Деятельность организатора торговли

Деятельность организатора торговли

Отношения, возникающие на организованных торгах на товарном и (или) финансовом рынках, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах». Этот же Закон устанавливает требования к организаторам и участникам таких торгов, определяет основы государственного регулирования указанной деятельности и контроля за ее осуществлением. Особенности заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, регулируется нормами Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Под биржевыми торгами понимаются организованные торги, проводимые биржей.

Организованные торги – это торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.

С 1 января 2013 г. осуществление деятельности по проведению организованных торгов допускается только на основании лицензии биржи и лицензии торговой системы. Организации, имевшие на 1 января 2013 г. лицензии организатора торговли на рынке ценных бумаг, в том числе лицензии фондовых бирж, а также лицензии товарных и валютных бирж, обязаны были получить новую лицензию или прекратить осуществление деятельности организатора торговли до 1 января 2014 г.

Организатором торговли может являться только хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицо, не имеющее лицензии биржи или лицензии торговой системы, не вправе проводить организованные торги.

Организатор торговли не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельностью акционерных инвестиционных фондов, деятельностью негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Организатор торговли вправе проводить организованные торги по торговым (биржевым) секциям в зависимости от групп (категорий) участников торгов, и (или) видов заключаемых договоров, и (или) предметов заключаемых на торгах договоров, и (или) от иных оснований, установленных правилами организованных торгов. В этом случае организатор торговли вправе утвердить отдельные правила организованных торгов для каждой торговой (биржевой) секции.

В правилах организованных торгов должны содержаться:

  • • требования к участникам торгов;
  • • требования к способам и периодичности идентификации участников торгов;
  • • указание времени или порядок определения времени проведения торгов;
  • • порядок допуска лиц к участию в организованных торгах;
  • • порядок допуска (прекращения допуска) товаров и (или) иностранной валюты к торгам;
  • • основания и порядок начала, приостановления или прекращения заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;
  • • правила листинга (делистинга) ценных бумаг;
  • • порядок и условия подачи заявок, в том числе заявок, в которых указывается клиринговый брокер;
  • • порядок установления соответствия заявок друг другу, включая признаки, по которым это соответствие определяется, и порядок фиксации такого соответствия;
  • • наименование клиринговой организации, если по итогам организованных торгов осуществляется клиринг;
  • • указание на то, что клиринг по итогам организованных торгов осуществляется без участия центрального контрагента и (или) с участием центрального контрагента, а также наименование лица, осуществляющего функции центрального контрагента;
  • • порядок заключения на организованных торгах договоров, в том числе договоров с участием центрального контрагента;
  • • указание последствий подачи заявок и заключения договоров на организованных торгах с нарушением правил организованных торгов, в том числе в результате сбоев и (или) ошибок программно-технических средств, сбоев в работе информационно-коммуникационных средств связи, с помощью которых обеспечивается проведение организованных торгов;
  • • указание случаев и порядок приостановки, прекращения и возобновления организованных торгов;
  • • требования к маркет-мейкерам и порядку осуществления ими своих функций и обязанностей, если выполнение функций и обязанностей маркет-мейкерами предусмотрено правилами организованных торгов;
  • • иные положения в соответствии с Законом об организованных торгах.

Организаторы торговли вправе в одностороннем порядке вносить изменения в правила организованных торгов. Правила организованных торгов и вносимые в них изменения подлежат регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области финансовых рынков.

Организатор торговли обязан осуществлять контроль:

  • 1) за соответствием участников торгов требованиям, установленным правилами организованных торгов, соблюдением участниками и иными лицами указанных правил;
  • 2) соответствием допущенных к организованным торгам товаров, ценных бумаг и их эмитентов (обязанных лиц) требованиям, установленным правилами организованных торгов;
  • 3) соблюдением эмитентом и иными лицами условий договоров, на основании которых ценные бумаги были допущены к организованным торгам;
  • 4) операциями, осуществляемыми на организованных торгах, в случаях, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, в том числе в целях предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

При осуществлении контроля организатор торговли вправе проводить проверки, в том числе на основании обращения федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, требовать от участников торгов и эмитентов представления необходимых документов (в том числе полученных участником торгов от его клиента), объяснений, информации в письменной или устной форме.

Организатор торговли обязан осуществлять хранение информации и документов, которые связаны с проведением организованных торгов, и ежедневное резервное копирование таких информации и документов в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.

Минимальный размер собственных средств лица, оказывающего услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи, должен составлять не менее 100 млн руб., лица, оказывающего услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии торговой системы, – не менее 50 млн руб. Состав собственных средств организатора торговли должен соответствовать требованиям, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков с учетом видов деятельности, с которыми совмещается деятельность по проведению организованных торгов.

Организатор торговли должен соблюдать нормативы ликвидности, нормативы достаточности собственных средств, величина и методика определения которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков.

  • Маркет-мейкер – участник торгов, который на основании договора, одной из сторон которого является организатор торговли, принимает на себя обязательства по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром на условиях, установленных таким договором.
  • Федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков в настоящее время является Федеральная служба по финансовым рынкам.

Одним из новых понятий, введенных Законом об организованных торгах, является понятие организатора торговли, под которым понимается лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы.

Таким образом, Закон предоставил право осуществлять организованные торги не только биржам, но и специальным торговым системам, имеющим соответствующие лицензии, объединенным единым названием – организатор торговли. При этом согласно п. 1 ст. 2 Закона об организованных торгах биржевые торги могут проводиться исключительно биржей.

Торговая система (организатор торговли, имеющий лицензию торговой системы) не вправе совершать действия и оказывать услуги, которые могут совершаться (оказываться) только биржей.

Организатор торговли не вправе заниматься деятельностью, не связанной с организацией торговли (ст. 5).

За нарушение установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ ограничений на совмещение деятельности по проведению организованных торгов с иными видами деятельности в соответствии со ст. 14.24 КоАП РФ организатор торговли может быть привлечен к административной ответственности: должностное лицо – в виде административного штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до двух лет; юридическое лицо – в виде штрафа от 700 тыс. до 1 млн руб.

Если же данный хозяйствующий субъект предполагает совмещать деятельность по организации торгов с другой, не запрещенной законодательством деятельностью, то он обязан создать для осуществления деятельности по проведению организованных торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений.

Организатор торговли осуществляет организацию торгов и контроль за тем, чтобы участники торгов и их действия соответствовали законодательству РФ. В обязанности организатора торговли входит, в частности:

  • – составление годовой финансовой отчетности;
  • – осуществление контроля за соответствием участников требованиям торгов, соблюдением ими правил торгов и т.д.;
  • – ведение реестра участников торгов и их клиентов, реестра заявок и реестра заключенных на организованных торгах договоров;
  • – хранение информации и документов, которые связаны с проведением организованных торгов, и ежедневное резервное копирование таких информации и документов;
  • – обеспечение возможности представления документов и сведений в электронной форме с электронной подписью в надлежащем формате, порядке и с соблюдением сроков. Он вправе проводить проверки и требовать от участников торгов и эмитентов представления необходимых документов (в том числе полученных участником торгов от его клиента), объяснений, информации в письменной или устной форме.

Законом об организованных торгах установлено, что организаторы торговли могут создаваться и действовать только в организационно-правовых формах хозяйственных обществ. При этом ст. 12 данного Закона требования к конкретной организационно-правовой форме указанного вида организатора торговли (в отличие от биржи, которая может создаваться только в форме акционерного общества) не устанавливает. Исходя из чего, можно сделать вывод, что юридическое лицо – организатор торговли, – не являющееся биржей, может осуществлять деятельность как в форме акционерного общества, так и общества с ограниченной ответственностью.

Законом установлены требования к структуре, органам управления и работникам организатора торговли, учредителям и собственным средствам организатора торговли, а также иным обязательным нормативам. Организатор торговли должен в обязательном порядке иметь совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный и единоличный исполнительные органы, а также службу внутреннего контроля (контролера).

Организатор торговли вправе проводить организованные торги при условии регистрации правил организованных торгов в ЦБ РФ. В случаях, когда организатор торговли проводит организованные торги по торговым (биржевым) секциям в зависимости от категорий участников торгов, видов заключаемых договоров, предметов заключаемых на торгах договоров или от иных оснований, организатор торговли вправе утвердить отдельные правила организованных торгов для каждой торговой (биржевой) секции.

Минимальный размер собственных средств лица, оказывающего услуги по проведению организованных торгов на товарном рынке на основании лицензии биржи, должен составлять не менее 100 млн руб., а лица, оказывающего услуги по проведению организованных торгов на товаром рынке на основании лицензии торговой системы, не менее 50 млн руб. При этом состав собственных средств организатора торговли должен соответствовать требованиям, которые устанавливаются ЦБ РФ с учетом видов деятельности, с которыми совмещается деятельность по проведению организованных торгов.

К участию в организованных торгах могут быть допущены как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ. Если участник торгов действует в интересах и за счет другого лица, таким участником могут быть брокер, имеющий лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, центральный контрагент или лицо, включенное организатором торговли в соответствии с правилами организованных торгов в список участников торгов товаром, действующих в интересах и за счет других лиц.

Между организатором торгов и участником торгов заключается договор об оказании услуг по проведению организованных торгов, по которому организатор торговли обязуется в соответствии с правилами торгов регулярно оказывать услуги по проведению организованных торгов, а участники торгов обязуются оплачивать указанные услуги. В случае нарушения участником торгов требований, предъявляемых правилами организованных торгов к участникам, организатор торговли вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг по проведению организованных торгов. При этом возмещение убытков, связанных с таким отказом, организатором торговли участнику торгов не осуществляется.

  • По своей юридической природе указанный договор является договором возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ).

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 3

Право

УДК 347 (075.8)

К вопросу об особенностях правового положения организаторов торговли на

финансовых и товарных рынках

Опыхтина Е.Г.

Кандидат юридических наук,

доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье анализируются положения Федерального закона «Об организованных торгах», касающиеся особенностей правового положения бирж и торговых систем, которые являются коммерческими организациями с особым правовым статусом.

Ключевые слова: организаторы торговли на финансовом и фондовом рынке, правовое положение, биржа и торговая система.

Рынок финансовых услуг в России — один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Об этом свидетельствует принятие Федерального закона от 21.11.2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах» , который устанавливает особенности правового положения организаторов торговли. Принятие данного закона позволило унифицировать требования, предъявляемые законом к деятельности по проведению организованных торгов на товарном и финансовом рынках. До принятия этого закона особенности правового положения фондовой биржи определялись Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» , а особенности правового положения товарной биржи были ранее установлены Законом РФ от 20.02.1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» (закон утратил силу с 1 января 2012 г.). Необходимо отметить, что Закон об организованных торгах вступил в силу с 1 января 2012 г., однако отдельные положения закона, устанавливающие особенности правового положения биржи и торговой системы вступят в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон «Об организованных торгах» дает легальное определение организатора торговли, под которым понимают лицо, оказывающее услуги по проведению торгов на товарном и финансовом рынках, на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы (ст. 2). Торговая система не вправе совершать действия и оказывать услуги, которые могут совершаться (оказываться) только бир-214

жей (ст. 9). Данный закон вводит единую лицензию биржи, на основании которой допускается организация торговли ценными бумагами, производными финансовыми инструментами, иностранной валютой и биржевыми товарами. Такая лицензия заменяет такие лицензии, как лицензию на организацию биржевой торговли, лицензию фондовой биржи, лицензию на организацию операций по купле-продаже иностранной валюты за рубли и проведение расчетов по заключенным сделкам.

Организаторы торговли являются коммерческими юридическими лицами с особым правовым статусом, поскольку их правоспособность ограничена не учредительными документами, а законом. Возможность установления такого исключения для коммерческих организаций в законе предусмотрена в ч. 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ.

При рассмотрении правового положения организаторов торговли необходимо обратить внимание на соотношение норм Федерального закона «Об организованных торгах» с положениями Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «Об акционерных обществах». По вопросам, связанным с созданием, лицензированием бирж и торговых систем, определением их правового статуса, приоритет имеют нормы федеральных законов, регулирующих проведение организованных торгов как специальные. Этот приоритет имеет место за счет оговорки ст. 49 ГК РФ.

Законодатель устанавливает новые требования к организационно-правовой форме организаторов

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 3

Право

торговли (ст. 5), которые могут быть только хозяйственными обществами, а биржи — только акционерными обществами (ст. 9). Ранее биржи могли быть созданы как акционерные общества, а также как некоммерческие партнерства.

Организаторы торговли осуществляют деятельность на основании лицензии Федеральной службы по финансовым рынкам (Лицензионные требования организаторов торговли установлены в ст. 26 Федерального закона «Об организованных торгах).

Законом существенно ограничена правоспособность организаторов торгов на финансовых и фондовых рынках. Организатор торговли не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельностью акционерных инвестиционных фондов, деятельностью негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (ст. 5). Организатор торговли не вправе являться центральным контрагентом. Помимо ограничений, установленных ст. 5 настоящего Федерального закона, торговая система при совмещении своей деятельности с клиринговой деятельностью не вправе совмещать такую деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг, деятельностью по управлению ценными бумагами (ст. 9).

Законодатель предъявляет требования и к финансовой устойчивости таких организаций. Минимальный размер собственных средств лица, оказывающего услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи, должен составлять не менее 100 млн. руб., лица, оказывающего услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии торговой системы, — не менее 50 млн. руб. Состав собственных средств организатора торговли должен соответствовать требованиям, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков с учетом видов деятельности, с которыми совмещается деятельность по проведению организованных торгов. Организатор торговли должен соблюдать нормативы ликвидности, нормативы достаточности собственных средств, величина и методика определения которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков.

Законодательно установлены и требования к лицам, имеющим право прямо или косвенно (через

подконтрольных им лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) организатора торговли, распоряжаться 5 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал соискателя лицензии (лицензиата). Заметим, что с принятием нового закона сняты ранее действующие ограничения: в отношении товарной биржи о том, что доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10 %; в отношении фондовой биржи о том, что одному акционеру фондовой биржи и его аффилированным лицам не может принадлежать 20 % и более акций каждой категории (эти ограничения не применялись к акционерам фондовой биржи, которые являются фондовыми биржами).

Установлены требования к деловой репутации и квалификации лиц, занимающих руководящие должности в биржевых организациях и торговых системах, а именно: к лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, членам совета директоров (наблюдательного совета), членам коллегиального исполнительного органа, руководителю службы внутреннего контроля (контроле -ру), главному бухгалтеру или иному должностному лицу организатора торговли, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, руководителю филиала организатора торговли, должностному лицу, ответственному за организацию системы управления рисками (руководителю отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками), а в случае совмещения деятельности по организации торгов с иными видами деятельности, также к руководителю структурного подразделения, созданного для осуществления деятельности по организации торгов.

Фирменное наименование организатора торговли должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица. Фирменное наименование биржи должно содержать слово «биржа» (ст. 9). Фирменное наименование торговой системы должно содержать словосочетания «торговая система» или «организатор торговли» в любом падеже (ст. 12).

На законодательном уровне установлены требования к правилам организованных торгов; к порядку организации мониторинга организованных торгов, а также контроля за участниками торгов и иными лицами в соответствии с требованиями федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; к организации внутреннего контроля; к документу (документам), определяю-

Право

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 3

щему (определяющим) меры, направленные на снижение рисков деятельности по организации торгов. Большое значение в регулировании отношений по проведению организованных торгов имеют локальные нормативно-правовые акты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы видим, что новый закон изменяет требования к организационно-правовой форме биржи, к порядку получения и виду лицензии на осуществление биржевой деятельности, ужесточает требования к финансовой устойчивости таких организаций. Как это повлияет на российский рынок финансовых услуг пока сказать сложно, но действующие биржи поставлены сейчас в достаточно сложное положение, так как организации, имеющие на 1 января 2013 г. лицензии фондовых бирж, обязаны получить предусмотренную законом об организованных торгах лицензию или прекратить осуществление своей деятельности до 1 января 2014 г. Согласно ч. 3 ст. 29 Закона «Об организованных торгах» биржи, являющиеся некоммерческими партнерствами, могут быть преобразованы в акционерные общества. Это положение закона очень сложно комментировать, так как эта норма разрешает преобразование некоммерческой организации в коммерческую.

По мнению А. Рыбникова, президента Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи: «Принятие закона будет способствовать увеличению торговли самыми разными товарами: газом, нефтью, углем, металлами, продуктами нефтепереработки. Положительно отразится это и на наших товарных отношениях с зарубежными партнерами, прежде всего, с Таможенным союзом. Я считаю, что создание сильной российской биржи, на которой сосредоточен серьезный товарный оборот, послужит для площадок партнеров хорошим ориентиром для интеграции» .

Литература:

1. Федеральный закон от 21.11. 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах» // Российская газета. — 2011 г,- 26 ноября.

4. Баранов В. Закон об организованных торгах снимает противоречия в регулировании электронной торговли газом // Российская газета. — 2011. -26 ноября. — № 5642.

Legal Status of Trade Organizers on the Financial and Goods Markets

E. Opykhtina

Kazan (Volga Region) Federal University

Статья 18. Заключение договора на организованных торгах
Комментарий к статье 18
1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи определяется общее правило, по которому договор на организованных торгах заключается на основании двух зарегистрированных разнонаправленных заявок. Соответствие этих заявок друг другу, как полное, так и частичное, должно быть установлено и зафиксировано в реестре договоров организатором торговли в порядке, определенном правилами организованных торгов. Под разнонаправленными заявками понимаются заявки, содержащие встречные по отношению друг к другу волеизъявления на заключение договора.
Так, например, в п. 9.1 Правил проведения организованных торгов товарами ПАО «Санкт-Петербургская биржа» (утверждены Советом директоров 1 октября 2015 г., протокол N 11/2015) <85> конкретизировано, что договор на торгах заключается на основании двух зарегистрированных разнонаправленных заявок, полное или частичное соответствие которых друг другу установлено и зафиксировано в реестре договоров Биржей в порядке, определенном указанными Правилами. При этом разнонаправленными заявками являются заявки, содержащие встречные по отношению друг к другу волеизъявления на заключение договора, а именно разнонаправленными заявками являются заявка на покупку и заявка на продажу. В силу п. 9.2 обозначенных Правил соответствие объявленных заявок друг другу устанавливается по следующим признакам: две разнонаправленные заявки соответствуют друг другу в случае, если они являются встречными. В целях заключения договоров две разнонаправленные заявки считаются встречными при условии совпадения следующих сведений, содержащихся в указанных заявках:
———————————
<85> См.: URL: http://spbexchange.ru/ru/comm_ex/docs/files/Pravila_provedeniia_torgov_FSFR_150116.pdf.
— кода товара;
— указания на ГОСТ/ТУ товара;
— указания на код, установленный Биржей в соответствии с п. 9.17 названных Правил.
2. Договор считается заключенным на организованных торгах по общему правилу в момент фиксации организатором торговли соответствия разнонаправленных заявок друг другу. Осуществляется это посредством внесения записи о заключении соответствующего договора в реестр договоров. Форма договора для рассматриваемых сделок установлена как простая письменная. Статья 160 ГК РФ устанавливает общее правило, что сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. При заключении сделки на организованных торгах не требуется составление одного документа, подписанного сторонами, а простая письменная форма договора считается соблюденной. В соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ если лицо, получившее оферту, в срок, установленный для ее акцепта, совершает действие (действия) по выполнению указанных в ней условий договора, то это считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Так, в п. 9.3 Правил проведения организованных торгов в секции «Минеральное сырье и химическая продукция» Акционерного общества «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (утверждены Советом директоров 3 ноября 2017 г., протокол N 124) <86> установлено, что договор считается заключенным на Бирже в момент фиксации Биржей соответствия разнонаправленных заявок друг другу путем внесения записи о заключении соответствующего договора в Реестр договоров. При этом в Системе электронных торгов товарных секций Биржи (далее по тексту комментария — СЭТ) <87> автоматически фиксируется время заключения (регистрации в Реестре договоров) каждого договора и присваивается уникальный идентификационный номер, а также вносится информация в реестр договоров. О внесении договора в реестр договоров Биржа информирует участника торгов средствами СЭТ. Договор вступает в силу с момента внесения записи в реестр договоров Биржи, что подтверждается выпиской из реестра договоров, и действует до полного исполнения сторонами обязательств по Договору. Составление одного документа, подписанного сторонами, не осуществляется, и простая письменная форма Договора считается соблюденной. Формирование и ведение реестра договоров осуществляется в СЭТ.
———————————
<86> См.: URL: http://spimex.com/files/11298/.
<87> Система электронных торгов товарных секций Биржи (СЭТ) представляет собой совокупность программно-технических средств, баз данных, телекоммуникационных средств и иного оборудования, составляющую подсистему программно-технического комплекса Биржи, предназначенную для заключения договоров в конкретной секции. Применительно к рассматриваемому примеру речь идет о секции «Минеральное сырье и химическая продукция» Акционерного общества «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа».
3. Договор может быть заключен на организованных торгах без подачи заявок в случаях, предусмотренных правилами организованных торгов и (или) правилами клиринга, в том числе договор с центральным контрагентом. Моментом заключения такого договора признается время, которое определяется правилами организованных торгов, путем внесения записи о заключении договора в реестр договоров. Составление одного документа, подписанного сторонами, не осуществляется, но простая письменная форма договора считается соблюденной.
Так, Правила проведения организованных торгов товарами ПАО «Санкт-Петербургская биржа» (утверждены Советом директоров 1 октября 2015 г., протокол N 11/2015) <88> с учетом положений ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи устанавливают следующие аспекты заключения договоров:
———————————
<88> См.: URL: http://spbexchange.ru/ru/comm_ex/docs/files/Pravila_provedeniia_torgov_FSFR_150116.pdf.
1) п. 11.3 устанавливает, что в Режимах торгов, указанных в подп. 2.5.1 указанных Правил <89>, договоры заключаются между центральным контрагентом и каждым из участников торгов, соответствие объявленных которыми друг другу разнонаправленных заявок установлено Биржей, за исключением случаев, предусмотренных п. 11.4 Правил. При этом подача заявки центральным контрагентом не требуется, а каждый из указанных договоров считается заключенным в момент фиксации Биржей соответствия заявок, поданных участниками торгов, путем внесения в реестр договоров записи о заключении договоров с центральным контрагентом.
———————————
<89> Речь, в частности, идет о торгах, клиринг по итогам которых осуществляется с участием центрального контрагента и которые проводятся в следующих режимах торгов: режим основных торгов, режим торгов RFQ, режим переговорных сделок, режим безадресных торгов, адресное репо с центральным контрагентом, безадресное репо с центральным контрагентом.
В режиме основных торгов, режиме безадресных торгов, режиме торгов RQF и режиме переговорных сделок центральный контрагент вправе заключать договоры на торгах на основании заявок, подаваемых центральным контрагентом. В этом случае договор считается заключенным в момент фиксации Биржей соответствия разнонаправленных заявок друг другу путем внесения в реестр договоров записи о заключении соответствующего договора. В этих случаях составление одного документа, подписанного сторонами, не осуществляется, и простая письменная форма договора считается соблюденной;
2) п. 11.4 закрепляет, что в режиме переговорных сделок и режиме торгов «Адресное репо с центральным контрагентом» договоры с участием центрального контрагента могут заключаться без подачи заявок. Договор, заключаемый без подачи заявок, считается заключенным в момент получения Биржей от центрального контрагента информации о неисполнении или ненадлежащем исполнении в соответствии с Правилами клиринга обязательств участником клиринга, путем внесения в реестр договоров записи о заключении договора. При этом составление одного документа, подписанного сторонами, не осуществляется, и простая письменная форма договора считается соблюденной.
4. Часть 4 комментируемой статьи содержит требование к информационному обеспечению условий заключаемого договора на организованных торгах. Причем нормы, устанавливающие обязанность содержания условий такого договора, предоставляют возможность их закрепления в различных документах, а именно:
1) в заявках;
2) правилах организованных торгов;
3) и (или) спецификациях договоров;
4) и (или) правилах клиринга соответствующей клиринговой организации.
Кроме того, условия договора, заключаемого на организованных торгах, могут определяться в соответствии с указанными документами, а в случаях, предусмотренных правилами организованных торгов, могут содержаться в примерных условиях договоров, утвержденных саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг и зарегистрированных в Банке России.
Так, в п. 11.5 Правил проведения организованных торгов товарами ПАО «Санкт-Петербургская биржа» (утверждены Советом директоров 1 октября 2015 г., протокол N 11/2015) <90> закреплено, что условия договоров содержатся в заявках, решениях о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и (или) иных документах, регламентирующих порядок проведения размещения, обращения и выкупа ценных бумаг, указанных Правилах и (или) Правилах клиринга, либо определяются в соответствии с указанными документами. Порядок заключения и порядок исполнения договоров определяются настоящими Правилами и Правилами клиринга.
———————————
<90> См.: URL: http://spbexchange.ru/ru/comm_ex/docs/files/Pravila_provedeniia_torgov_FSFR_150116.pdf.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Под существенными условиями понимаются:
— условия о предмете договора;
— условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;
— все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно ч. 1 ст. 51.5 ФЗ «О рынке ценных бумаг» если стороны намерены заключить более одного договора репо, договора, являющегося производным финансовым инструментом, и (или) договора иного вида, объектом которого являются ценные бумаги, и (или) иностранная валюта, и (или) драгоценные металлы, такие договоры могут заключаться на условиях, определенных генеральным соглашением (единым договором). На условиях, определенных генеральным соглашением (единым договором), может быть заключен также договор, предусматривающий обязанность по передаче одной из сторон договора другой стороне ценных бумаг и (или) денежных средств, в том числе иностранной валюты, в целях обеспечения исполнения обязательств из договоров, заключенных на условиях генерального соглашения (единого договора). При этом условия указанных в настоящем пункте договоров, а также генерального соглашения (единого договора) могут предусматривать, что отдельные их условия определяются примерными условиями договоров, утвержденными саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка, объединяющей брокеров, саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка, объединяющей дилеров, саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка, объединяющей управляющих, и опубликованными в печати или размещенными в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В силу ч. 2 ст. 51.5 ФЗ «О рынке ценных бумаг» саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая брокеров, саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая дилеров, саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая управляющих, вправе утвердить примерные условия <91> указанных в ч. 1 названной статьи договоров. Такие примерные условия могут определять условия одного вида или нескольких видов указанных договоров.
———————————
<91> См. письмо Банка России от 14 февраля 2012 г. N 21-Т «О Генеральном соглашении «Об общих условиях заключения договоров РЕПО на рынке ценных бумаг», утвержденном Саморегулируемой организацией «Национальная фондовая ассоциация».
В соответствии с ч. 3 ст. 51.5 ФЗ «О рынке ценных бумаг» примерные условия договоров, утвержденные саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка, объединяющей брокеров, саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка, объединяющей дилеров, саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка, объединяющей управляющих, должны содержать:
1) основания и порядок прекращения обязательств по одному договору, нескольким и (или) по всем договорам, отдельные условия которых определены генеральным соглашением (единым договором), в том числе по требованию одной из сторон при неисполнении или ненадлежащем исполнении другой стороной обязательств по договору. При этом примерными условиями договоров должны быть установлены порядок определения суммы денежных средств (количества иного имущества), подлежащих уплате (передаче) стороной (сторонами) в связи с прекращением обязательств по указанному договору (договорам), и срок такой уплаты (передачи);
2) порядок прекращения обязательств в связи с введением процедур банкротства одной из сторон генерального соглашения (единого договора) и определения размера нетто-обязательства — денежного обязательства, возникающего в связи с таким прекращением, предусматривающий, что:
— обязательства прекращаются по всем договорам, заключенным в соответствии с генеральным соглашением (единым договором);
— обязательства прекращаются на дату, определенную в соответствии с генеральным соглашением (единым договором), либо на дату, предшествующую дате принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а для кредитной организации дате отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций, в зависимости от того, какая из указанных дат наступила ранее;
— нетто-обязательство определяется по всем прекращающимся обязательствам и не включает в себя возмещение убытков в форме упущенной выгоды и взыскание неустоек (штрафов, пеней);
3) указание на то, что генеральное соглашение (единый договор) соответствует примерным условиям, если такое соглашение содержит соответствующие примерным условиям положения, перечисленные в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, а также указание на иные условия, наличие которых в генеральном соглашении (едином договоре) свидетельствует о соответствии указанного соглашения примерным условиям.
5. В качестве обязанности организатора торговли ч. 5 комментируемой статьи закрепляет ведение реестра договоров, заключенных на организованных торгах, равно как и ч. 14 ст. 5 комментируемого Закона. Данный реестр относится к частным информационным ресурсам, доступ к которому организатор торговли должен предоставлять посредством выписок из него о заключенных договорах в соответствии с нормативными актами Банка России.
Общие условия, связанные с порядком ведения реестра договоров, заключенных на организованных торгах, требования к порядку и срокам предоставления выписок из такого реестра закреплены в гл. 2 Положения Банка России от 17 октября 2014 г. N 437-П «О деятельности по проведению организованных торгов». Свою конкретизацию эти условия получат в правилах организованных торгов (см., например, ст. 10 «Реестр Договоров» Правил проведения организованных торгов товарами ПАО «Санкт-Петербургская биржа» (утверждены Советом директоров 1 октября 2015 г., протокол N 11/2015) <92>; п. 9.4 Правил проведения организованных торгов в Секции «Минеральное сырье и химическая продукция» Акционерного общества «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (утверждены Советом директоров 3 ноября 2017 г., протокол N 124) <93>).
———————————
<92> См.: URL: http://spbexchange.ru/ru/comm_ex/docs/files/Pravila_provedeniia_torgov_FSFR_150116.pdf.
<93> http://spimex.com/files/11298/
6. Если иное не предусмотрено комментируемым Законом, то выписка из реестра договоров, заключенных на организованных торгах, является документом, удостоверяющим заключение такого договора. Помимо реестра договоров биржа предоставляет информацию по реестрам сделок, т.е. предоставляет перечень (реестр) всех сделок (обезличенные данные) за период в хронологическом порядке.
Так, п. 10.5 Правил проведения организованных торгов товарами ПАО «Санкт-Петербургская биржа» (утверждены Советом директоров 1 октября 2015 г., протокол N 11/2015) <94> предусмотрено, что Биржа предоставляет участникам торгов выписки из реестра договоров.
———————————
<94> См.: URL: http://spbexchange.ru/ru/comm_ex/docs/files/Pravila_provedeniia_torgov_FSFR_150116.pdf.
Выписки из реестра договоров, содержащие информацию о договорах, заключенных участником торгов на торгах в течение текущего торгового дня, предоставляются указанному участнику торгов в порядке, указанном в ст. 14 настоящих Правил. В указанной статье, в частности, закреплено, что Биржа каждый торговый день представляет участнику торгов выписку из реестра договоров, содержащую информацию о договорах, заключенных данным участником торгов на торгах в течение соответствующего торгового дня. Выписка из реестра договоров о договорах, заключенных данным участником торгов, предоставляется участнику торгов посредством Системы проведения торгов в режиме реального времени. В указанном случае выписки из реестра договоров считается предоставленной участнику торгов в момент регистрации договора в реестре договоров. По требованию участника торгов выписка из реестра договоров, содержащая информацию о договорах, заключенных данным участником торгов на торгах в течение соответствующего торгового дня, может быть предоставлена Биржей в бумажном виде в сроки, установленные нормативными актами Банка России. Выписки из реестра договоров содержат все сведения, указанные в ст. 10 настоящих Правил. Биржа вправе в дополнение к информации, содержащейся в выписках из реестра договоров, предоставлять участникам торгов дополнительные отчеты, состав информации, порядок, формы и сроки предоставления которых устанавливаются внутренними документами Биржи и подлежат опубликованию на сайте Биржи в сети Интернет.
В случае если в течение текущего торгового дня происходили технические сбои, приведшие к изменению времени окончания торгов и (или) повлекшие невозможность формирования и направления участникам торгов выписок из реестра договоров, содержащих информацию о договорах, заключенных участником торгов в течение текущего торгового дня, в установленные законодательством Российской Федерации сроки, соответствующие выписки направляются участникам торгов не позднее чем за час до начала следующего торгового дня.
В случае продления времени проведения основной торговой сессии текущего торгового дня в соответствии с п. 12.5 настоящих Правил, выписки из реестра договоров, содержащие информацию о договорах, заключенных участниками торгов в течение текущего торгового дня до времени окончания данной основной торговой сессии, предоставляются участникам торгов в течение одного часа с момента окончания основной торговой сессии.
Выписки из реестра договоров, содержащие информацию о договорах, заключенных участниками торгов в течение иного периода времени, предоставляются биржей в порядке и сроки, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. При этом Биржа вправе взимать плату за предоставление указанной выписки в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
7. Сторонам договора по общему правилу не допускается изменять или расторгать его, если заключение договора осуществлялось на основании хотя бы одной из заявок, адресованной неограниченному кругу участников торгов. Исключения из указанной нормы могут быть предусмотрены правилами организованных торгов и (или) правилами клиринга по таким обязательствам.
Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый в целях совершенствования регулирования клиринговой деятельности и деятельности центрального контрагента, дополнил комментируемую статью рядом положений (ч. ч. 7.1 — 7.3), затрагивающих следующие аспекты.
В силу ч. 7.1 рассматриваемой статьи заключенные центральным контрагентом оспоримые договоры с каждым из участников торгов, соответствие зарегистрированных разнонаправленных заявок которых друг другу установлено организатором торговли, могут быть признаны судом недействительными, если одна из сторон оспариваемого договора знала или должна была знать на момент его заключения о наличии предусмотренных ГК РФ оснований оспоримости сделки.
В силу ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц. Сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли. Подробнее об основаниях недействительности сделок см. ст. ст. 168 — 179 ГК РФ.
Здесь важно учесть, что предусмотренное п. 7.1 комментируемой статьи ограничение не распространяется на оспаривание в соответствии с п. 1 ст. 179 ГК РФ сделок, совершенных под влиянием насилия или угрозы.
ГК РФ в ст. 181 определяет следующие условия определения срока исковой давности по недействительным сделкам:
1) срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки;
2) срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (п. 1 ст. 179 ГК РФ), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Комментируемая статья в ч. 7.2 предусматривает, что срок исковой давности для признания договора, заключенного на организованных торгах, недействительным составляет шесть месяцев со дня его заключения. При этом в исключение из общих правил ст. 205 ГК РФ закреплено, что указанный срок исковой давности в случае его пропуска восстановлению не подлежит.
Такая позиция законодателя вполне правомерна и основана на характере сделок, заключаемых посредством организованных торгов, поскольку, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ (см. п. 12 Постановления от 29 сентября 2015 г. N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»), по смыслу ст. 205 ГК РФ, а также п. 3 ст. 23 ГК РФ, срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином — индивидуальным предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Для целей комментируемой статьи важно учесть и положения ч. 7.3, в силу которых имущество, приобретенное по договору, заключенному на организованных торгах, не может быть истребовано от добросовестного приобретателя. Данное правило является исключением из общих норм п. 1 ст. 302 ГК РФ.
Добросовестным приобретение может быть только тогда, когда имущество приобретается не непосредственно у собственника, а у лица, которое не имело права отчуждать это имущество. При этом учитывается и факт того, что приобретатель не знал и не мог знать об отсутствии права на отчуждение имущества. В силу п. 1 ст. 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
8. Частью 8 комментируемой статьи предусмотрена обязательность клиринга (т.е. определения подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, в том числе в результате осуществления неттинга обязательств, и подготовка документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств, а также обеспечение исполнения таких обязательств) в случае, если:
а) хотя бы одна заявка была адресована неограниченному кругу лиц;
б) обязательство возникло из договора, заключенного на основании такой заявки.
О клиринге см. подробнее гл. 3 «Осуществление клиринга» ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте».
9. По общему правилу обязательства, возникшие из договора, сторонами которого является один и тот же участник торгов или один и тот же клиринговый брокер, прекращаются совпадением должника и кредитора в одном лице. Это соответствует положению ст. 413 ГК РФ, согласно которой обязательство прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице. Между тем если эти обязательства исполняются за счет разных клиентов участника торгов или за счет разных участников торгов, то такие обязательства не прекращаются.

Организатор торговли на рынке ценных бумаг – это лицензированный участник, юридическое лицо, задача которого – предоставление услуг другим участникам рынка по оформлению операций гражданско-правового характера с различными видами активов.

Организатор торговли на рынке ценных бумаг в большинстве случаев — это фондовая биржа, а также подразделения валютных и товарных бирж.

Основая информация организатора торговли на рынке ценных бумаг

Организатор обязуется раскрыть всю информацию, необходимую для работы на бирже. К таковой можно отнести:

— правила допуска к работе с ценными бумагами;
— правила допуска участников биржи;
— правила оформления и проверки корректности проведенных операций;
— правила фиксации сделок на бирже;
— порядок реализации проведенных операций с активами;
— правила, ограничивающие какие-либо манипуляции параметрами цен на рынке;
— расписание работы и особенности предоставления услуги в этот период;
— регламент внесения корректировок в описанные выше пункты;
— полный перечень активов, которые доступны для торгов.

По каждой из проведенных операций биржа (как организатор процесса) обязуется предоставить следующие данные:

— точную дату и время совершения операции;
— наименование ценной бумаги, которая является инструментом сделки;
— стоимость одной ценной бумаги;
— информацию по выбранному активу (регистрационный и государственный номер);
— общее число ценных бумаг.

Сущность, виды и задачи организаторов торговли на рынке ценных бумаг

Все юридические лица, которые занимаются организацией торговли в целом, можно условно разделить на два основных типа:

1. Биржевые площадки – один из основных инструментов рынка, который формирует цены на представленные активы. На таких площадках есть вся информация о совершаемых сделках. Здесь работают строгие законы, которые обязательны для всех. Основная ориентация биржевых площадок – обеспечение работы вторичного фондового рынка, где происходит перераспределение активов от продавцов к покупателям (будущим держателям). Торговля на биржевых площадках ведется строго по графику и проходит в определенном месте. Все ценные бумаги, которые попадают на биржу, обязательно проходят строгую процедуру отбора, именуемую листингом.

2. Внебиржевые площадки необходимы для совершения адресных операций между участниками на большие суммы. Кроме этого, благодаря внебиржевым площадкам появляется возможность обеспечить взаимодействие крупных инвестиционных структур с частными инвесторами (покупателями). Адресные операции, как правило, пользуются спросом на первичном фондовом рынке, где совершаются сделки купли-продажи вновь эмитированных ценных бумаг. В качестве покупателей выступают первые инвесторы.

Основные функции таких организаторов торговли – подготовить и реализовать торговый процесс, концентрировать вокруг себя участников рынка (игроков, покупателей) и обеспечить осуществление нормальной деятельности между всеми сторонами. Фондовая биржа – это место, где встречаются эмитенты и покупатели. При этом все сделки совершаются путем подачи заявок на покупку или продажу ценных бумаг и дальнейшего заключения сделок.

Осуществление тех или иных операций производится посредством определения (клиринговые структуры) и реализации (депозитарии, банковские учреждения) обязательств, взятых на себя участниками сделки. В последующем права собственности нового покупателя фиксируются в ценной бумаге.

Задачи фондовой биржи, как главного организатора торгов, в следующем:

— предоставить всем желающим место для проведения сделок;
— определить равновесную стоимость того или иного актива;
— обеспечить полную открытость торговых сделок и их гласность;
— аккумулировать временный свободный капитал и организовать законную передачу прав собственности на купленный актив;
— организовать механизм, способный быстро и эффективно решать возникшие споры между участниками биржи;
— гарантировать четкое и своевременное исполнение операций, которые заключены в биржевом зале;
— разработать и внедрить этнический кодекс, которого должны придерживаться все участники биржи.


Комплексное выполнение всех изложенных задач обеспечивает создание комфортной среды для работы всех участников рынка и развития каждой конкретной биржи в целом.

Правила, требования и лицензирование организатора торговли на рынке ценных бумаг

Любая биржа имеет право вести деятельность исключительно на основании лицензии соответствующего образца. При этом сегодня есть четыре основных типа лицензий: две из них – для организаторов внебиржевых торгов, вторые две – для фондовой биржи. Каждая из лицензий позволяет выполнять следующие работы:

— организовывать торговлю с участием ценных бумаг государственного образца (облигаций РФ, муниципальных органов власти);
— организовывать торговлю со всеми остальными инструментами торговли (корпоративными акциями и облигациями, металлом и так далее).

Все лицензии выдаются на ограниченный период. Как правило, это 10 лет. Если же организатор торговли совмещает основную деятельность с другой работой, то разрешительный документ будет выдан на меньший срок – до трех лет. При получении лицензии организатор торговли обязуется выплатить сбор, размер которого 1000 минимальных окладов на момент регистрации.

Ко всем должностным лицам, которые выступают в качестве руководства организатора торгов, предъявляются особые требования. Так, исполнительные директора, руководство отделов и комитетов, которое осуществляет контроль выполнения правил работы на бирже, листинга (делистинга) аткивов на бирже, а также профессиональные участники биржи, которые работают непосредственно в зале, должны проходить обязательную аттестацию.


Все служащие биржи, как и ее руководители, не имеют право быть держателями акций тех компаний, которые находятся в листинге и участвуют в торгах. Также к работе на бирже не допускаются лица, которые работают в управлении участников торгов.

Еще одно требование касается минимально допустимого капитала биржи (организатора торгов) – он должен быть не меньше 200 тысяч минимальных окладов.

Каждый организатор торговли имеет право прописывать свои правила, которые устанавливают:

— порядок и правила реализации обязательств по сделкам купли-продажи инструментов, торгуемых на бирже;
— список ценных бумаг, которые доступны к торговле;
— механизм, по которому формируется цена договора, а также мероприятия, предотвращающие любые манипулирования ценами;
— требования ко всем сторонам (участникам) биржи, санкции и наказания, которые применяются к нарушителям;
— основные правила и принципы вмешательства руководства и работников компании к процессу торгов;
— условия вероятной остановки работы биржи;
— меры, принимаемы в случае ЧП;
— порядок, а также особенности исполнения взятых на себя обязательств по каждом заключенному договору на бирже;
— особенности возмещения убытков, причиной которых стало ненадлежащее исполнение обязательств.

Кроме этого, организатор торговли на рынке ценных бумаг обязуется продумывать и внедрять все процедуры, которые бы обеспечили реализацию перечисленных выше правил торговли. Одновременно с этим должен быть организован постоянный контроль выполнения всех внутренних правил биржи и законов РФ. При этом все операционные мероприятия и корректировки, внесенные в принципы работы организатора, должны быть утверждены ФКЦБ.

Организатор торговли обязуется ежегодно допускать аудиторов для соответствующей проверки и соответствие работы биржи законом РФ, а также внутренних процедур. После проведения аудита составляется отчет (заключение), который направляется в ФКЦБ.

В России крупнейшие торговые площадки – ММВБ и Московская биржа. На них проводятся торги с участием государственных и корпоративных ценных бумаг. Все торговые сделки проводятся в режиме онлайн. Для работы возможно применение специальных терминалов в зале бирже или специализированного ПО на персональных компьютерах.


В торговой сессии фондовой биржи участвуют и дилеры, управляющие, брокеры – профессиональный участники рынка. Сделки с ценными бумагами от имени членов организатора торгов могут осуществлять трейдеры, получившие соответствующую лицензию и удовлетворяющие квалификационным требованиям организатора торгов. В структуре принимают участие и ряд организаций, которые обеспечивают учет, а также движение и фиксацию прав собственности. К таковым можно отнести регистраторов, депозитариев, клиринговый центр и банки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *