Земельный налог юридических лиц

Земельный налог юридических лиц


Земельный налог в 2018 для юридических лиц

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ИНФОРМАЦИЯ

от 13 июля 2011 года

ОБ ИСЧИСЛЕНИИ, УПЛАТЕ И ЛЬГОТАХ

ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, признаются плательщиками земельного налога.

Права на земельные участки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В то же время указанным установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу этого , признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация прав проводится по желанию правообладателей.

Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до вступления в силу вышеназванного , имеют равную юридическую силу с записями о правах в Едином государственном реестре прав.

Таким образом, факт отсутствия государственной регистрации прав на земельный участок не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога.

Не признаются объектом налогообложения:

— земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, земельные участки из состава земель лесного фонда, а также земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Земельный налог юридическими лицами исчисляется самостоятельно в соответствии с Налогового кодекса РФ. По истечении налогового периода, не позднее 1 февраля представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу. Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговая база для исчисления налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющимся налоговым периодом.

Если в течение налогового периода произошли изменения, такие как перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка, то произошедшие изменения учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.

Если в течение налогового периода появился новый участок, то кадастровая стоимость будет определена на дату формирования и кадастрового учета такого участка.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от категории земель или разрешенного использования земельного участка и не могут превышать:

— 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, приобретенных или предоставленных для жилищного строительства;

— 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Налоговым предусмотрены льготы по земельному налогу, предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков на федеральном уровне.

Освобождаются от налогообложения:

— организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

— организации, в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

— религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;

— общероссийские общественные организации инвалидов и организации, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов;

— организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов.

Кроме того, при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения для отдельных категорий налогоплательщиков.

Сроки оплаты налога на землю в 2018 году для юридических лиц

Земельный налог обязателен к уплате всеми владельцами участков в независимости от их площади, назначения и местонахождения. С 2015 года обязанность по самостоятельному расчету суммы сбора и подаче отчетности осталась только у организаций, изменились и сроки уплаты земельного налога. Физлица и предприниматели отныне будут получать единые уведомления от ФНС с указанием суммы.

Земельный налог: когда платить ИП?

Индивидуальные предприниматели в рыночных отношениях выступают физическими лицами и хозяйствующими субъектами одновременно. Земельный налог ИП платят на общих основания. Однако в зависимости от целей использования участка разнится ставка, сроки уплаты и порядок внесения платежа:

  • Участки земли, которые предприниматель использует в бизнесе, облагаются земельным налогом. Расчет его и сдача налоговой декларации производится в этом случае субъектом хозяйствования самостоятельно наравне с организациями. Расчет авансовых платежей также осуществляется самим ИП. Однако за 2015 года платеж будет насчитываться налоговым органом. Уже в следующем году предприниматели получат готовые уведомления по всем, принадлежащим ИП, участкам.
  • Расчет налога по участкам, которые предприниматель использует в качестве приусадебного хозяйства, дачным, занятым жилыми строениями, производит ФНС по месту регистрации земли.

Сроки уплаты земельного налога в 2015 году, как и подачи декларации, устанавливаются муниципальной властью в каждом конкретном регионе.

Порядок и сроки уплаты, подачи отчетности по земельному налогу для ИП такие:

  • налог за год надо уплатить вплоть до 1 октября года, который следует за налоговым периодом;
  • декларацию за прошлый год необходимо было предоставить в ФНС не позднее 1 февраля 2015 года;
  • в следующем году сдавать отчетность за 2015 год не нужно; ИП освобождены от этого в связи с изменениями, вступившими в силу с начала этого года;
  • с начала текущего года предприниматели освобождены от уплаты авансов по земельному налогу, поэтому срок уплаты не установлен.

Уплата налога физическими лицами

Внесенные в Налоговый кодекс поправки (глава 31 НК) устанавливают крайний срок оплаты налога для физлиц – 1 октября. То есть, сумму за этот год надо будет внести не позднее 01.10.2016. Ранее срок заканчивался 1 ноября.

Физлица не рассчитывают сумму платежа самостоятельно, это прерогатива ФНС. Уплата производится ими на основании единого уведомления, которое доставляется адресатам по почте. В уведомлении содержится информация:

  • сумма, подлежащая внесению в бюджет;
  • период, в течение которого необходимо произвести уплату;
  • данные о плательщике;
  • информация о налогооблагаемой базе – площадь, назначение, кадастровая стоимость участка земли.

Информация не всегда соответствует действительности. Случается ошибка, когда оплаченный штраф снова включается в общую сумму или за проданный в прошлом году участок все равно начисляется налог. В этом случае необходимо лично посетить ФНС с документами, подтверждающими неправомерное начисление сбора за землю.

Если сумма земельного налога за год не поступает в бюджет до указанного срока уплаты, для физических лиц начинают действовать штрафные санкции. С первого же дня просрочки насчитывается пеня. Как только сумма долга вместе со штрафом превысит полторы тысячи рублей, органы ФНС имеют право обратиться с исковым заявлением в суд для взыскания средств с налогоплательщика.

Для граждан действуют различные льготы:

  • На 10 тысяч рублей сокращается размер налоговой базы (кадастровой стоимости) для Героев труда, ветеранов и инвалидов боевых действий, чернобыльцев.
  • В отдельных регионах в списке льготников присутствуют многодетные семьи, пенсионеры и другие категории.
  • Некоторые льготные категории граждан и вовсе освобождаются от уплаты сбора. Решение об этом принимают местные органы власти.

Ставка для физлиц выше, чем для организаций, и равна 1,5% от кадастровой стоимости участка. Именно поэтому необходимо выяснить полный перечень льгот конкретного района. Льготирование предоставляется не автоматически, а по заявлению плательщика с предоставлением подтверждающих документов, которые дают право воспользоваться скидкой при уплате земельного налога.

Земельный налог, взимаемый с организаций

Организации и предприятия также являются плательщиками земельного налога. Уплачивать сбор необходимо только за те участки, которые находятся в бессрочном пользовании и на них имеется право собственности. За арендованную землю налог не взимается.

Порядок расчета и подачи декларации по налогу для юрлиц установлен 31-й главой НК. Согласно ей организации самостоятельно рассчитывают налог за год, авансовые платежи, составляют декларацию и подают ее в ИФНС.

При расчете налога для организаций используется, как правило, ставка в размере 0,3%. Поэтому дополнительных льгот для юрлиц не предусмотрено – сумма и так получается не «заоблачной». Право на льготирование имеют лишь предприятия, которые заключают договоры краткосрочной аренды земли. Сроки и порядок уплаты земельного налога (авансовых платежей) для юридических лиц таковы:

  • По истечении первого квартала, который является отчетным периодом, организация производит уплату первого в году авансового взноса. Он представляет собой четвертую часть суммы налога за год.

    Сроки уплаты земельного налога в 2018 году юридическими лицами

    В налоговую службу сдается декларация.

  • По завершении второго и третьего кварталов соответственно производятся отчисления в бюджет, и подается отчетность.
  • По завершении года (налогового периода) не позднее 1 февраля должна быть произведена доплата и подана налоговая декларация.

Сроки уплаты авансовых и годовых платежей по земельному налогу в 2015 устанавливаются местной властью. Если же таковые не установлены в каком-либо регионе, стоит руководствоваться федеральным законодательством. Узнать порядок внесения платежей, действующие льготы можно в территориальном отделе ФНС города.

Земельный налог для коммерческих организаций

Земельный налог, в соответствии с гл. 31 Налогового кодекса, относится к местным налогам. В столице данный налог начал взиматься с начала 2005 г. на основании Закона г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 "О земельном налоге". Рассмотрим некоторые особенности его уплаты в соответствии с действующим законодательством.

Кто платит

В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом организации и физические лица не признаются налогоплательщиками в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Все эти права на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации (в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним), которая с 31 января 1998 г. осуществляется в соответствии с Законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст. 25 ЗК).

При этом, как разъяснено в Письме Минфина от 9 апреля 2007 г. N 03-05-05-02/21, права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 г., признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации в вышеуказанном реестре. В этом случае право на землю подтверждается актами, изданными органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции, в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. В частности, к ним относятся:

  • государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493;
  • свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г. N 177;
  • свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России".

Момент "посвящения"

При приобретении права собственности на здание, строение или сооружение на основании договора купли-продажи необходимо учитывать положения ст. 552 Гражданского кодекса, согласно которым покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

В том случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, в договоре может быть предусмотрено право на соответствующую часть земельного участка. Это может быть право собственности, право аренды или иное вещное право.

Если договором не определено передаваемое покупателю недвижимости право на соответствующий земельный участок, к покупателю переходит право собственности только на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования.

При этом в случае продажи недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости (п. 3 ст. 552 ГК).

Если здания и сооружения расположены на земельных участках, принадлежащих продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю недвижимости в силу п. 1 ст. 20 Земельного кодекса земельные участки на таком праве предоставляться не могут, покупатель как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования в связи с приобретением зданий и сооружений недвижимости, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность. До момента государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (или вступления в силу актов, подтверждающих прекращение права постоянного (бессрочного) пользования) организация, которая приобрела такой "надел" в собственность, не будет признаваться плательщиком земельного налога.

Налогооблагаемый объект

Согласно ст. 389 Налогового кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований, на территории которых введен налог. Напомним, что в столице земельный налог введен Законом г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 "О земельном налоге".

Не являются объектами налогообложения земли, ограниченные в обороте, изъятые из оборота, занятые лесным и водным фондом (п. 2 ст. 389 НК).

В отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также в отношении владельцев этого участка (соответственно, плательщиков земельного налога) Минфин в Письме от 17 мая 2007 г. N 03-05-05-02/33 дает следующие разъяснения. В соответствии с Законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, занятый многоквартирным домом, который сформирован и в отношении которого проведен кадастровый учет, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Поэтому, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен кадастровый учет, собственникам нежилых помещений, находящихся в этом доме, принадлежит доля в праве на этот земельный участок.

Если земельные участки не прошли кадастровый учет (по земельным участкам отсутствует кадастровый номер), то они признаются объектом налогообложения земельным налогом на основании правоустанавливающих (правоудостоверяюших) документов, выданных соответствующими органами до введения Закона N 122-ФЗ (Письмо Минфина от 9 апреля 2007 г. N 03-05-05-02/21).

Определяем налоговую базу

В соответствии с п. 1 ст. 391 Налогового кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

На основании п. 2 ст. 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Ее результаты утверждаются органами исполнительной власти субъектов по представлению территориальных органов Роснедвижимости (п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316) и доводятся до налогоплательщиков ежегодно не позднее 1 марта (п. 14 ст. 396 НК).

Порядок доведения до налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков определяется Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", а на территории Москвы — еще и Распоряжением Правительства Москвы от 4 апреля 2005 г. N 522-РП "О порядке доведения до сведения налогоплательщиков земельного налога кадастровой стоимости земельных участков".

Согласно последнему документу кадастровая стоимость земельных участков, расположенных на территории города Москвы, доводится до сведения налогоплательщиков земельного налога Департаментом земельных ресурсов города Москвы заказными почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении.

Кстати, информацию о кадастровой стоимости земельных участков можно получить и непосредственно в территориальном органе Роснедвижимости или на интернет-сайте Роснедвижимости (www.kadastr.ru).

Пример 1. В многоквартирном доме 1600 кв. м занято квартирами. Все квартиры приватизированы. На первом этаже этого дома расположен магазин площадью 200 кв. м, принадлежащий ООО "Весна". Кадастровая стоимость земельного участка, занятого данным многоквартирным домом, составляет 2 000 000 руб.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы N 74 налоговая ставка для магазина равна 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно алгоритму расчета земельного налога по участкам, расположенным под многоквартирным домом, приведенному в Письме Минфина от 26 декабря 2006 г. N 03-06-02-02/154, определим долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и величину налоговой базы для ООО "Весна".

Вначале вычислим общую площадь помещений в доме, находящихся в собственности налогоплательщиков. Она равна сумме площади магазина и площадей помещений, занятых квартирами, то есть 1800 кв. м (200 кв. м + 1600 кв. м).

С учетом общей площади всех помещений, принадлежащих налогоплательщикам, определяется доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Для ООО "Весна" она составит 0,11 (200 кв. м / 1800 кв. м).

Налоговая база для исчисления земельного налога ООО "Весна" будет равна 220 000 руб. (2 000 000 руб. x 0,11).

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет ООО "Весна" с учетом налоговых ставок, установленных представительным органом муниципального образования, составит 3300 руб. ((220 000 руб. x 1,5) : 100).

Периоды, налог и его авансы

Земельный налог перечисляется по итогам года. Местные власти, хотя и устанавливают конкретные сроки уплаты, все же не вправе требовать налог до наступления срока сдачи декларации, то есть раньше 1 февраля следующего года (п. 1 ст. 397 НК).

Суммы авансовых платежей по налогу исчисляются по истечении I, II и III кварталов текущего года как 1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК). Авансовые платежи нужно перечислять в сроки, которые указаны в местных нормативных актах. В Москве надо успеть это сделать до последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом, включительно.

Пример 2. ООО "Дельта" имеет в собственности земельный участок, который находится на территории г. Москвы и занят офисным зданием. Кадастровая стоимость этого участка по состоянию на 1 января 2008 г. составляет 5 000 000 руб.

Сумма авансового платежа по земельному налогу за I квартал 2008 г. у ООО "Дельта" составит:

(5 000 000 руб. : 4 x 1,5%) = 18 750 руб.

Как быть, если земельный участок был приобретен среди года? Обратимся к Рекомендациям по заполнению формы Налогового расчета по авансовым платежам (Приложение 2 к Приказу Минфина от 12 апреля 2006 г. N 64н).

При расчете суммы авансовых платежей за неполный налоговый период необходимо применять коэффициент К2, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в отчетном периоде. При этом следует учитывать, что значение коэффициента К2 должно приводиться в десятичных дробях с точностью до сотых долей.

Нельзя забывать, что расчет по авансовым платежам по земельному налогу заполняется не нарастающим итогом. То есть при определении величины авансового платежа по итогам каждого отчетного периода авансовые платежи, исчисленные за предыдущий отчетный период, не учитываются.

Не оценили…

В случае если результаты кадастровой оценки не были утверждены органами исполнительной власти субъекта, можно руководствоваться разъяснениями Минфина, приведенными в Письме от 6 июня 2006 г. N 03-06-02-02/75.

В том случае, если результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года утверждены до 1 марта этого года, но кадастровая стоимость земельного участка до сведения налогоплательщика в установленном порядке не доведена, организация обязана представить в налоговые органы нулевую налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам). После получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельного участка организация в соответствии с п. 1 ст. 81 Налогового кодекса обязана представить уточненную налоговую декларацию (налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу).

При этом если налог или авансовые платежи по налогу не уплачены организацией в установленные сроки по не зависящим от нее причинам (не утверждена, не доведена до адресата кадастровая стоимость земельного участка), то начисление пени за каждый лень просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу) не должно производиться.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков официально доводятся до инспекций ФНС органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра.

Уплата земельного налога за 3 квартал 2018 года

Таким образом, если информация о кадастровой стоимости земельных участков до налогоплательщиков должным образом не доведена, эти сведения можно получить в налоговых органах.

Отражаем налог в учете

Какой способ отражения в бухучете авансовых платежей по земельному налогу выберет фирма, зависит главным образом от действующей в организации учетной политики. Эти суммы включаются либо в расходы по обычным видам деятельности, либо в прочие операционные расходы. Перечень прямых и косвенных расходов налогоплательщик выбирает самостоятельно с учетом специфики своей деятельности.

В бухгалтерском учете коммерческой организации, не применяющей специальные режимы налогообложения, сумма налога на землю отражается по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" в корреспонденции со счетами учета затрат (20, 23, 25, 26, 29, 44). В налоговом учете земельный налог такой организации следует учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК). При этом, как следует из п. 2 ст. 318 Налогового кодекса, весь авансовый платеж учитывают в том отчетном периоде, за который он внесен.

Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает организации от уплаты земельного налога, в связи с чем эти организации исчисляют и уплачивают налог на землю на общих основаниях. При определении объекта налогообложения по УСН налогоплательщик, применяющий упрощенку, может уменьшить полученные доходы на сумму уплаченного им земельного налога (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК).

Во втором случае налог показывают по дебету счета 91, субсчет "Прочие расходы", в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Т.Демьянова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *