Внештатные сотрудники полиции

Внештатные сотрудники полиции

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об участии граждан в охране общественного порядка Принят Государственной Думой 21 марта 2014 года Одобрен Советом Федерации 26 марта 2014 года (В редакции Федерального закона от 31.12.2017 г. N 497-ФЗ) Глава 1. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона 1. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых условий для добровольного участия граждан Российской Федерации (далее также — граждане) в охране общественного порядка. 2. Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка, участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) участие граждан в охране общественного порядка — оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах; 2) участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести, — оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в поиске лиц, пропавших без вести, жизни и здоровью которых может угрожать опасность или в отношении которых могут совершаться противоправные деяния; 3) внештатный сотрудник полиции — гражданин Российской Федерации, привлекаемый полицией с его согласия к внештатному сотрудничеству; 4) общественное объединение правоохранительной направленности — не имеющее членства общественное объединение, сформированное по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка; 5) народная дружина — основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления; 6) народный дружинник — гражданин Российской Федерации, являющийся членом народной дружины и принимающий в ее составе участие в охране общественного порядка; 7) реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в субъекте Российской Федерации (далее также — региональный реестр) — информационный ресурс, содержащий сведения о народных дружинах и об общественных объединениях правоохранительной направленности, созданных на территории субъекта Российской Федерации. Статья 3. Правовая основа участия граждан в охране общественного порядка Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты. Статья 4. Принципы участия граждан в охране общественного порядка Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в соответствии с принципами: 1) добровольности; 2) законности; 3) приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом; 5) взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления; 6) недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления. Статья 5. Ограничения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка 1. Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов. 2. Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается. Статья 6. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка 1. Органы государственной власти в целях обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка. 2. Органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создают условия для деятельности народных дружин. 3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в целях содействия гражданам, участвующим в поиске лиц, пропавших без вести, размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации, в том числе на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах, общедоступную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, контактную информацию координаторов мероприятий по поиску лиц, пропавших без вести, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести. Статья 7. Реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в субъекте Российской Федерации 1. Народные дружины и общественные объединения правоохранительной направленности подлежат включению в региональный реестр. 2. Региональный реестр ведет территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), по месту создания народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности. 3. Внесение в региональный реестр народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности осуществляется при представлении следующих документов: 1) заявление о внесении народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности в региональный реестр, подписанное уполномоченным лицом; 2) устав народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности. 4. В региональном реестре должны содержаться следующие сведения: 1) сведения о командире народной дружины или об учредителях общественного объединения правоохранительной направленности; 2) место создания народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности; 3) территория, на которой народная дружина или общественное объединение правоохранительной направленности участвует в охране общественного порядка; 4) дата включения народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности в региональный реестр; 5) основание и дата прекращения деятельности народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности. 5. Порядок формирования и ведения регионального реестра определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Глава 2. Формы участия граждан в охране общественного порядка Статья 8. Содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам 1. В целях содействия органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам граждане вправе: 1) информировать органы внутренних дел (полицию) и иные правоохранительные органы о правонарушениях и об угрозах общественному порядку; 2) участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка по приглашению органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов; 3) участвовать в охране общественного порядка при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий по приглашению их организаторов; 4) участвовать в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов (советов, комиссий) по вопросам охраны общественного порядка, создаваемых в органах внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органах, по их приглашению. 2. Граждане вправе оказывать иное содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 9. Участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести 1. Граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, вправе принимать участие в поиске лиц, пропавших без вести. 2. Решение вопросов формирования организованных групп, определения маршрута и места предполагаемого поиска, иных вопросов осуществляется гражданами, участвующими в поиске лиц, пропавших без вести, самостоятельно с учетом рекомендаций, полученных от органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления. 3. Граждане при участии в поиске лиц, пропавших без вести, имеют право: 1) оказывать помощь органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в мероприятиях по поиску лиц, пропавших без вести; 2) получать от органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, общедоступную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести; 3) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. 4. Граждане при участии в поиске лиц, пропавших без вести, обязаны: 1) не создавать препятствия своими действиями сотрудникам органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов при реализации данными сотрудниками своих полномочий по поиску лиц, пропавших без вести; 2) сообщать сотрудникам органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, должностным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию о фактах, имеющих значение для поиска лиц, пропавших без вести; 3) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков. Статья 10. Внештатное сотрудничество с полицией 1. Граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, могут привлекаться к внештатному сотрудничеству с полицией. 2. Привлечение граждан в качестве внештатных сотрудников полиции к участию в охране общественного порядка, а также по другим направлениям деятельности полиции осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 3. Внештатными сотрудниками полиции не могут быть граждане: 1) имеющие неснятую или непогашенную судимость; 2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование; 3) ранее осужденные за умышленные преступления; 4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; 5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности; 6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом; 7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу; 8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествующего дню привлечения к внештатному сотрудничеству с полицией, в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения; (В редакции Федерального закона от 31.12.2017 г. N 497-ФЗ) 9) не соответствующие требованиям к состоянию здоровья внештатных сотрудников полиции, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел; 10) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства. 4. Внештатные сотрудники полиции могут быть исключены из числа внештатных сотрудников полиции в следующих случаях: 1) на основании личного заявления внештатного сотрудника полиции; 2) при наступлении обстоятельств, указанных в части 3 настоящей статьи; 3) в связи с неоднократным невыполнением предъявляемых к внештатным сотрудникам полиции требований или фактическим самоустранением внештатного сотрудника полиции от выполнения возложенных на него обязанностей; 4) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации; 5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 5. Внештатные сотрудники полиции при участии в охране общественного порядка имеют право: 1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния; 2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции; 3) знакомиться с документами, определяющими правовое положение внештатного сотрудника полиции, а также получать в установленном порядке информацию, необходимую для участия в охране общественного порядка; 4) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» обязанностей в сфере охраны общественного порядка; 5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. 6. Внештатные сотрудники полиции при участии в охране общественного порядка обязаны: 1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка; 2) выполнять распоряжения уполномоченных сотрудников полиции, отданные в установленном порядке и не противоречащие законодательству Российской Федерации; 3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций; 4) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков; 5) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение, образец и порядок выдачи которого устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 7. За противоправные действия при участии в охране общественного порядка внештатные сотрудники полиции несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. 8. Действия внештатных сотрудников полиции, нарушающие права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 9. Внештатные сотрудники полиции вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности. 10. Финансовое обеспечение расходов, связанных с деятельностью внештатных сотрудников полиции, и материально-техническое обеспечение их деятельности осуществляются за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание органов внутренних дел. Статья 11. Участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности 1. Граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, вправе участвовать в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, создаваемых ими по месту жительства, нахождения собственности, работы или учебы в форме органа общественной самодеятельности без образования юридического лица. 2. Общественные объединения правоохранительной направленности могут участвовать в охране общественного порядка по месту их создания только после внесения в региональный реестр. 3. Основными направлениями деятельности общественных объединений правоохранительной направленности являются: 1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка; 2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений; 3) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах. 4. Решения о создании общественных объединений правоохранительной направленности принимаются гражданами на общем собрании по месту жительства, нахождения собственности, работы или учебы с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования (в субъектах Российской

Внештатный сотрудник полиции — явление малоизвестное, но имеющее место быть в нашем городе. Так, накануне нового года полицейскими внештатниками стали одиннадцать человек, а еще десять изъявили желание получить удостоверение внештатного сотрудника. Средний возраст внештатников 30 — 35 лет, а род деятельности самый разный: помогать полиции идут и мерчендайзеры, и частные охранники, и директора предприятий. Зачем же им корочки внештатных сотрудников? И чем они реально могут помочь полицейским? Сами они об этом говорят скромно, не особо желая «светиться» в прессе. Мол, нам работать со злодеями, соседям необязательно знать, кто мы теперь есть.

— Просто надоели беспорядок и хулиганье. Хочу помочь, а в принципе я всегда старался не проходить мимо, если видел, что людям или сотрудникам органов требуется моя помощь, — коротко поясняет один из внештатников, не называя своего имени.

А вот их «старшие братья» — штатные полицейские — охотно рассказали нам о работе своих новоиспеченных коллег.

— Внештатные сотрудники — это люди, которые практически всю свою сознательную жизнь оказывали нам помощь, — рассказывает начальник отделения участковых уполномоченных полиции ГУ МОМВД «Благовещенский» Олег Артлис. — Они участвуют вместе с нами во всевозможных рейдах по торговым точкам, помогают выявлять административные правонарушения, добывают полезную для нас информацию. Помогают охранять общественный порядок на массовых мероприятиях, например на тех же футбольных матчах. Фактически это энтузиасты, не получающие ни зарплаты, ни каких-то льгот. Но за особые заслуги мы их можем отметить объявлением благодарности, вручение грамот и т. д.

Что же представляют собой внештатные сотрудники? Это, по сути, помощники участковых, и помогают они в раскрытии небольших преступлений — уличных грабежей, краж из магазинов. Пытаются вразумить дебоширов и мелких хулиганов. Правда, полномочий у внештатника немного: он может только сделать предупреждение нарушителю, представившись и показав удостоверение. Если это не помогло, то внештатный полицейский сообщает об инциденте коллегам в погонах. Задерживать, применять физическую силу и спецсредства внештатник не может. Тем не менее, по словам благовещенских участковых, польза от внештатных сотрудников огромна. Окружающие не знают, что эти люди работают вместе с полицейскими, а потому через них очень удобно добывать интересующую органы информацию. У каждого участкового в нашем городе несколько таковых в подчинении. Зачастую это их давние знакомые. Но стать внештатным сотрудником может, в принципе, любой желающий. Нужно лишь соответствовать ряду требований.

— Самое главное требование — человек не должен иметь судимости, — говорит старший участковый уполномоченный полиции Анатолий Мудровский. — Чтобы стать внештатным сотрудником, кандидат должен написать заявление на имя начальника благовещенской полиции, написать автобиографию. Крайне желательно, чтобы за кандидата поручился кто-то из сотрудников правоохранительных органов, госструктур. Мы заводим на него личное дело, собираем характеристики, выясняем, привлекался ли претендент к административной ответственности. Проводим беседы, так как необходимо знать, реально ли человек хочет помогать нам или просто ему нужна корочка, чтобы «отбиваться» от сотрудников ГИБДД. Три года назад, кстати, был случай: выехал участковый на адрес с дебоширом разбираться, а тот начал размахивать удостоверением и заявлять, мол, успокойся, я сам сотрудник! Участковый составил рапорт, и хулиган лишился своего статуса внештатного сотрудника. Такие нам не нужны!

А вы готовы стать внештатным помощником полиции?

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (далее – Закон) внештатные сотрудники полиции при исполнении обязанностей находятся под защитой государства. Их законные требования о прекращении противоправных действий обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами.

Никто не вправе принуждать внештатных сотрудников полиции исполнять обязанности, которые не возложены на них настоящим Федеральным законом. При получении указаний, противоречащих законодательству Российской Федерации, внештатные сотрудники полиции обязаны руководствоваться действующим законодательством.

Воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности внештатного сотрудника полиции в связи с их участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 26 Закона установлено, что внештатным сотрудникам полиции по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней. Внештатным сотрудникам полиции может выплачиваться вознаграждение за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших.

За активное содействие органам внутренних дел (полиции), оказание помощи полиции в выполнении возложенных на нее обязанностей внештатные сотрудники полиции могут поощряться в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Высокая активность и постоянно растущие необходимости в условиях функционирования какой-либо компании или организации постепенно заставляют работодателей обратить внимание на возможность приобщения к процессу внештатного сотрудника. Он может выполнить особое поручение и спокойно расторгнуть отношения с организацией, не прибегая к юридической волоките и другим проблемам. Это удобно как для работника, так и для компании. Поэтому, чтобы хорошо ориентироваться в приеме на работу внештатного сотрудника, достаточно разобраться в этой сфере.

Кто такой внештатный сотрудник?

Внештатный сотрудник – наемный работник, который привлекается к общему процессу работы для выполнения какой-нибудь определенной работы.

В этом направлении могут быть самые разные квалификации, начиная с простых рабочих, заканчивая профессионалами в области создания сайта и оценивания стратегии развития организации. Другими словами, внештатный сотрудник имеет наименование «фриланс», которое стало очень популярным и активно постигается рынком, как со стороны работников, так и со стороны организаций.

Поначалу фрилансом считались работники, которые приходят, выполняют работу и уходят. Теперь же фрилансером может быть постоянный внештатный работник, деятельность которого направлена на выполнение различных задач компании и при этом он имеет возможность находиться дома. В большинстве случаев такой тип работы распространяется посредством использования сети интернет. Но фриланс является далеко не единственным определением нештатного работника, к примеру, сотрудники, с которыми заключается гражданско-правовое соглашение, аналогичным образом получают статус нештатного сотрудника.

Отличие внештатного сотрудник от других

Основным и главным отличием штатного и нештатного работника являются юридические тонкости, которые прописываются в заключенных с ними соглашениях. К примеру, со штатным работником заключается специальный трудовой договор, который подразумевает целый перечень прав для самого гражданина и обязывает организацию их выполнять. Если же брать в качестве примера прием внештатного работника, то с ним заключается гражданско-правовое соглашение, которое не регулируется трудовым кодексом, поэтому оплата, отпуск, больничные и прочие направления данного плана могут не соблюдаться со стороны организации.

Другим отличием является, что штатный работник обязан отрабатывать полный рабочий день, выполнять целый набор обязанностей, а нештатный сотрудник может вообще не появляться на рабочем месте и порой просто посещать организацию для выполнения некоторых работ.

Прием на работу

Для того, чтобы принять на работу нештатного сотрудника, достаточно выполнить пару действий:

  1. Попросить гражданина принести необходимый пакет документов.
  2. Заключить с ним договор.

К этой инструкции приема на работу нештатного сотрудника стоит сделать несколько приписок, чтобы все было понятно:

  1. Необходимый пакет документов включает в себя: паспорт или любой другой документ, подтверждающий личность (ИНН, СНИЛС и трудовая книжка не требуется). К этому пункту также относится документ, указывающий или подтверждающий адрес регистрации на территории России (как правило, этот документ необходим иностранным гражданам).
  2. Нет необходимости заключать с гражданином трудовой договор, в этом случае достаточно использовать гражданско-правовое соглашение. Кроме того, он имеет разделение: соглашение подряда (предполагающий, что работник нанимается для выполнения определенного объема работ) или договор на оказание услуг (в этом случае предполагает, что нештатный представитель предоставит определенные услуги).

Что касается самого содержания соглашения о приеме на работу нештатного сотрудника, то оно обязательно должно содержать в себе следующие пункты:

  1. Расписывать все пункты и объем выполняемых работ или тип услуг (имеется в виду подробное описание с учетом всех специфик, особенностей и важных моментов, не стоит стараться сократить этот пункт).
  2. Должны быть указаны точные сроки выполнения работ (к этому аналогичным образом может быть приписано количество отработанных часов или даже график работы).
  3. Должны быть указаны обязанности внештаного работника в плане составления отчетности о проделанной работу (обычно в этом случае указывается необходимость предоставления акта выполненных работ).
  4. Указывается размер вознаграждения, которое получит работник.
  5. Должно быть отмечено, в какие сроки поступит оплата и каким способом она будет производиться.
  6. Обязательно должны быть расписаны права и основные обязанности каждой из сторон, кто подписывает.
  7. Отмечены особые условия, при возникновении которых соглашение может быть расторгнуто.
  8. Должны быть указаны данные, касательно полной информации организации (с указанием руководителя), а также сведения о самом работнике (паспортные данные, место проживания и ФИО).

Особым условием данного договора является то, что он может быть досрочно расторгнут, но только при условии, что возникнет ситуация, которая должна быть указана в документе. Кроме того, в документ могут вносить иные условия, но только при согласии обеих сторон.

Приказ приема на работу

Интересным моментом является ситуация, касательно необходимости издания приказа о приеме на работу внештатного представителя. Если с таким сотрудником заключается гражданско-правовой договор, то в создании приказа нет нужды, так как работника такого плана не подчиняется внутреннему уставу и правилам. А если с таким работником заключается срочный трудовой договор на короткий срок в виду отсутствия основного сотрудника, то в этом случае создание приказа просто необходимо. Он издается привычным способом, правда, в нем указывается более короткий срок деятельности и основная причина, по которой принимается внештатный работник.

Образцы документов при приеме на работу

Для более наглядного примера, связанного с оформлением договора и проверкой документов, прилагаем к статье образец и копию документов, которые могут стать основой для приема работника. Это чисто визуальная информация, которая позволит разобраться в том, как выглядят документы и что содержит основной документ.

Скачать образец договора с внештатным сотрудником

Особенности оплаты труда

Как правило, нештатные работники оплачиваются отдельно от штатного персонала, но при этом они имеют ограниченный финансовый ресурс, который строго прописан в гражданско-правовом договоре. При заключении такового указывается не только объем работы, но и общая сумма оплаты. Помимо этой информации расписывается срок, который является основой для выплаты денежных средств работникам. Следовательно, внештатный персонал получает награду в соответствии с заключенным с ним договором.

Права и обязанности внештатного сотрудника

В условиях официального трудоустройства по трудовому договору, работодатель и работник имеют целый ряд обязанностей и прав, которыми могут пользоваться по отношению друг к другу. А если в этом плане рассматривать внештатного представителя персонала, то данная сфера значительно сужается до размеров, которые регулируются гражданско-правовым договором. То есть, внештатный работник имеет ровно столько прав и обязанностей перед работодателем, сколько указано в договоре. Поэтому, если работодатель требует от представителя внештатного персонала чего-то лишнего, то он может получить отказ и ничего с этим поделать не сможет. Важно внимательно составлять данный договор, стараться прописывать каждую мелочь и затронуть все направления, с которыми будет связан сотрудник. Если он нарушает какие-либо условия, правила или режим, который не прописан в договоре, то никаких претензий ему предъявить нельзя, только если он не нарушает законы РФ по отношению к работодателю.

Кто может устроиться на эту позицию?

Теперь разберем, кто же может стать внештатным представителем. В принципе, здесь никаких ограничений нет, разве что выполнение основных требований в документационном плане. С другой стороны, сам руководитель решает, кого стоит брать и кого не стоит. Право имеют все, но решающее слово остается все же за тем, кто принимает на такую работу.

Внештатный сотрудник полиции и ФСБ

Более специфической ситуацией является попытка устроиться внештатным сотрудником в правоохранительные органы власти. Да, в этом направлении аналогичным образом есть внештатные представители, правда, чтобы пополнить их ряды, нужно отвечать следующим требованиям:

  1. Отсутствие судимости или привлечение к административной ответственности.
  2. Рекомендации со стороны других сотрудников, либо положительная репутация в целом.
  3. Составленная автобиография.

Если все требования выполнены и подтверждены, то человек вполне спокойно может стать внештатным представителем полиции. Таким образом, можно даже стать сотрудником ФСБ, правда, сделать это намного сложнее, чем кажется на первый взгляд, так как не всегда имеется потребность в таких работниках.

Процесс увольнения

Помимо того, что прием внештатного сотрудника на работу не поддерживается долгой и неприятной бюрократии, а также не занимает много времени, то увольнение работника происходит аналогичным образом. Договор является единственным документом, который регулирует отношения сторон. Кроме того, в самом договоре указываются причины и возможность досрочного расторжения. Это может стать одной из причин увольнения внештатного сотрудника, достаточно просто расторгнуть соглашение.

Если же сотрудник не нарушает никаких обязанностей и добросовестно выполняет свою работу, то после того, как он закончит выполнение обязанностей, можно спокойно расторгать договор. Либо он расторгается в случае окончания срока работы. Никаких дополнительных заключений и приказов составлять не нужно, все процессы сконцентрированы исключительно в договоре.

Нюансы приема на работу внештатного сотрудника

Как и в любой другой деятельности, во время приема внештатного сотрудника, нужно помнить о нюансах. Но, стоит учитывать, что количество нюансов напрямую зависит от того, что именно принимается в учет и какой уровень регулировки касается данного процесса. Все нюансы данного процесса сводятся к договору:

  1. Необходимо внимательно составлять данный договор и стараться соблюдать все тонкости.
  2. Любая неточность может быть использована работником.
  3. Не стоит стараться обмануть работника, лучше все делать честно и с учетом всех особенностей специфической направленности.
  4. Не стоит пытаться нарушать условия договора, так как это судебная практика данного направления имеет большой опыт и часто работодатели проигрывают дела (собственно, работники редко пытаются обмануть работодателя).
  5. Помните, что помимо условий договора не стоит забывать и о законодательной базе РФ, которая должна соблюдаться в любом случае, в независимости от типа договора.
  6. Стоит быть предельно внимательным при устройстве иностранных граждан, так как эта сторона может иметь массу «подводных камней», а чтобы разобраться в этом, достаточно внимательно прочитать все условия и особенности приема иностранных граждан к себе на работу.

Если вы наоборот хотите стать внештатным представителем организации, то единственное, что нужно помнить – это внимательное чтение договора. Стоит предельно бдительно и подробно рассмотреть данный документ, чтобы сразу познакомиться со всеми условиями, основной работой, оплатой, обязанностями, правами и прочей информацией. Если вы подписали договор и не прочитали его, а там оказались невыгодные для вас условия, то исправить ситуацию не получится, так как данный результат возник в виду невнимательности и в любом случае придется с этим смириться (исключением являются условия, нарушающие закон и права человека).

Использование труда внештатного работника явление довольно распространенным, данный термин применим к тем сотрудникам, которые не включены в штат предприятия. С ними вместо трудового договора заключаются гражданско-правовые – на выполнение работ, оказание услуг. Как принять на работу внештатного сотрудника, как заключить договор, какие документы нужно оформить?

С внештатными работниками, так же как и с прочим коллективом, все трудовые отношения оформляются согласно законодательству, но уже не трудовому, а гражданско-правовому. То есть положения ТК РФ на них не распространяются, а вот нормы ГК РФ обязательны.

Внештатные сотрудники – кто это?

Это работники, которые обязались выполнить разовую работу для нуждающейся в ней организации без их зачисления в штатный списочный состав.

Такие сотрудники обычно трудятся по гражданско-правовому соглашению или договору подряда.

Согласно любому из перечисленных видов договоров, допустимо выполнить работу и получить оплату. Какой именно заключить договор с внештатным работником, решает предприятие.

При этом внештатные работники не имеют право на те социальные гарантии, что положены штатным сотрудникам, работающим по трудовому договору.

Внештатный сотрудник не имеет право на отпуск. Работодатель не оплачивает ему пособия по болезни, декрету, уходу за ребенком.

Если работник работает по гражданскому договору, он не имеет право на выплаты и льготы, установленные коллективным договором, нет никаких страховых отчислений и прочих взносов, а рабочий день не нормирован. А вот подоходный налог (НДФЛ) из выплат должен удержать и уплатить работодатель.

Заключение договора с внештатным работником

С внештатным работником можно заключить только гражданско-правовой договор. Если заключаются трудовой договор, то сотрудник включается в штат компании и является уже штатным.

При заключении договора ГПХ организация полностью освобождается от изданий приказов о приеме/увольнении на работу и от записей в трудовую книжку.

По договору ГПХ сотрудник:

  • Не подчиняется внутреннему распорядку;
  • К нему не применяются трудовые законодательные нормы;
  • Отпуск отсутствует;
  • Если в договоре существует указание на отсутствие выходных и праздничных, этот пункт придется соблюдать;
  • Оплата происходит по результатам выполненного задания.

Кроме прочего гражданско-правовой договор должен содержать:

  • Перечень необходимых мероприятий, выполняемых сотрудником;
  • Порядок расчета с ним по итогам выполненных работ;
  • Даты начала и завершения сотрудничества;
  • Порядок приема работ, обычно этот процесс выполняется согласно акту сдачи-приема;
  • Требования, предъявляемые к сотруднику;
  • Ответственность за невыполнение обязанностей или за нанесение ущерба предприятию, который временный рабочий обязан возместить в 100% объеме, плюс утерянные возможности предприятия получить прибыль за счет испорченной продукции;
  • Условия досрочного расторжения – на этот вариант имеют право обе стороны, и пункт обязательно вносится в текст соглашения.

Согласно правилам ведения документации договор с внештатным работником должен обладать шапкой, в которую следует внести:

  • Реквизиты организации;
  • Название;
  • Место и дату составления;
  • Сведения о работнике – ФИО, образование, специальность, контактная информация.

Важно: любого вида договор должен заключаться в 2-х экземплярах для каждой стороны с подписями всех участников процесса.

При этом необходимо понимать, что расчет с таким сотрудником будет происходить только после подписания приемочного акта, а льготы и гарантии, предусмотренные законодательством, не распространяются на него.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Пошаговая инструкция подписания договора с внештатным сотрудником

Действовать при приеме на работу такого сотрудника физического лица следует таким образом:

Устроить работнику собеседованию, после удовлетворительных результатов, запросить документы для заключения гражданско-правового договора с физическим лицом:

  • В первую очередь, это паспорт гражданина РФ, если нет, то загранпаспорт с гражданством России или видом на жительство;
  • Трудовую книжку требовать не обязательно;
  • Военнообязанные должны предоставить военный билет;
  • Предъявление ИНН и страхового свидетельства также происходит в зависимости от обстоятельств;
  • При оформлении работника необходимо удостоверится в его образовании и надлежащей квалификации, для чего требуются соответствующие документы;
  • Если работа специфическая и для ее выполнения необходимо заключение медиков или специальные разрешительные документы, их также следует запросить.

Заводить личную карточку на принятого на работу вне штата не нужно.

В самом договоре любого образца необходимо указать срок сотрудничества, так как в данном случае оно срочное.

После подписания всех документов сотрудник может приступать к выполнению обязанностей.

Все тонкости приема на работу внештатного сотрудника обязаны знать не только руководители учреждения, но и сами работники. Так как очень часто происходит прием на работу согласно гражданско-правовому договору, а требования к работнику предъявляются точно такие как к штатному специалисту, в результате последний не получает никаких гарантий и трудится наравне с прочими.

Нельзя маскировать трудовые отношения под гражданско-правовые. Если работник будет на постоянной основе работать у работодателя, то это можно трактовать как трудовые отношения, в этом случае нужно заключить трудовой договор с соблюдением всех гарантий ТК РФ.

Образец гражданско-правового договора с внештатным лицом

С физическим лицом, принимаемом на работу вне штата, заключается один из следующих гражданско-правовых договоров:

  • оказания услуг;
  • выполнения работ;
  • подряда;
  • поручения;
  • комиссии;
  • транспортной экспедиции;
  • агентирования.

На практике обычно используются три первых вида ГПХ договора. Если требуется получить услугу от физического лица на возмездной основе, то составляется договор оказания услуг, если нужен определенный объем работ, то – договор подряда, выполнения работ.

Самое главное при составлении текста договора – руководствоваться нормами гражданского, а не трудового права.

Стороны соглашения именуются не работодатель и работник, а заказчик и исполнитель. Исполнитель – это физическое лицо, выполняющее работу или оказывающее услугу. Заказчик – это лицо, для которого работа выполняется.

Не нужно писать в тексте договора о том, что исполнитель принимается на работу на определенную должность в соответствии со списком должностей. Это характерно для трудовых соглашений.

В договоре ГПХ с физическим лицом – внештатным сотрудником нужно указать:

  • какие действия нужно совершить исполнителю;
  • какую оплату он за это получит;
  • в какие сроки нужно уложиться;
  • каким рабочим графиком следует руководствоваться, возможно, что исполнителю главное выполнить работу, как и в какое время он это будет, зачастую заказчика не волнует;
  • момент завершения действия договора ГПХ;
  • ответственность за нарушение обязательств для обеих сторон.

Какие условия не включаются в гражданско-правовой договор с физическим лицом:

  • требования соблюдать правила трудового распорядка;
  • требование подчиняться штатному сотруднику компании;
  • гарантии предоставления отпуска по ТК РФ;
  • установление полной материальной ответственности;
  • требование руководствоваться рабочим режимом, установленном по предприятию в целом.

Образцы гражданско-правовых договоров

Образец договора о выполнении работ с физическим лицом – скачать.

Образец договора оказания услуг на возмездной основе – скачать.

Образец соглашения подряда – скачать.

Вопросы и ответы по теме отношений с внештатными работниками

Вопрос 1: Можно ли с внештатным работником заключить договор ГПХ электронно с подписанием ЭЦП?

Ответ: Да, такой договор будет иметь юридическую силу.

Вопрос 2: Можно ли отправить в командировку внештатного работника?

Ответ: Нет, нельзя.

Вопрос 3: Работник ездил в поездку в другой город для выполнения служебного задания при заключенном ГПХ договоре, который позже признан трудовым. Можно ли оформить поездку работника как командировку?

Ответ: После признания гражданско-правового договора трудовым можно оформить командировку. Точной инструкции на этот счет нет, но возможно составить служебную записку с обоснованием такой потребности, после чего издать приказ на командировку. Для учет командировочных расходов должны быть соответствующие документы – билеты, чеки, ордера, квитанции.

Вопрос 4: Суд признал заключенный договор ГПХ трудовым. Работник предоставил больничный лист, относящийся к периоду, когда он работал по гражданско-правовому договору, нужно ли его оплатить.

Ответ: Да, нужно. Так как судом принято решение переквалифицировать ГПХ договор в трудовой, при котором оплата больничного обязательна.

Вопрос 5: Нужно ли удерживать НДФЛ с вознаграждений внештатных работникам по гражданско-правовым договорам?

Ответ: Да, нужно. Заказчик выполняется функцию налогового агента по отношении к физическому лицу.

Вопрос 6: Нужно ли начислять страховые взносы на вознаграждения внештатных сотрудников?

Ответ: Взносы на ОСС по ВНиМ не платятся, на ОСС по ПФиНС платятся, если это предусмотрено ст.5 закона 125-ФЗ. Страховые взносы на ОПС и ОМС начисляются согласно ч.1 ст.7 закона 212-ФЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *