Ст 9 402 ФЗ

Ст 9 402 ФЗ

Содержание

Ошибка 404

1. Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

2. В случае, если индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, они сами организуют ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, а также несут иные обязанности, установленные настоящим Федеральным законом для руководителя экономического субъекта.

3. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель экономического субъекта, который в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также руководитель субъекта среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в части 5 статьи 6 настоящего Федерального закона, может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

(в редакции Федеральных законов от 28.12.2013 № 425-ФЗ, от 04.11.2014 № 344-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Положения части 4 статьи 7 не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на день вступления в силу данного документа возложено ведение бухгалтерского учета (часть 2 статьи 30 данного документа).

4. В открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

(в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

1) иметь высшее образование;

(в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

(в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

5. Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами.

6. Физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно соответствовать требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи. Юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного работника, отвечающего требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи, с которым заключен трудовой договор.

7. Главный бухгалтер кредитной организации и главный бухгалтер некредитной финансовой организации должны отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации.

(в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

8. В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:

1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Похожие главы из других работ:

Аудит денежных средств и расчетов с подотчетными лицами

1.3 Характеристика основных положений федерального закона «Об аудиторской деятельности»

аудиторский правовой нормативный обязательный При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе: 1…

Аудиторская деятельность. Независимость аудитора

1. Дайте краткую характеристику Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Основным документом правового регулирования аудиторской деятельности является Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. №307-ФЗ. Закон был подготовлен рабочей группой с участием представителей Министерства финансов РФ…

Бухгалтерский и налоговый учет

2. Основное содержание Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Цель нового Закона о бухучете — исключить устаревшие и неэффективные нормы, устранить пробелы. Статья 1. Цели и предмет настоящего Федерального закона 1…

Бухгалтерский учет и анализ оплаты труда на предприятии

Наибольший удельный вес в структуре фонда оплаты труда во всех периодах занимает оплата по тарифу (2011г. и 2012 г.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О бухгалтерском учете»

— 45%) и премия за результаты работы (2011 г. и 2012 г. — 35%) и. Наименьший удельный вес составляют выплаты по районному и северному коэффициенту (2011 г. и

Для повышения гибкости фонда оплаты труда, объективности оценки достижений работников и соотношений в оплате труда разных групп необходимо усиление стимулирующей функции заработной платы…

Международные стандарты финансовой отчетности и их влияние на развитие бухгалтерского учета в России

2.2 Анализ исполнения Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности

Сводная информация, сформированная по данным Банка России и ФСФР России, об исполнении Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» в 2013 — 1014 гг….

Международный стандарт аудита

3.1 Применение МСА 500 в бухгалтерском учете

При оказании услуг в области бухгалтерского учета аудитор использует свое профессиональное суждение для определения того, в какой степени прочие услуги позволяют сократить объем работы, необходимой для подтверждения мнения аудитора…

Нормативное регулирование бухгалтерского учета

1.1 Закон РФ о бухгалтерском учете

Основным законодательным актом, регулирующим организацию и ведение бухгалтерского учета, является Закон о бухгалтерском учете…

Обоснование и разработка учетной политики – основы организации бухгалтерского учета

1. Методические аспекты содержания и составления учетной политики в бюджетном учете

Отчетность территориальных органов федерального казначейства по исполнению федерального бюджета

1. Годовая отчетность территориальных органов федерального казначейства по исполнению федерального бюджета

Отчетность территориальных органов федерального казначейства по исполнению федерального бюджета

1.2 Состав годовой бухгалтерской отчетности территориальных органов федерального казначейства по исполнению федерального бюджета

В состав бюджетной отчетности включаются следующие формы документов: · Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130); · Баланс по поступлениям и выбытиям средств бюджета (ф…

Отчетность территориальных органов федерального казначейства по исполнению федерального бюджета

1.3 Порядок составления годовой бухгалтерской отчетности территориальных органов федерального казначейства по исполнению федерального бюджета

Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130) формируется получателем средств бюджета…

Совершенствование организационной структуры управления закупками на примере предприятия АО «Дикси Юг»

3. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 44-ф3

КогнитивЛот представляет собой комплексное системное решение по автоматизации полного закупочного цикла в рамках Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ…

Совершенствование организационной структуры управления закупками на примере предприятия АО «Дикси Юг»

4. СООТВЕТСТВИЕ СТАНДАРТАМ И СЕРТИФИКАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 44-ф3

Система полностью соответствует стандартам и архитектуре построения закупочного процесса в рамках Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2015 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ…

Стандарты аудита

3. Сравнительный анализ содержания МСА №240 и ПСАД №13

Правило (стандарт) №13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита» введено Постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 №532. 1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности…

Характеристика деятельности ФГУ Администрация морского порта Калининград

1.2 Анализ основных экономических показателей деятельности ФГУ АМП Калининград за 2011 — 2012 гг.

О результатах деятельности ФГУ АМП можно судить на основании технико-экономических показателей, представленных в Таблице № 1.1: Таблица 1.1. Технико-экономические показатели деятельности ФГУ АМП Калининград за 2011 -2012 гг…

1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

3. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

4. Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным «законодательством» Российской Федерации.

5. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (последняя редакция)

В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.

7. В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

8. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.

Примечание:БУХУЧЕТ
Большой раздел с массой полезной информации по бухучету

Главная — Статьи

Комментарий к статье 9 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»: Первичные учетные документы

Комментарий к п. 1 ст. 9

Общее требование по оформлению первичными учетными документами всех фактов хозяйственной жизни представляется очевидным.
Отличие от аналогичного требования, содержавшегося в прежнем Законе о БУ, в том, что первичные документы более не будут называться оправдательными, а также в том, что оформлению подлежат не хозяйственные операции, а факты хозяйственной жизни.

По нашему мнению, данное определение представляется не вполне корректным, так как на уровне терминологии (используемой новым Законом о бухгалтерском учете) факты хозяйственной жизни и объекты бухгалтерского учета не являются идентичными понятиями.

Комментарий к п. 2 ст. 9

Пункт 2 ст. 9 комментируемого Закона содержит перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать первичный учетный документ.
В соответствии с аналогичной нормой, содержавшейся в п. 2 ст. 9 прежнего Закона о БУ, перечень обязательных реквизитов был установлен для документов, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

С одной стороны, с 2013 г. применение унифицированных форм не является обязательным. Поэтому соответствующая оговорка в тексте нормы п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете не воспроизведена. С другой — перечень обязательных реквизитов теперь применяется к любым формам учетной документации, используемой организацией (экономическим субъектом).

Все основные обязательные реквизиты сохранены. Однако имеются и некоторые особенности.

Во-первых, фактически расшифровано прежнее название реквизита «измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении» — под ним понимается количество в натуральном измерении, единица измерения и сумма оценки соответствующего актива или обязательства.

Во-вторых, в соответствии с общим изменением терминологии в наименовании реквизитов используется понятие факта хозяйственной деятельности (вместо хозяйственной операции).

Наконец, в-третьих, на наш взгляд, самым существенным изменением является то, что первичные документы теперь могут подписывать не только лица, ответственные за правильность его оформления, но и лица, ответственные за совершение (правильность совершения) сделки или события.

Комментарий к п. 3 ст. 9

Данное требование также перенесено из прежнего Закона о БУ практически дословно. Изменения коснулись терминологии.

Комментарий к п. 4 ст. 9

Норма п. 4 принципиально новой не является. Руководитель организации и ранее имел право (или был обязан) утверждать формы первичной учетной документации. Разница в том, что ранее это касалось только тех форм, которые не были унифицированными. С 2013 г. руководитель экономического субъекта обязан утверждать исключительно все формы, используемые в организации.

Следует обратить внимание на то, что образцы форм на утверждение должно представлять лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Таким образом, в том случае, когда обязанности по ведению бухгалтерского учета передаются сторонней организации (на условиях договора аутсорсинга или аналогичного), представлять формы документов должен специалист, с которым заключен соответствующий договор.

В организациях государственного сектора (на которые действие п. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете не распространяется) порядок применения форм первичных учетных документов регулируется отдельными нормами Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, а также Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».

При этом, как следует из Перечня унифицированных форм первичных учетных документов, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями (Приложение 1 к Приказу Минфина России от 15.12.2010 N 173н), организациями государственного сектора могут применяться формы первичных учетных документов для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (класса 05 «Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации сектора государственного управления» ОКУД), а также формы документов класса 03 «Унифицированная система первичной учетной документации» ОКУД (то есть те, которые ранее применялись хозяйствующими субъектами иных отраслей и видов деятельности). Таким образом, альбомы унифицированных форм первичной учетной документации могут по-прежнему использоваться в практике документооборота между экономическими субъектами, хотя и в ограниченном масштабе.

Комментарий к п. 5 ст. 9

Принципиально новым в норме п. 5 ст. 9 является упоминание об электронных документах и об электронной цифровой подписи.

Как уже отмечалось, действующий в настоящее время Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» утрачивает силу с 1 июля 2013 г. Вместо него после указанной даты должен вступить в силу Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ введены, в частности, следующие основные понятия:

  • электронный документ — документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме;
  • электронная цифровая подпись — реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;
  • закрытый ключ электронной цифровой подписи — уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в электронных документах электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи;
  • открытый ключ электронной цифровой подписи — уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу электронной цифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе;
  • сертификат ключа подписи — документ на бумажном носителе или электронный документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и которые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи.

При использовании открытых ключей подписи дополнительные расходы, связанные с применением ЭЦП, как правило, минимальны, а дополнительных мероприятий по обеспечению сохранности сертификата ключа подписи не требуется. Однако на практике при осуществлении коммерческих расчетов, расчетов, связанных с получением бюджетных средств, представлением бухгалтерской и иной отчетности, наиболее целесообразным представляется использование закрытого ключа.

Условия признания ЭЦП установлены нормами ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ.

Электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:

  • сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
  • подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;
  • электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.

Особенности использования электронной цифровой подписи в сфере государственного управления установлены ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ.

В Федеральном законе от 06.04.2011 N 63-ФЗ, который должен вступить в силу с 1 июля 2013 г., существенно изменена терминология. В частности, введены понятия неквалифицированной и квалифицированной электронных подписей, а также уточнен порядок получения сертификатов ключей, организации взаимодействия между организациями, использующими электронные подписи, и удостоверяющими центрами.

Статьей 19 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ специально оговорено, что сертификаты ключей подписей, выданные в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», признаются квалифицированными сертификатами в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью до 1 июля 2012 г., признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ.

Комментарий к п. 6 ст. 9

Данная норма не является принципиально новой. Аналогичное требование содержалось в п. 7 ст. 9 прежнего Закона о БУ. Отличия от новой нормы представляются исключительно терминологическими.

Обращаем внимание на то, что в п. 6 ст. 9 нового Закона о бухгалтерском учете речь идет именно о первичных учетных документах (а не об отчетности). Таким образом, чаще всего необходимость дублирования данных электронного документа на бумажном носителе будет возникать в силу коммерческого договора (с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками и т.п.). Такими документами, в частности, могут быть расчетные документы, а также документы, опосредующие движение материально-производственных запасов (например, накладные). Также можно предположить, что в настоящее время подобные требования договоров будут характерны для условий, касающихся представления счетов-фактур (по суммам НДС).

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Счета-фактуры теперь также могут представляться в электронном виде, однако пока эта практика широкого распространения не получила.

Комментарий к п. 7 ст. 9

Отличия нормы нового Закона о бухгалтерском учете, регулирующей порядок внесения исправлений в первичные учетные документы, от ранее действовавшей также можно считать существенными.

Во-первых, уточнен порядок внесения исправлений. Ранее исправления в первичные учетные документы могли вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений. При этом оставалось неясным, каким образом должно было оформляться указанное согласование. Теперь же фактически установлено, что для подтверждения согласия заинтересованных лиц достаточно их подписи (и расшифровки подписи). То есть, например, при необходимости внесения исправлений в авансовый отчет исправления должны быть подтверждены не только тем, кто фактически их вносил (бухгалтера), но и подотчетным лицом. Исправления в двусторонних актах (например, при оформлении приемки выполненных работ или оказанных услуг) должны подтверждаться представителями обеих сторон, подписавшими документ, и т.д.

Следует обратить внимание еще на одну деталь. Нормой п. 5 ст. 9 прежнего Закона о БУ прямо запрещалось внесение исправлений в кассовые и банковские документы. В новом Законе о бухгалтерском учете эта норма фактически расширена. Вместе с тем измененная норма обязывает бухгалтера точно знать, что внесение исправлений в тот или иной первичный учетный документ не запрещено.

В настоящее время, по нашим данным, действует один явно сформулированный запрет на внесение изменений: в соответствии с п. 2.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом Банка России от 12.10.2011 N 373-П, не допускается внесение исправлений в кассовые документы.

Внесение исправлений в банковские документы (подготавливаемые организациями, находящимися на расчетно-кассовом обслуживании), скорее всего, будет невозможно по факту — представитель кредитной организации просто не будет принимать к исполнению документы с исправлениями.

Комментарий к п. 8 ст. 9

Изъятие бухгалтерских документов может производиться, в частности, при проведении мероприятий налогового контроля, при производстве дел об административных правонарушениях, в рамках производства по уголовным делам. Порядок и правила изъятия документов установлены соответствующими Кодексами — НК РФ, КоАП РФ, АПК РФ, УПК РФ и т.д. Так, в частности, порядок изъятия документов в порядке административных процедур регулируется ст. 27.10 КоАП РФ. При осуществлении налоговых проверок и расследований по уголовным делам изъятие документов производится, как правило, в рамках выемки.

Пунктом 100 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ установлено, что первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством РФ.

Особенности изъятия электронных документов на уровне законодательства пока не определены. По нашему мнению, в данном случае речь должна идти об изъятии носителей, на которых размещены такие документы. Следовательно, правило об изготовлении копий электронных документов на практике следует понимать как предоставление бухгалтерии (документы которой изымаются) возможности сделать бумажные и (или) электронные копии (на другом носителе) изымаемых документов.

К оглавлению: Комментарий к Закону № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»

О бухгалтерском учете —
сравнение законов № 129 и № 402-ФЗ

С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Что же нового в этом законе? Для ответа на этот вопрос предлагаю сравнить новый Закон «О бухгалтерском учете» со «старым» Законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ.

  1. Сфера действия закона

  2. Законодательство РФ о бухгалтерском учете

  3. Термины, понятия и определения

  4. Кто вправе не вести бухгалтерский учет

  5. Полезные ссылки по теме

Сфера действия Закона «О бухгалтерском учете»

Сравнив положения пункта 1 статьи 4 Закона № 129-ФЗ и статьи 2 Закона № 402-ФЗ можно понять, что сфера действия нового Закона «О бухгалтерском учете» существенно расширена. К экономическим субъектам, на которые распространяется действие закона, отнесены:

  • коммерческие и некоммерческие организации;

  • филиалы и представительства иностранных организаций;

  • индивидуальные предприниматели;

  • адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;

  • нотариусы;

  • иные лица, занимающиеся частной практикой;

  • государственные органы;

  • органы местного самоуправления;

  • органы управления внебюджетных фондов;

  • Центральный Банк РФ.

Отдельной нормой в Законе N 402-ФЗ закреплено, что он применяется в следующих случаях:

  • при ведении бюджетного учета и составлении бюджетной отчетности;

  • при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учета операций с имуществом, полученным в доверительное управление;

  • при ведении бухгалтерского учета в простом товариществе;

  • при ведении бухгалтерского учета при выполнении соглашений о разделе продукции.

Законодательство о бухгалтерском учете

Закон № 129-ФЗ

Закон № 402-ФЗ

  1. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из (статья 3):
    • Федерального закона «О бухгалтерском учете»;
    • Других федеральных законов;
    • Указов Президента РФ;
    • Постановлений Правительства РФ
    • Нормативная база бухгалтерского учета состоит из (пункт 2 статьи 5):
      • Планов счетов бухгалтерского учета и инструкций по их применению;
      • положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, устанавливающих принципы, правила и способы ведения организациями учета  хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
      • других нормативных актов и методических указаний по вопросам бухгалтерского учета;
      • положений и стандартов, устанавливающих принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей
      1. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из (статья 4):
      1. Федерального закона «О бухгалтерском учете»;
      2. Других федеральных законов;
      3. Принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов
    • К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся (статья 21):
      • федеральные стандарты (обязательны для применения);
      • отраслевые стандарты (обязательны для применения, устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности);
      • рекомендации в области бухгалтерского учета;
      • стандарты экономического субъекта
      • Комментарий к стате 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете»

        Остановимся на новшествах, вводимых Законом № 402-ФЗ.

        Стандарт бухгалтерского учета — это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета (пункт 3 статьи 3 Закона N 402-ФЗ). Согласно части 1 статьи 21 Закона N 402-ФЗ различают федеральные, отраслевые стандарты и стандарты экономического субъекта. Международные стандарты (МСФО) не поименованы в числе документов в области регулирования российского бухгалтерского учета, они лишь являются основой при разработке федеральных и отраслевых стандартов (п. 4 ст. 20 Закона N 402-ФЗ).

        Законом N 402-ФЗ установлена строгая иерархия документов, регулирующих бухгалтерский учет, и установлено правило непротиворечивости этих документов (часть 15 статьи 21 Закона N 402-ФЗ):

        • федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить Федеральному закону «О бухгалтерском учете»;

        • отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам;

        • рекомендации в области бухгалтерского учета и стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

          О бухгалтерском учете (с изменениями на 29 июля 2018 года)

        Термины, понятия и определения

        Закон № 129-ФЗ

        Закон № 402-ФЗ

        Бухгалтерский учет — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (пункт 1 статьи 1)

        Бухгалтерский учет – формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными
        настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (статья 3)

        Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

        Бухгалтерская (финансовая) отчетность — информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом

        Международный стандарт — стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта

         

        Отчетный период — период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность

        План счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета

        План счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета

         

        Стандарт бухгалтерского учета — документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета

         

        Факт хозяйственной жизни — сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3)

        Законом № 402 вводя в объекты учета факты хозяйственной жизни вместо хозяйственных операций, добавляет такие новые объекты бухгалтерского учета, как сделки и события (причем не только те, которые уже оказывают влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств, но и те, которые способны оказать такое влияние).

        Кто вправе не вести бухгалтерский учет

        Закон № 129-ФЗ

        Закон № 402-ФЗ

        Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. 

        Индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения (пункт 1 части 2 статьи 6)

        Адвокаты, которые осуществляют  адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете (пункт 2 статьи 4)

        Организации, применяющие УСН (кроме бухучета основных средств и нематериальных активов) (п. 3 статьи 4)

         
         

        Филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, находящиеся на территории РФ — в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и  сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным          законодательством (пункт 2 части 2)

        Из Закона № 402-ФЗ следует, что с 2013 года:

        • всем организациям придется вести бухгалтерский учет в полном объеме, включая организации, прменяющие УСН будут вести бухгалтерский учет наряду с остальными и еще представлять бухгалтерскую отчетность в ИФНС и статистическое ведомство. Как отмечает Минфин РФ в своем Письме ПЗ-10/2012 при этом допустимым является применение для регистрации и накопления информации обо всех фактах хозяйственной жизни только одного регистра бухгалтерского учета — книги (журнала) учета фактов хозяйственной жизни. В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 402-ФЗ форма такого регистра бухгалтерского учета утверждается руководителем экономического субъекта;

        • упрощенцам, сдающим бухгалтерскую отчетность впервые, потребуется привести сопоставимые данные за предыдущие два года, т.е. — придется восстановить учет за несколько лет. Как это сделать, законодательство не уточняет, поэтому подойдут любые способы. Некоторые данные можно получить, проведя инвентаризацию остатков таких показателей, как товары, денежные средства, кредиторская задолженность и т. д. Часть сведений можно взять из книг учета доходов и расходов.

        Полезные ссылки по теме «О бухгалтерском учете — сравнение законов № 129 и № 402-ФЗ»

        1. Налоговый календарь бухгалтера на 2015 год

        2. Производственный календарь на 2015 год

        3. Правовой календарь на 2015 год

        4. Налоговые проверки

        5. Расчет пособий в 2018 году

        Tags: О бухгалтерском учете, федеральный закон, № 402-ФЗ, 06 декабря 2011 года, сравнение законов № 129 и № 402-ФЗ, комментарий

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *