Элементы гражданско правового статуса

Элементы гражданско правового статуса

А. В. Кодолова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОСОБО ОПАСНЫЕ ОБЬЕКТЫ

Работа представлена кафедрой гражданского права Института права, социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета. Научный руководитель — доктор юридических наук, профессор В. Н. Яковлев

Статья посвящена юридическим лицам, эксплуатирующим экологически особо опасные объекты. Автором обосновывается наличие особенностей гражданско-правового статуса ука-занных субъектов.

В юридической литературе отсутствует единообразный подход к понятию и содержанию гражданско-правового статуса. Большинство авторов определяют гражданско-правовой статус как совокупность гражданских прав и обязанностей субъекта1. Существенным недостатком данной точки зрения является оставление за пределами понятия гражданско-правового статуса юридического лица ряда важных элементов (таких, как организационно-правовая форма, ответственность и др.).

Более точно характеризует содержание гражданско-правового статуса юридического лица представление его в виде совокупности правовых свойств, характеризующих юридическое лицо в качестве самостоятельного субъекта права. Например, Б. А. Бахирин определяет гражданско-правовой статус (от лат. status — положение, состояние) как правовое положение субъекта права, характеризуемое и определяемое его организационно-правовой формой, уставом, свидетельством о регистрации, правосубъектностью, ответственностью, полномочиями, вытекающими из законодательства и нормативно-правовых актов2.

Подтверждением данной точки зрения служит позиция, выраженная Президиумом Верховного Суда РФ3, согласно которой признание какой-либо организации субъектом права означает придание ей статуса юридического лица, позволяющего выступать в гражданском обороте от собственного имени в соответствии с целями деятельности, предусмотренными в его учредительных документах.

У института юридического лица, который является элементом системы права, наблюдается тесная взаимосвязь с другими институтами и отраслями права, при этом нормы гражданского права образуют основу внешней структуры юридического лица. С другой стороны, организация, как субъект не только гражданского, но и других отраслей права, имеет следующие разновидности правового статуса: гражданско-правовой, административно-правовой, налогово-правовой и др.

Каждое юридическое лицо, созданное в порядке, предусмотренном действующим законодательством, обладает гражданско-правовым статусом. Моментом наделения организации таким статусом является внесение

записи о создании юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц, а моментом прекращения такого статуса — внесение в указанный реестр сведений о ликвидации юридического лица.

Обоснованной представляется точка зрения, согласно которой при получении лицензии либо других документов, связанных с возможностью осуществления конкретной деятельности, юридическое лицо проходит определенные стадии развития, тем самым приобретает гражданско-правовой статус качественно иного уровня4. Например, юридическое лицо получает лицензию на эксплуатацию химически опасных производственных объектов (п. 30 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»5), таким образом организация, имеющая гражданско-правовой статус юридического лица, приобретает статус организации, эксплуатирующей химически опасный производственный объект.

Такой подход является основой выделения в структуре гражданско-правового статуса юридических лиц общего, специального и индивидуального гражданско-правового статуса.

Общий гражданско-правовой статус является единым для всех юридических лиц как субъектов гражданских прав. Основные его элементы закреплены в гл. 4 Гражданского кодекса РФ6 и включают в себя правоспособность и ответственность юридического лица, порядок его создания, реорганизации и прекращения, наименование и органы юридического лица, его организационно-правовая форма, местонахождение юридического лица.

Специальный гражданско-правовой статус определяет особенности правового положения определенных категорий юридических лиц.

В частности, с точки зрения общности положений, можно говорить о специальном гражданско-правовом статусе коммерческих либо некоммерческих организаций, что является наиболее широким подходом к определению специального статуса.

С другой стороны, специальный гражданско-правовой статус присущ группе юридических лиц, созданных в одной организационно-правовой форме.

Еще одним подходом к пониманию специального гражданско-правового статуса юридических лиц является общность осуществляемых организациями видов деятельности. В юридической литературе имеется подтверждение данной точки зрения. Например, А. П. Горелин говорит о специальном гражданско-правовом статусе юридических лиц системы МВД, основанном на целой системе нормативно-правовых актов7.

Юридические лица, эксплуатирующие экологически особо опасные объекты, обладают наряду с общим статусом, характерным для всего многообразия юридических лиц, также и специальным гражданско-правовым статусом, присущим только данной категории субъектов, который складывается из предусмотренных действующим законодательством особенностей гражданско-правового статуса отдельных разновидностей юридических лиц, эксплуатирующих экологически особо опасные объекты.

Нормативно-правовое регулирование специального гражданско-правового статуса организаций, эксплуатирующих экологически особо опасные объекты, основано на федеральных законах «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»8, «О радиационной безопасности населения»9, «Об использовании атомной энергии»10, «Об уничтожении химического оружия»11, «О безопасности гидротехнических сооружений»12 и некоторых других.

Руководствуясь положениями действующего законодательства, закрепляющими требования, предъявляемые к различным видам эксплуатирующих организаций, представляется возможным выявить следующие категории юридических лиц, эксплуатирующих экологически особо опасные объекты, которые обладают особенностями гражданско-правового статуса:

1. Юридические лица, эксплуатирующие опасные производственные объекты.

Общая характеристика гражданско-правового статуса юридических лиц..,

2. Юридические лица, эксплуатирующие ядерно-опасные и радиационно-опасные объекты.

3. Организации, эксплуатирующие гидротехнические сооружения.

В подтверждение наличия специального статуса у юридических лиц, эксплуатирующих экологически особо опасные объекты, необходимо выявить элементы, являющиеся содержанием их гражданско-правового статуса и обладающие особенностями, позволяющими говорить о специальном статусе рассматриваемых субъектов.

Руководствуясь положениями гражданского законодательства, в частности ст. 49, 51-65 Гражданского кодекса РФ, элементами общего гражданско-правового статуса юридических лиц, являются правоспособность, порядок создания, реорганизации и прекращения, организационно-правовая форма, наименование, местонахождение, органы юридического лица, гражданско-правовая ответственность.

Специальный гражданско-правовой статус юридического лица определяется особенностями, присущими вышеуказанным элементам общего статуса организаций, характерными для отдельных категорий юридических лиц.

Основываясь на проведенном деталь -ном анализе действующего законодательства, можно сделать вывод о том, что содержанием специального гражданско-правового статуса организаций, эксплуатирующих особо опасные объекты, являются указанные ниже элементы, которые обладают определенными особенностями, заключающимися в применении дополнительного, по сравнению с общим статусом, правового регулирования.

Во-первых, к таким элементам относится правоспособность. Поскольку эксплуатация всех разновидностей экологически особо опасных объектов представляет собой лицензируемые виды деятельности (ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»), пра-

воспособность эксплуатирующих органи-заций является ограниченной обязательным соблюдением лицензионных требований и условий. Еще одним фактором, существенно влияющим на содержание правоспособности юридических лиц, эксплуатирующих экологически особо опасные объекты, является закрепленная законодательством обязанность получения разрешительных документов на использование компонентов природной среды и воздействие на них — лицензий, разрешений и других документов, которые не охвачены нормативно-правовым регулированием лицензирования отдельных видов деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, юридические лица, эксплуатирующие экологически особо опасные объекты, обладают особенностями создания, реорганизации и ликвидации, которые обусловлены осуществлением особо опасной деятельности: возможность создания некоторых разновидностей юридических лиц, эксплуатирующих экологически особо опасные объекты, только в определенных законодательством организационно-правовых формах, особые правила реорганизации и банкротства эксплуатирующих организаций. Указанные особенности проявляются также в закреплении за юридическим лицом особо опасного имущества при его создании вновь или создании путем реорганизации. В том числе в проведении оценки и экологического аудита эксплуа-тации особо опасного объекта перед его передачей в уставный капитал, обязанности передачи на данный объект разрешительной документации (заключения государственной экспертизы, декларации промышленной безопасности, разрешений на допустимое воздействие на окружающую среду). Кроме того, такие объекты надлежит вносить в особые реестры по месту государственной регистрации юридического лица (например, в реестр опасных производственных объектов).

В-третьих, специальный гражданско-правовой статус юридических лиц, эксплуатирующих экологически особо опасные

объекты, проявляется в наличии особенностей создания и функционирования органов таких юридических лиц. При этом деятельность таких органов направлена на обеспечение безопасной эксплуатации особо опасного объекта. К особенностям функционирования относится наличие законодательного закрепления некоторых обязан -ностей органов рассматриваемых юридических лиц (по организации производственного контроля, утверждению декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта и др.).

В-четвертых, поскольку основное отличие рассматриваемой разновидности организаций от всех других юридических лиц проявляется в наличии у них во владении и пользовании экологически особо опасных объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды, необходимо определить особенности правового режи-ма имущества указанных юридических лиц, которые проявляются в законодательных требованиях по регистрации данных объектах в регистрах (реестрах), сертификации, декларированию безопасности, обязательному проведению экспертиз на соответствие нормативно-правовым актам, техническим регламентам, нормативно-техническим документам.

В-пятых, особенность гражданско-правовой ответственности юридических лиц, эксплуатирующих экологически особо опасные объекты, состоит в том, что осуществляемая ими деятельность представляет собой повышенную опасность для окружающих. Следовательно, гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный в результате функционирования экологически особо опасного объекта, наступает и без наличия вины эксплуатирующей организации (ст. 1079 Гражданского кодекса РФ).

Следующий уровень развития гражданско-правового статуса юридических лиц, эксплуатирующих особо опасные объекты, выражается в наличии у каждой отдельной организации собственного, индивидуаль-

ного гражданско-правового статуса, который фиксирует конкретику отдельного рассматриваемого субъекта и находит отражение в содержании учредительных документов каждого юридического лица.

Утверждение о том, что устав и иные учредительные документы организации определяют ее индивидуальный гражданско-правовой статус, основывается на общем принципе диспозитивности гражданского права. Таким образом, общие положения гражданского законодательства об организациях конкретизируются применительно к каждому в отдельности юридическому лицу в его уставе и (или) учредительном договоре.

Элементами индивидуального гражданско-правового статуса являются содержащиеся в учредительных документах орга-низации положения, определяющие ее индивидуальные особенности, которые выделяют данную организацию из всей массы юридических лиц.

Индивидуальный гражданско-правовой статус юридического лица, осуществляющего эксплуатацию экологически особо опасного объекта, также определяется особенностями элементов общего и специального статуса, содержащихся в учредительных документах данной организации. К примеру, в устав унитарного предприятия, эксплуатирующего особо опасный объект, должны быть включены сведения о предмете и целях основной деятельности юридического лица, соответственно, в данном разделе устава перечисляются виды в том числе и особо опасной деятельности, осуществляемой этим унитарным предприятием.

Таким образом, можно констатировать следующее. Во-первых, юридические лица, эксплуатирующие экологически особо опасные объекты, наряду со всеми организациями обладают общим гражданско-правовым статусом. Во-вторых, такие юридические лица обладают специальным гражданско-правовым статусом, складывающимся из особенностей гражданско-правового статуса каждой разно-

видности юридических лиц, эксплуатирующих экологически особо опасные объекты, а также из особенностей отдельных элементов гражданско-правового статуса рассматриваемых организаций. И в-третьих, каждая организация, эксплуати-

рующая экологически особо опасный объект, обладает собственным, индивидуальным гражданско-правовым статусом, который находит отражение в учредительных документах данного юридического лица.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Мицкевич А. В. Субъекты советского права. М., 1962. С. 30.

2 Бахирин Б. А. Большой юридический энциклопедический словарь. М., Книжный мир, 2002. С. 601.

3 Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 1.10.1997 «Обзор судебной практики ВС РФ за 2 квартал 1997 г. (по гражданским делам)» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. № 12.

5 Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8.08.2001 № 128-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 13.08.2001. № 33.

6 Гражданский кодекс РФ, часть 1 от 26.12.1995 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 5.12.1994. № 32. С. 3305.

8 Федеральный закон от 20 июня 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // Российская газета. 1997. 30 июля. № 145.

9 Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 № 3-ФЗ // Российская газета. 1996. 17 января. № 9.

10 Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.1995 № 170-ФЗ // Российская газета. 1995. 28 ноября. № 230.

11 Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия» № 76-ФЗ от 02.05.1997 // Российская газета. 1997. 6 мая. № 87.

12 Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 № 117-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3589.

Правоспособность и дееспособность юридического лица

Правоспособность юридического лица (ст. 49 ГК РФ) — это способность юридического лица иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (общая правоспособность). В свою очередь, правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении (п. 3 ст. 49 ГК РФ). Следовательно, приобретать права и нести обязанности юридическое лицо может только после регистрации, а точнее, юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК РФ). В противном случае (отсутствие записи о создании организации в реестре) сделки, совершенные организацией, не прошедшей регистрации, не могут порождать права и обязанности, они ничтожны, а документы, составленные несуществующими организациями, не могут носить достоверный и законный характер.

Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр (и. 3 ст. 49, и. 2 ст. 51 и п. 8 ст. 63 ГК РФ). Следовательно, признание судом недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной.

В связи с тем, что в законодательстве отмечены условия, при которых юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, следует говорить о наличии у таких юридических лиц специальной правоспособности. Она связана с получением права юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии. Лицензией называется специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Правовое регулирование лицензирования осуществляется на основе Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Закон устанавливает перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию (ст. 12). К ним относятся, например, медицинская, космическая, деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации, отдельные виды перевозки, производство вооружения и военной техники и т.д. В общей сложности он содержит 49 различных видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Некоторые виды деятельности регулируются другими законами. Так, лицензирование частной охранной деятельности осуществляется в соответствии с Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Специальная правоспособность юридического лица может быть обусловлена необходимостью приобретения членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ в соотвествии с положениям Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Как отмечают ученые, «статус саморегулируемой организации позволяет выполнять ей функции регулятора в конкретном секторе экономики, т.е. определять правила и условия осуществления их членами саморегулируемых видов деятельности, а также контролировать соблюдение этих правил и условий».

Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в само- регулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *