Налоги в бюджетных учреждениях
Содержание
- Тест по дисциплине «Налогообложение некоммерческих организаций»
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Какие бюджетные учреждения обязаны уплачивать налог на прибыль
- Какие бюджетные учреждения не уплачивают налог на прибыль
- Порядок уплаты налога на прибыль бюджетными предприятиями
- Сроки уплаты налога на прибыль
- Процентная ставка налога на прибыль для бюджетных предприятий
- Особенности уплаты авансовых платежей бюджетными учреждениями
- Ответственность за уклонение от уплаты налога на прибыль
- Бухгалтерские проводки при учете
- Отчетность бюджетный учреждений по налогу на прибыль
- Законодательные акты по теме
- Типичные ошибки при расчете
- Ответы на распространенные вопросы
Тест по дисциплине «Налогообложение некоммерческих организаций»
1. Некоммерческие организации создаются для:
а) ремонта бытовой техники;
б) получения максимально возможной прибыли;
в) организации предпринимательской деятельности;
г) для обеспечения безопасности граждан, сохранности их имущества.
д) выполнение общественных, политических, культурных, религиозных, научных и иных целей некоммерческого характера.
2. В системе организаций некоммерческой сферы наиболее крупным звеном являются:
а) организации пчеловодов
;
б) благотворительные организации;
в) бюджетные учреждения;
г) жилищные кооперативы.
3. Бюджетные организации не создаются для:
а) удовлетворения потребностей населения в транспортных услугах;
б) обеспечения личной безопасности и имущественных прав граждан;
в) удовлетворения культурных потребностей граждан;
г) предоставления улучшенных медицинских услуг.
4. Бюджетная организация имеет право числящиеся за ней основные средства:
а) продавать;
б) самостоятельно передавать другому учреждению или организации;
в) самостоятельно сдавать в аренду;
г) производить указанные действия на основании решения учредителя.
5. Целью предпринимательской деятельности некоммерческих организаций является:
а) обеспечение более полной занятости работников;
б) получение дополнительных доходов;
в) привлечение дополнительных работников;
г) обеспечение более полного использования всех имеющихся средств.
6. Максимальный срок погашения убытков прошлых лет за счет прибыли некоммерческих организаций составляет:
а) пять лет;
б) четыре года;
в) один год;
г) десять лет.
7. Подлежит налогообложению один из перечисленных источников доходов некоммерческой организации:
а) ассигнования из муниципального бюджета;
б) гранты;
в) пожертвования в пользу организации;
г) гранты, использованные не по назначению.
8. Не облагается налогом на прибыль некоммерческих организаций:
а) прибыль от предпринимательской деятельности;
б) не подтвержденные документально средства на пожертвование;
в) подтвержденные документально средства на пожертвование;
г) использованные не по целевому назначению гранты.
9. Расходы бюджетных учреждений, связанные с предпринимательской деятельностью:
а) учитываются отдельно от расходов по основной уставной деятельности;
б) учитываются вместе с расходами от основного вида деятельности;
в) частично включаются в расходы от предпринимательской деятельности;
г) расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, средств пожертвования, благотворительных средств, грантов и основной уставной деятельности учитываются раздельно.
10. Амортизационные отчисления производятся на имущество бюджетных учреждений:
а) приобретенное за счет бюджетных средств;
б) находящееся у него на праве собственности;
в) первоначальная стоимость которого менее 10 тыс. руб.
г) срок полезного использования которого составляет менее 12 месяцев.
11. Безнадежными признаются долги:
а) не обеспеченные банковской гарантией;
б) не обеспеченные залогом;
в) по которым истек срок исковой давности;
г) срок возврата которых нарушен более чем на 90 дней;
д) не погашенные в срок.
12. Полностью зачисляется в федеральный бюджет налог на прибыль организаций, полученный:
а) в виде дивидендов;
б) в виде процентов по государственным ценным бумагам;
г) в пределах налоговой ставки в размере 17,5%.
13. Объектами налогообложения НДС являются:
а) предпринимательская деятельность;
б) операции по реализации товаров, работ и услуг;
в) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
г) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
14. Облагаются НДС:
а) услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях;
б) занятия с несовершеннолетними детьми в кружках, студиях, спортивных секциях;
в) передача в благотворительных целях детским учреждениям подакцизных товаров;
г) услуги по уходу за больными детьми.
15. Для получения льгот по НДС необходимо:
а) ведение раздельного учета операций, подлежащих и не подлежащих обложению;
б) наличие лицензии на осуществление выполняемых работ и услуг;
в) наличие справки о финансовом положении предприятия;
г) основание для предоставления льгот.
16. В предшествующем налоговом периоде сумма налоговых вычетов по НДС превысила сумму причитающихся платежей бюджетной организации. В этом случае сумма превышения:
а) подлежит возмещению из бюджета;
б) не подлежит возмещению из бюджета и учитывается в затратах;
в) может быть зачтена в счет предстоящих платежей.
17. Транспортный налог — это налог:
а) федеральный;
б) региональный;
в) местный.
18. Объектом налогообложения транспортным налогом являются:
а) автомобили, автобусы;
б) моторные лодки с двигателями мощностью не свыше 5 л. с;
в) специальные автомашины;
г) транспортные средства, находящиеся в розыске.
19. Не относится к бюджетным организациям:
а) вневедомственная охрана МВД России;
б) предприятия жилищно-коммунального хозяйства, получающие дотации из бюджета;
в) городская больница;
г) районная санитарно-эпидемиологическая станция.
20. Признаками некоммерческих организаций являются:
а) работа на коммерческой основе;
б) распределение полученной прибыли между участниками организации;
в) использование прибыли от коммерческой деятельности на нужды основной деятельности;
г) направление всей прибыли на уплату налогов и расширение коммерческой деятельности.
Вариант 2
1. Основные признаки некоммерческих организаций:
а) они стремятся получить максимально большую прибыль и распределить ее между участниками;
б) прибыль не является главной целью деятельности и не подлежит распределению между участниками;
в) они создаются исключительно органами государственной власти и местного самоуправления;
г) их жизнедеятельность не финансируется учредителями, благотворительными фондами, спонсорами и гражданами.
2. Бюджетные организации создаются:
а) общественными организациями;
б) крупными хозяйственными организациями;
в) федеральными, региональными или местными органами власти;
г) спонсорами.
3. Бюджетные организации создаются:
а) отечественными спонсорами;
б) коммерческими банками, страховыми и другими коммерческими компаниями;
в) государственными органами власти и местного самоуправления;
г) иностранными спонсорами.
4. Имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет средств от предпринимательской деятельности, учитывается:
а) вместе с имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств;
б) отдельно от имущества, приобретенного за счет бюджетных средств;
г) по выбору централизованной бухгалтерии.
5. Наиболее благоприятна для деятельности бюджетных организаций:
а) политика максимальных налогов;
б) политика минимальных налогов;
в) социально-ориентированная налоговая политика;
г) монетаристская налоговая политика.
6. Прибыль текущего года в целях налогообложения некоммерческих организаций может быть уменьшена на списание убытков прошлых лет в размере не более чем на:
а) 50%;
б) 30%;
в) без ограничений;
г) 25%.
7. Облагаются налогом на прибыль бюджетного учреждения доходы:
а) полученные в порядке безвозмездной помощи подакцизные товары;
б) ассигнования из регионального бюджета;
в) остатки неиспользованных по целевому назначению бюджетных средств;
г) средства внебюджетных фондов.
8. Гранты не подлежат обложению налогом на прибыль, если:
а) их предоставление оформлено документально;
б) они использованы в установленный срок на цели, предусмотренные грантодателем;
в) они учитывались отдельно;
г) они использованы на цели, установленные грантодателем в установленный срок, полностью.
9. Связанные с предпринимательской деятельностью расходы, учитываемые в целях налогообложения, включают:
а) расходы материальные, на оплату труда, амортизацию;
б) внереализационные расходы;
в) расходы на приобретение ценных бумаг;
г) прочие расходы.
10. В составе представительских расходов не могут учитываться расходы:
а) на официальный прием и обслуживание представителей других организаций;
б) на проведение официального приема: завтрака, обеда, ужина;
в) на транспортное обеспечение и буфетное обслуживание;
г) на организацию отдыха, профилактику или лечение заболеваний.
11. Бухгалтерский и налоговый учет по предпринимательской деятельности ведется:
а) отдельной бухгалтерией бюджетного учреждения;
б) бухгалтерией бюджетного учреждения, ведущей учет по основной деятельности;
в) централизованной бухгалтерией вышестоящего органа;
г) по усмотрению руководителя учреждения.
12. Освобождается от налогообложения НДС:
а) передача товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении НДС;
б) передача основных средств при реорганизации бюджетного учреждения;
в) передача основных средств бюджетной организации для выполнения уставной деятельности;
г) передача имущества в порядке взноса в уставный капитал.
13. Не подлежат налогообложению НДС продукты питания, произведенные непосредственно студенческими и школьными столовыми и медицинскими организациями дошкольных учреждений, если они:
а) полностью финансируются из бюджета;
б) частично финансируются из бюджета;
в) частично финансируются из средств фонда обязательного медицинского страхования;
г) не финансируются из бюджета и внебюджетных фондов.
14. Налог на добавленную стоимость не может влиять на:
а) затраты предприятий по производству товаров, работ и услуг;
б) цены товаров, работ и услуг для потребителей;
в) спрос на товары, работы и услуги;
г) размер ставки налога на прибыль.
15. Плательщиками единого социального налога являются:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели, адвокаты;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
г) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.
16. Транспортный налог некоммерческие организации:
а) должны уплачивать частично;
б) не должны уплачивать;
в) должны уплачивать при приобретении транспортного средства в 2004г.;
г) должны уплачивать независимо от года приобретения транспортного средства.
17. Некоммерческие организации создаются для:
а) ремонта бытовой техники;
б) получения максимально возможной прибыли;
в) организации предпринимательской деятельности;
г) для обеспечения безопасности граждан, сохранности их имущества.
д) выполнение общественных, политических, культурных, религиозных, научных и иных целей некоммерческого характера.
18. В системе организаций некоммерческой сферы наиболее крупным звеном являются:
а) организации пчеловодов;
б) благотворительные организации;
в) бюджетные учреждения;
г) жилищные кооперативы.
19. Бюджетные организации не создаются для:
а) удовлетворения потребностей населения в транспортных услугах;
б) обеспечения личной безопасности и имущественных прав граждан;
в) удовлетворения культурных потребностей граждан;
г) предоставления улучшенных медицинских услуг.
20. К бюджетным организациям относятся:
а) санатории профсоюзов;
б) предприятия службы быта;
в) жилищно-коммунальные организации;
г) управления культуры.
Вариант 3
1. Не являются некоммерческими организациями
а) садоводческие товарищества;
б) жилищные кооперативы;
в) бюджетные учреждения;
г) благотворительные фонды;
д) религиозные организации;
е) организации бытового обслуживания населения;
ж) партийные организации;
з) профсоюзные организации;
и) организации по защите прав потребителей.
2. Бюджетные организации создаются для:
а) обслуживания населения;
б) выполнения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера;
в) оказания медицинских, образовательных, научно-технических услуг;
г) оказания спортивных, юридических и других услуг.
3.Не являются признаками бюджетного учреждения:
а) работа на коммерческой основе;
б) финансирование деятельности учреждения из фонда обязательного медицинского страхования;
в) финансирование деятельности учреждения из муниципального бюджета;
г) финансирование работы учреждения из федерального бюджета.
4. Предпринимательская деятельность бюджетного учреждения — включает:
а) все виды хозяйственной деятельности;
б) деятельность с целью получения дохода;
в) деятельность, связанную с уплатой налогов;
г) работа по улучшению состояния расчетов с другими организациями.
5. Плательщиками налога на прибыль организаций бюджетной сферы являются:
а) некоммерческие организации;
б) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения;
в) организации, перешедшие на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
г) организации, уплачивающие только налог на игорный бизнес.
6. При определении объема реализации в целях налогообложения исключаются уплаченные налоги:
а) налог на прибыль;
б) налог на доходы физических лиц, на имущество физических лиц;
в) налог на добавленную стоимость и акциз по подакцизным товарам.
7. Не включаются в налоговую базу по прибыли бюджетных учреждений:
а) доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
б) доходы от продажи имущества, находящегося в региональной собственности;
в) ассигнования из муниципального бюджета;
г) суммы штрафов, полученных в возмещение нанесенного ущерба.
8. Полученные средства безвозмездной помощи не подлежат налогообложению, если:
а) их предоставление оформлено документально;
б) по ним ведется отдельный учет;
в) они использованы на цели, предусмотренные соглашением,
г) они использованы в установленный соглашением срок.
9. В составе расходов некоммерческих организаций в целях налогообложения не учитываются:
а) налоги на доходы физических лиц;
б) единый социальный налог;
в) транспортный налог;
г) водный налог.
10. В состав внереализационных расходов не могут быть включены:
а) расходы по уплате процентов по долговым обязательствам;
б) расходы, связанные с обслуживанием и выпуском ценных бумаг;
в) расходы по уплате налога на добычу полезных ископаемых;
г) недостачи товарно-материальных ценностей.
11. Если общие расходы полностью профинансированы по смете за счет плановых бюджетных средств, то в налоговой базе по прибыли от предпринимательской деятельности эти расходы учитываются:
а) пропорционально сумме коммерческих доходов;
б) не учитываются;
в) учитываются в размерах, установленных руководителем бюджетного учреждения;
г) полностью в составе расходов по предпринимательской деятельности.
12. Методы начисления амортизации, не предусматриваемые налоговым учетом в бюджетных учреждениях:
а) линейный;
б) нелинейный;
в) уменьшаемого остатка;
г) пропорционально сумме выручки от реализации.
13. Освобождаются от обложения НДС некоммерческие организации, если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учёта налога в течение:
а) одного предшествующего налогового периода не превысила 1 млн. руб.;
б) двух предшествующих налоговых периодов не превысила 2 млн. руб.:
в) трех предшествующих налоговых периодов не превысила 2 млн. руб.;
г) трех налоговых периодов не превысила 1 млн. руб. при ввозе товаров на таможенную территорию.
14. Освобождаются от уплаты НДС оказываемые образовательными организациями услуги:
а) учебно-производственного характера;
б) консультационные;
в) воспитательного характера;
г) воспитательного характера, выполняемые образовательными учреждениями религиозных организаций.
15. Для НДС установлены ставки:
а) 0%;
б) 10%;
в) 16, 67%;
г) 18%.
16. Для целей налогообложения (ЕСН) принимаются в расчет выплаты работникам в натуральной форме:
а) по себестоимости произведенных изделий;
б) по стоимости, учитываемой на складе;
в) по ценам без торговой наценки;
г) по розничным ценам, включая акциз, налог на добавленную стоимость.
17. Сумма транспортного налога (по транспортным средствам, имеющим двигатели) зависит от:
а) стоимости транспортного средства;
б) мощности двигателя;
в) мощности двигателя и налоговой ставки;
г) мощности двигателя, налоговой ставки с учетом коэффициента, учитывающего срок регистрации транспортного средства.
18. Основные признаки некоммерческих организаций:
а) они стремятся получить максимально большую прибыль и распределить ее между участниками;
б) прибыль не является главной целью деятельности и не подлежит распределению между участниками;
в) они создаются исключительно органами государственной власти и местного самоуправления;
г) их жизнедеятельность не финансируется учредителями, благотворительными фондами, спонсорами и гражданами.
19. Бюджетные организации создаются:
а) общественными организациями;
б) крупными хозяйственными организациями;
в) федеральными, региональными или местными органами власти;
г) спонсорами.
20. Бюджетные организации создаются:
а) отечественными спонсорами;
б) коммерческими банками, страховыми и другими коммерческими компаниями;
в) государственными органами власти и местного самоуправления;
г) иностранными спонсорами.
Вариант 4
1. Не принадлежат к коммерческим организациям одни из следующих:
а) парикмахерские;
б) ателье;
в) организации вневедомственной охраны МВД России;
г) сапожные мастерские.
2. Обязательным источником доходов бюджетных организаций является:
а) прибыль от предпринимательской деятельности;
б) платежи граждан или обслуживаемых организаций;
в) бюджетные ассигнования или поступления из внебюджетных фондов;
г) средства спонсоров, пожертвования, благотворительные взносы, взносы родителей и т. д.
3. Не относится к бюджетным организациям:
а) вневедомственная охрана МВД России;
б) предприятия жилищно-коммунального хозяйства, получающие дотации из бюджета;
в) городская больница;
г) районная санитарно-эпидемиологическая станция.
4. Коммерческая деятельность относится к деятельности, связанной с:
а) получением дополнительных средств от спонсоров;
б) получением прибыли;
в) получением дополнительных ассигнований;
г) получением грантов.
5. Объектом налогообложения налогом на прибыль некоммерческих организаций является:
а) превышение доходов над расходами от основной уставной деятельности;
б) средства внебюджетных фондов;
в) разница между суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности;
г) взносы и пожертвования.
6. В налоговую базу для целей налогообложения не включается один из следующих доходов:
а) выручка от продажи закупленных товаров;
б) оплата произведенных услуг (полученная);
в) деньги, предоставленные учреждению под залог;
г) оплата выполненных работ.
7. Включаются в налоговую базу по прибыли бюджетных учреждений:
а) выручка от продажи муниципального имущества;
б) выручка от продажи регионального имущества;
в) сумма полученной арендной платы;
г) средства внебюджетных фондов.
8. Из приведенных доходов подлежат налогообложению:
а) средства, поступившие в порядке предварительной оплаты за поставку продукции;
б) средства, поступившие в виде взносов с уставный капитал;
в) суммы полученных процентов по депозитному счету;
г) средства, полученные по договорам кредита.
9. В расходы по оплате труда в целях налогообложения прибыли не могут быть включены платежи:
а) работодателей по договорам обязательного страхования;
б) по договорам добровольного личного страхования в пользу работника;
в) по договорам с негосударственными пенсионными фондами;
г) по добровольному медицинскому страхованию.
10. Сумма резерва по сомнительным долгам исчисляется в зависимости от сроков возникновения задолженности:
а) до 45 дней;
б) от 45 дней до 90 дней включительно;
в) свыше 183 дней.
г) свыше 100 дней;
д) свыше 90 дней;
11. Если в смете бюджетного учреждения отсутствуют бюджетные ассигнования на общие затраты, то в налоговую базу по прибыли включаются:
а) все расходы на общие нужды;
б) по усмотрению руководителя учреждения;
в) в пропорции суммы доходов от предпринимательской деятельности; в общей сумме доходов;
г) затраты не включаются.
12.Прямые налоги, уплачиваемые из доходов от предпринимательской деятельности, ведут к:
а) увеличению затрат на производство товаров, работ и услуг;
б) к уменьшению суммы получаемой прибыли;
в) к уменьшению прибыли, остающейся после уплаты налогов;
г) повышению стимулов производства.
13. Налоговым периодом по НДС является:
а) месяц;
б) квартал;
в) полугодие;
г) год.
14. Изготовленная общественной организацией инвалидов, в составе которой инвалиды составляют более 80%, подлежит налогообложению НДС продукция:
а) простейшие предметы домашнего хозяйственного обихода;
б) халаты;
в) тапочки;
г) продукция розлива водки.
15. По ставке 10% облагаются:
а) основная часть промышленных товаров;
б) промышленные товары первой необходимости;
в) продукты питания первой необходимости;
г) продукты диабетического питания;
д) товары для детей.
16. Для целей налогообложения (ЕСН) учитываются расходы работодателя по:
а) компенсации вреда, причиненного работнику;
б) компенсации полагающихся работникам льгот по жилищно-коммунальным услугам;
в) оплате жилищно-коммунальных услуг за работников, не имеющих льгот по их оплате;
г) компенсации расходов на выдачу предусмотренной соглашением спецодежды.
17. Ставки транспортного налога определяются:
а) законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации;
б) законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в пределах, установленных Налоговым кодексом;
в) Налоговым кодексом Российской Федерации.
18. Не являются некоммерческими организациями:
а) садоводческие товарищества;
б) жилищные кооперативы;
в) бюджетные учреждения;
г) благотворительные фонды;
д) религиозные организации;
е) организации бытового обслуживания населения;
ж) партийные организации;
з) профсоюзные организации;
и) организации по защите прав потребителей.
19. Бюджетные организации создаются для:
а) обслуживания населения;
б) выполнения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера;
в) оказания медицинских, образовательных, научно-технических услуг;
г) оказания спортивных, юридических и других услуг.
20.Не являются признаками бюджетного учреждения:
а) работа на коммерческой основе;
б) финансирование деятельности учреждения из фонда обязательного медицинского страхования;
в) финансирование деятельности учреждения из муниципального бюджета;
г) финансирование работы учреждения из федерального бюджета.
Вариант 5
1. Признаками некоммерческих организаций являются:
а) работа на коммерческой основе;
б) распределение полученной прибыли между участниками организации;
в) использование прибыли от коммерческой деятельности на нужды основной деятельности;
г) направление всей прибыли на уплату налогов и расширение коммерческой деятельности.
2. К бюджетным организациям относятся:
а) санатории профсоюзов;
б) предприятия службы быта;
в) жилищно-коммунальные организации;
г) управления культуры.
3. Здания, оборудование и другое имущество, полученное бюджетными учреждениями, принадлежат:
а) бюджетному учреждению;
в) распорядителю бюджетных средств;
г) органу власти или управлению, в ведении которого находится учреждение.
4. Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений осуществляется:
а) вместо основной уставной деятельности;
б) наряду с основной деятельностью, но без ущерба для нее;
в) независимо от основной уставной деятельности;
г) за счет сокращения основной уставной деятельности.
5. Сумма прибыли в целях налогообложения может быть уменьшена на:
а) сумму прибыли, реинвестированной на нужды бюджетных учреждений;
б) убытки прошлых лет;
в) прибыль, используемую для инвестиций;
г) прибыль, направляемую на благотворительные цели.
6. Учитываются при определении налоговой базы налога на прибыль бюджетных организаций следующие доходы и расходы:
а) штрафы, уплаченные налоговому органу за нарушение сроков представления отчетности;
б) средства фонда обязательного медицинского страхования;
в) средства добровольного медицинского страхования;
г) материальные ценности, полученные при демонтаже выбывшего из эксплуатации оборудования.
7. Подлежат обложению налогом на прибыль организаций:
а) гранты;
б) пожертвования;
в) средства, поступившие на благотворительные цели;
г) пожертвования, использованные не полностью до конца установленного срока
.
8. Доходы от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений:
а) включаются в доходы от основной уставной деятельности;
б) не включаются в доходы от основной деятельности;
в) учитываются централизованными бухгалтериями в составе доходов от уставной деятельности;
г) частично учитываются в составе доходов от основной уставной деятельности.
9. Амортизационные отчисления производятся на основные средства бюджетных учреждений:
а) приобретенные за счет бюджетных средств;
б) связанные с ведением уставной деятельности и полученные в порядке благотворительной помощи;
в) полученные от благотворительных организаций;
г) приобретенные за счет доходов от предпринимательской деятельности и используемые в коммерческих целях.
10. Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не должна превышать выручку отчетного (налогового) периода в размере:
а) 50%;
б) 10%;
в) 30%;
г) 5%.
11. Авансовые платежи по налогу на прибыль бюджетные учреждения производят:
а) ежемесячно;
б) ежеквартально;
в) один раз в год;
г) один раз в полугодие.
12. Плательщиками налога на добавленную стоимость не являются:
а) бюджетные и другие некоммерческие организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу России;
г) филиалы и подразделения организации, имеющие отдельный счет в банке.
13. Облагаются НДС услуги по:
а) производству слуховых аппаратов;
б) изготовлению солнцезащитных очков;
в) производству протезно-ортопедических изделий;
г) изготовлению аптечными учреждениями лекарственных средств.
14. Облагаются НДС реализуемые организациями инвалидов товары, если в их составе:
а) инвалиды составляют 75%;
б) уставный капитал предприятия состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и на долю инвалидов приходится более 50% работников, а их доля в оплате труда 26%;
г) инвалиды составляют 83%, и предприятие выпускает подакцизную продукцию.
15. Плательщик НДС уплачивает причитающуюся сумму налога в установленном проценте к налоговой базе с учетом законодательно установленного вычета, в том числе в размере:
а) суммы НДС, уплаченные по сырью, израсходованному на производство реализованной продукции;
б) суммы налога, уплаченной при закупке реализуемого товара для перепродажи;
в) суммы НДС, уплаченной по материалам, использованным для строительно-монтажных работ;
г) суммы НДС, уплаченной по материалам, использованным для производства товаров и услуг, не облагаемым НДС.
16. Транспортный налог введен в налоговую систему РФ:
а) с 2004г.;
б) с 2003г.;
в) не введен;
г) с 2004 г. 28 главой Налогового кодекса Российской Федерации.
17. Представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации определяют:
а) ставку транспортного налога;
б) ставку налога (в пределах ставки, установленной Налоговым кодексом), порядок, сроки уплаты, форму отчетности;
в) порядок, сроки уплаты и форму отчетности.
18. Не принадлежат к коммерческим организациям одни из следующих:
а) парикмахерские;
б) ателье;
в) организации вневедомственной охраны МВД России;
г) сапожные мастерские.
19. Обязательным источником доходов бюджетных организаций является:
а) прибыль от предпринимательской деятельности;
б) платежи граждан или обслуживаемых организаций;
в) бюджетные ассигнования или поступления из внебюджетных фондов;
г) средства спонсоров, пожертвования, благотворительные взносы, взносы родителей и т. д.
20. Не относится к бюджетным организациям:
а) вневедомственная охрана МВД России;
б) предприятия жилищно-коммунального хозяйства, получающие дотации из бюджета;
в) городская больница;
г) районная санитарно-эпидемиологическая станция.
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 18 декабря 2001 года N ВГ-6-02/940@
О налогообложении бюджетных организаций (учреждений)
В связи с поступающими запросами по вопросу налогообложения доходов бюджетных организаций (учреждений) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает следующее.
Статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.98 N 145-ФЗ (в редакции от 05.08.2000) дано определение организации, которая признается бюджетным учреждением.
Согласно пунктам 1 и 2 указанной статьи бюджетными учреждениями признаны организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов, и организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Кодекса бюджетным учреждением в смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы, получаемые как из бюджета, так и от осуществления предпринимательской деятельности.
В связи с этим организации, являющиеся по своей организационно-правовой форме государственными учреждениями, а также организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие сметы доходов и расходов, не являются бюджетными учреждениями. Исчисление и уплата в бюджет налога на прибыль этими организациями производятся в порядке, определенном Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и инструкцией МНС России от 15.06.2000 N 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций».
Бюджетные учреждения (организации), частично или полностью финансируемые за счет средств бюджетов на основе сметы доходов и расходов, осуществляющие ведение бухгалтерского учета в соответствии с приказом Минфина России от 30.12.99 N 107н «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях» (в ред. от 10.07.2000), исчисление и уплату в бюджет налога на прибыль производят в порядке, определенном указанным выше Законом и инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.98 N 48 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы».
Одновременно сообщается, что пунктом 4 статьи 41 и пунктом 2 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитывать в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражать в доходах соответствующего бюджета как неналоговые доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Эти положения указывают на принадлежность доходов бюджетных учреждений к соответствующим статьям и группам доходов бюджетов Российской Федерации и не освобождают бюджетные организации от уплаты налогов с доходов, полученных от предпринимательской деятельности.
Федеральным законом от 31.07.98 N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» установлено, что до введения в действие части второй Кодекса налогообложение доходов юридических лиц производится в соответствии с законами о налогах, устанавливающими порядок уплаты конкретных налогов.
Таким образом, при налогообложении сумм превышения доходов над расходами (прибыли), полученных бюджетными организациями от предпринимательской деятельности, следует руководствоваться нормами Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
Указанные выше положения применяются и при решении вопроса о предоставлении организациям льготы по налогу на имущество, установленной подпунктом «а» статьи 4 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий», в соответствии с которой имущество бюджетных организаций (учреждений) не облагается налогом на имущество предприятий.
Доведите указанное до нижестоящих налоговых органов.
Документ : Налогообложение бюджетных организаций
Налогообложение бюджетных организаций
В соответствии со ст. 2 Бюджетного кодекса Украины от 21.06.2001 г. № 2542-III с изменениями и дополнениями (далее — БК) бюджетное учреждение — это неприбыльная организация, которая полностью содержится за счет государственного бюджета или местных бюджетов и которая является:
— органом, учреждением или организацией, определенной Конституцией Украины;
— учреждением или организацией, созданной в установленном порядке органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления.
Несмотря на изначальный неприбыльный статус и предполагаемое финансирование за счет соответствующего бюджета, выделяемых денежных средств на обеспечение всех нужд бюджетной организации не всегда хватает. Дополнительным источником финансирования являются собственные поступления денежных средств в виде платы за предоставляемые услуги, а также другие источники поступлений. Налогообложению таких доходов (поступлений)и посвящена данная консультация.
Доходы и поступления бюджетных организаций
Финансово-хозяйственная деятельность любого бюджетного учреждения осуществляется за счет денежных средств государственного или местного бюджета на основании годовой сметы доходов и расходов (далее — смета), которая составляется согласно Порядку № 228.
В соответствии с п. 2 ст. 51 БК и п. 1 Порядка № 228 смета является основным плановым документом, который предоставляет полномочия бюджетному учреждению относительно получения доходов (поступлений) и осуществления расходов, и имеет две составляющие:
1. Общий фонд, который содержит объем поступлений из общего фонда бюджета и распределение расходов по полной экономической классификации на выполнение бюджетным учреждением основных функций или распределение предоставления кредитов из бюджета по классификации кредитования бюджета.
Следует отметить, что поступление денежных средств из общего фонда для выполнения бюджетной организацией основных (государственных) функций не является доходом (прибылью), а, следовательно, не может рассматриваться как объект налогообложения. В дальнейшем в публикации, поступления и расходы за счет общего фонда рассматриваться не будут.
2. Специальный фонд, который содержит объем поступлений из специального фонда бюджета на конкретную цель и их распределение по полной экономической классификации на осуществление соответствующих расходов в соответствии с законодательством, а также на реализацию приоритетных мероприятий, связанных с выполнением учреждением основных функций, или распределение предоставления кредитов из бюджета по классификации кредитования бюджета.
В соответствии с п. 18 Порядка № 228 при составлении проекта сметы планирование поступлений по специальному фонду необходимо осуществлять с разбивкой на группы и подгруппы в соответствии с правилами, определенными законодательством для этой категории доходов бюджета. Руководствуясь Постановлением № 659, приведем перечень собственных поступлений (доходов) бюджетных организаций и их использование в таблице 1.
Таблица 1. Перечень собственных поступлений (доходов) бюджетных
учреждений и направления их использования
Группа, подгруппа | Источники поступления | Направление использования |
Первая группа — плата за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями (плата за услуги взимается на основании соответствующих законов и нормативно-правовых актов, такие поступления имеют постоянный характер и обязательно планируются в бюджете) |
||
Подгруппа 1 | — плата за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями в соответствии с их функциональными полномочиями. Т. е. денежные средства, поступившие за услуги, предоставление которых связано с выполнением основных функций и заданий бюджетных учреждений | на покрытие расходов, связанных с организацией и предостав-лением указан-ных услуг |
Подгруппа 2 | — поступление от хозяйственной и/или производственной деятельности вспомогательных, учебно-вспомогательных предприятий, хозяйств, мастерских и т. п.; квартирная плата и плата за общежитие; поступления от использования труда спецконтингента; — отчисления от заработка или от другого дохода спецконтингента за питание, вещевое имущество, коммунально-бытовые и другие предоставленные ему услуги и т. п. |
на органи-зацию указан-ных видов деятельности, а также на хозяйственные расходы бюджетных учреж-дений |
Подгруппа 3 | — плата за аренду имущества бюджетных учреждений | на содержа-ние, оборудо-вание, ремонт имущества бюджетных учреждений |
Подгруппа 4 | поступления от реализации имущества. К этой подгруппе относятся поступления денежных средств от реализации необоротных активов (кроме зданий и сооружений) и других материальных ценностей (списанных, сданных как лом), а также денежные средства, полученные Национальной академией наук и ее бюджетными учреждениями от реализации недвижимого имущества | на ремонт, модернизацию или приобре-тение новых необоротных активов (кро-ме зданий и сооружений) и материальных ценностей, на покрытие ра-сходов, связа-нных с орга-низацией сбо-ра и транспор-тировки отхо-дов и лома на приемные пу-нкты, на пре-мирование лиц, которые непосредствен-но заняты сбором отхо-дов и лома, а также на хо-зяйственные нужны |
Вторая группа — другие источники собственных поступлений бюджетных учреждений. В группу включаются денежные средства, перечисленные бюджетным учреждениям для выполнения отдельных поручений, а также благотворительные взносы, гранды и подарки. Такие поступления не имеют постоянного характера и планируются лишь в случаях, которые предварительно определены решениями Кабинета Министров Украины, заключенными соглашениями, в том числе международными, календарными планами проведения централизованных мероприятий и т. п. | ||
Подгруппа 1 | — благотворительные взносы, гранды и подарки. К этой подгруппе относятся все виды добровольной безвозвратной и бесплатной помощи, благотворительные взносы, гранды и подарки, в т. ч. взносы от спонсоров и меценатов. Гранды предоставля-ются на безвозвратной основе и направляются на реализацию целей, определенных программой их предоставления, проектом между-народной технической помощи и т. п. | |
Подгруппа 2 | — денежные средства, получаемые бюджетными учреждениями для выполнения отдельных конкретных поручений от предприятий или физических лиц, от других бюджетных учреждений. К этой подгруппе относятся также инвестиции, которые согласно законодательству поступают в бюджетное учреждение, в т. ч. на сооружение жилых домов | по специально определенным направлениям в случае пос-тупления та-ких денежных средств |
В случав создания для осуществления хозяйственной деятельности хозрасчетных подразделений, которые имеют статус юридического лица, их доходы и расходы не являются собственными поступлениями бюджетного учреждения и не включаются в специальный фонд бюджета.
Следует отметить, Кабинет Министров Украины утверждает перечень платных услуг, которые могут оказывать бюджетные учреждения для юридических и физических лиц. Такие перечни играют особую роль для целей освобождения от обложения налогом на прибыль. Приведем перечень бюджетных организаций, которые могут оказывать платные услуги в той или иной отрасли в соответствии с перечнем, установленным Кабинетом Министров Украины в таблице № 2.
Таблица № 2. Перечень бюджетных учреждений, которые могут
оказывать платные услуги в соответствии с перечнем,
установленным Кабинетом Министров Украины
№ п/п | Бюджетная организация | Постановление Кабинета Министров Украины |
1 | Государственные учебные заведения | от 20 01 97 г № 38 |
2 | Заведения культуры и искусств, основанные на государственной и коммунальной форме собственности | от 05 06 97 г № 534 |
3 | Государственные архивные учреждения | от 07 05 98 г № 639 |
4 | Учреждения отрасли аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации | от 19.05 99 г № 855 |
5 | Учреждения и организации телевидения и радиовещания, основанные на государственной форме собственности | от 04 06.99 г № 969 |
6 | Учреждения и организации, принадлежащие к сфере управления Государственного комитета по водному хозяйству | от 29 07 99 г № 1379 |
7 | Подразделения Государственной пожарной охраны МЧС | от 15 05 2000 г № 798 |
8 | Учреждения природно-заповедного фонда | от 28 12 2000 г № 1913 |
9 | Подразделения материально-технического обеспечения МВД | от 23 04 2001 г № 383 |
10 | Информационные подразделения органов внутренних дел | от 11 12 99 г № 2266 |
11 | Научно-исследовательские институты судебных экспертиз Минюста | от 07 08 99 г № 1432 |
12 | Государственные заведения охраны здоровья и высшие медицинские заведения образования | от 17 09 96 г № 1138 |
13 | Комитет по надзору за охраной труда | от 01 04 99 г № 524 |
14 | Органы государственной статистики | от 08 11 2000 г № 1659 |
15 | Органы государственной ветеринарной медицины | от 15 08 92 г № 478 |
Вместе с этим нельзя не отметить, что поступления (доходы) многих других бюджетных учреждений не всегда состоят исключительно из платных услуг в соответствии с утвержденным перечнем и, кроме того, также следует учитывать, что не все платные услуги, оказываемые бюджетными учреждениями (даже на основании соответствующего Постановления КМУ) имеют статус «государственных».
Регистрация в налоговых органах
Для целей налогообложения бюджетные учреждения обязаны зарегистрироваться в органах государственной налоговой администрации в соответствии с требованиями Инструкции № 80. При этом в соответствии с пп. 7.11.12 п. 7.11 ст. 7 Закона о прибыли бюджетное учреждение при первоначальной регистрации приобретает статус неприбыльной организации.
В соответствии с п. 4.5 Инструкции № 80 неприбыльные организации должны до начала своей деятельности стать на учет в органах ГНС по своему местонахождению согласно Положению № 232. Исключение составляют неприбыльные организации, которые полностью финансируются из бюджета, обслуживаются централизованными бухгалтериями исполнительных органов местной власти и самоуправления в части расчетов оплаты труда работников и перечисления в бюджет налогов, сборов, других обязательных платежей и не имеют собственных текущих счетов в учреждениях банков. Такие бюджетные организации могут не становиться на учет в органах ГСН.
Поскольку к неприбыльным учреждениям, применяется особый льготный порядок налогообложения, установленный п. 7.11 ст. 7 Закона о прибыли, центральный налоговый орган ведет реестр всех неприбыльных организаций (далее — Реестр). Другими словами, для подтверждения статуса неприбыльной организации, которая освобождена от уплаты налога на прибыль, бюджетная организация должна быть включена в Реестр. При включении бюджетной организации в базу Реестра ей по ее идентификационному номеру присваивается признак неприбыльной организации (учреждения), и соответственно, она может воспользоваться льготами по налогу на прибыль. Заметим, что для целей налогообложения, и в частности освобождения от уплаты налога на прибыль (аба «а» п. 7.11 ст.7 Закона о прибыли), бюджетные организации подразделяются на органы государственной власти Украины, органы местного самоуправления и созданные им учреждения или организации, которые содержаться за счет денежных средств соответствующих бюджетов. Структура признака неприбыльных учреждений для указанных бюджетных организаций приведена в таблице 3 на основании п. 2 Порядка № 355.
Таблица 3. Структура признака неприбыльных
учреждений для бюджетных организаций
Вид бюджетной организации | Код неприбыльности |
Органы государственной власти Украины | 0001 |
Учреждения, организации, созданные органами государственной власти Украины, которые содержатся за счет денежных средств соответствующих бюджетов | 0002 |
Органы местного самоуправления | 0003 |
Учреждения, организации, созданные органами местного самоуправления, которые содержатся за счет денежных средств соответствующих бюджетов | 0004 |
Налог на прибыль
В соответствии с пп. 2.1.1 п. 2.1 ст. 2 Закона о прибыли в случае, когда бюджетные организации осуществляют деятельность, направленную на получение прибыли как на территории Украины, так и за ее пределами, они являются плательщиками налога на прибыль.
В соответствии с пп. 7.11.2 п. 7.2 ст. 7 Закона о прибыли от обложения налогом на прибыль освобождаются следующие доходы неприбыльных бюджетных организаций (код 0001, 0002, 0003, 0004):
Денежные средства или имущества, поступающие бесплатно или в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований.
3. Денежные средства или имущество, поступающие в качестве компенсации стоимости полученных государственных услуг в т. ч. доходов государственных профессионально-технических учебных заведений, полученных от изготовления и реализации товаров (выполнения работ, предоставления услуг), связанных с их основной уставной деятельностью.
Следует отметить, что под термином «государственные услуги» следует понимать любые платные услуги, обязательность получения которых устанавливается законодательством и которые предоставляются физическим или юридическим лицам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и созданными ими учреждениями и организациями, которые содержатся за счет средств соответствующих бюджетов. Не являются государственными услугами налоги, сборы (обязательные платежи), определенные Законом Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII с изменениями и дополнениями.
4. Дотации или субсидии, полученные из государственного или местного бюджетов, государственных целевых фондов.
5. Дотации или субсидии, полученные в пределах благотворительной, в т. ч. гуманитарной или технической помощи, предоставляемой в соответствии с условиями международных договоров, ратифицированных Верховной Радой Украины.
Перечисленные доходы, которые не облагаются налогом на прибыль, в соответствии с пп. 7.11.8 п.7.11 ст. 7 Закона о прибыли засчитываются в состав смет (на специальный счет) на содержание таких неприбыльных организаций. Используются такие доходы исключительно на финансирование расходов сметы (включая финансирование хозяйственной деятельности в соответствии их уставам), рассчитанной и утвержденной согласно Порядку № 228.
В случае если по результатам отчетного (налогового) года доходы сметы на содержание бюджетной организации превышают сумму определенных сметой расходов, сумма превышения учитывается в составе сметы в следующем году. При этом из суммы превышения доходов над расходами налог на прибыль по ставке 25% не платится.
Перечень платных услуг, которые могут предоставляться бюджетными организациями, устанавливается Кабинетом Министров Украины (см. таблицу 2).
Тем не менее, следует отметить, что в случае, если бюджетная неприбыльная организация получает иные виды доходов, такая организация обязана уплатить налог на прибыль на основании пп. 7.11.9 Закона о прибыли. Сумма налогооблагаемой прибыли определяется как разница между суммой валовых доходов (не указанных в пп. 7.11.2) и суммой валовых расходов, связанных с получением таких доходов (без учета амортизационных отчислений).
В соответствии с п. 7.20 ст. 7 Закона о прибыли бюджетные организации обязаны вести отдельный учет доходов, которые не включаются в состав валовых доходов или освобождены от налогообложения. При этом в состав валовых расходов не включаются расходы, понесенные в связи с получением таких освобожденных доходов.
Налог на добавленную стоимость
Предоставляя платные услуги, бюджетным учреждениям необходимо учитывать, что в соответствии с п. 3.1 ст. 3 Закона о НДС операции по продаже товаров (работ, услуг) являются объектом обложения НДС по ставке 0% или 20%, и, следовательно, такие организации обязаны зарегистрироваться в качестве плательщиков НДС. Исключение составляют организации, у которых в соответствии с п. 2.1 ст. 2 Закона о НДС объем облагаемых операций в течение любого периода за последние 12 календарных месяца не превысил 3600 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Согласно ст. 4 Закона о НДС базой налогообложения будет являться договорная стоимость, определенная по свободной или регулируемой цене.
Бюджетные организации — плательщики НДС имеют право на налоговый кредит согласно пп. 7.4.1 Закона о НДС, который состоит из сумм налогов, уплаченных (начисленных) плательщиком НДС в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых относится в состав валовых расходов производства (обращения) и основных фондов или материальных активов, которые подлежат амортизации.
Следует отметить, что ГНА Украины высказала свое мнение относительно порядка определения сумм НДС, которые могут быть отнесены в состав налогового кредита при осуществлении бюджетными неприбыльными организациями облагаемых НДС операций по продаже товаров (работ, услуг) в своих письмах от 13.05.2004 г. № 4693/5/15-2416 и от 28.05.2004 г. № 4270/6/15-2415. Мнение ГНА Украины заключается в том, что бюджетные неприбыльные организации с целью формирования налогового кредита должны относить в состав налогового кредита суммы НДС по тем товарам (работам, услугам), в т. ч. и основным фондам (нематериальным активам), расходы на приобретение которых могли бы быть отнесены к категории валовых расходов или должны подлежать амортизации согласно Закону о прибыли.
Вместе с этим обращаем внимание на то, что в случае осуществления бюджетной неприбыльной организацией одновременно операций как облагаемых налогом, так и освобожденных от налогообложения или таких, которые не являются объектом налогообложения согласно ст. 3 и 5 Закона о НДС, она обязана вести отдельный учет таких операций согласно требованиям пп. 7.2.8 п. 7.2 ст. 7 Закона о НДС.
В случае осуществления указанных операций у предприятия — плательщика НДС возникают особенности отнесения НДС в состав налогового кредита. При этом согласно п. 7.4.3 ст. 7 Закона о НДС в случае если товары (работы, услуги) частично используются в облагаемых налогом операциях, а частично нет, в сумму налогового кредита включается та часть уплаченного (начисленного) налога, которая соответствует части использования таких товаров (работ, услуг) в облагаемых налогом операциях отчетного периода. Т. е. в данном случае речь идет о распределении налогового кредита пропорционально налогооблагаемым операциям.
Заметим, что Законом о НДС не установлен порядок распределения НДС между облагаемыми и необлагаемыми (освобожденными от налогообложения) операциями. ГНАУ в своем Письме «О налоге на добавленную стоимость» от 01.12.99 г. № 18043/7/16-1220-16 предложила применять коэффициент отношения объема налогооблагаемых операций в общем объеме операций, осуществленных в отчетном периоде.
Этот коэффициент определяется по формуле:
Пндс
К = ——————— (1)
Пндс+По
К — коэффициент соотношения облагаемых НДС операций в общем объеме операций;
Пндс — услуги, облагаемые НДС;
По — услуги, освобожденные от обложения или необлагаемые.
Часть НДС, подлежащая включению в состав налогового кредита определяется по формуле:
НК = НДС х К (2),
где НК — сумма НДС, подлежащая включению в состав налогового кредита отчетного периода;
НДС — общая сумма НДС, уплаченная в связи с приобретением товаров (работ, услуг) в течение отчетного периода;
К — коэффициент соотношения облагаемых НДС операций в общем объеме операций.
ПРИМЕР 1.
Поступления бюджетной организации от оказания платных услуг составил:
1) которые не являются объектом обложения НДС согласно ст. 5 Закона о НДС — 4 000 грн.;
2) облагаемые НДС на общих основаниях — 7 200 грн., в т. ч. НДС — 1200 грн.
Общая сумма поступлений — 11 200 грн., из них объем облагаемых НДС операций — 7 200 грн. Общая сумма понесенных в связи с осуществлением указанных операций расходов за этот период -4 800 грн., в т. ч. НДС — 800 грн.
Определим коэффициент: К = (7200 / (7200 + 4000)) = 0,643.
Следовательно, НДС, относящийся в состав налогового кредита, будет равен (800 х 0,643) = 514,4 грн.
Нормативная база
1. Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР с изменениями и дополнениями (далее — Закон о прибыли).
2. Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР с изменениями и дополнениями (далее — Закон о НДС).
3. Постановление Кабинета Министров Украины от 17.05.2002 г. № 659 «Об утверждении перечня групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требований относительно их создания и направлений использования» с изменениями и дополнениями (далее — Постановление № 659).
4. Инструкция о порядке учета налогоплательщиков, утвержденная Приказом ГНАУ от 19.02.98 г.№ 80 с изменениями и дополнениями (далее — Инструкция № 80).
5. Положение о Реестре неприбыльных организаций и учреждений, утвержденное Приказом ГНА Украины от 11.07.1997 г. № 232 (далее — Положение № 232).
6. Порядок определения структуры признака неприбыльных учреждений (организаций), утвержденный Приказом ГНА Украины от 03.07.2000 г. № 355 (далее — Порядок № 355).
7. Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2002 г. № 228 (далее — Порядок № 228).
«Бухгалтерия, налоги, бизнес”, № 39, 15 октября — 21 октября 2004г.
Подписной индекс 33822
Юридические лица создаются в форме коммерческих и некоммерческих организаций – для первых характерной целью деятельности является извлечение прибыли, вторые учреждаются для осуществления иных задач, не связанных с получением прибыли и распределением ее между участниками. Одной из форм некоммерческих предприятий являются бюджетные учреждения. Налоговый кодекс обязывает уплачивать налог на прибыль все без исключения организации, включая бюджетные, при определенных условиях. В статье расскажем про налог на прибыль бюджетных учреждений, рассмотрим сроки и порядок уплаты.
Какие бюджетные учреждения обязаны уплачивать налог на прибыль
Учреждением называется некоммерческое предприятие, учрежденное владельцем для осуществления функций некоммерческого характера, таких как социально-культурные и управленческие. Учредителем может являться:
- Физическое и юридическое лицо (тогда предприятие является частным учреждением).
- Российской Федерацией (предприятие будет являться государственным учреждением).
- Субъектом или муниципальным образованием (муниципальные учреждения):
- автономным,
- бюджетным,
- казенным.
Бюджетное учреждение – некоммерческое предприятие, учрежденное Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием ради оказания услуг и выполнения работ, направленных на обеспечение возможности осуществления полномочий государственных и региональных властей (утвержденных законом) области образования, культуры, занятости населения, науки, здравоохранения, соцзащиты, физической культуры и спорта, а также в других сферах жизни страны.
Бюджетные учреждения вправе оказывать услуги и выполнять работы:
- из перечня основных видов деятельности по государственному (муниципальному) заданию (финансируются посредством субсидирования и выделения средств из соответствующего бюджета),
- сверх задания для физических и юридических лиц за деньги на тех же условиях,
- не указанные в качестве основных видов деятельности, если они призваны способствовать достижению целей предприятия.
Само бюджетное учреждение не принимает бюджетные средства, деньги направляются в органы государственной власти, местного самоуправления и т.д. И поскольку бюджетное учреждение не признается получателем денег, нему неприменимы нормы Бюджетного кодекса для получателей средств бюджета. Читайте также статью: → «Особенности налогового и бухгалтерского учета в учреждениях культуры в 2020».
До 1 января 2011 года бюджетные учреждения не имели права на распоряжение заработками от осуществления предпринимательской деятельности. Однако те предприятия, которые учреждались в согласии с Законом № 83-ФЗ, получили разрешение на распоряжение такими средствами. А значит, они (как и коммерческие компании) получают доход за результаты своей работы и сами управляют средствами. Отсюда возникают налоговые обязательства, подлежащие исполнению на общих основаниях. В том числе появляется и необходимость перечисления налога на прибыль с деятельности, направленной на извлечение дохода.
Какие бюджетные учреждения не уплачивают налог на прибыль
Объект обложения налогом на прибыль появляется в бюджетном предприятии лишь тогда, когда оно осуществляет коммерческую деятельность. Соответственно, если бюджетная организация занимается исключительно выполнением заданий государственных и муниципальных ведомств за счет средств субсидирования и соответствующих бюджетов, результаты ее работы не подлежат обложению налогом на прибыль организаций.
К доходам не относятся следующие категории денежных поступлений (соответственно, не облагаются налогом на прибыль):
- доходы в виде имущества, оплаченного заранее (не учитывается у тех, кто пользуется методом начисления),
- доходы в виде имущества, предоставляемого в качестве залога по исполнению каких-либо обязательств,
- бесплатная помощь, признаваемая безвозмездной при оказании ее иностранными государствами,
- доходы в виде имущества от государственных или муниципальных предприятий,
- выданные гранты,
- целевые поступления (денежные средства из бюджетов любого уровня и от физических лиц для осуществления основной деятельность бюджетного учреждения),
- пожертвования в любой форме,
- прочие поступления, перечисленные в ст. 251 Налогового кодекса.
К неучитываемым при обложении налогом на прибыль расходам относятся:
- дивиденды, начисленные после уплаты налогов (включая налог на прибыль),
- взносы в уставный капитал других организаций,
- наложенные на учреждение штрафы и пени за нарушение налоговых обязательств,
- добровольно совершенные членские взносы в общественные организации,
- дарение имущества физическим и юридическим лицам,
- деньги, отданные в профсоюзы,
- прочие затраты, перечисленные в ст. 270 Налогового кодекса.
Порядок уплаты налога на прибыль бюджетными предприятиями
Бюджетные учреждения обязаны уплачивать налог на прибыль на общих условиях. Объект обложения налогом – прибыль налогоплательщика. Прибылью, в свою очередь, является разница между всеми денежными поступлениями и затратами, рассчитанные на основании главы 25 НК РФ. То есть прибыль бюджетного учреждения – прибыль от деятельности, осуществляемой с целью извлечения прибыли.
Доходы, учитываемые при уплате налога на прибыль – выручка от продажи товаров, работ и услуг. Внереализационные доходы – это иные денежные поступления.
Учреждения должны разработать и утвердить учетную политику, чтобы всегда по одной схеме рассчитывать налог на прибыль. Субсидии, выделяемые бюджетным учреждениям, не облагаются налогом, поскольку являются средствами целевого финансирования, при условии ведения раздельных книг учета доходов (расходов), которые получены (произведены) в рамках целевого финансирования.
Доходы, полученные учреждением от оказания услуг пенсионерам и инвалидам на дому, а также в полустационарных условиях, не входят в перечень необлагаемых налогом на прибыль доходов. То есть, выручка от оказания социальных услуг также подлежит обложению налогом на прибыль.
Доходы от реализации возмездных работ или услуг, также входят в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль бюджетных учреждений. С целью уменьшения налогооблагаемой базы предприятие может учесть затраты (обоснованные и подтвержденные документами), но лишь те, которые разрешено учитывать налоговым законодательством. Читайте также статью: → «Льготы по налогу на прибыль организаций в 2020».
Расходы подразделяются на:
- Связанные с производственным процессом:
- материальные,
- на оплату труда,
- амортизационные расходы и т.д.
- Внереализационные.
Если доходы и расходы бюджетное учреждение получает в натуральной форме, стоимость их определяется на дату совершения сделок по аналогичным товарам. Амортизации подлежит исключительно имущество, полученное для ведения предпринимательской деятельности и приобретенное в связи с ее осуществлением. Это означает, что в затратах бюджетного предприятия могут быть учтены лишь расходы на амортизацию основных средств, купленных из заработанных средств и эксплуатируемых только в целях предпринимательства. Способ начисления амортизации выбирается руководством предприятия, отражается в учетной политике и применяется одновременно ко всем амортизируемым объектам (кроме тех, для которых обязателен линейный метод).
Уменьшение доходов от реализации на возмездной основе услуг может производиться на сумму превышения фактически понесенных затрат над суммой выделенных для выполнения задания субсидий. Действия необходимо обосновать путем представления вычислений затрат, не оплаченных их бюджетных средств. Доходы и расходы могут быть признаны методом начисления или кассовым методом на выбор учреждения.
Метод начисления предполагает признание доходов и расходов в отчетном или налоговом периоде, в каком они возникли. Фактические поступления и выплаты, имущество, работы, услуги, имущественные права во внимание не принимаются. Согласно порядку кассового метода, днем получения дохода считается дата поступления денег (работ, услуг, имущественных прав) на расчетный счет, в кассу или на предприятие. Затраты плательщика налогов признаются фактически понесенные расходы.
Доход бюджетного предприятия определяется без учета НДС, налога с продаж и акцизов.
Сроки уплаты налога на прибыль
Бюджетные учреждения представляют декларацию по налогу на прибыль по завершении каждого отчетного (I квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года) и налогового периода (календарный год). Декларация по итогам налогового периода подается в бумажном или электронном виде не позднее 28-ого марта года, который следует за оконченным налоговым периодом.
Процентная ставка налога на прибыль для бюджетных предприятий
Основная ставка налога на прибыль составляет 20%. Образовательные и медицинские учреждения вправе применять к налогооблагаемой базе нулевую ставку, если для налоговой базы не установлены другие ставки согласно п. п. 3, 4 ст. 284 НК РФ, и при соблюдении условий ст. 284.1 Налогового кодекса.
Основное требование для применения ставки 0% – получение доходов от оказания образовательных/медицинских услуг, осуществления исследований в области науки, создание опытно-конструкторских разработок. Причем доля выручки от осуществления перечисленных видов деятельности должна оказаться не ниже 90% всех заработков. Даже если доля будет равна 89,9%, налог на прибыль придется уплачивать.
Особенности уплаты авансовых платежей бюджетными учреждениями
Бюджетные предприятия входят в список организаций, которые уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода. Вне зависимости от объемов квартальных денежных поступлений, бюджетные учреждения по итогам отчетных периодов уплачивают только квартальные авансовые платежи. Читайте также статью: → «Как платить налог на прибыль авансовыми платежами?».
Квартальные авансовые платежи и основная сумма налога на прибыль, исчисленные по итогам отчетного и налогового периодов соответственно, должны быть перечислены:
- в федеральный бюджет по 6,5%-ной ставке,
- в бюджет субъекта РФ по 17,5%-ной ставке,
- в бюджет региона по 2%-ной ставке.
Ответственность за уклонение от уплаты налога на прибыль
Бюджетным организациям при обнаружении ошибок в уплате налога на прибыль следует самостоятельно их исправить, провести перерасчет налога, уплатить в бюджет разницу и пени за период, пока ошибка выявлена не была, направить в налоговую службу уточненную декларацию.
В противном случае на учреждение будет наложен штраф, рассчитанный на основании суммы недоимки за вычетом сумм имеющихся в учреждении переплат. Также будет начислена пеня за каждый день просрочки платежа. При злостном нарушении налогового законодательства меры наказания будут ужесточаться вплоть до привлечения руководства предприятия к уголовной ответственности.
Бухгалтерские проводки при учете
Начисление налога на прибыль и уплата его в бюджет бюджетными учреждениями отражается проводками, указанными в таблице.
Операция | ДЕБЕТ | КРЕДИТ |
Начислен налог на прибыль организации: | ||
● с доходов от продажи нефинансовых активов | 2.401.10.172 | 2.303.03.730 |
● с доходов от аренды | 2.401.10.120 | |
● с доходов от платных работ/услуг | 2.401.10.130 | |
● с других доходов (к примеру, с безвозмездных поступлений) | 2.401.10.180 | |
Уплачен налог на прибыль в бюджет | 2.303.03.830 | 2.201.11.610 |
Уменьшение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 130 или 180 – в зависимости от учетной политики предприятия) |
Отчетность бюджетный учреждений по налогу на прибыль
Бюджетные учреждения обязаны отчитываться по налогу на прибыль перед ФНС и сдавать отчетность наравне с коммерческими предприятиями. Чтобы в полной мере располагать информацией о расчете налога на прибыль, бюджетные учреждения должны вести налоговый учет – систему обобщения сведений для исчисления налогооблагаемой базы по налогам на основе первичной документации, рассортированной в утвержденном порядке.
Информация налогового учета должна подтверждаться первичной документацией (копиями первичных документов, используемых в бухучете), справкой из бухгалтерии, аналитическими регистрами, вычислениями налогооблагаемой базы. Налоговые декларации направляются в местные органы ФНС (по месту расположения каждого бюджетного предприятия) в общем порядке, определенном в НК РФ, вне зависимости от:
- наличия налогового обязательства (уплаты налога или авансового платежа),
- особенностей исчисления суммы к уплате,
- уплаты налога.
Бюджетные учреждения, которые не должны уплачивать налог на прибыль, направляют налоговую декларацию по окончании налогового периода (календарного года) в следующем составе:
- титульного листа (лист 01),
- листа 02,
- приложения на случай, если имелись доходы и затраты, виды которых приведены в Приложении №4 к Порядку заполнения декларации по налогу,
- листа 07 (если были получены деньги целевого финансирования, целевые поступления и прочие средства, перечисленные в п. п. 1, 2 ст. 251 НК РФ).
Пример расчета налога на прибыль бюджетной организации
За отчетный квартал денежные поступления бюджетного учреждения составили:
- 1 900 000 рублей из бюджета,
- 175 000 000 рублей целевых средств,
- 550 000 000 рублей от осуществления предпринимательской деятельности.
В сумме: 2 625 000 рублей.
- Денежные средства, поступившие от оказания платных услуг, составили:
550 млн. : (2625 млн. – 175 млн.) * 100% = 22,4%
- Общие затраты за квартал: 2 425 000 (и 175 млн. целевых средств). Расчет затрат на предпринимательскую деятельность:
(2425 млн. – 175 млн.) : 100 * 22,4% = 504 млн. рублей.
- Сумма, облагаемая налогом на прибыль организаций составит:
550 млн – 504 млн. = 46 млн. рублей.
- Расчет налога на прибыль по общей формуле:
(550 млн. – 504 млн.) * 0,20 = 9 200 000 рублей.
Законодательные акты по теме
Рекомендуется изучить следующие законодательные акты:
Статья | Описание |
ст. 50 ГК РФ | О возможности осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности ради достижения целей, для которых организация была создана |
ст. 120 ГК РФ | Об открытии учреждения физическими и юридическими лицами, Российской Федерацией или муниципальными образованиями |
Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях” | Об определении некоммерческих организаций |
Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 | О формировании гос. задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения гос. задания |
Письмо Минфина РФ от 28.09.2012 № 02-13-11/3990 | О том, что нормы Бюджетного кодекса для получателей бюджетных средств не могут быть применены в отношении бюджетных организаций |
гл. 25 НК РФ | О налоге на прибыль |
Письмо УФНС России по г. Москве от 17.10.2011 № 16-15/100024@ | Об обязанности бюджетных организаций уплачивать налог на прибыль с ведения деятельности, направленной на получение дохода |
ст. 247 НК РФ | Объект налогообложения по налогу на прибыль |
ст. 250 НК РФ | О внереализационных доходах |
Письмо Минфина РФ от 28.12.2012 № 03-03-06/4/124 | О признании средств целевого финансирования облагаемыми налогом на прибыль, если предприятие не ведет для них отдельной книги учета доходов и расходов |
Письмо Минфина РФ от 27.06.2012 № 03-03-06/4/68 | Об обложении налогом на прибыль доходов бюджетных учреждений, полученных от оказания услуг пенсионерам и инвалидам на дому, а также в полустационарных условиях |
ст. 270 НК РФ | Расходы, не учитываемые в целях налогообложения |
Приказ ФНС РФ от 22.03.2012 № ММВ-7-3/174@ | Форма и формат налоговой декларации по налогу на прибыль организации |
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль” | Руководство для исчисления налога на прибыль |
Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н | Утверждение ПБУ 18/02 |
Типичные ошибки при расчете
Ошибка №1. Бюджетное предприятие определяет сумма дохода с учетом НДС, налога с продаж и акцизов.
Доходы от реализации товаров, выполненных работ и оказанных услуг, доходы от реализации имущественных прав и внереализационные доходы бюджетных учреждений определяются в порядке, установленном ст. 249 Налогового кодекса РФ (без учета НДС, акцизов, налога с продаж).
Ошибка №2. Некоторые расходы бюджетного учреждения, которые не имеют отношение к предпринимательской деятельности и должны были быть профинансированы из средств целевого финансирования, были покрыты за счет предпринимательской деятельности того же предприятия.
Направлять средства на покрытие затрат бюджетного учреждения, которые должны быть покрыты из средств целевого финансирования, разрешается только из чистой прибыли от коммерческой деятельности (после выявления финансовых результатов и уплаты налога на прибыль).
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос №1. Как в целях налогообложения доказать налоговым органам, какие денежные средства имели целевую направленность в деятельности бюджетного учреждения, а какие были направлены на ведение предпринимательской деятельности?
Именно для того, чтобы не возникало споров с контролирующими органами касательно данного вопроса, налоговые органы обязывают бюджетные учреждения вести раздельный учет доходов и расходов по бюджетной и коммерческой деятельности.
Вопрос №2. Какие расходы можно учесть для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?
Налоговую базу можно уменьшить только на расходы, которые:
- обоснованы и экономически оправданы,
- подтверждены документально (бумаги оформляются в соответствии с законодательными нормами РФ),
- возникли в рамках коммерческой деятельности.
Существуют такие затраты, которые невозможно однозначно отнести к ведению предпринимательской деятельности, из таковых учитываться при уплате налога могут только расходы на коммунальные услуги, транспортное обеспечение административно-управленческого аппарата, услуги связи. Затраты должны быть учтена пропорционально доле средств, полученных от коммерческой деятельности в общем объеме средств.