Взаимозависимые лица

Взаимозависимые лица

НК РФ Статья 105.1. Взаимозависимые лица

1. Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения (далее — взаимозависимые лица).

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей.

2. С учетом пункта 1 настоящей статьи в целях настоящего Кодекса взаимозависимыми лицами признаются:

1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);

6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта;

7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

3. В целях настоящей статьи долей участия физического лица в организации признается совокупная доля участия этого физического лица и его взаимозависимых лиц, указанных в подпункте 11 пункта 2 настоящей статьи, в указанной организации.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ)

(см.

Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях — 2017-2018

текст в предыдущей )

4. Если влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) экономические результаты их деятельности оказывается одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок, такое влияние не является основанием для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения.

5. Прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми.

Указанные в настоящем пункте организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным настоящей статьей.

6. При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи.

7. Суд может признать лица взаимозависимыми по , не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

Взаимозависимые лица для целей налогообложения это

Контроль цены сделки между взаимозависимыми лицами

Контролируя правильность уплаты налогов, налоговые органы могут проверить, соответствует ли указанная в договоре стоимость сделки рыночной цене. Существенная разница между этими показателями приведет к доначислению налогов, а также начислению штрафа и пени. Однако подвергать налогоплательщика такому "ценовому" анализу контролеры вправе лишь при наличии хотя бы одного из нескольких оснований.

Что послужит толчком для проверки взаимозависимости? Каким образом проверяющие налоговые органы определяют рыночную стоимость проданного товара? Об этом, а также о том, какие изменения готовят законодатели в области трансфертного ценообразования, рассказано в данной статье.

В борьбе за зависимость

Согласно п. 1 ст. 20 НК РФ взаимозависимыми считаются юридические и физические лица, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности. Это происходит, когда:

  • одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20%;
  • одно физическое лицо подчиняется другому в соответствии с должностным положением;
  • лица состоят в родственных отношениях на основании семейного законодательства.

Указанные критерии в высшей степени прозрачны, поэтому на практике налогоплательщикам, как правило, удается выстроить взаимоотношения внутри холдинга таким образом, чтобы отдельные лица под них не подпадали.

В то же время в соответствии с п. 2 ст. 20 НК РФ суд может признать лиц взаимозависимыми и по иным основаниям, если отношения между ними могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). Чтобы понять логику судей, обратимся к арбитражной практике.

Так, компания и ее поставщик были признаны взаимозависимыми лицами в силу того, что фирма являлась основным покупателем продукции последнего (Постановление ФАС МО от 30.11.2005 N КА-А40/11641-05). При рассмотрении другого спора судьи признали компании взаимозависимыми, выяснив, что генеральный директор организации-налогоплательщика являлся учредителем своего контрагента. При этом одно и то же лицо занимало в обеих организациях должность главного бухгалтера (Постановление ФАС СЗО от 16.06.2006 N А56-19172/2005). Вспомним Определение КС РФ от 04.12.2003 N 441-О, в котором указано, что основанием признания лиц взаимозависимыми может служить факт заинтересованности в совершении хозяйственным обществом сделки, — лицами, заинтересованными в совершении обществом сделки.

Вот еще один случай: суд признал налогоплательщика и его контрагента взаимозависимыми лицами на основании того, что у одного из партнеров в течение длительного времени была перед другим кредиторская задолженность (Постановление ФАС ЦО от 12.05.2004 N А14-4283-03/130/25). А вот пример, связанный с деятельностью налогоплательщика, осуществляющего экспортные поставки: он и его иностранный покупатель были признаны взаимозависимыми лицами, поскольку учредители организации-экспортера являлись топ-менеджерами компании-покупателя (Постановление ФАС ДВО от 12.07.2006 N Ф03-А51/06-2/1466).

Как видим, у налоговых инспекторов хватает доводов для того, чтобы вменять налогоплательщикам взаимозависимость и успешно доказывать ее в суде. Интересно также мнение по этому вопросу Президиума ВАС РФ, выраженное в Информационном письме от 17.03.2003 N 71. Лиц следует считать взаимозависимыми, если:

  • у компаний-налогоплательщиков одни и те же учредители;
  • генеральный директор одной организации является учредителем другой;
  • одно предприятие владеет контрольным пакетом акций другого предприятия.

Применение положений статьи 40 НК РФ

Итак, допустим, что налоговым органам удалось обнаружить признаки взаимозависимости двоих налогоплательщиков и теперь они вправе проконтролировать, является ли цена, установленная сторонами в договоре, рыночной. Скорее всего, ни один проверяющий не признает, что это так, и попытается доказать обратное. Поскольку в большинстве случаев цена контракта, заключаемого между взаимозависимыми лицами, действительно далека от рыночной, налоговым органам не составит большого труда обнаружить это.

Взаимозависимые лица и контролируемые сделки для целей налогообложения

Однако одних подозрений здесь недостаточно — чтобы применить соответствующие санкции, им придется доказать, что цена, установленная сторонами, отклоняется более чем на 20% от рыночной. Такое условие предусмотрено п. 3 ст. 40 НК РФ. Как показывает практика, именно оно становится главным препятствием для налоговых органов, стремящихся наказать налогоплательщика.

Отметим, что при определении рыночной цены во внимание должны приниматься скидки, которые вызваны:

  • сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары, работы или услуги;
  • потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
  • истечением или приближением даты истечения сроков годности или реализации товаров;
  • маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров, работ или услуг на новые рынки;
  • реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

При расчете рыночной цены проверяющим необходимо соблюсти целый ряд требований. Сначала контролеры должны попытаться определить ее на основании спроса и предложения на рынке идентичных или однородных товаров, и, скорее всего, это им не удастся. Дело в том, что согласно п. 7 ст. 40 НК РФ однородными признаются товары, которые имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми. При этом учитывается их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения и т.д. Как видим, это определение довольно расплывчато. Поэтому на практике бывает трудно, а подчас и невозможно доказать, что те или иные товары однородны. Кроме того, поскольку цена товара нередко зависит от условий договора, контролерам будет сложно доказать однородность товара, ведь на цену влияют способ и порядок оплаты и доставки, транспортное плечо, обязанность страхования и т.п.

Приведем пример из арбитражной практики. Пытаясь доказать, что компания реализовывала продукцию по цене существенно ниже рыночной, сотрудники налоговой инспекции ссылались на прейскуранты других организаций, которые, по их мнению, продавали идентичные товары. Однако суд указал, что данные документы не содержат сведений о технических характеристиках этих товаров, а потому не позволяют сделать вывод об их идентичности (Постановление ФАС СЗО от 10.02.2006 N А13-4471/2005-19).

Итак, либо однородные товары не существуют на рынке, либо отсутствует информация о ценах на них. Тогда налоговые органы могут последовательно применить метод цены последующей реализации и затратный метод, что предусмотрено п. 10 ст. 40 НК РФ. В первом случае рыночная цена определяется как разница между ценой, по которой товары будут перепроданы покупателем, и его расходами на перепродажу. Причем сумма расходов должна быть увеличена на величину прибыли, полученную перепродавцом. Во втором случае рыночная цена складывается из обычных для этого вида деятельности величин затрат и прибыли.

Источники информации: официальные и не очень

В соответствии с п. 11 ст. 40 НК РФ при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах и биржевых котировках. Как видим, и в этом случае налоговое законодательство ограничивается лишь общей формулировкой — непонятно, что следует понимать под официальными источниками.

Как правило, при возникновении споров налогоплательщики предлагают свои источники, а налоговые органы — свои. В результате большая часть судебных решений принималась в пользу первых, поскольку приводимые инспекторами источники не признавались официальными. Приведем пример. Организация продавала земельные участки в Истринском районе Московской области. Сотрудники налоговой инспекции проверили цены некоторых сделок и пришли к выводу, что они не соответствуют рыночным. Доначисляя налоги, они использовали в качестве источника информации сведения, предоставленные коммерческими риелторскими организациями Истринского района Московской области. Однако суд не принял их во внимание, указав, что в данном случае приведены примерные цены реализации земельных участков, предназначенных под дачное строительство, а не цены по фактически состоявшимся сделкам купли-продажи идентичных участков (Постановление ФАС МО от 16.01.2006 N КА-А41/13620-05).

Между тем в последнее время позиция судей по данному вопросу меняется. Отчасти это вызвано тем, что налоговые органы стали более тщательно выбирать источник официальной информации. Так, компания сдавала в аренду игровые автоматы. Проверяющие посчитали, что размер получаемого вознаграждения не соответствует рыночному уровню, и доначислили налог. При этом для определения рыночной цены они обратились в Комиссию по игорному бизнесу Совета предпринимателей при мэре и Правительстве Москвы. Несмотря на то что суд первой инстанции не принял документ комиссии в качестве официального источника, в решениях суда апелляционной инстанции и кассации было указано обратное, поскольку согласно Положению о Комиссии по игорному бизнесу она является постоянно действующим органом, осуществляющим в числе прочего информационное обеспечение и организацию технической экспертизы оборудования, связанного с игорной индустрией (Постановление ФАС МО от 03.11.2006 N КА-А40/10623-06).

Вот еще один случай. Сотрудники инспекции поставили под сомнение соответствие рыночному уровню размера платы, которую налогоплательщик получал от сдачи в аренду помещений. В качестве официального источника информации было представлено письмо информационно-аналитического агентства "RWAY". Поскольку налогоплательщик не привел доказательств того, что данное агентство не имеет права проводить соответствующие исследования и выдавать аналогичные справки, документ был признан официальным источником информации (Постановление ФАС МО от 21.09.2006 N КА-А40/8885-06).

Поправки в трансфертном ценообразовании

В заключение стоит отметить возрастающий интерес к рассматриваемой проблеме со стороны контролирующих органов. Так, в настоящее время специалисты Минфина дорабатывают законопроект, посвященный так называемому трансфертному ценообразованию (это будет новая глава в Налоговом кодексе). В первую очередь, он предусматривает расширение перечня критериев, на основании которых налогоплательщики могут быть признаны взаимозависимыми лицами. Предполагается, что туда будут включены компании с общим владельцем, которому принадлежит больше 20% акций каждой из них, и их дочерние компании, если общему акционеру принадлежит больше половины их уставного капитала. Суд сможет признавать взаимозависимыми работника и работодателя, а также лиц, заключивших договор о совместной деятельности.

Кроме того, законопроект предусматривает обязанность компаний обосновывать выбранную ими цену. Для этого им придется описывать контролерам детали сделки, функции сторон, а также альтернативные способы определения цены. Таким образом, в ближайшее время стоит ожидать ужесточение контроля в этой сфере и еще большее смещение позиции арбитражных судов в сторону налоговых органов.

И.Д.Шмелев

Эксперт журнала

"Торговля:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Взаимозависимость лиц в сфере налогообложения

Появление категории взаимозависимых лиц в налоговом законодательстве обусловлено, прежде всего, экономическими интересами государства, которое не заинтересовано в том, чтобы отдельные лица в силу особых отношений между собой имели возможность существенно уменьшать размеры налоговых платежей, например, путем установления цен в сделках, не соответствующих рыночным ценам. Введение критериев взаимозависимости имеет своей целью устранение влияния экономической деятельности таких лиц на результаты налогообложения.

В соответствии со статьей 20 Налогового кодекса РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Прежде всего, устранение результатов влияния экономической деятельности таких взаимозависимых лиц проявляется в том, что при определении рыночных цен на товары, работы или услуги (для определения налоговой базы) сделки между взаимозависимыми лицами по общему правилу не принимаются во внимание, за исключением тех случаев, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок (пункт 8 статья 40 Налогового кодекса РФ). Кроме того, в случае совершения сделок между взаимозависимыми лицами налоговые органы приобретают право контроля за правильностью применения цен по таким сделкам (пункт 2 статья 40 Налогового кодекса РФ).

Налоговое законодательство устанавливает три основных критерия отнесения физических лиц или организаций к взаимозависимым лицам:

1. Экономический критерий: участие одной организации непосредственно и (или) косвенно в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20%. При этом доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой.

Предполагается, что, если организация А участвует в организации В в доле равной 1/2, а организация В участвует в организации С в доле равной 1/3, то доля участия организации А в организации С определяется как произведение долей:

Доля А в С = 1/2 × 1/3 = 1/6 (что составляет 16,7 %, т. е. менее чем 20%), в этом случае организации А и С не являются взаимозависимыми.

Однако, если, кроме косвенного участия А в С так, как приведено выше, организация А участвует в организации С непосредственно в доле равной 1/4, то общая доля участия организации А в организации С определяется как сумма косвенного и прямого участия:

Доля А в С = 1/6 + 1/4 = 5/12 (что составляет 41, 7%, т. е. более чем 20%), в этом случае организации А и С являются взаимозависимыми.

Таким образом, путем несложных вычислений можно заранее при формировании имущественного комплекса той или иной организации рассчитать такую долю участия одной организации в другой, которая составляла бы менее 20%, т. е. отсутствовал бы признак взаимозависимости данных организаций.

Экономический признак взаимозависимости может применяться только к организациям — как к российским, так и к иностранным организациям. Основные принципы участия одной организации в имуществе другой установлены в гражданском законодательстве и во многом определяются организационно-правовыми формами юридических лиц. Статья 48 Гражданского кодекса РФ определяет, что в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники):

o имеют обязательственные права – в отношении хозяйственных товариществ и обществ (акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и т. д.), производственных и потребительских кооперативов;

o имеют право собственности или иное вещное право – в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе дочерних предприятий, а также финансируемых собственником учреждений;

o не имеют имущественных прав – общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Следовательно, взаимозависимыми могут быть: хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы; общественные организации и созданные ими хозяйственные товарищества и общества и т. д. Очевидно, что государственные учреждения, государственные и муниципальные предприятия не могут быть взаимозависимыми лицами ни с какой другой организацией в силу правового режима их имущества как государственной или муниципальной собственности.

Взаимозависимыми в целях налогообложения во всех случаях будут являться хозяйственное общество и его зависимое хозяйственное общество, т. к. в силу статья 106 Гражданского кодекса РФ зависимым является хозяйственное общество, если другое общество имеет в нем более 20% голосующих акций или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Что касается дочерних хозяйственных обществ, то минимальный размер участия для возникновения статуса дочернего общества законом не определен. Это может быть пакет акций (или доля в уставном капитале), который будет составлять менее 20%, но будет являться достаточным для оказания определяющего воздействия на решения такого общества в связи со значительной раздробленностью пакетов остальных акций (долей). В таком случае экономического критерия взаимозависимости в целях налогообложения не будет, но несомненно, что такие дочерние хозяйственные общества должны признаваться взаимозависимыми по иным основаниям (такое право предоставлено суду), поскольку решения, принимаемые дочерним обществом определяются основным обществом, которое имеет право давать дочернему обществу обязательные для него указания (статья 105 Гражданского кодекса РФ).

Подтверждение того, что дочерние общества фактически признаются взаимозависимыми содержит статья 31 Налогового кодекса РФ, устанавливающая право налоговых органов предъявлять в суд исковые требования о взыскании задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам, числящейся более 3 месяцев за зависимыми или дочерними организациями, с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых или дочерних обществ.

2. Критерий служебной подчиненности: одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению.

Данный критерий подразумевает непосредственное подчинение одного физического лица другому в силу исполнения им своих должностных обязанностей, т.

Взаимозависимые лица

е. в случаях, когда указания вышестоящего физического лица будут являться обязательными для исполнения нижестоящим должностным лицом.

3. Критерий родственных отношений: когда лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, попечителя и опекаемого.

Отношения родства, свойства, отношения по усыновлению (удочерению), отношения опеки и попечительства регулируются нормами Семейного и Гражданского кодексов РФ. Документальное подтверждение наличия родственных и приравненных к ним отношений устанавливается нормами Федерального закона от 15 ноября 1997г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Лицами, состоящими в родственных отношениях с каким-либо физическим лицом обычно признаются:

1. его родственники по каждой прямой восходящей и каждой прямой нисходящей линиям, а также родственники его супруга (супруги) по каждой прямой восходящей и каждой прямой нисходящей линиям (бабушки, дедушки, родители, дети, внуки);

2. его сестры (братья), сводные сестры (братья),а также сестры (братья) его супруга (супруги);

3. сестры (братья) его родителей, а также сестры (братья) родителей его супруга (супруги);

4. супруги и дети лиц, указанных в пунктах 1), 2) или 3).

Взаимозависимыми также являются усыновители и усыновленные (удочеренные), попечители и опекаемые лица.

Законодатель допускает признание взаимозависимости лиц по иным основаниям в судебном порядке, если суд установит, что отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). Такое право представлено суду Налоговым кодексом РФ ввиду того, что в действующем законодательстве или в реальных ситуациях могут появиться дополнительные основания, в силу которых лица будут вынуждены действовать как взаимозависимые лица. Например, когда лица являются учредителями (участниками) одной организации; когда лица совместно (непосредственно или косвенно) контролируют третье лицо; два дочерних хозяйственных общества одного и того же основного общества и т. д. (пункт 1 и 2 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда России от 17марта 2003 № 71; Определение Конституционного суда РФ от 04 декабря 2003 № 441-О)

Взаимозависимые лица

Лица, признаваемые взаимозависимыми с учетом п. 1 ст. 105.1 НК РФ

Основания для признания лиц взаимозависимыми

Физические лица

Одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению

(пп. 10 п. 2 ст. 105.1 НК РФ)

Физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный

(пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ)

Организации

Одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%

(пп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ)

Одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%

(пп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ)

Единоличные исполнительные органы либо не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этих организаций назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ)

(пп. 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ)

Более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этих организаций составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ)

(пп. 6 п. 2 ст. 105.1 НК РФ)

Полномочия единоличного исполнительного органа в этих организациях осуществляет одно и то же лицо

(пп. 8 п. 2 ст. 105.1 НК РФ)

Организация и лицо

Лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа этой организации

(пп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ)

Лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в пп. 11 п. 2 ст.

105.1 НК РФ) имеет полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации

(пп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ)

Организация и физическое лицо

Физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в организации и доля такого участия составляет более 25%

(пп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ)

Организации и (или) физические лица

Доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%

(пп. 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ)

По иным основаниям, не предусмотренным выше:

1) организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами

(п. 6 ст. 105.1 НК РФ);

2) лица могут быть признаны взаимозависимыми судом

(п. 7 ст. 105.1 НК РФ)

Не является основанием для признания лиц взаимозависимыми:

1) влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) экономические результаты их деятельности, оказываемое одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок (п. 4 ст. 105.1 НК РФ);

2) само по себе прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в российских организациях (п. 5 ст. 105.1 НК РФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *