Плата за выбор места в самолете

Плата за выбор места в самолете

В письме от 27.12.2019 № 03-04-00/102629 Минфин России разъяснил, нужно ли облагать НДФЛ и страховыми взносами суммы возмещения командированному работнику его расходов на оплату услуг по выбору конкретного места в самолете. А в письме от 25.12.2019 № 03-03-06/1/101535 специалисты финансового ведомства рассказали об учете таких сумм в расходах по налогу на прибыль.

При приобретении билета на авиарейс пассажирам предоставляется возможность выбора конкретного места в самолете. Некоторые авиакомпании за эту услугу берут дополнительную плату.

Компания обязана возмещать командированному работнику его расходы на проезд, наем жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), и иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя (ст. 168 ТК РФ). Таким образом, поскольку плата за выбор места не является обязательным расходом при проезде, возможность оплаты таких услуг должна быть согласована с работодателем. И если он дал на это добро, он обязан возместить командированному работнику стоимость услуг по выбору конкретного места в самолете.

НДФЛ и страховые взносы

Расходы командированного работника, возмещение которых не облагается НДФЛ, перечислены в п. 3 ст. 217 НК РФ. В их число входят:

  • суточные (не более 700 руб. в день при командировках по России и не более 2500 руб. при командировках за рубежом);

  • фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно;

  • сборы за услуги аэропортов;

  • комиссионные сборы;

  • расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок;

  • расходы на провоз багажа, по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

Аналогичный перечень приведен в п. 2 ст. 422 НК РФ, где указаны расходы, не облагаемые страховыми взносами.

В этих перечнях плата за услуги по выбору конкретного места в самолете не названа. Возникает вопрос: нужно ли облагать НДФЛ и страховыми взносами стоимость таких услуг, возмещаемых командированному работнику?

Специалисты финансового ведомства в письме от 27.12.2019 № 03-04-00/102629 напомнили, что согласно ст. 168 ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. И если в локальном нормативном акте организации оплата стоимости услуг авиакомпаний по выбору места на борту самолета отнесена к расходам, связанным со служебными командировками, то при условии документального подтверждения суммы возмещения таких расходов не подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами.

На наш взгляд, сказанное финансистами в отношении страховых взносов применимо и к страховым взносам на травматизм. Ведь перечень расходов командированного работника, возмещение которых не облагается взносами на травматизм, приведенный в п. 2 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», аналогичен перечню, указанному в п. 2 ст. 422 НК РФ. Поэтому, если локальным нормативным актом компании предусмотрено возмещение командированным работникам стоимости услуг авиакомпаний по выбору места на борту самолета, такие суммы не должны облагаться взносами на травматизм.

Налог на прибыль

Для целей налогообложения прибыли затраты на командировки входят в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). К ним относятся расходы:

  • на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы и наем жилого помещения;

  • на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов на пользование рекреационно-оздоровительными объектами);

  • на суточные или полевое довольствие;

  • на оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

  • на консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и на иные аналогичные платежи и сборы.

Поскольку указанный перечень расходов не является исчерпывающим и порядок возмещения в компании расходов, связанных со служебными командировками, определяется коллективным договором или локальным нормативным актом, финансисты в письме от 25.12.2019 № 03-03-06/1/101535 указали следующее. Расходы по оплате услуг за выбор места в самолете могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль, если возмещение указанных затрат предусмотрено локальным нормативным актом организации и при условии их документального подтверждения.

В интернете бродит много слухов о том, как пересесть в самолете в бизнес-класс. Кто-то пытается подсунуть на стойке регистрации шоколадку, кто-то вкладывает в паспорт красную купюру, кто-то просто усаживается на свободное кресло и надеется, что его не прогонят. Все эти способы не работают. В авиакомпаниях есть специально установленные процедуры повышения класса обслуживания и цветовая дифференциация штанов, в смысле, категории пассажиров с различными приоритетами. Мы расскажем о ней на примере «Аэрофлота», где бесплатно пересесть в бизнес-класс можно при овербукинге, он же Involuntary Oversale — то есть, когда мест в «экономе» продано больше, чем есть на самом деле. Что такое овербукинг — читайте в отдельной статье, а мы перейдем к приоритетам.

Итак, самые первые претенденты на апгрейд — это сотрудники, летящие в командировку, причем это касается сотрудников также дочерних авиакомпаний группы «Аэрофлот» и других перевозчиков альянса SkyTeam, но только на рейсах продолжительностью более 7 часов.

На втором месте — командиры воздушных судов «Аэрофлота», летящие в отпуск.

Только после этих пассажиров идут те, кто оплатил милями билет бизнес-класса, но имеет забронированный «эконом”, то есть, находится в листе ожидания. Сначала приоритет у «платиновых» участников программы «Аэрофлот Бонус», затем у золотого уровня, серебряного и базового соответственно.

Бизнес-класс в A330 «Аэрофлота”

Следующими идут «коммерчески важные», то есть, сотрудники высокодоходных компаний-корпоративных клиентов «Аэрофлота», а после них — те, кто решил оплатить повышение класса обслуживания в день вылета деньгами (что дешевле, чем делать это заранее, поскольку при обычном перебронировании с доплатой вы получаете гарантированное место, а здесь нет). Соответственно, здесь тоже наивысший приоритет у платинового уровня, низший — у того, кто вообще не член бонусной программы.

Лишь после них идут апгрейды за мили «Аэрофлот Бонуса» — сначала платина, потом золото, потом серебро, потом обычные участники. После них — бесплатные апгрейды. Что характерно, тариф, по которому куплен билет, значения не имеет: порой повышают даже тех, кто летит условно-бесплатно за мили, а не тот, чей билет стоит дороже остальных.

Бизнес-класс в A330 «Аэрофлота”

В 2018 году пассажиры стали реже покупать билеты бизнес-класса. По данным Туту.ру, доля бизнес-класса уменьшилась примерно на 30%. И связано это не с падением продаж билетов бизнес класса, а с ростом продаж билетов эконом-класса. Рынок эконом-класса больше и растет быстрее. Средняя стоимость полета бизнес-классом составила 39 694 рубля в одну сторону. Это почти в пять раз больше, чем стоимость среднего билета в эконом-классе (8 129 рублей).

И по России, и за границу чаще всего бизнес-классом летает сильный пол (60% пассажиров —мужчины). Такие перелеты чаще всего выбирают путешественники старше 45 лет.

Самыми популярными среди маршрутов по России стали перелеты из Москвы в Сочи, на них пришлось 11% всех проданных в бизнес-класс билетов за год. Средняя стоимость перелета — 59 тысяч рублей в обе стороны. Вторую строчку рейтинга занял маршрут Москва — Симферополь (9%, 55 тысяч рублей). Топ зарубежных направлений: все десять позиций рейтинга принадлежат вылетам из Москвы.

В 2018 году десятку покинули Ларнака, Минск и Лондон, которые годом ранее занимали 2, 4 и 8 строчки рейтинга.

Согласно последнему исследованию, 86% пассажиров, которые отказались доплачивать за выбор места в самолете, все-равно сидели вместе со своим попутчиком. Такой результат получен в ходе опроса более 3 000 пассажиров эконом-класса. Правда, речь идет только о популярных европейских перевозчиках. В их числе — Ryanair, Wizz Air, British Airways, Norwegian, EasyJet, Jet2, Thomas Cook и другие.

По словам экспертов, если из списка исключить ирландскую авиакомпанию Ryanair, то показатель возрастает до 90%. Авиакомпания признает, что не стремится усаживать пассажиров, путешествующих вместе, на соседние места, отрицая при этом желание заработать на услуге «выбор места». В Ryanair завили, что по крайней мере один взрослый в группе обязан выбрать оплачиваемое место. Затем они могут бесплатно забронировать места для детей. Такой же стратегии придерживается Wizz Air.

Российский опыт в этом вопросе куда более суровый. Единственный отечественный лоукостер всегда и независимо ни от чего рассаживает пассажиров в противоположные концы самолета, если они не доплатили за выбор места. Роли не играет ни возраст, ни статус клиента. При этом правила авиакомпании не позволяют выбрать только одно место, рядом с назначенным. Платить обязаны все члены семьи или группы.

Мнение экспертов

Специалисты от авиации считают, что разделение семей на рейсах представляет значительный риск для безопасности всех пассажиров. Члены семьи, сидящие в разных частях салона, могут потерять драгоценное время, разыскивая друг друга во время экстренной эвакуации. Тем самым они подвергают риску и других пассажиров.

Исполнительный директор британского комитета по безопасности полетов Дай Уиттингем отметил, что любая авиакомпания, которая намеренно разделяет попутчиков, в лучшем случае поступает неразумно, а в худшем — рискует фатальными последствиями, ставя свою прибыль выше безопасности пассажиров.

Сколько стоит выбрать место в самолете?

Поначалу, когда молодым компаниям-лоукостерам нужно было громко заявить о себе, в продажу нередко поступали авиабилеты за 10, 5 или даже за 1 €. Сейчас на такую щедрость рассчитывать почти не приходится, но возможность летать за 15-30 € остается и сегодня.

В чем подвох, почему так дешево?

Подвоха нет, за границу действительно можно улететь по цене скромного обеда в московском ресторане. Надо только знать, на чем экономят лоукостеры и понимать, как использовать это знание себе на пользу.

Вкратце подход лоукостеров к ценообразованию можно описать так: «мы даем только возможность лететь, за остальное вы платите сами». Принцип грамотный и действительно помогает снизить затраты, поэтому его начали применять и многие классические авиакомпании. Например, airBaltic, национальный авиаперевозчик Латвии (как Аэрофлот в России), делает такие привлекательные цены на билеты, что его легко можно отнести к лоукостерам.

Бывают и лоукостеры фанатичные. В погоне за тотальным сокращением расходов они, похоже, забывают о том, что самолеты у них пассажирские, и летают на них люди. Места в самолетах таких компаний занимают как в метро в час пик. Задержки, опоздания, проблемы с регистрацией и багажом — скорее норма, чем исключения. А процесс подачи и рассмотрения жалобы настолько выматывает, что проще о жалобах забыть и не портить себе нервы.

Но большинство современных лоукостеров все же выбирает более «человечную» бизнес-модель, схожую с моделью традиционных авиакомпаний.

На чем экономят лоукостеры

Аэропорты

Аэропортовый сбор — это плата за обслуживание самолета, но берут ее, разумеется, с пассажиров. Как снизить размер сбора и, соответственно, цену авиабилета? Летать в более дешевые аэропорты. Какие аэропорты дешевле? Те, что постарее и подальше от города.

Например, венгерский лоукостер Wizz Air в качестве одной из баз использует аэропорт Катовице в Польше. И находится этот аэропорт в 100 км от ближайшего интересного туристу города — Кракова. В общем-то, даже до нетуристического Катовице оттуда 30 км. Конечно, здесь развит общественный транспорт, и уехать можно без проблем — но это лишнее время и деньги.

К счастью, лоукостерам не всегда приходится прибегать к такому варианту. Часто их базами становятся старые аэропорты, которые, чтобы хоть как-то выжить, устанавливают минимальные аэропортовые сборы.

Такие аэропорты обычно расположены в черте города, и до туристических мест из них можно добраться быстро и удобно. К примеру, аэропорт Жуляны в Киеве, откуда летает Wizz Air. Или аэропорт Дон Муанг в Бангкоке, который остался не у дел после открытия современного аэропорта Суварнабуми и теперь стал базой для нескольких азиатских лоукостеров.

Еще один способ уменьшить аэропортовый сбор — это удешевить инфраструктуру самого аэропорта. Представляете, сколько стоят все эти автобусы, которые развозят пассажиров к самолетам? А прибавьте сюда бензин, техобслуживание, зарплату водителей и механиков. Посадочные «рукава» — более дешевая альтернатива автобусам, но и они стоят денег. Поэтому в главном хабе Air Asia — терминале LCCT в международном аэропорту Куала-Лумпура — пассажиры идут от выхода на посадку к самолету пешком.

Впрочем, некоторые лоукостеры, чтобы выделиться среди конкурентов, выбирают более удобные аэропорты. А, к примеру, испанский дискаунтер vueling принципиально летает только в главные аэропорты во всех пунктах назначения.

Время и частота рейсов

За парковку в аэропорту платят не только пассажиры, но и авиакомпании. Поэтому большинство лоукостеров предпочитает держать свои самолеты не на земле, а в небе. Посадка, люди выходят, люди заходят, взлет. И так целый день. Как маршрутка, только салон в промежутках чистят. В результате самолеты лоукостеров «ночуют» только в своих аэропортах-хабах.

При покупке билета обращайте особое внимание на время вылета и прилета

Аэропортовый сбор часто зависит от времени прибытия самолета. Здесь тоже есть своя сезонность. Ночью дешевле, чем днем; в пик туристического сезона дороже, чем в другое время. И расписание большинства лоукостов составлено с учетом этих колебаний цен. Поэтому при покупке билета обращайте особое внимание на время вылета и прилета.

Парк самолетов

На новые машины всегда дают трех-, а то и пятилетнюю гарантию. Просто потому что добротный автомобиль редко нуждается в ремонте в первые годы эксплуатации. То же самое с самолетами.

Чтобы избежать затрат на ремонт и содержание большого штата техников, бюджетные авиакомпании стараются летать только на новых самолетах и только одной модели. После того, как самолеты отслужат 5-6 лет, их продают другим авиакомпаниям. К примеру, по данным planespotters.net средний возраст самолетов британского лоукостера easyJet — чуть меньше 5 лет, а средний возраст самолетов национального авиаперевозчика British Air — около 13 лет. Кстати, это дает повод задуматься о том, какими авиалиниями безопаснее летать — бюджетными или классическими.

Средний возраст самолетов лоукостера easyJet — меньше 5 лет, самолетов British Airways — около 13 лет. Это дает повод задуматься о том, какими авиалиниями безопаснее летать — бюджетными или классическими

Еще один очевидный способ сэкономить — утрамбовать в самолет больше пассажиров. Поэтому лоукостеры часто заказывают самолеты, в салонах которых больше кресел, чем в самолетах классических авиакомпаний. За узкими проходами между рядами кроется и еще один способ заработать — продавать намного дороже билеты на места с большим пространством для ног.

Срок продажи и правила возврата билетов

Гонять пустой самолет туда-сюда — неприбыльно. Любая авиакомпания заинтересована в том, чтобы ее самолеты были заполнены пассажирами на 100%. Но в реальности по данным IATA средняя мировая заполняемость составляет около 70%, и каждая авиакомпания об этом знает. Об этом стараются не говорить вслух, но цены на авиабилеты устанавливаются так, чтобы даже 70% пассажиров обеспечивали прибыльность всего полета. Другими словами, купив билет, вы платите за себя и еще за половину пустого кресла в самолете.

Другая сторона этой медали — авиакомпания знает, что ее рейс почти наверняка окупится, но в самолете при этом останется 20-30% пустых мест. Почему бы не распродать билеты на эти места и не заработать еще? Так и возникают регулярные скидки и акции у лоукостеров и классических авиакомпаний.

Цены на авиабилеты устанавливаются так, чтобы даже 70% пассажиров обеспечивали прибыльность всего полета. Другими словами, купив билет, вы платите за себя и еще за половину пустого кресла в самолете

Ранняя продажа билетов — еще один способ сэкономить. Вы покупаете сегодня дешевый билет с датой вылета через полгода. Вы довольны, потому что сэкономили. А компания довольна, потому что будет бесплатно пользоваться вашими деньгами целых полгода. Получается что-то вроде беспроцентного кредита. Причем, кредита, который не надо возвращать. Потому что большинство лоукостеров не позволяет сдавать билет. Даже простое изменение даты вылета или фамилии пассажира может обойтись дороже изначальной цены билета.

Впрочем, даже с невозвратного билета можно получить назад хотя бы часть денег. К примеру, в случае неявки в аэропорт многие лоукостеры, в том числе и Air Asia, вернут вам (пусть и через месяц-полтора) сумму аэропортового сбора. Кроме того, у большинства компаний есть тарифные планы, по которым сдать билет все-таки можно. За такую возможность придется доплатить сверху, но, все же, это хороший вариант, если вы совсем не уверены в датах.

Способ покупки билета и регистрации на рейс

Здесь действует тот же принцип экономии, что и в интернет-магазинах. Содержать стационарные офисы и их сотрудников дорого. Поэтому лоукостеры продают свои билеты в интернете на собственных сайтах. В то же время, классические авиакомпании часто продают билеты через агентскую сеть, и каждый агент, конечно, делает свою наценку.

Платить зарплату сотрудникам на стойках регистрации в аэропорту — тоже дорого. Поэтому зарегистрироваться на рейс лоукостера онлайн можно бесплатно, а в аэропорту — уже за деньги.

Чтобы сэкономить максимально, покупайте билеты лоукостеров и регистрируйтесь на рейс в интернете.

Питание на борту

Ни один лоукостер не кормит пассажиров в полете бесплатно. Это еще одно проявление принципа «мы даем только возможность лететь, за остальное вы платите сами».

На самом деле, еда в самолете при коротких перелетах — это скорее способ развлечь пассажира, или, по крайней мере, отвлечь его от полета. В самом деле, так ли уж сложно не есть 2-3 часа полета? Особенно, если перед вылетом вы перекусили дома или в аэропорту.

Чтобы не платить за посредственную еду в самолете, как за ужин в дорогом ресторане, возьмите с собой что-то перекусить. Например, сухофрукты с орехами или пачку печенья. Формально авиакомпании запрещают брать еду на борт. На практике бортпроводники никогда не обращают на это внимания.

Если вы все же уверены, что проголодаетесь — закажите еду заранее на сайте лоукостера. Так она обойдется минимум вдвое дешевле, чем при покупке в самолете.

Читайте также: 7 истин и 1 миф о том, что нельзя есть и пить перед полетом

Развлечения на борту

В современных самолетах есть масса способов развлечься в полете. Монитор в спинке впередистоящего кресла дает возможность слушать музыку, играть в игры или смотреть кино (все чаще появляются фильмы с русским переводом и даже фильмы, снятые в России). Такие самолеты используют некоторые лоукостеры, например, flydubai. Но за наушники и за каждый фильм надо будет заплатить.

При этом только за последние полгода несколько десятков авиакомпаний объявили об отмене бессмысленных запретов на использование электронных устройств в самолете. И вы наверняка возьмете с собой один или несколько гаджетов. Поэтому чтобы не переплачивать — просто зарядите перед полетом свой ноутбук, планшет или электронную книгу. И не забудьте зарядное устройство, в новых самолетах уже есть розетки.

Выбор мест

Бюджетные авиакомпании умудряются зарабатывать даже на таких мелочах, как место в салоне самолета. Классическая авиакомпания всегда дает возможность выбрать место при регистрации на сайте или попросить девушку на стойке регистрации посадить вас у окна. Лоукостеры такой возможности не дают.

По умолчанию система онлайн-регистрации на рейс, скорее всего, даст вам место у прохода. Хотите сидеть у окна — доплатите. Если вы покупаете больше одного билета, система может раскидать вас и ваших попутчиков по разным частям салона. Хотите сидеть рядом — доплатите. Нужно больше места для ног — доплатите еще больше и будете сидеть у аварийного выхода или в первом ряду. Впрочем, это уже черта не только дискаунтеров, простором для ног давно торгуют и классические авиакомпании. Но у лоукостеров проблема с местом для ног острее, потому что их самолеты обычно плотнее укомплектованы креслами.

Бюджетные авиакомпании умудряются зарабатывать даже на таких мелочах, как место в салоне самолета

Самолеты лоукостеров не всегда заполнены на 100%. Часто остается несколько пустых кресел, и если вежливо попросить стюардессу, вас без проблем пересадят. Исключение — незанятые «элитные» места в начале салона или у аварийных выходов: на них вас не пересадят почти наверняка. Если свободных мест нет — всегда можно попросить других пассажиров поменяться местами.

Багаж

Самое ощутимое отличие лоукостеров от обычных авиакомпаний — политика в отношении перевозки багажа. Если у классической компании в цену билета всегда входит перевозка одного места ручной клади и одного места зарегистрированного багажа, то у лоукостера можно рассчитывать только на ручную кладь. При этом, доплата за перевозку чемодана может быть вдвое больше цены самого билета.

Избежать багажных сборов непросто, но возможно. Для этого надо суметь упаковать все вещи в ручную кладь, разложить по карманам или надеть на себя. Задача не такая сложная, как кажется. Принято считать, что ручная кладь — это, в лучшем случае, портфель или небольшая сумка. Но на самом деле в салон обычно разрешают брать багаж габаритами до 55×40×20 см. А это — неплотно упакованный 40-литровый рюкзак, с которым, при желании, можно отправиться даже в поход. Стандартное ограничение по весу — до 8 кг. Если вычесть вес самого рюкзака получится около 6,5 кг вещей. Это много. Для сравнения — футболка весит примерно 200 грамм, джинсы и кеды примерно по 0,5 кг.

Доплата за перевозку чемодана может быть вдвое больше цены самого билета

Собирая все вещи для поездки в ручную кладь, помните о запретах на провоз жидкостей в самолете. Общий их объем не должен превышать 1 л, а объем каждой упаковки — 100 мл. При этом, все жидкости должны быть упакованы отдельно в прозрачный пакет.

Самым бережливым путешественникам мы рекомендуем почитать обзор Skyscanner о специальной одежде, которая поможет избежать багажных сборов.

Если вы четко понимаете, что только ручной кладью не обойтись — платите за багаж заранее на сайте авиакомпании. Так вы не избежите расходов, но сократите их в два раза или даже больше.

Еще по теме: Как путешествовать налегке и экономить на багажных сборах

Резюме

Авиабилет на рейс лоукостера будет по-настоящему дешевым, если вы упакуете весь багаж в ручную кладь, не будете заказывать еду и выбирать место в самолете, а покупку билета и регистрацию на рейс осуществите онлайн.

Если вы хотите сэкономить, но не готовы пожертвовать комфортом — старайтесь покупать билеты классических авиалиний на акциях и распродажах и подпишитесь на рассылку Skyscanner, чтобы не упустить самые выгодные предложения.

Читайте также: 15 интересных заброшенных аэропортов мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *