Сущность управленческих решений

Сущность управленческих решений

Сущность управленческого решения

Определение 1

Управленческое решение – одновременно процесс и результат анализа информации, прогнозирования, оптимизации и выбора альтернативы из множества возможных способов достижения поставленной цели.

Решение представляет собой комбинацию мыслительной деятельности и проявления воли лица, его принимающего. Для решения характерны следующие признаки:

  • Возможность выбора из нескольких альтернативных вариантов;
  • Наличие цели;
  • Необходимость приложения воли.

Определение 2

Под управленческим решением понимается акт менеджмента, который заключается в поиске и выборе наиболее эффективного и оптимального варианта действий в организации.

Процесс принятия управленческого решения представляет отдельный интерес. Он состоит из нескольких стадий, последовательно сменяющих друг друга. Эти стадии представляют собой отражение мыслительного процесса лица, принимающего решение, его действий по поиску истины и проявлений воли с целью выбора конкретной альтернативы. Исследование процесса принятия решения позволяет лучше понять источники его происхождения.

Необходимость принятия управленческих решений и их характер

Реализация управленческих функций требует принятия решений. Эффективность реализации функций менеджмента во многом определяется эффективность принятия решений. Процесс принятия решений можно усовершенствовать, применяя научный подход, моделирование и количественные методы. Совершенствование процесса принятия решений, в свою очередь, способствует повышению их качества и качества менеджмента организации в целом.

Замечание 1

Принятие управленческих решений представляет собой один из ключевых резервов повышения эффективности организации.

Управленческие решения, как и любые другие, подвержены влиянию волевого фактора. В зависимости от воли лица, принимающего решение, исход может быть различным, этим определяется его неоднозначность. Решение представляет собой некоторый процесс, который состоит и ряда процедур и действий лица, принимающего решение, по его подготовке и анализу возможных вариантов.

Решение базируется на осознании цели и средств ее достижения, причем для такого осознания необходимо обладание соответствующей информацией. Однако решение не является процессом преобразования информации, а представляет собой гораздо более сложный конструкт, нацеленный на создание взаимосвязи между целью и средствами.

Требования к управленческому решению

  • Обоснованность – необходимость принятия решения с учетом максимального количества полной и достоверной информации, использование научного подхода для формирования инновационного профессионального мышления и развития его аналитических функций;
  • Своевременность – принятое решение должно соответствовать текущей ситуации, ведь преждевременно или запоздало принятые решения не могут быть эффективно реализованы и не могут учитывать все аспекты сегодняшнего положения организации;
  • Полнота содержания – принятое решение должно охватывать весь объект, к которому оно имеет отношение, а также все сферы, на которые реализация данного решения может оказать прямое или косвенное влияние. В решении должны быть отражены цели, средства и ресурсы, способы и сроки достижения целей, а также порядок действий исполнителей и методы контроля;
  • Полномочность – решение должно учитывать распределение прав и обязанностей между субъектами управления;
  • Согласованность – решение должно принимать во внимание принятые ранее решения и результаты их реализации, избегать возникновения противоречий внутри организационной системы.

Т. Н. КИЛЬМАШКИНА,

профессор кафедры теории и методологии государственного управления, доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России) E-mail: kilmashkinnf@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.14 -административное право; административный

процесс.

УДК 332.02

T. N. KILMASHKINA,

Scientific speciality: 12.00.14 — Administrative Law; Administrative Process.

Управленческое решение: сущность, классификация, предъявляемые требования

Management Decision: Essence, Classification, Make Demands

Статья рассматривает концептуальные подходы к управленческим решениям как особому виду решений. Обозначена сущность управленческого решения, даны классификации видов управленческих решений по различным критериям, приведены требования к управленческим решениям.

Сущность управленческого решения; генезис управленческих решений; роль социальной организации и социальной информации в выработке, принятии и организации исполнения управленческого решения; управленческое решение как осознанный (сознательный), волевой, директивно-обязательный, принятый в установленном порядке социальный акт; классификация видов управленческих решений; требования, предъявляемые к управленческим решениям.

Управленческое решение представляет собой основной вид деятельности руководителя во всех сферах общества, на всех уровнях управления. Процесс его выработки, принятия, организации исполнения и реализации отражает содержание и сущность социального управления. Подготовка и реализация управленческого решения рассматриваются в науке как специализированная деятельность, направленная на упорядочение отношений между людьми и социальными институтами в соответствии с замыслом и волей доминирующего субъекта. Это механизм наделения субъектов управления полномочиями направлять процесс совместной деятельности людей на решение общих социальных проблем.

Социальный генезис управленческих решений связан с потребностью в лучшей организа-

ции общественной жизни. Данный феномен является следствием осознанного наделения наиболее подготовленной части общества полномочиями руководства общественными делами. Управленческие решения имеют для социума такое же цивилизационное значение, как и технологические изобретения, направленные на освоение человеком объектов природы. Они, наряду с государством, законодательством, рынком, представляют собой способ организации общественной жизни.

Управление людьми и социальными институтами посредством управленческих решений подразумевает рациональную организацию труда, экономической, социально-политической и духовной жизни, основанных на соблюдении норм права и этики. Управленческое решение подразумевает определение места человека в той

или иной общественной системе, его функции, права, обязанности, социальную роль.

Постиндустриальная парадигма управленческих решений ставит в центр исследований человека, изучающего и использующего законы окружающего мира для достижения сознательно поставленных целей в соответствии с определенными интересами, ценностями и идеологическими установками доминирующих субъектов.

Управленческое решение как социальный институт характеризуется устойчивым комплексом правил и норм, регулирующих ролевые отношения между людьми, выполняющими роли руководителей и исполнителей, начальников и подчиненных в различных сферах человеческой деятельности.

Сущность управленческого решения проявляется в нижеследующем:

1. В системном характере субъекта и объекта управления, что позволяет дифференцировать систему внутренних и внешних, прямых и обратных связей элементов управляющей и управляемой систем, а также ранжировать их, определять их иерархию по степени важности (значимые — незначимые, первостепенные — второстепенные и др.).

2. В социально направленных целеполагании и целедостижении в процессе подготовки и реализации управленческого решения в интересах большинства общества.

При постановке целей необходимо придерживаться следующих правил:

— цели и задачи должны быть максимально интенсивными, но достижимыми;

— все цели должны быть четко распределены во времени и иметь конкретное выражение;

— характер целей должен соответствовать характеру и предназначению деятельности социальной организации;

— цели должны быть реальными, иначе они теряют свой смысл в качестве психологических мотиваций;

— цели должны базироваться на понимании новой парадигмы приоритетов общественного развития, являющихся атрибутами правового гражданского общества и социального государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показателем социальности управления является благополучие большинства граждан в стране, особенно незащищенной части населения.

3. В необходимости нормирования, институ-ционализации управленческого решения с учетом принятых этических и юридических норм.

При этом актуализируется значение профессионального правосознания субъектов и объектов управленческого решения, сформированного в процессе юридического образования и правовой практики, которые определяют их правовое мышление, правовые убеждения, правовую культуру и правовую ментальность в целом.

4. В организационном обеспечении подготовки и реализации управленческого решения, что предполагает следующее:

— конкретизацию проблем, которые необходимо решить;

— постановку социально ориентированных целей и задач;

— определение принципов (правил), функций (основных направлений), этапов, механизмов (рычагов) воздействия, ресурсного обеспечения управленческого решения и др.

Управленческое решение реализуется взаимосвязанными средствами социальной информации и социальной организации. Социальная организация невозможна без социальной информации и так же, как и социальная информация, теряет свое значение без социальной организации.

Социальная информация, ее содержание и процессы сбора, обработки, обобщения, кодирования, хранения, передачи, декодирования, использования необходимых сведений квалифицируются как идеальное содержание деятельности в процессе выработки, принятия и организации исполнения решения в форме языковых систем.

В информации находят идеальное отражение существующие социальные отношения в виде сведений, отражающих знания, умения, навыки, оценки, цели. При этом правовые нормы, с помощью которых управленческие решения регулируют жизнедеятельность отдельных социальных институтов и общества в целом в направлении получения определенного запланированного социально значимого результата, для системы органов внутренних дел имеют основополагающее значение.

Управленческая информация, служащая основой для принятия управленческого решения, понимается в науке как совокупность сведений о процессах, протекающих в органе (подразделении) управления и социальной среде, в условиях которой осуществляется деятельность .

Эти новые сведения, характеризующие управленческую ситуацию и снижающие уровень неопределенности в отношении будущего, восприняты, поняты и оценены как полезные для решения тех или иных управленческих задач .

Социальная организация как функция управления в процессе подготовки и реализации управленческого решения представляет собой необходимый порядок выработки, принятия и организации исполнения управленческого решения.

Определяющую роль во взаимоотношениях информации и организации в контексте управленческих решений играет информация .

Управленческое решение представляет собой социальный акт, направленный на человека, группу людей, коллектив, социальный институт и в идеале нацеленный на удовлетворение социальных потребностей и ожиданий не только субъ-

ектов управления, но и его объектов, в том числе большинства граждан. Критерием социальности управленческого решения является удовлетворение социальных потребностей и ожиданий общества в целом, особенно незащищенной части населения.

Е. Ф. Яськов отмечает, что противоположностью решения как социального акта являются решения субъекта и объекта индивидуального, личностного характера, не учитывающие ожидания и потребности отдельных социальных субъектов, социальных институтов и общества в целом. Необдуманное индивидуальное действие не является социальным решением (социальным актом). В этом случае по тем или иным причинам не реализуются ожидания и потребности социальных субъектов .

Любое управленческое решение должно быть осознанным, просчитанным. Это сознательно выбранное, основанное на мыслительных операциях сравнения и сопоставления, анализа и синтеза, умозаключения и вывода ответственное решение, учитывающее множество положительных и отрицательных обстоятельств в его технологическом и ресурсном обеспечении.

Управленческое решение трактуется как волевой акт, выражающийся в способности субъекта и объекта управления преодолевать препятствия в конкретной целенаправленной мотивированной деятельности с продуманным планом действий (когда, где, как, с приложением каких усилий, ресурсов и опыта необходимо действовать).

Управленческое решение как волевой акт предполагает удерживание объекта управления в поле зрения субъекта управления в течение всего времени, необходимого для достижения поставленных целей. Это содействует активированию смысла деятельности, связанной с получением знаний, умений и навыков, а также мобилизации определенных качеств личности (например, последовательности, настойчивости, быстроты, силы, выносливости), необходимых для исполнения решения и получения запланированного результата. В связи с этим актуализируется значение общеизвестной установки: «Не умеешь — научим! Не хочешь — заставим!».

Особую значимость волевые усилия приобретают в процессе формирования способности субъектов и объектов управления принимать и осуществлять когнитивные, инновационные, рискованные управленческие решения, требующие компетентности, мужества, ответственности и творческого подхода.

Существенным признаком управленческого решения является прогнозирование (научное предвидение, предвосхищение) ситуации. Цель прогнозирования обусловлена необходимостью выбора из имеющихся альтернатив наилучше-

го варианта решения проблемы. Однако отметим, что наилучшего варианта управленческого решения в природе не существует. Как правило, он складывается из существующих плюсов всех вариантов решения проблемы с учетом всех имеющихся минусов с перспективой возможной их локализации, смягчения или перевода в позитивное русло.

Для каждой организации является важным отлаженный механизм поиска решения и его быстродействие . Необходимость выбора альтернатив сопутствует выработке, принятию управленческого решения и организации его исполнения: определению и формулированию проблем; постановке исходящих из них целей и задач; конкретизации механизмов (рычагов) управления, определяющих систему прямых и обратных связей между субъектом и объектом управления, их принципов, функций, этапов, ресурсного обеспечения и др. Однако само управленческое решение не может и не должно восприниматься альтернативно в контексте обязательности или необязательности его исполнения.

Любое управленческое решение носит директивно-обязательный характер. В соответствии с принципом единоначалия руководитель (начальник) подразделения правомочен в одностороннем порядке принимать управленческое решение, а подчиненные (рядовые) сотрудники обязаны его исполнять. Такой механизм взаимодействия воли субъекта управления с обязанностью объектов управления подчиняться этой воле обеспечивается системой норм действующего права и этическими требованиями с использованием различных материальных и моральных стимулов.

Таким образом, управленческое решение как основной вид деятельности руководителя во всех социальных сферах и на всех уровнях управления основывается на знании объективных закономерностей функционирования управляемой системы и включает в себя систему целенаправленных, логических, последовательных, взаимосвязанных управленческих действий, обеспечивающих выработку, принятие и организацию исполнения решения, гарантирующего достижение планируемой цели.

Это осознанный (сознательный), волевой, директивно-обязательный, принятый в установленном порядке социальный акт, подготовленный на основе диагностики и ранжирования по иерархии важности существующих неотложных социальных проблем, связанных с удовлетворением потребностей и ожиданий социальных субъектов, прогнозирования и выбора вариантов их решения, а также содержащий подлежащие реализации социально значимые цели (целеполага-ние) и средства их достижения (целедостижения).

Таблица

Виды управленческих решений в зависимости от критериев, положенных в основу классификации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критерии, положенные в основу классификации Виды управленческих решений

По повторяемости проблем, подлежащих разрешению Традиционные (стандартные, рутинные); нетипичные (нестандартные)

По характеру целей Краткосрочные (текущие, оперативные); стратегические (ориентирующие на победу)

По сферам жизни Экономические; политические; социальные; духовные и др.

По сфере влияния (локализации) Локальные (воздействующие на одно подразделение или несколько структур); общеорганизационные (затрагивающие орган в целом)

По времени воздействия Краткосрочные (с коротким промежутком между принятием решения и его исполнением); среднесрочные (привязанные, как правило, к недельным, месячным, полугодовым, годовым календарным планам); перспективные (долгосрочные)

По обратимости последствий Корректируемые (обратимые, поддающиеся изменению, корректировке); некорректируемые (необратимые, неподдающиеся изменению, корректировке)

По количеству параметров (критериев) выбора Однокритериальные (безальтернативные, выбираемые по одному критерию); многокритериальные (альтернативные, выбираемые по многим критериям)

По количеству субъектов Единоличные; групповые; коллегиальные

По форме принятия Цивилизованные, институционализированные (принятые в рамках правовых или этических норм); нецивилизованные, неинституционализированные (принятые не в рамках правовых или этических норм)

По способу фиксации Официально оформленные (документально зафиксированные в виде закона, указа, распоряжения, постановления, приказа, указания, инструкции и др.); официально неоформленные (устные, недокументированные в виде закона, указа, распоряжения, постановления, приказа, указания, инструкции и др.)

По направленности воздействия Внутриорганизационные (внутренние); внешние

По видам деятельности Информационно-аналитические; организационные; кадровые и др.

По основаниям принятия решения Во исполнение решений вышестоящих органов; инициативные (самостоятельные); программные и др.

По определенности условий Определенные (предсказуемые, детерминированные); неопределенные (непредсказуемые, рискованные, вероятностные)

По функциям управления Прогнозирующие; планирующие; организующие; упорядочивающие; регламентирующие; контролирующие и др.

По характеру действия субъекта на объект управления Жесткие; ориентирующие; гибкие; нормативные и др.

По альтернативам Однозначные (одновариантные); бинарные (двухвариантные); стандартные (фиксированные); многовариантные (с множеством альтернатив)

По инновационности Инновационные (реализующие новации); неинновационные (костные, нереализующие новации)

По программируемости Программируемые (повторяющиеся, рутинные); непрограммируемые (сопряженные множеством неизвестных непредвиденных факторов)

По срочности Срочные (оперативные, требующие быстрого, неотложного принятия и исполнения решения); несрочные (неоперативные, небыстрые, в условиях достаточного количества времени); кризисные (принимаемые в ситуации кризиса: социальной аномии, стагнации, турбулентности)

По рациональности подходов руководителя Интуитивные (включающие опыт, интуицию, ощущение правильности предпринятых действий); прогнозные (основанные на научном предвидении, предвосхищении событий); рациональные (основанные на объективном анализе ситуации); программирующие (основанные на просчитанном ресурсном обеспечении) и др.

По стилю Авторитарные (жесткие, не учитывающие мнение большинства); демократичные (учитывающие мнение большинства); осторожные (характеризующиеся тщательной подготовительной работой по оценке факторов, условий); уравновешенные (сбалансированные, учитывающие систему прямых и обратных, внутренних и внешних связей и их иерархию); инертные (вялые, вязкие, медленные, костные, неуверенные, необоснованно растянутые во времени решения); импульсивные (спонтанные, необдуманные эмоциональные, аффективные, немотивированные)

И С а С t S X и tfc ST

s —

о §

С I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управленческие решения можно дифференцировать по разным критериям и параметрам, положенным в классификации (табл.).

В качестве выводов отметим, что предпринятая дифференциация видов управленческих решений неисчерпывающая, ее можно продолжить. Необходимо понимать, что представленная классификация, как и любая другая типо-логизация, условна, искусственна, ситуативна, в чистом виде встречается редко, так как зависит от теоретических и практических интересов исследователей. В связи с этим, дифференцируя виды управленческих решений, следует учитывать их комплексные системные видовые характеристики.

В управленческой теории и практике определен ряд требований к управленческим решениям. К таким требованиям относятся:

— актуальность — потребность в конкретном управленческом решении в данный момент времени («здесь и теперь, здесь и сейчас» от лат. «hic et nunc») как характеристика отношения субъекта управления, его объекта, пространства и времени в контексте наличия определенной проблемной ситуации, требующей разрешения;

— четкая целевая направленность — кораблю, не знающему куда плыть, все ветры не по пути;

— эффективность — результативность, высокая степень достижения намеченного результата (например, В. К. Русаков отмечает, что применительно к управленческому решению под эффектом следует понимать результат, который достигается благодаря его исполнению) ;

— обоснованность — реальность выполнения управленческого решения на базе максимально полной и достоверной информации, отражающей объективные закономерности и научные прогнозы общественного развития;

— своевременность — оперативность выработки, принятия и организации исполнения управленческого решения; невозможность его запаздывания или опережения — преждевременного принятия;

— полнота — определенность структурных элементов: субъекта и объекта управленческого решения, особенностей их взаимодействий, содержательность формулировок проблем, подлежащих разрешению, механизмов целеполага-ния и целедостижения;

— компетентность субъекта управленческого решения — квалификационная характеристика руководителя, отражающая наличие у него соответствующих способностей, оперативных и мобильных знаний, опыта, интуиции, необходимых для эффективного принятия управленческого решения и организации деятельности в данной предметной области; предполагает возможность осуществления

реального действия, преобразующего ресурсы, имеющиеся на входе, в продукты или услуги, получаемые на выходе и представляющие определенную ценность для людей; это потенциальная готовность со знанием дела решать поставленные цели и задачи, включающая содержательный (знание) и процессуальный (умение, навыки) компоненты и предполагающая владение существом проблемы и умение разрешать ее;

— полномочность — соблюдение субъектом управления прав и полномочий, которые ему предоставлены;

— соблюдение принципа законности — необходимость неукоснительного соблюдения действующих юридических норм;

— вариантность управленческого решения — всесторонняя оценка субъектом, принимающим управленческое решение, конкретной ситуации, связанной с необходимостью разрешения социальных проблем, удовлетворения нужд и ожиданий большинства граждан и выбора одного из оптимальных вариантов выработки, принятия и организации исполнения управленческого решения;

— согласованность с ранее принятыми управленческими решениями — непротиворечивость и преемственность управленческих решений; вступающие в противоречие с новыми условиями решения либо корректируются, либо отменяются;

— конкретность — точность формулировок, не допускающих различных толкований о том, кто, что, когда, где должен выполнить, как действовать; сведения об исполнителях, мероприятиях и сроках их исполнения; определенность намечаемых целей, степень предвидения результата достижения цели; ее статистически просчитанный количественный, а не императивный характер (например, повысить, снизить, усилить и т. д.);

— понятность — однозначность трактовок, не требующих дополнительных разъяснений, от которых зависят скорость и точность реализации управленческого решения;

— простота — ясность формы и содержания, т. е. управленческое решение должно быть понятным не только лицу, его принимающему, но и адресату исполнения; понятность управленческого решения для исполнителей вытекает из однозначности трактовок, не требующих дополнительных разъяснений, определяющих скорость и точность реализации управленческого решения;

— адресность — ориентированность на конкретных исполнителей, определенный объект управления, определенных социальных субъектов, чьи потребности не удовлетворены и ожидания заблокированы;

— гибкость, подвижность — управленческое решение должно приниматься тогда, когда в нем есть необходимость, и отменяться — когда необходимость в нем отпала.

Актуализированный ряд требований к управленческим решениям вариативен, ситуативен, и его можно продолжить. Представляется важным, что в управленческой теории и практике актуализированные требования необходимо учитывать и использовать в соответствии с принципами ситуативности и достаточности. В целом требования к управленческому ре-

шению должны балансировать (гармонизировать) права и обязанности субъектов и объектов, обеспечивая соответствие управленческого решения силам, способностям и другим ресурсам руководителей и исполнителей.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям, позволяют руководителю выбрать оптимальной вариант его реализации, направленный на достижение определенной запланированной цели организации с учетом имеющихся должностных полномочий и компетенций.

Список литературы:

1. Булыгин Ю. Е. Организация социального управления (основные понятия и категории): словарь-справочник. М., 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Граждан Д. В. Социальное управление как профессиональная и общественная деятельность // Социальное управление: курс лекций. М., 2000.

3. Колесников Ю. В. Кибернетизация и коммуникации в управлении // Социальное управление: курс лекций. М., 2000.

4. Русаков В. К. Качество управленческих решений: проблемы определения и подходы к его оценке // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22).

5. Яськов Е. Ф. Управленческие решения. М., 2006.

1. Bulygin Yu. E. Organizaciya social’nogo uprav-leniya (osnovnye ponyatiya i kategorii): slovar’-spravochnik. M., 1999.

Для предприятий, стремящихся к повышению эффективности хозяйственной деятельности, необходимо разработать действенную стратегию и соответствующие ей инструменты обоснования управленческих решений по оптимальному сочетанию прибыли, себестоимости и объема производства выпускаемой продукции (выполнения работ или оказания услуг). Главной целью коммерческого предприятия, работающего в рыночных условиях, является получение максимально возможной величины прибыли. Однако добиться этого возможно на основе разумного сочетания объема продаж и цены реализации выпускаемой продукции (работы, услуги).

Экономической наукой разработаны в рамках маркетингового анализа достаточно надежные требования к обоснованию управленческих решений, направленных на достижение максимально возможной величины прибыли. Главным условием применения этих подходов является предварительное деление затрат на постоянные и переменные. Чтобы обосновать управленческое решение по реализации конкретных мероприятий, необходимо придерживаться этих требований, что означает:

-учесть ограничения, обусловленные производственной мощностью предприятия, обеспеченностью оборотными средствами, трудовыми ресурсами, а также учесть потребности рынка в каждом товаре, с учетом этих ограничений производить корректировку планов, заключать договоры с поставщиками материальных, технических и энергетических ресурсов, а также формировать портфель заказов на выпускаемую продукцию;

-оценить, как изменится ситуация на рынке при увеличении выпуска одних товаров и снижения производства других, составить прогноз на то, как будут реагировать конкретные заказчики (потребители) на изменения в ассортименте и объеме выпускаемой продукции;

-провести экономический анализ по изменению прибыли и себестоимости продукции и объему продаж в случае возможного снижения цен при одновременном увеличении выпуска продукции;

-обосновать целесообразность максимально возможного увеличения выпуска изделий, имеющих высокую рентабельность и обеспечивающих большой вклад в формирование прибыли предприятия;

-разработать наиболее обоснованный метод распределения косвенных расходов и постоянных затрат предприятия между отдельными видами продукции при многономенклатурном производстве;

-провести детальную классификацию затрат на переменные и постоянные с последующим распределением постоянных затрат по видам продукции и по центрам ответственности за затраты.

Классификация затрат на постоянные и переменные и их распределение по видам продукции дает возможность проводить анализ безубыточности как отдельных продуктов, так и всего ассортимента, выпускаемой предприятием продукции. На основе экономического анализа в конечном итоге разрабатываются управленческие решения, направленные на увеличение прибыли предприятия.

Круг вопросов обоснования управленческих решений, которые можно решать с помощью системы директ-костинг и маржинального анализа, включает также проблемы обоснования ряда управленческих решений, среди которых можно выделить следующие:

-обоснование принятия заказа по ценам ниже рыночных цен;

-обоснование принятия решения о снижении цен при увеличении объемов сбыта продукции;

-решение задачи «производить или покупать детали, полуфабрикаты»;

-выбор варианта капитальных вложений;

-определение минимальной величины заказа.

Задание 5. Обосновать необходимость управленческого решения по поводу приобретения микроавтобуса для перевозки пассажиров.

Предприятию нуждается в микроавтобусе только для перевозки сотрудников фирмы до места работы. Общий объем пассажирооборота за год составляет 36 000 т-км. 1 вариант: при приобретении микроавтобуса постоянные расходы составят 1440 тыс. руб., переменные затраты – 72 руб.

2 вариант: в автотранспортной организации можно заказать микроавтобус. Стоимость 1 т-км перевозки равна 240 руб.

Определить приобретать микроавтобус или воспользоваться услугами автотранспортной организации.

Рассмотрим как можно обосновать необходимость приобретения микроавтобуса для перевозки пассажиров.

Для определения соответствующего пассажирооборота приравняем затраты по первому и второму вариантам:

1440 + 72 * Х = 240 * Х

168 * Х = 1440

Х = 8,6 тыс. т/км

Следовательно, при объеме пассажирооборота до 8,6 тыс. т/км выгоднее пользоваться услугами автотранспорта сторонних организаций, и при больших объемах выгоднее приобрести собственный автомобиль, поскольку стоимость одного т/км и общая сумма затрат на перевозку пассажиров будут ниже.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Говоря о требованиях к УР, часто смешивают 2 понятия: качество решений и эффективность решений. Необходимо отметить что существуют 2 модификации УР:

1. Теоретически найденное решение; 2. Практически реализованное решение.

По отношению к 1 применяется понятие «качество»; ко 2– понятие «эффективности» Þ

Качество УР возможно и необходимо оценивать еще на стадии его принятия.

Качество УР –это степень соответствия параметрам решения определенной системе требований, удовлетворяющее разработчиков решение, его потребителей и обеспечивающая возможность эффективной реализации решений.

Система требований качественных УР вкл.:

1. Научная обоснованность УР, кот. Проявляется в необходимости учета всей совокупности факторов и условий, связанных с его разработкой.

Обеспечивается след. основными факторами:

— учета требований объективных экономич. законов и закономерностей;

— знанием и использованием тенденций развития объектов управления;

— наличие полной достоверной и научно обработанной информации;

— наличием специальных знаний, образования, квалификации у лица, приимающего решение;

— знанием и применением лицом принимающем решение основных рекомендаций менеджмента и теории принятия решений;

2. Непротиворечивость и согласованность

Следует различать внутреннюю непротиворечивость решения, под кот понимается соответствие целей и средств их достижения, а также соответствие сложности решаемой проблемы и методов разработки решения.

Внешняя непротиворечивость – приемлемость решений, их соответствие стратегиям и целям организации, ранее принятым решениям, а также нормативно-справочным документам, органам управления и контроля.

Чтобы решение было правомочно оно д. приниматься органом/лицом, имеющем на это соответствующее полномочие, законное основание и право.

Достижение: сочетание этих условий обеспечивает согласованность и непротиворечивость решения.

3.Своевременность

Решения д. приниматься в срок, в этом смысле значение своевременно принятого решения, подчеркивает утвердившееся мнение хозяйственников, предпочитающих недостаточно обоснованное решение их отсутствием.

4. Адаптивность – окончательное разрешение проблемы не представляется возможным, поэтому качество выбранной альтернативы следует оценивать с учетом того, что через некоторое время возможно придется корректировать действующее решение/принимать новое.

Управлять нужно так, чтобы осталась определенная свобода выбора, решение будущим; Недостаток многих решений в том, что они не учитывают необходимости подобной адаптации и носят излишне жесткий характер.

5. Реальность. Решение должно разрабатываться и приниматься с учетом объективной возможности организации и потенциала.

Материальные возможности и ресурсы организации должны быть достаточными для эффективной организации выбранной альтернативы.

6.Конкретность. Проявляется в четком указании: Кто? Что? И когда д. выполнить?

7. Простота и ясность. Решение д.б. простым по форме и ясным по содержанию, чтобы быть понятным не только лицу его принимающего, но и адресату исполнителю.

С т. зрения делопроизводства решение состоит из 2х частей: конструирующей и постановляющей.

Конструирующая – отражает суть проблемы, характеристику и особенности проблемы.

Постановляющая – отражает цель решения и средства ее достижения.

В этой части наз. лица, ответственные за своевременное выполнение решения, определенные формы и сроки контроля, а также санкции за нарушение.

УР может считаться качественным, если отвечает всем перечисленным выше требованиям. Т.е. о системе требований, т.к. несоблюдение хотя бы одного из этих требований, приводит к дефектам качества решения и как следствие к потере эффективности решения, трудности/даже невозможности реализации решения. Для соблюдения всех требований руководитель должен располагать инфо, которая поступает от внутренних и внешних источников, приобретение в процессе обучения/переподготовки и накапливается с опытом. Однако и при хорошо организованном информационном обеспечении принимаются как правильные, так и ошибочные решения.

Повышение качества решений способствует предварительное продумывание следующих организационных вопросов:

1) Кто и где принимает решение?

2) Типы принимаемых решений на различных уровнях.

3) Время, необходимое для принятия решений после получения инфо.

4) Система оформления и принятия решений.

5) Система контроля исполнения принятых решений и проверки их фактической готовности.

Качество УР может рассматриваться как определяющий критерий эффективности управленческого труда, поэтому на практике применяется показатель косвенно оценивающий качество принятых решений через количество выполненных решений.

— коэффициент качества

Рв – количество выполненных решений;

Рн – количество некачественно выполненных решений;

Рп – количество принятых решений;

Данный показатель характеризует качество управления с определенной степенью неточности.

Факторов, влияющих на качественный уровень УР множество, но их м. разделить все на 2группы.

1. Факторы ситуационного характера, связанные с познанием проблемы, альтернативы решения этой проблемы и последствия этих решений.

— Изучение ситуаций;

— Анализ и прогнозы;

— Используемые методы;

— Организация управления на предприятии и прочее.

Факторы этой группы предшествуют принятию решения и способствуют формулированию проблемы.

2. Факторы поведенческого характера

— Мотивы;

— Ценностные ориентации;

— Уровень требований;

— Готовность идти на риск лиц, разрабатывающих и принимающих решение.

Факторы проявляются в поведении руководителя, его сотрудников в процессе разработки решений.

На отдельной стадии принятия решений эти группы факторов могут переплетаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *