Оплата труда в ЖКХ

Оплата труда в ЖКХ

15. Глава 15. Оплата труда руководителей, специалистов и служащих

Основными элементами, положенными в основу организации оплаты труда руководителей, специалистов и служащих, являются: минимальные ставки оплаты труда работника как основа для расчета должностных окладов; схемы должностных окладов, построенные с учетом сложности выполняемых ими должностных обязанностей; квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих как инструмент их тарификации.

Труд этих категорий весьма разнообразен, имеет творческий характер. Качество и результативность их труда могут быть определены лишь косвенно, через показатели деятельности подразделений, в которых они работают. В силу имеющихся различий в содержании, нормировании и учете труда этих категорий работников имеются отличия и в применяемых для них системах заработной платы. Поэтому для оплаты их труда применяют в основном повременную систему оплаты с установлением месячных должностных окладов или контрактную форму.

Для более полного учета в должностных окладах различий квалификации, сложности и ответственности выполняемых работ, усилении заинтересованности всех специалистов в росте профессионального мастерства, повышении качества труда и ускорении научно-технического прогресса применяется категорирование экономистов, технологов и других специалистов. Так, для работников экономических служб установлены четыре категории (экономист без категории, экономист второй и третьей категорий, ведущий экономист).

Категорию и оклад специалисту устанавливает руководитель предприятия на основе рекомендаций аттестационной комиссии. Последующая категория присваивается при условии роста квалификации работника и выполнения им более сложной работы. Та же комиссия может и уменьшить категорию специалисту, если он ухудшил показатели своей работы.

С целью более точной оценки результатов работы специалистов, усиления из заинтересованности в выполнении сложной и ответственной работы им могут устанавливаться как постоянные надбавки, так и на срок выполнения этой работы. Размер надбавок определяется предприятием самостоятельно, и они могут дифференцироваться как по категориям, так и по конкретным работникам. Допускается устанавливать и выплачивать одному и тому же работнику одновременно надбавку за высокие достижения в труде и за выполнение особо важных работ.

Особый порядок оплаты труда установлен для руководителей государственных предприятий. Их оплата состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и определяется органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях и осуществление полномочий собственника имущества, или уполномоченным им органом, имеющим право заключать трудовой договор с руководителем государственного предприятия. Периодичность выплаты вознаграждения определяется предприятием самостоятельно. Существует положение об условиях оплаты труда руководителей предприятий акционерных обществ, пакеты акций которых закреплены в государственной собственности, а также на руководителей муниципальных предприятий.

В соответствии с этим Положением предусмотрены верхние пределы кратности к величине тарифных ставок 1-го разряда, из которых устанавливаются должностные оклады руководителям предприятий. Конкретный должностной оклад руководителю предприятия может быть установлен исходя из любого количества тарифных ставок в пределах, предусмотренных для данной группы предприятий по численности работников.

Органы исполнительной власти могут дифференцировать эти группы с учетом фактической численности работников на предприятиях, например, в группе предприятий со списочной численностью работников от 200 до 1500 человек целесообразно выделить несколько подгрупп: от 200 до 500, от 500 до 1000 и от 1000 до 1500 человек с соответствующей дифференциацией кратности: до 8, до 10 и до 12 тарифных ставок 1-го разряда.

Положение не распространяется на руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций, финансируемых из бюджета, и работников, оплата труда которых производится по Единой тарифной сетке.

Если на предприятии для оплаты труда применяется бестарифная система, то для установления должностного оклада руководителя предприятия необходимо определять фактическую квартальную заработную плату работников, входящих в первую (самую низшую) квалификационную группу. Квалификационный коэффициент этой группы равняется единице. Как правило, в эту группу входят все работники, имеющие 1-й квалификационный разряд. Одновременно по табелю устанавливается отработанное время. Затем полученная сумма заработной платы делится на отработанное время. Исходя из полученной часовой (или дневной) заработной платы определяется месячная ставка, и из нее рассчитывается должностной оклад руководителя предприятия.

В случае, когда по бестарифному принципу распределяется весь заработок, следует определить примерный удельный вес премии в средствах на оплату труда и в зависимости от него рассчитать тарифную ставку. Например, если доля премиальных выплат составляет 30%, то для расчета ставки 1-го разряда фактическая заработная плата по первой квалификационной группе умножается на коэффициент 10,7 если доля премий равна 40%, то на коэффициент 0,6 и т. д.

Предусмотрен один вид поощрения руководителей — это вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности за счет прибыли. Величина норматива вознаграждения определяется органом исполнительной власти при пересмотре (заключении) контракта и предусматривается в нем.

Вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности вводится взамен ранее установленных условий премирования (вознаграждения) и выплачивается руководителю за счет и в пределах полученной прибыли за расчетный период, определяемый на предприятии. Выплата вознаграждения может осуществляться по результатам работы за квартал, год, другой расчетный период (например, на предприятиях, где производство носит сезонный характер, — по окончании сезона). Допускаются ежемесячные выплаты вознаграждений в виде аванса в размерах, не превышающих в совокупности 50% предполагаемой суммы вознаграждения за расчетный период. Фактическая сумма вознаграждения определяется путем умножения на норматив суммы прибыли по балансу за расчетный период за вычетом из нее налогов, других обязательных платежей в бюджет и средств, направленных на потребление.

Большое распространение получает контрактная форма найма и оплаты труда руководителей и специалистов предприятий.

Контракт — это особый вид трудового договора, в котором срок действия, права, обязанности и ответственность сторон, условия оплаты и организации труда, порядок и условия расторжения контракта, помимо предусмотренных законодательством о труде, устанавливаются сторонами соглашения самостоятельно.

Система контрактного найма позволяет:

    • привлечь и удержать наиболее квалифицированных и творчески активных специалистов;

    • гибко регулировать численность и состав управленческого персонала;

    • повысить ответственность и творческое отношение к работе нанимаемого специалиста на указанных в контракте условиях.

Характерной особенностью контракта является его срочный характер (от 1 до 5 лет). По истечении срока контракт может быть расторгнут или по соглашению сторон продлен на тех же условиях либо перезаключен на новых. Срочность контракта позволяет сделать трудовые отношения более мобильными.

Контракт, в отличие от обычного трудового договора, всегда заключается в письменной форме.

Простые сотрудники бывших ЖЭКов – электрики, сантехники, дворники, кровельщики и др., ежедневно обеспечивают жильцов необходимыми бытовыми условиями. Однако, ни должного уважения, ни соответствующей зарплаты за это не получают. Новый закон о сфере ЖКХ в корне меняет саму службу, и будем надеяться, качество ее услуг.

Новые условия

В соответствии с законом об изменениях в сфере ЖКХ, теперь сами жители будут решать, какая коммунальная служба будет обслуживать их жилища.

Общим собранием выбирают управляющего для нескольких многоквартирных домов, который будет координировать работу подопечных или наемных сотрудников.

Размер заработной платы управляющего определяется на собрании жильцов и составляет от 10 до 25 тыс. руб. ($160 – 401) в месяц. Проживающие на данной территории, имеют право переизбрать управляющего, если он не справляется со своими обязанностями или использует не по назначению средства, оплаченные жильцами.

Наконец, у россиян появилась надежда, что в каждом дворе теперь будут детские и спортивные площадки, аккуратные тротуары и ограждения, облагороженные дворы и парковки.

Повышение окладов

На сегодняшний день средняя зарплата работников ЖКХ – 40000 руб. ($642).

При этом ощущается большой дефицит рабочих рук:

  • дворников;
  • сантехников;
  • сварщиков;
  • электриков;
  • специалистов бухгалтерии и т.д.

В связи с повышением МРОТ в мае 2018 года, зарплаты сотрудников ЖКХ возрастут на предполагаемый уровень инфляции – 4%.

Доходы сотрудников по специализации

Средние зарплаты коммунальщиков по России:

Доходы зависит от размера города, в котором работает ЖКХ, специализации сотрудника и занимаемой им должности. Конечно, больше всех зарабатывает начальство.

В среднюю зарплату входят доходы специалистов всех уровней, но на самом деле большинство работников ЖКХ получают мизерную зарплату.

Директор управляющей компании

В крупных городах обязанность по обслуживанию домов взяли на себя частные фирмы.

Они осуществляют вывоз мусора и нечистот, делают ремонт в подъездах, латают крыши и т.д.

Они создали достойную конкуренцию государственному ЖКХ. Директор УК зарабатывает совсем неплохо, но и со своими обязанностями справляется отлично.

В регионах России он зарабатывает:

В Москве директора зарабатывают значительно больше.

Их оклад зависит от компании, в которой они работают:

Максимальное жалованье директора УК достигает 5 млн руб. в месяц ($79924). Зарплата управляющего ЖКХ в Московской области не превышает 75000 ($1199). Управляющий ТСЖ зарабатывает 61833 ($988).

Бухгалтер

Максимальную зарплату получает бухгалтер в Московской обл. – 63667 руб. ($1017). В столице его оклад составляет 52000 ($831).

Младшим сотрудникам бухгалтерии платят:

  • ЖКХ – 37333 руб. ($596);
  • ЖСК – 36687 ($586);
  • специалист по субсидиям – 34000 ($543).

Сантехник

Средние заработки сантехника в стране:

  • слесарь – 70000 ($1119);
  • мастер – 63334 ($1012);
  • прораб – 60000 ($9590;
  • дежурный – 26683 ($427);
  • 5 разряда – 19667 ($314);
  • 4 разряда – 17721 ($283).

Дежурный сантехник должен быть всегда начеку.

В случае прорыва водопровода или канализации, его могут вызвать по адресу в любое время дня и ночи.

Дворник

Дворниками в Москве устраиваются в основном пенсионеры и гастарбайтеры. Оплата труда не соответствует затраченным усилиям. За один участок сотрудник получает всего 15000 руб. ($240). Поэтому работники обслуживают по 3 – 4 участка и получают от 50000 ($799). За 1 час работы заработок составляет примерно 60 рублей.

В Новосибирске дворники зарабатывают от 9 до 11 тыс. ($144 – 176), это наименьшее значение по стране.

Выручка других специалистов

В коммунальном хозяйстве работают люди разных профессий.

Они получают оклады в размере:

Жалованье московских специалистов:

Вакансии

  1. МУП ЖКХ, г. Тобольск, приглашает на работу слесаря сантехника без вредных привычек. Опыт работы от 1 года. Зарплата 16000 руб. ($256).
  2. СТ «Теплотехник», Нижний Тагил, требуется дворник для обслуживания многоквартирных домов и прилегающей территории. Оплата труда – 20000 ($320).
  3. МС «Эксплуатация», г. Лобня, приглашает к сотрудничеству инженера по эксплуатации МКД. Оклад – 65000 ($1039).

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Дерябина, Елена Владимировна, 2008 год

1. Абакумова, Н.Н. Политика доходов и заработной платы. — М. : Инфра-М., 1999.

2. Адамчук, В.В. Экономика и социология труда : учеб. для вузов / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, Н.Е. Сорокина. -М. : ЮНИТИ, 1999.

3. Алексеева, Т.Н. Организация, нормирование и оплата труда: Курс лекций / Т.Н. Алексеева. Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2002.

4. Алексеев, А. Социальная инфраструктура муниципального района // Предпринимательство. 1997. — № 1—2.

5. Алехина, О.В. Стимулирующий эффект гибких систем заработной платы // Человек и труд. 1996. — № 6.

9. Барышников, Ю.Н. Аттестация и рационализация рабочих мест / Ю.Н. Барышников и др.. М. : Экономика, 1987.

11. Белкин, В. Система оценки и оплаты труда / В. Белкин, Н. Белкина // Социальная защита. 2001. -№ 21.

12. Белкин, В. Система «РОСТ» позволяет согласовать интересы организации и каждого работника, делая выгодным для персонала то, что выгодно для предприятия // Человек и труд. 2006. — № 10. — С. 4-10.

13. Белкина, Т.Д. Жилищная реформа в России: проблемы и перспективы // Аналитический вестник. 1999. — № 19 (86).

14. Белова, В. Механизм возмещения затрат на рабочую силу: затраты работодателей // Человек и труд. 2000. — № 2.

15. Бем-Баверк, Д. Позитивная теория капитала. — М. : Дело ЛТД, 1992. — 328 с.

16. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе. — М. : Дело ЛТД, 1994. —720 с.

17. Бочарникова, М. Время отдыха // Управление персоналом. 2004. — № 14. — С. 65-69.

18. Брагина, З.В. Управление персоналом : учеб. пособие / З.В. Брагина, А.П. Куд-ряшова, З.Т. Каверина. М. : КНОРУС. — 2008,- 128 с.

19. Бурдуковский, Ф.В. Улан-Удэнскому приборостроительному 30 лет. — Улан-Удэ: Типография У-УППО, 1991.

20. Быгин, В.Б., Малинин, С.В. Нормирование труда на предприятии. — М. : Финансы и статистика, 1993.

22. Васильева, Н.А. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. Конспект лекций. -М.: Приор-издат, 2005.

23. Валь, Е. СОТ— ЭП: система оплаты труда на основе экономических показателей // Человек и труд. 2005. — № 7. — С. 73-76.

24. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала. — М.: Юрист, 1998. — 496 с.

25. Владимирова, Л.П. Экономика труда : учеб. пособие / Л.П. Владимирова. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К0, 2002.

26. Волгин, Н. На смену ETC должны прийти региональные, отраслевые корпоративные схемы // Человек и труд. 2001. — № 6. — С. 54—56.

27. Восколович, Н. Формирование цены рабочей силы на рынке труда переходного периода // Человек и труд. 2000. — № 1.

28. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда : учеб. для вузов / Б.М. Генкин. — 5-е изд., доп. М.: Норма, 2003.

31. Губанов, С. Система организации и поощрения труда : опыт методической разработки // Экономист. 1998. — № 7. — С. 84-88.

32. Дедов, Л.А. Развитие хозяйственных систем: методы оценки и анализа. — Екатеринбург : УрО РАН, 1998. 194 с.

35. Дерябина, Е.В. Региональные особенности реформирования жилищно-коммунального комплекса на современном этапе (на примере Томской области). Екатеринбург — Ижевск : изд-во Института экономики УрОРАН, 2006. — 61 с.

37. Дидык, В. Как на «ЛОМО» управляют заработной платой // Человек и труд. — 1997. -№3.- С. 93-94.

38. Дудченко, О.Н. Зарплата: расчёт и учёт : учеб.-практ. пособие / О.Н. Дудченко.- 3-е изд., перераб. и доп. М. : Экзамен, 2006.

41. Ершов, В.В. Трудовой договор / В.В. Ершов, Е.А. Ершова. — М. : ИНФРА-М,1999.

43. Жуков, А.Л. Пути оптимизации механизма регулирования заработной платы. — М. : ИНФРА-М, 1997.

44. Жуков, А.Л. Регулирование и организация оплаты труда : учеб. пособие. — М. : МИК, 2002.

45. Жуков, Д.В. Построение системы оплаты труда руководителей с учетом мотивации сотрудника // Справочник по управлению персоналом. 2003. — № 1.

46. Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (принят ГД 22.12.2004).

47. Жилищно-коммунальная реформа в Томской области: Аналитическая записка.- Томск : Томскстат-Т, 2007. 17 с.

51. Ивлев, А. Организация и стимулирование труда: зарубежный опыт / А. Ивлев, Ю. Гарайбех // Человек и труд. 2003. — № 12. — С. 61-64.

53. Кардашов, В. Мотивация персонала: теория и практика // Человек и труд. -2002.-№ Ю.-С. 80-84.

54. Калина, А.В. Организация и оплата труда в условиях рынка. Киев : МАУП,1997.

56. Крапивин, О. Оплата труда. Ч. 1. Тарифная и бестарифная системы / О. Крапивин, В.Власов // Социальная защита. 2005. — № 17.

58. Конарева, JI.A. Современные системы вознаграждения работников // США -ЭПИ. 1999. — № 3-4. — С. 167-174.

60. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / отв. ред. Е.Н. Сидоренко. — М.: Юрайт-Издат, 2004. 752 с.

61. Костюков, Н.И. Организация, нормирование и оплата труда / Н.И. Костюков, М.Б. Щепакин, В.А. Малеванчук. — Ростов н/Д, 1993.

67. Мазманова В. Концепция управления оплатой труда на предприятии // Трудовое право. 2002. -№ 6.

68. Майбурд, Е.М. Введение в историю экономической мысли. М. : Дело, 1996.420 с.

69. Мак-Куллох, Дж. Р. Очерк о заработной плате. М. : Дело, 1992. — 212 с.

70. Мальтус, Т.Р. Опыт закона о народонаселении И Антология экономической классики. Т. 2. М.: Эконом, 1993. — С. 5-137.

71. Матрусова Т.Н. Трудовая мотивация и система материального стимулирования в японских фирмах // Труд за рубежом. — 2004. № 4.

72. Матрусова, Т.Н. Социальная деятельность японских фирм // Труд за рубежом. — 1996. -№ 3. С. 80.

73. Матрусова, Т.Н. Япония: материальное стимулирование в фирмах. М. : Наука, 1992.-С. 76.

74. Маневич Е. Заработная плата в условиях рыночной экономики // Экономика. — 1991. -№ 7. -С. 135-144.

75. Маршалл, А. Принципы экономической науки. В 3 т. — М. : Прогресс, 1993.

76. Маршалл, А. Принципы экономической науки. Т. 1. — М. : Прогресс, 1993.395 с.

77. Маршалл, А. Принципы экономической науки. Т. 2. М. : Прогресс, 1993. —416 с.

78. Махмутов, Б. Стимулирование персонала на базе сбалансированных показателей // Человек и труд. 2004. — № 4. — С. 68-71.

79. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1. Кн. 1. Процесс производства капитала. -М. : Госполитиздат, 1960. — 907 с.

80. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 2. Кн. 2. Процесс обращения капитала. М. : Политиздат,!978. — 648 с.

81. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. — Т. 26, ч.2. — М. : Политиздат, 1963. — 463 с.

82. Методы учёта качественных различий в труде работников на капиталистических предприятиях // Труд за рубежом. 1989. — № 1. — С. 74.

83. Методические рекомендации по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве (практическое пособие). М. : ЦНИС, 1999.

84. Методические указания к разработке государственных планов развития народного хозяйства СССР. М., 1974.

85. Милль, Дж. С. Основы политэкономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии. В 3 т. — М.: Прогресс, 1980-1981.

86. Милль, Дж. С. Принципы политической экономии. — М. : Наука, 1991. — 346 с.

87. Миляева, JI. Еще один вариант бестарифной системы оплаты труда / JI. Миляева, Г. Койнаш // Человек и труд. 2001. — № 4.

89. Миляева, JI. Системы оплаты труда на Бийском олеумном заводе // Человек и труд. 1997. — № 3. — С. 95-96.

90. Мишин, А. Оплата труда: регулирование на основе социального партнерства // Человек и труд. 2001. — № 1. — С. 85-88.

91. Мошенский, М.Г. Формы и системы заработной платы в промышленности капиталистических стран. М., 1961. — 56 с.

92. Насыров, А. «РОСТ» повышает эффективность труда // Служба кадров. -2003.- № 2. С. 21-25.

93. Никифорова, А.А. Влияние заработной платы на эффективность производства // Труд за рубежом. 1995. — № 4. — С. 49.

94. Никифорова, А.А. Организация заработной платы за рубежом. М. : Информцентр-директор, 1996. — 121 с.

96. Носова, С.С. Экономическая теория : учеб. для вузов. М. : Дашков и К°, 2003.- 864 с.

102. Отраслевое тарифное соглашение по ЖКХ РФ на 1999-2001 гг.

104. Пакулин, В. Совершенствование механизма мотивации труда // Человек и труд. 2006. — № 8. — С. 65-68.

105. Парфёнова, Т. Японская система оплаты труда: опыт адаптации к российским условиям // Человек и труд. 2006. — № 6. — С. 52-53.

106. Перевощиков, Ю.С. НОТ: критерий, организация, оценка. Ижевск : Удмуртия, 1969.- 102 с.

107. Перевощиков, Ю.С. Производительность труда критерий эффективности производства. — Ижевск : Удмуртия, 1977. — 31 с.

109. Петраков, Н.Я. Проели. // Аргументы и факты. № 27 (1340). — 2006. — С. 6.

111. Пети, У. Трактат о налогах и сборах // Антология экономической классики. Т. 1. М. : Эконом, 1993. — С. 5-78.

112. Постановление Министерства труда РФ от 11.11.92 г. № 32 «Об утверждении методических рекомендаций по совершенствованию организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, на основе применения ETC оплаты труда».

114. Постановление Правительства РФ от 01.07.2002 г. № 490 (ред. от 30.08.2004 г.) «О проведении эксперимента по применению экономической модели реформирования ЖКХ».

115. Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 г. № 797 (с изм. 21.10.2004) «О программе «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Целевой программы «ЖИЛИЩЕ» на 2002-2010 годы».

116. Постановление Правительства РФ от 09.04.2004 г. № 204 «Вопросы Федеральной службы по тарифам».

117. Постановление Правительства от 17.02.2004 г. № 89 «Об утверждении основ ценообразования в сфере ЖКХ».

118. Постановление Правительства РФ от 26 августа 2004 г. № 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год».

119. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 392 «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг».

120. Постановление Правительства РФ от 29.08.2005 г. № 541 «О Федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг».

121. Постановление мэра г. Томска от 13 февраля 2006 г. № 67 «О внесении изменений в постановление мэра г. Томска от 30.12.2005 № 724 «Об оплате населением г. Томска коммунальных услуг»».

122. Постановление мэра города Томска от 30 декабря 2005 г. № 724 «Об оплате населением г. Томска коммунальных услуг» (с изменениями от 13 февраля 2006 г.).

123. Постановление Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27. 09.03 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм эксплуатации жилищного фонда».

124. Постановление Госкомтруда СССР и Минтруда России от 12.05.1992 г. № 15а «О применении действующих квалификационных справочников работ, профессий рабочих и должностей служащих на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России».

125. Потапов, В. Реформирование внутрифирменной системы оплаты труда // Человек и труд. 2000. — № 6. — С. 25-27.

126. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда // Минжил-комхоз РСФСР. М.: Стройиздат, 1990. — 263 с.

127. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда // Новые законы и нормативные акты. Приложение к «Российской газете». — М. : Изд-во «Российская газета» (Агентство «Библиотечка РГ»), 2003. — 112 с.

128. Приказ Госстроя РФ от 11.12.1997 г. № 17-132 «Об утверждении нормативно-методических материалов по реализации концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации».

129. Приказ Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 9 декабря 1999 г. № 139 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда».

130. Приказ Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 21.02.2006 г. № 37 «Об утверждении регламента Федеральной службы по тарифам».

131. Промыслов, Б. Стимулирование труда и тарифная система / Б. Промыслов, С. Дроздова // Человек и труд. 2004. — № 2. — С. 77-79.

132. Распоряжение правительства РФ № 995-р от 26.07.2004 г. «Об утверждении положения по тарифам».

134. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Томской области: Статистический сборник. Томск : Томскстат-Т, 2006. — 92 с.

135. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Томской области: Статистический сборник. Томск : Томскстат-Т, 2007. — 97 с.

136. Реформа ЖКХ, или теперь мы будем жить по-новому / Е.А. Каменева. — Ростов н/Д : Феникс, 2005. 348 с.

137. Ржаницына, Л.С. Основные направления совершенствования оплаты труда в России // Проблемы прогнозирования. 2000. — № 5.

139. Родионов, А. Социальная сфера: новый взгляд на проблемы развития / А. Родионов, В. Галанц // Человек и труд. -1998. № 1.

140. Российский Статистический ежегодник: Стат. сб. -М. : Гос. ком. РФ по статистике. 2005. — 542 с.

141. Рубцов, Л. Уровень оплаты труда и текучесть кадров: зависимость обратная / Л. Рубцов, В. Гагаринов // Человек и труд. 2002. — № 7.

142. Рыков, С. Регулирование оплаты труда: региональный опыт // Человек и труд. -2003,-№5.-С. 81-84.

143. Самойлова Р.М Система участия трудящихся в прибылях (опыт США) // Труд за рубежом. 1991. — № 4. — С. 49.

144. Сачко, Н.С. Организация и оперативное управление машиностроительным производством. Минск : Новое знание, 2006. — 636 с.

145. Сборник документов по организации оплаты труда руководителей, специалистов и служащих в ЖКХ. М. : ЦНИС, 2001.

146. Семёнов В.В. Совершенствование ценообразования на ремонтные работы и услуги в современных условиях. Екатеринбург : Изд-во института УрО РАН. — 2006. -54 с.

150. Соболевская, А.А. Новые тенденции в оплате труда в США // Труд за рубежом. 2004. -№ 3.

151. Совершенствование организации нормирования и заработной платы рабочих ремонтных служб на машиностроительных предприятиях страны. Вып. 2. М. : ЦНИИ ТЭИ тракторосельхозмаш, 1978. — 32 с.

152. Социальные реформы в странах с переходной экономикой. Проблемы и опыт / под ред. С.В. Кадомцевой. — М., 1997.

155. Статистический сборник жилищно-коммунального хозяйства Томской области (2001-2005 гг.). Томск : Томскстат — Т, 2006.

156. Статистический сборник жилищно-коммунального хозяйства Томской области (2000-2006 гг.). Томск : Томскстат — Т, 2007.

157. Статистический ежегодник (2001—2005 гг.): Стат. сб. — Томск : Томскстат — Т,2006.-310 с.

158. Статистический ежегодник (2000-2006 гг.): Стат. сб. Томск : Томскстат — Т,2007.-312 с.

159. Статистический бюллетень. 2005. -№ 9 (119).

164. Трубкин, А.Ю. Регулирование оплаты труда на предприятиях в условиях реформирования экономики России Электронный ресурс. : дис. . д-ра наук. — М. : РГБ 2005 (Из фондов Российской Государственной библиотеки).

165. Тюленева, Н. Рейтинг мотивации и инвестиционная привлекательность компании // Человек и труд. 2003. — № 12.

166. Тюленева, Н. Анализ структуры затрат на рабочую силу // Экономист. 2005.-№ 3.

167. Тюленева, Н. К вопросу об оптимизации стимулов к труду // Человек и труд. 2006. — № 3. — С. 67-69.

168. Тюнен, И.Г. Изолированное государство. М. : Эконом, 1992. — 197 с.

169. Тюрго, А.Р.Ж. Избранные экономические произведения. — М. : Соцэкгиз, 1961. -198 с.

170. Указ Президента РФ от 28.04.1997 № 425 (ред. от 27.05.1997) «О реформе жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».

172. Фактор «квалификация» в современных формах оплаты труда в американских корпорациях // Труд за рубежом. 1999. — № 3. — С. 51—52, 57.

173. Федченко, А. Стимулирование работников: зарубежный опыт // Человек и труд. 1998. -№ 3. — С. 78-81.

176. Чемберлин, Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация теории стоимости). М.: Экономика, 1996.

177. Черемецкий, JI.K. О реформе в жилищно-коммунальном хозяйстве / JI.K. Че-ремецкий, В.П. Дылевская // Финансы. 1998. -№ 118.

179. Шеремет, Н. Принципы оплаты труда // Человек и труд. 2004. — № 4. — С. 71-72.

185. Экономика труда / под ред. Г.Р. Погосяна, Л.И. Жукова. М. : Экономика, 1991.-487 с.

186. Экономика труда / под ред. П.Э. Шленд ера, Ю.П. Кокина // — М. : Юристъ, 2002. 592 с.

187. Экономика и организация ремонта оборудования в США / под ред. МЛ. Шухгальтер. М. : Прогресс, 1969. — 238 с.

189. Экономика и социология труда : учебник / под ред. А.Я. Кибанова. — М. : ИН-ФРА-М, 2003.

191. Яковлев, В. У дома обязательно должен быть хозяин. Режим доступа: http// wwwrg.ru/2007/08/03/al 69182html.

192. Яковлев, Р.А. Концепция реформирования заработной платы. М. : Институт труда, 1998.-54 с.

193. Яковлев, Р.А. Оплата труда на предприятии. М. : Центр экономики и маркетинга, 1999.- 163 с.

2. Введение единой системы оплаты труда

Введения системы оплаты труда на основе ЕТС на предприятии (организации) ЖКХ рекомендуется проводить по следующим этапам:

1. Установление единой шкалы тарификации и поразрядной оплаты работников.

2. Установление работникам предприятия соответствующих разрядов оплаты труда.

1. Определение должностных окладов, месячных тарифных ставок работникам.

2. Определение средств, необходимых для введения единой системы оплаты труда.

2.1. Установление единой шкалы тарификации, согласно Общероссийского классификатора и поразрядной оплаты работников ЖКХ.

Рекомендуемая дифференциация по разрядам
оплаты труда работников организаций ЖКХ

N
п/п
Наименование должностей
и профессий работников
Диапазон разрядов
1. Руководители
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Директор
Главный бухгалтер
Главный инженер
Главные: механик, энергетик, диспетчер
Заведующий канцелярией
Заведующий хозяйством
Мастер участка
Начальник отдела, кадров
Начальник отдела (отдела службы)
Заведующий общежитием
Комендант
Начальник гаража
Производитель работ(прораб), включая
старшего
14-18
13-16
14-17
13-16
4-5
3-4
6-11
8-12
11-14
5-12
3-5
8-14
8-11
2. Специалисты
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Бухгалтер
Диспетчер (включая старшего)
Инженер
Инженер по организации и нормировании
труда
Инженер по охране труда и технике
безопасности
Инспектор по кадрам (включая старшего)
Механик
Программист
Специалист по кадрам
Экономист
Юрисконсульт
5-11
4-5
6-11
6-11
6-11
4-5
6-11
6-13
5-8
6-11
6-11
3. Технические исполнители
1
2
3
4
5
6
Делопроизводитель
Кассир
Оператор диспетчерской службы
Оператор по диспетчерскому обслуживанию
лифтов
Паспортист
Секретарь-машинистка
3
3-4
4
3
3
3
4. Рабочие
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Водитель автомобиля 3.2.1 кл.
Газосварщик
Грузчик
Дворник
Каменщик
Кладовщик
Кровельщик
Лифтер
Оператор копировальных и множительных
машин
Маляр
Плотник
Рабочий по благоустройству населенных
пунктов
Слесарь КПА
Слесарь по ремонту автомобиля
Слесарь-сантехник
Столяр-строительный
Сторож
Уборщик мусоропроводов
Уборщик производственных и служебных
помещений
Уборщик территорий
Штукатур
Швейцар
Электрогазосварщик
Электромонтер по ремонту и
обслуживанию электрооборудования
2-6
1-5
1
1-2
2-6
2-3
2-5
1-2
2-3
2-6
2-6
1-2
2-6
1-6
2-6
2-6
1-2
1-2
1-2
1-2
2-6
1
1-6
2-6

2.2. Установление работникам ЖКХ соответствующих разрядов оплаты труда.

Для осуществлении на предприятии (организации) тарификации работников, применяются квалификационные требования в разрезе должностей руководителей, специалистов и служащих, которые предусмотрены Общеотраслевым сборником тарифно-квалификационных характеристик и Отраслевыми квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и служащих по отдельным отраслям ЖКХ.

Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации руководителей, специалистов и служащих, определяется аттестационной комиссией, согласно действующих положений о порядке проведения аттестации руководителей, специалистов и служащих на предприятии (организации).

Руководитель предприятия (организации) на основании приведенных требований, устанавливает каждому работнику соответствующий его уровню квалификационных требований, разряд оплаты труда.

Для определения должностного оклада по разрядам оплаты труда ЕТС руководителя предприятия (организации) в таблице приведены рекомендуемые показатели оценки его квалификации.

Показатели оценки квалификации руководителя

Группа по оплате труда Списочная численность
организации (предприятия)
Разряд оплаты ЕТС
5
4
3
2
1
До 100 чел
101-200 чел.
201-250 чел.
251-350 чел.
351 и более чел.
14
15
16
17
18

По каждому показателю, применяемому для оценки квалификации и профессиональной компетентности работника , предусматриваются конкретные критерии, позволяющие характеризовать соответствие работника предъявляемым требованиям с тем, чтобы руководство предприятия (организации), дало объективную оценку деятельности работника и вынесло решение о присвоение ему того или иного разряда оплаты труда.

Примерный перечень показателей для оценки квалификации работника
Оценка индивидуальных качеств руководителя
(специалиста, служащего)

N
п/п
Показатель характеризующий
квалификацию работ
Категория
Руковод. Специал. Служащ.
1 Образование + + +
2 Стаж работы + + +
3 Повышение уровня профессиональных знаний + + +
4 Деловые качества
А) профессиональная компетентность:
— знание необходимых нормативных
отраслевых актов
— умение оперативно принимать решение
по достижению поставленной цели
— качество законченной работы
— своевременность выполнения должностных
обязанностей, ответственность за
результаты
— умение работать с документами
— интенсивность труда (способность в
короткие сроки справляться с большим
объемом работы)
— способность прогнозировать,
планировать организовывать,
координировать, регулировать,
контролировать, анализировать работу
подчиненных
— способность в короткие сроки осваивать
технические средства, обеспечивающие
повышение производительности труда и
качества работы
— способность адаптироваться в новой
ситуации и применять новые подходы к
решению возникающих проблем
— самостоятельность выполнения работ
Б) ответственность в работе, дисциплина,
трудолюбие
— проявление ответственности, личной
дисциплины, умение наладить и
поддержать дисциплину и ответственность
в коллективе, проявление личного
трудолюбия у подчиненных
— умение организовывать планомерную
работу, проявлять инициативу,
самостоятельность в принятие
обоснованных решений, эффективно
использовать рабочее время
— точное выполнение работ в строго
установленные сроки с качеством в
пределах нормативных требований,
отсутствие нарушений трудовой и
производственной дисциплины.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+

+
+
+
+

+
+
+
+
+
+


+
+
+
+

+
_
+
+

5 Производственная этика, стиль, общение + +
6 Способность к творчеству,
предприимчивость
+ + +
7 Участие в коммерческой деятельности + +
8 Способность к самооценке. + + +

Тарификация должностей руководителей, специалистов и служащих по разрядам является сквозной по предприятиям (организациям) ЖКХ. Так, для экономистов различных специальностей и наименований, где бы они не работали, предусмотрена тарификация в диапазоне 6-11 разряд, для бухгалтеров — 5-11 разряд и т.д.

Тарификация первых лиц-руководителей, предусмотрена в диапазонах, что позволяет учесть объемные показатели (масштаб руководимого объекта) предприятий и подразделений. Заместители руководителя по ЕТС квалифицируются на один разряд ниже разряда руководителя.

Диапазон в тарификации специалистов и служащих предусматривает квалификационное категорирование. Для большинства должностей специалистов предусмотрены двойные разряды в рамках соответствующей квалификации. Например: экономист 6-7 разряды; экономист 2 категории 8-9 разряды; экономист 1 категории 9-10 разряды; ведущий специалист 10-11 разряды. При таком подходе представляется возможность учитывать сложность должностных обязанностей конкретных специалистов.

Соблюдение предусмотренных ЕТС соотношений в оплате труда руководителей, специалистов и служащих достигается посредством их тарификации, которая осуществляется в процессе аттестации.

Для проведения аттестации руководителей, специалистов и служащих на предприятиях (организациях) ЖКХ рекомендуем «Положение об аттестации руководителей муниципальных предприятий и учреждений г. Тольятти» за N 1118-1/08-98 от 10.07.98 г, типовое положение «О порядке проведения аттестации специалистов муниципальных предприятий и учреждений г. Тольятти» N 11109-2/07.98. от 06.07.98 г., Основное положение «О порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании», утвержденные 23.10.92 г. N 27 постановлением Минтруда.

Предприятия (организация) проводят аттестацию в соответствии с положениями, где конкретизируют критерии и методы оценки квалификации работников. Подготовка к проведению аттестации организуется администрацией предприятия (организации) при участии соответствующих профсоюзных организаций. Она включает в себя следующие мероприятия:

— подготовку необходимых документов на аттестуемых;

— разработку графиков проведения аттестации;

— определение состава аттестационных комиссий;

— организацию разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.

В положениях об аттестации должны быть предусмотрены конкретные количественные и качественные характеристики по каждому из показателей, учитываемых при оценке деловых качеств и квалификации работника и решение вопроса об установлении им разряда оплаты.

При составлении штатных расписаний необходимо наименование профессий рабочих и должностей служащих привести в соответствие с требованиями установленной единой шкалы тарификации.

2.3. Определение должностных окладов, месячных и часовых тарифных ставок.

Основой для дифференциации тарифных ставок рабочих и должностных окладов руководителей, специалистов и служащих является размер принимаемой на предприятии (организации) месячной тарифной ставки рабочих основных профессий 1 разряда.

В качестве основных профессий в ЖХК принять: слесарь, лифтер, дворник.

Единая тарифная сетка состоит из 18 разрядов. (1-6 разряд — рабочие; 3-18 разряд — служащие)

Величина тарифной ставки 1 разряда не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного Законодательством Российской Федерации. Минимальный размер тарифной ставки 1 разряда не ограничен и зависит от наличия у предприятия собственных средств на эти цели.

На 1 января 2000 г. тарифная ставка 1 разряда рабочих основных профессий при работе в нормальных условиях труда устанавливается в размере 675 рублей в месяц, при условии полной отработки нормы рабочего времени.

Указанный размер минимальной месячной тарифной ставки считать основой для дифференциации тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников на предприятии (организации). Ставки работников остальных разрядов ЕТС устанавливается путем умножения тарифной ставки 1 разряда на тарифный коэффициент по соответствующему разряду оплаты труда.

На предприятиях (организациях) ЖКХ, в имущество которых вклад государства или местных органов власти составляет более 50% уставного капитала, условия оплаты труда руководителя (директора) определяется в порядке предусмотренном Постановлением Главы Администрации области от 02.11.94 N 522 «Об условиях труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними контрактов» принятого в развитии Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.94 г. N 210.

Определение размера должностного оклада руководителя (директора) устанавливается в фиксированной сумме в зависимости от списочной численности работников организации (предприятия). Также учитываются сложность управления, техническую оснащенность и объем производства.

Органам исполнительной власти, заключающим контракты с руководителями (директорами) предоставлена возможность конкретизировать условия и порядок определения должностного оклада с учетом сложности управления предприятия, специфики работы.

2.4 Расчет межтарифного коэффициента.

Учитывая местные условия и ранее сложившиеся соотношения в оплате труда между различными группами работников, возможно при расчете поднять уровень тарифных ставок (окладов) низкооплачиваемых работников и принять «ступенчатые» межтарифные коэффициенты.

Если работнику по условиям производства не может быть установлен более высокий разряд, то возможно увеличить тарифную ставку . Для этого предприятие (организация) определяет виды работ, делает их перечень, согласовывает в трудовом коллективе и определяет процент увеличения тарифных ставок.

Построение и расчет межтарифного коэффициента

Информация об изменениях:

Постановлением Мэра города Тольятти от 15 мая 2003 г. N 74-1/п Единая тарифная сетка изложена в новой редакции

См. Единую тарифную сетку в предыдущей редакции

Единая тарифная сетка для дифференциации труда работников ЖКХ

Разряды 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Тариф
коэф-т
1,0 1,3х 1,49 1,72 1,98 2,19 2,33 2,48 2,75 3,05 3,23 3,42 3,76 4,14 4,56 5,01 5,51 6,06

Х — увеличение тарифной ставки 2 разряда на 18.8 % (дворник, уборщик производственных помещений). Тарифной ставка 2 разряда увеличена в связи с тем ,что изменены условия производства, а именно увеличены нормы обслуживания. Приложение N 1, N 2

2.4. Определение средств, необходимых для введения единой системы оплаты труда.

Предварительный расчет средств, необходимых для введения единой системы оплаты труда, осуществляется исходя из численности и квалификационно-должностного состава работников по действующему штатному расписанию и присвоения каждой должности квалификационного разряда ЕТС, исходя из квалификационных требований и объективных данных о работнике, занимающем эту должность. По вакантным должностям разряд устанавливается исходя из требований, которым должен отвечать будущий работник.

Предварительный расчет

1. По каждой должности, включенной в штатное расписание, проставляется соответствующий ей разряд ЕТС и месячная тарифная ставка.

При этом целесообразно использовать примерную форму

N Наименование должности
по штатному расписанию
Установленный в штатном
расписании должностной
оклад в месяц (руб)
Фамилия, имя, отчество|Проектируемый работника |разряд оплаты по |должности Месячная тарифная
ставка согласно ЕТС

2. Суммируем проектируемые тарифные ставки, определяем фонд по штатному расписанию.

3. По фактическим данным за месяц, предшествующий предварительный расчету средств, определяется отношения фактически выплаченных работникам доплат за условия труда, работу в ночную смену, надбавок и других выплат стимулирующего характера (за исключением доплат и надбавок за квалификацию работников и сложность выполняемых работ), не имеющих своим источником экономию фонда заработной платы и других статей сметы расходования, к тарифному фонду по действующему в этом месяце штатному расписанию (в процентах).

4. Умножением тарифного фонда определенного в соответствии с разрядами ЕТС (п. 2), на отношение фактически выплаченных затрат работникам на поощрительные выплаты к тарифному фонду по штатному расписанию (п. 3) рассчитывается необходимый фонд доплат, надбавок и других выплат стимулирующего характера помимо тех, которые могут выплачиваться за счет экономии средств.

5. Необходимый фонд оплаты труда определяется путем суммирования нового тарифного фонда (п. 2) и нового фонда доплат и надбавок (п. 4.)

6. В пределах определенных предприятием (организации) средств на оплату труда составляется штатное расписание.

Перечень используемых законодательных документов

1. Сборник документов по организации оплаты труда руководителей, специалистов и служащих в ЖКХ, М.: ЦНИС, 1991

2. Постановление Министерства труда РФ от 06.06.96. N 32 «Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих»

3. Отраслевое тарифное соглашение по ЖКХ РФ на 1999-2001 г.

4. Постановление Министерства труда РФ от 11.11.92. N 32 «Об утверждении методических рекомендаций по совершенствованию организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, на основе применения ЕТС оплаты труда.»

5. Постановление от 18.03.99 г. N 309 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой Тарифной Сетки по оплате труда работников бюджетной сферы.»

6. Постановление Правительства РФ от 21.03.94. г. N 210 «Положение об условиях оплаты руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов).»

7. Постановление Мэра г. Тольятти N 1118-1/07-98 от 10.07.98 г. и N 1109-2/07-98 от 06.07.98

8. Постановление Министерства труда РФ и Министерства Юстиции РФ от 23.10.92. N 27 «Об утверждении Основных положений О порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании»

9. Методические рекомендации по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве (практическое пособие) Москва 1999 г. ЦНИС

10. Авдеев В.В., Чернышов Л.Н., Яганов В.Н. «Экономические правоотношения в жилищно-коммунальном хозяйстве» Том N 1, Москва 1996 г.

11. Кодекс законов о труде Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *