Отказ в возмещении НДС
Содержание
- Возврат НДС: что это такое и в чем его особенности
- Что может дать гарантию возврата НДС
- Схема возврата НДС
- Шаг 1. Подача декларации с суммой НДС к возврату.
- Шаг 2. Составление налоговыми органами акта налоговой проверки, если нарушения выявлены.
- Шаг 3. Представление налогоплательщиком письменных возражений по выявленным нарушениям.
- Шаг 4. Принятие налоговым органом решения о привлечении либо отказе от привлечения налогоплательщика к ответственности.
- Шаг 5. Зачет НДС в счет погашения задолженности, если у налогоплательщика есть недоимка по НДС, федеральным налогам и задолженности по пеням и штрафам.
- Шаг 6. Принятие налоговым органом решения о возмещении НДС, если в ходе камеральной проверки нарушения не выявлены.
- Шаг 7. НДС возвращается налогоплательщику при отсутствии у него недоимки по НДС, федеральным налогам и задолженности по пеням и штрафам.
- Шаг 8. НДС перечисляется на банковский счет налогоплательщика в течение 5 рабочих дней с момента получения поручения ОФК.
- Шаг 9. Получение налогоплательщиком процентов за нарушение срока возврата НДС.
- Итоги
- Ошибки в документах
- Отсутствие документов
- Ошибки в отчетности
- Ошибки в принятии на учет
- Иные ошибки
- Налоговый разрыв
- Работа взаимозависимых компаний
- Основные моменты при возмещении
- Способы получения возмещения
- Сроки возмещения НДС при общем и заявительном порядке
- Проценты за несвоевременное возмещение НДС
- Порядок обжалования
- Отражение в бухучете
- Нюансы заявительного порядка возмещения НДС
Возврат НДС: что это такое и в чем его особенности
Вопрос о возврате НДС возникает в том случае, если по итогам налогового периода сумма вычетов по НДС оказывается больше, чем сумма налога, исчисленного к уплате в бюджет с осуществленной за этот период реализации и иных операций, требующих начисления налога. Отражается эта картина в декларации. Причем возврат НДС для юридических лиц и возврат НДС для ИП базируются на одних и тех же правилах.
В самой сути ситуации возникновения возврата заложены 2 основных момента, требующих одновременного наличия у лица, формирующего декларацию:
- статуса плательщика НДС;
- права на применение вычетов по налогу.
Подробнее о плательщиках и неплательщиках НДС, а также о том, кто может воспользоваться правом на вычет, читайте в статье «Кто является плательщиком НДС?».
Статус плательщика НДС — это удел тех, кто работает на ОСНО. Они обязаны начислять НДС с реализации и иных операций, подлежащих обложению этим налогом, оформлять счета-фактуры, вести книги покупок-продаж, сдавать НДС-декларации. И они вправе применять вычеты в объеме налога, предъявляемого поставщиками и возникающего при некоторых иных операциях (например, по капвложениям, осуществленным собственными силами).
У неплательщиков НДС в определенных случаях возникает обязанность по начислению НДС к уплате и сдаче декларации в отношении начисленного налога, однако право на вычет у них не появляется никогда.
О том, когда у неплательщика НДС возникает обязанность начислить этот налог, читайте в этом материале.
Возврат НДС подразумевает последовательное осуществление ряда определенных действий, по завершении цепочки которых налогоплательщик получает на свой расчетный счет сумму налога из бюджета.
Что может дать гарантию возврата НДС
Чаще всего с ситуацией возврата НДС сталкиваются экспортеры, применяющие по отгрузкам на экспорт ставку 0% (п. 1 ст. 164, ст. 165 НК РФ) и имеющие право на вычет налога, уплаченного поставщикам, при приобретении у них товаров, работ, услуг, относящихся к продажам за рубеж. Для них вопрос о возврате НДС при экспорте из России в зависимости от доли продаж на экспорт в общем объеме реализации может возникать ежеквартально.
О возврате НДС при экспорте подробно можно узнать, ознакомившись с нашей рубрикой «НДС при экспорте товаров в 2019 — 2020 годах (возмещение)».
Сразу отметим, что само по себе превышение суммы вычетов над суммой начисленного НДС за налоговый период — это еще не гарантия возврата НДС. Для возвращения НДС необходимо пройти установленную на законодательном уровне процедуру.
Ключевое место в ней занимает камеральная проверка, проводимая ИФНС после подачи декларации с суммой налога к возмещению. Для этой проверки у налогоплательщика запрашивается достаточно объемный пакет документов, которые для экспортера делятся на 2 группы:
- подтверждающие право на применение ставки 0% по реализации;
- обосновывающие сумму вычета.
См. также: «Какой порядок возмещения НДС из бюджета?».
Схема возврата НДС
Представим схему возврата НДС в виде пошаговой инструкции. Данная схема возврата НДС позволит налогоплательщику проконтролировать соблюдение процедуры по возврату налога и при выявлении нарушений поможет отстоять свои права.
Шаг 1. Подача декларации с суммой НДС к возврату.
Ее камеральная проверка проводится налоговой инспекцией в течение двух месяцев, но в отдельных случаях может продляться до трех (п. 1 ст. 176, ст. 88 НК РФ).
В ходе такой проверки налоговики вправе истребовать документы, подтверждающие применение налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ, п. 25 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).
Подробнее об этой проверке читайте в статье «Особенности камеральной проверки по НДС к возмещению».
Если налоговые органы в ходе проверки выявили нарушения, то переходите к шагу 2.
Если нарушения не выявлены, то переходите к шагу 6.
Шаг 2. Составление налоговыми органами акта налоговой проверки, если нарушения выявлены.
В этом акте налоговые органы отражают выявленные нарушения (п. 3 ст. 176 НК РФ, ст. 100 НК РФ).
Шаг 3. Представление налогоплательщиком письменных возражений по выявленным нарушениям.
В течение одного месяца с момента получения акта налоговой проверки налогоплательщику, не согласному с результатом проверки, необходимо представить письменные возражения по выявленным нарушениям (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Шаг 4. Принятие налоговым органом решения о привлечении либо отказе от привлечения налогоплательщика к ответственности.
В течение 10 рабочих дней после получения возражений налоговая инспекция рассматривает материалы проверки и возражения (ст. 101 НК РФ) и принимает решение (п. 3 ст. 176 НК РФ) о возмещении НДС (полностью или частично) и решение о привлечении либо отказе от привлечения налогоплательщика к ответственности. О принятом решении налоговики должны уведомить налогоплательщика в течение 5 рабочих дней с момента его принятия (п. 9 ст. 176 НК РФ).
Перед тем как принять решение о возврате НДС или зачете (п. 3 и 7 ст. 176 НК РФ), налоговые органы выясняют вопрос о наличии недоимки по НДС, федеральным налогам, долгов по пеням и штрафам, относящимся к федеральным налогам.
Если недоимка есть, то переходите к шагу 5.
Если недоимки нет, то переходите к шагу 7.
Шаг 5. Зачет НДС в счет погашения задолженности, если у налогоплательщика есть недоимка по НДС, федеральным налогам и задолженности по пеням и штрафам.
В этом случае налоговики самостоятельно производят зачет НДС в счет погашения имеющейся задолженности (п. 4 ст. 176 НК РФ). Если недоимка образовалась за период с даты подачи декларации до даты возврата НДС, то пени на нее не начисляются в случае, если сумма недоимки не превышает сумму НДС, подлежащую возмещению.
Если сумма НДС меньше суммы недоимки (штрафа, пеней), то оставшаяся задолженность должна быть погашена налогоплательщиком.
Если сумма НДС больше или равна сумме недоимки, то недоимка считается погашенной.
Для возвращения оставшейся суммы НДС, подлежащей возврату, переходите к шагу 7.
Шаг 6. Принятие налоговым органом решения о возмещении НДС, если в ходе камеральной проверки нарушения не выявлены.
Такое решение налоговые органы должны принять в течение 7 рабочих дней.
Шаг 7. НДС возвращается налогоплательщику при отсутствии у него недоимки по НДС, федеральным налогам и задолженности по пеням и штрафам.
В этом случае налоговые органы отправляют в ОФК поручение на возврат НДС. Сделать это обязывают положения абз. 1 п. 8 ст. 176 НК РФ. Не забывайте, что для возврата налога нужно подать соответствующее заявление (вместе с декларацией или позднее).
Шаг 8. НДС перечисляется на банковский счет налогоплательщика в течение 5 рабочих дней с момента получения поручения ОФК.
О таком перечислении ОФК должно уведомить налоговые органы (абз. 2 п. 8 ст. 176 НК РФ).
Если срок возврата НДС не нарушен, то процедура возврата считается завершенной.
Если же НДС был возвращен с нарушением сроков, то начиная с 12-го дня после даты окончания камеральной проверки, начисляются проценты согласно п. 10 ст. 176 НК РФ. В этом случае переходите к шагу 9.
Шаг 9. Получение налогоплательщиком процентов за нарушение срока возврата НДС.
При уплате процентов в полном объеме процедура возврата считается завершенной.
Если же проценты не были полностью уплачены налогоплательщику, то в этом случае в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления ОФК налоговики принимают решение о перечислении оставшейся суммы процентов (п. 11 ст. 176 НК РФ).
На следующий день налоговые органы направляют в ОФК поручение на оплату оставшихся процентов (п. 11 и 8 ст. 176 НК РФ).
Пример расчета процентов за несвоевременный возврат НДС смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс. Сверьтесь со своими расчетами и не допустите ошибок.
Итоги
Вопрос о возмещении НДС из бюджета за налоговый период возникает, когда сумма вычетов превышает величину налога, начисленного к уплате, и появляется только у плательщиков НДС, поскольку у неплательщиков отсутствует возможность применить вычеты. Процедура возмещения состоит из нескольких этапов – от сдачи декларации до получения из бюджета налога.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Основываясь на богатой судебной практике по спорам налогоплательщиков с фискальными органами, можно выделить несколько наиболее часто встречающихся причин отказа в возмещении налога. При этом анализ спорных ситуаций будет произведен через призму отказа в праве применения вычета налога на добавленную стоимость.
Ошибки в документах
Эта причина является самой распространенной при отказе в возмещении НДС, но в то же время и самой легкой для обжалования в суде. По таким делам имеется больше всего позитивных для налогоплательщиков судебных решений.
В связи с тем, что одним из оснований для применения вычета по НДС является счет-фактура, больше всего ошибок, как правило, находят именно в этом документе. Стандартными основаниями для отказа в применении права вычета, и, соответственно, возмещения НДС в таких случаях являются:
- Подписание документа неуполномоченными лицами. Судебная практика о возможности вычета по НДС по счету-фактуре, подписанным неуполномоченным лицом, противоречива. Когда налоговому органу удается убедить судей, что счет-фактуру подписало лицо, которое не имело на это права, в применении вычета суды чаще всего отказывают (постановления ФАС ЗСО от 05.02.2014 по делу № А27-279/2013, ФАС МО от 06.08.2013 по делу № А40-143375/12-108-225 и другие).
См. также «Счет-фактура с факсимиле: новые разъяснения Минфина».
Также суд встал на сторону проверяющих в случае, когда заказчиком, выполняющим посредническую роль, был неправильно оформлен счет-фактура. Этими действиями был нарушен пункт 6 статьи 169 кодекса в части подписания счета-фактуры должностными или уполномоченными лицами поставщика, а не посредника (решение АС г. Москвы от 29.05.2013 № А40-9840/13-39-33).
Может ли один человек подписывать счет-фактуру, узнайте .
В то же время существуют и решения, в которых судьи принимают в качестве обоснования вычетов по НДС счета-фактуры, подписанные неуполномоченными (неустановленными) лицами (постановление Высшего Арбитражного Суда от 20.04.2010 № 18162/09, ФАС СЗО от 01.02.2011 № А66-3490/2010, ФАС ЦО от 16.11.2010 № КА-А40/2493-09).
- Указание фактического адреса покупателя вместо юридического, приведенного в Уставе. В большинстве случаев это считается ошибкой, так как в законодательстве нет разделения адресов юридических лиц — есть один, который указан в учредительных документах. Поэтому судебная практика по оспариванию отказов в вычетах из-за этой ошибки неоднозначна. Есть немало негативных решений для налогоплательщиков, однако имеется и позитивная практика, в основу которой положено мнение судей, что в статье 169 НК, в частности в пунктах 5 и 6, четко не сказано, какой именно адрес следует указывать. Поэтому данная причина отказа налоговиков в вычете не является для судей достаточной для обоснования решения (постановление ФАС МО от 08.04.2009 № КА-А40/2493-09).
- Несоответствие суммы стоимости товаров той, которая рассчитана инспекторами либо указана в договоре (без учета внесенных позже изменений). В данном случае речь идет о ситуациях, когда проверяющие сравнивают стоимость товаров в счете-фактуре с той, которая зафиксирована в договоре, но не берут во внимание вносимые позднее изменения в договор. Либо когда налоговый инспектор сам производил калькуляцию, к примеру, выполненных работ из имеющихся у него документальных сведений, и эта сумма не совпала с той, которая была отображена в счете-фактуре. Традиционно в вычете отказывают, используя обоснование, содержащееся в пп. 8 п. 5 ст. 169 НК РФ. Однако если удастся в суде доказать ошибочность мнения проверяющих и подтвердить это документально, то есть вероятность получения позитивного решения.
- Ошибки в номере КПП контрагента, отсутствие нумерации листов, если документ многостраничный. Однако по этим и иным аналогичным причинам налоговые инспекторы не могут отказывать в вычете, поскольку это противоречит пункту 2 статьи 169 Налогового кодекса.
- Случаи, когда в счете-фактуре отражено мало информации, в частности отсутствуют какие-то сведения (к примеру, о количестве, единицах измерениях, тарифе, сумме без НДС либо условий о предварительной оплате), но при этом остальные документы были в полном порядке и все прочие условия по принятию НДС к вычету были соблюдены. Обычно такие ошибки в оформлении приводят к отказу в праве на вычет, и судебная практика подтверждает выводы проверяющих.
Но вот имеется случай, когда ФАС ЗСО в своем постановлении от 14.02.2013 № А03-1222/2012 пришел к выводу, что такие недочеты в оформлении счета-фактуры не привели к получению необоснованной налоговой выгоды. Суд исходил из презумпции добросовестности плательщика налогов, к тому же было выяснено, что сведения, указанные в налоговых декларациях, были достоверны. Суд сослался на решение Конституционного суда от 16.10.2003 № 329-О.
См. также наш материал «Какие ошибки в заполнении счета-фактуры не критичны для вычета НДС?»
Однако есть и негативные решения судов, принятых не в пользу налогоплательщиков. Впрочем, это было связано с такими грубыми случаями, что подобные решения неудивительны. В частности, налоговая служба обоснованно отказала в возмещении налога в ситуации, когда был принят вычет от компании, которая не прошла регистрацию как юрлицо (постановление Президиума ВАС РФ от 01.02.2011 № 10230/10 и решения судов первой инстанции).
Отсутствие документов
Ещё одной распространенной причиной отказа в возмещении НДС является отсутствие документов, в частности товарно-транспортных накладных (форма 1-Т). В данном случае имеется противоречивая судебная практика, но существуют и позитивные для налогоплательщиков решения — например, постановление ФАС МО от 17.12.2010 № КА-А40/15868-10. Суд сослался на то, что основанием для принятия на учет товаров служит форма ТОРГ-12, а не 1-Т.
Рекомендуем также ознакомиться с нашим материалом «Первичный документ: требования к форме и последствия ее нарушения»
К этой же подгруппе распространенных причин для отказа в возмещении налога можно отнести и ситуации, когда проверяющие не получают от контрагентов документов, подтверждающих факт совершения сделки.
Фискалы в своем решении ссылаются на то, что налогоплательщик осознанно стремится к получению налоговой выгоды по операциям, которые невозможно проверить (например, если контрагент к этому моменту успел ликвидироваться).
Решение судов в таком случае порадует налогоплательщиков. В частности, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.05.2012 № А56-54176/2011 указано, что непредставление контрагентом документов не является основанием для отказа в праве на вычет. При этом нужно учитывать, что в данном судебном решении суд установил реальность хозяйственных операций, отсутствие необоснованной налоговой выгоды, наличие у общества надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих право на применение вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Ошибки в отчетности
Довольно часто налоговые инспекторы не удосуживаются запросить дополнительные сведения у налогоплательщика и при обнаружении ошибки в налоговой декларации просто отказывают в возмещении. При оспаривании их действий налоговая служба ссылается на то, что, в соответствии со статьей 88 НК РФ, они наделены всего лишь правом потребовать пояснения от налогоплательщика, но никак не обязаны это делать.
В противовес таким аргументам можно сослаться на решение Конституционного суда от 12.07.2006 № 267-О.
Случаются и такие ситуации, когда фискалы заставляют налогоплательщика подавать уточненную декларацию для отображения ранее упущенных сведений по счетам-фактурам, которые были предъявлены к вычету в более поздний период. При отказе от уточнения уже сданной декларации налоговая служба зеркально отказывает и в возмещении.
В этом случае в качестве аргумента можно воспользоваться Постановлением ФАС Московского округа от 15.02.2013 № А40-36661/12-20-180, в котором суд пришел к выводу, что неподача «уточненки» не является причиной для лишения права на вычет и, соответственно, возмещения при соблюдении налогоплательщиком все остальных условий, согласно статьям 169, 171 и 172 НК РФ.
В 2014 году к аналогичному выводу пришел Пленум ВАС РФ. В п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 сказано, что налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов. В 2015 году право налогоплательщика на перенос вычетов на любой налоговый период в пределах трехлетнего срока закреплено законодательно. А если трехлетний срок пропущен, отказ в вычете будет правомерен и суды поддержат налоговиков (Определение Верховного суда от 04.09.2018 № 308-КГ18-12631)
См. также «Три года на вычет НДС: ловушка в НК РФ».
Ошибки в принятии на учет
Обосновывая отказ в предоставлении возмещения по НДС, налоговые инспекторы зачастую не признают факт принятия на учет из-за неверно оформленных документов.
Так, проверяющими могут быть расценены неприемлемыми акты приема-передачи товарно-материальных ценностей, если в них отсутствует оттиск печати. Однако оттиск не является обязательным реквизитом при оформлении первичных документов — именно такое указание содержится в альбоме унифицированных документов, утвержденном постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132. Кроме того, налогоплательщики и сами могут разрабатывать свои формы документов, в которых могут отсутствовать какие-либо необязательные реквизиты.
Также налоговые органы отказывают застройщикам в признании вычета по НДС при поэтапном оприходовании работ на строительном объекте на основании форм КС-3 и КС-2. По мнению же Минфина, которое выражено в его письмах от 14.10.2010 № 03-07-10/13 и 05.03.2009 № 03-07-11/52, эти документы не являются базой для оприходования выполненного объема работ при незавершенном строительстве, и служат лишь основанием для расчетов.
В то же время существует и положительная судебная практика. Для налогоплательщиков, которые желают воспользоваться своим правом и готовы в суде отстаивать свою правоту, могут быть полезными выводы, сделанные постановлениях ФАС Московского округа от 19.04.2012 по делу № А40-77285/11-107-332 и 07.04.2011 № КА-А40/2227-11 по делу № А40-60156/10-35-331.
Учет имущества через счет 08, а не напрямую на 01, также является, по мнению налоговых органов, основанием для отказа в применении вычета по НДС. Такая позиция изложена Минфином России в письме от 29.01.2013 № 03-07-14/06. При оспаривании решения налоговой в отказе применения вычета следует обратиться к позитивной судебной практике при решении схожих вопросов. Стоит ознакомиться со следующими постановлениями судов: ФАС Волго-Вятского округа от 13.05.2014 по делу № А11-3359/2013, ФАС Московского округа от 21.08.2013 по делу № А40-134549/12-108-179, ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2012 по делу № А56-10457/2011, ФАС Уральского округа от 24.08.2011 по делу № А07-18288/2010.
Иные ошибки
Также причинами отказа в возмещении НДС могут быть:
- Приобретение товаров за счет субсидий из федерального бюджета. В этом случае НДС, согласно пп. 6 п. 3 статьи 170 НК РФ, должен быть восстановлен и отнесен на источник финансирования независимо от того, будут ли приобретаемые товары использоваться в деятельности, облагаемой НДС.
- Отсутствие реализации в данном налоговом периоде. В случае отказа в возмещении НДС по этой причине при защите можно сослаться на постановление Президиума ВАС РФ от 03.05.2006 № 14996/05 и письмо Минфина РФ от 19.11.2012 № 03-07-15/148, которое доведено до налоговых органов письмом ФНС России № ЕД-4-3/20687@. Это письмо размещено на сайте ФНС в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные к применению налоговыми органами».
- Оприходование работ, улучшивших состояние находящегося в аренде имущества, если эти улучшения нельзя отделить. Отказ в вычете на приобретаемые для этих целей товары легко можно оспорить, сославшись на п. 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.05.2014 № 33.
Также часто с подобными отказами сталкиваются предприятия, обязанные вести раздельный учет операций, которые облагаются и не облагаются НДС.
Советом для налогоплательщиков будет служить необходимость разработки и утверждения четкой учетной политики, в которой было бы ясно прописано, какие вычеты и в каком объеме следует относить к тому и иному виду деятельности.
Налоговый разрыв
Налоговики сравнивают данные контрагентов и в случае разрыва с данными поставщика в вычете может быть отказано. Налоговый разрыв может быть в случае, если контрагент:
- не сдаст декларацию;
- укажет отличные сведения от входящего счета-фактуры в книге продаж;
- сдаст нулевую декларацию.
Налоговики запросят пояснения и если ошибку не устранить, придется сдать уточненку.
Отказом в возмещении НДС гродит неуплата поставщиками НДС. И даже есть не совсем приятная для налогоплательщиков судебная практика. Так, Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 27.01.2009 № 9833/08 указал, что есть связь между поступлением в бюджет налога от поставщика и правом на вычет этого налога покупателем. То есть такая связь рассматривается как выполнение норм, указанных в статьях 171 и 172 НК в части реальности осуществления хозяйственной сделки.
Тем не менее есть и позитивные для налогоплательщиков судебные решения. Суды обосновывали свою позицию тем, что налогоплательщики не могут отвечать за действия третьих лиц. К тому же в Налоговом кодексе нет прямой связи права налогоплательщика на возмещение налога с фактом уплаты данного налога контрагентом.
Так, в постановлении ФАС Московского округа от 17.12.2010 № КА-А40/15868-10 суд принял сторону налогоплательщика, который оспаривал отказ в возмещении НДС по причине неуплаты налогов субпоставщиками.
ФАС Московского округа в своем постановлении от 26.01.2010 № КА-А40/14474-09 поддержал налогоплательщика в споре за право на налоговый вычет, приходя к выводу, что налоговый орган не смог доказать, что налогоплательщик получил от сделки с подозрительным контрагентом налоговую выгоду и знал о нарушениях, которые допустил контрагент.
В другом своем постановлении — от 25.10.2010 № КА-А40/13657-10 — ФАС Московского округа опирался на то, что в действующем налоговом законодательстве не прописана связь получения права на вычет покупателем с выполнением обязательства по уплате налога продавцом.
Работа взаимозависимых компаний
На практике налоговая инспекция часто расширяет признаки взаимозависимости предприятий, которые перечислены в статьях 20 и 105.1 НК РФ. Так, проверяющие подозревают налогоплательщиков в зависимости друг от друга, если в операциях можно проследить:
- использование заемных средств кредитора для оплаты поставленных им в качестве поставщика товаров;
- проведение платежных операций в одном банке;
- регистрацию по одному юрадресу;
- то, что учредители компаний-контрагентов ранее работали в одной компании.
Но не всегда фискалам удается доказать взаимозависимость, а значит, и согласованность действий для получения незаконной налоговой выгоды. Зачастую проверяющие используют только формальные признаки. А это значит, что в суде у налогоплательщика есть все шансы доказать свою правоту. Так было и при вынесении постановления ФАС Московского округа от 06.02.2013 № А41-11892/12, когда судьи сочли вычет по НДС обоснованным даже при наличии некоторых признаков взаимозависимости.
К основным причинам, по которым налоговая служба отказывает налогоплательщикам в возмещении НДС, следует отнести:
- ошибки при составлении бухгалтерских документов;
- особые толкования проверяющих обоснованности постановки товаров на учет;
- применение вычетов по отношению к необлагаемым НДС операциям.
Но на сегодняшний день в большинстве случаев причины в отказе возмещения по этому налогу формальны и надуманны. Для обоснования своей правовой позиции и защите права на применение вычета по НДС налогоплательщику следует обращаться в суд.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Вопрос от читательницы Клерк.Ру Анна (г. Краснодар)
Организацией была сдана декларация по НДС с суммой к возмещению. Далее налоговая провела камеральную проверку с требованием предоставления документов подтверждающих вычет и т. д. Было вынесено окончательное решение об отказе возмещения некоторой суммы. Какие проводки нужно сделать на сумму по окончательному отказу в вычете? Нужно ли сдавать уточненную декларацию по НДС с уменьшением суммы вычета на сумму окончательного отказа? Нужно ли корректировать соответственно книгу покупок на сумму окончательного отказа в вычете НДС?
После вынесения налоговыми органами решения об отказе возмещения части заявленной суммы, организации в бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки:
Дебет |
Кредит |
Первичный документ |
|
Принята к вычету сумма НДС | 68, субсчет «НДС» |
19 | Счет-фактура |
Сторнировано принятие к вычету спорной суммы НДС |
68, субсчет «НДС» |
19 | Решение налогового органа, требование налогового органа |
Отражена сумма входного НДС, не принятая к вычету | 91,2 | 19 | Решение налогового органа, требование налогового органа |
Уплачен НДС в бюджет (в случае образовавшейся недоимки) | 68, субсчет «НДС» |
51 | Выписка банка по расчетному счету |
Либо: | |||
Отражено возмещение НДС | 51 | 68, субсчет «НДС» |
Заявление налогоплательщика, банковская гарантия |
Налоговый кодекс РФ не обязывает Вас подавать уточненную декларацию, если ошибки в первоначальной обнаружили не вы, а налоговые органы (ст. 81 НК РФ). Это так же отражено в п. 2 раздела IПриказа Минфина РФ от 15.10.2009 г. № 104н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядка ее заполнения». Факт недоимки налоговики обязаны самостоятельно отразить в акте проверки (п. 5 ст. 88, п. 1, пп. 12, 13 п. 3 ст. 100 НК РФ). Вносить изменения в книгу покупок так же не надо. 📌 Реклама
Получить персональную консультацию Марины Игнащенко в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.
Боитесь совершить ошибку?
|
Консультация предоставлена 27.05.2015 г.
Правомерен ли отказ в возмещении НДС на том основании, что налогоплательщик и его контрагенты не находятся по адресам, указанным в ЕГРЮЛ?
Может ли организацией в период проведения в отношении нее камеральной налоговой проверки быть принято решение об изменении места ее нахождения?
В каких случаях накладывается штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ при подаче декларации о возмещении НДС?
Какой налоговый орган должен принять решение о возврате НДС при постановке на учет в другой налоговый орган во время проведения камеральной налоговой проверки?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Отсутствие контрагента и самого налогоплательщика по своему местонахождению не является основание для отказа в возмещении НДС.
Штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ может быть начислен только в случае, когда налоговым органом будет признано неправомерным применение налоговых вычетов в сумме, превышающей сумму налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения.
Решение об изменении места нахождения организации и о внесении соответствующих изменений в учредительные документы может быть принято в период проведения в отношении организации камеральной налоговой проверки.
Возврат налога на добавленную стоимость целесообразнее производить по новому месту учета налогоплательщика.
Обоснование вывода:
1. Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Именно этот адрес, указанный в учредительных документах, на практике называют юридическим адресом организации, хотя само гражданское законодательство такого понятия не содержит.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон о регистрации). Сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица подлежат обязательному включению в единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) как адрес, по которому осуществляется связь с этой организацией (пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона о регистрации).
Возможность принятия уполномоченным органом юридического лица решения об изменении места нахождения организации и о внесении соответствующих изменений в учредительные документы не поставлена законодательством в зависимость от того, проводится ли в отношении организации камеральная налоговая проверка. Поэтому такое решение может быть принято в том числе и в период проведения в отношении организации камеральной налоговой проверки.
2. Согласно пунктам 1, 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 53 от 12.10.2006 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды, в частности учет расходов по налогу на прибыль, применение налоговых вычетов по НДС, является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности, осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.
В соответствии с п. 4 этого постановления налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие контрагента и самого налогоплательщика по своему месту нахождения не опровергают факт реальной хозяйственной операции, поэтому сами по себе не могут являться основанием для отказа налогоплательщику в применении налогового вычета по НДС без совокупности доказательств, подтверждающих получение заявителем необоснованной налоговой выгоды по взаимоотношениям с контрагентами (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 30.04.2008 N Ф04-2727/2008(4430-А03-42), АС Поволжского округа от 17.03.2015 N Ф06-21349/13 по делу N А12-16049/2014, ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.01.2014 N Ф02-6186/13 по делу N А19-348/2013).
3. Статья 122 НК РФ предусматривает ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия).
По общему правилу, налог на добавленную стоимость, подлежащий возмещению, представляет собой положительную разницу между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения (п. 2 ст. 173 НК РФ).
Поэтому штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога, предусмотренный п. 1 ст. 122 НК РФ, может быть начислен только в случае когда налоговым органом будет признано неправомерным применение налоговых вычетов в сумме, превышающей сумму налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения, и, как следствие, вынесено решение о полном либо частичном отказе в возмещении налога на добавленную стоимость.
4. Согласно ст. 176 НК РФ после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы НДС, заявленной к возмещению, путем проведения камеральной налоговой проверки, которая в соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ проводится в течение трех месяцев. По окончании этой проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 176 НК РФ).
Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично) (п. 7 ст. 176 НК РФ).
В силу п. 6 ст. 176 НК РФ при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.
Отметим, что конкретных сроков подачи такого заявления нормами главы 21 НК РФ не установлено, поэтому представить заявление о возврате на расчетный счет сумм налога на добавленную стоимость возможно одновременно с налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимость либо в любой момент в ходе камеральной налоговой проверки до момента вынесения решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
В случае изменения места нахождения организации снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете на основании сведений, содержащихся, соответственно, в ЕГРЮЛ. При этом постановка на учет организации в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения организации (п. 4 ст. 84 НК РФ). Кроме того, все данные о недоимках и переплатах налоговый орган по старому месту учета передает в налоговый орган по новому месту учета, в котором открываются одновременно карточки расчетов с бюджетом (РСБ).
Обращаем внимание, что в соответствии с п. 3 ст. 9, п. 1 ст. 30 НК РФ и ст.ст. 1, 2 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (далее — Закон N 943-1) одним из участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, выступают налоговые органы, которые составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Ранее в судебной практике преобладала правовая позиция, изложенная в постановлениях Президиума ВАС РФ от 30.05.2006 N 1334/06 и от 22.04.2008 N 17520/07, в соответствии с которой обязанность по возврату НДС, предусмотренная ст. 176 НК РФ, не исполненная инспекцией по прежнему месту налогового учета, переходит к налоговому органу по месту нового учета налогоплательщика (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.08.2009 N А56-2918/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 23.01.2009 N А32-5530/2008-4/149, ФАС Северо-Западного округа от 08.09.2008 N А56-27275/2007, ФАС Московского округа от 25.04.2011 N Ф05-2719/11 по делу N А40-47225/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 31.05.2010 по делу N А70-10269/2009).
При этом повторно подавать заявление о возмещении по новому месту учета уже не нужно (постановления ФАС Московского округа от 04.05.2009 N КА-А40/3117-09, от 26.11.2008 N КА-А40/10914-08).
В некоторых судебных постановлениях был отражен и другой подход, согласно которому НДС должна возместить та налоговая инспекция, в которую фирма подала декларацию (постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.12.2006 N А56-51174/2004).
Эта позиция судов в настоящее время закреплена в п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, где указано, в частности, что по поданным ранее и не рассмотренным налоговым декларациям, заявлениям (в том числе по декларации, в которой заявлен к возмещению налог на добавленную стоимость) налоговый орган по прежнему месту учета соответствующего налогоплательщика обязан вынести решения по существу, а также совершить необходимые действия, связанные с принятием и исполнением этих решений.
Мы полагаем, что подобная позиция, учитывая нормы п. 3 ст. 9, п. 1 ст. 30 НК РФ и ст.ст. 1, 2 Закона N 943-1, не бесспорна, прежде всего потому, что выявление обстоятельств, препятствующих возврату НДС в порядке ст. 176 НК РФ, возможно только налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на налоговом учете. Поэтому, по нашему мнению, целесообразнее подать заявление о возврате налога на добавленную стоимость по новому месту учета налогоплательщика.
Основные моменты при возмещении
Ситуации, позволяющие получить возмещение НДС, могут возникать не только у экспортеров, но и у тех налогоплательщиков, которые не занимаются внешнеэкономической деятельностью. Для экспортеров процедура существенно сложнее, так как им еще придется доказывать наличие оснований на применение нулевой ставки налога.
Об этом подробнее сказано в материале «Какова процедура возмещения НДС по ставке 0% (получение подтверждения)?».
Различают общий и заявительный порядок возмещения НДС. Последний позволяет получить возмещение в ускоренном варианте (до завершения налоговой проверки), условия применения которого прописаны в ст. 176.1 НК РФ. Процедуры проведения самой проверки при обоих порядках идентичны.
Право на возмещение возникает, если сумма налога, начисляемого к уплате, оказывается меньше, чем объем вычетов по НДС. При возмещении компания получает назад сумму налога, которую ранее уплатила поставщику в виде добавления его к цене товара (услуг, работ).
Ситуации, когда возникает право на возмещение налога из бюджета, как правило, возникают:
- у экспортеров (ведь они продают товар на экспорт по нулевой ставке НДС, а сырье, материалы или готовую продукцию от производителей закупают с применением полной ставки налога);
- компаний, продающих продукцию с применением ставки 10% и закупающих товары (услуги или работы) с учетом ставки налога, равной 20%;
- предприятий, которые продали в отчетном периоде меньше товаров, чем приобрели, или у производителей, которые получили доход от реализации своей продукции, меньший, чем понесенные затраты (такая ситуация может возникнуть не только в результате убыточной деятельности предприятия или утери/порче продукции, но и по причине низкого спроса на нее);
- торговых компаний в случае окончания срока годности продукции и снятия ее с продажи и т. д.
О нюансах возмещения НДС читайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Способы получения возмещения
1. Автоматический зачет имеющейся задолженности предприятия перед бюджетом по налогам. Такое погашение долгов по налогам, пеням и штрафам за счет возмещения НДС производится в соответствии с п. 4 ст. 176 НК РФ.
Исключение составляют случаи погашения недоимки и штрафов, которые, в соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ, могут быть взысканы лишь по решению суда. Подробное разъяснение по этому случаю предоставил Президиум ВАС в своем постановлении от 16.04.2013 № 15856/12.
Кроме того, налоговая инспекция не сможет автоматически погасить задолженность по пеням и штрафам за счет возмещения по НДС, если суд своим решением приостановил это взыскание. Это разъяснено в постановлении ФАС Центрального округа от 18.01.2010 № А35-1181/09-С2 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 24.05.2010 № ВАС-5885/10).
2. По заявлению налогоплательщика, переданному на бумажном носителе или в электронной форме, зачет может быть проведен в счет будущих налоговых платежей в бюджет (п. 6 ст. 176 НК РФ).
3. По заявлению плательщика производится возврат денежных средств на его банковский счет в порядке, указанном в п. 8 ст. 176 НК.
Сроки возмещения НДС при общем и заявительном порядке
В НК РФ установлены ограниченные сроки по всем этапам, предшествующим получению возмещения по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиком. Стоит обратить внимание, что пропуск сроков со стороны налоговой грозит ей последствиями в виде уплаты процентов налогоплательщику.
Сроки при общем порядке
1. После подачи налоговой декларации за отчетный период и заявления на возмещение ИФНС проводит камеральную проверку. Сейчас срок проведения проверки составляет 2 месяца, но если у налоговой возникнут подозрения в совершении нарушений ее могут продлить до 3-х (п. 1 ст. 176, ст. 88 НК РФ).
С 01.10.2020 года налоговики запустили новый пилотный проект, согласно которому срок камеральной проверки для некоторых налогоплательщиков будет всего 1 месяц вместо 2-ух. Кто вправе принять участие в проекте и какие риски и выгоды будут получены, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в обзорный материал.
2. Если в ходе проведения камеральной проверки не были выявлены нарушения, то ИФНС, в соответствии с пп. 2, 6 и 7 ст. 176 НК РФ, в 7-дневный срок (в рабочих днях) принимает решение о возмещении НДС целиком либо частично (а также решение о зачете в счет будущих платежей или возврате, если об этом просил налогоплательщик). При этом:
- на следующий день после принятия положительного решения в казначейство направляется поручение о проведении платежа (абз. 1 п. 8 ст. 176 НК РФ);
- в течение 5 дней казначейство проводит платеж на счет налогоплательщика, который был указан им в заявлении (абз. 2 п. 8 ст. 176 НК РФ).
Всего на возврат не вызывающей возражений у налогового органа суммы возмещения по НДС отводится 2 месяца и 12 (7+5) дней после подачи декларации и заявления о возмещении. Если заявление не подавалось до вынесения решения о возмещении, то срок перевода денежных средств казначейством будет увеличен до 1 месяца с момента получения ИФНС этого заявления (п. 11.1 ст. 176 НК РФ).
3. Если в ходе проведения проверки были выявлены нарушения налогового законодательства и предприятию было отказано в возмещении, то в течение 10 дней после завершения проверки составляется соответствующий акт и передается налогоплательщику.
См. также материал «Как возвращается НДС: схема возврата (возмещения)?».
Сроки при заявительном порядке
Право на возмещение НДС в ускоренном порядке налогоплательщики имеют при соблюдении определенных условий, установленных ст. 176.1 НК РФ (в частности, это определенный объем уплаченных налогов за 3 предыдущих года, наличие банковской гарантии или поручительства).
Если все условия выполняются, то после подачи декларации налогоплательщик должен в 5-дневный срок подать заявление о возмещении НДС в соответствии с п. 7 ст. 176.1 НК РФ. Налоговый орган также в 5-дневный срок с момента получения заявления налогоплательщика (при условии соблюдения последним требований, установленных пп. 2, 4 и 7 ст. 176.1 НК РФ) принимает решение о предоставлении возмещения или отказе в этом (п. 8 ст. 176.1 НК РФ).
Если у налогоплательщика имеется недоимка по налогам и пеням, то проводится ее автоматический зачет в счет суммы возмещения (п. 9 ст. 176.1 НК РФ). Не позже дня, наступающего за принятием решения о возмещении, ИФНС передает казначейству поручение о перечислении возмещаемой суммы на банковский счет налогоплательщика (п. 10 ст. 176.1 НК). В 5-дневный срок территориальный орган Федерального казначейства производит перевод средств налогоплательщику.
Если на 12 день после подачи заявления налогоплательщика по ускоренной процедуре не было произведено возмещение НДС, то происходит начисление процентов. После получения уведомления от казначейства о возврате суммы возмещения налоговая инспекция в 3-дневный срок принимает решение о возврате насчитанных процентов и на следующий день направляет соответствующее поручение в казначейство (абз. 4 п. 10 ст. 176.1 НК РФ).
Срок проведения камеральной проверки по заявленным суммам НДС к возмещению также составляет 2 месяца, как и при общем порядке возмещения. Если по итогам проверки будет определено, что налогоплательщик не имел права на возмещение, то у него возникнет недоимка на сумму выплаченного ему возмещения. Ее придется погасить либо самому налогоплательщику, либо его гаранту (поручителю) в течение 5 дней с даты получения требования о возврате. При отсутствии добровольной уплаты взыскание произведут в принудительном порядке.
Проценты за несвоевременное возмещение НДС
При задержке выплаты возмещения налогоплательщику налоговая инспекция в одностороннем порядке обязана рассчитать проценты за каждый день просрочки исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 10 ст. 176 НК РФ).
Налогоплательщику для этого не требуется подавать заявление, как было установлено в постановлениях Президиума ВАС РФ от 21.02.2012 № 12842/11 и 17.03.2011 № 14223/10.
Проценты начисляются и в том случае, если налоговый орган принял решение об отказе в возмещении, а налогоплательщик в суде доказал свою правоту, в результате чего это решение вместе с актом были отменены (постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 и Президиума ВАС РФ от 20.03.2012 № 13678/11). При этом начисление процентов производится с 12 дня после окончания налоговой проверки.
При исчислении процентов учитываются как выходные, так и праздничные дни. К такому выводу пришли суды, основываясь на том, что в НК РФ нет ссылок на то, что следует считать по-иному. Основанием для использования такой судебной практики является постановление Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 № 11372/13.
Такие же правила по начислению процентов начиная с 12 дня по окончании камеральной проверки касаются и случаев, когда налоговый орган принял решение о частичном возмещении НДС. Речь идет о признанной налоговыми инспекторами сумме НДС к возмещению. Подтверждают это постановления Президиума ВАС РФ от 20.03.2012 № 13678/11 и № 13678/11.
Порядок обжалования
Если налоговая служба по результатам камеральной налоговой проверки составила акт и отказалась возместить НДС, то у налогоплательщика есть 1 месяц для подачи своих возражений в тот налоговый орган, который проводил проверку. Письменные возражения подают в соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ. Срок рассмотрения возражений не должен превышать 10 дней, хотя может быть и продлен (но не более чем на 1 месяц).
Если решение ИФНС не устраивает налогоплательщика, то следующим шагом будет обращение в вышестоящий налоговый орган с жалобой или апелляционной жалобой в порядке ст. 138, 139.1–140 НК РФ.
В случае получения отказа в вышестоящем налоговом органе налогоплательщик имеет право обратиться в арбитражный суд. При этом обжаловать оба решения (отказ в возмещении и привлечении к ответственности) можно одновременно — путем подачи одного искового заявления и уплаты госпошлины как за единое требование (постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Подробнее см.: «Порядок действий налогоплательщика, если он не согласен с решением о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности по итогам проверки».
Отражение в бухучете
Порядок возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета в бухгалтерском учете отражается следующим образом:
Дт 68 Кт 19 — предъявление налога к возмещению;
Дт 51 Кт 68 — зачисление возмещения на расчетный счет налогоплательщика от казначейства;
Либо:
Дт 68 зачтенного налога Кт 68 — зачет платежа (недоимки) по налогу за счет возмещения НДС;
Дт 68 (76) Кт 91 — начисление процентов за несвоевременное возмещение НДС;
Дт 51 Кт 68 (76) — проценты поступили на банковский счет налогоплательщика.
Нюансы заявительного порядка возмещения НДС
Как мы отмечали выше, правом воспользоваться заявительным (ускоренным) порядком возмещения налога на добавленную стоимость можно лишь при соблюдении ряда условий, указанных в статье 176.1 НК РФ. Так, в большинстве случаев налогоплательщик должен предоставить гарантию (банковскую или поручительство) того, что гарант возместит бюджету сумму возмещенного НДС, если по итогам проверки выяснится, что налогоплательщик не имеет права на возмещение.
Освобождаются от обязательства предоставления финансовой гарантии лишь крупные налогоплательщики. К таковым относятся юрлица, существующие не менее 3 лет и уплатившие за последние 3 года в бюджет налогов на сумму, превышающую 2 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ).
Причем речь идет не только о непосредственной уплате налогов (акцизов, НДС, налога на прибыль, НДПИ) в бюджет, но и в порядке зачета таких обязательств (письмо ФНС России от 23.07.2010 № АС-37-2/7390@). В расчет не берутся налоги, уплаченные при ввозе товаров, и суммы налогов, удержанных компанией в качестве налогового агента.
При расчете уплаченных (зачтенных) налогов за 3 года вычитается сумма излишне взысканных (уплаченных) налогов. Исключением являются налог на добавленную стоимость и акцизные сборы, которые были возвращены за предыдущие 3 года в соответствии со ст. 176 (176.1) и 203 НК (письма Минфина России от 31.08.2017 № 03-07-11/55788, от 13.07.2010 № 03-07-08/200 и ФНС России от 23.07.2010 № АС-37-2-7390@).
Если налогоплательщик не соответствует требованиям подп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, то он может воспользоваться заявительным порядком возмещения при предоставлении банковской гарантии. Требования к такой гарантии содержатся в ст. 368–379 Гражданского кодекса России. Кроме того, специальные требования указаны в ст. 74.1 и 176.1 НК РФ.
Обязательным требованием, предъявляемым к банку, который выдал гарантию, является включение его в специальный список Минфина России (пп. 3 и 4 ст. 74.1 НК РФ). С этим перечнем можно ознакомиться на сайте финансового ведомства. При этом разрешено выдавать гарантию и филиалу попавшего в перечень банка (письмо ФНС России от 15.06.2010 № ШС-37-3/4049@).
В гарантию не должны быть включены какие-либо другие суммы, кроме заявленного к возмещению НДС. А срок ее действия должен быть не меньше 10 месяцев со дня представления в ИФНС декларации по налогу.
Если налогоплательщик осуществляет деятельность в местности, которая считается территорией опережающего социально-экономического развития или является резидентом свободного порта Владивосток, то достаточным является предоставление им в ИФНС договора поручения от имени управляющей компании. В этом договоре будет закреплено обязательство поручителя уплатить в бюджет за налогоплательщика сумму полученного возмещения, если право на возмещение не будет подтверждено (подп. 3 и 4 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Срок действия такого договора должен составлять не меньше 8 (с 01.07.2017 – 10) месяцев с даты представления в ИФНС декларации по налогу.
С 01.07.2017 (закон «О внесении изменений…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ) к числу налогоплательщиков, имеющих право на заявительный порядок возмещения НДС, добавлены представившие поручительства юрлиц, готовых возместить за них ту сумму налога, которая окажется выплаченной неправомерно (подп. 5 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Поручитель должен (п. 2.1 ст. 176.1 НК РФ):
- иметь объем уплаченных за 3 года, предшествующих году поручительства, налогов не менее 2 млрд руб., а объем обязательств по договорам поручительства (вместе с даваемым налогоплательщику) не больше 50% от величины чистых активов;
- не находиться в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства и не иметь долгов по уплате налоговых платежей.
О форме договора поручительства для упрощенного возврата НДС читайте .
Обратите внимание! За НДС, возмещенный без оснований, придется уплатить и проценты, и штраф.
Для получения возмещения из бюджета суммы НДС налогоплательщик должен представить вместе с налоговой декларацией еще и заявление. При этом есть возможность воспользоваться как общим порядком возмещения, так и заявительным.
При общем порядке возмещения сумма налога будет возвращена или зачтена не ранее 2 месяцев и 12 дней после подачи декларации и заявления. Если заявление было подано после принятия решения о возмещении, то срок зачисления средств из бюджета на банковский счет налогоплательщика увеличится на 30 дней.
Если у налогоплательщика есть возможность рассчитывать на заявительный порядок, то сроки возмещения НДС существенно сокращаются: он сможет получить возмещение на 12 день после подачи соответствующего заявления. В случае задержки возврата (зачета) возмещения по НДС налоговая инспекция дополнительно уплачивает проценты.
Если по результатам камеральной проверки налогоплательщику будет отказано в возмещении НДС, то он может направить возражения в налоговый орган. В случае негативного решения по результатам изучения поданных возражений обжаловать его нужно в вышестоящем налоговом органе, а затем (в случае неудачи) — в суде.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.