Невыясненные поступления

Невыясненные поступления

Страховые взносы сначала 2017-гоадминистрируют налоговые органы.

Практика работы с невыясненными поступлениями, зачисляемыми в федеральный бюджет (Зайцева Е.В.)

По этому поводу вышло письмо ФНС от 17 января 2017 года № ЗН-4-1/540, где уточнены детали нововведений. особое внимание следует уделить новым КБК и другим особенностям нового заполнения формы.

Как избежать ошибок взаполнении платежек

Ошибки в платежных поручениях случались и раньше. Сейчас, в первые месяцы после смены администрирующего органа, их число ожидаемо вырастет.

Заполняя платежные поручения на перечисление страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, следует обратить внимание на ряд важных аспектов.

В поля, где требуется указать·ИНН и КПП получателя средств, теперь вносятся реквизиты налоговых органов. То есть, значение и КПП органа ФНС, осуществляющего администрирование платежа.

В графу «Получатель» вносится сокращенное название органа Федерального казначейства, а в скобках тут же указывается наименование налогового органа-администратора платежа (сокращенно).

Ранее мы посвятили данному вопросу материал, в котором подробно рассмотрены изменения реквизитов в платежках по страховым взносам.

Обратите внимание на новые значения кодов бюджетной классификации. Используются КБК, состоящее из 20 цифр, и три первых знака в этом коде — «182», это обозначение Федеральной налоговой службы. Перечень конкретных КБК выложен на сайте ФНС, а также на этой странице tbis.ru.

Меры, принимаемые ФНС иФедеральным казначейством

Вероятные ошибки в платежках с января этого года — это старые КБК и данные прежнего получателя взносов (наименование, КПП, ). Налоговики решили подстраховаться от вала подобных огрехов и последующей задержки поступления платежей в Пенсионный фонд, Федеральный ОМС и Фонд соцстраха. ФНС обратилась в Федеральное казначейство с просьбой перекодировать платежки со старыми КБК и реквизитами получателя в автоматическом режиме.

Но такая автоматическая перекодировка проводится с 11 января 2017 года. По договоренности с ФНС, Федеральное казначейство само займется уточнением и невыясненных поступлений за период с 3 по 10 января 2017 года включительно. Основанием станут выписки кредитных учреждений.

Если автоматическую перекодировка Казначейству произвести не представляется возможным, например, в платежку внесен несуществующий КБК, то с этими зависшими платежами будут разбираться уже налоговики.

Тоже может быть полезно:

Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

Комментарии

Нажимая на кнопку «Отправить» вы подтверждаете, что ваш комментарий не содержит персональных данных в любой их комбинации

Вопросы и ответы в комментариях даются пользователями сайта и не носят характера юридической консультации. Если вам необходима юридическая консультация, рекомендуем получить ее, задав вопрос по телефонам, указанным выше, или через эту форму

.

Защита документов

Поступления, принадлежность которых невозможно установить, относятся к невыясненным поступлениям. ФК отражает эти средства по специальному коду бюджетной классификации невыясненных средств.

По классификации «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет» 1 17 01010 01 0000 180 отражаются:

1. поступления, по которым отсутствуют или не полностью представлены расчетные документы;

2. поступления, по которым из полей платежного поручения «ИНН» и «КПП» невозможно определить территориальную принадлежность администратора доходов или если это федеральный администратор;

3. при отсутствии или при неверно указанном в платежном поручении коде ОКАТО;

4. если указаны реквизиты администратора доходов федерального бюджета, у которого отсутствуют полномочия администрировать данный доход.

По классификации «Невыясненные поступления, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации» 1 17 01020 02 0000 180 отражаются:

1. поступления, у которых в полях платежных документов указаны «ИНН» и «КПП» администратора поступлений в бюджет – органа государственной власти субъекта РФ или в поле 104 – администрируемый данными органами доход;

2. если указан код ГАДБ субъекта;

3. если в платежном поручении есть все реквизиты, но АДБ он не имеет права администрировать указанный доход, либо ему не открыт нужный лицевой счет АДБ.

По классификации «Невыясненные поступления, зачисляемые в местные бюджеты» 1 17 01040 04 0000 180, 1 17 01050 05 0000 180, 1 17 01050 10 0000 180 отражаются:

1. поступления, у которых в полях платежных документов указаны «ИНН» и «КПП» администратора поступлений в бюджет – органа местного самоуправления или находящегося в его ведении казенного учреждения и при наличии кода ОКАТО МО;

2. если в платежном поручении есть все реквизиты, но АДБ он не имеет права администрировать указанный доход, либо ему не открыт нужный лицевой счет АДБ.

Для уточнения (выяснения) принадлежности платежей, отнесенных к невыясненным поступлениям, орган Федерального казначейства формирует Запрос на выяснение принадлежности платежа и направляет его администратору поступлений в бюджет в соответствии с порядком, установленным финансовым органом данного субъекта Российской Федерации (данного муниципального образования). В случае, если по данным платежных поручений установить администратора поступлений невозможно, им назначается соответствующий финансовый орган.

При получении органом Федерального казначейства от администратора невыясненных поступлений Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа по невыясненным поступлениям, зачисляемым в бюджет, указанные поступления отражаются на лицевом счете администратора поступлений, указанного в Уведомлении об уточнении вида и принадлежности платежа, по уточненному коду бюджетной классификации.

Невыясненные поступления, по расчетным документам в которых в текстовом поле «Назначение платежа» не имеется оснований для отнесения такого платежа к налогам, сборам и иным платежам, подлежащим перечислению в бюджет, возвращаются плательщику при поступлении от него заявления.

Невыясненные поступления, принадлежность которых к доходам не установлена и поступившие на счет органа Федерального казначейства по вине банка возвращаются банку при поступлении от него заявления, с обязательным приложением претензии (заявления) плательщика.

Невыясненные поступления, ошибочно поступившие на счет органа Федерального казначейства и предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, возвращаются плательщику органом Федерального казначейства по месту зачисления платежа при поступлении письменного обращения от администратора поступлений в бюджет, которому предназначался платеж, с приложением заявления плательщика и копии нормативного правового акта главного администратора поступлений в бюджет, наделяющего его соответствующими полномочиями, и в случае отсутствия на территории данного субъекта Российской Федерации администратора поступлений в бюджет, подведомственного тому же главному администратору поступлений в бюджет.

Возврат осуществляется на основании заявления плательщика, банка или администратора поступлений в бюджет и оформленной в соответствии с ними органом Федерального казначейства Заявки на возврат не позднее 3-х рабочих дней со дня поступления в орган Федерального казначейства соответствующего заявления.

В Заявке на возврат невыясненных поступлений и в оформленном органом Федерального казначейства на ее основании расчетном документе, в поле «Назначение платежа» указывается: «Возврат ошибочно перечисленных поступлений (с указанием причины возврата)».

Если орган ФК уже перечислил средства со счета 40101 в бюджет (на единый счет бюджета 40105, 40201 или 40204), в который они не должны были быть зачислены, администратор поступлений формирует Заявку на возврат и отправляет ее в Федеральное казначейство.

Все невыясненные поступления, в том числе уточненные, включаются Федеральным казначейством в Ведомость учета невыясненных поступлений (форма по КФД 0531456, 92н).

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2936; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы Практика работы с невыясненными поступлениями, зачисляемыми в федеральный бюджет (Зайцева Е.В.)

Практика работы с невыясненными поступлениями, зачисляемыми в федеральный бюджет (Зайцева Е.В.)

Дата размещения статьи: 20.09.2016

В число полномочий органов Федерального казначейства, согласно ст.

Невыясненный платеж в 2018 году

166.1 Бюджетного кодекса РФ, входит учет и распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Порядок отнесения платежей к невыясненным поступлениям, а также порядок их уточнения определены Приказом Минфина России от 18.12.2013 N 125н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».

Платежи учитываются органами Федерального казначейства как невыясненные поступления в случае, если в расчетном документе плательщиком не указана или неверно указана информация в реквизитах «61» (ИНН получателя), «103» (КПП получателя), «104» (КБК), «105» (ОКТМО). Предполагаемому администратору доходов бюджета направляется запрос на выяснение принадлежности платежа.

Вместе с тем в соответствии со ст. 160.1 БК РФ полномочия по принятию решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты всех уровней и представлению уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа возложены на администраторов доходов бюджетов.

Кроме того, Приказом N 125н на администратора доходов возложена обязанность доведения до плательщиков сведений о реквизите счета, значения ИНН и КПП получателя (администратора поступлений в бюджет), кода бюджетной классификации и другой информации, необходимой для заполнения распоряжений о переводе денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ.

Один из показателей мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденных Приказом Минфина России от 13.04.2009 N 34н, — доля невыясненных поступлений, зачисленных в федеральный бюджет, от общего объема поступлений с учетом уточнений и возвратов.

УФК по Кемеровской области проводит масштабную работу с невыясненными поступлениями, зачисляемыми в федеральный бюджет, преследуя как минимум две цели — снижение объема платежей, подлежащих зачислению на невыясненные поступления, и минимизация неуточненного остатка сумм невыясненных поступлений. На такие поступления оперативно направляются администраторам доходов бюджетов уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа.

Результат такой работы позволяет избежать задержки в получении денежных средств областным и местными бюджетами Кемеровской области, а также сократит время прохождения платежей до администратора доходов бюджета и исключит факт повторного списания сумм со счетов плательщиков на основании инкассовых поручений и исполнительных листов.

Для реализации поставленных целей в Управлении проводятся следующие мероприятия.

На этапе обработки банковской выписки Управлением осуществляется визуальный контроль расчетных документов, отнесенных в текущем операционном дне на невыясненные поступления. В случае возможного устранения причины отнесения на невыясненные поступления в рамках действующего бюджетного законодательства проводятся соответствующие мероприятия и платеж идентифицируется по соответствующему коду бюджетной классификации.

Ежедневно в день зачисления платежей на невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, предполагаемым администраторам доходов направляется запрос на выяснение принадлежности платежа. За 2014 г. Управлением направлено более 173 тыс. запросов, за 2015 г. — более 160 тыс., за январь — май 2016 г. — более 38 тыс.

Применяется схема уточнения невыясненных поступлений в день поступления платежа на основании уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа администратора доходов бюджета.

Осуществляется активное взаимодействие с администраторами доходов бюджетов, кредитными организациями и плательщиками. Только за 2015 г. Управлением были направлены в адрес администраторов доходов бюджета 39 писем, в адрес плательщиков — 233 письма, из них 26 — физическим лицам.

На официальном сайте Управления (http://kemerovskaya.roskazna.ru) во вкладке «Учет и распределение поступлений» размещается актуальная информация как для администраторов доходов бюджетов (образцы заполнения уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, заявки на возврат, изменения в нормативные документы и др.), так и для плательщиков (образец заполнения платежного поручения для уплаты платежей в бюджетную систему РФ).

Регулярно проводятся совещания с администраторами доходов бюджетов по порядку завершения операций на счете Управления N 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» и подготовке к началу нового финансового года. На них обсуждаются проблемы оперативного уточнения остатков сумм невыясненных поступлений до конца текущего финансового года, а также изменения бюджетного законодательства, вступающие в действие в следующем финансовом году, для своевременного доведения администраторами доходов бюджетов информации об изменениях до плательщиков и минимизации роста невыясненных поступлений в начале финансового года.

В рамках выполнения стратегической задачи «совершенствование процедур и повышение качества кассового обслуживания исполнения федерального бюджета и учета операций со средствами неучастников бюджетного процесса» и в целях создания оптимальной модели по минимизации невыясненных поступлений на счетах органов Федерального казначейства Управлением в Федеральное казначейство направлены предложения по оптимизации ресурсоемких процедур.

Чтобы наглядно определить объем выполненной специалистами Управления работы, рассмотрим фактические показатели.

На невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, отнесено: в 2014 г.

— более 165 тыс. расчетных документов на сумму 2378,7 млн руб., в 2015 г. — более 160 тыс. расчетных документов на сумму 2424,2 млн руб., в январе — мае 2016 г. — более 36 тыс. расчетных документов на сумму 698,9 млн руб.

Следует отметить, что рост количества платежей, учтенных как невыясненные поступления, отмечается в январе 2014 и 2015 г. и составляет примерно 12% от общего количества невыясненных поступлений за год. Главным образом он возникал из-за недостаточной ориентированности плательщиков в изменяющемся бюджетном законодательстве, несвоевременного доведения администраторами доходов бюджетов до них необходимой информации и отсутствия со стороны кредитных организаций контроля значений реквизитов в распоряжениях юридических и физических лиц о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ.

Поскольку в части учета поступлений в бюджетную систему РФ в 2016 г. значительных изменений в бюджетное законодательство не принималось, а изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, для применения при составлении и исполнении бюджетов на 2016 г. были внесены уже в июне 2015 г. Приказом Минфина России N 90н, количество невыясненных поступлений в 2016 г. снизилось более чем в 2 раза в сравнении с предыдущими годами.

В результате проведенных Управлением мероприятий остаток невыясненных поступлений прошлых лет, зачисленных в федеральный бюджет в 2005 — 2015 гг., по состоянию на 1 июня 2016 г. составил 3980,00 руб. по 3 расчетным документам.

На разных этапах при выполнении мероприятий по уточнению невыясненных поступлений Управление сталкивалось с определенными трудностями.

Например, до вступления в силу Приказа N 125н неидентифицированные платежи, подлежащие зачислению на счета государственных внебюджетных фондов, учитывались как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет. Управлению приходилось направлять запрос на выяснение принадлежности платежа администраторам доходов бюджета — органам управления государственными внебюджетными фондами, да и денежные средства до проведения операций уточнения аккумулировались на счете федерального бюджета.

Только начиная с 1 января 2014 г. невыясненные поступления зачисляются непосредственно в бюджеты государственных внебюджетных фондов и, соответственно, более оперативно уточняются на основании уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа органов управления государственными внебюджетными фондами.

Кроме того, до 1 января 2014 г. невозможно было уточнить платежи, ошибочно поступившие на счет Управления N 40101, но предназначавшиеся к зачислению на счет органа Федерального казначейства другого региона, их можно было только вернуть плательщику.

Проблема заключалась в отсутствии нормативно установленной схемы передачи информации соответствующему администратору доходов бюджета, так как в этом случае, как правило, ни администратор доходов бюджета, ни плательщик не знали, что денежные средства ошибочно зачислены на счет органа Федерального казначейства другого региона.

Поэтому Управлению приходилось направлять письма предполагаемому администратору доходов бюджета, в УФК другого региона и плательщику, ошибочно перечислившему платеж, с разъяснениями порядка возврата денежных средств. Все это не способствовало снижению сумм невыясненных поступлений, так как только 12% плательщиков, которым были направлены письма, обратились с заявлениями о возврате денежных средств.

С 1 января 2014 г. в соответствии с Приказом N 125н стало возможным уточнение невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, учтенных на счете Управления N 40101, соответствующим администратором доходов бюджета другого региона.

Введение новой формы «Реестр платежей, ошибочно зачисленных на счет другого органа Федерального казначейства» позволило администраторам доходов бюджета другого региона в короткие сроки уточнить все платежи и зачислить в соответствующие бюджеты: в 2014 г. — по 275 документам на сумму более 1,1 млн руб., в 2015 г. — по 100 документам на сумму 1,6 млн руб., за январь — май 2016 г. — по 45 документам на сумму 0,4 млн руб.

Вместе с тем с 9 февраля 2016 г. в соответствии с изменениями к Приказу N 125н:

— реализован новый механизм предоставления запроса на выяснение принадлежности ошибочно зачисленного платежа предполагаемому администратору доходов бюджета другого региона, внедрение которого позволило исключить необходимость направления писем предполагаемому администратору доходов бюджета, в УФК другого региона и плательщику;

— установлен срок предоставления в орган Федерального казначейства уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа администратором доходов бюджета, который не должен превышать 20 рабочих дней со дня предоставления в его адрес запроса на выяснение принадлежности платежа.

Но, к сожалению, действующим бюджетным законодательством не предусмотрена ответственность администратора доходов бюджета за нарушение установленного срока. Да и уточнение налоговых платежей и страховых взносов осуществляется на основании заявления плательщика. Сроки их уточнения установлены Налоговым кодексом РФ и Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Известно, что эти платежи составляют немалую долю невыясненных поступлений.

И наконец, долгожданная поддержка пришла со стороны кредитных организаций.

С 28 марта 2016 г. вступил в силу пп. «б» п. 1 Приказа Минфина России от 23.09.2015 N 148н «О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. N 107н», в соответствии с которым кредитными организациями осуществляется контроль значений реквизитов принимаемых к исполнению распоряжений юридических и физических лиц о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ.

Данная мера обеспечит полноту, обязательность и достоверность заполнения реквизитов распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему, а следовательно, эти суммы уже не пополнят невыясненные поступления.

Кроме того, контроль значений реквизитов, принимаемых кредитными организациями к исполнению распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ, способствует развитию и функционированию Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, которая в перспективе составит одну из систем, взаимодействующих с интегрированной информационной системой государственных финансов «Электронный бюджет».

В заключение хотелось обратить внимание на то, что изменения отдельных норм бюджетного законодательства не только дают возможность значительно снизить суммы невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, но и способствуют повышению эффективности администрирования платежей, совершенствованию механизмов функционирования бюджетной системы в целом, развитию системы государственных финансов «Электронный бюджет».

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)»

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам.

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ»

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 «»Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 «О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

«Бухгалтерский учет», N 19, 2003

ПОСТУПЛЕНИЕ НЕУСТАНОВЛЕННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ:

УЧЕТ И НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

В практике работы организаций нередко возникают ситуации, когда на расчетный счет поступает денежная сумма от неустановленного плательщика. Как следует отразить поступление этих средств в бухгалтерском учете и годовой отчетности? Имеют ли место налоговые последствия от поступления неустановленной суммы?

Получение неустановленной денежной суммы влечет образование кредиторской задолженности.

Учет и возврат невыясненных платежей

В бухгалтерском учете для отражения подобных операций в корреспонденции со счетами учета денежных средств может использоваться отдельный субсчет «Невыясненные суммы» к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а в бухгалтерской отчетности такая сумма будет отражаться в пассиве баланса в разд.IV «Краткосрочные обязательства» по стр. 628 «Прочие кредиторы».

Однако возникновение подобной ситуации маловероятно, так как в соответствии с Положением ЦБ РФ N 2-П от 12.04.2001 «О безналичных расчетах в Российской Федерации» в реквизитах платежных документов в обязательном порядке указывается и плательщик, и назначение платежа (п.2.10). Конечно, не исключены случаи, когда обслуживающий банк производит ошибочное зачисление на расчетный счет организации денежных средств других юридических или физических лиц, но такие ошибки устраняются достаточно оперативно, и при получении выписки, подтверждающей списание банком ошибочно зачисленных сумм, на счетах бухгалтерского учета делается запись в корреспонденции, обратной учету их зачисления:

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсч. «Невыясненные суммы»,

К-т сч. 51 «Расчетные счета».

Более вероятно, когда денежные средства поступили от плательщика, наименование которого известно (содержится в платежном документе), но он не является контрагентом организации. Указано и назначение платежа, однако оно неинформативно для получателя. Например, в платежном поручении, приложенном к зачисленной сумме, может быть указано: «Платеж по соглашению N 8 от 10.05.2002», но такое соглашение не заключалось, или же получатель зарегистрирован после 01.06.2002.

Как и в случае с невыясненными суммами, в бухгалтерском учете организации-получателя на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетами учета денежных средств формируется кредиторская задолженность, но это уже задолженность перед конкретным хозяйствующим субъектом.

В сложившейся ситуации сразу возникает вопрос о том, что же делать с полученными денежными средствами: следует ли попытаться вернуть их отправителю, оставить на своем расчетном счете как задолженность до истечения срока исковой давности или же сразу включить в доходы как безвозмездно полученные суммы?

Гражданский кодекс РФ устанавливает, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (ст.218). В рассматриваемом случае реальное основание перечисления денежных средств не известно, поэтому представляется неправомерным говорить о совершении сделки по отчуждению денег в пользу организации-получателя, следовательно, у организации не возникает права собственности на поступившие денежные суммы.

Если же лицо (приобретатель) без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица (потерпевшего), то к нему могут быть применены нормы гл.60 ГК РФ «Обязательства вследствие неосновательного обогащения». Так, в соответствии со ст.1102 ГК РФ приобретатель обязан возвратить потерпевшему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), причем правила о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре (ст.1104 ГК РФ). Более того, в соответствии со ст.1105 ГК РФ если организация использовала полученные денежные средства в хозяйственной деятельности, то она будет обязана возвратить не только саму денежную сумму, но и все полученные доходы от использования этих средств.

Но даже если организация не будет использовать денежные средства, а они будут просто находиться на ее расчетном счете, то согласно ст.1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения денежных средств. В рассматриваемой ситуации приобретатель узнает о неосновательности получения в момент зачисления неустановленной суммы, следовательно, проценты могут быть начислены на весь срок нахождения у него полученных денежных средств. Возвращение неосновательно полученных сумм и суммы процентов за пользование чужими денежными средствами возможно как по решению суда, так и в добровольном порядке на основании выставленной претензии.

Порядок начисления и уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами определен ст.395 ГК РФ, согласно которой эти проценты подлежат уплате на сумму используемых денежных средств по действующей в месте нахождения кредитора учетной ставке банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.

В бухгалтерском учете проценты, уплачиваемые за пользование чужими денежными средствами (в отличие от процентов, выплачиваемых по договорам кредита и займа), могут быть приравнены к финансовым санкциям за нарушение условий договоров и согласно ПБУ 10/99 включаются в состав внереализационных расходов (дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»).

Что касается налоговой базы по налогу на прибыль, то в соответствии со ст.265 Налогового кодекса Российской Федерации в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств (пп.13 п.1). В рассматриваемом случае, с одной стороны, проценты за пользование чужими денежными средствами не связаны с договорными или долговыми обязательствами и вытекают из внедоговорных отношений, а именно — из неосновательного обогащения, следовательно, их нельзя прямо отнести к финансовым санкциям, уменьшающим налоговую базу. С другой стороны, такие проценты непосредственно не относятся и к финансовым санкциям, взимаемым государственными органами, которым законодательно предоставлено право на взимание таких санкций, и не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль (ст.270 НК РФ, п.2). Таким образом, вопрос о возможности уменьшения налоговой базы на сумму этих процентов будет зависеть от того, являются ли они экономически обоснованными и документально подтвержденными затратами (ст.252 НК РФ).

По нашему мнению, уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на суммы процентов за пользование чужими денежными средствами, предъявленных на основании законодательных норм о неосновательном обогащении, представляется неправомерным.

Случаи, когда в отношении полученного как неосновательное обогащение имущества не применяется описанный выше порядок возврата и уплаты дополнительных финансовых санкций, перечислены в ст.1109 ГК РФ. В частности, не подлежит возврату:

1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;

2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;

3) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Таким образом, при зачислении неустановленных денежных средств организация-получатель должна возвратить сумму по имеющимся реквизитам плательщика. В бухгалтерском учете это будет оформлено как погашение кредиторской задолженности (дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит счета 51 «Расчетные счета»).

Если же имеет место отсутствие кредитора или очевидное отсутствие определенности по поводу того, кто является кредитором по обязательству, то должник вправе внести причитающиеся с него деньги или ценные бумаги на депозит нотариуса, а в случаях, установленных законом, в депозит суда (ст.327 ГК РФ). Принятие нотариусом денежных средств на депозит осуществляется в соответствии со ст.87 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ N 4462-1 от 11.02.1993 (ред. от 30.12.2001).

Внесение денежной суммы или ценных бумаг на депозит нотариуса или суда считается исполнением обязательства и позволяет избежать предъявления требования о возврате неосновательно полученного и выплате процентов за пользование чужими денежными средствами.

В бухгалтерском учете организации-получателя денежных средств внесение их на депозит нотариуса, как и прямой возврат плательщику, будет оформлено бухгалтерской записью:

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,

К-т сч. 51 «Расчетные счета».

В части налога на добавленную стоимость получение невыясненных денежных сумм не соответствует ни одному из объектов налогообложения, перечисленных в ст.146 НК РФ. В частности, такая операция не является реализацией товаров (работ, услуг), поскольку в рассматриваемой ситуации получение неопознанных денежных средств не связано со встречным переходом права собственности на какое-либо имущество получателя (ст.39 НК РФ).

Помимо всех видов расчетов за уже реализованные товары в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость также включаются суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (ст.162 НК РФ). Невыясненный характер полученных денежных средств подтверждает, что отсутствуют договорные обязательства и по предстоящей поставке товаров, работ и услуг, следовательно, и по этому основанию зачисленные деньги не должны включаться в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

Зачисление неустановленных денежных средств, не поступающих в собственность организации, не влечет за собой увеличение экономических выгод и поэтому не может рассматриваться в качестве дохода, подлежащего налогообложению налогом на прибыль (ст.247 НК РФ). Однако во избежание возможных споров с налоговыми органами зачисленные денежные средства целесообразно в сжатые сроки возвратить плательщику или же внести на депозит нотариуса, указав, что они не являются безвозмездно полученным имуществом.

Что же произойдет, если организация оставит поступившие денежные средства на своем расчетном счете, сохраняя сформированную кредиторскую задолженность, и они не будут востребованы собственником? Статьей 196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности в три года. После истечения указанного срока кредиторская задолженность включается в доход организации, при этом ПБУ 9/99 установлено, что суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, относятся к внереализационным доходам. Списание кредиторской задолженности по истечении срока исковой давности оформляется бухгалтерской записью по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». По истечении срока исковой давности суммы кредиторской задолженности увеличивают налоговую базу по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов (п.18 ст.250 НК РФ).

С.Е.Крюков

Юрист ООО «Юрвест»

Ю.В.Щербинина

Зам. главного бухгалтера

ООО «СОПАПЭКС»

Подписано в печать

17.09.2003

—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——

(C) Fin-Buh.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *