Плюсы и минусы крестьянского хозяйства

Плюсы и минусы крестьянского хозяйства

Содержание

По каким правилам и законам в настоящее время ведётся фермерское хозяйство? Рассмотрим, какими особенностями обладают КФХ, что требуется для их создания и функционирования, а также кто имеет право организовывать такие объединения и чем они отличаются от личных подсобных хозяйств.

Что обозначает «КФХ»: расшифровка, цели создания и основные характеристики

КФХ — что это такое? Этой аббревиатурой в настоящее время принято обозначать «крестьянское фермерское хозяйство» — особую форму предпринимательской деятельности, направленную на создание или выращивание сельскохозяйственных товаров и их реализацию на рынке.

Главная цель любого КФХ — получение прибыли путём выращивания аграрной продукции и продажи её розничным или оптовым покупателям. Для этого в рамках фермерского объединения работают близкие родственники и привлекаются посторонние участники (но не более 5 человек).

Любое такое К Ф Х создаётся исключительно добровольно, а каждый член хозяйства полноценно участвует в его деятельности, но не ранее чем с 16 лет. Состоять одновременно в нескольких подобных объединениях, зарегистрированных как юридические лица, запрещено. КФХ имеют право на государственную поддержку в форме субсидий и грантов, так как работают в стратегически важной отрасли производства продуктов питания.

В настоящее время в вопросах регистрации КФХ нет ясности в законодательной базе.

Особенности юридического оформления КФХ

Теперь, когда вам известна расшифровка данной аббревиатуры, рассмотрим другие важные особенности КФХ. Современные российские фермеры имеют право регистрировать крестьянское фермерское хозяйство как юридическое лицо или отказаться от этой процедуры. К сожалению, в настоящее время в вопросах регистрации КФХ нет ясности в законодательной базе. То есть, хозяйства могут функционировать как юридические лица, так и без регистрации.

Также возможен вариант, когда КФХ регистрирует индивидуальный предприниматель, который планирует работать полностью самостоятельно или с привлечением наёмных работников. С другой стороны, человек, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, также имеет право единолично зарегистрировать КФХ и работать единолично.

Как видите, вариантов, кто вправе организовать КФХ несколько. Это может быть:

  • добровольное соглашение нескольких человек с регистрацией юридического лица;
  • добровольное объединение нескольких человек без регистрации юридического лица;
  • индивидуальный предприниматель;
  • гражданин без статуса ИП, регистрирующий и ведущий хозяйство единолично.

Законодательное регулирование фермерских объединений

Такой форме хозяйствования посвящён федеральный закон №74. В нём подробно описан порядок ведения хозяйства, распоряжения имуществом и земельными участками, приём новых членов в КФХ и другие важные нормы. Учтите, что этот закон касается только объединений, оформленных как юридические лица.

Обратите внимание, что если крестьянское хозяйство не зарегистрировано как юридическое лицо, в своей деятельности с точки зрения законодательства оно руководствуется Гражданским кодексом — точнее статьёй 86. Эта статья фиксирует добровольность участия в объединении, возраст, с которого разрешено быть членом КФХ, субсидиарную ответственность участников (рассмотрим ниже).

Юридические нюансы оформления КФХ

При создании фермерского хозяйства группой лиц или членами одной семьи составляется специальное соглашение, в которое вносятся:

  1. Полный перечень участников объединения, с указанием родственных связей (при наличии).
  2. Данные о главе хозяйства.
  3. Права и обязанности участников объединения.
  4. Полный перечень имущества, порядок владения и пользования им в хозяйственных целях.
  5. Порядок вступления в объединение или выхода из него.
  6. Порядок распределения произведённой продукции, основные каналы реализации.
  7. Иные пункты по усмотрению участников хозяйства, не противоречащие российскому законодательству.

Все члены крестьянского хозяйства подписывают соглашение о его создании лично и добровольно (даже несовершеннолетние). Кстати, если планируется, что через несколько лет к объединению присоединится ещё один член семьи (например, достигнет 16-летия), этот пункт можно внести в соглашение. Если КФХ создаётся одной семьёй, к соглашению и уставным документам нужно приложить документы, подтверждающие родство.

Если КФХ создаётся одной семьёй, к соглашению и уставным документам нужно приложить документы, подтверждающие родство.

Ответственность членов крестьянского хозяйства

Статья 86.1 ГК РФ фиксирует субсидиарную ответственность для членов фермерского хозяйства. Что это значит? В связи с тем, что любое КФХ ведёт предпринимательскую деятельность, то есть пытается получать систематическую прибыль, оно рискует потерей части капитала или имущества.

Если хозяйство задолжает по кредитам или другим финансовым обязательствам, его имущество будет пущено с публичных торгов. Если этого окажется недостаточно, возможно взыскание долгов не только засчёт личного имущества главы хозяйства, но и всех остальных членов КФХ в равной степени.

Что делает глава фермерского хозяйства

У любого хозяйства должен быть глава КФХ. В этом качестве выступает либо один из членов объединения, либо единоличный хозяин. В связи с тем, что любое крестьянское хозяйство по сути является добровольным объединением равноправных работников, никаких особенных полномочий, равно как и особенной ответственности у главы нет.

Это во многом формальная должность, предполагающая представительские функции, например, при получении субсидий, взаимодействии с контрагентами и государственными органами. Интересно, что создавать КФХ и возглавлять его вправе не только граждане России, но также граждане других стран и даже лица без гражданства.

Статистика: как много КФХ в России

Сколько таких хозяйств действует на территории России в настоящее время? Может быть странно, но точного ответа на этот вопрос сейчас ещё нет. Дело в том, что результаты последней сельскохозяйственной переписи (2016 год) ещё не подведены. Их опубликование планируется в конце 2018 года.

Если учесть более старые данные переписи 2006 года, можно сказать, что в стране действует не менее 170 тысяч крестьянских хозяйств. В рамках огромного государства это очень небольшое число. Однако учитывая с 2012 года реализуется государственная программа поддержки фермеров, можно предположить, что сейчас КФХ стало значительно больше.

Чем и каким образом владеет крестьянское фермерское хозяйство

В рамках своей деятельности любое фермерское объединение вправе владеть и использовать:

  • земельные угодья;
  • объекты капитального строительства и иные сооружения;
  • сельскохозяйственную технику, оборудование и любой инвентарь;
  • финансовые средства, полученные в ходе предпринимательства;
  • сооружения для мелиорации;
  • транспортные средства, включая грузовые;
  • племенных животных;
  • семена и другие сырьевые ресурсы.

Важно помнить, что перечень имущества (по крайней мере такого как земля и техника) обязательно должен быть указан в соглашении. Все члены владеют собственностью сообща, на равных правах. Поэтому нельзя утверждать, что земельное угодье принадлежит, например, главе КФХ, а грузовик — его брату.

После подписания соглашения перечисленная в нём собственность становится общей. При прекращении деятельности имущество делится между участниками хозяйства, а после смерти переходит по наследству в соответствии с требованиями российского законодательства, в частности Гражданского Кодекса.

При прекращении деятельности имущество делится между участниками хозяйства.

Чем КФХ отличается от ЛПХ

Иногда люди, ещё не владеющие понятийным аппаратом в данной области, путают понятие КФХ с «личным подсобным хозяйством» или сокращённо ЛПХ. Отличаются ли чем-либо эти термины? Ответ на этот вопрос довольно прост. Основное отличие состоит в цели деятельности: у КФХ — это предпринимательство и получение прибыли, у ЛПХ — производство продукции для личных нужд.

То есть, члены крестьянских объединений выращивают и производят продукцию на продажу, а хозяева ЛПХ — только для себя. Личное подсобное хозяйство не требует регистрации и уплаты налогов, в то время как на КФХ налагаются такие обязательства.

Уплата налогов фермерскими хозяйствами

КФХ занимаются предпринимательской деятельностью, поэтому обязаны уплачивать в бюджет налог на прибыль. Большинство таких объединений используют упрощённую систему налогообложения со ставкой 6% от прибыли. В таком случае декларация в ФНС подаётся всего 1 раз в год, что существенно экономит время. Другие режимы (УСН с 15%, ОСНО и ЕВНД) не запрещены законом, но считаются менее выгодными.

Следить за своевременной уплатой налогов в полном объёме обязан глава хозяйства. Помимо налогов за всех членов КФХ нужно уплачивать страховые и пенсионные взносы, а за наёмных работников — обязательные взносы и подоходные налоги.

Стоит ли создавать КФХ: плюсы и минусы

Какие преимущества и недостатки есть у такой формы сельскохозяйственного объединения? Многие аграрии, работающие в профильной сфере долго не могут решить, нужно ли регистрировать такой вид хозяйства. Его выгодные стороны во многом не очевидны. Равно как и «подводные камни», проявляющиеся уже только после начала работы. Рассмотрим, какой положительный и отрицательный опыт накоплен российскими фермерами.

Преимущества создания КФХ

  1. Для создания такой формы хозяйствования отсутствуют требования к минимальному уставному капиталу (для обычных юридических лиц — от 10 тысяч рублей).
  2. Зарегистрированные КФХ с большей вероятностью получат государственные или муниципальные субсидии.
  3. КФХ могут получать землю для деятельности на льготных условиях.
  4. Значительно меньший объём отчётности, по сравнению с ООО.

Недостатки регистрации фермерского хозяйства

  1. Возможность привлечь в объединение только 5 человек, не являющихся родственниками.
  2. Для всех членов хозяйства обязательно личное участие в сельскохозяйственных работах, что затрудняет привлечение новых членов и тем более инвесторов.
  3. В случае финансовых проблем у хозяйства его членам придётся нести личную ответственность, в том числе за счёт частной собственности.
  4. Законодательство в отношении крестьянских хозяйств проработано недостаточно, многие сферы не урегулированы вовсе.

КФХ подходит фермерам, уже имеющим опыт в аграрной сфере и желательно в торговле.

Перспективы фермерских хозяйств

В настоящее время назвать российское сельское хозяйство современным и преуспевающим довольно трудно. Несмотря на постоянный высокий спрос на продукты питания среди населения, организация производства и выход на рынок требуют существенных затрат.

Такая форма ведения сельского хозяйства подходит большим семьям, живущим в сельской местности. Она даёт возможность рассчитывать на государственную помощь, в том числе выделение земельных угодий и в то же время не отягощает владельцев бумажной волокитой.

КФХ подходит фермерам, уже имеющим опыт в аграрной сфере и желательно в торговле. Помните, что цель такого объединения — производство товаров на продажу, а не только личное пользование. Поэтому не лишним будет составление бизнес-плана и заблаговременное продумывание порядка реализации продукции.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте далее: Вконтакте11 ноября 2016

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 октября 2009 г. N А12-17658/2009
(извлечение)

Именем Российской Федерации

Крестьянское (фермерское) хозяйство обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Волгоградской области (далее — МИФНС России N 6 по Волгоградской области), по оставлению без рассмотрения документов, предоставленных для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что К(Ф)Х находится в процессе реорганизации в форме преобразования, и обязании МИФНС России N 6 по Волгоградской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что Крестьянское (фермерское) хозяйство находится в процессе реорганизации в форме преобразования.

В судебном заседании до принятия судом решения представитель заявителя уточнил требования в порядке статьи 49 АПК РФ и просит признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Волгоградской области в форме уведомления по оставлению без рассмотрения документов, представленных для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что К(Ф)Х находится в процессе реорганизации в форме преобразования и обязании МИФНС России N 6 по Волгоградской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что КФХ находится в процессе реорганизации в форме преобразования.

Суд принимает указанное уточнение.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом.

Заслушав доводы представителя заявителя, и исследовав представленные доказательства, суд установил основания для признания оспариваемого решения в форме уведомления незаконным, исходя из следующего.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, 11 августа 2009 года в МИФНС России N 6 по Волгоградской области поступило заявление-уведомление М.А.Г. о начале процедуры реорганизации крестьянского (фермерского) хозяйства.

К заявлению было приложено решение главы крестьянского фермерского хозяйства от 11.08.2009 г. о реорганизации К(Ф)Х путем преобразования в ООО.

Представление вышеуказанных документов подтверждается распиской от 11.08.2009 г. вх. N 733, выданной старшим государственным налоговым инспектором С.С.В.

Четырнадцатого августа 2009 года МИФНС России N 6 по Волгоградской области принято решение в форме уведомления об оставлении документов без рассмотрения.

МИФНС России N 6 по Волгоградской области в адрес М.А.Г. было направлено письмо N 05-16/17373 от 17.08.2009 г. «О направлении уведомления» об оставлении документов, полученных для внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме преобразования, в связи с тем, что для создания на базе крестьянского фермерского хозяйства общества с ограниченной ответственностью необходимо ликвидировать фермерское хозяйство.

Заявитель полагает, что оспариваемое решение МИФНС России N 6 по Волгоградской области не соответствует статям 8 и 34 Конституции Российской Федерации, статьям 13.1 и 23 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и нарушает законные интересы КФХ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а именно ограничивают# свободу экономической деятельности в лишая заявителя самостоятельности при принятии решения о выборе организационно-правовой формы юридического лица и перехода к ней с учетом оценки эффективности и целесообразности.

Крестьянское (фермерское) хозяйство было создано и зарегистрировано в качестве юридического лица 24.01.1991 г. на основании норм Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», правовой статус не изменяло (л.д. 52). Данное КФХ создано одним членом, являющимся главой хозяйства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года.

На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлено по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Исключения для крестьянских (фермерских) хозяйств — юридических лиц в применении данной нормы Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрены.

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» также не содержит запрета на создание общества с ограниченной ответственностью в результате преобразования крестьянского фермерского хозяйства.

Согласно статье 60 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации.

Заявитель письменно уведомляет регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации.

При уведомлении о начале процедуры реорганизации согласно пункту 2 статьи 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» указываются сведения о:

— реорганизуемом юридическом лице (реорганизуемых юридических лицах) — полное наименование, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (далее — адрес (место нахождения));

— создаваемом (создаваемых) в результате реорганизации юридическом лице (юридических лицах) — полное наименование, адрес (место нахождения);

— юридическом лице, продолжающем деятельность после завершения реорганизации, — полное наименование, ОГРН, ИНН, адрес (место нахождения);

— форме реорганизации.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) лежит на органе или лице, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

В силу статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.

Доказательства правомерности решения МИФНС России N 6 по Волгоградской области в форме уведомления в материалах дела отсутствуют.

Как следует из текста оспариваемого решения от 14.08.2009 г. в форме уведомления, документы, полученные 11 августа 2009 г. вх. N 733 для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме преобразования, оставлены без рассмотрения.

Между тем, в оспариваемом решении об оставлении документов без рассмотрения от 14.08.2009 г. отсутствуют нормы закона и мотивы, на основании которых МИФНС России N 6 по Волгоградской области принято данное решение.

Норм права, предусматривающих оставление без рассмотрения регистрирующим органом документов юридического лица сведений, Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не содержит.

Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются правомерными и обоснованными, а оспариваемое решение в форме уведомления противоречит нормам права и нарушает права и интересы заявителя.

При указанных обстоятельствах решение в форме уведомления МИФНС России N 6 по Волгоградской области об оставлении без рассмотрения заявления КФЗ о внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме преобразования, является не соответствующим требованиям законодательства.

ГАРАНТ:

По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, вместо «КФЗ» следует читать «КФХ»

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае признания судом недействительным акта государственного органа, нарушенное право подлежит восстановлению. Следовательно, ответчик обязан внести запись в единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации сведения о том, что юридическое лицо К(Ф)Х находится в процессе реорганизации в форме преобразования.

За подачу заявления КХ уплатило в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 2000 руб.

На основании части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, относятся на проигравшую сторону.

Данный спор разрешен не в пользу ответчика. Вместе # тем, с учетом поправок к статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ, государственные органы и органы местного самоуправления, выступающие по делам в арбитражных судах, освобождаются от уплаты государственной пошлины как истцы и как ответчики.

В этой связи заявителю следует возвратить уплаченную государственную пошлину применительно к правилам статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 49, 104, 110, 167-170, 197-201 АПК РФ, арбитражный суд решил:

Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Волгоградской области в форме уведомления по оставлению без рассмотрения документов, представленных для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что К(Ф)Х находится в процессе реорганизации в форме преобразования.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 6 по Волгоградской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что КФХ находится в процессе реорганизации в форме преобразования.

Возвратить КХ из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» крестьянские (фермерские) хозяйства отнесены к сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств закреплены Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Федеральный закон о КФХ).

Согласно Федеральному закону о КФХ право на создание крестьянского (фермерского) хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее – фермерское хозяйство, КФХ) — это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

В состав имущества фермерского хозяйства могут входить:

  • земельный участок;

  • хозяйственные и иные постройки;

  • мелиоративные и другие сооружения;

  • продуктивный и рабочий скот, птица;

  • сельскохозяйственные и иные техника и оборудование;

  • транспортные средства;

  • инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.

Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.

Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.

Членами фермерского хозяйства могут быть:

супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей (дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет);

граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства (максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек).

В случае создания КФХ одним гражданином заключение соглашения не требуется.

Граждане, изъявившие желание создать КФХ, заключают между собой соглашение, которое должно содержать сведения:

  • о членах КФХ;

  • о признании главой КФХ одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы КФХ в соответствии со статьей 17 Федерального закона о КФХ и порядке управления фермерским хозяйством;

  • о правах и обязанностях членов КФХ;

  • о порядке формирования имущества КФХ, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;

  • о порядке принятия в члены и выхода из членов КФХ;

  • о порядке распределения полученных от деятельности КФХ плодов, продукции и доходов.

По усмотрению членов КФХ в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия.

К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать КФХ.

Соглашение подписывается всеми членами КФХ (образец соглашения).

КФХ считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном приказом Министерства финансов РФ от 30.09.2016 № 169н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Крестьянское (фермерское) хозяйство может быть создано (зарегистрировано) в качестве:

— индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (Федеральный закон о КФХ);

— юридического лица (статья 86.1 Гражданского кодекса РФ).

При этом крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2021 года. Перерегистрация таких КФХ не требуется (ФЗ от 30.12.2012 № 302-ФЗ).

Крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ), осуществляющие деятельность без образо­вания юридического лица (т.е. на правах инди­видуальных предпринимателей) или сохраняю­щие статус юридического лица до 01.01.2021 года, вправе применять:

  • систему налогообложения для сельскохозяй­ственных товаропроизводителей — единый сельскохозяйственный налог (глава 26.1 Налогового кодекса РФ);

  • упрощенную систему налогообложения — УСН (глава 26.2 Налогового кодекса РФ).

Переход на уплату ЕСХН и УСН освобождает организации (индивидуальных предпринима­телей) от уплаты:

  • налога на прибыль (налога на доходы физических лиц от предпринимательской деятельности);
  • налога на имущество (налога на имущество физических лиц от предпринимательской деятельности);
  • единого социального налога;
  • налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Переход на уплату ЕСХН и УСН не освобождает крестьянские (фермерские) хозяйства (индивидуальных предпринимателей) от уплаты страховых взносов на обязательное пенсион­ное страхование. Иные налоги и сборы уплачиваются в общем порядке.

КФХ должны вести бухгалтерский учет своего имущества, обязательств и хозяйственных операций на основании Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В зависимости от объема учетной работы гла­ва КФХ может:

  • учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение с главным бухгалтером во главе;

  • ввести в штат должность бухгалтера;

  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалте­рии, специализированной организации, бухгалтеру-специалисту;

  • лично вести бухгалтерский учет.

При ведении бухгалтерского учета в КФХ должно соблюдаться следующее требование: имущество, яв­ляющееся собственностью КФХ, учитывается обосо­бленно от имущества домашнего семейного хозяйства, а также других юридических лиц, находящегося у КФХ. В бухгалтерском учете должны отражаться только те операции, которые связаны с деятельностью КФХ как обособленной хозяйственной юридической единицы.

Как зарегистрировать крестьянско-фермерское хозяйство

Крестьянско-фермерское хозяйство – это одна из организационно-правовых форм, которую регистрируют сельхозпроизводители и переработчики. В КФХ объединяются физические лица, связанные родством или свойством, но его может создать и один человек. Как зарегистрировать крестьянско-фермерское хозяйство и какие особенности есть у этой формы бизнеса?

Правовые особенности КФХ

Существует специальный федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ, в котором указан порядок регистрации фермерского хозяйства и его дальнейшей деятельности. Однако, если сравнить это нормативный акт с законом «Об ООО», то окажется, что многие вопросы деятельности КФХ рассмотрены очень поверхностно.

Распоряжение имуществом, его раздел, выплата компенсации, права и обязанности членов хозяйства должны быть прописаны в соглашении, к составлению которого закон не предъявляет никаких требований. Возможно, законодатели исходили из того, что в крестьянско-фермерское хозяйство объединяются близкие люди, поэтому нет необходимости жестко регулировать их взаимодействие между собой.

Порядок регистрации КФХ мало чем отличается от регистрации индивидуального предпринимателя, причём, закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации» вообще не упоминает об этой организационно-правовой форме.

Из закона № 74-ФЗ однозначно понятно, что крестьянско-фермерское хозяйство не является юридическим лицом, хотя и может состоять из нескольких членов. Индивидуальным предпринимателем КФХ тоже не признаётся, но сведения о нём вносятся в реестр ЕГРИП по имени главы хозяйства.

Несмотря на то, что законодательной чёткости в определении крестьянско-фермерское хозяйства нет, в России его регистрируют достаточно часто. По состоянию на 1 марта 2017 года в ЕГРИП числилось 150 634 КФХ, из них в 2016 году зарегистрировано 25 845 субъектов.

Какие правовые особенности КФХ можно назвать ключевыми? Их довольно много:

  • основная деятельность фермерского хозяйства должна быть связана с производством, переработкой, реализацией сельхозпродукции;
  • крестьянско-фермерское хозяйство не является юридическим лицом или ИП, но после регистрации КФХ его глава получает статус индивидуального предпринимателя;
  • главу крестьянского хозяйства можно сменить, если он добровольно отказался от своих обязанностей или не может выполнять их в течение более чем полугода;
  • смена главы КФХ не прекращает его членства в хозяйстве;
  • членами крестьянско-фермерского хозяйства могут быть только физические лица, состоящие в родстве или отношениях свойства (родственники супруга главы КФХ, с которыми у него нет кровного родства: тесть, тёща, свёкор, свекровь, зять, золовка и др.);
  • допускается также приём в члены КФХ не более пяти лиц, которые не связаны родством с главой хозяйства;
  • члены КФХ действуют на основании соглашения, в котором прописаны все ключевые вопросы деятельности;
  • имущество, продукция и доходы фермерского хозяйства принадлежат всем его членам на праве совместной собственности, но по соглашению могут быть разделены на доли;
  • сделки от имени КФХ заключает его глава;
  • фермерское хозяйство отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом;
  • член КФХ может выйти из него, но продолжает нести субсидиарную ответственность по обязательствам хозяйства в течение двух лет после выхода;
  • в случае выхода из крестьянско-фермерского хозяйства земельные участки и орудия производства не выделяются, но бывшему участнику выплачивают денежную компенсацию, пропорциональную его доле в общей собственности.

По своей правовой природе (наличие нескольких членов, действующих по соглашению и имеющих доли в совместном имуществе) фермерское хозяйство похоже на юридическое лицо, но полная имущественная ответственность по обязательствам сближает его с ИП.

В целом, если вы хотите начать бизнес в аграрной сфере, то регистрация крестьянского фермерского хозяйства необязательна. С таким же успехом можно открыть ООО или ИП, которые будут работать на специальном налоговом режиме ЕСХН.

Пожалуй, основной причиной популярности регистрации КФХ в России можно назвать специальные программы господдержки, многие из которых спонсируют именно крестьянские хозяйства, а не ИП или организацию. Если вас привлекла одна из таких госпрограмм поддержки начинающих фермеров, мы расскажем, как зарегистрировать фермерское хозяйство в налоговой инспекции.

Документы для регистрации КФХ

Для регистрации крестьянско-фермерского хозяйства предусмотрена специальная форма заявления, которая во многом похожа на заявление для регистрации ИП. Заявление о регистрации КФХ подаётся по форме Р21002, утверждённой Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

Требования к заполнению заявления по форме Р21002 аналогичны заполнению формы Р21001. Если будущий глава КФХ лично подает документы на регистрацию крестьянского хозяйства в налоговую инспекцию, то заверять заявление у нотариуса не требуется. Подписывают форму Р21002 в присутствии налогового инспектора.

  • Скачать бланк заявления для регистрации КФХ по форме Р21002

Следующий стандартный документ – копия паспорта заявителя. При личной подаче заявления на регистрацию КФХ копию паспорта у нотариуса заверять не надо. Оригинал паспорта надо иметь при себе, чтобы сотрудник ИФНС сверил его с копией.

Государственная пошлина за регистрацию крестьянско-фермерского хозяйства оплачивается на ту же сумму и по тем же реквизитам, что и для регистрации индивидуального предпринимателя. Подготовить квитанцию можно через сервис ФНС или попросить образец для заполнения в регистрирующей инспекции.

Если в крестьянско-фермерское хозяйство будет входить один человек, то на этом список документов для регистрации КФХ исчерпывается. Если же в хозяйстве будет действовать несколько лиц, но в инспекцию надо подать соглашение между членами КФХ.

К этому документу, как мы говорили выше, закон не предъявляет особых требований, кроме перечня обязательных сведений (статья 4 закона № 74-ФЗ). Так, соглашение должно определять права и обязанности членов КФХ, полномочия главы хозяйства, порядок распределения доходов. Конкретные условия определяются по договорённости между будущими собственниками фермерского хозяйства.

  • Скачать пример соглашения между членами КФХ

Документально доказывать родственные связи между членами крестьянского хозяйства не надо, потому что на ИФНС не возложены полномочия по проверке этих сведений. Какие последствия возможны, если окажется, что в КФХ входят лица, не связанные родством или свойством, закон не определяет.

Однако, среди оснований прекращения деятельности хозяйства есть и такое, как «по решению суда». То есть, вполне возможно, что по иску ИФНС или других заинтересованных лиц, КФХ может быть ликвидировано по причине отсутствия родственных связей между его членами.

Итого, в ИФНС по месту прописки будущего главы КФХ надо подать:

  • заполненное, но не подписанное заявление по форме Р21002;
  • копию паспорта заявителя;
  • квитанцию об уплате госпошлины на 800 рублей;
  • соглашение, заключённое между членами КФХ (если в хозяйстве будет несколько членов).

Напоминаем, что если документы будут поданы не при личном посещении ИФНС (почтой или по доверенности), то форму Р21002 и копию паспорта надо заверить у нотариуса. При подаче через доверенное лицо, кроме того, надо подготовить доверенность на представителя. Если всё в порядке, то через пять рабочих дней после подачи документов фермерское хозяйство будет зарегистрировано.

Для наших пользователей доступна услуга бесплатной проверки документов для регистрации бизнеса специалистами 1С:

Переход на специальный налоговый режим

Ещё один важный вопрос, который надо решить сразу при регистрации крестьянского хозяйства или не позднее 30 дней со дня создания – это переход на специальный налоговый режим. КФХ может работать на льготных спецрежимах, заметно снижающих налоговую нагрузку:

Чтобы работать в рамках этих систем налогообложения, надо своевременно подать заявление о переходе. Если этого не сделать, то фермерское хозяйство автоматически будет работать на общей системе налогообложения (ОСНО).

В общем случае, ОСНО – это налоговый режим с самой высокой налоговой нагрузкой, но для КФХ предусмотрен льготный пятилетний период, когда НДФЛ с полученного дохода не уплачивается (статья 217 НК РФ).

Кроме того, не облагаются подоходным налогом гранты на развитие, единовременная помощь на бытовое обустройство начинающего фермера, субсидии из региональных бюджетов.

Всё это позволяет сделать вывод, что для фермерских хозяйств общая система налогообложения может оказаться вполне выгодной, особенно если получить еще и освобождение по НДС.

В любом случае, мы рекомендуем принимать решение о выборе налогового режима для КФХ после консультации со специалистами по бухучету. Для пользователей 1С-Старт индивидуальные консультации у партнёров сети 1С:БО бесплатны.

Соглашение о смене главы кфх образец

В случае смены главы фермерского хозяйства соответствующие изменения вносятся в настоящее Соглашение в установленном законом порядке. 2.4. Смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращение его членства в фермерском хозяйстве.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА 3.2. Права членов крестьянского (фермерского) хозяйства: 4.

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА, ПОРЯДОК ВЛАДЕНИЯ, ПОЛЬЗОВАНИЯ, РАСПОРЯЖЕНИЯ ЭТИМ ИМУЩЕСТВОМ 4.

2 Состав имущества на день принятия решения о создании крестьянского хозяйства: ___________________________________________________________________________________ 4.3.

Плоды, продукция и доходы, полученные крестьянским (фермерским) хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

Оформляем смену главы фермерского хозяйства

Особо отметим, что при любых изменениях сведений о главе крестьянского хозяйства, в том числе и при смене его главы, основной государственный регистрационный номер предпринимателя (ОГРНИП) не изменяется.

Основания для отказа в регистрации Согласно статье 23 Закона № 129-ФЗ отказать в регистрации смены главы фермерского хозяйства могут если: — не представлены необходимые документы; — документы поданы в ненадлежащий регистрирующий орган; — не прекращена деятельность в качестве главы другого хозяйства или предпринимателя; — не истек год со дня решения суда о признании нового главы банкротом по ранее осуществлявшейся деятельности; — не истек срок, на который новый глава был лишен права заниматься предпринимательской деятельностью.

Если глава хозяйства в единственном числе Более сложный порядок смены главы фермерского хозяйства будет, когда единственным его членом является сам глава.

Порядок смены главы КФХ

Крестьянско-фермерское хозяйство – особая форма предпринимательской деятельности, специализирующаяся преимущественно на отраслях сельскохозяйственного направления.

Как определяет специализированный закон, существует несколько главных оснований для смены главы крестьянско-фермерского хозяйства: Когда вопрос о смене главы фермерского хозяйства решен и все члены структуры определились с новой кандидатурой, предстоит лишь формальный процесс.

Его порядок также строго определен законом.

Согласно установленным правилам, в территориальное отделение налоговой инспекции подают следующий пакет документов: Что касается способа подачи документов для смены главы КФХ, их можно предоставить в налоговую службу лично или отправить почтовым отправлением. Во втором случае все подаваемые документы должны быть заверены нотариусом.

Смена главы КФХ, образец заполнения формы Р24002 в 2019 году

1 указываем ОГРНИП, ФИО, ИНН действующего главы КФХ;

  • в п.

    2 указываем цифру «2».

    1. п. 2 указываем ИНН, если есть;
    2. п. 1 указываем ФИО нового главы КФХ;
    3. п. 4 указываем дату и место рождения.
    4. п. 3 указываем пол;
    1. указываем адрес места жительства заявителя (либо места пребывания).

    Соглашение о создании фермерского хозяйства

    Фермерскому хозяйству принадлежит право распоряжаться произведенной им продукцией и реализовывать ее по собственному усмотрению, устанавливать самостоятельно цены на производимую продукцию. 3. Права и обязанности членов фермерского хозяйства, прием в члены и выход из членов фермерского хозяйства.

    3.1 .

    Члены фермерского хозяйства имеют право: а) самостоятельно хозяйствовать на земле; б) возводить жилые, производственные, бытовые и иные строения и сооружения необходимые для осуществления деятельности фермерского хозяйства с обязательным согласованием проектов и получением разрешения на строительство в установленном порядке; в) собственности на произведенные ими посевы, посадки сельхозкультур и насаждений, полученную сельскохозяйственную и иную продукцию и доходы от ее реализации; г) в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культуротехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и другие водоемы, в соответствии с природоохранными требованиями; д) решать вопросы, не урегулированные в настоящем соглашении, федеральном законе путем обсуждения на собрании членов фермерского хозяйства, решение принимается простым большинством членов фермерского хозяйства; е) выйти из членов фермерского хозяйства, известив о своем намерении не позднее, чем за 2-е недели до предполагаемого дня выхода. 3.2.

    Соглашение о смене главы кфх без образования юридического лица

    Недавно глава хозяйства сменился. Нужно ли сообщать в налоговую инспекцию о том, что в учредительные документы внесены изменения?

    Для этого в налоговую инспекцию следует представить: — соглашение о смене главы КФХ, заключенное между членами хозяйства; — заявление о внесении изменений в сведения о главе КФХ (форма N Р24002); — копию или подлинник паспорта нового главы хозяйства; — документ об уплате государственной пошлины. Кроме того, если новый глава КФХ — иностранец, нужно предъявить копию документа, подтверждающего его право временно или постоянно проживать в России.

    Регулирование деятельности хозяйства 3) добровольный отказ главы от своих полномочий. По мнению автора, положения статьи 4 Закона № 74-ФЗ можно рассматривать в качестве еще одного аргумента в пользу того, что можно

    Соглашение о создании КФХ

    требуется только в случае когда участников фермерского хозяйства больше одного.

    Соглашение КФХ – является своеобразным уставом предприятия. Именно здесь прописываются все участники КФХ, их доли, права и обязанности.

    Смена главы кфх порядок

    Дата регистрации: 20.10.2010 Стала рыться. Непонятно нифига, что происходит с ОГРНИП, когда глава меняется. ему дают «старый» номер, или новый?

    если новый — тогда получается, что номер к лицу как бы не привязан. Смена главы фермерского должна быть указана в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

    Смена главы фермерского не влечет за собой прекращение его членства в фермерском хозяйстве.

    Скачать Федеральный закон О крестьянском (фермерском) хозяйстве N 74-ФЗ (2019) Актуально в 2019 году Сайт использует файлы cookie.Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

    При смене главы кфх кто сдает отчеты. Налогообложение кфх: сравнение режимов осно, усн, есхн

    Если глава КФХ применяет упрощенку, то каких-либо особенностей его налогообложения на этом спецрежиме нет. Поэтому как предприниматель он рассчитывает налоги в общем порядке.

    ЕСХН

    Главы КФХ на ЕСХН налоги уплачивают в общем порядке, также как предприниматели на этом спецрежиме.

    Страховые взносы КФХ

    Независимо от того, в какой форме зарегистрировано КФХ – как организация или без образования таковой, страховые взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование платит всегда глава КФХ. В том порядке, который установлен для индивидуальных предпринимателей.

    При этом порядок расчета и уплаты взносов различен:

    • с выплат наемному персоналу.

    Такой вывод следует из пункта 3 статьи 2, подпункта «б» пункта 1 статьи 5, пункта 2 статьи 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

    С выплат наемным сотрудникам главе КФХ необходимо будет еще платить и страховые взносы от несчастных случаев и профзаболеваний (абз. 7 ст. 3 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

    Взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за членов КФХ его глава платит в фиксированном размере (п. 3 ст. 2, подп. «б» п. 1 ст. 5, п. 2 ст. 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Применение этого порядка не зависит от того, есть наемный персонал или нет.

    Ситуация: обязан ли глава КФХ уплачивать взносы на обязательное пенсионное, медицинское страхование за члена КФХ, который является еще и предпринимателем?

    Ответ: да, обязан.

    Если член КФХ относится одновременно к нескольким категориям, он уплачивает взносы по каждому основанию (п. 3 ст. 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, постановление Президиума ВАС РФ от 2 июля 2013 г. № 58/13 по делу № А60-7424/2012).

    То есть такой член КФХ будет платить за себя взносы в фиксированном размере как предприниматель (ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ), а глава КФХ должен уплачивать взносы за него по второму основанию – как за члена КФХ (ч. 2 ст. 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

    Взносы на социальное страхование в ФСС России (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) платить не нужно. Вместе с тем, застраховаться и уплачивать их можно в добровольном порядке. Об этом сказано в пункте 5 статьи 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

    Страховые взносы за полный год рассчитайте так:

    .

    Ответ: нет, не должен.

    Действительно, по общему правилу предприниматель, доход которого превысил 300 000 руб., при расчете взносов на собственное страхование должен включить в расчет 1 процент от дохода, превышающего эту сумму (ч. 1.1. ст.

    14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И формально, в рамках законодательства о страховых взносах к индивидуальным предпринимателям относят и глав крестьянских (фермерских) хозяйств (п. 3 ст. 2 Закона от 24 июля 2009 г.

    № 212-ФЗ).

    Но вместе с тем для глав КФХ установлен отдельный порядок расчета страховых взносов. Он приведен в части 2 статьи 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. И не предполагает увеличения взноса исходя из полученного дохода.

    Специальная норма имеет приоритет над общей. Поэтому главам КФХ, которые зарегистрированы в качестве предпринимателя, дополнительно платить пенсионные взносы с дохода свыше 300 000 руб. не нужно.

    Важная деталь: если глава КФХ – индивидуальный предприниматель, ведет также деятельность вне рамок хозяйства, то и взносы он должен платить сразу по двум основаниям:

    • как глава крестьянского (фермерского) хозяйства;
    • как индивидуальный предприниматель.

    В таком случае платить дополнительные суммы пенсионных взносов с дохода свыше 300 000 руб. уже нужно – по второму основанию.

    Если КФХ имеет наемных сотрудников, то с выплат им глава хозяйства рассчитывает взносы как предприниматель, производящий выплаты физическим лицам. При этом в порядке расчета и уплаты таких взносов закон не делает различий между предпринимателями и организациями. Такой вывод следует из пункта 3 статьи 2, подпункта «б» пункта 1 статьи 5, статьи 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

    Поэтому с выплат наемному персоналу рассчитывайте взносы как организация.

    Отдельно отметим, что с выплат наемным сотрудникам главе КФХ необходимо будет еще платить и страховые взносы от несчастных случаев и профзаболеваний (абз. 7 ст. 3 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

    То есть с выплат сотрудникам, нанятым по трудовому договору, – обязательно, а по гражданско-правовому договору – если такая обязанность зафиксирована в договоре (п. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

    Этот вид взносов также рассчитывайте и платите как организация.

    ЕСХН могут применять организации и ИП, которые признаются сельскохозяйственными производителями в соответствии с гл. 26.1 НК РФ и добровольно перешли на применение этого спецрежима.

    Подробнее о том, что такое ЕСХН и как он рассчитывается, мы рассказывали в отдельной .

    А могут ли применять ЕСХН крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ)?

    Что понимается под КФХ?

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *