Целевое финансирование в балансе

Целевое финансирование в балансе

Отражение целевого финансирования в бухгалтерской отчетности

Материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

В Приложении к Приказу Минфина России от 22 июля 2003 года №67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" приведены образцы форм бухгалтерской отчетности, включая и образец формы бухгалтерского баланса. При этом в форме бухгалтерского баланса не предусмотрена специальная строка для средств целевого финансирования.

Согласно Приказу №67н организации могут учитывать эти образцы при разработке и принятии (утверждении распорядительным документом) своих форм бухгалтерской отчетности исходя из специфики своей деятельности.

Порядок отражения средств целевого финансирования в формах бухгалтерской отчетности является различным для коммерческих и некоммерческих организаций.

Коммерческие организации, согласно пункту 20 ПБУ 13/2000, показывают в Бухгалтерском балансе полученные бюджетные средства в разделе V "Краткосрочные обязательства" по строке 640 "Доходы будущих периодов" или же их можно показать отдельной строкой. Другие целевые средства коммерческие организации также показывают в разделах IV или V баланса как долгосрочные или краткосрочные обязательства.

Некоммерческой организации нужно руководствоваться пунктом 13 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом №67н.

Составляем баланс: шпаргалка для некоммерческих организаций

Вместо групп статей "Уставный капитал", "Резервный капитал" и "Нераспределенная прибыль", приведенных в образце форм, некоммерческой организации следует включить в баланс статью "Целевое финансирование".

Доходы от использования средств целевого финансирования, признанные на счете бухгалтерского учета 91 "Прочие доходы и расходы" в соответствии с настоящим положением, отражаются в составе внереализационных доходов Отчета о прибылях и убытках (формы №2) как активы, полученные безвозмездно.

Суммы средств целевого финансирования, em>признанные в бухгалтерском учете в прошлые годы в качестве доходов, но подлежащие возврату, отражаются в составе внереализационных расходов отчета о прибылях и убытках (формы №2) и расшифровки отдельных прибылей и убытков в качестве убытков прошлых лет, признанных в отчетном году.

В отчете об изменениях капитала (форме №3) данные об остатках средств целевого финансирования и поступлений (из бюджета, внебюджетных фондов, от других организаций и граждан), их использовании и остатках на конец отчетного периода могут приводиться в Справке после раздела "Изменение капитала". Для этого в Справку добавляются соответствующие графы.

В отчете о движении денежных средств (форме №4) отражаются полученные средства целевого финансирования, полученные в денежной форме.

Для формирования раздела "Государственная помощь" Приложения к бухгалтерскому балансу (формы №5) используется информация о полученных в отчетном году бюджетных средствах по видам поступлений.

В отчете о целевом использовании полученных средств (форма №6) отражается информация об остатках целевых средств на начало отчетного года, поступление средств по видам поступлений и их расходование по направлениям расходования за отчетный год и предыдущий год.

В пояснительной записке подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация в отношении целевого бюджетного финансирования:

  • характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;
  • назначение и величина бюджетных кредитов;
  • характер прочих форм государственной помощи, от которых прямо получаются экономические выгоды.
    К прочим формам государственной помощи относится предоставленная выгода, которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженным процентом и др.), а также не может быть отделена от нормальной хозяйственной деятельности (например, государственные закупки). Прочие формы государственной помощи подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности в пояснительной записке в случае их существенности для характеристики финансового положения и финансовых результатов деятельности (пункт 18 ПБУ 13/2000).
  • невыполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы (ссылка на положение).

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного и целевого финансирования, Вы можете познакомиться в книге ЗАО "BKR Интерком-Аудит" "Бюджетное и целевое финансирование".

С 1 января 2011 г. пункт 81 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, который устанавливал порядок признания доходов будущих периодов, утратил свою силу. В связи с данным обстоятельством с 2011 г. в составе доходов будущих периодов могут быть отражены:

— бюджетные средства, направленные коммерческой организации на финансирование расходов (п.

Счет 86 «Целевое финансирование» в бухгалтерском учете

9 Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина РФ от 16.10.2000 № 92н),

— не использованные на конец отчетного периода остатки средств целевого бюджетного финансирования, предоставленного организации (п. 20 Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина РФ от 16.10.2000 № 92н),

— стоимость основных средств, полученных организацией безвозмездно (п. 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н).

Таким образом, величина целевого финансирования, полученного по договорам долевого строительства (инвестирования), в бухгалтерском балансе не может отражаться в составе доходов будущих периодов. Указанные обязательства следует отражать в составе прочих обязательств.

Кроме того, согласно п. 19 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н, в бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные

Таким образом, рассматриваемые суммы целевого финансирования, полученного по договорам долевого строительства (инвестирования), подлежат отражению в составе долгосрочных или краткосрочных обязательств в зависимости от срока окончания строительства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *