Об исключении

Об исключении

Исключение компании из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные законодательством РФ применительно к ликвидированным юридическим лицам.
Однако внесение в реестр записи о признании компании недействующей не препятствует привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 53.1 Гражданского Кодекса РФ, лиц, которые уполномочены выступать от ее имени. А также лиц, определяющих действия организации и членов ее коллегиальных органов.
Одним из самых негативных последствий исключения компании из ЕГРЮЛ является то, что в течение трех лет Вы не сможете пройти государственную регистрацию в качестве участника или руководителя нового юридического лица. Основанием этому служит подпункт «ф» пункта 1 ст. 23 ФЗ N 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Это касается участников с долей в уставном капитале более 50% и руководителей юридического лица, в отношении которого менее трех лет назад в ЕГРЮЛ была внесена запись о прекращении его в связи с недействительностью при наличии непогашенной задолженности перед бюджетом РФ.
Процесс прекращения недействующего юридического лица является, несомненно, полезным механизмом. Он позволяет удалить из единого государственного реестра компании, которые фактически прекратили свою деятельность более года назад. В то же время для участников и руководителей таких компаний запись об исключении из реестра может повлечь весьма серьезные последствия для дальнейшего ведения бизнеса.
Специалисты нашей компании проконсультируют Вас по всем нюансам процесса прекращения недействующего юридического лица. А также помогут защитить Ваши интересы при проведении данной процедуры.
Марина Антонова,
Юрисконсульт по регистрации
Объединенной Консалтинговой Группы.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 26 января 2016 года N 115
Об исключении из реестра таможенных представителей ООО «Терминал-брокер»

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ФТС России от 8 апреля 2019 года N 606
____________________________________________________________________

В связи с отсутствием обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на основании подпункта 3 статьи 13, подпункта 1 статьи 14 Таможенного кодекса Таможенного союза, частей 1 и 2, пункта 2 части 3 статьи 57, статьи 58 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и пунктов 12 и 82 Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги ведения реестра таможенных представителей, утвержденного приказом ФТС России от 3 октября 2011 года N 2012,
приказываю:

1. Исключить из реестра таможенных представителей, утвержденного приказом ФТС России от 1 сентября 2010 года N 1613 (с последующими изменениями), ООО «Терминал-брокер» (ИНН — 7708171246, свидетельство N 0123/03 от 26 августа 2014 года).

2. Таможенным органам не производить таможенные операции с товарами и транспортными средствами, предъявляемыми для совершения таможенных операций ООО «Терминал-брокер» по соответствующему свидетельству, с учетом окончания 25 января 2016 года срока действия банковской гарантии, принятой ФТС России в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

3. Признать утратившими силу приказы ФТС России от 29 декабря 2010 года N 2675 «О включении в реестр таможенных представителей общества с ограниченной ответственностью «Терминал-брокер», от 13 февраля 2012 года N 252 «О внесении изменений в реестр таможенных представителей в отношении общества с ограниченной ответственностью «Терминал-брокер», от 26 августа 2014 года N 1645 «О внесении изменений в реестр таможенных представителей в отношении общества с ограниченной ответственностью «Терминал-брокер».

4. Главному управлению федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России (О.Н.Комарова) внести соответствующие изменения в реестр таможенных представителей, утвержденный приказом ФТС России от 1 сентября 2010 года N 1613 (с последующими изменениями), после вступления в силу настоящего приказа.

5. Управлению по связям с общественностью ФТС России (А.В.Смеляков) обеспечить опубликование настоящего приказа в официальных изданиях ФТС России.

6. Центральному информационно-техническому таможенному управлению (А.А.Тимофеев) обеспечить актуализацию размещенного на WEB-сервере ФТС России реестра таможенных представителей.
Настоящий приказ вступает в силу по истечении одного рабочего дня со дня, следующего за днем его издания.

Первый заместитель руководителя
генерал-полковник таможенной службы
В.М.Малинин

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт ФТС России

по состоянию на 08.02.2016

В ходе исполнительного производства судебный пристав объявил запрет на совершение регистрационных действий по исключению из ЕГРП записи о правах должника на его единственную квартиру.

Должник счел данное исполнительное действие незаконным, поскольку спорная квартира как единственное место проживания защищена от взысканий (абз. 2 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ). С этим согласились суды двух инстанций (Обнинский городской и Калужский областной суды) и удовлетворили требование заявителя об отмене запрета (тексты судебных актов, к сожалению, недоступны).

Заметим, что единодушия на уровне региональных судов по этому вопросу нет. Распространен противоположный подход, когда суды признают рассматриваемое исполнительное действие правомерным (см., например, определение Ленинградского областного суда от 06.03.2015 № 33-1091/2014, определение Московского городского суда от 12.12.2014 № 4г/8-11300, определение Челябинского областного суда от 23.12.2014 № 11-13314/2014, определение Вологодского областного суда от 25.02.2015 № 33-957/2015).

В указанных судебных постановлениях отмечается, что запрет на совершение регистрационных действий не может рассматриваться в качестве обращения взыскания на единственное имущество должника. Такой запрет суды рассматривают как обеспечительную меру, направленную на сохранность имущества. При этом права должника не нарушаются, поскольку имущество не изымается и должник не лишается права проживания в квартире.

Похожие доводы прозвучали и в кассационной жалобе УФССП России по Калужской области. Кроме того, приставы указали, что целью рассматриваемой меры является побуждение должника к исполнению требований исполнительного документа.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ (ВС) определением от 25.02.2015 по делу № 85-КГ14-9 признала кассационную жалобу необоснованной.

ВС пришел к выводу о том, что запрет на совершение регистрационных действий в отношении имущества означает ни что иное, как его арест (ч. 4 ст. 80 Закона об исполнительном производстве). Целью применения ареста является обеспечение сохранности имущества, которое подлежит передаче взыскателю или реализации (п. 1 ч. 3 ст. 80 Закона об исполнительном производстве).

В рассматриваемом случае данная цель недостижима, т.к. ни передать взыскателю, ни реализовать единственную квартиру должника невозможно.

Что же касается заявленной цели побуждения должника к исполнению требований исполнительного документа (ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве), то целью наложения ареста она не выступает.

«Напротив, установление такого запрета необоснованно ограничивает права должника по распоряжению своим имуществом, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание…», — отметил ВС. Ведь такое имущество должник может, например, продать и вырученные средства направить на погашение долга. Что, кстати говоря, и произошло в настоящем деле.

Гражданское право

Денисова Н.М.

Прекращение юридического лица или его ликвидация?

Бизнес в силу разных причин может стать ненужным своим владельцам.

Наиболее предприимчивые продают его, кто-то искусственно подводит к банкротству и, как говорится, концы в воду. А наиболее законопослушные собственники прибегают к добровольной ликвидации юридического лица, дабы спать спокойно и не бояться за свои «фирмы-хвосты».

Но наиболее часто о ставшем ненужном уже бизнесе его собственники предпочитают «забыть», надеясь на прекращение учреждённого ими юридического лица по решению налогового органа с исключением его из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Ликвидация юридического лица влечёт его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (ст.61 ГК РФ).

Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Кроме того, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в установленных законом случаях (пункт 3 ст.61 ГК РФ).

Гражданский кодекс РФ предусматривает также особый случай прекращения юридического лица (ст.64.2) – исключение из ЕГРЮЛ фактически прекратившего свою деятельность юридического лица, что влечёт за собой правовые последствия, предусмотренные действующим законодательством применительно к ликвидированным юридическим лицам.

Прекращать деятельность юридических лиц в порядке ст.64.2 ГК РФ вправе районные инспекции ФНС России.

А был ли мальчик?

Ликвидация фактически недействующего юридического лица налоговой инспекцией осуществляется по следующим основаниям:

  • непредставление отчётных документов в контролирующие органы и отсутствие операций на банковских счетах организации в течение 12 месяцев, предшествующих моменту инициирования инспекцией ФНС России процедуры прекращения данного юридического лица (пункт 1 ст.21.1 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001г. №129-ФЗ);
  • допущенные при регистрации юридического лица грубые, неустранимые нарушения законодательства (подпункт 1 пункта 3 ст.61 ГК РФ);
  • отсутствие у юридического лица лицензии или допуска на осуществление определённого вида деятельности (подпункт 2 пункта 3 ст.61 ГК РФ);
  • организация в течение 6 месяцев не исправляет в ЕГРЮЛ содержащуюся в нем недостоверную информацию о себе. Происходит это, когда инспекция, не получив от организации ответов на свои вопросы, внесла в реестр запись о наличии недостоверной информации;
  • неоднократное нарушение обществом требований действующего законодательства (подпункт 3 пункта 3 ст.61 ГК РФ);
  • ряд иных оснований.;

Ликвидация юридического лица во внесудебном порядке осуществляется лишь при возникновении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 ст.21.1 Федерального закона от 8 августа 2001г. №129-ФЗ. Во всех остальных случаях инспекция ФНС России может выступать инициатором возбуждения судебного производства, направленного на прекращение юридического лица.

Они и тебя посчитали

Для того, чтобы проверить, не принято ли решение о прекращении вашего юридического лица или ваших контрагентов, можно воспользоваться интернет-сервисом сайта ФНС России (www.nalog.ru) «Риски бизнеса. Проверь себя и контрагента».

В сервисе, выбрав пункт «Cведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации», можно определить наличие или отсутствие публикации о предстоящем исключении из реестра конкретной организации, получив при этом дату и номер журнала, в котором опубликовано решение.

И с долгами можно?

О предстоящей ликвидации или прекращении юридического лица должны узнать его потенциальные кредиторы. Для этого налоговая размещает текст решения в журнале «Вестник государственной регистрации». Одновременно с решением в публикации указывается адрес, куда кредиторы могут направить претензии к фирме, и срок для их предъявления.

Важно! Сообщение в журнале приравнено к официальному уведомлению заинтересованных контрагентов ликвидируемой компании.

После публикации инспекторы ждут три месяца заявлений граждан и юридических лиц, чьи интересы затрагиваются в связи с принудительной ликвидацией юридического лица. Если такие заявления поступили, то процесс останавливается, и дальнейшие разбирательства проходят в установленном законом порядке. Если нет, то на этом в процессе прекращения юридического лица налоговая инспекция ставит точку.

Наличие у недействующей компании долгов по налогам и взносам во внебюджетные фонды (ФСС, ПФ, ФОМС) само по себе не препятствует исключению её из ЕГРЮЛ. Но налоговым органам невыгодно исключать из ЕГРЮЛ юридическое лицо с обязательствами перед государством, поскольку задолженность придётся списать как безнадёжную. Поэтому, как говорится, на налоговую надейся, а сам не плошай…

Важно! Если хотя бы от одного кредитора поступит заявление о неисполненном обязательстве со стороны ликвидируемого юридического лица, инспекция ФНС России прекратит процедуру исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

Закрыть нельзя помиловать

Контролёры, даже при наличии на то оснований, не всегда могут начать процедуру исключения юридического лица из госреестра юридических лиц. Процесс исключения не будет запущен, если:

  • суд постановил начать процедуру банкротства в отношении такой организации. С 28 июня 2017г. сведения о возбуждении дела по заявлению о банкротстве включаются в ЕГРЮЛ, как и сведения о всех этапах банкротства;
  • у организации есть долги в бюджет, срок исковой давности по которым ещё не прошёл. В связи с новыми полномочиями налоговиков в отношении взыскания долгов по страховым взносам, это справедливо и при наличии у юридического лица непросроченных долгов в фонды.

Не спрятаться, не скрыться

За деятельность юридического лица несут ответственность её создатели и директора.

Исключение недействующих юридических лиц – крайняя мера для недобросовестных участников рынка, которые «бросили» бизнес. В связи с чем, для учредителей и директоров исключённой компании законом установлены неприятные последствия.

С 1 января 2016г. действует правило, согласно которому при наличии у юридического лица, исключённого из ЕГРЮЛ, долгов по налогам и обязательным страховым взносам, учредитель данной компании, владевший на момент прекращения юридического лица долей в его капитале, превышающей 50%, в течение трёх лет не сможет зарегистрировать новую компанию, стать участником уже действующей организации или быть назначенным руководителем юридического лица. Аналогичные запреты действуют и в отношении руководителя юридического лица, признанного недействующим.

Кредиторы, неосведомлённые о том, что компания-должник исключена из ЕГРЮЛ, вправе опротестовать в суде факт исключение общества из реестра и предъявить её учредителям и директорам свои денежные претензии, а также просить о полной компенсации убытков. Сделать это можно в течение одного года с момента, когда лицо узнало об исключении компании – должника из ЕГРЮЛ.

Палка о двух концах

Если у юридического лица нет задолженности перед бюджетом, нужно ли сдавать отчёты, если вы решили «забыть» про эту компанию?

Вопрос спорный. Если не сдавать отчёты, то налоговый орган вправе начислить штраф за нарушение сроков или непредставление нулевой декларации, который составляет 1.000 рублей (ст.119 НК РФ).

Кроме того, за нарушение сроков подачи деклараций или их непредставление оштрафован на 300–500 рублей может быть и руководитель компании (ст.15.5 КоАП РФ).

Если не сдавать отчёты и ждать, когда налоговый орган исключит вашу компанию из ЕГРЮЛ, то штрафы обязательно будут начислены. А если налоговый орган будет исключать компанию из ЕГРЮЛ по решению арбитражного суда, то, возможно, учредителям компании придётся самостоятельно осуществлять процедуру ликвидации. При этом, скорее всего, штрафы также будут начислены.

Есть ли спасение?

Чтобы вашу компанию не исключили из ЕГРЮЛ, достаточно подавать нулевые декларации (если деятельность не ведётся), что обезопасит от санкций налоговых инспекторов.

Если процедура прекращения недействующего юридического лица уже инициирована, то нужно предпринять следующие шаги:

  • сдать отчётность и больше не пропускать сроки её сдачи. Нулевые отчёты – это гарантия существования юридического лица;
  • провести операцию по банковскому счёту. Нужно следить, чтобы в течение года была проведена хотя бы одна операция: это уже гарантия того, что фирма не будет исключена из ЕГРЮЛ;
  • необходимо проверять «Вестник государственной регистрации» и информацию о вашей компании в списке ЕГРЮЛ. Это открытые сведения, и они позволят вовремя узнать о том, что назначено административное исключение компании из реестра. Можно заявить о приостановке исключения компании из ЕГРЮЛ, будь это ваша компания или фирма, которая имеет перед вами дебиторскую задолженность.

И напоследок

Исключение организации из реестра есть право, а не обязанность государства в лице ИФНС. В связи с чем, собственникам фирмы, желающим её закрыть, не следует ждать этого.

И конечно, ликвидация недействующего юридического лица не влечёт автоматическое аннулирование его долгов и денежной ответственности учредителей и директоров.

Поэтому, если вы окончательно решили «забыть» фирму, погасите все долги перед бюджетом, фондами и не сдавайте отчёты (иначе фирму не ликвидируют). Как показывает практика, долги за не сданные отчёты налоговики «прощают».

Для более щепетильных предпринимателей, кто не хочет запятнать свою честь на будущее, целесообразнее ликвидировать свою недействующую фирму согласно законодательству. Добровольная ликвидация с нулевым балансом занимает обычно от 2 до 3 месяцев и стоит недорого. И волки сыты, и овцы целы…

Информация об авторе

Н.М.Денисова,

аудитор в ООО «АНП Зенит Аудит»

Список статей автора

05.05.2018, 6848 просмотров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *