публичного предложения.

Также невозможно было определить понятие «проведение торгов» в публичном предложении. А как следствие, применить положения п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве, о не менее чем 30-дневном сроке публикации до даты проведения торгов и определить срок приема заявок не менее 25 рабочих дней с момента публикации сообщения о торгах, так как прием заявок мог быть закончен в любой момент.

Фактически ситуация радикально изменилась принятием Закона №432-ФЗ которым были внесены поправки в п. 4, ст. 139 Закона о банкротстве, согласно которым в случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество. Можно говорить о том, что данное положение дел изменило природу публичного предложения, прировняв его к торгам, так как в данной трактовке определения победителя заложены базовые признаки торгов: привлечение максимального количества участников с целью получения максимального ценового предложения и конкуренция ценовых предложений.

В связи с изменением данного порядка необходимо учесть, что вся приведенная практика, скорее всего, будет пересмотрена в обратную сторону. Так, соблюдение срока не менее 25 рабочих дней на возможность подачи заявки на участие в торгах (абз. 11, п. 8, ст. 110 Закона о банкротстве) уже имеет совершенно понятный смысл: обеспечение возможности подачи заявки на участие в торгах максимально возможному количеству заинтересованных лиц. Также как и срок в 30 дней с момента публикации сообщения о торгах, предусмотренный п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве. Указанные сроки, как в случае торгов в форме аукциона, направлены, прежде всего, на возможность заявителя провести необходимые процедуры по регистрации на электронной площадке, ознакомиться с имуществом и подать заявку. Формальный подход по соблюдению сроков в 25 рабочих дней на подачу заявки может заключаться в том, что в первом периоде публичного предложения срок приема заявок может быть определен, как срок не менее 25 рабочих дней.

Остается неопределенным вопрос о понимании термина «проведение торгов» в публичном предложении в соответствии с новым порядком. Понимание данного термина важно при определении срока публикации сообщения о торгах не менее, чем за 30 дней до даты проведения торгов. Однако здесь можно обратиться к аналогиям. Согласно абз. 5, п. 13, ст. 110 Закона о банкротстве при проведении торгов с закрытой формой подачи ценовых предложений организатор торгов публично в день, во время и в месте, которые указаны в сообщении о проведении торгов, оглашает представленные участниками торгов предложения о цене. Организатор торгов рассматривает предложения участников торгов о цене и определяет победителя торгов. Часто встречается мнение о том, что «проведение торгов» является длящейся процедурой. Однако если определить момент времени, когда можно «провести» торги, то можно считать, что «проведение торгов» имеет определенные временные рамки. Как в аукционе с закрытой формой подачи ценовых предложений, так и в публичном предложении. До момента, пока не определены участники торгов, провести торги невозможно. Как и невозможно их провести до момента публичного оглашения ценовых предложений и их сравнения. То есть фактически «проведением торгов» можно считать процедуру сравнения представленных ценовых предложений.

В соответствии с новым порядком проведения торгов посредством публичного предложения, изложенным в п. 5.2. Приказа № 495 все зарегистрированные заявки на участие в торгах, направляются оператором электронной площадки организатору торгов не позднее тридцати минут после наступления окончания периода проведения торгов. Таким образом, организатор торгов, может рассмотреть поступившие заявки на участие в торгах посредством публичного предложения, определить участников торгов и сравнить ценовые предложения не ранее окончания первого периода проведения торгов. Следовательно, датой проведения торгов можно считать следующий день после окончания первого периода торгов.

Необходимо отметить, что заявитель может подать заявку на участие в торгах в «установленный срок», что фактически означает любой интервал времени в пределах «установленного срока», когда объявлен прием заявок. Следовательно ситуация при которой данный срок может быть сокращен, либо итоги торгов могут быть подведены до момента окончания «установленного срока» является недопустимой. В отличие от прежнего порядка подведения итогов публичного предложения, когда итоги торгов могли быть подведены в любой момент.

В заключение следует отметить, что положения абз. 5, п. 6.1.3. Приказа № 495 поставили точку в спорах относительно вопроса о выборе победителя торгов посредством публичного предложения исходя из поступления всех заявок в течение всех периодов публичного предложения или исходя из заявок, поступивших на определенном периоде публичного предложения. Приказом № 495 установлено, что заявки на участие в торгах, поступившие в течение определенного периода проведения торгов, рассматриваются только после рассмотрения заявок на участие в торгах, поступивших в течение предыдущего периода проведения торгов, если по результатам рассмотрения таких заявок не определен победитель торгов.

установить в процессуальном законодательстве процедуру восстановления системы ведения реестра и учетных данных депозитария в судебном порядке с обязательным запросом суда в таких случаях в Центральный депозитарий;

обязать в случае утраты учетных данных регистраторов и депозитариев незамедлительно ставить об этом в известность Центральный депозитарий.

Результатом этого будет следующее: если в результате технических (компьютерных) сбоев, умыш-

ленного уничтожения реестра и других случаев суд запросит соответствующую информацию у Центрального депозитария, то суд соберет соответствующие заявления пострадавших лиц и восстановит учетные записи на определенный момент. В том случае, если какие-то записи восстановлению подлежать не могут (а при такой конфигурации это явно будет касаться небольшого числа владельцев бумаг), организации учетной системы будут обязаны компенсировать потери пострадавшим инвесторам.

—-ХЗ——

Аукцион и продажа посредством публичного предложения: соотношение процедур

О. А. Беляева

Как известно, торги (аукционы, конкурсы) являются неизбежным следствием рыночных отношений, когда отсутствуют твердо фиксированные цены. По мнению С. Э. Жилин-ского, основное предназначение любых торгов заключается в установлении объективных цен на товары (работы, услуги)1. Точнее будет сказать, что торги используются во многом для того, чтобы исключить влияние продавцов и покупателей на формирование цены имущества, работ или услуг. В определении цены заключается экономическая функция торгов, в то время как с юридической точки зрения они остаются одним из способов заключения договора.

Беляева Ольга Александровна — ведущий научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук.

1 См.: Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов.

5-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 402.

Аукцион демонстрирует оптимальное сочетание экономической и юридической функций торгов, ведь он нацелен не только на заключение договора с победителем аукциона (юридический аспект), но и на определение «лучшей» цены такого договора (экономический аспект)2. В последнее время аукционы очень идеализированы, они представляются как передовой способ определения рыночной цены любого имущества, в то время как при малом спросе аукционы могут пре-

2 Законодательство России сейчас определенно тяготеет к повсеместному использованию аукционных процедур. Традиционно аукционы используются в ходе исполнительного производства, реализации предмета ипотеки, для продажи имущества должника в ходе банкротства. Встречаются и нетипичные явления, как то аукционы по передаче право на единую технологию (ст. 1547, 1548 ГК РФ, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии»).

вратиться в формализованную и неудобную процедуру. «Малый спрос» ведет к признанию аукциона несостоявшимся, когда он не достигает своей основной цели — заключения договора купли-продажи или иного договора. В п. 5 ст. 448 ГК РФ отмечается лишь одна причина для признания аукциона несостоявшимися: поступление организатору торгов одной заявки. Как должен после этого поступить организатор торгов, нормы ГК РФ не определяют. Этот вопрос решается в актах специального законодательства применительно к той сфере общественных отношений, где использовались торги. Причем единого подхода не наблюдается: в одних случаях специальные акты определяют предельное количество возможных торгов (первых, повторных и т. д.), в других предусматривают переход к иным процедурам заключения договора, как и торги, основанные на началах состязательности.

В связи с этим интересно проанализировать такой способ заключения договора, как «<продажа имущества посредством публичного предложения», основания и сфера его применения, отличительные черты по сравнению с аукционом. Такой анализ необходим для того, чтобы не допустить смешения схожих процедур заключения договора, неверного применения правовых норм в случае рассмотрения споров.

Посредством публичного предложения может продаваться: 1) государственное или муниципальное имущество после того, как не состоялся аукцион по его реализации; 2) имущество должника на стадии конкурсного производства, если несостоявшимися были признаны первые и повторные торги по его продаже и договор купли-продажи не заключен (п. 4 ст. 139 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)) (далее — Закон о банкротстве).

Заметим, что сфера применения продажи посредством публичного предложения названными случаями не ограничивается и на практике эта

процедура заключения договора активно используется различными хозяйствующими субъектами.

Общих правил продажи имущества посредством публичного предложения действующее законодательство не содержит, положения Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации) и Закона о банкротстве в части регулирования данной процедуры не идентичны.

Приватизационные торги могут быть проведены лишь один раз, повторные торги проводиться не должны. Причем Закон о приватизации не предусматривает каких-либо последствий несостоявшегося приватизационного конкурса. Если же несостоявшимся будет признан приватизационный аукцион, то в дальнейшем имущество должно продаваться посредством публичного предложения (ст. 23 Закона о приватизации). Таким образом, продажа имущества посредством публичного предложения следует за объявлением несостоявшимся первого и единственного приватизационного аукциона.

Данное положение Закона о приватизации не всегда верно трактуется судами при разрешении споров, связанных с признанием аукционов несостоявшимися. Так, ФАС Дальневосточного округа отметила, что Закон о приватизации не запрещает повторное выставление собственником имущества на аукцион при несостоявшемся первом аукционе, поэтому необязательно продавать имущество посредством публичного предложения после первых же несостоявшихся аукционных торгов3. Подобная позиция суда представляется весьма спорной, поскольку отсутствие в Законе о приватизации разрешения на проведение повторного аукциона

3 См.: Постановление ФАС Дальневосточ-

ного округа от 20 февраля 2007 г. № Ф03-А51/06-1/5216 по делу № А51-10740/2006-

2-218 // СПС «КонсультантПлюс».

следует рассматривать как запрет на такое действие. Данный вывод обусловлен определенной спецификой законодательства о приватизации: хотя приватизационный процесс базируется на многих принципах гражданского права, все же он носит и административно-правовой характер4.

В нормах Закона о приватизации имеется широкий инструментарий для продажи государственного и муниципального имущества. Продажа может осуществляться поэтапно с использованием установленных законом процедур: аукцион — продажа имущества посредством публичного предложения — продажа имущества без объявления цены. Каждая последующая процедура применяется в случае, если не увенчалась успехом предыдущая, т. е. имущество не было продано (приватизировано). В частности, неправомерно вслед за несостоявшимся аукционом продавать государственное или муниципальное имущество без объявления цены, пропуская при этом процедуру продажи посредством публичного предложения.

Аукцион и продажа посредством публичного предложения являются самостоятельными способами приватизации, хотя у них есть ряд общих черт. Данные процедуры проводятся одним и тем же продавцом в отношении одного и того же имущества, и эти процедуры осуществляются в случае, если предшествующий способ приватизации себя не оправдал, т. е. имущество не выбыло из государственной (муниципальной) собственности5.

Продажа посредством публичного предложения представляет собой публичную оферту (п. 1 ст. 23 Закона о приватизации, п. 2 ст. 437 ГК РФ). В свою

4 См.: Беляева О. А. Оспаривание приватизационного аукциона // Цивилист. 2008. № 1. С. 50.

5 О соотношении аукциона и продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения см. также: Комментарий судебно-арбитражной практики. Вып. 16 / Под ред. В. Ф. Яковлева. М., 2009. С. 177—189. с

очередь, зарегистрированная заявка является принятием публичного предложения (акцептом) о заключении договора купли-продажи государственного или муниципального имущества6. Здесь наблюдается проявление принципа «зеркального соответствия» акцепта оферте, которого придерживается отечественное право, требуя, чтобы акцепт был полным и безоговорочным, и признавая акцепт на иных условиях контрофертой (ст. 438, 443 ГК РФ). «Зеркальное соответствие» означает, что договор может быть заключен только при полном совпадении волеизъявления сторон, т. е. при достижении полного согласия относительно всех условий договора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М. И. Брагинский точно отметил, что «из двух конститутивных признаков торгов — публичности и состязательности — при продаже имущества посредством публичной оферты сохраняется только один — публичность. В этом случаев признак состязательности отсутствует»7. В. В. До-линская также подчеркивает, что именно наличием элемента состязательности заключение договора на торгах отличается от обычного способа возникновения договорных обязательств путем акцепта оферты8.

Безусловно, эти суждения верны отчасти. Но, на мой взгляд, некая состязательность публичному предложению все же свойственна, а потому данная процедура в некотором

6 В п. 6 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. № 549, конкретизируется, что в заявке должно содержаться указание на то, что претендент полностью и безоговорочно принимает публичное предложение о продаже имущества, ознакомлен с проектом договора купли-продажи имущества, опубликованным одновременно с информационным сообщением, и обязуется заключить договор по указанной в нем цене предложения.

7 Брагинский М. И. Конкурс. М., 2005. С. 44.

8 См.: Долинская В. В. Торги: общая харак-

теристика и виды // Закон. 2004. № 5. С. 3.

смысле схожа с аукционом. Состязательность выражается здесь не в предложении наиболее высокой цены, а в скорости подачи заявки, так как приоритетное право на заключение договора купли-продажи имущества отдается тому лицу, которое первым предложит заплатить за него цену первоначального предло-жения9. При продаже посредством публичного предложения состязательность потенциальных покупателей, конечно, минимизирована, ведь данный способ продажи используется лишь тогда, когда аукционные торги не состоялись, по этой причине процедура реализации имущества существенно упрощена.

Тем не менее есть ситуации, со всей очевидностью демонстрирующие состязательный характер продажи имущества посредством публичного предложения. Так, нередки случаи, когда на приватизационный аукцион не подается ни одной заявки, а в ходе процедуры продажи имущества путем публичного предложения к продавцу выстраивается очередь из претендентов. Интересно, что конкуренция между двумя и более потенциальными покупателями государственного (муниципального) имущества делает невозможным объективное определение той заявки, которая должна быть зарегистрирована, поскольку нормативный порядок проведения продажи посредством публичного предложения в такой ситуации не определен. По большому счету в подобном случае первая заявка должна приниматься от того представителя, который фактически сумел первым войти в помещение (комнату) приема заявок и первым положить свою заявку на стол регистратору (представителю или сотруднику продавца).

9 Цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже имущества на аукционе, признанном несостоявшимся (абз. 3 п. 2 ст. 23 Закона о приватизации).

Понятно, что использование того или иного способа приватизации должно преследовать цель продажи имущества по максимально выгодной для продавца и адекватной состоянию рынка цене. Но на деле выходит так, что наличие нескольких претендентов на приобретение имущества само по себе еще не свидетельствует о незаконности продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, если первоначально имелись условия для выбора такого способа приватизации (признание ранее назначенного аукциона несостоявшимся). Поэтому утверждение о необходимости проведения повторного аукциона в связи с наличием нескольких покупателей имущества не будет основано на нормах Закона о приватизации.

В то же время факт наличия нескольких потенциальных покупателей со всей очевидностью свидетельствует, что такой способ приватизации, как продажа путем публичного предложения, не соответствует уровню коммерческого спроса в отношении имущества и неминуемо ведет к отчуждению имущества по заниженной цене.

Следовательно, наличие нескольких претендентов на приобретение подлежащего продаже государственного или муниципального имущества является предпосылкой для такого способа приватизации государственного имущества, как аукцион (конкурс). Поэтому, как показывает судебно-арбитражная практика по данной категории споров, Закон о приватизации в этой части нуждается в совершенствовании10.

Что касается использования публичного предложения в ходе банк-

10 О спорах, связанных с определением первого претендента на подачу заявки, см.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10 марта 2009 г. по делу № А26-1528/2008; постановление ФАС Московского округа от 21 декабря 2006 г. № КГ-А40/12078-06 по делу № А40-4837/06-48-17 и проч. // СПС «КонсультантПлюс».

ротства, то продажа имущества должника на стадии внешнего управления осуществляется путем проведения первых и повторных торгов (п. 18 ст. 110 Закона о банкротстве). Закон о банкротстве не описывает возможные действия внешнего управляющего в случае, если и первые, и повторные торги не состоятся ввиду полного отсутствия заявок от претендентов. Поэтому следует предположить, что безуспешное проведение повторных торгов в период внешнего управления должно означать принципиальный отказ собрания (или комитета) кредиторов от реализации имущества должника как таковой.

В то же время отказаться от реализации имущества должника в период конкурсного производства невозможно, так как в любом случае конкурсному управляющему необходимо собрать денежные средства на осуществление расчетов с кредиторами. Поэтому, если торги в ходе конкурсного производства дважды не состоятся (ни победитель торгов, ни второй участник, ни единственный участник не заключат договор купли-продажи, либо на торги не будет подано ни одной заявки), конкурсный управляющий должен реализовать имущество должника посредством публичного предложения.

Арбитражный управляющий, публикуя извещение о продаже имущества посредством публичного предложения, обязан сообщить о начальной цене продажи, величине и периодах ее последовательного снижения. Если заявок о приобретении имущества не поступает, цена снижается в порядке, установленном в сообщении, и начинается новый период ожидания заявок от заинтересованных лиц. Покупателем признается тот, кто первым подаст заявку о приобретении имущества по цене, которая не ниже начальной в данном периоде. В отличие от приватизационного законодательства в Законе о банкротстве не предусмотрена так называемая цена отсечения (минимальная цена, по которой может быть

продано приватизируемое имущество). Можно заключить, что аналогом «цены отсечения» является минимальная цена продажи, определенная органами управления должника. Однако существует и противоположная позиция. Так, ФАС Северо-Кавказского округа отметила, что согласование минимальной цены продажи имущества, не проданного на торгах и подлежащего продаже посредством публичного предложения, с органами управления должника законодательством не предусмотрено11.

Необходимость четкого разграничения аукциона и продажи посредством публичного предложения обусловлена рядом причин. Так, в судебно-арбитражной практике отсутствует единообразный подход к рассмотрению подобных споров. В одних случаях суды обоснованно отказываются квалифицировать продажу посредством публичного предложения как торги12; в других рассматривают споры, связанные с этой процедурой, по правилам, установленным для оспаривания торгов13.

Кроме того, дословная формулировка п. 4 ст. 139 Закона о банкротстве звучит как «<торги по продаже имущества должника посредством публичного предложения». Регулирование данной процедуры в Законе о банкротстве является отсылочным, к ней должны применяться практически все положения ст. 110 Закона о банкротстве, регламентирующей именно порядок проведения торгов.

Представляется, что это не совсем верный подход, продажа посредством публичного предложения разновидностью торгов не является, хотя бы потому, что она не соответ-

11 См. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10 апреля 2009 г. по делу № А32-15196/2007-60/413-Б.

12 См. постановление ФАС Московского округа от 25 августа 2009 г. № КГ-А40/8030-09 по делу № А40-79728/08-73-270.

13 См. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20 октября 2008 г. по делу № А82-11517/2007-56.

ствует многим формальным характеристикам торгов14.

Во-первых, аукцион и в процессе приватизации, и в ходе банкротства проводится с обязательным внесением задатков претендентами на участие в нем. Продажа имущества посредством публичного предложения сбор задатков не предусматривает. Причина этого весьма проста. Проведение аукциона — процесс довольно длительный и состоит из следующих этапов: извещение об аукционе — проведение аукциона и определение его победителя — оформление результатов аукциона—заключение договора с победителем. Условием допуска претендента к участию в аукционе среди прочего является своевременное внесение им задатка. При продаже имущества посредством публичного предложения сравнение заявок не осуществляется, так как процедура прекращается в

14 Интересно отметить, что продажа имущества через публичное предложение упоминается в законодательстве Республики Узбекистан, в котором также наблюдается повсеместное смешение понятий. В частности, в постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 апреля 2003 г. № 188

«О мерах повышения эффективности проводимой реструктуризации и финансового оздоровления экономически несостоятельных предприятий» (ИПС «Законодательство стран СНГ») реализация имущества на основании публичного предложения рассматривается как процедура, отличная от аукционных торгов, в другом называется прямыми торгами при условии публичной оферты или прямым договором на условиях публичной оферты. В Республике Молдова продажа посредством публичного предложения представляет собой способ приватизации, при котором акции государства выставляются для продажи гражданам Республики Молдова на определенный срок по установленной цене через финансовое учреждение, имеющее сеть филиалов на территории республики (п. 2 постановления Правительства Республики Молдова от 8 апреля 1998 г. № 396 «Об утверждении положения о продаже акций посредством публичного предложения» // ИПС «Законодательство стран СНГ»).

момент регистрации первой заявки (акцепта публичной оферты). Предварительное внесение задаточных денег с ценой первоначального предложения не совпадает, поэтому оно не имеет смысла.

Во-вторых, аукцион — это «очная» процедура. Аукцион, проводимый с подачей предложений о цене в открытой форме, предполагает совместное присутствие участников на аукционе для устного сообщения аукционисту своих ценовых предложений. Если же ценовые предложения подаются участниками аукциона в закрытой форме (в запечатанных конвертах), то на аукционе «совместно присутствуют» не сами участники, а их закрытые письменные предложения. Одновременное вскрытие конвертов в день проведения аукциона нацелено на сравнение этих предложений и определение наилучшего из них.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При продаже имущества посредством публичного предложения заявки не соревнуются друг с другом ни устно, ни при одновременном их оглашении. Даже если предположить, что участников этой процедуры будет два и более, она пройдет в «заочной» форме. Алгоритм ее проведения будет следующим: сообщение о продаже — заявка — регистрация заявки — заключение договора; либо: сообщение о продаже — заявка — отказ в регистрации заявки — следующая по очередности заявка — заключение договора. В любом случае заявки не рассматриваются совместно, а только по очередности, т. е. последующая заявка рассматривается организатором процедуры лишь при условии отказа в регистрации предыдущей заявки.

В-третьих, аукцион проводится в точном соответствии с теми условиями, что были ранее объявлены в информационном сообщении. Основополагающее условие аукциона — начальная цена имуществ, которая должна повышаться участниками в ходе проведения аукционных торгов. Если для участия в аукционе подана одна заявка или не подано ни одной заявки, аукцион признается

несостоявшимся. Иными словами, процедура завершается так и не начавшись, аукцион объявлен, но не проведен. Изменить условия аукциона, чтобы стимулировать потенциальных претендентов к подаче заявок, организатор не вправе.

В свою очередь, продажа имущества посредством публичного предложения в связи с отсутствием заявок не заканчивается. Она разделена на периоды, по истечении каждого из которых цена предложения последовательно снижается на заранее объявленную величину15. Поэтому акцептом публичного предложения является заявка о приобретении государственного или муниципального имущества по цене, установленной в текущем периоде.

В-четвертых, при публичном предложении государственного (муниципального) имущества право его приобретения принадлежит первому заявителю, поэтому лучшая цена — это всегда цена первоначального предложения. В ходе аукционных торгов, напротив, выявляется наиболее высокая цена, определяемая по результатам состязания (соревнования, конкуренции) аукционных заявок. Если аукцион проводится с подачей ценовых предложений в открытой форме, сначала участники путем поднятия карточек подтверждают начальную цену. Затем они заявляют собственные цены, повышая их в соответствии с «шагом» аукциона либо путем оглашения цены в размере, кратном шагу аукциона. Если же аукцион проводится с использованием запечатанных

15 В ходе приватизации период последовательного снижения цены должен составлять не менее трех дней (подп. «а» п. 3 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. № 549), на практике, как правило, цена снижается еженедельно. На стадии конкурсного производства этот период определяется собранием (или комитетом) кредиторов (п. 7 ст. 110 Закона о банкротстве).

конвертов, то ценовое предложение любого участника равно либо выше начальной цены продажи16.

Однако в этой части положения Закона о банкротстве отличаются от приватизационного законодательства. Дело в том, что заявка на приобретение имущества должника посредством публичного предложения не совпадает с ценой первоначального предложения, она должна быть выше ее, хотя не установлено, насколько выше. Тем не менее ценовое соревнование между претендентами отсутствует, поскольку принятие первой заявки означает прекращение продажи имущества посредством публичного предложения. Иными словами, заявку о приобретении имущества считать акцептом вряд ли возможно, так как она не совпадает с ценой, сообщенной в оферте (публичном предложении). Следует отметить, что в юридической науке наметился отход от жесткой формулы «зеркального соответствия акцепта оферте», которая критикуется как несоответствующая интересам современного гражданского оборота и значительно отяжеляющая процедуру заключения договора17.

Предположим, в текущем периоде начальная цена продажи составляет 1 млн руб. Сегодня конкурсный управляющий получил заявку о приобретении имущества на сумму 1,1 млн руб. Следовательно, продажа посредством публичного пред-

16 См. Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утв. постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 (п. 15, 16).

17 См.: Кучер А. Н. Теория и практика преддоговорного этапа: юридический аспект. М.,

2005. С. 159, 164; Пугинский Б. И. Коммерческое право России. М., 2000. С. 134. В Концепции развития гражданского законодательства (одобрена Президентом РФ 7 октября 2009 г. // Вестник ВАС РФ. 2009. № 11) отмечена необходимость более гибкого и дифференцированного правового регулирования предпринимательских отношений в части допущения акцепта на иных условиях.

ложения должна быть остановлена. Где гарантия того, что на следующий день управляющий не получит заявку на сумму 1,5 млн руб. или больше? На мой взгляд, положения Закона о банкротстве в этой части непоследовательны. Различия ценовых предложений — предпосылка аукционных торгов, тем более что Закон о банкротстве упоминает еще и о «победителе торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения». Хотя «победителя» в этой процедуре определенно быть не может по той простой причине, что сравнение ценовых заявок не производится, с принятием первой заявки процедура прекращается. Пожалуй, можно говорить о победе над некими гипотетическими соперниками, которые попросту не успели явиться к управляющему со своими заявками.

В связи с этим более удачным представляется подход Закона о приватизации: публичное предложение есть публичная оферта, а заявка на приобретение имущества — акцепт договора купли-продажи. Организатор процедуры в таком случае не связан сомнениями относительно возможной более высокой цены приобретения имущества.

Кстати сказать, прежние правила о продаже имущества должника в ходе внешнего управления были более схожи с аукционом, нежели действующие положения Закона о банкрот-стве18. Так, если торги трижды не состоялись, собрание (или комитет) кредиторов могло поручить внешнему управляющему осуществить продажу имущества должника посредством публичного предложения. В этом случае управляющий публиковал сообщение о продаже и в течение одного месяца собирал поступившие заявки о приобретении имущества. Затем по результатам сравнения этих заявок управляющим определялась наилучшая цена, в соответствии

18 Речь идет о ст. 110 Закона о банкротстве до изложения ее в новой редакции в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 296-ФЗ.

с которой с ее заявителем и заключался договор купли-продажи. Таким образом, элементом сравнения ценовых предложений, правда без каких-либо формальностей, характерных для аукциона, публичное предложение имущества должника было в некотором роде схоже с аукционом19.

Способы заключения договора в современном гражданском обороте отличаются значительным многообразием; состязательность в различных ее проявлениях может быть присуща не только торгам, но и другим механизмам заключения договора. Сравнение аукционной процедуры с продажей имущества посредством публичного предложения демонстрирует не только необходимость их последовательного разграничения в правоприменительной практике, но и целесообразность модернизации положений ст. 139 Закона о банкротстве. Неприемлемым представляется то обстоятельство, что одна и та же процедура в случае приватизации и в случае конкурсного производства проводится в настоящее время по разным правилам. На мой взгляд, оптимальным является правовое регулирование продажи имущества посредством публичного предложения, данное в Законе о приватизации.

Библиографический список

Беляева О. А. Новые правила торгов в ходе банкротства // Хозяйство и право. 2009. № 8.

Беляева О. А. Оспаривание приватизационного аукциона // Цивилист. 2008. № 1.

Брагинский М. И. Конкурс. М., 2005.

Долинская В. В. Торги: общая характеристика и виды // Закон. 2004. № 5.

Кучер А. Н. Теория и практика преддоговорного этапа: юридический аспект. М., 2005.

– метод фиксированной цены (открытое предложение): при проведении IPO по методу отрытого публичного предложения цена акций определяется заранее. При данном методе существует период сбора заявок, в течение которого инвестиционный банк собирает заявки на акции компании. Сбор заявок продолжается до тех пор, пока не будут собраны заявки на все предлагаемые на продажу акции компании, или же эмитент не отменит размещение акций. Этот метод является весьма распространенным за пределами США, однако применяется все реже, особенно на более крупных и активных рынках;

– метод аукциона: является самым распространенным способом продажи правительственных облигаций, а также часто применяется при приватизациях, однако для проведения первичного размещения акций используется относительно редко. Аукционы часто приводят к «недопродажам» акций компании, что является основным их недостатком. С точки зрения ценообразования, аукционы могут быть оптимальны в случае, когда существует значительное количество информации о компании и эта информация широко распространена среди большого количества разрозненных инвесторов. Поэтому аукционы часто выбираются для приватизации известных компаний в отраслях, которые хорошо изучены и понятны инвесторам, имеют большое количество сотрудников и значительную клиентскую базу.

– метод формирования книги заявок: основное отличие метода формирования книги заявок заключается в том, что этот метод дает андеррайтеру (сторона, гарантирующая эмитенту выручку от продажи выпуска ценных бумаг, обычно в качестве андеррайтера выступает инвестиционный банк) полный контроль над распределением акций компании среди потенциальных инвесторов. Процесс формирования книги заявок начинается с объявления диапазона цены (Price Range), который носит предварительный характер, и часто окончательная цена может устанавливаться за пределами первоначального интервала.

Согласно формальной процедуре сбора заявок, инвестиционные банкиры предлагают институциональным инвесторам «высказать интерес» в акциях компании. В качестве показателя интереса выступает заявка (Bid) на определенное количество акций компании. Также потенциальные инвесторы могут указать максимальную цену, которую они готовы заплатить за акцию (Limit Price). Время формирования книги заявок в среднем занимает два месяца, но иногда может затянуться до четырех месяцев. Книга содержит заявку (Bid) каждого потенциального инвестора, название данного инвестора, количество требуемых акций и максимальную цену (Limit Price). В ней также отличена дата внесения заявки и дата всех последующих пересмотров заявки.

Существует три типа заявок:
– простая заявка (Strike Bid) на покупку определенного количества акций независимо от окончательной цены акций;
– заявка с указанием максимальной цены (Limit Bid), в том случае, когда инвестор указывает максимальную цену, по которой он готов купить акции;
– ступенчатая заявка (Step Bid), в которой указывается количество акций в зависимости от уровня цен.

Существуют также «гибридные» методы проведения IPO, при которых для продажи разных траншей акций используются определенные методы: аукцион/открытое предложение; аукцион/формирование книги заявок; формирование книги заявок/открытое предложение (самый распространенный способ).

Основные этапы проведения IPO (по методу формирования книги заявок)

Процесс выпуска акций можно условно разделить на шесть этапов. Детали и конкретные сроки различных этапов могут меняться, однако сама структура процесса остается постоянной.

1. Долгосрочная подготовка компании к IPO.
Примерно за два года до выхода на публичный рынок компания должна начать выполнять основные требования, предъявляемые к публичным компаниям, – разработать бизнес-план и регулярно подготавливать финансовую отчетность.

2. Формирование команды для проведения IPO и общее собрание.
На этом этапе компания должна выбрать ведущий инвестиционный банк, юридическую фирму и аудитора. Инвестиционный банк будет выступать основным советником эмитента и осуществлять функции андеррайтера. За шесть-восемь недель до официальной регистрации в Комиссии по ценным бумагам проводится общее собрание, на котором составляется план-график IPO, и распределяются обязанности членов команды. Процесс IPO официально начинается с общего собрания.

3. Разработка проспекта эмиссии.
Предварительный проспект является основным маркетинговым инструментом и должен содержать всю необходимую инвесторам информацию о компании. Как правило, он включает финансовую отчетность за последние пять лет, описание целевого рынка компании, конкурентов, стратегии развития, команды менеджеров и пр. Одновременно андеррайтеры приступают к изучению деятельности компании, тщательному анализу всех сведений, которые будут внесены или упомянуты в «комфортных письмах» аудиторов и юридических консультантов, направляемых андеррайтеру.

Предварительная версия проспекта печатается и подается для проверки в Комиссию по ценным бумагам. Ведущий андеррайтер подбирает инвестиционный синдикат, который поможет распределить акции компании среди инвесторов. Предварительный проспект рассылается институциональным инвесторам.

4. «Дорожное шоу».
Одновременно начинается «дорожное шоу» (Road Show), т. е. посещение собраний инвесторов в различных городах и презентация компании крупным инвесторам (фондам, страховым компаниям, банкам, физическим лицам). Цель данного мероприятия – убедить потенциальных инвесторов купить акции компании.

Его продолжительность составляет три-четыре недели и включает по две встречи в день руководства компании с инвесторами. Это самая важная часть подготовки выхода на рынок. По мере проведения «дорожного шоу» андеррайтеры начинают формировать книгу заявок.

По окончании «дорожного шоу» руководство компании встречается с инвестиционными банкирами для согласования окончательного объема выпуска и цены акций («цена предложения»). Цена и объем выбираются в зависимости от ожидаемого спроса на акции компании. После согласования окончательной стоимости предложения и размера эмиссии, печатается финальная версия проспекта и ценовая поправка (Рrice Аmendment). Далее, в случае ее одобрения, начинается распределение акций среди инвесторов.

5. Начало торговли акциями компании.
После согласования цены акций и не ранее, чем через два дня после выпуска окончательной версии проспекта компании, объявляется о вступлении IPO в силу (обычно после закрытия торгов). Определенное количество акций компании распределяется между членами инвестиционного синдиката, брокерами и их клиентами. Торговля акциями компании на бирже начинается на следующий день после объявления IPO. Ведущий андеррайтер отвечает за организацию гладкой торговли и обеспечение ценовой стабилизации акций компании.

6. Завершение сделки.
Сделка по андеррайтингу (деятельность инвестиционных посредников по гарантированному выпуску ценных бумаг на первичном рынке) считается завершенной, когда компания передает свои акции андеррайтеру, а он переводит полученные деньги на счет компании (обычно через три дня). Через семь дней после дебюта компании IPO объявляется состоявшимся. Через 25 дней с момента начала торговли заканчивается так называемый «период молчания».

Только по окончании этого периода андеррайтер и другие члены синдиката могут делать публичные прогнозы и определять стоимость компании, а также давать рекомендации инвесторам относительно покупки акций компании.

Максимальная активность IPO на международном фондовом рынке была зарегистрирована в 1999 г., когда впервые выпустили ценные бумаги более 200 компаний. Российская компания впервые провела IPO за рубежом в 1997 г., разместив акции на фондовой бирже Нью-Йорка. Этой компанией была ОАО «ВымпелКом».

В России уже в течение нескольких лет, начиная с 2004 г., наблюдается увеличение числа предприятий с предложениями о размещении акций.

Отечественные компании осуществляли IPO в основном на двух российских биржах ‑ РТС и ММВБ. Однако в ближайшие несколько лет эти фирмы планируют выйти и на западные фондовые рынки. По мнению некоторых специалистов, во многом это объясняется тем, что на российских фондовых биржах используется мало финансовых инструментов, что негативно сказывается на активности торгов с акциями.

В качестве потенциальных западных площадок для отечественных компаний выступают AIM и NASDAQ – подразделения LSE и NYSE соответственно. И та и другая биржи уже торгуют акциями российских предприятий.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Публичное предложение — аукцион на повышение. Реализован для продажи имущества (аукционный торг проводится 1 час, в случае отсутствия ценовых предложений происходит снижение начальной цены, в случае подачи ценовых предложений аукцион идет на повышение).

Разделы, которые необходимо заполнить в форме извещения «Публичное предложение»:

Основные сведения:

Укажите наименование процедуры.

В поле «Время предоставления ценового предложения на шаге понижения (минут)» из выпадающего списка выберите нужное значение: 10 или 15 минут.

В поле «Время ожидания нового ценового предложения (минут)» из выпадающего списка выберите нужное значение: 10 или 30 минут.

В поле «Продавец (Собственник)» из выпадающего списка выберите нужного Продавца (список Продавцов формируется из «Реестра собственников имущества»).

Сведения об организаторе:

Заполняется автоматически.

Требуется указать организатора процедуры: сам продавец или отдельный орган, выполняющий организационно-технические функции.

Контактное лицо:

Заполняется автоматически.

Можно заполнить самостоятельно сведениями о пользователе, который не зарегистрирован на ЭП (включить чек-бокс «Контактное лицо не зарегистрировано как пользователь площадки»).

Документы и сведения:

В поле «Информационное сообщение» прикрепите документацию по процедуре (поле обязательно для заполнения).

В поле «Проект договора» Вы можете прикрепить файл договора (поле не обязательно для заполнения).

Если включен чек-бокс «По данному имуществу проводились торги», то откроется дополнительное поле для прикрепления документов.

В поле «Форма заявки» укажите вид формы заявки на участие, которую потребуется заполнить Участнику:

• Системная форма заявки — в случае выбора данного вида Участнику потребуется заполнить стандартную форму заявки на участие, предлагаемую площадкой. Образец формы заявки можно просмотреть в файле «Заявка на участие в продаже посредством публичного предложения».

• Своя форма заявки — в случае выбора данного вида Участнику потребуется заполнить форму заявки на участие, составленную по Вашему усмотрению. Для прикрепления своего образца заявки на участие в открывшемся поле «Форма заявки» нажмите кнопку «Добавить».

Порядок оформления заявок на участие:

Вы можете указать «Требования, предъявляемые участнику» и «Ограничения участия отдельных категорий участников» (поля не обязательны для заполнения).

Сроки и пояснения:

Требуется указать.

• Дата и время начала подачи заявок;

• Дата и время окончания подачи заявок;

• Дата и время рассмотрения заявок;

• Дата и время начала торгов;

Лоты:

Указывается список добавленных лотов.

Новый лот:

Требуется указать:

• Наименование имущества;

• Регион (по умолчанию отображается регион Организатора);

• Начальная цена;

• Цена отсечения (сумма, до которой происходит снижение начальной цены аукциона);

• Шаг понижения (сумма, на которую происходит снижение начальной цены аукциона);

• Тип шага аукциона и Шаг аукциона (шаг может быть только фиксированной суммой, указанной в % или числом):

Если выбран тип шага – фиксированная сумма, то появится возможность указания параметров: Возможность делать ставки кратные шагу, Возможность делать ставки после себя

Если процент от НЦ, то только Возможность делать ставки после себя

• Тип ​первой ставки аукциона:
По начальной цене​ — у Претендента будет возможность подать первое ценовое предложение в размере начальной цены;​
По начальной цене + шаг аукциона​ — у Претендента будет возможность подать первое ценовое предложение в размере начальной цены + шаг аукциона.​

• Тип задатка (фиксированная сумма или процент от НЦ) и его размер;

• Порядок ознакомления с имуществом (поле обязательно для заполнения);

• Порядок ознакомления с иной информацией (поле обязательно для заполнения);

• Обременения (ограничения) (поле обязательно для заполнения);

• Срок подписания договора по итогам продажи, дней (поле обязательно для заполнения).

После заполнения разделов «Новый лот» нажмите кнопку «Сохранить лот». После сохранения отобразятся дополнительные кнопки для добавления и удаления новых лотов:

• Для добавления новых лотов нажмите на кнопку «Добавить новый лот»;

• Для удаления лота нажмите на кнопку «Удалить лот»;

• Для того, чтобы скопировать лот, нажмите на кнопку «Копировать лот».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *