01 01

01 01

В оценочной деятельности износ машин и оборудования — это действительная потеря в стоимости машин и оборудования в результате действия комплекса факторов, приводящего к ухудшению или утрате машиной или оборудованием своих потребительских свойств. При оценке машин и оборудования, как правило, выделяют два вида износа — физический износ и моральный износ.

Физический износ машин и оборудования — это действительная потеря в стоимости машин и оборудования вызванная снижением их работоспособности в результате постепенной потери ими своих естественных (физических, химических, биологических и т.п.) свойств в результате эксплуатации или бездействия, влияния сил природы или влияния внешних неблагоприятных факторов (землетрясений, наводнений, пожаров и т.д.).

Моральный износ машин и оборудования — частичная утрата стоимости машин и оборудования в связи с удешевлением их воспроизводства или в связи с более низкой производительностью по сравнению с новыми.

В настоящей статье авторами сделана попытка обобщить существующие методы оценки износа машин и оборудования, а также представлены методы расчета износа машин и оборудования, разработанные авторами на основе исследования и обработки большого объема исходной информации о стоимости машин и оборудования.

Физический износ машин и оборудования может определяться следующими методами:

  • метод эффективного возраста;
  • метод эффективного остаточного ресурса;
  • расчетный метод с учетом возраста и нормативного срока службы до списания;
  • расчетный метод с учетом возраста и проведенных капитальных ремонтов;
  • расчетный метод с учетом возраста и остаточного ресурса;
  • метод экспертизы состояния;
  • метод амортизационных отчислений;
  • метод поэлементного расчета.

Метод эффективного возраста применяется в случае, когда известен нормативный срок службы объекта оценки и можно с помощью средств инструментальной диагностики определить эффективный возраст объекта оценки:

Иф 0 (Тэф / Тн) * 100%, (1)

где:

Тэф — эффективный возраст объекта оценки на дату оценки, лет;

Тн — нормативный срок службы объекта оценки до списания, лет.

Метод эффективного остаточного ресурса применяется в случае, когда известен нормативный срок службы объекта оценки и можно с помощью средств инструментальной диагностики определить эффективный остаточный ресурс объекта оценки:

Иф= * 100%, (2)

где

Тэфост — эффективный остаточный ресурс объекта оценки на дату оценки, лет.

В случае если нормативно-технической документацией установлен срок службы объекта оценки до списания и не предусмотрено проведение капитальных ремонтов объекта оценки, применяется метод расчета износа с учетом возраста и нормативного срока службы до списания

где:

е — основание натурального логарифма, е ≈ 2,72;

Тф — фактический срок службы объекта оценки, лет;

Тн — нормативный срок службы объекта оценки до списания, лет.

При отсутствии информации о нормативном сроке службы до списания значение нормативного срока службы Тн может определяться по данным «Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1).

Метод определения физического износа с учетом возраста и проведенных капитальных ремонтов применяется к объектам оценки, для которых технической документацией предусмотрено проведение плановых капитальных ремонтов. Износ определяется по формуле:

где:

а — постоянная величина, на которую увеличивается физический износ после проведения одного капитального ремонта, %;

k — число капитальных ремонтов, проведенных до даты оценки;

е — основание натурального логарифма, е ≈ 2,72;

Tk — фактический срок службы объекта оценки на дату оценки с момента проведения последнего капитального ремонта;

Тнкр — нормативный срок службы объекта оценки до капитального ремонта;

Как правило, постоянная величина а, на которую увеличивается физический износ после проведения одного капитального ремонта можно принять равной 20%.

Нормативный срок службы объекта оценки до капитального ремонта определяется по данным нормативно-технической документации на объект оценки. При отсутствии таких данных, значение нормативного срока службы может определяться по данным «Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Метод расчета физического износа на основании данных о возрасте и остаточном ресурсе объекта оценки применяется в случае, когда отсутствуют данные о нормативном сроке службы объекта оценки до списания, но возможно с использованием инструментальной диагностики или экспертным методом определить остаточный ресурс, срок службы объекта оценки:

Иф = * 100%, (5)

При определении физического износа методом экспертизы состояния физический износ объекта оценки рассчитывается по формуле:

Иф = i=1∑nИфi * ai, (6)

где:

Ифi — оценка износа i-го эксперта;

ai — весомость мнения i-го эксперта;

n — число экспертов.

Весомость мнений экспертов определяется из условия i=1∑nai = 1

В таблице 1 представлена шкала экспертных оценок для определения износа при обследовании физического состояния машин.

Таблица 1. Справочная таблица для оценки физического износа

Вид Состояние объекта оценки — Описание Диапазон износа Иф, %
Новое Новый, установленный и неиспользованный объект в отличном состоянии 0 ÷ 5
Очень хорошее Очень хорошее Объект практически новый, использованный в течение очень непродолжительного интервала времени, не требующий замены каких-либо его составных частей или комплектующих изделий, а также ремонта 10 ÷ 15
Очень хорошее Объект практически новый, использованный в течение очень непродолжительного интервала времени, не требующий замены каких-либо его составных частей или комплектующих изделий, а также ремонта 10 ÷ 15
Хорошее 20 ÷ 35
Удовлетворительное Объект находится в продолжительной эксплуатации, может использоваться, однако требует текущего ремонта 40 ÷ 60
Плохое Объект находится в продолжительной эксплуатации, значительно изношен и требует капитального ремонта 65 ÷ 80
Состояние лома Объект не подлежит ремонту для восстановления своих функций и может быть продан лишь на разукомплектацию или лом 85 ÷ 95

Метод амортизационных отчислений может применяться в случае оценки объекта, находящегося в собственности юридического лица, для которого отсутствуют данные о нормативном сроке службы:

Иф = Nam * Тф, (7)

где:

Nam — норма амортизационных отчислений в % за год.

Норма амортизационных отчислений рассчитывается в соответствии с действующими на момент нормами расчета амортизационных отчислений для группы основных средств, к которой относится объект оценки.

Метод поэлементного расчета физического износа применяется для сложных, состоящих из отдельных блоков, систем, агрегатов, объектов оценки, таких как производственные линии или аппаратные комплексы. В соответствии с данным методом выделяется ограниченное число, как правило, до 10 основных элементов (блоков, систем, агрегатов) объекта оценки, суммарная стоимость которых составляет до 90% его общей стоимости. Затем рассчитывается физический износ и стоимость в новом состоянии каждого из указанных агрегатов, а также общий физический износ и стоимость в новом состоянии невыделенной части комплектующих объекта оценки. На основании указанных предварительных расчетов определяется общий физический износ объекта оценки:

Иф = i=1∑mλi Ифi + λост Ифост, (8)

где:

m — число выделенных основных элементов объекта оценки;

λi — стоимостной вестовой коэффициент для i-го основного элемента;

Ифi — физический износ i-го основного элемента на дату оценки,

λост — стоимостной вссовой коэффициент для оставшейся невыделенной части комплектующих объекта оценки;

Ифост — физический износ оставшейся невыделенной части комплектующих объекта оценки на дату оценки, %.

Стоимостной весовой коэффициент для i-го основного элемента равен:

λi = Ciэл / Соб, (9)

где

Ciэл — стоимость в новом состоянии i-го основного элемента объекта оценки в месте оценки на дату оценки, руб.;

Соб — общая стоимость объекта оценки в новом состоянии в месте оценки на дату оценки, руб.

Физический износ i-го основного элемента объекта оценки определяется по формулам (1)-(7).

Cтоимостной весовой коэффициент λост для оставшейся невыделенной части комплектующих объекта оценки равен:

λост = (Соб — i=1∑mCiэл)/ Соб, (10)

Сумма стоимостных весовых коэффициентов λi и λост должна быть равна единице.

Физический износ Ифост оставшейся невыделенной части комплектующих объекта оценки определяется методом экспертизы состояния по общему состоянию объекта оценки.

Моральный износ машин и оборудования определяется следующим образом:

Им = Им1 + Им2, (11)

где:

Им1 — моральный износ в результате производства фондов такой же производительности, но с меньшими затратами, на дату оценки %;

Им2 — моральный износ в результате создания более производительных фондов по прежней цене, на дату оцени, %.

Моральный износ в результате производства машин и оборудования такой же производительности, но с меньшими затратами, определяется по формуле:

Им1 = * 100%, (12)

где:

So — полная себестоимость объекта оценки на дату оценки в месте оценки, руб.

Sнов — себестоимость точного функционального аналога объекта оценки выпускаемого на дату оценки с меньшими затратами, на дату оценки в месте оценки руб.

Моральный износ в результате создания более производительных фондов по прежней цене определяется по формуле:

Им2 = * 100%, (13)

где

Co — стоимость в новом состоянии объекта оценки на дату оценки в месте оценки, руб.;

Сoнов — стоимость в новом состоянии точного функционального аналога объекта оценки, выпускаемого на момент оценки, имеющего большую производительность, чем объект оценки и продаваемого по той же или близкой цене, на дату оценки в месте оценки, руб.;

П — годовая производительность объекта оценки, изделий в год;

Пнов — годовая производительность точного функционального аналога объекта оценки, выпускаемого на момент оценки, имеющего большую производительность, чем объект оценки и продаваемого по той же или близкой цене, изделий в год;

Тн — нормативный срок службы объекта оценки, годы;

Тннов — нормативный срок службы точного функционального аналога объекта оценки, выпускаемого на момент оценки, имеющего большую производительность, чем объект оценки и продаваемого по той же или близкой цене, годы.

Андрианов Ю.В., к.т.н., НИИАТ. ЮдинА.В., к.э.н., НИИАТ

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства Российской Федерации

М. Мишустин

Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации

1. Граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

2. При получении сигнала оповещения и (или) экстренной информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам необходимо немедленно прослушать информацию об алгоритме действий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, передаваемую в рамках трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, либо ознакомиться с такой информацией, передаваемой коротким текстовым сообщением по сети подвижной радиотелефонной связи. При невозможности ознакомления с такой информацией гражданин должен обратиться в единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования либо по единому номеру вызова экстренных оперативных служб «112».

3. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны:

а) соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

б) выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее — уполномоченные должностные лица);

в) при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

г) при обнаружении пострадавшего (пострадавших) принимать меры по вызову уполномоченных должностных лиц и до их прибытия при отсутствии угрозы жизни и здоровью оказывать пострадавшему (пострадавшим) первую помощь;

д) иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документы (при наличии), дающие право не соблюдать требования, установленные подпунктом «в» настоящего пункта и подпунктами «б» и «в» пункта 4 настоящих Правил.

4. При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается:

а) создавать условия, препятствующие и затрудняющие действия уполномоченных должностных лиц и работников общественного транспорта;

б) заходить за ограждение, обозначающее зону чрезвычайной ситуации или иную опасную зону;

в) осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью;

г) осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации;

д) распространять заведомо недостоверную информацию об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

5. При получении сигнала оповещения и (или) экстренной информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации организации незамедлительно оповещают об этом своих работников и иных граждан, находящихся на территории организации.

6. В зависимости от складывающейся обстановки на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации и (или) от дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принимаемых Правительством Российской Федерации, Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностными лицами, указанными в пунктах 8 и 9 статьи 4 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», организации:

а) обеспечивают проведение эвакуации с территорий организаций работников и иных граждан, находящихся на их территориях, а также оказывают содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в проведении эвакуационных мероприятий с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации;

б) предоставляют работникам и иным гражданам, находящимся на их территориях, имеющиеся средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций, принимают другие необходимые меры по защите от чрезвычайной ситуации работников и иных граждан, находящихся на их территориях;

в) проводят мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности своих работников в чрезвычайных ситуациях;

г) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

д) приостанавливают свою деятельность, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан, находящихся на их территориях.

7. Организации обязаны своевременно представлять в органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *