Невозможно определить объем 44 ФЗ

Невозможно определить объем 44 ФЗ

иллюстратор — Дарья Привалова

Что можно закупить

Если коротко — всё (ч. 24 ст. 22 44-ФЗ). С 1 июля 2019 года заказчик сам решает, что будет закупать без конкретного объема, например:

  • бензин,
  • расходники и ремонт компьютеров,
  • лекарства,
  • услуги переводчиков, юристов или размещение в гостинице.

Как заказчик рассчитывает цену

В закупках с неопределенным объемом заказчик указывает в извещении:

  1. Начальную максимальную цену (НМЦ) всей закупки. Исполняя контракт, нельзя выходить за эту сумму.
  2. НМЦ единицы каждого объекта закупки. Каждую НМЦ рассчитывают теми же методами, что и в обычных закупках.
  3. Начальную сумму цен всех объектов закупки. Чтобы найти эту сумму, складывают все полученные цены за единицу товара.

В закупках с установленным объемом общая НМЦ и сумма цен единиц товаров совпадают, а в закупках «без объема” — нет.

Давайте посмотрим пример.

Заказчик закупает услуги по заправке и восстановлению картриджей, техобслуживанию и ремонту оргтехники.

Самая большая сумма получилась у запчастей, потому что заказчик сложил стоимость всех возможных запчастей, которые могут пригодиться при ремонте оргтехники.

  1. Заказчик определил НМЦ контракта — 20 000 руб.
  2. Затем методом анализа рыночных цен рассчитал стоимость объектов закупки, сколько по-отдельности готов заплатить за заправку, запчасти, техобслуживание, восстановление картриджей:
    • Заправка картриджей 11 494,98 руб.
    • Запасные части 129 885,26 руб.
    • Техническое обслуживание 10 750 руб.
    • Восстановление картриджей 12 620 руб.

  3. Начальная сумма единиц всех товаров — 164 750,24 руб. Эту сумму участники снижают, подавая заявку или во время аукциона.

Какую цену снижать поставщикам

Во время аукциона или в заявке на другие виды закупках участники снижают не НМЦ закупки, а сумму всех цен объектов закупки. Если опираться на пример, то не 20 000 руб., а сумму всех цен — 164 750,24 руб. Нельзя подать предложение, которое превышает начальную сумму цен.

По какой цене заключат контракт

Контракт заключат на НМЦ закупки (в нашем примере — на 20 000 руб.), но плата за каждый отдельный товар или услугу будет снижена пропорционально снижению цены победителя во время торгов (ч. 17 ст. 68 44-ФЗ).

Чтобы рассчитать цену за единицу товара или услуги, заказчик делит сумму цен, которую предложил победитель, на начальную сумму цен единиц. Полученный коэффициент применяют к стоимости каждого объекта закупки или позиции технического задания.

Предположим, что победитель закупки на обслуживание картриджей и ремонт оргтехники снизился до 131 800 руб. Коэффициент снижения составил 0,8. Значит, за каждую услугу или запчасть для ремонта заказчик заплатит меньше на 20%, например:

  • за техническое обслуживание принтера/МФУ А4 — 1 800 * 0,8 = 1440 руб.
  • за жесткий диск — 6241,60 * 0,8 = 4993,28.

Как часто потребуется восстанавливать картриджи или ремонтировать оргтехнику, зависит от потребности. Главное — в своих заявках он не сможет выйти за 20 000 рублей.

Как рассчитывают обеспечение заявки и контракта?

Обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта считают от НМЦ закупки.

Антидемпинговые меры заказчик применит, если участник предложит сумму цен товаров, которая меньше начальной на 25% и более. Правила применения мер будут такими же, как при обычных закупках.

Размер преимущества для организаций инвалидов и учреждений УИС также будут рассчитывать от предложенной участником суммы цен.

На что обратить внимание

Будьте внимательнее при расчете своей цены

Вы снижаете сумму всех единиц товара, а не НМЦ. Например, в этой закупке на ремонт компьютеров победитель слишком сильно снизился. Возможно, из-за этого был вынужден отказаться заключать контракт. НМЦ закупки — 1 450 000 рублей, но снижаться нужно было от суммы всех товаров и услуг — 4 266 777, 97 руб.

Заказчик может закупить меньше, чем вы рассчитывали

В контракте заказчик обязательно указывает, что объем товаров или услуг определяется на основании заявок (ч. 1 ст. 34 44-ФЗ). Поставщик получает оплату не при заключении контракта, а по мере выполнения работ. Если не будет заявок или их будет меньше, чем вы рассчитывали, оспорить это нельзя.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Изменения, вступающие в силу с 1 июля 2019 г. Часть 2.

Реформа закупок «без объема» ( закупки без объема )

В настоящее время провести закупку с параметром «количество необходимых товаров, объем работ или услуг заранее неизвестно» можно только в строго определенных случаях, перечисленных в п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ. «Без указания объема» могут быть закуплены: работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования; услуги связи; юридические услуги; медицинские услуги; образовательные услуги; услуги общественного питания; услуги переводчика; услуги по перевозкам грузов, пассажиров и багажа; гостиничные услуги; услуги по проведению оценки. ( закупки без объема )

С 1 июля таких ограничений больше не будет. Заказчики смогут по своему усмотрению определять, в каких случаях невозможно определить количество закупаемых товаров, объем работ или услуг. В этих случаях в ЕИС будут указываться: начальная цена единицы ТРУ; начальная сумма цен единиц ТРУ; максимальное значение цены контракта. Эти величины определяются заказчиком с учетом требований к закупаемым ТРУ, предусмотренных актами нормирования в сфере закупок (ст. 19 Закона № 44-ФЗ), при этом цена единицы ТРУ обосновывается по правилам ст. 22 Закона № 44-ФЗ. ( закупки без объема )

При этом размер обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта рассчитывается от максимального значения цены контракта, а в контракте предусматривается порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика. При заключении контракта в проект контракта будет включаться (с использованием ЕИС) максимальное значение цены контракта и цена единицы ТРУ.

Цена единицы ТРУ будет определяться путем уменьшения начальной цены таких единиц, указанных в извещении, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц ТРУ в ходе конкурентной процедуры. Соответственно, по всему тексту Закона № 44-ФЗ пары терминов «НМЦК» и «начальная сумма цен единиц ТРУ», «цена контракта» и «сумма цен единиц ТРУ» отныне используются на паритетных началах. Например, определено, что в случае закупок «без объема»: вместо «твердой цены» в контракте указываются цены единиц ТРУ и максимальное значение цены контракта; антидемпинговые меры применяются в случае предложения участником закупки суммы цен единиц ТРУ, которая на 25% и более ниже начальной суммы цен указанных единиц; преимущества организациям инвалидов, учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы предоставляются в отношении суммы цен единиц ТРУ; критерием оценки заявок и окончательных предложений является сумма цен единиц ТРУ, и т. д. Есть лишь один случай, когда нельзя будет объявить закупку «без объема» сразу после 1 июля.

Это закупка лекарственных препаратов: не указывать их количество можно будет только с 1 октября.

( закупки без объема )

Продолжение

Попробовать отсудить стоимость дополнительных работ можно, но успех дела зависит от конкретных обстоятельств.

Изменение существенных условий госконтракта допускается только при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если такая возможность предусмотрена в документации о закупке и госконтракте;

  • если по предложению заказчика увеличивается предусмотренное контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% (п. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее — Закон № 44-ФЗ).

Таким образом, Законом № 44-ФЗ действительно предусмотрены ограничения для изменения цены контракта. Однако это не означает, что в любом случае подрядчик не вправе получить деньги за выполненные по согласованию с заказчиком дополнительные работы.

Этот вопрос рассматривался в п. 12 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017 (далее — Обзор ВС РФ от 28.06.2017). Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим — необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику и обосновать необходимость немедленных действий в интересах заказчика. При согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по независящим от него причинам (п. 3, 5 ст. 743 ГК РФ).

ВС РФ отмечал в п. 12 Обзора ВС РФ от 28.06.2017, что увеличение объема работ по госконтракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, также могут быть отнесены исключительно те работы, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта, объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.

Если заказчик согласовал действия по проведению дополнительных работ, необходимых для завершения технологического цикла и обеспечения годности и прочности их результата, последующий отказ в оплате дополнительных работ создавал бы возможности для извлечения им преимуществ из своего недобросовестного поведения, что противоречит п. 4 ст. 1 ГК РФ (п. 12 Обзора ВС РФ от 28.06.2017). Таким образом, ВС РФ подтвердил, что в исключительных ситуациях взыскание стоимости дополнительных работ возможно, даже если она превысила 10% цены контракта.

Пример из практики

В одном деле подрядчик по госконтракту выполнял ремонт здания почти на 3 млн руб. В ходе выполнения работ подрядчик обнаружил в проектно-сметной документации и локальных сметных расчетах расхождения. Стороны подписали акты о выполнении дополнительных работ на 500 000 руб. Но впоследствии заказчик отказался оплатить их. Подрядчик подал иск о взыскании стоимости выполненных дополнительных работ. Заказчик возражал. Он ссылался в том числе на то, что нельзя увеличивать предусмотренный контрактом объем работ более чем на 10%. Суды трех инстанций удовлетворили исковые требования. Они рассмотрели акты формы КС-2, КС-3, акты освидетельствования скрытых работ, локальные сметные расчеты с отметками службы технического контроля учреждения «проверено», рабочую документацию. В итоге они установили, что подрядчик выполнил дополнительные работы, которые с заказчиком фактически были согласованы. А согласно заключению судебной экспертизы выполнить согласованные контрактом работы без выполнения дополнительных работ было невозможно, выполнение дополнительных работ было обусловлено изменением рабочих проектов, а следовательно, невыполнение спорных работ грозило прочности и годности результата работ. Таким образом, суды взыскали в этом деле более 10% цены контракта.

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 09.10.2019 № Ф04-4572/2019 по делу № А45-37230/2018

В то же время иногда встречается и противоположная позиция (причем в делах, рассмотренных уже после появления Обзора ВС РФ от 26.07.2017): о том, что взыскать стоимость дополнительных работ можно только в пределах 10% стоимости контракта (см. постановление АС Уральского округа от 07.09.2018 № Ф09-4986/18 по делу № А60-64067/2017).

В еще одном деле подрядчик обязался выполнить работы по благоустройству территории сквера почти на 29 млн руб. В ходе выполнения работ выяснилось, что необходимо выполнить дополнительные работы и приобрести дополнительные материалы. Их стоимость составила 3,5 млн руб. Потребность в этих дополнительных расходах стороны зафиксировали в протоколах технических совещаний по выполнению работ по благоустройству сквера с участием представителей заказчика и подрядчика. Но впоследствии заказчик сообщил, что не может оплатить выполненные работы в связи с отсутствием дополнительного финансирования из бюджета. Подрядчик подал иск о взыскании с заказчика стоимости дополнительных работ.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск. Но кассация отменила их судебные акты и направила дело на новое рассмотрение. Она указала, что вывод судов о необходимом характере дополнительных работ был мотивирован исключительно указанием на то, что они согласованы с заказчиком. Вместе с тем сам факт подтверждения заказчиком необходимости выполнения дополнительных работ и их согласования не является достаточным для решения вопроса по их оплате. Нижестоящие суды фактически не исследовали вопросы о том, являлись ли дополнительные работы безотлагательными, насколько они связаны с основными работами, возможно ли достижение результата контракта без выполнения данных работ, выполнены ли в целях предотвращения большего ущерба либо вероятной гибели (повреждения) объекта строительства без незамедлительного проведения дополнительных работ. Обстоятельства, связанные с возможностью или невозможностью приостановки работ, суды фактически не исследовали. Таким образом, вывод судов о возможности взыскания с заказчика стоимости дополнительных работ был преждевременным (постановление АС Уральского округа от 13.02.2019 № Ф09-9270/18 по делу № А07-13932/2018).

Возвращаясь к вашему случаю, можно сказать, что для взыскания стоимости дополнительных работ придется доказать, что заказчик согласовал выполнение дополнительных работ, их невыполнение грозило годности и прочности результата выполняемой работы, без них невозможно было завершить работы по госконтракту, а также что без увеличения стоимости эти работы не сможет выполнить иное лицо (п. 12 Обзора ВС РФ от 28.06.2017).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *