Денежные расчеты предпринимателей с населением

Денежные расчеты предпринимателей с населением

Разделы:

  • История вопроса
  • Новый порядок применения контрольно-кассовой техники
  • Современные требования
  • Требования к фискальным документам
  • Порядок регистрации
  • Порядок использования ККТ
    • Подготовка к работе
    • Работа с ККТ
    • Ошибки и неисправности при работе с ККТ
    • Окончание работы с ККТ
  • Порядок перерегистрации и снятия с учета ККТ
  • Кто освобожден от применения ККТ

Marius Pirvu / .com

Подготовка к работе

Порядок и условия применения контрольно-кассовой техники регламентирован ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ, а также письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104 «Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (далее – типовые правила), которое применяется в части, не противоречащей Закону № 54-ФЗ. При этом, согласно разъяснениям Минфина России и ФНС России типовые правила не подлежат обязательному применению организациями и ИП, перешедшими на новый порядок применения ККТ (письмо Минфина России от 16 сентября 2016 г. № 03-01-15/54413).

ККТ применяется на месте осуществления расчета с покупателем в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем, за исключением расчета, осуществляемого электронными средствами платежа в Интернете. При этом ККТ, предназначенная для применения только при осуществлении расчетов электронными средствами платежа, применяется только при таких расчетах. А автоматизированные системы для БСО применяются только для осуществления расчетов при оказании услуг (п. 1 ст. 4.3 Закон № 54-ФЗ).

Так, в соответствии с п. 2.1 типовых правил, к работе на кассовой машине допускаются лица, освоившие правила по эксплуатации кассовых машин в объеме технического минимума и изучившие типовые правила. С лицами, допущенными к работе, заключается договор о материальной ответственности. Таким образом, до допуска кассира к работе с контрольно-кассовой техникой, он должен быть ознакомлен с правилами ее эксплуатации и с ним должен быть заключен договор о материальной ответственности.

Вы уже подключили онлайн-кассу в соответствии с 54-ФЗ?
Заключите договор на обработку фискальных данных с ОФД Электронный Экспресс в составе ИПО ГАРАНТ.

Оставить заявку

До начала работы с кассовым аппаратом, кассиру руководителем выдаются ключи от ККТ и от денежного ящика (если таковые наличествуют), разменные монеты и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями, принадлежности для работы и обслуживания машины. Для учета денег, выданных кассиром из кассы организации другим кассирам или доверенному лицу (раздатчику), а также учета возврата наличных денег используется Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.

При необходимости, следует дать указание кассиру о мерах по предупреждению подделки чеков (шифровка чеков, определенный цвет используемой чековой ленты, предельная сумма чека и т. п.).

Убедившись в исправности машины, можно дать указание кассиру о начале работы.

Перед началом работы кассиру формируется отчет об открытии смены. Отметим, кассовый чек не может быть выдан позднее чем через 24 часа с момента формирования отчета об открытии смены. А при корректировке расчетов, которые были произведены ранее, формируется кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены (п. 2, п. 4 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ).

Кассир при начале работы обязан:

  • проверить наличие чековой ленты и при необходимости заправить новую;
  • включить машину и получением нулевого чека проверить ее работу;
  • напечатать два-три чека без обозначения суммы (нулевых) с целью проверки четкости печатания реквизитов на чековой ленте и правильность установки даты и нумерации (нулевые чеки прикладываются в конце смены к кассовому отчету;
  • протереть кожух сухой тряпкой и установить со стороны покупателя (клиента) табличку со своей фамилией;
  • разместить необходимый для работы инвентарь.

Работа с ККТ

    ВАЖНО

    Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 тыс. руб.; на юридических лиц – от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 тыс. руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

В течение рабочего дня кассир-операционист или другое материально-ответственное лицо (контролер-кассир, официант, продавец, буфетчик, приемщик заказов и др.) обязаны:

  • обеспечить тщательный уход и бережное обращение с машиной, содержать ее в чистоте и порядке;
  • осуществлять операции ввода сумм в соответствии с руководством по эксплуатации на данный тип кассовых машин;
  • для одного покупателя (клиента) определить общую сумму покупки, услуги по показанию индикатора кассовой машины или с помощью счетных устройств и назвать ее покупателю (клиенту);
  • получить от покупателей (клиентов) деньги за товары или оказанные услуги согласно сумме, называемой покупателем (клиентом), обозначенной в прейскуранте на оказываемые услуги, ценнике на продаваемый товар, в предприятиях общественного питания обозначенной в меню или ценниках в следующем порядке:
  • четко назвать сумму полученных денег и положить эти деньги отдельно на виду у покупателя (клиента);
  • распечатать чек;
  • назвать сумму причитающейся сдачи и выдать ее покупателю (клиенту) вместе с чеком (при этом бумажные купюры и разменную монету выдать одновременно).

    ВАЖНО

    Следует обратить внимание, что предварительное распечатывание чеков, применявшееся в интернет-магазинах, запрещается, поскольку выдаваемый покупателям кассовый чек должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ. Одними из таких реквизитов являются дата и время расчета.

    В соответствии с письмом МНС России от 20 июля 2000 г. № ВНК-6-16/549 «О решениях Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 15 июня 2000 г.», дата и время на пробитом кассовом чеке не должны отличаться от реального времени получения денег более чем на 5 минут. Аналогичный вывод содержится и в постановлении заместителя Председателя ВС РФ от 11 мая 2012 г. № 45-АД12-4.

    Если же чек пробит раньше чем за 5 минут до реального времени получения денег либо покупателю выдана копия кассового чека, то это может быть расценено как неприменение ККТ. Таким образом, курьеры интернет-магазинов обязаны иметь при себе и применять ККТ в момент получения денежных средств от покупателя (письмо ФНС России от 10 июля 2013 г. № АС-4-2/12406@).

ФОРМЫ И БЛАНКИ
Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (в том числе по ошибочно пробитым кассовым чекам)

Другие документы

Кассиру-операционисту запрещается:

  • снимать кассу без разрешения администрации;
  • не выдавать кассовый чек покупателям;
  • допускать посторонних лиц в помещение кассы к кассовой машине, кроме руководителя, бухгалтера, дежурного администратора и с их разрешения технического специалиста или контролирующее лицо для проверки кассы;
  • покидать кассовую кабину без уведомления администрации и не отключив кассовую машину, не закрыв на ключ кассовую кабину, кассовую машину. В случае необходимости покинуть кассовую кабину все ключи (от кабины, рабочий ключ от кассовой машины и денежного ящика) должны находиться у кассира;
  • самостоятельно вносить изменения в программу работы кассового терминала;
  • иметь в кассе личные деньги и деньги, не учтенные через кассовую машину (кроме разменных денег, выданных перед началом работы).

Кассир имеет право:

  • в течение смены по указанию руководителя изменять шифр, применять штампы и оттиски;
  • получать распечатки по кассовой машине.

Ошибки и неисправности при работе с ККТ

В случае ошибки кассира-операциониста:

  • при вводе суммы и невозможности погашения чека в течение смены неиспользованный чек актируется в конце смены;
  • в выдаче сдачи покупателю (клиенту) при возникновении спора покупатель имеет право потребовать у администрации снятия кассы;
  • составить и оформить совместно с администрацией предприятия акт по форме КМ-3 о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, погасить их, наклеить на лист бумаги и вместе с актом сдать в бухгалтерию;
  • записать в «Книгу кассира-операциониста» суммы, выплаченные по возвращенным покупателями (клиентами) чекам, и количество напечатанных на день нулевых чеков.

Следует отметить, что кассир-операционист может выдавать деньги по возвращенным покупателями чекам только при наличии на чеке подписи руководителя и только по чеку, выданному в данной кассе.

ПРИМЕР

При смене оператора фискальных данных или внесении изменений в сведения, введенные в ККТ при формировании отчета о регистрации или отчета об изменении параметров регистрации, пользователь посредством программного обеспечения ККТ должен сформировать отчет об изменении параметров регистрации. При этом все сформированные фискальные документы, по которым не были получены подтверждения оператора фискальных данных, передаются оператору фискальных данных (п. 5 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ).

При возникновении неисправностей, кассир обязан:

  • выключить кассовую машину;
  • вызвать с помощью установленной в кабине сигнализации представителя администрации;
  • совместно с представителем администрации определить характер неисправности;
  • в случае неясного печатания реквизитов на чеке, невыхода чека совместно с представителем администрации подписать чек (если чек не вышел, вместо него получить нулевой), указав на обороте правильную сумму (рубли прописью, копейки цифрами);
  • в случае невозможности дальнейшей работы из-за неисправности кассовой машины кассир совместно с представителем администрации оформляет окончание работы на данной кассовой машине так же, как при окончании смены, с отметкой в «Книге кассира-операциониста» на данную кассовую машину время и причину окончания работы.

Администрация при невозможности устранения неисправности силами кассира вызывает технического специалиста, сделав соответствующую запись в журнале вызова технического специалиста и регистрации выполненных работ.

Окончание работы с ККТ

При закрытии предприятия или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, кассир должен:

  • посредством ККТ сформировать отчет о закрытии смены (п. 2 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ);
  • подготовить денежную выручку и другие платежные документы;
  • составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших предприятиях с одной-двумя кассами кассир сдает деньги непосредственно инкассатору банка).

Представитель администрации в присутствии кассира снимает показания счетчиков, получает распечатку. Представитель администрации подписывает распечатку, указав на ней тип и номер машины, показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), дневную выручку, дату и время окончания работы.

По показаниям счетчиков на начало и на конец смены определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте (при ее наличии). Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком контрольно-кассовой машины.

По результатам проверки администрация предприятия в случае недостачи денежных средств должна принять меры к взысканию ее с виновных лиц в установленном порядке, а при наличии излишков денежных средств оприходовать их по учету с отнесением на результаты хозяйственной деятельности.

Закончив оформление кассовых документов, кассир производит межремонтное обслуживание машины и готовит ее к следующему дню в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации на данный тип кассовой техники.

После проведения технического обслуживания кассир:

  • закрывает кассовую машину чехлом, предварительно отключив от питающей сети;
  • сдает ключи от кассовой машины, кассовой кабины директору (заведующему) предприятия, дежурному администратору или старшему (главному) кассиру на хранение под расписку.

Использованные кассовые чеки и копии товарных чеков хранятся у материально-ответственных лиц не менее 10 дней со дня продажи по ним товаров и проверки товарного отчета бухгалтерией.

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»
  • Письмо Минфина РФ от 30 августа 1993 г. № 104 «Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»
  • Письмо МНС РФ от 20 июля 2000 г. № ВНК-6-16/549 «О решениях Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 15 июня 2000 г.»
  • Постановление заместителя Председателя ВС РФ от 11 мая 2012 г. № 45-АД12-4

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчёты, обязаны:

— осуществлять регистрацию (перерегистрацию) контрольно-кассовой техники и снятие контрольно-кассовой техники с регистрационного учёта в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

— выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчётов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчётности в случаях, предусмотренных Законом № 54-ФЗ.

Согласно пункта 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ кассовый чек и бланк строгой отчётности содержат, за исключением случаев, установленных Законом № 54-ФЗ, в частности, такой обязательный реквизит как: дата, время и место (адрес) осуществления расчёта (при расчёте в зданиях и помещениях — адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчёте в транспортных средствах — наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчёте в сети «Интернет» — адрес сайта пользователя).

В соответствии с абзацем 14 пункта 2, абзацем 1 пункта 12 статьи 4.2 Закона № 54-ФЗ, приказом Федеральной налоговой службы от 29.05.2017№ ММВ-7-20/484@ утверждены формы заявлений о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учёта, карточки регистрации контрольно-кассовой техники и карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учёта, а также порядок заполнения форм указанных документов (далее – Порядок) и порядок направления и получения указанных документов на бумажном носителе.

В случае применения контрольно-кассовой техники для развозной торговли (оказания услуг, выполнения работ), в заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники также необходимо заполнить поле «Контрольно-кассовая техника используется для развозной и (или) разносной торговли (оказания услуг, выполнения работ)».

При осуществлении деятельности по развозной и (или) разносной торговле (оказанию услуг, выполнению работ) в кассовом чеке указывается фактический адрес осуществления расчёта. Для внесения изменений в настройки контрольно-кассовой техники следует изменить адрес расчёта, сформировав новый фискальный документ – отчёт об изменении параметров регистрации – с указанием нового адреса расчёта. При этом, реквизиты «адрес расчёта» и «место расчёта» в отчёте о регистрации для развозной и (или) разносной торговли (оказания услуг, выполнения работ) не обязательны, в связи с чем, перерегистрационные действия в каждом новом месте расчёта выполнять не требуется.

Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий её перерегистрации, порядка и условий её применения, образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Если предпринимательская деятельность связана с торговлей (розничная торговля) или с оказанием услуг населению, неизбежно встает вопрос о денежных расчетах.

Принимать наличные деньги от населения или от юридических лиц за проданные товары, работы, услуги предприниматель может только с применением контрольно-кассовой техники (машины). Это значит, что в момент оплаты товара (работ, услуг) наличными денежными средствами предприниматель должен выдать покупателю кассовый чек, отпечатанный на контрольно-кассовой технике. Об этом говорится в Федеральном законе от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 вышеуказанного Закона индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой машины в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16 «о некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» порядок расчетов с индивидуальными предпринимателями приравнен к порядку расчетов с населением, так как население и индивидуальные предприниматели – это граждане.

1. Выбор ККМ (контрольно-кассовой машины)

Приобретая ККМ, необходимо учесть требования, которые предъявляет к ней Закон № 54-ФЗ, а именно:

1. Модель ККМ, которую использует предприниматель, должна быть внесена в Государственный реестр (ст. 3 Закона 54-ФЗ). В Письме Федерального агентства по промышленности от 28 ноября 2005 г. № БА-857/16 указаны модели ККМ, разрешенные для регистрации в налоговых органах.

2. Машина должна иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

3. Машина должна быть исправна, опломбирована в установленном порядке.

4. Машина должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета индивидуального предпринимателя а качестве налогоплательщика.

Существуют различные виды кассовых аппаратов. В зависимости от технических характеристик ККМ делятся на следующие виды: автономная; пассивная системная; активная системная; фискальный регистратор. Каждая модель ККМ предназначена для определенной сферы деятельности.

Для того чтобы разобраться в конкретных различиях между указанными типами машин, предпринимателю лучше обратиться в организацию, осуществляющую продажу ККМ, либо в центр технического обслуживания ККМ (ЦТО). ККМ можно приобрести как новую (у специализированного продавца), так и бывшую в употреблении (у юридического лица, гражданина), важно чтобы она соответствовала всем вышеуказанным требованиям.

В большинстве случаев индивидуальные предприниматели покупают ККМ в торговой организации, которая приобретает аппараты у генеральных поставщиков. В этом случае вам придется везти приобретенный аппарат в ЦТО. Правда, торговые фирмы имеют право продавать ККМ только в те регионы, где имеются ЦТО, с которыми у них заключены договоры о принятии их на техническое обслуживание и ремонт аппаратов соответствующих моделей. Поэтому продавцы должны оказать содействие покупателю в заключении с ЦТО договора о техническом обслуживании и ремонте ККТ.

Перед заключением договора о техническом обслуживании специалисты ЦТО проверяют оригиналы паспортов, полученных от продавца, а также исправность самого аппарата. Также они ставят в техпаспорт отметку, подтверждающую, что фискальная память данного ККТ соответствует эталонным образцам, то есть нужного типа.

Кроме того, кассовый аппарат, должен быть снабжен специальной голограммой: «Сервисное обслуживание». На ней указан год, когда вашу ККМ ввели в эксплуатацию и поставили на техническое обслуживание. Такая голограмма покупается в ЦТО – специалисты центра наклеят ее на вашу ККМ. Договор с ЦТО заключается на год. То есть каждый год вам нужно вновь проходить всю эту процедуру и покупать голограмму.

Приобретение ККМ, бывшей в употреблении

Приобрести кассовый аппарат можно и у владельца (организации или индивидуального предпринимателя). В этом случае продажа производится через ЦТО, где аппарат поставлен на техническое обслуживание, или через продавца ККМ. Для продажи необходима отметка налогового органа о снятии ККМ с учета по месту предыдущей регистрации. При этом паспорт версии ККМ не меняется, а к нему оформляется дополнительный лист.

Предприниматель может не приобретать ККТ, а взять ее в аренду у другой организации или предпринимателя. Договор аренды можно заключить:

· с организацией, осуществляющей торговлю контрольно-кассовыми машинами;

· с центром технического обслуживания;

· иной организацией (гражданином).

При этом следует помнить, что за предпринимателем сохраняется обязанность заключить новый договор о техническом обслуживании с ЦТО и зарегистрировать аппарат в налоговом органе. При заключении договора аренды необходимо убедиться в том, что данная ККТ снята арендодателем с учета в налоговой инспекции.

2. Регистрация ККМ в налоговых органах

Использовать кассовый аппарат можно только после того, как он пройдет регистрацию в налоговых органах. Как регистрировать ККМ, разъяснено в приказе Госналогслужбы России от 22 июня 1995 г. № ВГ-3-14/36.

Для этого в налоговую инспекцию по месту жительства предприниматель должен представить следующие документы:

1. Заявление о регистрации ККМ. Форма заявления приводится в приложении к приказу № ВГ-3-14/36.

2. Технический паспорт ККМ (оригинал и копию).

3. Паспорт версии ККМ (оригинал и копию).

4. Договор на техническое обслуживание ККМ в ЦТО (оригинал и копию).

5. Журнал кассира-операциониста.

Имеется в виду журнал по форме № КМ-4, который входит в унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККТ. Страницы журнала нужно предварительно пронумеровать, сам журнал прошнуровать, заверить печатью организации, а также подписью индивидуального предпринимателя.

Если приобретен аппарат, бывший в эксплуатации, то вместе с перечисленными документами представляется копия старой регистрационной карточки с отметкой о снятии его с учета в предыдущей налоговой инспекции.

Некоторые налоговые инспекции требуют при регистрации ККМ и другие документы. Например, копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, документ, удостоверяющий личность предпринимателя. Это тот случай когда лучше дать, чем отказать. Документы лучше иметь при себе, чем спорить с налоговиками.

При разъездной торговле дополнительно к указанным документам нужно приложить копию разрешения на торговлю. Получив документы, налоговая инспекция в течение пяти дней обязана зарегистрировать кассовый аппарат. В большинстве налоговых инспекций установлены приемные дни, когда вы должны привезти машину для проверки.

В процедуре регистрации участвует сотрудник отдела регистрации ККМ налоговой инспекции, специально вызванный специалист ЦТО и представитель организации.

Могут ли отказать в регистрации ККТ

Налоговый орган может и отказать в регистрации ККТ. Это происходит, в частности, если:

1) документы, необходимые для регистрации, представлены не в полном объеме, оформлены ненадлежащим образом, данные в представленных документах не соответствуют данным дела индивидуального предпринимателя, которое хранится в архиве;

2) представленный к регистрации аппарат исключен из Государственного реестра ККТ, используемой на территории ККТ;

3) применение данной модели ККТ не соответствует той или иной сфере деятельности согласно Классификатору ККТ;

4) ККТ не соответствует техническим требованиям, предъявляемым к ККТ:

— отсутствует либо повреждена пломба ЦТО,

— отсутствует маркировка предприятия-изготовителя,

— отсутствует одно из средств визуального контроля,

5) ККТ не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на кассовом чеке реквизиты индивидуального предпринимателя;

6) на активных системных ККТ применяются прикладные программы, не допущенные ГМЭК по ККТ к использованию с конкретной моделью кассового аппарата;

7) при регистрации новых ККТ организацией не сняты с учеты ККТ, зарегистрированные ранее, которые исключены из Государственного реестра ККТ.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 г. № 16 «о некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» порядок расчетов с индивидуальными предпринимателями приравнен к порядку расчетов с населением, так как население и индивидуальные предприниматели – это граждане. В этой связи индивидуальные предприниматели могут не применять ККМ, только при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

В настоящее время продолжают действовать бланки строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу Закона № 54-ФЗ. Например, при оказании услуг населению предприниматель может использовать бланки строгой отчетности, приведенные в письмах Минфина России от 11 апреля 1997 г. № 16-00-27-15, от 29 апреля 1995 г. № 16-00-30-33, от 11 апреля 1997 г. № 16-00-27-15.

Не применять ККМ предприниматели могут по двум основаниям:

— в силу специфики своей деятельности;

— в связи с особенностью своего местонахождения.

В силу специфики могут не применяться ККМ, при следующий видах деятельности:

1) продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

2) продажа ценных бумаг;

3) продажа лотерейных билетов;

4) продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;

5) обеспечение питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;

6) торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

7) разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);

8) торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в разлив;

9) торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, в развал овощами и бахчевыми культурами.

Кроме того, осуществлять денежные расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ могут индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ.

3. Ответственность за неприменение ККМ

Ответственность за неприменение ККМ предусмотрена статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В ней говорится, что продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг без применения ККМ влечет за собой наложение на предпринимателя административного штрафа. Индивидуальные предприниматели привлекаются к административной ответственности как должностные лица. Размер штрафа для индивидуального предпринимателя может составлять от 3000 до 4000 руб.

Я.А. Юкша

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *