ФЗ 233 о закупках

ФЗ 233 о закупках

Содержание

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ ПО 223-ФЗ В 2020 ГОДУ

Стать участниками закупки, реализуемой в рамках 223-ФЗ, могут как юридические, так и физические лица. При этом они должны отвечать всем требования, предъявляемым к потенциальным поставщикам.

В противном случае заявка будет отклонена. Поэтому важно понимать, кто устанавливает подобные требования, и какими они могут быть.

Основные принципы формирования требований к участникам

Правилами пункта 6 статьи 3 предусмотрена обязанность заказчика самостоятельно устанавливать требования к участникам закупки.

Они прописываются в закупочной документации и положении о закупках. В противном случае установление требований признается незаконным.

Участником закупки может стать любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и даже физическое лицо.

Организационно-правовая форма и местонахождения уставного капитала значения не имеют.

Исключение составляют только сами организаторы тендера, а также родственники руководителя заказчика и членов комиссии.

При составлении требований, предъявляемых к участникам процедур, заказчик должен руководствоваться нормами закона, а также принципами равноправия и справедливости. Запрещено выдвигать условия, которые приводят к ограничению конкуренции или дискриминации.

Нельзя также устанавливать неизмеряемые требования. Каждый участник должен еще на стадии подготовки заявки оценить свои возможности.

Измеряемые критерии помогут ему понять свои шансы на допуск к участию в процедуре.

Поэтому заказчик не имеет права устанавливать требования, которые нельзя измерить.

Часто встречающиеся требования

У большинства заказчиков перечень требований к участникам выглядит примерно одинаково.

В него входят следующие пункты:

Потенциальный поставщик должен быть зарегистрирован в установленном законом порядке. У него должны иметься все необходимые разрешительные документы, допуски и лицензии на ведение своей деятельности.

В отношении участника не должны быть инициированы процедуры банкротства и ликвидации, деятельность фирмы не приостановлена в соответствии с нормами Административного Кодекса России.

Поставщик обязан быть платежеспособным и иметь устойчивое финансовое равновесие.

Задолженность по налогам и иным обязательным платежам в бюджет государства не должна превышать 25% от балансовой стоимости всех активов компании. Данные для анализа берутся из бухгалтерской отчетности за прошедший отчетный год.

Если участник в установленном законодательством порядке подал жалобу в соответствующую инстанцию на неправомерность начисления платежа и решение по такому обращения на день подачи заявки еще не принято, то компания к закупке допускается.

Участнику необходимо иметь определенный уровень квалификации для выполнения работ, предусмотренных контрактом.

У него должны иметься соответствующие производственные мощности, оборудование, трудовые и экономические ресурсы. Он должен обладать достаточным опыт исполнения аналогичных договоров.

Потенциальный поставщик должен отличаться хорошей деловой репутацией. Не допускается наличие судебных решений о взыскании неустоек и штрафов в пользу контрагента участника.

При проведении особо важных закупок заказчик может устанавливать требования о наличии у участника системы контроля качества, отвечающей определенным стандартам.

Нормами части 7 статьи 223-ФЗ заказчикам разрешено устанавливать требования об отсутствии информации о потенциальном поставщике в РНП. Причем компания не должна значится в реестрах, ведущихся по 223-ФЗ и 44-ФЗ.

В закупочной документации прописываются четкие параметры, по которым потенциальный поставщик сможет определить свое соответствие установленным требованиям. Заранее предусмотреть все возможные аспекты и прописать их в положении о закупках удается не всегда.

Поэтому заказчикам рекомендовано оставлять этот перечь открытым и корректировать его для каждой процедуры в отдельности.

Структура и редакции 223-ФЗ

223 ФЗ — это закон о закупках товаров, работ, услуг. Он был принят в 2011 году. Существенные нововведения вносились в 2018 и 2019 году, а последняя редакция 2020 года с изменениями была принята 24 апреля 2020 года.

Сегодня 223-й закон насчитывает 20 статей, они рамочно регулируют сферу закупок предприятий с госучастием. Если 44-ФЗ определяет четкие границы, то федеральный закон 223 о закупках дает намного больше свободы.

Он предусматривает не только аукционы, другие виды тендеров на конкурсной основе, но и такие как торги, как консолидированный отбор, комплексная закупка. Способ закупки, правила отбора поставщиков и другие существенные условия заказчик определяет сам в положении и документации о закупке.

В таком изобилии информации начинающему поставщику несложно запутаться, но научиться работать по этому нормативно-правовому акту непременно стоит, и ниже мы расскажем, почему.

Краткое содержание закона

Статья 1. Цели регулирования 223-ФЗ, на кого распространяется

Статья 2. Правовая основа закупок по 223-ФЗ, положения о закупках

Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг

  • Статья 3.1. Закупки для реализации инвестиционных проектов с государственной поддержкой
  • Статья 3.1-1. Закупки госкорпорациями, компаниями, обществами, с долей государства более 50% (включая дочерние)
  • Статья 3.1-2. Закупки для создания произведений архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства
  • Статья 3.1-3. Заключение и исполнение договора на выполнение проектных, изыскательских работ
  • Статья 3.2. Как осуществляется конкурентные закупки
  • Статья 3.3. Закупки в электронной форме. Функционирование электронных площадок
  • Статья 3.4. Особенности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП)
  • Статья 3.5. Закрытые конкурентные закупки
  • Статья 3.6. Закупка у единственного поставщика

Статья 4. Информационное обеспечение закупки

  • Статья 4.1. Реестр договоров

Статья 5. Реестр недобросовестных поставщиков

  • Статья 5.1. Оценка и мониторинг планов закупок у малого и среднего бизнеса

Статья 6. Контроль за соблюдением 223-ФЗ

  • Статья 6.1. Ведомственный контроль

Статья 7. Ответственность за нарушение 223-ФЗ

Статья 8. Порядок вступления в силу 223-ФЗ

Скачать pdf-версию закона 223-ФЗ с изменениями 2020 и комментариями.

Перспективы рынка закупок по 223-ФЗ

Статистика за 2019 год:

  • по 223-ФЗ работают свыше 96 000 организаций с государственным участием;
  • из них реально осуществляют закупки порядка 28%, что в любом случае внушительная цифра;
  • средняя начальная цена договора 12,5 млн. рублей, конкуренция – 1,6 заявки на 1 лот (это отдельная проблема);
  • в год по 223-ФЗ заключено более 1,5 млн. договоров, в 22% из которых затем меняются существенные условия;
  • по данным ежемесячной отчетности в 2019 году общая сумма договоров по 223-ФЗ составила 21 трлн. рублей:
  • объем закупок у малого и среднего бизнеса за 1 полугодие 2019 года – 1,5 трлн. руб, средняя цена договора – 7,8 млн. руб, номенклатура расширилась до 371 тыс. позиций (SKU).

Насколько перспективна здесь работа для поставщика — каждый подрядчик решает самостоятельно. Но однозначно стоит попробовать свои силы, а для этого нужно разобраться, как устроены закупки по 233-ФЗ.

Почему понадобился отдельный закон

223-ФЗ о закупках принят для того, чтобы установить правила закупок для государственных компаний. Особенность работы компаний с долей государства в том, что они не работают полностью на бюджетных средствах, как государственные учреждения, выполняющие социальные функции.

Госкомпании – это коммерческие организации, имеющие выручку от продажи своих товаров, работ и услуг, формирующую доходную часть. Также у них есть расходная часть, которая идет на заработную плату, аренду, закупки товаров, работ и услуг. Вот эти закупки и проводятся по определенным правилам, установленным ФЗ о закупках 223.

223-ФЗ определяет основные цели регулирования:

  1. Удовлетворение потребностей заказчиков в товарах, работах и услугах
  2. Эффективное использование денежных средств
  3. Расширение возможностей для участия для юридических и физических лиц в закупках и его стимулирование
  4. Развитие добросовестной конкуренции
  5. Обеспечение гласности и прозрачности закупок
  6. Предотвращение коррупции и других злоупотреблений

На практике этих целей достигнуть пока не удается. Конкуренция ограничивается большим количеством закупок у единственного поставщика, называемая «прочие способы закупки”, экономии пока не наблюдается.

Счетная палата уже неоднократно обращала внимание на такие нарушения, как необоснованное ценообразование и авансирование, вывод закупок из-под действия 223-ФЗ, бесконтрольное привлечение соисполнителей. Это противоречит самой сути закупок по 223-ФЗ и приводит к закручиванию гаек.

Преимущества 223-ФЗ

  • Не требуется обоснование закупок
  • Планирование закупок на 1 год
  • Не требуется обоснование начальной (максимальной) цены закупки
  • Указание товарных знаков в документации без обязательного эквивалента (ограничено в 2018 году)
  • Удобство малых закупок до 100 тыс. руб.
  • Требования к участникам, форма закупки, критерии оценки определяются заказчиком в положении о закупках

При умелом использовании преимуществ закона, заказчик по 223-ФЗ может быстро провести закупку у эффективного поставщика с учетом последних требований к опыту, квалификации, техническому предложению и т.п.

Какие заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ

  1. Государственные корпорации, такие как
    • Агенство страхования вкладов (АСВ)
    • Внешэкономбанк (ВЭБ)
    • Роснано
    • Росатом
    • Ростех
    • Роскосмос
  2. Государственные компании, такие как
    • Роснефть
    • Транснефть
    • Сбербанк
    • ВТБ
    • РусГидро
    • Холдинг МРСК
    • Ростелеком
    • Алроса
    • Аэрофлот
  3. Субъекты естественных монополий
    • Газпром
    • РЖД
    • Почта России
  4. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сферах
    • Электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение
    • Водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод,
    • Обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов
  5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП)
  6. Автономные учреждения, а также хозяйственные общества с долей государства более 50%
  7. Дочерние хозяйственные общества с долей юридических лиц (п. 1-6) более 50% («дочки” госкомпаний)
  8. Дочерние хозяйственные общества с совокупной долей дочерних юридических лиц п. 7 более 50% («внучки” госкомпаний)
  9. Бюджетные учреждения, как исключение из 44-ФЗ, в случае получения ими грантов, выполнения госконтрактов или собственных доходов

Кто может участвовать

Участником закупки по 223-ФЗ может быть:

  1. Любое юридическое лицо, независимо от:
    • Организационно-правовой формы
    • Формы собственности
    • Места нахождения
    • Места происхождения капитала
  2. Любое физическое лицо
  3. Индивидуальный предприниматель
  4. Несколько юридических, физических лиц или ИП, выступающих на стороне одного участника

Участники закупок по 223-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком в положении о закупке и закупочной документации.

Заказчик вправе установить требования об отсутствии участника закупки по 223-ФЗ в реестре недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ.

На практике в госзакупках по 223-ФЗ участвуют в основном юридические лица и очень редко физические лица.

Для иностранных компаний возможности участия также ограничены сразу по нескольким направлениям. Чаще всего они подают заявки от российских юридических лиц.

Что необходимо для участия в закупках

Общие шаги:

  • получение электронной подписи для торгов (ЭЦП);
  • настройка компьютера, включая специальное ПО и плагины;
  • для СМП – регистрация на официальном сайте ЕИС (пошаговая инструкция в нашей статье).

Дальше поставщику нужно аккредитоваться на нужной секции электронной площадки и открыть спецсчет.

Закупочная документация по 233-ФЗ

Документы состоят из четырех обязательных составляющих:

  1. План закупок по 223-ФЗ
  2. Положение о закупках
  3. Извещение
  4. Закупочная документация.

Планы закупок

Заказчики обязаны разместить планы закупок на текущий год в единой информационной системе. Запрещается осуществлять закупки, не включенные в планы-графики. Вы можете ознакомиться с планами закупок по 223-ФЗ по .

С планом все достаточно понятно: в нем указывают, что конкретно и в каком количестве планируют закупать, а вот то что содержат оставшиеся три предположить сложно. Рассмотрим, о чем вкратце остальные документы.

Положение о закупках

Поскольку 223-ФЗ о закупках детально не регламентирует закупочную деятельность заказчиков, то они обязаны определить такой порядок самостоятельно.

По 223-ФЗ положение о закупках — это документ, описывающий, как будут вестись торги, поэтому в нем важно указать:

  • вид торгов;
  • как будут проводиться торги, сроки;
  • требования к подрядчикам и результатам их деятельности;
  • нужные для участия документы;
  • как будут отбираться заявки;
  • стоимость или формулу ее расчета;
  • порядок подписания договора и оплаты по нему;
  • ответственность участников;
  • указание о том, что исполнитель не должен находиться в реестре недобросовестных поставщиков (РНП);
  • способы урегулирования споров.

После подготовки положение публикуется в ЕИС, его предварительно утверждает орган управления компанией: руководитель, совет директоров, собрание учредителей и т.п.

Если в положение вносились изменения — его следует утвердить заново и разместить в ЕИС.

Заказчик обязан разместить положение о закупках в течение 15 дней с момента утверждения. Скачать образец положения о закупках.

Положение о закупках заказчика является самым главным документом для поставщика по 223-ФЗ.

Да, заказчиков десятки тысяч, но если некоторые из них вам интересны – рекомендуем внимательно изучить их положения, в какой форме они проводят закупки, за какие сроки объявляют, какие требования устанавливают.

Типовое положение о закупках

ГУПы, МУПы, бюджетные и автономные организации используют типовое положение.

Оно отличается наличием трех неизменных частей:

  • описание порядка, по которому будут проводиться процедуры;
  • сроки подписания контрактов;
  • способ проведения торгов и подробные условия.

Извещение

В нем предприятие-заказчик должен указать:

  • как будет проводиться закупка (способ);
  • подробные данные о заказчике, включая контакты, адрес сайта;
  • предмет договора с подробными требованиями к характеристикам, количеству и иным существенным условиям;
  • место, куда нужно поставить продукцию или выполнить работы;
  • начальную максимальную цену;
  • срок, в течение которого поставщики могут подавать заявки;
  • срок публикации закупочной документации;
  • порядок, по которому будет определяться победитель;
  • иные сведения — всё, что посчитает нужным и важным госзаказчик.

Документация о закупке

В ней подробно расшифровываются и детализируются данные из извещения и положения. В документации снова описываются характеристики, количество единиц предмета закупки, но уже с подробными требованиями к безопасности, упаковке, отгрузке.

Заказчику необходимо указать, что должно содержаться в заявке и как ее оформлять, как участники должны указывать информацию о себе и своих товарах или услугах, как будут оцениваться и сопоставляться заявки.

Также в документации описывается:

  • порядок и возможные способы оплаты товаров, либо услуг поставщика;
  • порядок оплаты сопутствующих расходов: на страхование, доставку, таможенную пошлину, налоги и др.;
  • правила субподряда;
  • порядок предоставления разъяснений;
  • все даты, включая сроки подведения результатов и изучения предложений.

Если исполнитель не согласен с действиями или бездействием заказчика, ЭТП, уполномоченной комиссии, усматривает в них нарушение норм 223-ФЗ и/или своих прав — он вправе обжаловать их, обратившись в суд или в антимонопольную службу.

Где искать закупки

Закупки по 223-ФЗ в обязательном порядке публикуются на официальном сайте госзакупок (zakupki.gov.ru).

Извещения и вся документация по закупкам доступны бесплатно, без регистрации и в полном объеме.

Эффективно работать с закупками по 223-ФЗ позволяет система Тендерплан.

Какие закупки можно проводить 223-ФЗ

Конкурентной является закупка, проводящаяся при соблюдении трех пунктов одновременно:

  1. Госзаказчик публикует, либо отправляет документацию: в ЕИС с открытым доступом для всех или направляет приглашения минимум двум потенциальным кандидатам в закрытую закупку;
  2. Подробно описан предмет торгов, указаны его подробные характеристики, которые для заказчика являются существенными;
  3. Обеспечена конкуренция.

Если закупка противоречит одному или нескольким пунктам из этого перечня — она является неконкурентной.

Виды конкурентных торгов:

  1. Конкурс — популярный вид торгов, в них побеждает поставщик, подавший заявку с самыми выгодными условиями;
  2. Аукцион — самый распространенный вид торгов, в них побеждает поставщик, сделавший самую низкую ставку путем снижения НМЦД на шаг аукциона;
  3. Запрос предложений — тендер, в котором побеждает поставщик, предложивший условия, наиболее подходящие под потребности заказчика. Запрос цен в электронной форме по 223-ФЗ — это и есть запрос ценовых предложений;
  4. Запрос котировок — тендер, в котором побеждает поставщик, предложивший самую низкую стоимость.

Этот перечень не исчерпывающий. Заказчики вправе определить другие формы в положении о закупках. Конкурентные виды тендеров могут быть открытыми и закрытыми и проводиться в электронном виде, на бумаге, состоять из одного или нескольких этапов.

Открытый конкурс по 223-ФЗ

Извещение о проведении открытого конкурса по 223-ФЗ должно быть размещено за 20 дней до окончания подачи заявок. Такой срок представляется вполне достаточным для подготовке заявки. Однако, ниже мы отметим, что часто конкурсы переводят в иные виды закупок, у которых могут быть крайне короткие сроки для подачи заявок.

Выигравшим открытый конкурс по 223-ФЗ признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора, в соответствии с критериями оценки.

Электронный аукцион по 223-ФЗ

Извещение о проведении электронного аукциона по 223-ФЗ также размещается на портале закупок.

Выигравшим аукцион признается участник, который предложил самую низкую цену договора или самую высокую цену за право заключить договор, в случае, если цена в ходе аукциона была снижена до нуля и пошла вверх по отрицательной шкале.

Аукционы в электронной форме по 223-ФЗ проводятся на десятках электронных торговых площадок. Для участия в них нужно получить ЭЦП для торгов и пройти аккредитацию. В первую очередь необходима аккредитация на Сбербанк-АСТ.

Что такое иные способы закупки по 223-ФЗ

Выше мы отмечали, что 223-ФЗ предоставляет заказчикам много свободы. И они могут злоупотребить этим сверх меры. Заказчики могут устанавливать в своих положениях иные способы закупки, кроме конкурса и аукциона и определять их порядок.

Изобретены тысячи различных способов закупок, точное количество которых не может подсчитать даже Антимонопольная служба (по оценкам ФАС свыше 3500).

Некоторые из видов закупок, напрямую не предусмотренных в 223-ФЗ:

  • Конкурентные переговоры
  • Двух и трехэтапные конкурсы с предварительной квалификацией или без нее, переторжкой и т.д.

Такое изобилие видов закупок представляет собой питательную среду для злоупотреблений.

Механизм проведения закупки

Итак, заказчик разместил положение, подготовил извещение и документацию.

Теперь пришло время действовать поставщикам и подавать заявки в течение указанного в документах срока. Заявку можно отозвать или отредактировать до истечения срока подачи.

Любой из потенциальных подрядчиков может направить запрос с просьбой разъяснить те или иные пункты этих документов. Он должен сделать это на протяжении 3-х дней и опубликовать в ЕИС, не называя запрашивавшего поставщика. Если меньше, чем через 3 дня заканчивается время, отведенное на подачу заявок, то на запрос можно не отвечать.

Чтобы выбрать победителя, заказчику понадобится создать комиссию по закупке.

Комиссия по закупке

Еще одна особенность 223-ФЗ — необходимость формирования специальной комиссии, что это? Рассмотрим подробнее.

Перед проведением торгов заказчик должен создать комиссию, которая должна состоять минимум из 5 членов, желательно, чтобы специалисты были компетентны по вопросам предмета закупки.

Она выполняет следующие функции:

  • готовит извещение и документацию для закупки;
  • проверяет, соответствуют ли заявки указанным требованиям;
  • предоставляет разъяснения (отвечает на запросы участников);
  • оценивает заявки или привлекает для этого экспертов при необходимости;
  • объявляет переторжку или уторговывание;
  • ведет переговоры с потенциальными исполнителями;
  • определяет победителя;
  • отменяет торги.

Подведение итогов

В результате проведения тендера готовится протокол, его публикуют в ЕИС, он должен содержать:

  • дату составления;
  • общее число отправленных заявок, день и время регистрации каждой из них;
  • номер заявки по приоритету для заказчика. Первое место получает заявка, содержащая самые привлекательные условия. А если несколько заявок содержат одинаковые условия — они располагаются по времени подачи, приоритет отдается первой поданной заявке из одинаковых;
  • результаты рассмотрения (если это предусматривает документация): число неподошедших заявок, причины отклонения, решение комиссии, причины, если торги не состоялись.

Победителей может быть несколько! Заказчик вправе выбрать не одного подрядчика, а несколько и подписать с ними соглашения.

Все документы закупки: протоколы, разъяснения, уточнения хранятся у заказчика не меньше 3-х лет.

Заключение договора по 223-ФЗ

Подписывать договор по результатам закупки можно не раньше, чем через 10 рабочих дней после ее проведения (срок, отведенный на обжалование результатов процедур) и не позже 20 рабочих дней со дня публикации в системе итогового протокола.

После обжалования подписывать договор можно на протяжении 5 дней после принятия решения о рассмотрении жалобы.

Приоритет российских товаров по 223-ФЗ

С 1 января 2017 вступило в силу Постановление Правительства №925, о приоритете товаров, работ и услуг российского происхождения.

10 июля 2019 года в постановление были внесены изменения, установившие приоритет российской радиоэлектронной продукции в размере 30%.

Памятка: сводная таблица сроков по 223-ФЗ

Документ Сроки
Положение Публикуется на протяжении 15 дней со дня утверждения
Изменения в положении На протяжении 15 дней со дня утверждения
Извещение, документация
(по общему правилу)
За 15 дней до конца отведенного времени для направления заявок
При участи представителей МСП:
· конкурсы, аукционы
За 7 дней до конца отведенного времени для направления заявок, если НМЦД меньше или равна 30 млн. рублей
За 15 дней до конца отведенного времени для направления заявок, если НМЦД больше 30 млн. рублей
· предложения За 5 дней до его проведения, если НМЦД не больше 15 млн. рублей
· котировки За 4 дня до конца отведенного времени для направления заявок, если НМЦД не больше 7 млн. рублей
Изменения в извещения и документацию На протяжении 3-х дней с принятия изменений
Разъяснения 3 дня с момента получения запроса
Итоговый протокол и другие протоколы 3 дня
Договор Подписывается на протяжении 10-20 дней после публикации итогового протокола, размещается в ЕИС на протяжении 3-х дней
Договор по результатам обжалования 5 дней

Особенности закупок с представителями МСП

Тендер с участием представителей МСП проводится исключительно в электронном виде.

Этапы конкурса:

  1. На протяжении срока, отведенного для подачи заявок, потенциальные поставщики могут обсуждать с заказчиком требования к предмету закупки, условия выполнения договора;
  2. Заказчик рассматривает все заявки, они должны соответствовать требованиям и содержать необходимые сведения, предусмотренные документацией;
  3. Проводится отбор кандидатов. Если какие-то пункты заявки не подходит под требования — она отклоняется.

В извещении прописываются сроки отдельных этапов. По итогам каждого из них составляется протокол, а в результате последнего публикуется итоговый протокол.

Когда в извещение вносятся изменения, заявки поставщиков не отклоняются, комиссия предлагает им отправить окончательные (дополнительные) предложения.

На любом этапе после публикации промежуточного протокола каждый потенциальный исполнитель может отказаться от продолжения участия в торгах. Это выражается в непредоставлении им уточняющего (окончательного) предложения.

Электронный аукцион с представителями СМП проводится по следующим правилам:

  • поставщик делает ставку, снижая цену на «шаг»: от 0,5 до 5% НМЦД;
  • делать равное или большее предложение последней ставки нельзя, как и недопустимо ставить цену, равную нулю;
  • нельзя снижать цену от своего же последнего предложения.

Чтобы участвовать в такой закупке, как запрос котировок, МСП нужно подать предложение с ценой, согласие поставщика на предоставление предмета договора и другие документы, которые предусматривает извещение.

Особенность запроса предложений с участием представителей МСП состоит в том, что он может предусматривать этап предварительного отбора, который проходит по таким правилам:

  • извещение четко устанавливает сроки каждого этапа;
  • требования едины для всех поставщиков и устанавливаются закупочными документами;
  • заявки подаются вместе с документами, которые подтверждают соответствие поставщика заявленным заказчиком требованиям;
  • если заявка им не соответствует — ее отклонят.

Где и как проходят торги

Торги с участием представителей МСП проводятся на восьми официальных ЭТП. Субъект должен иметь аккредитацию, иначе подать заявку не получится.

Заявка на любой конкурс, аукцион — это документ, состоящий из двух частей. При запросе котировок достаточно заполнить одну часть. Также к каждой заявке составляется ценовое предложение. Первая часть полностью посвящена предмету закупки. Вторая — самому поставщику. Они подаются в определенной очередности.

Если не соблюдать эти правила — заявка будет отклонена. Ценовое предложение указывает стоимость. Если это предусматривает закупка — могут подаваться дополнительные ценовые предложения, на их подачу отводится 3 часа.

Обеспечение вносится по общим правилам (перевод на спецсчет или банковская гарантия). Поэтому у представителя МСП должен быть предварительно открыт спецсчет.

Сумма, достаточная для обеспечения исполнения договора, блокируются на протяжении месяца после истечения срока для подачи заявки. Оператор ЭТП отправляет банку сведения о том, какую сумму необходимо заблокировать на спецсчете поставщика, банк обязан отреагировать на протяжении часа, если на нем достаточно средств.

Если поставщик не выполнил все пункты договора, либо выполнил их ненадлежащим образом — заблокированные деньги переводятся заказчику.

Как проходит закупка с представителями МСП

Торги поводятся по таким этапам:

  1. ЭТП отправляет заказчику первую часть заявки и окончательного предложения от каждого поставщика на протяжении следующего дня после того, как закончилось время, отведенное на прием заявок;
  2. Направляется вторая часть на протяжении времени, установленного извещением;
  3. Заказчик изучает первую часть и отправляет ЭТП протокол, он публикуется в ЕИС на протяжении часа;
  4. На протяжении одного часа оператор отправляет заказчику протокол сопоставления цен;
  5. На протяжении 1 дня комиссия нумерует заявки, формирует и публикует итоговый протокол. На первом месте будет поставщик, который предложил самую низкую стоимость и предложил максимально выгодные условия, если несколько исполнителей предложили одинаковую стоимость, победит среди них тот, кто подал заявку первым;
  6. Средствами ЭТП заключается договор, составленный на основе извещения и закупочной документации. Он подписывается ЭЦП. Если у исполнителя есть претензии по пунктам соглашения — он отправляет второй стороне протокол разногласий. В нем поставщик может указать, какие пункты договора нарушают требования извещения или документации. Заказчик исправляет несогласованные пункты, либо отказывает исполнителю с обоснованием причин.

После завершения сделки оператор ЭТП будет хранить все документы по закупке не меньше 3-х лет.

Выводы

Как видно, закупки по 223-ФЗ — непростая процедура для начинающих поставщиков. Закон регламентирует множество требований и процедур.

Мы постарались рассказать максимально кратко суть, основные моменты закона 223-ФЗ, для чайников, пусть не в схемах, но в таблицах.

Чтобы быстрее начать заключать прибыльные договоры, рекомендуем пройти обучение или обратиться за квалифицированной помощью к опытным и компетентным специалистам.

А если вы уверены в своих силах — желаем успехов и прибыльных сделок!

223-ФЗ Субъекты закупок

Субъекты закупок

Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ распространяет своё действие на следующие организации:

  • государственные корпорации;
  • государственные компании;
  • субъекты естественных монополий;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
  • государственные унитарные предприятия;
  • муниципальные унитарные предприятия;
  • автономные учреждения;
  • хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
  • дочерние общества (организации), более пятидесяти процентов уставного капитала которых принадлежит указанным выше юридическим лицам;
  • дочерние общества (организации) указанных дочерних обществ (организаций), в уставном капитале которых доля участия указанных дочерних обществ (организаций) превышает пятьдесят процентов.

Рассмотрим подробнее каждую из указанных категорий организаций.

Государственные корпорации

Государственная корпорация — организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России. Государственной корпорацией признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Особенности правового статуса.

ГК создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное ГК Российской Федерацией, является собственностью ГК, то есть не является государственной собственностью (этим ГК отличается от ФГУПов). Тем самым, контроль за собственностью ГК выведен из под надзора Счётной палаты РФ.

ГК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам ГК, если законом, предусматривающим создание ГК, не предусмотрено иное.

ГК отличается как от ОАО с преобладающим государственным участием, так и от государственных унитарных предприятий (ФГУПов): в частности, на ГК не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве; в отличие от ФГУПов ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов.

ГК не обязана представлять в государственные органы документы, содержащие отчет о своей деятельности (исключение составляют ряд документов, представляемых в правительство РФ). В частности, госорганы без согласия ГК не могут:

  • запрашивать у органов управления корпорации их распорядительные документы;
  • запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности корпорации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
  • направлять представителей для участия в проводимых корпорацией мероприятиях;
  • проводить проверки соответствия деятельности корпорации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере
  • в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения корпорацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения;
  • устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества корпорациями целям, предусмотренным их учредительными документами.

На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Но если госкорпорацией используется государственная земля, то формальные основания для осуществления контроля со стороны Счетной палаты имеются. Например: «контроль эффективности и соблюдения целевого использования государственной собственности (земельных участков), находящейся в пользовании ГК…» Кроме того, cтатья 12 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» в сферу контрольных полномочий включает организации, в части предоставленных им налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. Порядок формирования госкорпорации, то есть имущественный взнос Российской Федерации и есть то преимущество, на основании которого указанные организации подлежат контролю со стороны Счетной палаты РФ. Предмет контроля — эффективность управления имущественным взносом Российской Федерации.

На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 94-ФЗо проведении госзакупок, что позволяет госкорпорациям проводить конкурсы и аукционы на закупку товаров, работ и услуг в произвольном порядке.

Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность госкорпораций. ГК не обязана публиковать указанную отчетность.

Особенности правового статуса госкорпорации, в том числе порядок назначения руководителя, устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов руководитель ГК назначается Президентом РФ).

Во второй половине 2007 года ускорился процесс создания различных государственных корпораций; в частности, создавались или планировались к созданию госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой». В форме ГК создан Банк развития (бывший ВЭБ). В форме госкорпорации создано «Агентство по страхованию вкладов». Ряд чиновников и политиков высказались за создание госкорпораций в сфере рыболовства, жилищного строительства, дорожного строительства, лекарственного обеспечения, станкостроения. В то же время государственные «Объединённая авиастроительная корпорация» и «Объединённая судостроительная корпорация» созданы в форме ОАО, а не ГК.

Государственные компании

1. Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона.

2. Федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, должны быть определены цели ее создания, а также виды имущества, в отношении которых государственная компания может осуществлять доверительное управление.

3. Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом.

4. Государственная компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной компании, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, не предусмотрено иное.

5. Государственная компания использует имущество для целей, определенных федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании. Государственная компания может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует таким целям. Государственная компания обязана публиковать отчеты о своей деятельности в порядке, установленном федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании.

6. В федеральном законе, предусматривающем создание государственной компании, должны определяться наименование государственной компании, цели ее деятельности, порядок управления ее деятельностью, порядок государственного финансирования государственной компании, порядок ее реорганизации и ликвидации, порядок использования имущества государственной компании в случае ее ликвидации.

7. Федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, должно быть предусмотрено формирование совета директоров или наблюдательного совета государственной компании (далее — высший орган управления государственной компании).

В состав высшего органа управления государственной компании могут входить члены, не являющиеся государственными гражданскими служащими. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок участия членов Правительства Российской Федерации и государственных гражданских служащих в высших органах управления государственных компаний.

К компетенции высшего органа управления государственной компании относятся:

  • утверждение программы деятельности государственной компании на долгосрочный период, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей (далее — стратегия деятельности государственной компании), если иное не установлено федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании;
  • утверждение системы оплаты труда работников государственной компании, предусматривающей зависимость оплаты труда ее работников от достижения основных показателей эффективности деятельности;
  • определение порядка использования прибыли государственной компании;
  • принятие решения о передаче части имущества государственной компании в государственную казну Российской Федерации.

Федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, к компетенции высшего органа управления государственной компании могут быть отнесены также иные вопросы.

Высший орган управления государственной компании вправе создавать комитеты, комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции, для их предварительных рассмотрения и подготовки. Порядок деятельности указанных комитетов, комиссий и их персональный состав устанавливаются решениями о создании комитетов, комиссий.

8. Годовая бухгалтерская отчетность государственной компании подлежит обязательному аудиту, проводимому аудиторской организацией, отобранной по результатам открытого конкурса и утвержденной высшим органом управления государственной компании.

Годовой отчет государственной компании, публикуемый с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, должен содержать информацию о выполнении стратегии деятельности государственной компании, иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию и быть утвержден не позднее 1 мая года, следующего за отчетным годом. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к содержанию годового отчета государственной компании, в том числе в части инвестиционной деятельности.

Годовой отчет государственной компании размещается на официальном сайте государственной компании в сети Интернет с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне в срок не позднее двух недель с даты принятия высшим органом управления государственной компании решения о его утверждении, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, не установлен иной срок.

На официальном сайте государственной компании в сети Интернет должны быть размещены стратегия деятельности государственной компании, порядок закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд государственной компании.

9. Инвестирование временно свободных средств государственной компании осуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых ею активов (объектов инвестирования). Правительство Российской Федерации вправе установить перечень разрешенных активов (объектов инвестирования), порядок и условия инвестирования временно свободных средств государственной компании, порядок и механизмы контроля за инвестированием этих средств, порядок совершения сделок по инвестированию временно свободных средств государственной компании, формы отчетов об инвестировании временно свободных средств государственной компании, порядок их предоставления и раскрытия.

Предельный объем инвестируемых временно свободных средств государственной компании, порядок принятия решений об инвестировании временно свободных средств государственной компании определяются высшим органом управления государственной компании. Высший орган управления государственной компании вправе установить дополнительные ограничения и требования в отношении операций по инвестированию временно свободных средств государственной компании.

10. Решения о заимствованиях, осуществляемых в иностранной валюте, принимаются государственной компанией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

11. Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять контроль за деятельностью государственных компаний.

Субъекты естественных монополий

Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Потребитель — физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии.

Руководитель субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта) — лицо, уполномоченное выступать без доверенности от имени субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта).

Деятельность субъектов естественных монополий осуществляется в следующих сферах:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
  • услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
  • услуги по передаче электрической энергии;
  • услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  • услуги по передаче тепловой энергии;
  • услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
  • захоронение радиоактивных отходов.

Органы, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий.

1. Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

2. Органы регулирования естественных монополий для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее — методы регулирования):

  • ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
  • определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей).

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Реестры субъектов естественных монополий (по состоянию на 15.11.2011 года):

Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности

Регулируемые виды деятельности — виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов).

Регулируемые виды деятельности осуществляются в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Унитарное предприятие — особая организационно-правовая форма юридического лица, существующая фактически только в Российской Федерации.

В Российской Федерации основным законом, регламентирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

  • Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП;
  • Государственное унитарное предприятие — ГУП (субъекта федерации);
  • Муниципальное унитарное предприятие — МУП (Муниципального образования).

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», а также государственная академия наук.

Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц с особенностями, установленными «статьей 10» настоящего Федерального закона.

Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.

Унитарное предприятие вправе в установленном «порядке» открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.

Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации.

Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав.

Уставы унитарных предприятий утверждаются уполномоченными государственными органами Российской Федерации, государственными органами субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», — Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, права собственников имущества которых осуществляются в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», — государственными академиями наук.

Имущество унитарного предприятия формируется за счет:

  • имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;
  • доходов унитарного предприятия от его деятельности;
  • иных не противоречащих законодательству источников.

Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.

Руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества унитарного предприятия.

В случаях, предусмотренных федеральными законами и изданными в соответствии с ними правовыми актами, в унитарном предприятии могут быть образованы совещательные органы (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и другие). Уставом унитарного предприятия должны быть определены структура таких органов, их состав и компетенция.

Автономные учреждения

Автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Имущество автономного учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления. Согласно статьям 120 и 296 Гражданского кодекса учреждение владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в соответствии с его назначением и заданиями собственника в пределах, установленных законодательством Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.

Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со «статьей 296» настоящего Кодекса.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом «(частное учреждение)» либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть «автономным», «бюджетным» или «казенным» учреждением.

Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется «законом».

Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Суть переторжки

Переторжка — дополнительный этап конкурентной процедуры. Заказчик проводит ее по своему усмотрению, после того как собрал и оценил все заявки. Переторжку чаще всего объявляют после конкурса, аукциона или запроса предложений, когда закупают большое количество стандартной продукции или проводят сложную комплексную закупку.

Если заказчик оценил все заявки и остался недоволен результатом закупки или получил несколько сопоставимых предложений, он предлагает участникам улучшить свои заявки — например, снизить цену контракта или размер аванса, сократить сроки поставки или выполнения работ и т.д.

Когда поставщик узнает, что будет переторжка?

Заказчик может назначить переторжку, только если он предусмотрел эту возможность в документах закупки. Правила игры он устанавливает сам: порядок и форму процедуры, сколько раз ее проводить и т.д. Рассмотрев присланные заявки, он решает, объявлять переторжку или нет.

Уведомление о переторжке должно прийти в личный кабинет участника на ЭТП, где проходит закупка. Но лучше следить за результатом закупки самостоятельно: внимательно читать протокол рассмотрения заявок, чтобы не пропустить объявление о переторжке.

Некоторые заказчики считают, что переторжку нужно проводить после любой процедуры, независимо от результатов. Другие считают, что если сразу получено хорошее предложение, нет смысла устраивать дополнительную процедуру, так как она отнимает время.

Сколько участников допускают до переторжки?

Логично проводить переторжку между участниками, у которых примерно одинаковые предложения — например, между 2-4 лидерами. С другой стороны, такое ограничение противоречит принципу добросовестной конкуренции, который заявлен в 223-ФЗ. Это неоднозначный момент, который ФАС или другой госорган никак не комментируют.
Нужно ориентироваться на условия переторжки в документах конкретной закупки и продумывать стратегию:

  • Если заказчик допустит к переторжке только лидеров, нужно максимально снижаться уже на первом этапе торгов.
  • Если допустят всех, можно сначала оценить предложения других участников, а потом скорректировать свое.

Поставщики, приглашенные на переторжку, не обязаны в ней участвовать и могут не изменять ранее поданное предложение.

В какой форме проводят переторжку?

В заочной форме

Участники подают окончательные предложения анонимно: в запечатанных бумажных конвертах или загружают файл в электронный сейф заказчика на ЭТП, где проходит закупка. В этом случае участники закупки могут улучшить свои предложения по параметрам, определенным комиссией, не изменяя остальные положения закупки.
Заказчик одновременно вскрывает конверты или открывает доступ к файлам, после чего подводит окончательные итоги. В этом случае поставщики не видят предложений друг друга и снижаются, самостоятельно рассчитывая свои возможности и рентабельность контракта.
С момента объявления о переторжке до подведения итогов проходит определенное время, которое заказчик устанавливает сам или его определяет регламент площадки. Например, на B2B-Center этот срок составляет 3 календарных дня.

В очной форме

В этом случае можно пересмотреть только цену. Переторжка в этом случае проходит на ЭТП в реальном времени и напоминает аукцион. Участники видят чужие предложения и снижают собственные цены, чтобы обойти конкурентов. Чаще всего поставщикам разрешают снижать цену неограниченное число раз, но иногда бывает, что подать предложение можно только один раз.
Заявка с улучшенными условиями или ценой, поданная во время последней переторжки, считается окончательной. Если поданы заявки с одинаковыми условиями, выигрывает участник, который первым прислал свое предложение.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *