Коэффициент экологической значимости

Коэффициент экологической значимости

Кто обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду? Можно ли учесть ее для целей налогообложения прибыли? Что изменится в порядке расчета платы с 2016 г.? Ответы на эти и другие вопросы — в нашей теме номера.

В статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) сказано, что негативное воздействие на окружающую среду является платным (хотя внесение такой платы отнюдь не освобождает плательщиков от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения причиненного ей вреда).

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ. Сейчас это Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632 (далее — постановление № 632).

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

  • загрязнение недр, почв;

  • размещение отходов производства и потребления;

  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Отметим, что плата за негативное воздействие на окружающую среду не является фискальным сбором. Так установил Конституционный суд РФ в Определении от 10.12.2002 № 284-О. Суд указал, что данный платеж носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и, следовательно, не может относиться к налогам.

Кто должен вносить плату

В утвержденном постановлением № 632 Порядке определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды указано, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием. Нетрудно заметить, что здесь нет ни слова об индивидуальных предпринимателях.

Однако КС РФ в Определении от 10.12.2002 № 284-О посчитал, что платить за негативное воздействие на окружающую природную среду должны все те, кто такое негативное воздействие оказывает, в том числе и ИП.

Кстати, не освобождает от необходимости уплаты экологических платежей ни уплата ЕНВД (письмо Минфина России от 11.07.2007 № 03-11-04/3/262), ни переход на УСН (письмо Минфина России от 21.03.2007 № 03-06-06-04/1). Очевидно, что и переход на ПСН такого освобождения также не предоставляет.

С 1 января 2016 г. вопрос о том, кто именно должен вносить экологический платеж, окончательно прояснится. В соответствии с поправками, внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ в Закон № 7-ФЗ, с 1 января 2016 г. в нем появится ст. 16.1. Она гласит, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и предприниматели, ведущие на территории РФ хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Когда платить

В соответствии с приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» отчетным периодом по экологическим платежам является календарный квартал. Срок уплаты — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Обратите внимание, что этот приказ будет применяться до тех пор, пока Минприроды России не заменит его собственными соответствующими нормативными актами. Об этом сказано в письме Росприроднадзора от 05.10.2010 № СМ-06-01-31/7167.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду также представляется плательщиками не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. По каждому субъекту РФ представляется отдельный расчет. При этом если плательщиком на территории субъекта РФ эксплуатируется более одного объекта негативного воздействия, то расчеты платы по данным объектам включаются в единый расчет.

Форма расчета платы и порядок его заполнения и представления утверждены приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204.

Обращаем внимание, что с 1 января 2016 г. действующий порядок в отношении срока внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду будет неактуален. В силу новой ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ (введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ) отчетным периодом в отношении внесения данного платежа признается календарный год. Уплатить его следует не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

Механизм расчета платы

Базой для расчета платы являются:

  • объемы выбрасываемых в атмосферу, сбрасываемых в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ;

  • масса размещаемых на санкционированных или несанкционированных объектах отходов производства и потребления.

Учет следует вести по каждому виду загрязняющего вещества и по каждому классу опасности отхода.

Основная часть нормативов платы за выбросы и размещение отходов утверждена в 2003 г. постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344. В последующем в этот документ были внесены относительно незначительные изменения и дополнения, связанные, в частности, с присоединением Крыма.

В приложении 2 к этому документу указаны коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы), по территориям экономических районов РФ, коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние водных объектов), по бассейнам морей и рек.

Кроме того, установлено, что нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления, применяются не только с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы, согласно приложению 2, но и дополнительного коэффициента 2 для особо охраняемых природных территорий, например лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Так как нормативы платы были установлены еще в 2003 г., каждый год они нуждаются в поправке, как минимум из-за инфляции. Так, в постановлении Правительства РФ от 19.11.2014 № 1219 установлено, что нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством РФ в 2003 г., применяются в общем случае в 2015 г. с коэффициентом 2,45, в 2016 г. — 2,56, в 2017 г. — 2,67.

Для того чтобы плательщику взносов определить норматив своих выбросов, ему необходимо обратиться в территориальное управление Росприроднадзора. Туда нужно сообщить информацию о видах деятельности компании и о видах выпускаемой ею продукции. На основании этой информации Управление Росприроднадзора определит примерные размеры допустимых нормативов выбросов (или сбросов) для плательщика.

Затем плательщику нужно точно определить объемы своих выбросов. Это можно сделать самостоятельно или путем привлечения специализированных организаций.

Расчет платежа производится по правилам, прописанным в постановлении № 632. Для стационарных объектов это выглядит так.

Плата «за грязь» в размерах, не превышающих установленные плательщику предельно допустимые нормативы, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения. Если же плательщик не укладывается в предельно допустимые нормы, но укладывается в пределы установленных для него лимитов, то нужно сначала посчитать плату в пределах предельно допустимых выбросов или сбросов, а затем разницу между предельно допустимыми нормативами и лимитами умножить на соответствующие ставки. Получившиеся результаты суммируют. Следует учесть, что лимиты устанавливаются на основе специальных разрешений. Причем они действуют исключительно временно — только лишь в тот период, когда плательщик проводит мероприятия, которые должны привести к снижению выбросов до экологически приемлемых величин.

Если же плательщик не укладывается не только в нормативы, но даже и в лимиты, то расчет производится в три этапа. Сначала нужно посчитать сумму платежа в пределах допустимых норм. Затем рассчитать сумму платежа на разницу между предельными нормативами и лимитами. Далее посчитать разницу между фактическими выбросами (сбросами, отходами) и установленными лимитами. Эту разницу умножают на дифференцированные ставки, рассчитанные по базовым нормативам платы в пределах лимита выбросов или сбросов, и умножают на пять. А потом следует суммировать все получившиеся результаты.

Обратите внимание: в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. К ней применяют пятикратный повышающий коэффициент.

Для передвижных объектов нормативы платы за выбросы установлены на единицу измерения используемого топлива.

В отличие от расчета платежа за выбросы или сбросы, для размещения отходов есть только два основных показателя — отходы в пределах лимита и сверхлимитные отходы. Это следует из ст. 18 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 98). Количество отходов надо умножить на дифференцированную ставку, рассчитанную по базовому нормативу платы, соответствующему классу опасности мусора. Если плательщик превысит лимит, придется считать платеж в два этапа. Сначала нужно будет рассчитать платеж за отходы в пределах лимита, а затем — за разницу между фактическим размещением отходов и лимитом. Причем разницу между сверхлимитными отходами и лимитом умножают на дифференцированную ставку и на пять.

Судебная практика

Как известно, отходы образуются при ведении любой хозяйственной деятельности. Ведь даже выбрасываемая в мусор использованная бумага — это тоже отходы.

Ранее чиновники, что видно из судебных решений, полагали, что раз у компаний и предпринимателей образуются хозяйственные отходы, они все обязаны исчислять и уплачивать экологический платеж за размещение отходов.

Именно такая позиция была отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 № 8672/08, согласно которому субъектом платы за размещение отходов является юридическое лицо, в результате хозяйственной и иной деятельности которого образовались эти отходы, а оказание ему услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на нее бремени уплаты данного публично-правового платежа.

Однако потом суд передумал и сообщил о том, что это мнение неправильное.

Появились постановления Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14561/08 и от 20.07.2010 № 4433/10, суд подтвердил свою точку зрения в постановлении от 12.07.2011 № 709/11.

Судьи отметили, что организации и предприниматели, которые не занимаются хранением и размещением отходов, а просто накапливают их для последующей сдачи в специализированную организацию, не обязаны уплачивать экологический платеж. Однако они не освобождены от соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. И за несоблюдение этих требований могут быть наказаны по ст. 8.2 КоАП РФ.

Однако «новая метла по-новому метет». И когда аналогичные дела перешли в ведение ВС РФ, судьи поменяли свою точку зрения на 180 градусов (см., например, определения ВС РФ от 15.05.2015 № 301-КГ-14-6499 и от 15.05.2015 № 301-КГ14-7579). Они указали, что, поскольку перехода права собственности на отходы от компании — источника доходов к компании, утилизирующей доходы, не произошло, платить экологический платеж должна компания — источник отходов.

В постановлении ВС РФ от 10.04.2015 № 306-АД14-3950 судьи почему-то вернулись к старой позиции ВАС РФ.

На самом деле, как выяснил КС РФ в постановлении от 05.03.2013 № 5-П, проблема в формулировках самой ст. 16 Закона № 7-ФЗ. Дело в том, что данная статья закрепляет обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду, но вот адресатов этой обязанности не определяет.

Что касается постановления № 632, оно не является надлежащим нормативно-правовым актом для установления основных элементов публично-правового платежа, в том числе его плательщиков.

В Определении КС РФ от 10.12.2002 № 284-О суд указал, что экологический платеж следует взимать лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.

Между тем в части размещения отходов законодательство, как указал суд, построено так, что понять, кто должен за это вносить экологический платеж, просто невозможно.

Ни Закон № 7-ФЗ, ни Закон № 89-ФЗ, ни постановление № 632, ни Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвежденный приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, не дают однозначного ответа, кто именно должен уплачивать экологический платеж за размещение отходов производства и потребления и кто должен разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение — компании, в результате деятельности которых появляются такие отходы, или те компании, которые собирают, хранят и утилизируют такие отходы? Дело в том, что между указанными законодательными актами есть неустранимые противоречия.

В результате получается, что субъекты малого и среднего предпринимательства, фактически и производящие отходы, вообще освобождаются от разработки нормативов отходов, если только они не занимаются их складированием и утилизацией. Получается, что разработка нормативов на размещение отходов не увязывается с обязанностью по уплате экологического платежа за их размещение.

КС РФ обнаружил письмо Госкомитета РФ по охране окружающей среды от 17.01.97 № 14-07/32, из которого выяснилось, что государственные органы не возражают даже против того, чтобы производители отходов и те, кто занимается их размещением, сами договорились, кто из них будет уплачивать экологический платеж.

Разбирая решения ВАС РФ по этой теме, КС РФ выразил недоумение, что ВАС РФ считает, будто бы нормативы отходов должна разрабатывать компания, складирующая и утилизирующая отходы, в то время как она собирает чужие отходы. Как такая компания может воздействовать на производителей отходов? Пятикратный штрафной коэффициент должен, по идее, стимулировать к экономии тех, кто производит отходы, а по логике ВАС РФ, почему-то наказан должен быть тот, кто к производству отходов не имеет никакого отношения.

Может, именно это обстоятельство и сподвигло законодателей внести поправки в экологическое законодательство, поэтому с 1 января 2016 г. этот спор должен стать неактуальным.

В соответствии с новой ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и предприниматели, ведущие на территории РФ хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и предпринимателей, ведущих такую деятельность исключительно на объектах IV категории.

Напомним, что согласно п. 1 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ объекты IV категории — это объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду. Так что за вывоз бумаги из офиса платить экологический платеж не придется.

Проблемы налогового учета

В подпункте 7 п. 1 ст. 254 НК РФ установлено, что к материальным расходам налогоплательщика относятся платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду. Но выбросы делятся на три категории: по нормативу, по лимиту и сверхлимитные. Тогда что означает «предельно допустимые» выбросы?

Например, Минфин России в письмах от 07.05.2007 № 03-03-06/1/265 и от 16.03.2006 № 03-03-04/1/238 решил, что учитывать в налоговых расходах можно только платежи за выбросы (сбросы) вредных веществ в пределах допустимых нормативов или размещение отходов в пределах лимитов. В письме Минфина России от 01.12.2005 № 03-03-04/403 финансисты утверждают, что платежи за выбросы или сбросы загрязняющих веществ в пределах лимитов, но сверх допустимых нормативов, а также сверхлимитные платежи включать в налоговые расходы нельзя.

В то же время в п. 4 ст. 270 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Получается, что лимитированные и сверхлимитные выбросы как раз подпадают под этот пункт.

Некоторые суды это подтверждают (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.05.2006 № А33-11449/05-Ф02-2414/06-С1, А33-11449/05-Ф02-2416/06-С1 по делу № А33-11449/05). Другие не соглашаются. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 15.07.2007 по делу № А26-7961/2006-218 суд посчитал, что лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов представляют собой фактические выбросы (сбросы) этих веществ, согласованные с органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды на период выполнения утвержденного этим органом плана по достижению нормативов допустимых выбросов (сбросов), и могут называться временно согласованными выбросами и сбросами. Так что платежи за выбросы в пределах согласованных лимитов можно учитывать при расчете налога на прибыль.

Необходимо также привести позицию ФАС Уральского округа (см. постановление от 19.03.2008 № Ф09-1599/08-С3 по делу № А76-8/07). Суд указал, что платежи за размещение отходов в пределах установленных лимитов не являются санкцией за сверхнормативное воздействие на окружающую среду, поэтому налогоплательщик правомерно включил их в расходы. Это решение было поддержано в Определении ВАС РФ от 25.08.2008 № 9144/08. Но в данном случае рассматривались лимиты на размещение отходов. А ведь в отличие от расчета платежа за выбросы или сбросы для расчета платы за размещение отходов есть только два основных показателя — отходы в пределах лимита и сверхлимитные отходы. Проще говоря, промежуточная стадия, из-за которой и ведется весь сыр-бор, отсутствует.

Судя по тому, что более свежих судебных постановлений по данной проблеме нет, налогоплательщики не рискуют. И правильно делают.

Также напомним о постановлении Президиума ВАС РФ от 24.01.2006 № 7317/05 по делу № А07-27013/04-А-СЛА. Налоговики пытались исключить затраты компании на оплату услуг сторонних организаций по очистке сточных вод. Однако суд указал, что если прием сточных вод производится на основании договора, в котором предусмотрена плата за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ, то данный платеж представляет собой дифференцированный тариф за услуги по обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах. Это просто плата за услуги, которые можно учесть в налоговых расходах. Даже Минфин России в письме от 26.01.2006 № 03-03-04/4/18 согласился с данной точкой зрения.

Кстати, обратите внимание, что услуги сторонних организаций по оценке фактического количества сбросов или выбросов, производимых плательщиком, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли на основании подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Отметим, что возможен конфликт с налоговиками по поводу признания в налоговом учете стоимости услуг по определению класса опасности отходов и услуг по санитарной экспертизе нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Налоговики почему-то считают, что эти затраты должны учитываться в налоговых расходах равномерно — в течение срока действия этих нормативов.

Однако в постановлении ФАС Уральского округа от 17.01.2012 № Ф09-8803/11 судьи сочли, что никаких длящихся отношений между заказчиком и исполнителем здесь нет, поэтому данные затраты в налоговом учете можно учесть единовременно.

В. Алымова, старший юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования» (г. Москва)

Экономический механизм охраны окружающей среды (ООС, ОС) образует пласт самостоятельных требований системы природоохранного законодательства

«Экологические платежи» условно подразделяются на следующие виды:

  1. плата за негативное воздействие на ОС (далее также – НВОС) или синонимично используемое понятие «плата за загрязнение окружающей среды»;
  2. плата за пользование природными ресурсами;
  3. суммы исчисленного вреда, причиненного объектам окружающей среды.

Обязанность внесения первых двух видов экологических платежей проистекает из самого факта природопользования, в том числе, посредством оказания НВОС вне зависимости от последствия использования природных ресурсов.
Экологические платежи третьего вида носят деликатный характер (т.е. обязанность по их исчислению и внесению возникает из факта причинения вреда объектам ОС) и уплачиваются по требованию заинтересованных лиц, в большинстве случаев по требованию органов государственного экологического надзора или на основании решения суда.
Следует отметить, что в качестве лиц, имеющих право на предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») называет:
Судебный порядок взыскания вреда, причиненного ОС, применяется, как правило, в случае отказа (нежелания) природопользователя добровольно возместить вред, исчисленный в соответствии с таксами и методиками.
В настоящем материале подробно рассмотрен институт платы за негативное воздействие на окружающую среду с указанием:

  • оснований для взыскания экологических платежей;
  • субъектов внесения соответствующих платежей;
  • порядка расчета и внесения платежей;
  • последствия невыполнения указанных обязанностей.

Наша компания оказывает услуги по Расчету платы за НВОС
перейти к услуге

Плата за НВОС

Необходимость внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду является законодательно установленной обязанностью природопользователей.
В настоящее время (до 1 января 2016 г.) перечень видов негативного воздействия, за оказание которых на окружающую среду может взиматься плата, является открытым и включает около 10 разновидностей возможного воздействия на окружающую среду в результате хозяйственной и иной деятельности. Соответствующее перечисление содержит ст. 16 ФЗ «О охране окружающей среды».
Однако указанное отнюдь не означает, что хозяйствующие субъекты, деятельность которых обладает экологическими аспектами, поименованными в ст. 16 указанного Федерального закона, с установленной периодичностью вынуждены исправно исчислять и вносить в бюджетную систему Российской Федерации все виды перечисленных платежей.
Фактически действительно установленными являются лишь три вида платы за НВОС:

  • плата за выбросы вредных (загрязняющих) и иных веществ в атмосферный воздух;
  • плата за сбросы веществ и микроорганизмов в водный объект;
  • плата за размещение отходов производства и потребления.


Обратите внимание!

Процесс сдачи расчёта платы за НВОС

Во-первых, природопользователю следует скачать актуальный бланк «Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду» из Приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 (ред. от 27.03.2008). (Документ можно найти на официальном сайте Росприроднадзора или в «Консультант-плюс», «Гарант»).
Во-вторых, бланк необходимо заполнить в соответствии с актуальной информацией предприятия по инструкции «Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» (Приложение №2 Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 (ред. от 27.03.2008). Бланк состоит из четырех разделов (рис. 1-6)
В-третьих, бланк сдается в Росприроднадзор (по почте или отвозится лично представителем организации).

Рис. 1. Титульный лист расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду
Рис. 2. Таблица расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет
Рис. 3. Таблица расчета суммы платы за выбросы от стационарных источников
Рис. 4. Таблица расчета суммы платы за выбросы от передвижных источников
Рис. 5. Таблица расчета суммы платы за сбросы загрязняющих веществ
Рис. 6. Таблица расчета суммы платы за отходы производства и потребления
Такие виды платы, как плата за загрязнение недр, почв, плата за физическое воздействие на атмосферный воздух и подобное на сегодняшний день не могут быть исчислены в связи с:

  • отсутствием установленных ставок (нормативов) платы в отношении указанных видов негативного воздействия на ОС;
  • отсутствием механизма нормирования соответствующего негативного воздействия на ОС, а следовательно, и возможности оформления разрешительной документации на оказание воздействия.

В свою очередь, с 1 января 2016 г. рассмотренные «излишки» правового регулирования упраздняются и в качестве видов НВОС, за оказание которых взимается плата, будут сведены к трем ранее указанным видам платы.
Разобравшись с вопросом «За что платить?» необходимо определить лиц, обязанных вносить рассматриваемые платежи, и найти ответ на вопрос «Кто должен платить?».
Безусловно, ответ кажется очевидным – платит тот, кто непосредственно оказывает воздействие на окружающую среду. Однако не для всех видов платы за НВОС такой ответ является универсальным.
Так, в случае с платой за выбросы и за сбросы обозначенное общее правило действует без дополнительных оговорок:

  1. Плата за выбросы от стационарных источников рассчитывается и вносится лицами, непосредственного эксплуатирующими соответствующие источники.
  2. Следует обратить внимание, что по умолчанию исчисление и внесение платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух производится не собственником стационарного источника, а лицом, эксплуатирующим данный источник.
    Иными словами, наличие права собственности на стационарный источник выбросов само по себе не обуславливает возникновение обязанности по внесению платы за НВОС. В данном случае определяющее значение имеет установление лица, использующего стационарный источник выбросов в рамках своей хозяйственной и иной деятельности.

  3. Плата за сбросы в водный объект также рассчитывается и вносится лицами, непосредственно эксплуатирующими выпуск (выпуски) сточных вод в водный объект.

Исключение составляют случаи опосредованного сброса сточных вод в водный объект через централизованные системы водоотведения (системы канализации).
Законодатель установил и неоднократно удалял во времени начало применения новой системы взаимоотношений по внесению платы за сброс сточных вод в водный объект через ЦСВ отдельной категорией «крупных» абонентов.

Изменение устоявшейся системы правоотношений заключается в перенесении обязанности по внесению платы за сброс сточных вод в водный объект с плеч организаций водопроводно-канализационного хозяйства на плечи «крупных» абонентов (осуществляющих деятельность, связанную с производством и переработкой продукции и сбрасывающих более 200 куб. м сточных вод в сутки в одну ЦСВ) в отношении объема сбрасываемых сточных вод последних.
Однако до настоящего момента законодательно предусмотренные особенности внесения платы за сброс сточных вод в водный объект через ЦСВ остается лишь провозглашенным механизмом, не действующим.
Указанное обусловлено значительными недостатками правового регулирования, в частности отсутствием нормативного правового акта, регулирующего порядок расчета рассматриваемого «подвида» платы за НВОС и следующей из этого фактической неготовностью всех субъектов правоприменения (администратора платы за НВОС в лице Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, абонентов ЦСВ, организаций ВКХ) к внедрению новой системы отношений.
Плата за размещение отходов производства и потребления является особенным видом платы за НВОС в связи со сложившейся противоречивой практикой определения субъекта указанного вида платы.
Так, в соответствии с взаимоисключающими судебной арбитражной практикой и практикой судов общей юрисдикции сформировались два подхода к вопросу определения субъекта платы за размещение отходов:

  • платит тот, кто отходы образовал и, оставаясь собственником отходов, направил данные отходы на размещение (в том числе на объектах, принадлежащих иному лицу);
  • платит тот, кто отходы фактически разместил, т.е. лицо, эксплуатирующее объект размещения отходов (вне зависимости от принадлежности права собственности на размещаемые отходы.

Следует отметить, что наиболее применяемым оказался первый подход в связи с приверженностью ему органов государственного экологического надзора, обеспечивающими контроль за правильностью исчисления и своевременностью внесения платы за НВОС.
Однако, справедливо отметить, что сформировавшаяся правоприменительная дискуссия актуальна лишь до 1 января 2016 г., учитывая, что с указанной даты вступают в силу законодательные изменения, в соответствии с которыми лицом, обязанным вносить плату за размещение отходов, является лицо их образовавшее.

Механизм расчета платы за НВОС

Правовое регулирование порядка исчисления платы за НВОС на подзаконном уровне осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

  1. Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 (устанавливает порядок исчисления платы за НВОС);
  2. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 (устанавливает нормативы (ставки) платы по видам НВОС);
  3. Приказ Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 (утверждает форму расчета платы за НВОС, подлежащей заполнению при исчислении платы и представлению в территориальный орган Росприроднадзора, и указания к ее заполнению).

Порядок привлечения к административной ответственности за невнесение платы за НВОС, равно как и квалификация административного правонарушения не зависит от конкретного вида платы за загрязнение окружающей среды.
Уклонение от ежеквартального исполнения соответствующей обязанности образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ.
Более того, невнесение природопользователем платы за НВОС и последующее привлечение его к административной ответственности не освобождает субъекта платы от обязанности внести плату по требованию органа государственного экологического надзора с учетом общего срока исковой давности (т.е. при предъявлении соответствующего требования в течение 3-х лет с момента невнесения).
При этом исходными данными для расчета платы за НВОС будут являться результаты первичного учета в области ООС по видам негативного воздействия, результаты производственного экологического контроля, а также сведения об объемах негативного воздействия на ОС, полученные в рамках государственного экологического надзора или административного производства.

Нормы, по которым определялись коэффициенты экологической значимости региона (это Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 и Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 N 1219), с 22 сентября 2016 года отменены. Сейчас предприниматели должны пользоваться положениями Постановления Правительства РФ от 13.09.2016 N 913. В этом документе прописаны конкретные ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительный коэффициент к ним, который применяется только в исключительных случаях.

В приложении к постановлению указаны ставки платы за 1 тонну загрязняющих веществ (отходов производства и потребления) на ближайшие три года – 2016 – 2018 гг. При этом они отличаются в зависимости от того, куда сбрасываются отходы, — в атмосферу или в воду. Кроме того, дополнительно уточняются ставки платы за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

Что касается дополнительного коэффициента, то его необходимо применять при расчетах экологических платежей только в том случае, если выбросы отходов осуществляются на территориях или в объекты, находящиеся под особой охраной, в соответствии с федеральными законами. В таком случае организации должны пользоваться коэффициентом 2.

При расчете платежей природопользователям важно помнить, что Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ вводит дополнительные коэффициенты для стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводить мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду:

  • 0 — при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова;
  • 0,3 — при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;
  • 0,5 — при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
  • 0,67 — при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
  • 0,49 — при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
  • 0,33 — при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.

Если при расчете экологических платежей у вас появились какие-то сложности, рекомендуем обратиться в региональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и уточнить, какие дополнительные коэффициенты необходимо использовать, если ведется конкретная предпринимательская деятельность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *