Кредитная политика заимодавца

Кредитная политика заимодавца

Роман Черепков

Редактор сервиса mycreditinfo.ru.

Кредитные истории хранятся в бюро кредитных историй (БКИ). В России 13 БКИ, и хотя в каждом свой формат отображения кредитной истории, отличия только внешние: структура и содержание одинаковое.

Раз в год вы можете получить кредитную историю в любом бюро бесплатно.

Узнать 🏦

  • Как проверить кредитную историю

В статье мы разбираем кредитный отчёт крупнейшего кредитного бюро — НБКИ. Другие отчёты можно читать по аналогии.

Смотрим сводку

Кредитная история состоит из четырёх частей. Первая часть называется титульной. В ней содержатся сводные данные по вашим кредитам.

Титульная часть кредитного отчета НБКИ

Просроченные платежи

В столбце «Баланс» найдите строку «Просрочено». Здесь указывается общая сумма просроченных платежей по кредитам. Если стоит ноль, значит, на момент проверки вы исправно платите по кредитам. Любая цифра кроме нуля означает просрочку. В таком случае в новом кредите откажут. Нужен кредит — закрывайте просрочки.

Если просрочено больше нуля, в кредите откажут

Негативные кредиты

В столбце «Счета» смотрим на строку «Негативные». Негативными называются кредиты, по которым просрочка перевалила за три месяца или дошла до судебного взыскания. Это могут быть активные или закрытые кредиты. Чем больше негативных счетов, тем меньше шансов получить кредит.

Негативный счёт — кредит с просрочкой платежа больше трёх месяцев

Чтобы снизить влияние негативных кредитов, улучшайте кредитную историю небольшими займами, но не в МФО. Пользуйтесь кредитной картой или возьмите в кредит, например, холодильник. Это поможет восстановить репутацию надёжного заёмщика.

Обратите внимание на количество заявок на кредиты:

Банки негативно относятся к следующим показателям:

  • Много заявок в короткий промежуток времени, например больше трёх в месяц. Это демонстрирует, что вам срочно нужны деньги и вы не очень разборчивы в выборе кредитора.
  • Отклонённых заявок в разы больше, чем одобренных. Например, вы подали 58 заявок на кредиты, а одобрили вам всего 8. Банк увидит все предыдущие отказы и будет отказывать автоматически.

Не пытайтесь взять кредит нахрапом. Мол, не дают кредит в одном банке, пойду в другой, а потом в третий и так далее. Все отказы отображаются в кредитной истории и снижают шансы на одобрение кредита.

Проверяем персональные данные

Персональные данные попадают в кредитную историю из заявок на кредиты. Вы заполняли такие заявки, когда пытались получить кредит в банке. Персональные данные нужно проверить на достоверность и «постоянство».

Фрагмент онлайн-анкеты, заполняемой при заявке на кредит

Достоверность

Бывает, что в кредитной истории неправильно записана фамилия, дата рождения или адрес. Ошибиться мог как сам заёмщик при заполнении заявки, так и сотрудник банка, который переносил данные с бумаги в компьютер. Например, по паспорту вы Иванов, а в кредитной истории — «Ивонов». При рассмотрении заявки кредитор сравнивает данные из документов с данными в кредитной истории. Если будут расхождения, в кредите откажут.

Проверьте кредитную историю на ошибки в персональных данных. Если найдёте, пишите заявление в бюро, в котором получили кредитную историю. Правила исправления кредитной истории в трёх крупнейших бюро доступны по ссылкам:

  • НБКИ;
  • БКИ «Эквифакс»;
  • Объединённое кредитное бюро.

Постоянство

Персональная информация обновляется в кредитной истории по мере её обновления в заявках. И чем чаще меняется эта информация, тем хуже. Банки ценят постоянство. Если вы каждый год меняете адрес или телефон, банки могу счесть вас кредитным мошенником и отказать в кредите.

Чтобы убедить банк, что вы не мошенник, придите в офис и расскажите о причинах частых переездов: искали работу в разных регионах или жили у родственников.

Часть персональной информации находится в верхней части первой страницы, часть — в разделах «Идентификация заёмщика» и «Адреса»

Разбираем отдельные кредиты

Информация по отдельным кредитам находится в разделе «Счета». Этот раздел легко найти по цветным квадратам:

Квадраты обозначают выполнение платёжных обязательств

Активные кредиты

Найдите активные кредиты и посмотрите на графики платежей. Активные кредиты — те, что вы выплачиваете сейчас.

Один квадрат — один месяц. Зелёные квадраты — всё в порядке, вы платите без просрочек. Серые квадраты говорят о том, что в какие-то месяцы банк не передавал сведения по платежам.

Плохо, если среди зелёных и серых квадратов встретятся квадраты других цветов. Они говорят о просрочках.

Заёмщик допустил две просрочки: одну до 30 дней (жёлтый квадрат), вторую до 60 дней (оранжевый квадрат)

Закрытые кредиты с просрочками

Банки обращают на них внимание, если нет активных просрочек. Важна глубина просрочек и дата закрытия кредита. Если вы полгода назад закрыли кредит с просрочкой больше трёх месяцев, то в новом кредите, скорее всего, откажут. С течением времени шансы на кредит будут увеличиваться.

Чем «глубже» просрочка, тем дольше она является критичной для банка

Микрозаймы

Проверьте количество микрозаймов. Банки не доверяют заёмщикам, которые регулярно «перехватывают до зарплаты». Если вы берёте микрозайм раз в полгода — это нормально. Чаще — плохо.

Отображение микрозаймов в кредитной истории

Также имейте в виду, что банки более лояльны к активным заёмщикам. Если у вас образцовая кредитная история, но последние пять лет вы не пользовались кредитами, банк может отказать. Поэтому время от времени пополняйте кредитную историю новыми данными.

Изучаем причины отказа

После раздела «Счета» вы встретите раздел «Информационная часть». Здесь отображаются ваши заявки на кредиты и их статусы — одобрены или отклонены. При отклонении заявки кредитор указывает причину:

У каждой отклоненной заявки пишут причину отказа

Есть пять причин отказа:

  1. Кредитная политика заимодавца — самая размытая формулировка. Она означает, что в данный момент банк не кредитует заёмщиков с вашими параметрами. Это может быть возраст, образование, доход, прописка и так далее.
  2. Избыточная долговая нагрузка. Банк сравнил ваши доходы с платежами по кредитам и увидел превышение уровня кредитной нагрузки. Допустимый уровень — когда платежи по кредитам (включая планируемый кредит) не превышают 35% доходов.
  3. Кредитная история заёмщика. Банк изучил вашу кредитную историю и счёл её недостаточно положительной.
  4. Несоответствие информации о заёмщике, указанной заёмщиком в заявлении, сведениям, которыми располагает заимодавец (кредитор). Что делать с этой причиной, мы рассказали выше — в разделе «Проверяем персональную информацию».
  5. Прочее. Кредитор не смог выбрать одну из четырёх причин.

По моим наблюдениям, самая частая причина отказа — кредитная политика заимодавца. Наверное, потому, что она самая «вместительная» и безапелляционная. Увы, эта причина не даёт конкретного направления для анализа, поэтому заёмщику придётся перебирать все возможные варианты отказа.

Чек-лист

Если вам не дают кредит, получите кредитную историю и проверьте:

  • В титульной части — размер просрочки, негативные счета, количество одобренных и отклонённых заявок на кредиты.
  • В разделе с персональной информацией — достоверность и «постоянство» (смену адресов и телефонов).
  • В разделе «Счета» — графики платежей и количество микрозаймов.
  • В «Информационной части» — причины отказа в кредитной истории.

Чего делать не нужно:

  • Закидывать банки заявками на кредиты. Это испортит кредитную историю.
  • «Исправлять» кредитную историю микрозаймами.
  • Искать специалистов, которые «позвонят куда следует» и молниеносно исправят кредитную историю. Нарвётесь на мошенников.

Банк отказывается кредитовать, например, очень молодых заемщиков, индивидуальных предпринимателей или клиентов «с улицы», и эти причины, как правило, объясняются кредитной политикой банка
Moscow-Live.ru

Бюро кредитных историй начали подводить первые итоги работы с кредитными историями, в которых содержится, в частности, информация о причинах отказа банков в выдаче кредитов. До 1 марта 2015 года в БКИ такая информация не передавалась.

Два из трех крупнейших БКИ — Национальное бюро кредитных историй и «Эквифакс кредит сервисиз», проанализировав данные соответственно 5 млн и 7 млн кредитных историй, выстроили своеобразные рейтинги наиболее распространенных причин, по которым банки отказывают в кредите потенциальным заемщикам. Их публикует «Коммерсант».

Так, стандартными причинами отказа банка в кредите являются кредитная политика заимодавца (кредитора), плохая кредитная история заемщика, избыточная долговая нагрузка на него. Встречается также несоответствие информации о заемщике, указанной заемщиком в заявлении, сведениям, которыми располагает кредитор. Банк также может указать иную причину в графе «прочее».

Но самой распространенной причиной отказа в кредите является кредитная политика банка — на нее приходится 55% всех отказов. На практике это означает, что банк не работает с тем типом потенциальных заемщиков, которые обращаются за кредитом. Банк отказывается кредитовать, например, очень молодых заемщиков, индивидуальных предпринимателей или клиентов «с улицы», и эти причины, как правило, объясняются кредитной политикой банка.

По данным НБКИ, вторая по частоте причина отказа в кредите — плохая кредитная история заемщика (16,6%). Третья — избыточная долговая нагрузка заемщика (13,14%). В рейтинге «Эквифакса» эта причина стоит на втором месте (19%), на третьем у него — несоответствие информации, указанной заемщиком в кредитной заявке, данным, имеющимся у кредитора (10%).

Именно плохая кредитная история либо избыточная долговая нагрузка являются для потенциальных заемщиков самыми серьезными препятствиями на пути к кредиту.

Кредитный контроль – это одна из ключевых функций, кредитной политики организации, которая представляет собой наблюдение за кредитным портфелем организации и своевременное выявление предпосылок или показателей, отклоняющихся от ожидаемых.

На основе данных, полученных в результате кредитного контроля, организацией
принимаются управленческие решения по изменению условий дальнейшего кредитования своих контрагентов или инициируются процедуры по взысканию задолженности с просрочивших контрагентов.

Задачи кредитного контроля

  • К ключевым задачам кредитного контроля следует отнести:
  • Контроль соблюдения и использования, установленных кредитных лимитов по контрагентам.
  • Контроль за изменениями, происходящими в деятельности контрагентов, выявление существенных изменений, требующих оперативный пересмотр условий кредитования.
  • Контроль соблюдения платежной дисциплины контрагентами, выявление фактов возникновения просроченной задолженности.
  • Контроль за диверсификацией и концентрацией кредитного портфеля организации.
  • Контроль соблюдения полномочий должностными сотрудниками организации.
  • Контроль за актуальностью текущих условий кредитования контрагентов.

Классификация кредитного контроля

  • общий контроль кредитного портфеля;
  • контроль за выборкой контрагентов;
  • контроль за кредитными решениями;
  • аудит первичной документации;
  • контроль за платежной дисциплиной;
  • контроль за взысканием просроченной задолженности;
  • внутренний и/или внешний;
  • сплошной или выборочный;
  • плановый, внеплановый, регулярный, специальный;
  • текущий или итоговый контроль.

Частота проведения кредитного контроля

В зависимости от характеристик кредитного портфеля организации, количества сотрудников кредитного отдела и степени автоматизации кредитной функции в организации, определяется частота проведения кредитного контроля.
Под характеристиками кредитного портфеля следует понимать:

  • Количество контрагентов, которым организация предоставила коммерческий кредит;
  • Суммы таких коммерческих кредитов;
  • Сроки кредитования и частота оборачиваемости;
  • Степень кредитного риска — распределение контрагентов по кредитному рейтингу, наличие инструментов обеспечения;
  • Диверсификация и концентрация кредитного портфеля;
  • Платежная дисциплина.

Так если у организации всего 10 контрагентов, которым предоставлен коммерческий кредит в среднем не превышающий 1% от оборотного капитала организации, с отсрочкой платежа не более 90 дней и частотой оборачиваемости 4 раза в год, с кредитным рейтингом не ниже среднего и с платежной дисциплиной не допускающей просрочку более 15 календарных
дней, то осуществлять кредитный контроль за таким портфелем в состоянии 1 сотрудник кредитного отдела вручную. Частота проведения контроля — 1 раз в две-три недели по всем показателям контрагентов, кроме оценки их кредитоспособности на базе бухгалтерской отчетности (последняя осуществляется 1 раз в квартал, но не реже чем 1 раз в год).

Однако, если речь идет о 30, 100, 1000 и более контрагентах, с разными прочими
характеристиками коммерческих кредитов, то осуществление кредитного контроля без серьезной автоматизации процессов, практически становится не возможным (в рамках разумного и целесообразного).

Автоматизация Кредитного контроля

Возможность автоматизации кредитного контроля напрямую связана со степенью
автоматизацией всех прочих процессов, предусмотренных кредитной политикой
организации.

Однако, даже в условиях отсутствия автоматизации прочих процессов, вполне возможно организовать общий контроль кредитного портфеля и контроль по приоритетным группам контрагентов (как правило по наиболее рисковым контрагентам), и проводит такой контроль не реже 1-2 раз в год.

В заключении можно сказать, что Кредитная политика представляет собой системный
подход организации к осуществлению кредитной функции, а Кредитный контроль – это один из процессов этой системы, который обеспечивает достижение, поставленных организацией целей.

Наша компания предлагает:

Внешний кредитный контроль кредитного портфеля или группы контрагентов Вашей организации.
Обучение Ваших сотрудников по теме «Эффективный кредитный контроль».

Наша компания выполняет проектные работы по:

  • подготовке методологии и форм кредитного контроля для Вашей организации (с чистого листа);
  • анализ проведения кредитного контроля в Вашей организации, и подготовка рекомендаций по его совершенствованию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *