Прокурорский надзор в сфере ЖКХ

Прокурорский надзор в сфере ЖКХ

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Хусяйнова, Светлана Геннадьевна, 2016 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Законы и иные нормативные правовые акты Союза Советских Социалистических Республик

3. Об утверждении Положения о прокурорском надзоре : постановление ВЦИК от 28.05.1922 г. // СУ РСФСР. — 1922. — № 36. — Ст. 424.

5. О жилищной кооперации : постановление ЦИК и СНК СССР от 19 авг. 1924 г. // СЗ СССР. — 1924. — № 5. — Ст. 60.

6. О жилищной политике : постановление ЦИК и СНК СССР от 4 янв. 1928 г. // СЗ СССР. — 1928. — № 6. — Ст. 49.

Международные нормативные правовые акты

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. — 1998. — № 31. —

Ст. 3823.

6. Земельный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 25 окт. 2001 г. № 136-ФЗ // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.

11. Жилищный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2004 г. № 188-ФЗ // СЗ РФ .- 2005. — № 1. — Ч. 1. -Ст. 14.

14. О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон от 17 янв. 1992 г. № 2202-1 // СЗ РФ. — 1995. — № 47. — Ст. 4472.

16. О естественных монополиях : федер. закон от 17 авг. 1995 г. № 147-ФЗ // СЗ РФ. — 1995. — № 34. — Ст. 3426.

17. О газоснабжении в Российской Федерации» : федер. закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ // СЗ РФ. -1999. — № 14. —

Ст. 1667.

19. Об электроэнергетике : федер. закон от 26 марта 2003 г. № 35 // СЗ РФ. — 2003. — № 13. — Ст. 1177.

21. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» : федер. закон от 22 авг. 2004 г. № 122-ФЗ // СЗ РФ. — 2004. — № 35. — Ст. 3607.

22. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований : федер. закон от 29 дек. 2004 г. № 199-ФЗ // СЗ РФ. — 2004. — № 1. — Ст. 25.

24. О концессионных соглашениях : федер. закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ // СЗ РФ. — 2005. — № 30. — Ч. 2. — Ст. 3126.

30. О теплоснабжении : федер. закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ // СЗ РФ. — 2010.- № 31. — Ст. 4159.

32. О водоснабжении и водоотведении : федер. закон от 07 декабря 2011 г. № 416 // СЗ РФ. — 2011. — № 50. — Ст. 7358.

36. О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (вместе с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью) : указ Президента Рос. Федерации от 18 апр. 1996 г. № 567 // СЗ РФ. — 1996. — № 17. — Ст. 1958.

43. Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий : указ Президента Рос. Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 // СЗ РФ. — 2004. — № 28. — Ст. 2882.

44. О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг : постановление Правительства Рос. Федерации от 22 сент. 1993 г. № 935 // Собр. актов Президента и Правительства Рос. Федерации. — 1993. — № 39. — Ст. 3620.

46. О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы : постановление Правительства Рос. Федерации от 17 нояб. 2001 г. № 797 // СЗ РФ. — 2001. -№ 49. — Ст. 4622.

49. Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

: постановление Правительства Рос. Федерации от 28 янв. 2006 г. № 47 // СЗ РФ. — 2006. — № 6. — Ст. 702.

56. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» : постановление Правительства Рос. Федерации от 3 апр. 2013 г. № 290. — Доступ из справ.-информ. системы «Гарант плюс».

58. О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования : постановление Правительства Рос. Федерации от 14 мая 2013 г. № 410 // СЗ РФ. — 2013. — № 21. — Ст. 2648.

60. О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации : постановление Правительства Рос. Федерации от 27 июня 2013 г. № 543 // СЗ РФ. — 2013. — № 27. — Ст. 3602.

62. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» : постановление Правительства Рос. Федерации от 15 апр. 2014 г. № 323 // СЗ РФ

63. Об утверждении Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору :

постановление Правительства Рос. Федерации от 30 июля 2014 г. № 401 // СЗ РФ. — 2004. — № 32. — Ст. 3348.

4. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 — 2020 годы» : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 2 февр. 2010 г. № 102-р // СЗ РФ. — 2010. -№ 7. — Ст. 769. .

65. Об утверждении Концепции и Плана мероприятий («дорожной карты») по созданию и развитию механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 19 сент. 2013 г. № 1689-р // СЗ РФ. — 2013. — № 35. — Ст.5002.

67. О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления : приказ Генер. прокурора Рос. Федерации от 17 сент. 2007 г. № 144. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

68. Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления :

приказ Генер. прокурора Рос. Федерации от 2 окт. 2007 г. № 155. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

69. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина : приказ Генер. прокурора Рос. Федерации от 7 дек. 2007 г. № 195. — Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

70. Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности : приказ Генер. прокурора Рос. Федерации от 31 марта 2008 г. № 53. — Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

71. О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур : приказ Генер. прокурора Рос. Федерации от 7 мая 2008 г. № 84. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

72. Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению : приказ Генер. прокурора Рос. Федерации от 10 сент. 2008 г. № 182 // Законность. -2008. — № 10.

73. Об утверждении программы действий органов прокуратуры Российской Федерации в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики» : приказ Генер. прокурора Рос. Федерации от 19 нояб. 2008 г. № 236. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

74. Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления : приказ Генер. прокурора Рос. Федерации от 24 нояб. 2008 г. № 243. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

75. О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» : приказ Генер. прокурора Рос. Федерации от 27 марта 2009 г. № 93. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»».

78. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий : приказ Генер. прокурора Рос. Федерации от 10 февр. 2011 г. № 30. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

79. Об утверждении форм федерального статистического наблюдения : приказ Генер. прокурора Рос. Федерации от 2 июля 2012 г. № 250. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

80. Об утверждении и введении в действие статистического отчета «Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» по форме ОН и Инструкции по его составлению : приказ Генер. прокурора Рос. Федерации от 14 дек. 2012 г. № 454. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

81. Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации : приказ Генер. прокурора Рос. Федерации от 30 янв. 2013 г. № 45 // Законность. — 2013. — № 4.

82. Об утверждении Положения о применении общих подходов при подготовке и проведении проверок деятельности прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур : приказ Генер. прокурора Рос. Федерации от 7 февр. 2013 г. № 58. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

83. Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации : приказ Генер. прокурора Рос. Федерации от 3 июня 2013 г. № 230. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

84. О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями : приказ Генер. прокурора Рос. Федерации от 21 июня 2013 г. № 252. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»».

85. О порядке исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» : приказ Генер. прокуратуры Рос. Федерации от 28 мая 2015 г. № 265. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Судебные акты

1. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.11.2012 № ВАС-14586/12. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультанПлюс».

2. Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 по делу № А12-17433/2012. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультанПлюс».

3. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012 по делу №А41-31653/12. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультанПлюс».

4. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2013 по делу № А26-6137/2012. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультанПлюс».

Монографии, учебники, пособия

2. Алексеев, С.С. Собр. соч. : в 10 т. Т. 2. Специальные вопросы правоведения / С.С. Алексеев. — М., 2010.

3. Алехин, А.П. Административное право России : учеб. для вузов / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. — М. : Зерцало, 2006.

4. Ашурбеков, Т.А. Общие направления организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов / Т.А. Ашурбеков. — Махачкала, 2002.

5. Бровин, Г.И. Характеристика прокурорско-надзорных отношений. Проблемы прокурорского надзора / Г.И. Бровин. — М., 1972.

6. Бессарабов, В.Г. Прокурорский надзор : учеб. / В.Г. Бессарабов. — М., 2006.

7. Бессарабов, В.Г. Организация и деятельность российской прокуратуры / В.Г. Бессарабов. — Нальчик : Эль-Фа, 2006.

9. Велихов, Л.А. Основы городского хозяйства / Л.А. Велихов. — М. : Наука, 1996.

10. Винокуров, А.Ю. Актуальные вопросы организации и деятельности прокуратуры: избр. статьи / А.Ю. Винокуров. — М., 2012.

14. Даев, В.Г. Основы теории прокурорского надзора / В.Г. Даев, М.Н. Маршунов. — М. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1990.

17. Законность в Российской Федерации . — М. : Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации, НИИ Акад. Генер. прокуратуры Российской Федерации, 2008.

18. Законодательство Петра I . — М. : Юрид. лит., 1997.

21. Звирбуль В.К. Правовая реформа и коренная перестройка прокурорского надзора : конспект лекции / — М., 1991.

22. Казарина, А.Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов (сфера предпринимательской и иной экономической деятельности) / А.Х. Казарина. — М. : Ин-т повышения квалификации руковод. кадров Генпрокуратуры РФ, 2005.

23. Казарина, А.Х. Избранные труды / А.Х. Казарина. — М. : Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2014.

26. Коркунов, Н.М. История философии права / Н.М. Коркунов. — СПб., 1915.

28. Крюков, В.Ф. Прокурорский надзор : учеб. для вузов / В.Ф. Крюков. — М., 2006.

29. Лебединский, В.Г. Организация работы в органах прокуратуры / В.Г. Лебединский. — М., 1952.

31. Лебединский, В.Г. Прокурорский надзор в СССР / В.Г. Лебединский, Ю.А. Каленова. — М., 1957.

33. Ломовский, В.Д. Прокурорская проверка : учеб. пособие /

B.Д. Ломовский. — Тверь : Твер. гос. ун-т, 1993.

34. Методологические основы оценки работы органов прокуратуры субъектов Российской Федерации по обеспечению законности и правопорядка : науч. докл. — М. : Акад. Генер. прокуратуры Рос. Федерации, 2013.

36. Настольная книга прокурора / под общ. ред.

C.Г. Кехлерова, О.С. Капинус ; науч. ред. А.Ю. Винокуров. — М. : Юрайт, 2012.

37. Организация работы городской (районной) прокуратуры : метод. пособие / под общ. ред. С.И. Герасимова . — М., 2001.

41. Предпринимательское (хозяйственное) право : учеб. / под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. — М. : Волтерс Клувер, 2006.

42. Прокурорский надзор : учеб. для вузов / О.С. Капинус ; под общ. ред. О.С. Капинус ; науч. ред. А.Ю. Винокуров. — М. : Юрайт, 2013.

44. Публичные услуги и право : науч.-практ. пособие / под ред. Ю.А. Тихомирова. — М. : Норма, 2007.

46. Российская экономика в 2011 году. Тенденция и перспективы / Авторский коллектив — М. : Ин-т Гайдара, 2014. — Вып. 33.

47. Рябцев, В.П. Прокурорский надзор : курс лекций / В.П. Рябцев. — М. : Норма, 2006. С. 23.

49. Скворцов, К.Ф. Проблемы эффективности прокурорского надзора / К.Ф. Скворцов. — М. : Юрид. лит, 1977.

52. Смирнов, В.Б. Функции управления социалистическим производством / В.Б. Смирнов. — М. : Экономика, 1977.

54. Студеникина, М.С. Государственный контроль в сфере управления / М.С. Студеникина. — М., 1974.

55. Студеникина, М.С. Государственные инспекции в СССР / М.С. Студеникина. — М., 1987.

57. Сухарев, А.Я. Актуальные проблемы законности в условиях реформ и роль прокуратуры в ее обеспечении / А.Я. Сухарев // Законность в Российской Федерации : сб. — М. : Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации ; Ин-т проблем укрепления законности и правопорядка при Генер. прокуратуре Рос. Федерации, 1998.

58. Теория государства и права : курс лекций / под ред. М.Н. Марченко. — 2-е изд. — М. : Зерцало-Теис, 1996.

59. Тихомиров, Ю.А. Курс административного права и процесса / Ю.А. Тихомиров. — М. : Юринформцентр, 1998.

60. Тихомиров, Ю.А. Теория компетенции / Ю.А. Тихомиров. -М., 2004.

62. Червонюк, В.И. Теория государства и права : учеб. / В.И. Червонюк. — М. : ИНФРА-М, 2006.

63. Чувилев, А.А. Прокурорский надзор в Российской Федерации. : учеб. / А.А. Чувилев. — М., 1999.

66. Ястребов, В.Б. Прокурорский надзор : учеб. / В.Б. Ястребов. — М. : ГОРОДЕЦ-ИЗДАТ, 2001.

67. Ястребов, В.Б. Прокурорский надзор : учеб. / В.Б. Ястребов. — М. : Зерцало-М, 2011.

Диссертации и авторефераты диссертаций

1. Беляев, В.П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности : дис. … д-ра юрид. наук / В.П. Беляев. — Саратов, 2006.

6. Жубрин, Р.В. Основы профилактики легализации преступных доходов : дис. … д-ра юрид. наук / Р.В. Жубрин. — М., 2013.

9. Макушенко, Е.А. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере ЖКХ : дис. … канд. юрид. наук / Е.А. Макушенко. — М., 2009.

10. Сапун, В.А. Теория правовых средств и механизм реализации права : дис. … д-ра юрид. наук / В.А. Сапун. — Н. Новгород, 2002.

7. Егорова, И.И. Муниципальный жилищный контроль: опыт Архангельска / И.И. Егорова // ЖКХ. Экономика и управление. -2015. — № 1.

8. Егорочкина Н. Перевод жилого помещения в нежилое, проблемы, поиски, решения / Н. Егорочкина // Жилищное право. — 2012. — № 2.

13.Карпов, Н.Н. Прокуратура: надзор или деятельность? / Н.Н. Карпов // Законность. — 2014. — № 8.

17. Мыцыков, А.Я. Прокуратура. Проблемы развития / А.Я. Мыцыков // Законность. — 2000. — № 1.

23. Субанова, Н.В. К вопросу о лицензировании управляющих компаний / Н.В. Субанова, С.Г. Хусяйнова // Юрист. — 2014. — № 19.

24. Сытин, П. Что такое коммунальное хозяйство / П. Сытин // Коммунальное хозяйство. — 1927. — № 5 — 6.

26. Торопов Г.П. Проверка исполнения законов / Г.П. Торопов // Социалист. законность. — 1950. — № 6. — С. 60.

32. Шишкина, Е.Н. Обеспечение жителей муниципальных образований качественными жилищно-коммунальными услугами: проблемы правового регулирования и практики органов местного самоуправления / Е.Н. Шишкина // Общество и право. — 2009. — № 1 . Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Интернет-ресурсы

1. Интернетсайт Президента Российской Федерации — Режим доступа: http://kremlin.ru.news/18232 .

3. Интернетсайт Правительства Ярославской области — Режим доступа: http ://www.yarregionru.ru.

4. Интернетсай Правительства Орловской области — Режим доступа: http: //www.orel-region.ru

5. Интернетсайт Правительства Ивановской области — Режим доступа: http: //www. ivanovo .ru.

6. Интернетсайт «Классика российского права» — Режим доступа: http//civil.consultant.ru./reprit/books/244/279.html .

8. Интернетсайт Национального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ-контроль» — Режим доступа: http://gkhkontrol.ru/2016/03/29087.

VI. Типичные нарушения законодательства

Практика прокурорского надзора позволяет определить типичные нарушения законодательства в сфере функционирования жилищно-коммунального комплекса, характерные для всех субъектов Российской Федерации.

Так, нарушения закона при расходовании денежных средств, большая часть которых выделяется из бюджетов различных уровней, допускаются практически на всех этапах их использования, включая размещение заказов для государственных и муниципальных нужд, проведение, приемку и оплату строительных и иных работ, осуществление контроля за целевым использованием данных средств. Все это создает условия для коррупционных проявлений и в значительной степени ограничивает конкуренцию хозяйствующих субъектов.

Распространены факты хищений в сфере ЖКХ путем оплаты фактически невыполненных работ либо их двойной оплаты, несоответствия объемов и стоимости выполненных работ указанным в контрактах, проектной документации, актах приемки выполненных работ; отсутствие должного контроля за качеством и сроками выполнения подрядными организациями работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.

Практически во всех субъектах Российской Федерации прокурорами установлено наличие кредиторской задолженности предприятий перед ресурсоснабжающими организациями. Причинами образования кредиторской задолженности являются неэффективная финансово-хозяйственная деятельность должников, повышение стоимости топлива, неплатежи и задолженность населения перед предприятиями ЖКХ за предоставленные коммунальные услуги, отсутствие источника финансирования для покрытия их сверхнормативного потребления.

Практика прокурорского надзора показывает, что некоторые ресурсоснабжающие организации не принимают должных мер по взысканию дебиторской задолженности либо такие меры являются недостаточными.

Прокурорами выявляются случаи заключения в рамках процедур банкротства незаконных договоров оказания консультационных, правовых и иных услуг.

Имеет место необоснованное расходование управляющими компаниями денежных средств на собственное содержание.

Проверками деятельности управляющих компаний выявлено использование платы населения за содержание и текущий ремонт жилого фонда на управленческие и общепроизводственные расходы.

Прокурорами вскрыты случаи нецелевого использования управляющими компаниями средств граждан.

Управляющими компаниями нередко нарушается процедура установления платы за содержание и ремонт жилых помещений (отсутствие решения общего собрания собственников).

Имеют место случаи неисполнения обязательств по доведению до собственников помещений многоквартирных домов отчетов о расходовании собранных с них средств, иной обязательной информации.

Управляющими компаниями зачастую самоуправно устанавливаются различного рода дополнительные платежи.

Нередко допускается незаконное распоряжение общедомовым имуществом в ущерб интересам собственников.

Помимо этого, должностными лицами совершаются преступные действия, сопряженные с грубыми нарушениями прав добросовестных хозяйствующих субъектов.

Распространено незаконное использование бюджетных средств, в том числе Фонда содействия реформированию ЖКХ, поступающих на реализацию адресных программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Продолжают иметь место случаи приемки должностными лицами выполненных подрядчиками работ и ввода в эксплуатацию жилых домов, которые фактически непригодны для проживания

Наряду с этим допускается длительное невключение аварийных жилых домов в адресные программы, необоснованных отказов гражданам в предоставлении жилья.

В деятельности управляющих компаний и коммунальных организаций повсеместны случаи криминального посягательства на денежные средства, уплаченные гражданами за жилищно-коммунальные услуги.

Продолжают выявляться факты преднамеренного банкротства коммунальных организаций.

Например, в результате прокурорской проверки возбуждено уголовное дело о преднамеренном банкротстве предприятия, осуществляющего поставку тепловой энергии для нужд населения. Имея значительную задолженность перед ресурсоснабжающей организацией за газ, руководство указанного предприятия заключило договоры о продаже оборудования и других основных средств заинтересованным лицам, занизив их стоимость в несколько раз.

Подобные преступления выявлены в нескольких субъектах Российской Федерации.

Одной из причин массовых нарушений при использовании средств на реформирование ЖКХ является ненадлежащий контроль за их целевым расходованием со стороны уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Проверки по данным вопросам носят эпизодический, а в ряде случаев и единичный характер, устранение выявленных нарушений не контролируется.

Многочисленные правонарушения допускаются уполномоченными субъектами по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг, установлению тарифов и размеров платы за жилищно-коммунальные услуги.

Наиболее широкое распространение имеют факты принятия органами местного самоуправления решений об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг и установлении тарифов вне предоставленной законом компетенции.

Например, представительными органами поселений тарифы на водоснабжение нередко устанавливаются с превышением полномочий, определенных ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, имеет место незаконная практика установления тарифов с превышением предельных индексов, нарушения правил дифференциации ставок по зонам суток при определении тарифов на электроэнергию для населения, несоблюдения правил расчета тарифных ставок, создания условий для перекрестного субсидирования.

Допускаются случаи поставки организациями коммунального комплекса ресурсов при отсутствии установленных тарифов.

В ряде регионов принимались местные правовые акты, в том числе уставы муниципальных образований, содержавшие незаконные положения о наделении органов местного самоуправления полномочиями по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг и определению методов их расчета, установлению тарифов и определению метода их регулирования, об установлении платы за содержание и ремонт жилых помещений.

Повсеместно выявляются факты несоблюдения элементарных требований законодательства к расчету и взиманию платы за жилищно-коммунальные услуги.

Зачастую такая плата взимается при отсутствии волеизъявления общих собраний собственников жилья либо соответствующих решений органов местного самоуправления. Имеют место случаи расчета платы по самостоятельно установленным расценкам, без учета показания приборов, нарушения правил расчета платежей, в том числе их корректировки.

Такие действия влекут за собой необоснованное увеличение финансовой нагрузки на население.

Широко распространены факты прямого завышения размеров платежей, такие как произвольное повышение жилищно-коммунальной платы, начисление необоснованных платежей, получение денежных средств за фактически не предоставленные жилищно-коммунальные услуги.

Практика работы органов прокуратуры свидетельствует о распространенности случаев незаконного прекращения электро-, водо- и теплоснабжения жилых помещений и социальных учреждений, обусловленных неплатежами потребителей, авариями на объектах электроэнергетики, тепловых сетях и котельных вследствие их ненадлежащего содержания, неудовлетворительным техническим состоянием трансформаторных подстанций и электрических сетей, другого электрооборудования, ненадлежащим исполнением управляющими компаниями обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирных домов и др. Допускаются факты незаконного прекращения электро- и газоснабжения котельных, объектов водоснабжения, связанные, как правило, с наличием задолженности за поставленные ресурсы.

По этим же причинам, а также вследствие нарушения требований санитарных норм и правил в сфере водоснабжения широкое распространение получили случаи предоставления населению коммунальных услуг ненадлежащего качества, несоблюдения норм водо- и теплоснабжения социальных учреждений.

В основном это выражается в несоблюдении температурного режима в отапливаемых помещениях, а также в подаче горячей воды, температура которой ниже нормативного уровня.

Негативное влияние на обеспечение бесперебойного обеспечения потребителей качественными коммунальными услугами оказывает ненадлежащая реализация органами местного самоуправления своих полномочий в сфере газо-, тепло-, электро- и водоснабжения населения.

Во всех субъектах Российской Федерации организации жилищно-коммунального комплекса допускают ненадлежащее содержание и эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры, электроэнергетики, систем газо- и теплоснабжения, многоквартирных домов.

Зачастую организации не исполняют требования по эксплуатации и содержанию электрических сетей, электроустановок, объектов водоснабжения, тепловых сетей и энергоустановок и газопроводов, нарушают правила промышленной безопасности, допускают безлицензионную деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных объектов и водопользованию.

Нередко организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, халатно относятся к выполнению своих обязанностей не обеспечивают надлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов — кровель (в том числе не принимают меры по их очистке от снега и льда), внутридомового инженерного оборудования, помещений общего пользования (в том числе захламляют подвалы), лифтов, а также уклоняются от проведения ремонтных работ либо допускают производство их с низким качеством, не соблюдают правила пожарной безопасности, уклоняются от заключения договоров на обслуживание внутридомового газового оборудования.

Широко распространены нарушения, связанные с неудовлетворительным содержанием придомовых территорий (в том числе в зимний период), непринятием мер по сбору и временному хранению и вывозу бытовых отходов.

Особое внимание прокурорам следует уделять надзору за исполнением законодательства при подготовке объектов ЖКХ к отопительному периоду.

В этой сфере часто встречаются такие нарушения законодательства, как несоблюдение графиков подготовительных работ, уклонение от производства ремонта котельных, тепловых сетей, от выполнения мероприятий по подготовке к зиме жилых домов, отсутствие в котельных резервных источников питания, а также нормативных запасов топлива. С этими нарушениями связаны факты несвоевременной подачи тепловой энергии потребителям.

Многочисленные нарушения допускаются при производстве работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с привлечением средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

В основном они связанны с некачественным либо несвоевременным выполнением капитального ремонта, производством строительных работ низкого качества, завышением фактически выполненных объемов работ, стоимости использованных материалов и выполненных работ, включением в сметы необоснованных расходов, выполнением работ, не относящихся к капитальному ремонту.

Допускаются факты нецелевого расходования денежных средств Фонда, бюджетов различных уровней и населения, выделенных в качестве финансовой поддержки проведения капитального ремонта многоквартирных домов.

Органами государственной власти и местного самоуправления, управляющими компаниями, товариществами собственников жилья допускаются случаи незаконного перечисления и (или) зачисления денежных средств, предназначенных для финансовой поддержки производства капитального ремонта либо расселения ветхого фонда, условий их расходования, в том числе излишнего авансирования работ и производство расчетов до их выполнения, а также правил отбора подрядных организаций для производства капитального ремонта.

Распространенный характер носят нарушения законодательства, связанные с приемкой (приобретением) для переселенцев жилья ненадлежащего качества, а также приобретением его по завышенным ценам. Также нередки случаи нарушения сроков сдачи жилых домов.

Органами местного самоуправления ненадлежащим образом исполняются полномочия в сфере реализации Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Часто имеют место бездействие по вопросам правотворчества в рамках установленной компетенции либо принятие незаконных правовых актов, неправомерное оформление заявок на получение финансовой поддержки на переселение граждан из ветхого жилья и на капитальный ремонт многоквартирных домов, неполное либо излишнее финансирование работ по капитальному ремонту таких домов.

Во многих субъектах Российской Федерации допускаются факты ненадлежащего исполнения органами государственной власти и местного самоуправления своих обязанностей по переселению граждан из аварийного жилья: несоблюдение порядка признания жилых домов аварийными, уклонение от рассмотрения заявлений граждан о признании домов аварийными; невключение аварийных жилых домов в муниципальную программу расселения, уклонение от предоставления жилья гражданам, проживающим в домах ветхого жилого фонда либо предоставление им жилых помещений, общая площадь которых меньше установленной законом.

Повсеместно в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления выявляются нарушения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при заключении и исполнении муниципальных контрактов на выполнение работ в жилищно-коммунальной сфере.

Основные из них — это несоблюдение требований к предоставлению информации о заключении муниципальных контрактов и размещению заказов, в том числе уклонение от проведения конкурса, несоблюдение правил размещения заказа у единственного поставщика, ограничение допуска участников размещения заказа к конкурсным мероприятиям, истребование у них излишних документов, несоблюдение требований к деятельности конкурсных комиссий, в том числе их работа в незаконном составе, заключение муниципальных контрактов с лицами, представившими ненадлежащие заявки, с исполнителями, подконтрольными должностным лицам органов местного самоуправления, подписание дополнительных соглашений к контрактам в неустановленных случаях, необоснованное перечисление денежных средств по контрактам, в том числе за невыполненные работы (выполненные третьими лицами), не соответствующие договорным условиям.

Нарушения данного законодательства выявлены также в деятельности подрядных организаций, которые представляли конкурсную документацию, не соответствующую установленным требованиям, уклонялись от исполнения контрактных обязательств, завышали объемы фактически выполненных работ и сроки их исполнения, не соблюдали требования муниципальных контрактов к качеству производимых работ.

Злоупотреблениям со стороны подрядчиков нередко способствует ненадлежащее исполнение своих обязанностей должностными лицами заказчиков.

Например, в муниципальных контрактах нередко не предусмотрены условия об ответственности подрядчиков. Органами местного самоуправления не принимаются меры по привлечению к ответственности контрагентов за нарушение условий муниципальных контрактов, уклонение муниципалитетов от осуществления контроля за исполнением контрактов.

В ходе надзорной практики органов прокуратуры зафиксированы и иные случаи злоупотреблений со стороны организаций, управляющих многоквартирными домами.

Так, отмечены многочисленные случаи, когда компании пытались получить право на управление многоквартирными домами, используя подделку протоколов общих собраний собственников жилых помещений, коммерческий подкуп, начисление жилищно-коммунальных платежей без заключения договоров управления многоквартирными домами.

Прокурорами отмечаются факты фальсификаций при создании товариществ собственников жилья. Нарушения требований законодательства при отборе управляющих компаний допускаются и органами местного самоуправления.

Все эти действия нередко направлены на получение возможности извлечение прибыли от незаконной деятельности в жилищно-коммунальной сфере и создания условий для бесконтрольного ее осуществления.

Широкую распространенность приобрели незаконное распоряжение финансовыми ресурсами граждан, хищение собранных денежных средств, их нецелевое расходование, в том числе незаконное финансирование аффилированных организаций, уплата административных штрафов, премирование работников управляющих организаций, удовлетворение их личных потребностей, самовольное распоряжение денежными средствами, полученными от сдачи в аренду общедомового имущества, расчеты с поставщиками (подрядчиками) по завышенным ценам, совершение фиктивных покупок материальных ценностей на средства членов товариществ собственников жилья.

В деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, значительное распространение имеет практика уклонения от раскрытия информации о своей деятельности согласно установленным Правительством Российской Федерации стандартам, что создает благоприятные условия для различного рода махинаций.

В ходе прокурорских проверок деятельности жилищно-коммунальных организаций прокурорами нередко выявляются финансовые нарушения.

Муниципальными предприятиями и их работниками, нередко в условиях ненадлежащего контроля со стороны органов местного самоуправления, совершаются различные сделки без согласия собственника имущества, в том числе выдача займов, заключение договоров уступки права требования, сдача имущества в аренду, оплачиваются невыполненные работы по модернизации объектов коммунального комплекса, не организовываются аудиторские проверки, допускаются хищения денежных средств путем необоснованной выплаты премий, излишней заработной платы, присвоения и растраты денежных средств и пр., вносятся административные штрафы, приобретается в личную собственность имущество за счет предприятий и др.

Организациями коммунального комплекса часто ненадлежащим образом реализуются полномочия по разработке и выполнению производственных и инвестиционных программ. Данное нарушение ведет к стагнации процессов реконструкции, строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры, а порой к необоснованности сформированных тарифов (в результате чего потребители несут излишнюю дополнительную финансовую нагрузку при осуществлении расчетов за коммунальные ресурсы).

Нарушения законодательства в данной сфере в основном связаны с уклонением от разработки программ, неполным выполнением программных мероприятий.

Одновременно с этим органы государственной власти и местного самоуправления нередко самоустраняются от контроля и мониторинга выполнения названных программ.

Актуальна проблема задолженности жилищно-коммунальных организаций перед ресурсоснабжающими организациями, что ставит под угрозу обеспечение бесперебойной поставки коммунальных ресурсов добросовестным потребителям. Возникновение таких долгов у муниципальных предприятий зачастую связано с ненадлежащей реализацией органами местного самоуправления полномочий собственника имущества.

Особого внимания прокуроров требуют вопросы соблюдения законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в области производства товаров (оказания услуг) организациями коммунального комплекса, тепло-, газо-, электроснабжения и предоставления коммунальных услуг.

Во многих субъектах Российской Федерации допускаются нарушения, связанные с уклонением отдельных муниципалитетов и уполномоченных организаций от принятия программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, несоответствием принятых программ требованиям законодательства, утверждением их с превышением предоставленной компетенции, неисполнением органами местного самоуправления и уполномоченными организациями обязанности по информационному обеспечению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, непринятие органами местного самоуправления мер по оснащению образовательных и иных социальных объектов приборами учета др.

Одним из условий обеспечения законности в жилищно-коммунальной сфере является осуществление качественного государственного и муниципального контроля уполномоченными органами. Однако и в деятельности данных органов выявлен ряд нарушений законодательства.

Прокурорам следует давать принципиальную оценку случаям уклонения должностных лиц государственных жилищных инспекций от разрешения поступивших обращений, неполноты проведения таких проверок, незаконного возбуждения и прекращения дел об административных правонарушениях, уклонения от их возбуждения, невыдачи предписаний при наличии на то оснований, выдачи необоснованных предписаний, отсутствия контроля за исполнением выданных предписаний.

Во многих регионах прокурорами выявляется отсутствие муниципального финансового контроля за использованием денежных средств, выделяемых на реализацию мероприятий по модернизации и реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Органы местного самоуправления отдельных муниципальных образований не имеют возможности реализации полномочий по контролю за деятельностью управляющих компаний, предоставленных ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, ввиду отсутствия специализированных контрольных органов.

Кроме того, пристального внимания прокуроров требует соблюдение органами исполнительной власти и местного самоуправления требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части оформления проводимых проверок.

Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию ЖКХ продолжает осуществлять совместный контроль с органами прокуратуры субъектов Российской Федерации за эффективным и целевым использованием средств финансовой поддержки, предоставленной регионам в рамках реализации 185-ФЗ, а также для предупреждения нарушений и принятия своевременных мер реагирования, направленных на защиту прав граждан в этой сфере.
В рамках совместной работы органы прокуратуры проводят проверки, в том числе по поступающим отчетам рабочих групп Фонда ЖКХ о результатах проведенных в регионах мониторинговых мероприятий. По их итогам при наличии соответствующих оснований принимаются меры прокурорского реагирования.
По информации прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики, в ходе проведенной проверки было установлено, что 30 октября 2014 года между некоммерческой организацией — Региональным оператором «Фонд обеспечения и организации капитального ремонта многоквартирных домов на территории Карачаево-Черкесской Республики» и ОАО «Строительная фирма «Мизам» был заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе расположенных в городе Усть-Джегута на сумму 16,5 млн. рублей.
Ранее, в августе 2015 года территориальным управлением Росфиннадзора в Карачаево-Черкесской Республике при проведении проверки были выявлены факты оплаты ОАО «Строительная фирма «Мизам» денежных средств на общую сумму 185 тыс. рублей за проведение работ по капитальному ремонту кровли многоквартирных домов в городе Усть-Джегута, которые фактически не выполнены.
Данной строительной фирмой при проведении прокурорской проверки по этому факту представлены акты от 18 августа 2015 года об устранении недоделок по ремонту кровли на указанную сумму в домах №43 по улице Щекута, №44 по улице Морозова и №11 по улице Кавказской в Усть-Джегуте.
По данным регионального оператора, при сверке выполненных подрядной организацией работ по капитальному ремонту в данном муниципальном образовании установлен факт оплаты невыполненных работ и завышение стоимости на 825,93 тыс. рублей при проведении ремонта домов №41 по улице Богатырева и №44 по улице Морозова.
Платежным поручением указанные денежные средства были возвращены в региональный Фонд капитального ремонта многоквартирных домов.
По информации прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики, несмотря на тот факт, что условиями договора предусмотрено, что указанная строительная фирма несет ответственность за ненадлежащее выполнение обязательств по договору, региональный оператор не применил меры гражданского-правового воздействия по данным фактам.
По выявленным нарушениям закона исполняющим обязанности Усть-Джегутинского межрайонного прокурора 23 марта 2016 года в адрес генерального директора Фонда капитального ремонта многоквартирных домов было внесено представление.
Также в ходе проведенной проверки было установлено, что в действиях генерального директора и заместителя руководителя Фонда капремонта, генерального директора ООО «Строительная фирма «Мизам», прораба и мастера строительного участка данной организации усматриваются признаки преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30 ч.1 ст.159, ст.292 и ст.327 Уголовного кодекса РФ.
В связи с этим исполняющим обязанности Усть-Джегутинского межрайонного прокурора 23 марта 2016 года в порядке п.2 ч.2 ст.37 Уголовно-процессуального кодекса РФ постановление и материалы проверки направлены в Усть-Джегутинский межрайонный следственный отдел следственного управления Следственного комитета РФ по Карачаево-Черкесской Республике для решения вопроса об уголовном преследовании.
Прокуратурой города Карачаевска установлено, что на территории Карачаевского городского округа реализуется муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2-15-2016 годы.
В ходе проверки ее реализации выявлено, что снос домов, запланированный на 2015 год, был произведен в текущем году.
Кроме того, жильцы аварийного дома должны освободить помещение в течение 30 дней с момента перечисления средств. Вместе с тем, установлено, что 18 человек, являющихся собственниками помещений в двух аварийных домах, получили соответствующую оплату, однако до настоящего времени проживают в них. Администрация муниципального образования в свою очередь никаких мер по сносу указанных многоквартирных домов и переселению жильцов не принимает.
22 марта 2016 года исполняющим обязанности прокурора города Карачаевска внесено представление в адрес мэра Карачаевского городского округа.
Кроме того, в связи с выявлением аналогичных фактов несвоевременного сноса 7 аварийных домов, прокурором Прикубанского района 22 марта 2016 года внесено представление в адрес главы администрации Чапаевского сельского поселения.
Как отмечают в прокуратуре Карачаево-Черкесской Республики, рассмотрение актов прокурорского реагирования находится на контроле в органах прокуратуры региона.
Информация о мерах прокурорского реагирования, принимаемых по результатам проводимых Фондом ЖКХ проверок на территории субъектов РФ, регулярно публикуется на сайте госкорпорации www.fondgkh.ru.
Управление по связям с общественностью ГК ФСР ЖКХ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *