ФГОС 4 во

ФГОС 4 во

Ежегодное обращение Губернатора Югры Натальи Комаровой к жителям автономного округа, депутатам и представителям общественности 23 декабря 2016 года

«…Наша главная забота – благосостояние, благополучие югорчан, поэтому мы закладываем на будущий год рост среднемесячной заработной платы и среднедушевых денежных доходов населения, социальных выплат, доли и оборота малого бизнеса.

С каждым годом все больший вклад в этот процесс будут вносить решения, зафиксированные в принятой в этом году концепции «Бережливый регион».

Важно отслеживать темп заложенных в эту концепцию изменений. Предлагаю создать специальный сайт-экран, так называемый «Бережливометр». Сделать информацию наглядной – сколько человеко-часов сберегли за счет повышения производительности труда, сколько деревьев сохранили от вырубки из-за сокращения бумажного документооборота и так далее. Свои «бережливометры» должен публично вести каждый орган власти, включая муниципальный уровень…»

В целях формирования культуры бережливого производства, повышения производительности труда в организациях, исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее – автономный округ) и органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа 19 августа 2016 года распоряжением Правительства автономного округа № 455-рп утверждена Концепция «Бережливый регион» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – Концепция).

Инструментом мониторинга изменений, заложенных в Концепцию является сайт-экран «Бережливометр». Он позволяет проанализировать результаты реализации Концепции как в разрезе органов государственной власти, так и в разрезе муниципальных образований автономного округа.

Педагог в современных условиях становится активным участником правовой политики государства, с его правовой компетентностью связывается реализация потребности общества в становлении основ правовой культуры учащихся. От самого педагогического работника требуется неукоснительное соблюдение прав участников образовательного процесса, защита их интересов, понимание правовых основ регулирования общественных отношений. Только в этом случае учащиеся смогут освоить положительный опыт участия в правоотношениях, осознать личностный смысл правомерного поведения, приобрести социально значимые правовые ориентации.

Провозглашённый в России переход на инновационный путь развития, необходимость решения актуальных задач «новой индустриализации» и импортозамещения требует опережающего развития профессионального образования в целом, системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в особенности.

Возрастает требование к нормативно – правовой компетентности педагогических кадров, владение технологией решения жизненно и профессионально значимых проблем, способность ответственно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности, эффективно использовать ограниченные ресурсы, сопоставлять принципы государственной политики в сфере образования с образовательной практикой и т.д.

В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дан четкий однозначный сигнал, направленный на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…»

Статья 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» пункт 6 содержит определение «Федерального государственного образовательного стандарта.
— совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Статья 11 ФЗ «Об образовании в РФ» посвящена Федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям.

Там говорится, что они должны обеспечивать:

  1. единство образовательного пространства Российской Федерации;
  2. преемственность основных образовательных программ;
  3. вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
  4. государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Федеральные государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя следующие требования к:

  1. структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  2. условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. результатам освоения основных образовательных программ.

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при их наличии) и подлежит приведению в соответствие в течение одного года с 1 июля 2016 года.

Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере образования.

Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 73 Закона Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции,

Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Статья 74 гласит, что Профессиональное обучение в образовательной организации завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Лицам, прошедшим профессиональное обучение по итогу устанавливаются квалификационные разряды, классы, категории по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих, что актуально при переходе на ФГОС СПО 4 поколения.

Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ в различных российских, иностранных и международных организациях. Она проводится на добровольной основе и не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства государства.
Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.

На основе результатов профессионально-общественной аккредитации могут формироваться рейтинги аккредитованных ими образовательных программ с указанием реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность, но она не заменяет государственную аккредитацию.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.08.2013 N 661 (ред. от 29.12.2016) «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» (слайд 12) Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает разработку проектов стандартов и вносимых в стандарты изменений с привлечением учебно-методических объединений в системе образования, образовательных, научных и иных организаций, представителей работодателей, а также органов исполнительной власти и иных заинтересованных лиц. Разработанные проекты направляются разработчиками в Министерство образования и науки Российской Федерации для рассмотрения и утверждения.

Министерство образования и науки Российской Федерации организует проведение независимой экспертизы проектов. Стандарт утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации. В целях обеспечения формирования требований стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции на основе соответствующих профессиональных стандартов: Министерство труда и социальной защиты представляет в Министерство образования и науки информацию об утвержденных профессиональных стандартах ( либо изменениях, а последнее направляет информацию о профессиональных стандартах разработчикам образовательных стандартов. Они проводят анализ указанной информации и направляют в Министерство образования и науки сведения о том, что профессиональные компетенции стандартов профессионального образования соответствуют требованиям профессиональных стандартов либо требуются доработка стандартов и (или) разработка проектов новых стандартов. При необходимости разработчики проводят анализ во взаимодействии друг с другом.

Министерство образования и науки Российской Федерации в месячный срок рассматривает указанные сведения, полученные от разработчиков, и при необходимости обеспечивает разработку и рассмотрение проектов стандартов профессионального образования не позднее года после утверждения соответствующих профессиональных стандартов. Указанные проекты до утверждения направляются Министерством образования и науки Российской Федерации в Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям для оценки их соответствия профессиональным стандартам.

В Распоряжении Правительства РФ от 03.03.2015 N 349-р <Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 — 2020 годы> говорится об актуализации и утверждении ФГОС СПО по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям с учетом требований профессиональных стандартов, о последовательном внедрении в СПО практико-ориентированной (дуальной) модели обучения. Подготовка методических рекомендаций по совершенствованию среднего профессионального образования по результатам проведения чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и специальностям, в том числе национального чемпионата «Ворлдскиллс Россия», всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии». Государственная поддержка модернизации системы среднего профессионального образования в форме субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации на реализацию региональных программ развития среднего профессионального образования.

В Приказе Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» говорится, что содержание среднего профессионального образования по каждой профессии, специальности определяется образовательными программами среднего профессионального образования. Оно должно обеспечивать получение квалификации.

Сейчас в России действует ФЦП «Развитие образования на период с 2016 до 2020 года. Среди важнейших целевых индикаторов и показателей Программы: возросшая доля образовательных организаций СПО, в которых обеспечены условия для получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ; возросшая доля средних профессиональных организаций, в которых осуществляется подготовка кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям.

Предполагается, что в результате выполнения второго этапа программы в 2018- 2020 гг. произойдут принципиальные изменения структуры образовательных организаций в системе СПО и будут внедрены в практику новые механизмы их функционирования, ориентированные на перспективные среднесрочные и долгосрочные прогнозы социального и экономического го развития Российской Федерации.

Концепция ФГОС СПО 4-го поколения разрабатывалась в рамках государственного задания Минобрнауки России Федеральному институтом развития образования и на сегодняшний день активно обсуждается, поэтому педагогическое сообщество вправе предлагать свои рекомендации. Разработку вел Центр профессионального образования под руководством Блинова Владимира Игоревича. В разработке участвовали сотрудники Центра, а также представители экспериментальных площадок ФИРО в субъектах РФ.

Реализация Фгос 4 поколения планируется на 2020 год.

Существует ряд рисков и проблем внедрения ФГОС 4 поколения для работодателей, студентов и преподавателей. Ну, в частности, преподаватели должны владеть механизмом сопряжения ФГОС и ПС, знать основы педагогики и психологии профессионального образования, должны иметь высокий проектировочный уровень, но некоторые преподаватели профессиональных учреждений вообще не имеют педагогического образования, слабо владеют основами педагогического менеджмента.

На преподавателей СПО ложится большая по объему, содержанию, времени работа по переходу на ФГОС 4 поколения и ,конечно, педагогическое сообщество может не справиться с этими объемами и сроками. Согласно национальным рамкам квалификации СПО готовит выпускника 5 уровня квалификации, а педагог при трудоустройстве должен соответствовать 6 уровню, поэтому пока не ясно как будет это прописано в дипломе выпускника и организовано при трудоустройстве (либо студент будет повышать уровень за счет продления своего обучения в СПО, либо за счет получения дополнительного профессионального образования. Есть также риск, что студенты потеряют часы теоретического обуче

Дорожная карта по введению ФГОС ООО в МБОУ СОШ №16 г.Белгорода ()

Информация для родителей будущих пятиклассников. ФГОС ООО ()

Постановление от 29.12.10 №189 Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 ()

Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ()

Приказ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» ()

Письмо от 07 августа 2015 года № 08-1228 «Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ()

Банк данных моделей организации образовательного процесса, обеспечивающих интеграцию урочной и внеурочной деятельности ()

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образованияутвержден Приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N373. Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

• равные возможности получения качественного начального общего образования;

• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;• преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

• сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, право на изучение родного языка, возможность получения начального общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

• единство образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

• демократизацию образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;
• формирование критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
• условия для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, — одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Какие требования предъявляет новый ФГОС?

Стандарт выдвигает три группы требований:

•Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

•Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

•Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».
Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Пример:
Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста.
Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.
Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Содержание внеурочной деятельности отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образованияутвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N1897. Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)среднего (полного) общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; к структуре основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» ()

Начальное общее образование – первая ступень общего образования.

В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

— развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

— воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

— освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

— охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

— сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура.

В рамках предмета Технология с III класса при наличии необходимых условий изучается раздел «Практика работы на компьютере (использования информационных технологий)».

Русский язык и Литературное чтение представлены в двух вариантах: для школ с обучением на русском языке и для школ с обучением на родном (нерусском) языке.

Иностранный язык изучается со II класса при наличии в образовательном учреждении необходимых условий.

Обучающиеся, успешно завершившие начальное общее образование (выполняющие в полном объеме требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу), продолжают обучение на ступени основного общего образования.

Основное общее образование — вторая ступень общего образования.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.

Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:

— формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

— приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

— подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Основное общее образование — завершающая ступень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям.

Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе.

В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, Информатика и информационно-коммуникационные технологии, История, Обществознание (включая экономику и право), География, Природоведение, Физика, Химия, Биология, Искусство (Изобразительное искусство и Музыка), Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура.

Учебный предмет Русский язык представлен в двух вариантах: для образовательных учреждений с обучением на русском языке и с обучением на родном (нерусском) языке.

Учебный предмет Литература построен с учетом возможности его изучения в образовательных учреждениях с обучением на русском языке и с обучением на родном (нерусском) языке.

Учебный предмет Природоведение изучается в V классе и является пропедевтической основой последующего изучения блока естественнонаучных предметов. В VI классе по решению образовательного учреждения допускается интеграция учебных предметов Биология и География и продление изучения курса Природоведение.

Основное общее образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Требования настоящего стандарта к уровню подготовки выпускников являются основой разработки контрольно-измерительных материалов указанной аттестации.

Обучающиеся, завершившие основное общее образование и выполнившие в полном объеме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение на ступенях среднего (полного) общего, начального или среднего профессионального образования.

Среднее общее образование — третья, завершающая ступень общего образования.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее общее образование является общедоступным.

Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений — обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.

Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:

— формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе, готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности;

— дифференциация и индивидуализация обучения с широкими и гибкими возможностями построения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями;

— обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях — базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.

Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными, развивающими задачами общего образования, задачами социализации и развития представлений обучающихся о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.

Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей обучающегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности и приобретение практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной.

Общеобразовательные учреждения исходя из своих возможностей и образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) самостоятельно формируют профили обучения (определенный набор предметов, изучаемых на базовом или профильном уровнях).

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования установлен по следующим учебным предметам: Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, Информатика и ИКТ, История, Обществознание, Экономика, Право, География, Биология, Физика, Химия, Естествознание, Мировая художественная культура, Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура.

Учебный предмет Естествознание представлен только на базовом уровне. По выбору образовательного учреждения он может изучаться вместо учебных предметов базового уровня Физика, Химия и Биология.

Для всех профилей обязательными для изучения на базовом уровне являются следующие учебные предметы: Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, История, Физическая культура (если какие-либо из этих учебных предметов не выбраны для изучения на профильном уровне), а также интегрированные курсы Обществознание (включая экономику и право) и Естествознание.

Остальные учебные предметы на базовом уровне изучаются по выбору.

Среднее (полное) общее образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Требования к уровню подготовки выпускников настоящего стандарта являются основой разработки контрольно-измерительных материалов указанной аттестации.

Обучающиеся, завершившие среднее общее образование и выполнившие в полном объеме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение в образовательных учреждениях профессионального образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *