Как РСА выбирает страховую компанию

Как РСА выбирает страховую компанию

Когда пора продлевать ОСАГО?

Продлить полис ОСАГО лучше заранее, до истечения срока действия текущего полиса, чтобы избежать перерывов в страховании.

Продлить полис ОСАГО можно не ранее, чем за 2 месяца (60 дней) до истечения его срока действия.

Напоминаем, что за просроченный полис ОСАГО и за езду без полиса предусмотрен штраф.

Почему действие е-ОСАГО начинается только через 3 дня после заключения договора?

В соответствии с пунктом 7 Указания Банка России от 14.11.2016 № 4190-У заявление о заключении договора е-ОСАГО должно содержать дату начала срока действия договора, наступающую не ранее чем через три дня после дня направления заявления страховщику. Это необходимо для исключения мошенничества со стороны недобросовестных страхователей. Поэтому, если новый полис должен начать действовать с 24 сентября, то оформить его нужно не позднее 20 сентября.

Могу ли я оформить ОСАГО по временной регистрации?

В соответствии с подпунктом а пункта 3 статьи 9 Федерального Закона «Об ОСАГО» территория преимущественного использования транспортного средства определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина.

Таким образом, страховщик не имеет законного права для определения территории преимущественного использования ТС использовать документы о временной регистрации собственника.

Я купил б/у автомобиль, у которого нет ни талона ТО, ни ОСАГО. Могу ли я доехать до оператора ТО без полиса ОСАГО?

Законодательство Российской Федерации не допускает эксплуатацию транспортных средств без полиса ОСАГО. Чтобы доехать до оператора ТО, необходимо приобрести полис на срок следования к месту прохождения очередного ТО. Такой полис заключается на срок 20 дней.

Сколько можно вписать человек в полис ОСАГО? Какой полис лучше оформить: без ограничений или с ограниченным списком водителей?

В полис ОСАГО можно вписать любое количество водителей. При этом стоимость полиса будет учитывать максимальные значения коэффициентов в зависимости от возраста и стажа водителей, а также коэффициента бонус-малус. В ряде ситуаций полис ОСАГО без ограничений будет стоить не на много дороже полиса со списком водителей, но при этом вы сможете сэкономить время и деньги на поездки в офис страховой компании для внесения изменений в перечень водителей.

Могу ли я расторгнуть договор ОСАГО досрочно и вернуть деньги?

Договор обязательного страхования может быть досрочно прекращен по множеству причин, но возврат страховой премии за неиспользованный период может быть произведен в следующих, установленных правилами ОСАГО, случаях:

  • Смены собственника ТС.
  • Гибели страхователя (собственника).
  • Гибели/утраты ТС, указанного в договоре страхования ОСАГО.
  • Наличия второго действующего договора ОСАГО на это же ТС
  • Прекращения права владения ТС у страхователя (закончился договор аренды и т. д.)
  • Лишения cтрахователя водительского удостоверения, если он является единственным лицом, допущенным к управлению.

Возврат осуществляется за вычетом расходов страховщика в размере 23% от страховой премии.

Договоры обязательного страхования, заключенные на срок следования к месту регистрации или к месту проведения ТО, досрочному прекращению не подлежат.

Для досрочного прекращения договора ОСАГО необходимо обратиться в ближайший офис продаж.

Необходимо иметь при себе: паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, оригинал договора страхования, банковские реквизиты, на которые будут перечислены денежные средства, а также документ, подтверждающий основание досрочного прекращения договора (договор купли-продажи, справка об утилизации ТС, постановление о возбуждении уголовного дела по факту угона ТС и т. п.).

Как расторгнуть договор или внести изменения в электронный полис?

Договор досрочно прекращается по стандартной процедуре.

Чтобы внести изменения в электронный полис через сайт, нужно зайти в личный кабинет и нажать на значок «карандаш» напротив выбранного полиса. Также вы можете обратиться в ближайший офис «Росгосстраха».

Куда мне вернут деньги, если я расторгну договор?

Денежные средства будут возвращены на реквизиты, указанные в заявлении о досрочном прекращении договора.

Расторжение договора ОСАГО, оформленного в электронном виде

Досрочное прекращение электронного договора ОСАГО возможно только в офисе страховщика. Для этого необходимо обратиться к страховщику с заявлением о досрочном прекращении договора и документами, подтверждающими основание досрочного прекращения договора.

Юридическим лицам: активация ЛК

Для активации личного кабинета юридического лица после заполнения всех необходимых реквизитов компании необходимо прикрепить электронную цифровую подпись ЮЛ (ЭЦП) в формате .sig. После этого заявка будет отправлена на проверку.

2 апреля изменится система работы системы гарантирования в ОСАГО

01.04.2019

Со 2 апреля покупатель полиса ОСАГО, воспользовавшийся системой «е-Гарант” или «Единый агент”, сможет выбирать страховую компанию, сообщил президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. До этого такой возможности у автовладельцев не было.

Сейчас при покупке полиса через систему «е-Гарант” или «Единый агент” страховая компания определяется по номеру ПТС страхователя. Со 2 апреля эта система будет изменена. Страхователь сможет сам выбрать страховую компанию из всех, участвующих в распределении на момент покупки им полиса ОСАГО.

В распределении будут участвовать все страховые компании, имеющие действующую лицензию на ОСАГО. При этом для каждой компании будет установлен лимит на продажи полисов через систему гарантирования, равный ее федеральной доле в продажах полисов обязательной «автогражданки”. У покупателя будет возможность выбрать конкретную страховую компанию до тех пор, пока ее доля в распределении не будет исчерпана. После того, как будут исчерпаны доли всех страховщиков, будет начата новая сессия, в которой снова будут присутствовать все страховщики ОСАГО.

«При нынешней загрузке системы е-Гарант мы понимаем, что все страховщики будут исчерпывать свои доли примерно раз в сутки. Соответственно, примерно раз в день у автолюбителя, который по каким-то причинам не может купить полис в страховой компании, будет возможность выбрать любую страховую компанию при покупке полиса обязательной «автогражданки”, — сказал Игорь Юргенс.

Система «Единый агент” гарантирует покупку полиса ОСАГО автовладельцами в тех регионах, где имеются проблемы с доступностью оформления полисов страхования ОСАГО в бумажном виде. Система «е-Гарант” аналогичным образом гарантирует возможность купить электронный полис ОСАГО, если по каким-либо причинам у автовладельца не получается оформить электронную страховку на сайте выбранной им страховой компании.

Для журналистов работает портал www.korins.ru

Возврат к списку

Без вины виноватые

Наш читатель, молодой автолюбитель из Тулы Андрей оформил ОСАГО в электронном виде через интернет. Однако полис оказался фальшивым. Пришлось покупать новый полис и заплатить 800 рублей штрафа за езду без страховки.

Жителю Калуги Игорю Константиновичу повезло еще меньше: он узнал, что его полис фальшивый, когда стал виновником аварии. Пришлось возмещать ущерб из своего кармана. Такое бывает: мошенники оформляют полисы на фальшивых бланках.

Используют, например, настоящие бланки, но фирмы-страховщика, которая уже закрыта. Заполняют полис с ошибками, чтобы потом признали недействительным. В интернете открывают фальшивые сайты. При расплате картой могут завладеть ее реквизитами.

Восемь правил покупки

Чтобы не купить фальшивый полис ОСАГО, заместитель начальника Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу Ирина Тимоничева советует соблюдать несколько правил.

Первое. Проверьте лицензию. Страховщик не вправе продавать полисы, если его лицензия отозвана, приостановлена или ограничена. Узнать, имеет ли компания лицензию, можно на сайте Банка России www.cbr.ru. Скачайте таблицу «Субъекты страхового дела», найдите там нужную компанию и сверьте.

Также наличие лицензии можно проверить онлайн с помощью «Справочника участников финансового рынка» (официальная информация Банка России). Можно проверить на сайте финансовой культуры: fincult.info.

Правило второе. Покупайте в надежном месте. В офисе продаж или на официальном сайте.

Правило третье. Переходите по ссылкам на официальные сайты страховых компаний с сайта Российского союза автостраховщиков (РСА) www.autoins.ru.

Правило четвертое. Проверяйте адресную строку в браузере, в том числе при переходе на другие страницы сайта. Возникли сомнения? Прежде чем оплатить полис, позвоните в страховую компанию и все выясните.

Правило пятое. Полис в бумажном виде можно приобрести у страхагента, уполномоченного на заключение договоров ОСАГО. Чтобы избежать возможных неприятностей, проверьте наличие документов, например, заверенной копии договора об оказании услуг.

Действует агент на основании договора со страховщиком и доверенности на заключение договоров от имени компании. Также клиент вправе потребовать паспорт и сверить паспортные данные с содержанием других документов.

Правило шестое. Постарайтесь связаться со страховой компанией, интересы которой представляет агент, и убедитесь, что в ее штате есть такой сотрудник. На официальном сайте компании также должна присутствовать информация о сотрудниках.

Правило седьмое. Электронный полис ОСАГО приобретайте сами на сайте страховой компании. Не давайте посредникам доступ к вашему личному кабинету и персональной информации.

Правило восьмое. Проверьте полис. Уже больше года на каждом полисе, оформленном на бумажном бланке, в правом верхнем углу ставится QR-код. Это дополнительная защита от подделки. Считайте QR-код (например, с помощью специального приложения на смартфоне) и посмотрите название страховой компании, номер полиса, дату выдачи и срок его действия. Обязательно проверьте также марку, модель, VIN-код и госномер вашей машины. Если найдете хотя бы одну ошибку, не приобретайте полис — он не защитит вас от убытков в случае аварии по вашей вине.

Полисы ОСАГО можно также проверить на сайте РСА. Там вы узнаете, какой страховой компании он принадлежит и действует ли ее лицензия. Если полис не значится в реестре РСА, немедленно обратитесь в полицию и оформите новый страховой полис.

Как узнать сайты-клоны

Следует помнить, что закон запрещает оформлять электронные полисы через посредников, это право предоставлено только самим страховым компаниям, напоминает Ирина Тимоничева.

Список страховщиков, которые могут оформлять электронные полисы, опубликован на официальном сайте РСА.

Обычно фальшивый сайт имеет дизайн, схожий с оригиналом. Название домена отличается от настоящего на одну или несколько букв. Узнать адрес настоящего сайта можно на официальном сайте Банка России.

Одним из признаков обмана является оплата полиса онлайн, через электронный кошелек. Настоящие страховые компании проводят ее через банк

С недавнего времени в поисковой системе «Яндекс» введена маркировка сайтов страховых компаний. Она представляет собой синий кружок с галочкой и надписью «ЦБ РФ». Увидеть значок можно в выдаче поиска напротив названия компании. Маркировка подтверждает, что это официальный сайт организации.

Иногда мошенникам удается создать возможность перехода с настоящего сайта на фальшивый. Помните, что при переходе на новые страницы ресурса меняться должны только последние буквы в адресной строке.

Одним из признаков обмана является оплата полиса, оформляемого онлайн, через электронный кошелек. Настоящие страховые компании обычно проводят оплату через банк.

Советы от ЦБ

Приметы фальшивок и мошенников

Конечно, не стоит думать, что все страховые агенты — непременно мошенники. Но осторожность не помешает. Иногда защититься от преступника помогает простая наблюдательность, утверждает Ирина Тимоничева.

Итак, что вас должно насторожить в поведении агента?

  • Во-первых, отказ предъявить паспорт, агентский договор или выданную страховой компанией доверенность.
  • Во-вторых, оформление полиса без использования информационной базы данных Российского союза автостраховщиков (РСА), а также без диагностической карты.
  • В-третьих, заполнение документов от руки.
  • В-четвертых, оплата только наличным способом, отказ в выдаче квитанции и невозможность проведения операций по безналичному расчету.
  • В-пятых, низкая стоимость полиса (1,5-2 тысячи рублей).

Как распознать фальшивый полис

Ирина Тимоничева назвала семь примет фальшивых полисов.

  • 1. Нет водяного знака в виде логотипа РСА, который просматривается на просвет.
  • 2. Нет рельефности в изображении серии и номера документа.
  • 3. Нет металлической защитной нити, проходящей через весь бланк и прошивающей его насквозь.
  • 4. Нет QR-кода (или нечитаемый код).
  • 5. Также на подделку однозначно указывают опечатки в штампе или печати компании.
  • 6. Обратите внимание и на цвет полиса: с 2016 года он розовый, а не зеленый.
  • 7. Сегодня многие страховые компании даже в офисе выдают на руки клиентам не традиционный полис, а черно-белую распечатку электронного документа. Посмотрите, как он выглядит на мониторе компьютера.

Что разрешено страхователям с точки зрения высшей судебной инстанции

Фото: ТАСС, Игорь Акимов

Москва. 27 ноября. INTERFAX.RU — Страховщики продолжают при малейшей возможности уклоняться от выплат по полисам ОСАГО, а суды не всегда могут распознать злоупотребления, свидетельствуют материалы новой серии «страховых» судебных споров, которые дошли до Верховного суда (ВС) РФ. Эксперты отмечают, что кассационная инстанция остается на позиции защиты интересов слабой стороны — страхователя и отчасти нивелирует влияние лоббистов на законодательство. Отраслевые эксперты в свою очередь опасаются, что решения ВС открывают новые возможности для злоупотреблений «недобросовестных страхователей».

На протяжении ноября Верховный суд опубликовал серию кассационных определений по делам, в рамках которых автовладельцы оспаривали отказы страховых компаний выплатить компенсации по ОСАГО. Эти дела объединяет то, что во всех случаях суды районного звена удовлетворяли требования к страховщикам, после чего апелляция эти решения отменяла. Верховный суд разобрал ошибки судов второй инстанции и вернул им все пять дел на пересмотр.

Страховщик не может диктовать условия осмотра

Первое из этих пяти дел касается ситуаций, когда владелец имеет право не доставлять поврежденную машину в страховую компанию и заказать оценку ущерба самостоятельно.

Это актуальная проблема, считают эксперты. Мошенники зачастую приглашают представителя страховщика на осмотр в населенный пункт, расположенный в сотнях километрах от областного центра, заведомо зная, что никто туда не поедет, сказал «Интерфаксу» заместитель гендиректора СК «МАКС» Виктор Алексеев.

В случае, который рассмотрел ВС, хозяин автомобиля Mitsubishi Pajero, у которого в результате аварии разбилось в том числе и стекло, не поехал в офис страховой компании, несмотря на два вызова, проигнорировал и приглашение приехать для согласования осмотра, высланное уже после отправки претензии и проведения экспертизы. «Росгосстрах» на этом основании платить не стал.

Это неправомерно, решили судьи ВС. Если машина повреждена настолько, что эксплуатировать ее нельзя (даже если просто разбито стекло), то страховщик должен организовать осмотр на территории пострадавшего в течение пяти дней. Не должна страховая компания требовать и доставки аварийной машины на эвакуаторе, вводя ее владельца в дополнительный расход. В противном случае потерпевший при любых повреждениях машины признавался бы способным транспортировать его к страховщику, что противоречит закону об ОСАГО, отметил ВС в своем определении. А раз компания не удосужилась организовать осмотр, то потерпевший вправе самостоятельно обратиться за экспертизой, и страховщик должен будет признать ее результаты, резюмировали судьи.

Представители страховой индустрии опасаются, что это решение создаст им серьезные сложности. «Потерпевшего дважды приглашали на осмотр, после чего ему предложили приехать для согласования даты, времени и места осмотра — это вполне разумные действия», — сказал «Интерфаксу» начальник управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов. Теперь же автоюрист мог бы сослаться на решение ВС, указав, что раз суд вернул дело, то потерпевший, который игнорировал предложение страховщика, прав. «Данное решение мы не можем оценить как благоприятное для страховщиков», — отметил он.

Утраченному праву на экспертизу — еще несколько месяцев

Второе дело — тоже «росгосстраховское». Компания отказалась выплатить страховое возмещение пострадавшему, когда тот представил результаты самостоятельно заказанной экспертизы ущерба. «Росгосстрах» посчитал, что такого права у хозяина машины уже не было, так как 4 июля 2016 года вступил в силу запрет на такие действия (ст. 12 закона об ОСАГО), а авария произошла 22 июля 2016 года.

Это неправильный подход, указал ВС. В подобных случаях судам следует обращать внимание не на дату ДТП, а на момент заключения договора, разъяснила кассационная инстанция. А бумага эта была подписана до изменения 12-й статьи закона об ОСАГО.

Подобные ситуации возникают в периоды внесения изменений в профильное законодательство, когда и страховщик, и потерпевший не всегда понимают, какие нормы закона об ОСАГО работают в зависимости от дат, фигурирующих в деле (дата ДТП, дата заключения договора, дата вступления в силу изменений в закон об ОСАГО), считают в РСА.

При этом подход ВС союз приветствует. «Решение суда затруднит поиск лазеек между датами для предъявления неправомерных требований», — сказал Маклецов из РСА. Бывают, по его словам, и добросовестные заблуждения, неверное понимание нововведений.

«Нужно отказаться от поправок в закон об ОСАГО в нынешних реалиях, чтобы дать практике устояться и избежать неправомерных претензий, основанных на различном понимании нововведений», — резюмировал сотрудник РСА. Впрочем, директор судебно-правового департамента Страховой компании «Согласие» Анна Полина-Сташевская считает, что определение ВС по этому делу четко основано на положениях действующего законодательства.

Ущерб можно обосновать непосредственно в суде

В центре третьего спора оказался отказ страховой компании «ВСК» платить из-за неполного пакета документов, который направил автовладелец. В последовавшем затем судебном процессе размер ущерба был установлен, страховщик его не оспаривал. А раз так, то лишать права на страховое возмещение нельзя, решил ВС. Можно отклонять только дополнительные требования: компенсацию морального вреда, неустойку штраф и пр., следует из кассационного определения.

«Верховный суд принял обоснованное решение», — считает Полина-Сташевская. Не согласен с ней Алексеев из СК «МАКС», у которого решение Верховного суда вызывает серьезные опасения. По его мнению, суд должен установить не только ущерб, но и документально подтвердить сам факт аварии, иначе все «пьяные» наезды на препятствия могут превратиться в ДТП.

«Злоупотребления по таким ситуациям были и раньше, а на фоне отмены с 20 октября справки о ДТП (так называемая форма №154 — ИФ) можно получить всплеск сфальсифицированных ДТП», — предупреждает он. «Действия недобросовестных страхователей могут быть весьма неприятны», — опасаются в РСА. Представители РСА видят в этом почву для конфликтов и роста числа обращений в суд.

Страховщик не может отказать в выплате вместо банкрота

В четвертом деле виновник ДТП был застрахован в страховой компании «Оранта», у которой отозвали лицензию 29 апреля 2015 года. Потерпевший обратился к своему страховщику — «СК Мегарусс-Д» — за компенсацией, но получил отказ.

Так делать нельзя, указал ВС. Страховая компания потерпевшего в подобных случаях должна заплатить, а потом может обратиться за компенсацией в профессиональное объединение страховщиков, следует из кассационного определения.

Это уже устоявшаяся практика. Если виновник ДТП был застрахован у страховщика, у которого затем отозвали лицензию, мы направляем заявку на акцепт, а затем выставляем требование на оплату в РСА, говорит Алексеев. По его словам, не было случая, чтобы РСА отказал в компенсации.

По закону об ОСАГО, в этом случае потерпевший обращается за прямым возмещением убытков, а страховщик затем обращается в РСА. Такая практика существует с 2014 года, когда вступили в силу соответствующие поправки, отмечают в союзе страховщиков: «Таким образом выплачивается около двух третей всех компенсационных выплат — безо всяких судов, просто по закону».

Доверенность — это тоже владение

Пятое дело возникло из-за отказа страховой компании «Гелиос» компенсировать автовладельцу ущерб от аварии, в которую попали два его автомобиля. Автомобиль Toyota, где хозяин был за рулем сам, ударил Mercedes, которым управляли по доверенности.

Суды двух инстанций поддержали страховщика на том основании, что кредитор и должник в случае такой аварии едины в одном лице, но ВС направил дело на новое рассмотрение. Он указал, что водитель Mercedes владел машиной в момент ДТП и, значит, на него распространяются все связанные с владением обязанности. «Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции не указали каких-либо норм, в силу которых страховщик освобождался бы от выплаты страхового возмещения в случае причинения лицом, ответственность которого застрахована, вреда имуществу другого лица», — говорится в определении ВС.

Работа над ошибками

Эту серию дел объединяет то, что страховые компании допустили явные злоупотребления, а нижестоящие суды не смогли их распознать, отмечают эксперты. «Верховный суд в целом остается на позиции защиты прав страхователя, как слабой стороны», — сказал «Интерфаксу» адвокат Алексей Михальчик.

В последнее время под давлением лоббистов страховой отрасли происходит дрейф законодательства не в пользу пострадавших, отметил он. «Требования к страхователям ужесточаются под предлогом борьбы с мошенниками, но в результате мы получаем формулировки закона, de facto устанавливающие презумпцию недобросовестности лица, обратившегося за получением страховой выплаты», — сказал Михальчик.

Но практика ВС, по его словам, отчасти нивелирует эту тенденцию. «В указанных судебных актах совершенно правильно разъясняется, что основополагающим обстоятельством для страховщика является факт ущерба, а не сопутствующие формальные обстоятельства», — отметил Михальчик.

«Эти решения Верховного суда пресекают злоупотребления, допущенные страховыми компаниями», — отметила руководитель юридического отдела юридического бюро «Падва и Эпштейн» Татьяна Манакова. При этом, по ее словам, они почти полностью основаны на разъяснениях, которые ВС дал в постановлении от 29 января 2015 года №2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Значит, резюмирует Манакова, ожидать изменения судебной практики не стоит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *