С экономической точки зрения финансовые ресурсы

С экономической точки зрения финансовые ресурсы

Сущность и экономическое содержание финансовых ресурсов

Мигунов А.А.

В течение длительного времени, во многих научных финансовых изданиях не уделяется должного внимания вопросам, связанным с определением сущности и четкого понимания термина «финан­совых ресурсов». В данной статье проведена попытка определить и охарактеризовать понятие «финансовые ресурсы» как самостоятельной экономической категории, а также проведена оценка роли финансовых ресурсов как универсального вида ресурсов

Ключевое слова: финансовые ресурсы, экономическая категория, производственная эффективность, капитал, активы, обязательства, денежные средства, потоковая и балансовая модели, уставный капитал, управление

Успешная деятельность каждой компании зависит от того, насколько успешно она распоряжается своими ресурсами, и в условиях современного рынка, эффективность любой компании зависит не только от объема используемых или привлекаемых ресурсов, но в первую очередь от эффективности использования этих ресурсов и эффективности взаимодействия между ними. В каждой современной компании можно выделить так называемую триаду ресурсов – материальные, человеческие и финансовые ресурсы. Очевидно, что даже при наличии сильной материальной базы, без высококвалифицированных специалистов не может быть достигнут максимум производственной эффективности, или же при наличии специалистов и материальных ресурсов, при отсутствии финансовых возможностей невозможно начать эффективное производство.

Если понятие материальных ресурсов при всей ширине своей номенклатуры, имеет достаточно узкое определение, а «человеческие ресурсы» при всей своей специфичности также может быть довольно просто определено, то понятие «финансовых ресурсов» довольно часто трактуется, не отображая в полной мере весь спектр и объем включаемых субпонятий, а также часто взаимозаменяется другими терминами, такими как например «капитал».

Понятия «финансовые ресурсы» и «капитал», достаточно широко трактуются в экономической литературе и не имеют единого и четкого определения. И зачастую, не владение единым четким категориальным аппаратом, приводит к искажению понимания терминологии.

Если обратится к истокам, то термин «финансы» происходит от латинского «financia» — наличность, доход, а термин «капитал» происходит от латинского «саpitalis», что означает основной, главный. Финансы — обобщающий экономический термин, означающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйственными субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег. «Капитал» — экономическая категория; один из факторов производства, наряду с трудом и землёй, используемый для производства товаров и услуг и приносящий доход. Понимая, что финансы это не только денежные средства, а прежде всего отношения между субъектами, можно сказать, что финансы это форма, метод опосредствования капитала, трансформации любой формы капитала в более универсальную категорию, для последующей трансформации в какую-либо другую отдельную категорию. Т.е. в финансах более широко раскрывается роль денег как средства обращения, меры стоимости и средства сбережения в процессе производства.

Финансам часто приписывают координирующую роль, т.к. полагают, что наиболее важными ресурсами являются финансовые. Так ли это или нет, мы попытаемся рассмотреть ниже. Но для начала, следует определится, с наиболее полным и точным определением этой категории.

Финансовые ресурсы, прежде всего стоит воспринимать как основной компонент системы финансов. Дать однозначное и обоснованное толкование этой категории, следовательно, определить ее внутреннее содержание, роль в круговороте средств предприятия, выявить функции, присущие финансовым ресурсам как материальному носителю финансовых отношений.

Материальной основой финансов выступают деньги. Подчеркивая это, известный советский экономист М.И. Боголепов писал о том, что «финансы всегда, как правило, одеты в денежную оболочку и вне товарно-денежных отношений им нет роста». Однако, отмечая об общности финансов и денег как экономических категорий, нельзя не видеть их различий по существу. Деньги как особый товар служат всеобщим предметом обмена, всеобщим эквивалентом и в этом их сущность и специфическая черта. Финансы же, как экономическая категория, прежде всего — это объективно существующая система денежных отношений связанных с формированием и использованием денежных ресурсов и накоплений субъектов хозяйствования и государства, принимающих форму финансовых ресурсов. Например, Т.М. Ковалева, СВ. Барулин по этому поводу указывает, что «как экономические категории (определенная абстракция) финансы и деньги различаются способами своего бытия и соотносятся между собой как форма и содержание, но как реальность и финансовые и денежные отношения находят свое материальное воплощение в форме движения финансовых ресурсов. Современные деньги успешно функционируют лишь потому, что они принимают форму финансов». Следовательно, специфическая черта финансов, отличающая их от денег и других стоимостных категорий — это денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных и децентрализованных финансовых (денежных) ресурсов.

Финансовые ресурсы образуются в форме доходов и поступлений, находящихся в распоряжении государства, коммерческих организаций и домашних хозяйств на основе одностороннего движения стоимости в денежной форме. Существование и развитие финансовых ресурсов в условиях формирования рыночных отношений обусловлено кругооборотом товарно-денежных отношений в виде двух фаз: покупка товаров и их реализация.

Впервые понятие «финансовые ресурсы» в российской практике было применено при составлении первого пятилетнего плана, одним из разделов которого являлся баланс финансовых ресурсов. Впоследствии этот термин стал широко применяться в экономической литературе и в финансовой практике, причем толкование его было самым разным.

Финансовые ресурсы можно рассматривать как связующее звено между учетом, контролем и управлением, а также как связующее звено между разными уровнями управления – от стратегического до оперативного.

Наиболее широко дискуссионные вопросы определения этого понятия обсуждались в экономической и научной литературе 1960 — 1970-х гг., среди которых необходимо выделить работы A.M. Бирмана, В.П. Дьяченко, В.К. Сенчагова, Г.М. Точильникова, М.К. Шерменева и др. Особое внимание уделялось вопросам экономической сущности финансовых ресурсов, их состава, связи финансовых ресурсов и денежных средств. Данные вопросы продолжают волновать ученных и в условиях перехода хозяйствующих субъектов к рыночным отношениям.

В научной литературе последнего десятилетия рассматриваются, как правило, лишь финансовые ресурсы предприятий или дается общее определение финансовым ресурсам, не подразделяя их на централизованные и децентрализованные, и только в некоторых из них уделяется им соответствующее внимание. Например, в учебнике «Финансы» под редакцией В.М. Родионовой финансовые ресурсы, аккумулируемые субъектами хозяйствования и государством, рассматриваются как источник финансового обеспече­ния воспроизводственного процесса без определения их содержания. Лишь в главе, посвященной описанию финансов предприятий, рассматриваются финансовые ресурсы предприятия, особенности их формирования и использования в условиях рынка. В учебнике «Финансы» под редакцией СИ. Лушина и В.А. Слепова финансовые ресурсы определяются следующим образом: «Под финансовыми ресурсами обычно понимается та часть денежных средств, которая может быть использована их владельцем на любые нужды по своему усмотрению». Возникает вопрос, какая же это часть денежных средств, которая будет являться финансовыми ресурсами. В финансово-кредитном словаре финансовые ресурсы трактуются как «совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства, предприятий и организаций, которые создаются в процессе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода». В экономической энциклопедии дается следующее определение: финансовые ресурсы — это составная часть экономических ресурсов, представляющая собой средства денежно-кредитной и бюджетной систем, которые используются для обеспечения бесперебойного функционирования и развития народного хозяйства, расходуются на социально-культурные мероприятия, нужды управления и обороны. Данное определение более приемлемо к определению централизованных финансовых ресурсов, но не применимо к финансовым ресурсам предприятий и организаций. Однако автор не указывает на то, о каких финансовых ресурсах идет речь.

Л.Н. Павлова указывает на то, что «к финансовым ресурсам относятся те денежные средства, которые остаются в распоряжении предприятия после выполнения всех обязательств по платежам и взносам, отчислениям и финан­сированию текущих расходов» и далее финансовые ресурсы «это денежные средства, которые направляются на финансирование краткосрочных вложе­ний и затрат долгосрочного характера. Они образуются на предприятии после получения доходов от всех видов предпринимательской деятельности и покрытия материальных и приравненных к ним затрат». По сути, данное оп­ределение сводит финансовые ресурсы только к собственным внутренним источникам. Кроме того, приведенные высказывания указывают на то, что в них отсутствует конкретность и ясность в определении финансовых ресурсов (либо это доходы за вычетом материальных и приравненных к ним затрат, либо то, что остается в распоряжении предприятия после всех выплат и платежей). Не рассмотрен и вопрос о том, почему финансовые ресурсы направляются только на краткосрочные вложения и затраты долгосрочного характера, за счет чего тогда финансируются другие затраты, например, простое воспроизводство.

Несколько шире определяют финансовые ресурсы Д.С. Моляков и Е.И. Шохин. По их мнению, финансовые ресурсы — это валовой доход, используемый в процессе его распределения на фонд оплаты труда и денежные накоп­ления; основным источником собственных финансовых ресурсов выступают валовой доход и амортизация. Ученые утверждают, что в поступившей сумме денежных средств (выручке) значительную часть составляют оборотные средства и только оставшаяся часть в виде валового дохода является источником финансовых ресурсов. Учитывая тесную взаимосвязь понятий «финансы» и «финансовые ресурсы», авторы отмечают, что распределение и пе­рераспределение при помощи финансов сопровождаются движением денежных средств, которые принимают специальную форму финансовых ресурсов.

В учебнике «Финансы фирмы» отмечается, «финансовые ресурсы предпринимательской фирмы можно определить как совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне, находящихся в распоряжении фирмы и предназначенных для выполнения ее финансовых обязательств, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с расширением производства». В отраслевом учебнике «Экономика и организация деятельности торгового предприятия» А.Н. Соломатина, указывается на то, что «финансовые ресурсы предприятий торговли — это результаты функционирования финансов, выступающие в качестве денежных доходов и поступлений средств». Данное определение указывает нам на то, что финансовые ресурсы предприятий это не что иное, как результат только их функционирования.

Наиболее полно и точно, с нашей точки зрения, сущность финансовых ресурсов предприятий и организаций отражена в определении, приведенном в учебнике по финансам предприятий под редакцией М.В. Романовского. Финансовые ресурсы предприятия определяется как «все ресурсы денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности, как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного рода поступлений». В данном определении подчеркнута неразрывная связь между финансовыми ресурсами и ресурсами денежных средств, т.е. денежными ресурсами. Кроме того, значимой представляется наиболее широкая трактовка формирования и использования финансовых ресурсов, т.е. они могут формироваться за счет всех видов поступлений и расходоваться на осуществления всех видов деятельности.

Таким образом, во многих научных изданиях по финансам не уделяется должного внимания вопросам, связанным с определением сущности финансовых ресурсов. Кроме того, в экономических словарях не видно четкой границы между финансовыми ресурсами государства и предприятий, поскольку большая часть общественного богатства действительно находилась в руках государства. Вместе с тем между финансовыми ресурсами государства и финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов имеются различия, которые проявляются, прежде всего, в источниках их формирования и по каким направлениям они используются. Кроме того, имеются различия в источниках формирования финансовых ресурсов и их использовании у предприятий и организаций, основанных на различных организационно-правовых формах собственности. Исходя из сказанного, финансовые ресурсы предприятия следует рассматривать как самостоятельную экономическую категорию, требующую уточнения своей сущности и внутренней структуры.

Проведенное теоретическое исследование вплотную подвело нас к определению сущности финансовых ресурсов предприятий. Финансовые ресурсы организаций — это совокупность собственных доходов, накоплений и внешних поступлений денежных средств (и /или их эквивалентов), находящаяся в распоряжении этих организаций и предназначенная для выполнения обязательств перед бюджетной и финансово-кредитной системами, перед своими контрагентами в процессе финансирования текущих затрат хозяйственной деятельности, финансирования расходов, связанных с инвестиционной деятельностью, социальными нуждами и стимулированием работников.

Кроме того, необходимо отметить тот факт, что в условиях формирования рыночных отношений в России финансовые ресурсы, в частности, предприятий и организаций, нередко понимают как синоним понятия «капитал». Например, В.Н. Незамайкин и И.Л. Юрзинова отмечают, что с точки зрения экономической теории финансовые ресурсы представляют собой капитал, который, будучи вложенным в хозяйственную деятельность и последовательно пройдя все стадии производственно-коммерческого цикла (кругооборот капитала), приносит доход.

Принципиальное различие между финансовыми ресурсами и капиталом организации состоит в том, что на любой момент времени финансовые ресурсы больше капитала фирмы. Это не означает, что у предприятия нет никаких финансовых обязательств и все имеющиеся финансовые ресурсы пущены в оборот, а также, что чем больше размер капитала приближается к размеру финансовых ресурсов, тем эффективнее работает предприятие. Финансовая отчетность строится так, что разницу между финансовыми ресурсами и капиталом нельзя обнаружить. Дело в том, что в стандартной отчетности представлены не финансовые ресурсы как таковые, а их превращенные формы — обязательства и капитал.

В известном уравнении финансового менеджмента и бухгалтерского баланса: Активы = Совокупный капитал = Обязательства + Капитал, отражается содержанием сформированных финансовых ресурсов предприятия в форме обязательств и собственного капитала, а также направлений их использования по различным статьям актива баланса. В этой модели финансо­вых ресурсов организации скрыты источники их формирования в форме движения доходов от продаж, других операционных и внереализационных доходов, которые составляют содержание финансовых ресурсов предприятия как совокупности всех финансовых потоков. То есть, финансовые ресурсы организации имеют двоякую природу и двоякую форму проявления: а) капитально-долговую и б) денежно-потоковую. Это определяет специфику управления финансовыми ресурсами.

Таким образом, финансовые ресурсы организации могут быть представлены и исчислены двояким образом:

а) в рамках балансовой модели или балансовым методом;

б) в рамках потоковой модели или методом финансовых потоков.

Балансовая и потоковая модели финансовых ресурсов различаются по форме, составу, структуре, методам формирования, направлениям и способам использования.

Финансовые ресурсы организации как совокупность потоков денежных средств (включая их высоколиквидные эквиваленты) включают в себя всю совокупность собственных и приравненных к ним доходов (выручку от продаж, в том числе маржинальный доход и прибыль, амортизационные отчисления, выручку от других видов деятельности, устойчивые пассивы, внереализационные доходы) и поступлений привлекаемых со стороны (кредитные ресурсы, средства других организаций и т.д.). Направления использования входящих потоков финансовых ресурсов организаций холдингового типа по своему составу мало чем отличаются от каких-либо других коммерческих организаций (текущие затраты, включая обязательные платежи, формирование запасов товарно-материальных ценностей, расходы на ремонт, эксплуатационные и иные хозяйственные расходы операционные расходы и др., а также капитальные расходы). Важнейшей статьей расходов организаций, в отличие от многих других организаций, является формирование запасов товаров, от объема и состава которых во многом зависят будущие поступления доходов от продаж.

При создании организации источником приобретения основных средств, нематериальных активов, оборотных средств является уставный капитал. За счет него создаются необходимые условия для осуществления предпринимательской деятельности. Уставный капитал представляет собой сумму средств, предоставленных собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия.

Содержание категории «уставный капитал» зависит от организационно-правовой формы предприятия:

— для государственного предприятия — стоимостная оценка имущества, закрепленного государством за предприятием на праве полного хозяйственного ведения;

— для товарищества с ограниченной ответственностью — сумма долей собственников;

— для акционерного общества — совокупная номинальная стоимость акций всех типов;

— для производственного кооператива — стоимостная оценка имущества, предоставленного участниками для ведения деятельности;

— для арендного предприятия — сумма вкладов работников предприятия;

— для предприятия иной формы, выделенного на самостоятельный баланс, — стоимостная оценка имущества, закрепленного его собственником за предприятием на праве полного хозяйственного ведения.

При создании организации вкладами в его уставный капитал могут быть денежные средства, материальные и нематериальные активы. В момент передачи активов в виде вклада в уставной капитал право собственности на них переходит к хозяйствующему субъекту, т.е. инвесторы теряют вещные права на эти объекты. Таким образом, в случае ликвидации организации или выхода участника из состава общества или товарищества он имеет право лишь на компенсацию своей доли в рамках остаточного имущества, но не на возврат объектов, переданных им в свое время в виде вклада в уставной капитал. Уставный капитал, следовательно, отражает сумму обязательств организации перед инвесторами.

Исследуя сущность финансовых ресурсов, с нашей точки зрения, нельзя обойти вопрос, затрагивающий все многообразие финансовых отношений, материальным воплощением которых являются финансовые ресурсы. Среди ученных экономистов нет единого подхода к характеристике финансовых отношений, возникающих у хозяйствующих субъектов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Например, М.Н. Крейнина всю совокупность финансовых отношений предприятия с другими экономическими субъектами предлагает сгруппировать по признаку целевого назначения этих отношений и выделяет следующие группы отношений:

1. Отношения, связанные с формированием собственного капитала предприятия. Конкретные способы формирования зависят от организационно-правовой формы предприятия. Но во всех случаях собственный капитал является основным источником финансирования внеоборотных активов и определенной части оборотных активов. При этом в зависимости от структуры активов определяется необходимый размер собственного капитала. В случае потребности в увеличении собственного капитала рассматриваются возможности использования средств инвесторов, собственной прибыли, средств государственных и муниципальных органов и т.д.

2. Отношения, связанные с производством и продажей продукции (работ, услуг) по профилю основной деятельности. Это — в первую очередь, от­ношения с поставщиками и покупателями: возможные цены на продаваемую продукцию и условия формирования цен и объема продаж на уровне, приемлемом для предприятия, договорные условия расчетов с покупателями и поставщиками, не приводящие к недостатку денежных средств в обороте, условия возмещения ущерба при нарушении договорных обязательств.

3. Отношения, связанные с другими видами деятельности предприятия, результаты которых влияют на величину прибыли до налогообложения: продажа и сдача в аренду имущества, факторы, определяющие курсовые разницы при валютных операциях, условия осуществления финансовых инвестиций.

4. Отношения между предприятием и банками по условиям возникновения и возврата кредитов. Оценка приемлемости условий с точки зрения окупаемости долгосрочных и краткосрочных заемных источников финансирования.

5. Отношения между предприятием и его работниками по поводу распределения и использования доходов, выпуска и размещения акций, облигаций, выплаты дивидендов и процентов.

6. Отношения между предприятием и государством по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей, а также штрафных санкций в случае нарушении действующего законодательства.

7. Отношения между предприятием и страховыми организациями, возникающие при обязательном и добровольном страховании имущества, отдельных категорий работников, предпринимательского и коммерческого рисков.

Итак, подводя итог всему вышесказанному, отметим, что финансовые ресурсы предприятий — это сложная экономическая категория. В современной российской рыночной экономике, при относительной стабильности, понимание финансовых ресурсов предприятия как непосредственно денежных средств и их эквивалентов не нашло отражения в экономической литературе. Финансовые ресурсы предприятия отождествляли либо с фондами денежных средств, либо с денежными доходами и поступлениями. На наш взгляд, фонды денежных средств могут и не образовываться у организаций, а доходы и поступления не обязательно иметь денежную форму. Современные экономические условия требуют, как нам кажется, четкости и ясности определения финансовых ресурсов, универсального для любой экономической системы. Финансовые ресурсы организации, по нашему мнению, — самостоятельная категория, представляющая собой денежные средства и их эквиваленты, находящиеся в распоряжении в каждый определенный момент времени и постоянно меняющиеся в процессе их формирования и использования.

Роль финансовых ресурсов в предпринимательской деятельности трудно переоценить, поскольку они непосредственно и в кратчайшие сроки способны превращаться в любой другой вид экономических ресурсов и, кроме того, обеспечивать кругооборот последних. Поэтому от наличия у предприятия достаточного количества финансовых ресурсов напрямую зависит успешность предпринимательской деятельности и надежность организации как делового партнера. В условиях развитого рынка существенно повышается ответственность хозяйствующих субъектов за финансирование своей деятельности. В связи с этим возникает необходимость в умелом управлении как предприятием в целом, так и его финансовыми ресурсами, с целью их самовозрастания.

Список литературы

1. Боголепов М. И. Советская финансовая система. — М.: Госфиниздат, 1945. — С. 38.

3. Ковалева A.M., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2005. — С.38.

4. Крейнина М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных об­ществ в промышленности, строительстве и торговле. — М.: АО Дело и сервис, 1994. — С. 56.

5. Моляков Д.С. Теория финансов предприятий / Д.С. Моляков, Е.И. Шохин. — М.: Финансы и статистика, 2044.-С. 23,28

6. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Финансы организаций: менеджмент и анализ. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. -С. 18.

8. Финансово-кредитный словарь. М.: Финансы и статистика, 1984. — С. 330.

9. Финансы предприятий: Уч.Пос. Под ред. М.В. Романовского. — СПб.: Бизнес-пресса, 2000. — С. 43.

10. Финансы: Учебник / Под ред. Родионовой В.М. — М.: Финансы и статистика, 1992.

11. Финансы: Учебник /Под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. — М.: Изд-во Российской экономической акаде­мии, 2000. — С. 59.

12. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник /Под общ. Ред. А.Н. Соломатина.-М.:ИНФРА_М»2001.-С229.

1. Bogolepov M. I. Soviet financial system. Moscow: Gosfinizdat, 1945. – P. 38

2. Kovaleva T. M., Barulin S. V. Budget and budget policy in current Russian Federation: manual. – Moscow: Knorus, 2005. – P. 22.

3. Kovaleva A. M., Lapusta M. G., Skamay L. G. Company finances: manual. – Moscow: INFRA-M, 2005. – P. 38.

5. Molykov D. S. Company finance theory. 2004, 23-28p.

6. Nezamaikin V.N., Yurzinova I.L. Organization finances: management and analysis. 2004, 18p.

7. Pavlova L.N. Financial management in companies and commercial organizations. Management of turnover. 1993, 142p.

8. Credit-finance dictionary. M:. Finansy i statistika, 1984. — 330p.

9. Finance of firm / SPb.: Business-press, 2000. — 43p.

10. Finance / M.: Financy i statistika, 1992.

11. Finance / M., 2000. — 59p.

12. Economics and management of trading firm / M.:InfraM, 2001.- 229p.

Боголепов М. И. Советская финансовая система. — М.: Госфиниздат, 1945. — С. 38.

Финансы: Учебник / Под ред. Родионовой В.М. — М.: Финансы и статистика, 1992.

Финансы: Учебник /Под ред. СИ. Лушина, В.А. Слепова. — М.: Изд-во Российской экономической акаде­мии, 2000. — С. 59.

Финансово-кредитный словарь. М.: Финансы и статистика, 1984. — С. 330.

См. там же

Моляков Д.С. Теория финансов предприятий /Д.С. Моляков, Е.И. Шохин. — М.: Финансы и статистика,
2044.-С. 23,28

Ковалева A.M., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2005. — С.38.

Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник /Под общ. Ред. А.Н. Соломатина.-М.:ИНФРА_М»2001.-С229.

Финансы предприятий: УчебУПод ред. М.В. Романовского. — СПб.: Бизнес-пресса, 2000. — С. 43.

Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Финансы организаций: менеджмент и анализ. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. -С. 18.

Крейнина М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных об­ществ в промышленности, строительстве и торговле. — М.: АО Дело и сервис, 1994. — С. 56.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И СУДЕБНОЙ

РЕФОРМ

2.22. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ФИНАНСЫ» И «ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ»

Мирошник Светлана Валентиновна, д-р юрид. наук, доцент. Должность: заведующая кафедрой. Место работы: Российский государственный университет правосудия. Филиал: Ростовский филиал. Подразделение: кафедра государственно-правовых дисциплин.Е-mail: miroshnik67@mail.ru

Аннотация: в статье рассматриваются дискуссионные вопросы соотношения понятий «финансы», «финансовые отношения», «финансовые правоотношения». Автор приходит к выводу о том, что данные категории являются синонимами. Финансы не могут существовать вне правовой формы.

Ключевые слова: финансы, финансовые отношения, финансовые правоотношения, финансовая система, право, финансовое право.

THE CORRELATION BETWEEN THE CONCEPTS OF «FINANCE» AND «FINANCIAL LEGAL RELATIONS»

Keywords: finance, financial relations, financial legal relations, financial system, law, financial law.

Финансы — одна из самых известных экономических категорий, значительный интерес к изучению которой стали проявлять в последнее десятилетие и представители юридических наук.

Термин «финансы» имеет латинские корни. Считается, что ведет свое происхождение от средневекового латинского термина «financia», используемого в XIII -XIV вв. в торговых городах Италии в смысле обязательной уплаты денежных средств.

В течение длительного периода времени финансы трактовались как система экономических отношений, складывающихся в сфере образования и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов) в результате распределения и перераспределения валового национального продукта .

Современные экономисты обращают внимание на необходимость проведения глубокого анализа сущности финансов. И в этом нет ничего удивительного. Финансы, функционировавшие в XX веке, будут отличаться от финансов XXI века. Изменяются социальная, политическая, экономическая структуры общества. Усложняются взаимоотношения и взаимосвязи между субъектами. Все это неизбежно влечет за собой кардинальные изменения во многих, ставших привычными, вещах.

Поэтому абсолютно прав В.И. Щедров, отмечающий необходимость переосмысления ряда фундаменталь-

ных положений, в частности, таких, как: сущность и функции финансов .

Понятие финансов можно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, финансы — это особая разновидность распределительных экономических отношений, в рамках которых формируются денежные фонды публично-правовых образований и субъектов хозяйствования.

Во-вторых, финансы — это наука и практика управлениями денежными ресурсами общества.

Финансы возникли вместе с государством, изменялись вместе с ним. Достаточно вспомнить, что одним из классических признаков государства являются налоги и займы. Следовательно, финансы имеют глубокие исторические корни. Их сущность, в конечном счете, обусловлена сущностью государства.

Финансовые отношения обособились в процессе своего развития от общей совокупности денежных отношений. Этому способствовали следующие обстоятельства:

— разграничение доходов монарха и государства, появление государственного бюджета как общегосударственного денежного фонда;

— признание налога основным источником пополнения доходов государственного бюджета, переход на денежную форму уплаты фискальных платежей;

— эпоха Великих географических открытий (развитие торговли, необходимой инфраструктуры, финансовая поддержка колонистов), изобретение пороха (формирование армии и флота на принципиально новой основе).

Финансовые отношения по форме являются всегда денежными, так как денежные фонды являются материальным выражением финансовых отношений.

По содержанию финансовые отношения представляют собой экономические отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов публично-правовых образований, субъектов хозяйствования, физических лиц, их объединений.

Финансовые отношения весьма разнообразны. По субъектному составу они подразделяются на наднациональные, публичные (централизованные) и частные (децентрализованные).

Наднациональные финансы представляют экономические отношения, возникающие в связи с созданием и функционированием денежных фондов, формируемых государствами для достижения общих публичных целей. Правовой основой функционирования наднациональных финансов выступают межгосударственные соглашения и договоры.

Публичные финансы возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов, принадлежащих на праве собственности субъектам публичной власти. Их материальным выражением являются денежные средства, необходимые и достаточные для реализации задач и функций государства и местного самоуправления.

Структура публичных финансов в Российской Федерации обусловлена федеративной формой государственного устройства. Соответственно можно выделить

3’2017

Пробелы в российском законодательстве

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

федеральные, региональные и муниципальные финансы.

Материальным выражением федеральных финансов являются федеральный бюджет, бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов; региональных — бюджеты субъектов РФ, бюджеты Территориальных фондов обязательного медицинского страхования; муниципальных — местные бюджеты, фонды муниципального развития.

Частные финансы охватывают экономические отношения, в рамках которых формируются, распределяются и используются денежные средства, принадлежащие на праве собственности физическим и юридическим лицам. Их материальным выражением являются: денежные накопления физических лиц; денежные фонды юридических лиц; резервные фонды, формируемые в различных отраслях экономики (например, страховые резервы, минимальные резервы кредитных организаций).

Все финансы — публичные и частные — в совокупности образуют финансовую систему Российской Федерации, структура которой за последние годы существенно изменилась в связи с новыми законодательными подходами к регулированию финансовых отношений.

Финансовая система России включает в себя финансовые институты, каждый из которых представляет собой совокупность финансовых отношений, возникающих в связи образованием, распределением и использованием денежных средств, принадлежащих на праве собственности

— публично-правовым образованиям;

— Центральному банку Российской Федерации;

— кредитным организациям;

— некредитным финансовым организациям;

— иным организациям;

— физическим лицам.

Финансовые правоотношения представляют собой общественные отношения, урегулированные нормами финансового права.

Финансовым правоотношениям как разновидности правоотношений свойственны следующие признаки:

— финансовые правоотношения складываются между людьми, являются результатом сознательной деятельности человека;

— возникают вследствие воздействия норм финансового права на сознание и психику человека;

— в финансовом правоотношении определена мера правомерного поведения всех его участников;

— финансовое правоотношение носит волевой характер, так как реализуется, прежде всего, через сознание человека;

— финансовое правоотношение охраняется и защищается публично-правовым образованием.

В то же время финансовые правоотношения весьма специфичны:

во-первых, финансовые отношения возникают исключительно в процессе финансовой деятельности публично-правовых образований, финансовой деятельности субъектов хозяйствования, связанной с процессами образования, распределения и использования денежных фондов;

во-вторых, носят государственно-властный характер, поскольку служат образованию централизованных и децентрализованных денежных фондов; финансовые правоотношения, как правило, являются правоотношениями субординационными;

в-третьих, как правило, имеют денежный характер (денежные фонды являются материальным выражением финансов);

в-четвертых, в большинстве случаев основанием возникновения финансовых правоотношений являются финансово-правовые акты;

в-пятых, защита прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений осуществляется в судебном или административно-судебном порядке;

в-шестых, финансовые правоотношения являются результатом реализации государством функции государственного управления финансовыми отношениями; следствием финансового суверенитета публично-правового образования.

Финансовые правоотношения можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от субъектного состава они могут быть разделены на два вида:

— классические простые: для них характерно наличие двух субъектов: с одной стороны, уполномоченный субъект, действующий от имени публично-правового образования, с другой — физическое или юридическое лицо,

— сложные нестандартные: данные правоотношения складываются между физическими и юридическими лицами; они характеризуются тем, что содержание данных правоотношений постоянно оценивается через призму соблюдения действующего финансового законодательства компетентным государственным органом; например: отношения между страхователем и страховщиком являются не только гражданско-правовыми, но и одновременно финансовыми.

Все разновидности финансовых правоотношений являются по своему характеру относительными, так как всегда имеют строго определенный состав участников.

Финансовые отношения имеют исключительно правовую форму. Без соответствующей нормативной основы финансовые отношения возникать и существовать не могут. Иными словами, в финансовой сфере законодатель не может юридически оформлять реально сложившиеся общественные отношения. Каждый раз он моделирует, «творит» заново, принимая во внимание необходимость обеспечения и защиты финансового суверенитета государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансово-правовая норма, вступившая в законную силу, порождает соответствующее финансовое отношение. Фактическое существование финансовых отношений становится возможным лишь после их законодательного закрепления, в результате практической реализации финансово-правовых норм.

В рамках данной статьи хотелось бы затронуть еще один спорный вопрос, касающийся объектов финансовых правоотношений.

Дело в том, что в юридической науке нет убедительной концептуальной оценки понятия «объект правоотношений», места и его функционального назначения в механизме правового регулирования.

На наш взгляд, предметы материального и духовного мира не могут быть объектами правоотношений вообще и объектами финансовых правоотношений в частности. Они находятся за пределами регулируемого финансового отношения и выступают как результаты предметно-практической деятельности человека. Объектом финансового правоотношения является сознание функционально «слабого» участника финансового правоотношения.

Поведение субъекта финансового правоотношения включает в себя два взаимосвязанных вида деятельности: предметно-практическую и умственную. Финансовое право способно влиять на поведение не прямо, а только лишь косвенно — через сознание и волю. Целенаправленная и практическая деятельность, протекающая под воздействием финансово-правовых норм на сознание субъекта, и есть процесс регулирования финансового отношения.

Сознание выполняет две важнейшие функции — отражает и преобразует объективную действительность. Человек, прежде чем раскрыть свои способности, сначала изменяет окружающий мир посредством его восприятия, представления, воли. Он разрабатывает, прежде всего, идеальную модель своего поведения, оценивая содержание норм финансового права, принимая во внимание сложившуюся практику, рисуя возможные для него благоприятные последствия. План «в уме» выливается в фактические действия. В реальном поведении субъекта реализуется содержание финансового правоотношения.

Выводы: поскольку финансы — это определенная совокупность финансовых отношений, финансы могут существовать исключительно в правовой форме, получается, что термины «финансы», «финансовое отношение» и «финансовое правоотношение» являются синонимами.

Термину «финансы» отдают предпочтение представители экономических наук, с его помощью обозначается особая группа экономических распределительных отношений.

Термин «финансовое правоотношение» является юридическим, его использование позволяет проанализировать права, обязанности и ответственность субъектов финансового права через призму соблюдения требований конституционных и финансово-правовых норм, закрепления и реализации конституционных ценностей.

Список литературы:

1. Универсальный учебный экономический словарь. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. С. 69.

2. Щедров В.И. К вопросу о сущности и функциях финансов // Финансы. 2012. № 3. С. 60 — 62.

Материал выверен, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником. Материал не содержит сведений ограниченного распространения. Статья проверена в системе «Антиплагиат».

Финансы коммерческих предприятий принципы их организации. Источники формирования финансовых ресурсов предприятия. Структура и особенности функционирования производственных фондов (основных и оборотных). Способы начисления амортизации Основных фондов. Выручка от реализации продукции (работ, услуг), как основная финансовая категория. Факторы, влияющие на ее размер (ассортимент, качество продукции, цена и др.). Экономическое содержание прибыли, ее виды. Распределение и использование прибыли. Элементы затрат на производство и реализацию продукции, включаемые в себестоимость. Финансовое состояние предприятий. Проблемы несостоятельности (банкротства). Финансы некоммерческих предприятий (ассоциаций, фондов, союзов). Финансовый план.  

Тема 1. Основы функционирования финансов предприятий Предприятие — основной субъект производства. Предпринимательская деятельность — основа финансов предприятий. Сущность финансов предприятий, принципы их организации. Финансовые категории. Влияние организационно-правовых форм хозяйствования и отраслевых особенностей на организацию финансов предприятий. Финансовый механизм и его элементы на предприятиях. Место финансов предприятий в финансовой системе государства и их роль в экономических отношениях по поводу воспроизводства капитала. Концепция реформирования предприятий.  
Эти общие черты создают единую финансовую категорию, включающую различные финансовые отношения, которые имеют свою специфику и выделяются из общей совокупности финансов.  
Государственный кредит как экономическая и финансовая категория  
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов. Если налоги движутся только в одном направлении — от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.  
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов распределительную, регулирующую и контрольную.  
В учебнике подробно описана концепция функционирования финансов, на которой базируется изучение финансовых категорий, закономерностей и направлений развития, обеспечения разных секторов экономики необходимыми финансовыми и кредитными ресурсами, финансово-кредитной и налоговой систем в государственном, муниципальном и предпринимательском секторах экономики, сферах страхования, домашних хозяйств, а также международной сфере. Кроме того, рассматриваются роль и задачи законодательных, представительных и исполнительных органов власти и управления в процессе реализации финансовой политики на современном этапе.  
Рассмотрим процесс развития финансов, чтобы понять, каковы формы эволюции финансовых категорий и направления дальнейшего реформирования финансов.  
Государственный и муниципальный кредиты отличаются от классических финансовых категорий. Прежде всего они носят, как правило, добровольный характер (в истории государств, в том числе СССР, известны случаи и принудительного размещения государственных займов). Далее, для государственного и муниципального кредитов характерными признаками являются возвратность и платность. В классических формах финансов движение финансовых ресурсов происходит в одном направлении.  
В чем отличие государственного кредита от классических финансовых категорий  
Натуральные запасы, индивидуальные или групповые, сверх сложившихся норм потребления на случай непредвиденных событий не рассматриваются в смысле страхования как финансовой категории и представляют собой резервы семьи, хозяйства и т.п. Крупа, сахар в чулане, консервы с дачного участка, новый костюм, запас семян на случай засухи и т.п. лишь косвенно связаны со страхованием как финансовой категории. Указанные явления и вообще процесс формирования резервов, имеющих натуральную форму, относятся к предмету других статистик. Они изучаются статистикой личного потребления, статистикой других секторов экономики. Однако формирование резервов в натуральной форме, так называемое самострахование, имеет отношение к финансам, поскольку процесс формирования страховых фондов связан с финансовыми потоками либо отражается на их объемах в СНС.  
При ответе на второй и третий вопросы надо исходить из того, что существовало минимум пять объективных причин 1) деньги были слишком редким явлением 2) психология рядового счетного работника неконструктивна, он пишет то, что видит или в жизни, или в документе 3) прибыль как важнейшая категория, исчисляемая бухгалтером, не получила должного признания, купец оперировал больше потребительскими, чем финансовыми, категориями 4) из всех функций денег преобладала функция средства платежа, деньги нужны были в первую очередь, чтобы взыскивать и вносить, а не для вложения в хозяйственные обороты, следовательно, учет хозяйственных процессов строился на натуральной, а не на денежной основе 5) многие века в психологии людей преобладали не количественные, а качественные представления (сказать, что я живу хорошо, было гораздо важнее и понятнее, чем сказать, что я живу на 300 дукатов).  
Развитие экономической теории воспроизводства предопределило становление новых взглядов на содержание и функции всех экономических категорий. Трактовка содержания и роли экономической категории финансы как всеобщей категории распределения позволяет соотнести ее функции распределительную и контрольную с функциями соподчиненных ей частных финансовых категорий. Системе налогообложения не свойственна распределительная функция, ибо посредством налогов осуществляется перераспределение распределенных частей совокупного дохода общества. Нельзя наделять систему налогообложения перераспределительной функцией для того, чтобы отразить ее контрольное свойство на поверхности экономической действительности. Перераспределять доходы — не означает их контролировать, мы можем только подразумевать это свойство. Определить функцию любой объективной экономической категории — значит четко выразить ее общественное предназначение или глубинный внутренний потенциал. Перераспределительная функция недостаточно полно определяет потенциальное свойство налогообложения воздействовать на качественные и количественные пропорции воспроизводства. Эту способность налогообложения выражает в полной мере ее регулирующая функция.  
Налоги, участвуя в перераспределении национального дохода, выступают специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Кроме общественного содержания налоги имеют материальную основу, т.е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. В современных условиях налоги выполняют три функции фискальную, социальную и регулирующую, каждая из которых имеет внутреннее содержание, признаки и черты данной финансовой категории.  
Анализ и оценка затрат, результатов и будущего чистого дохода, выраженных в финансовых категориях.  
Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции распределительную, регулирующую и контрольную.  
Отражение проблемы баланса интересов партнерских групп предприятия в предметной области финансов фирмы обусловлено тем обстоятельством, что конструктивное описание баланса интересов возможно получить только с использованием финансовых категорий. Только стоимостное выражение всех интересов партнерских групп может дать основу для построения формальной модели баланса интересов, если это в принципе возможно. Для ответа на этот вопрос необходимо более детально ознакомиться с балансируемыми интересами партнерских групп предприятия.  
В манифесте интересы наемных работников предприятия выражены только через социальные категории, в то время как интересы собственников капитала (инвесторов) и общественные интересы выражены через конкретные финансовые категории (проценты, налоги). Для конкретизации и приведения к единой системе измерения интересов партнерских групп проведем группировку структуры затрат предприятия с точки зрения удовлетворения этих интересов.  
Можно ли считать оборотные средства финансовой категорией  
Таким образом, как финансовая категория социальное страхование представляет собою часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.  
В чем состоит специфика социального страхования как финансовой категории  
Охарактеризуйте отношения, которые выражает государственный кредит как финансовая категория.  
Как экономической категории, как категории финансовой науки бюджету присущи следующие признаки. Прежде всего, финансовый характер стоящих за этим понятием отношений, что подразумевает их денежную природу, выделяет внутри экономического базиса в качестве перераспределительных отношений, необходимых для удовлетворения потребностей в общественных товарах и услугах, подчерк кивает императивную форму их проявления. Однако это свойственно всем понятиям, которые объединяет более общая категория — финансы. Поэтому бюджетные отношения должны обладать специфическими чертами, позволяющими выделить их из системы финансовых категорий. Ими, в своей совокупности, являются характеристика объекта бюджетного перераспределения, специфика общественного предназначения бюджета и степень проявления у бюджетных отношений признака императивности  
Даются сравнительная характеристика финансовых категорий в Российской Федерации и ведущих западных странах, а также анализ развития основных закономерностей финансовых отношений, охватывающий XIX и XX вв.  
Основные финансовые категории рассматриваются не только на примере Российской Федерации, но и ведущих зарубежных стран.  
Государственный бюджет — ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.  
Налоги — не только экономическая категория, но и финансовая категория они выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, имеют свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, т. е. функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.  
Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В современных условиях налоги выполняют две функции фискальную и регулирующую, каждая из которых проявляет особую ее сторону как финансовой категории.  
О государственном внутреннем долге Российской Федерации (№ 3877—1 от 13 ноября 1992 г.) предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. Функции государственного кредита. Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции распределительную, регулирующую и контрольную.  
Финансовая наука, изучающая экономические отношения по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов на различных этапах развития общества, формировалась под влиянием исследований, проводимых учеными-экономистами. Создаваемые ими финансовые теории проверялись реальными потребностями общества и признавались наукой, если отражали реальную сущность явлений и носили определенные практические рекомендации для государства и населения. В связи с этим необходимо изучение различных теорий финансовых категорий (государственных расходов, налогов, кредита, бюджета), которые формируют научные знания в области финансов.  
Наибольшее внимание Маркс и Энгельс уделили важнейшей финансовой категории — налогам. Изучая их сущность, они постоянно подчеркивали, что для всех трудящихся налоги являются орудием дополнительной эксплуатации. При оценке налогообложения К. Маркс отдавал предпочтение прямым и прежде всего подоходному налогу, выступая за прогрессивные формы обложения. Косвенные налоги как наиболее тяжелые он называл прогрессивными налогами навыворот .  
Конец XIX и начало XX вв. характеризуются распространением теории предельной полезности как реакции на марксистское учение. Она затронула и финансовую сферу. Ее представители несмотря на большое разнообразие в оценках выступили против трудовой теории стоимости, заменив ее анализом цены, определяемой предпочтением покупателей. Важнейшие финансовые категории — государственные расходы и налоги — рассматривались ими как многочисленные индивидуальные сделки между государством и частными лицами при этом предельная полезность государственных услуг должна сочетаться с предельной полезностью налогов.  
Исследование прикладных вопросов финансовой науки проводилось в этот период в основном по двум направлениям 1) изучение истории развития финансовых категорий. Это книги К. Плотникова, посвященные истории бюджета, А. Зверева и Э. Вознесенского, освещающие развитие финансов в период Великой Отечественной войны 2) работы, раскрывающие действующую финансовую практику. Эти работы носили описательный характер и активно использовались в системе финансового образования.  
В первую очередь следует отметить книги А. Бирмана, в которых впервые на достаточно высоком уровне были поставлены проблемы финансов предприятий. В его трудах впервые разработаны вопросы использования финансовых категорий в условиях хозяйственного расчета, который в интерпретации автора имел элементы рыночного хозяйства в условиях социализма.  
При изучении финансовых категорий используют приемы анализа и синтеза — двуединый прием познания, один из элементов процесса абстрактного мышления.  
Для исследования финансовых отношений и процессов применяется качественный и количественный анализ. Формируя определенное понятие финансовой категории или финансового явления, этот анализ дает нам их качественную характеристику, т.е. вкладывает в это понятие определенный экономический смысл, соответствующий экономической природе данной категории или явления. Такое понятие — конкретная форма абстрактного мышления. При разработке отдельных понятий метод научной абстракции применяется на чисто качественном уровне.  
Итак, если финансы — это объективная экономическая категория, существующая независимо от воли людей, то финансовый механизм предназначен для управления финансами. Он, с одной стороны, объективен, так как строится в соответствии с требованиями объективных экономических законов, а с другой — субъективен, так как устанавливается предприятием для решения тех задач, которые стоят перед ним на том или ином этапе его развития с помощью различных форм и методов хозяйствования. Организация взаимодействия финансовых отношений достигается путем использования финансовых категорий (прибыль, налоги, оборотные средства амортизация, безналичные расчеты) и нормативов (рентабельность, налоги, оборотные средства), различного рода стимулов, санкций и других финансовых рычагов.  
В последнее время в странах со стабильной экономикой и отлаженной налоговой системой предпочтение отдается финансовой функции амортизации. Амортизация как финансовая категория определяет возврат ранее произведенных затрат, связанных с созданием и приобретением активов. Амортизационные отчисления в России включаются в себестоимость произведенной продукции и по сути представляют собой выведенную из-под налогообложения прибыль. За рубежом это одна из наиболее существенных льгот по налогу на прибыль. В развитых странах сумма  
Как финансовая категория прибыль выполняет функции воспроизводственную, стимулирующую и контрольную.  
Финансовый контроль, как и все иные финансовые категории, видоизменялся по мере эволюции финансовых отношений. Исторически он возник как государственный контроль над расходованием средств государственной казны. Расширение сферы финансовых отношений, углубление финансовых взаимосвязей между субъектами хозяйстдова-ния, появление и развитие финансовых рынков, совершенствование форм организации бизнеса требовало изменения и применения адекватных форм и методов организации финансового контроля.  
Профессор Л. Ходский значительно расширяет границы финансовой науки, включая в нее и вопросы денежного обращения (точнее, бумажные деньги), считая, что бумажные деньги представляют собой вид займовой операции Разница между выпущенными в обращение банкнотами и суммою разменного фонда, т.е. сумма фактически не покрытых звонкою наличностью банковых билетов, представляет орудие кредита 3. Он правильно подошел к анализу бумажно-денежной эмиссии. Бумажные деньги могут быть использованы государством как активный финансовый источник при значительных бюджетных дефицитах. Этот процесс стал обычным явлением в капиталистических государствах с началом первой мировой войны. Однако использование денег как доходного источника бюджета не дает основания считать деньги финансовой категорией. Деньги — самостоятельная экономическая категория, имеющая специфическое общественное назначение, самостоятельные функции, и их количественный рост вследствие политики государства в итоге влияет лишь на покупательную способность, т.е. приводит к их обесцениванию. Регулятором количества денег в обращении является, прежде всего, наличие товарных масс. Впрочем, в современных условиях количество денег в обращении зависит от ряда других факторов, выз-  
Анализ работ Ленина и других ученых-марксистов начала XX в. показывает, что целостного исследования содержания и роли финансов и основных финансовых категорий (йалоги, бюджет, государственный кредит и тд.) в них осуществлено не было. Следует констатировать лишь изучение некоторых частных вопросов, связанных с управлением финансовым хозяйством государства.  
1.6. ЛЕКЦИЯ 6. ФИНАНСЫ. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В. В. Кудряшова

Первоочередной задачей государства является стабилизация экономики. Дости­жение поставленной цели реализуется с помощью экономической политики и ее основы — финансов страны.

1.6.1. Финансы

Термин «финансы» (в переводе с латинского «денежный пла­теж») возник в XIII — XV вв. в торговых городах Италии. В дальней­шем он получил международное признание и стал употребляться в связи с системой денежных отношений между государством, с од­ной стороны, и населением, предприятиями — с другой.

Финансовые отношения, зародившиеся одновременно с возник­новением государства, свое масштабное и качественно новое раз­витие получили в XX в., особенно после Второй мировой войны, в результате огосударствления и перераспределения значительной части национального дохода в странах с развитой экономикой: в Японии — 1/3 ВВП, во Франции, Нидерландах, Норвегии — при­мерно 1/2, в Швеции — около 2/3. В России эта величина составля­ет примерно 1/2 ВВП.

Причины образования финансовых отношений

Во-первых, наличие товарно-денежных отношений. Часть денег обосабливается от обращения товаров и услуг и совершает самосто­ятельное движение, образуя в том числе финансовые отношения.

Финансы — всегда денежные отношения, но и отождествлять их с деньгами нельзя, поскольку между ними имеются принципиальные различия как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого преж­де всего измеряются затраты труда производителей.

Финансы — экономическая категория, выражающая распреде­лительные денежные отношения, регулируемые государственны­ми правовыми актами. Финансовые отношения возникают в отно­шениях между государством и пред­приятиями при создании цент­рализованных денежных средств и их распределении, при уплате налогов в бюджетную систему и финансировании расходов отрас­лей, регионов; между государством и гражданами при внесении налогов и добровольных платежей; между отдельными звеньями бюджетной системы в виде дотаций, субвенций и др.; между стра­ховыми организациями, с одной стороны, и населением, предприятиями — с другой, при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая и т. д.

Финансы — это: 1) экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода; 2) средство контроля за образованием, использованием фондов денежных средств, за соблюдением законодательства по финансовым вопросам; 3) сово­купность конкретных рычагов и способов воз­действия на экономи­ческие процессы (через бюджет, цены и тарифы, налоги, экспорт­но-импортные пошлины и др.).

Следовательно, финансы выполняют три основные функции: распре­дели­тельную, контрольную, стимулирующую.

Во-вторых, относительная экономическая обособленность субъектов рыночной экономики: воспроизводство за счет собствен­ных средств, обособление факторов производства субъектов ры­ночных отношений, каждый производитель преследует свой эко­номический интерес и др.

В экономической системе помимо личных интересов объектив­но присут­ствуют коллективные и общественные, реализация кото­рых возможна при наличии общегосударственного фонда денеж­ных средств, финансов.

В-третьих, образование государства и расширение его функций.

Государство вынуждено осуществлять многочисленные регули­рующие функции в различных сферах, что требует значительных финансовых ресурсов. Поэтому государство обладает особыми вла­стными полномочиями с целью формирования, распределения и использования общегосударственного фонда денежных средств, создания фискального аппарата (аппарата принуждения) для сбо­ра налогов, сбора других платежей, для контроля за своевременным их поступлением и расходованием в процессе расширенного вос­производства.

Следовательно, финансы — совокупность денежных отношений, органи­зо­ванных государством, в процессе которых осуществляет­ся формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для решения экономических, социальных и по­литических задача.

Существует два подхода к формированию финансового потен­циала страны: так называемые «функциональные» и «рациональ­ные» финансы. Суть первой концепции состоит в том, что финан­сы определяются не по каким-либо заранее заданным критериям, а, скорее, последствиями, к которым приведет активное вмешатель­ство государства в экономику. Смысл альтернативной концепции фи­нансов в том, что необходимо знать оптимальный размер ресурсов для удовлетворения тех потребностей, которые не могут быть осуществ­лены за счет частно-рыночного сектора экономики. Потребность в об­щественных благах (оборона, наука, содержание госаппарата и др.) определяет минимум государ­ственных финансов в стране.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма государства.

Под финансовым механизмом понимается система организаци­онно-экономических и правовых мер регулирования финансовой системы страны. Он включает три составляющие: 1) мониторинг (наблюдение) за состоянием финан­сов; 2) правовое регулирование финансовой системы; 3) контроль за финансовой деятельностью субъектов хозяйствования, за процессом формирования финансо­вых ресурсов государства и предприятий на федеральном, респуб­ликанском и местном уровнях с помощью налоговых и неналого­вых методов их образования и др.

Материальное содержание финансов представляют целевые фонды денежных средств, финансовые ресурсы страны.

1.6.2. Финансовая система

Понятие «финансовая система» является развитием более обще­го понятия «финансы».

Финансовая система страны представляет собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов.

Финансовая система России включает комплекс государствен­ных и негосударственных специализированных учреждений, осу­ществляющих различного рода финансовые, кредитные, денежные, страховые, валютные операции, пре­доставляющих аудиторские услуги, контролирующих по всему кругу финансово-экономиче­ских вопросов, регулирующих финансовую сферу.

Середина 90-х годов ознаменовалась дальнейшим развитием системы государственных органов, прежде всего быстрым уве­личением численности на­ло­говой службы и налоговой полиции в России.

Финансовая система РФ включает различные звенья финан­совых отношений, каждое из которых имеет свои особенности в процессе образования и фун­кцио­нирования на микро- и мак­роуровнях.

Звенья финансовой системы:

  • государственная бюджетная система;
  • внебюджетные специальные фонды;
  • государственный кредит;
  • фонды страхования;
  • фондовый рынок;
  • финансы предприятий различных форм собственности.

Государственный бюджет занимает центральное место в систе­ме финансов. Бюджет — это годовой план государственных расхо­дов и источников их финансового покрытия.

Источники доходов бюджетной системы России:

  1. прямые и косвенные налоги (от 80 до 90% всех поступлений);
  2. таможенные пошлины;
  3. государственные внутренние и внешние займы;
  4. эмиссия бумажных, кредитных денег.

Бюджетная налоговая система России в настоящее время пост­роена таким образом, что не менее половины доходов бюджет по­лучает от топливно-энергетического комплекса, лесного комплек­са и других отраслей, добывающих природные ресурсы.

Структура расходов бюджетной системы России:

  • народное хозяйство;
  • социально-культурные мероприятия;
  • наука;
  • оборона;
  • правоохранительные органы;
  • органы власти и управления;
  • внешнеэкономическая деятельность;
  • прочие расходы.

Госбюджет представляет собой компромисс, отражающий соот­ношение сил основных фракций в Думе, носителей различных со­циально-экономических интересов в стране.

Внебюджетные фонды создаются за счет специальных налогов (займов, субсидий) и имеют целевое назначение. Их более 40, в том числе 4 социальных (Пенсионный фонд, Фонд социального страхо­вания, Государственный фонд за­нятости населения, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхова­ния). Внебюджетные фонды расширяют возможности вмешатель­ства государства в экономику, минуя бюджет и парламентский кон­троль, создавая видимость уменьшения дефицитности бюджета.

Государственный кредит — это совокупность экономических отношений, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта по отноше­нию к юридическим и физическим лицам.

Фонды страхования. В 1990 г. была ликвидирована государствен­ная монополия в страховом деле. В настоящее время наряду с госу­дарственными страховыми организациями функционируют акци­онерные компании.

Ведущую роль на страховом рынке занимает государственная страховая компания Росгосстрах, успешно работают АСКО, Ингос­страх и др.

Финансовый рынок — составляющая часть финансовой систе­мы. В России к 1995 г. сформировалась достаточно широкая инфра­структура в этой сфере, выделились различные секторы: рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты. Значительное место занимает фондовый рынок, основной задачей которого является обеспечение процесса перелива капитала в от­расли с высоким уровнем дохода.

Финансы предприятий различных форм собственности состав­ляют основу финансов страны. От состояния финансов предприя­тий во многом зависит общее экономическое положение страны. В условиях рыночных отношений ликви­ди­рована мелочная опека со стороны государства, предприятия осуществляют свою деятель­ность на началах коммерческого расчета, резко возросла ответ­ственность за результаты их работы.

Финансовая, бюджетно-налоговая политика государства

Финансовая политика — деятельность государства по целена­правленному использованию финансов. Содержание финансовой политики многогранно и включает в себя выработку научно обо­снованных концепций развития финансов, определение основных направлений их использования, разработку мер, ориенти­рованных на достижение поставленных целей, и др.

Финансовая политика является составной частью экономиче­ской политики государства. Она исходит из конкретных особенно­стей развития народного хозяй­ства и объема финансовых ресур­сов, специфики внутренней и международной обстановки, учета но­вых тенденций развития и мирового опыта, что требует адекватно­го изменения финансовой политики. Выделяют следующие три типа финансовой политики:

  1. классический;
  2. регулирующий;
  3. планово-директивный.

До конца 20-х годов XX столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант на ос­нове трудов А. Смита и Д. Рикардо: невмешательство государства в экономику, ограничение государственных расходов и налогов. Обо­стрение всего комплекса экономических, политических и соци­альных проблем большинства государств, мировой экономический кризис 1929 -1933 гг. вызвали переход от классического типа фи­нансовой политики к регулирующей . В ее основу была положена экономическая теория Дж. Кейнса, обосновывающая необходи­мость активного вмешательства государства в вос­производствен­ный процесс, стимулирование совокупного спроса. Основными инструментами вмешательства в экономику стали государственные расходы, стимулирующие рост предпринимательской деятельно­сти и обеспечивающие увеличение национального дохода, ликви­дацию безработицы путем финан­сирования создания новых рабо­чих мест. Большое внимание уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика «дефицитного финансирования». В 60-х — начале 70-х гг. практическое осуществ­ление идей «дефицитного финансирования» в ряде стран значитель­но увеличило инфляционную неустойчивость экономики.

В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия , связанная с неоклассическим направ­лением экономической теории, ограничивающая вмешательство государства в эко­но­мическую и социальную сферы. Вместе с тем регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме эко­номического роста и занятости государство регулирует денежное обращение, валютный курс, структурную перестройку хозяйств. Сокращается объем перераспределения национального дохода с помощью государ­ственных расходов и налогов, взят курс на сни­жение бюджетных дефицитов, стиму­лирование роста сбережений как источника производственного инвестирования, важная роль отводится налогам: их сокращению и уменьшению степени прогрес­сивности обложения.

Практика западных стран свидетельствует, что в периоды спада необходима стимулирующая финансовая политика, включающая увеличение государственных расходов, или снижение налогов, или их сочетание. Если в экономике имеет место вызванная избыточ­ным спросом инфляция, применяется сдерживающая финансовая политика: уменьшение правительственных расходов, или увеличе­ние налогов, или сочетание того и другого инструментов. Что является наиболее предпочтительным: правительственные расходы или налоги? Специалисты определили, что государ­ственные расходы оказывают большее воздействие на ВНП, чем налоги. Когда прави­тельство снижает налоговые ставки, часть средств уходит на потреб­ление, другая — на сбережение и, следовательно, может быть ис­пользована на расширение производства. Поэтому налоговый муль­типликатор (МРн) меньше мультипликатора государственных рас­ходов (МРг) на величину предельной склонности к потреб­лению (ПСП):

МРн = ПСП x МРг.

Важными составляющими финансовых отношений в стране яв­ляются дискреционная политика и политика так называемых «встроенных стабилизаторов». Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правитель­ственными расходами. Она включает государственную программу занятости, различные социальные программы, изменение налого­вых ставок. Политика так называемых «встроенных стабилизато­ров» предполагает наличие механизмов, которые работают в режи­ме саморегулирования и независимо от принимаемых решений сами реагируют на изменения в экономике. К ним относятся авто­матическое изменение в налоговых отчислениях, система пособий по безработице, программы помощи бедным и пр.

Программы государственной занятости обычно носят гибкий характер и в отличие от программ общественных работ требуют меньше затрат. Главный недостаток социальных программ (помощь малоимущим слоям населения и т. д.) в том, что они вводятся в усло­виях спада производства и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме. Кроме того, разработка программ требует определенного времени (1-2 года), в течение которого может из­мениться конъюнктура рынка. Следовательно, фискальная полити­ка приносит значительный эффект тогда, когда она строится на ос­нове предвидения ситуации. Максимальный эффект она дает в крат­косрочном периоде. Однако ни один инструмент в экономике не является на 100% идеальным.

Различные типы и инструменты финансовой политики тесно связаны между собой, применяются в странах, использующих как кейнсианскую, так и некон­сервативную систему регулирования, что приводит на практике к их конвергенции.

Планово-директивная политика применялась в странах с адми­нистративно-командной системой управления экономикой, целью которой было обеспечение максимальной концентрации финансо­вых ресурсов (в первую очередь в руках органов власти и управле­ния для их последующего перераспределения в соответствии с ос­новными направлениями государственного плана). В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80% их чистого дохода. Планово-директивная финансовая политика показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась мак­симальная концентрация ресурсов для финансирования чрезвычай­ных расходов государства (в годы войны, восстанов­ления народно­го хозяйства и т. п.). В условиях нормального функционирования экономики подобная финансовая политика привела к отрицатель­ным последствиям, снижению эффективности производства, замед­лению развития производственной и социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государ­ства, вызва­ла неизбежность реформирования системы.

В 90-е годы все страны с переходной экономикой сталкиваются с проблемой бюджетной несбалансированности. В зависимости от способов ее решения они делятся на три группы.

К первой относятся страны, финансирующие бюджетный дефи­цит за счет самого простого источника — кредитной эмиссии цент­ральных банков. Послед­ствия этого: высокий уровень инфляции разрушает финансовую систему, препятствует сбережениям и ин­вестициям, угнетает развитие производственного сектора, способ­ствует быстрому социальному расслоению. Такие страны можно назвать странами инфляционного градуализма. Это Румыния, Бол­гария, Украина.

Вторая группа стран (Венгрия, Словакия) финансирует бюджет­ный дефицит с помощью неинфляционных источников, заимствуя необходимые ресурсы на внутренних и внешних финансовых рын­ках. Это предохраняет экономическую систему от разрушающих инфляционных процессов, но изымает для государственных нужд значительную часть свободных денежных ресурсов, ограничивая возможности национальной экономики для последующего эконо­мического роста и отягощая госбюджет расходами на обслужива­ние и выплату внутреннего и внешнего долга.

Третья группа стран (Польша, Чехия, Эстония, Латвия, Литва) решает проблему финансирования бюджетного дефицита путем его ликвидации и жестокого увязывания государственных расходов с доходами (так называемая «шоковая терапия»). В этом случае сво­бодные денежные ресурсы не изымаются государством, а исполь­зуются в качестве частных инвестиций, обеспечивая низкие темпы инфляции и высокие темпы экономического роста.

Опыт более чем 30 стран, осуществляющих в последние годы экономические реформы, однозначно свидетельствует о том, что ни в одной из них финансовая стабилизация и снижение темпов инфляции до уровня менее 40% в год не были достигнуты при бюд­жетном дефиците в 5 — 7% ВВП, не говоря уже о более высоких уров­нях. Ни в одной стране с переходной экономикой устойчивый эко­номический рост не начинался при бюджетном дефиците более 6% ВВП. Мировая практика не знает случаев наступления финансовой стабилизации и снижения темпов инфляции до 1 — 2% в месяц при 9%-ном бюджетном дефиците.

В течение последних лет Россия, безусловно, относилась к стра­нам инфля­ционного градуализма.

На рубеже XX — XXI столетий финансы России находятся в состо­янии глубокого кризиса, что выражается в крупных бюджетных де­фицитах, инфляции, неплатежах предприятий, падении валютного курса рубля, большой внутренней и внешней задолженности страны.

В 90-е годы в России произошло существенное сокращение рас­ходов на народное хозяйство. Государство уменьшило свое вмеша­тельство в экономику через бюджет. Вместе с тем получили развитие квазибюджетные формы финан­совой поддержки предприятий через предоставленные отсрочки по налоговым платежам, индивидуальные налоговые льготы и пр. В РФ сложилась ситуация, когда система цен, налогов, ставок процента оказалась несовместимой со струк­турой ре­ального производства и уровнем действующих технологий.

В этих сложнейших условиях развития особенно актуальны:

  • достижение устойчивого экономического роста и создание для этого соответствующих макроэкономических возмож­ностей;
  • рост реальных доходов и потребления населения.

Для успешного решения поставленных задач приоритетными направлениями бюджетно-налоговой политики на среднесрочную перспективу являются:

  • осуществление налоговой реформы на основе Налогового кодекса и повы­шение собираемости налогов;
  • осуществление бюджетной реформы на основе Бюджетно­го кодекса и упорядочения бюджетного процесса в РФ;
  • полномасштабный переход на казначейское исполнение федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, государ­ственных внебюджетных фондов;
  • сокращение государственных расходов при полном выпол­нении бюджетных обязательств;
  • сокращение дефицита федерального бюджета до 2% ВВП;
  • снижение государственных заимствований, увеличение сроков их погашения при уменьшении доходности государ­ственных ценных бумаг и процентных ставок до уровня, обеспечивающего движение, финансовых ресурсов в реаль­ный сектор экономики;
  • совершенствование межбюджетных отношений и др.

1.6.3. Налоги

На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов, сборов, пошлин и обязатель­ных отчислений (далее — налоги).

Налоги стали предметом международных соглашений, о чем сви­детельствуют таможенные пошлины, согласованные в рамках ГАТТ. В интеграционных формированиях, как в ЕС, действует тен­денция к сближению, гармонизации налоговых систем стран-участ­ниц объединения.

Под налогом понимается обязательный взнос в бюджет или вне­бюджетные фонды на основе действующего законодательства.

Налог как экономическая категория выражает денежные отно­шения между государством, с одной стороны, и физическими, юри­дическими лицами — с другой, в процессе перераспределения ВНП с целью отчуждения части его стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке. Налог в качестве инструмента фор­мирования финансов возник с появлением государства и имеет объективный характер.

Налоговые отношения структурно входят в систему финансовых отношений, но как особый их вид имеют отличительные признаки: обязательность (принудительность), безвозмездность, безэквивалентность, отсутствие, как правило, их целевого использования (ис­ключение составляют в РФ налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог).

Субъективную сторону налогов (их количество и виды, размер ставок, система льгот и т. д.) предопределяют конкретные факторы (уровень и цели социально-экономического развития, тип государ­ственного устройства, традиции и т. п.). Установление налогов про­изводится путем принятия налогового законодательства страны.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, форм, методов и принципов их построения, а также система мер с целью выполне­ния налогового законо­дательства образуют налоговую систему.

Налоговый кодекс РФ содержит 28 различных налогов и сбо­ров, в том числе на федеральном уровне — 16, региональном — 7, местном — 5.

Классификация налогов позволяет выявить роль каждого из них, определить целевую направленность налоговой системы. Принципы классификации налогов зависят от:

  • объекта налогообложения — прямые и косвенные налоги;
  • уровня взимания (звенья бюджетной системы) — феде­ральные, региональные и местные;
  • субъекта уплаты — с физических и юридических лиц;
  • целевого назначения — общие (их большинство) и целевые;
  • источника уплаты — с доходов, прибыли и выручки от реа­лизации (продаж);
  • способа изъятия — у источника и с налоговой декларации.

При необходимости в аналитических и других целях каждая на­логовая группа может быть детализирована. Например, в составе прямых налогов выделяют подоходные, поимущественные, ресур­сные (рентные) и т. д.

Основные принципы налогообложения:

  • принцип справедливости (равенства) налогообложения;
  • определенность и точность (размер налогов, сроки и поря­док исчисления и т. п.);
  • удобство сроков и способов уплаты;
  • экономичность (эффективность) налогов (сумма налогов в доход государства должна быть как можно больше сумм на расходы по их сбору).

Функции налогов:

Фискальная, ибо на долю налогов приходится до 90% всех по­ступлений в бюджет.

Регулирующая (макроэкономическая).

В РФ налоговая система проявила себя как фактор ограничения прежде всего спроса, особенно инвестиционного, в результате чего практики и ученые выступают за снижение ставок налогов.

Распределительная — поскольку налоги — инструмент распре­деления и перераспределения не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Социальная — проявляется через механизм льгот тем или иным отраслям, регионам РФ, перераспределения средств с целью раз­вития непроизводственной сферы (бесплатное образование и др.).

Стимулирующая функция действует через систему льгот и по­ощрений, запретительных или ограничивающих ставок налогов с целью активизации экономических интересов юридических и фи­зических лиц. В РФ в настоящее время ее роль весьма ослаблена недостатками в налоговом законодательстве.

Контрольная функция налогов проявляется в обязательном ис­полнении всеми юридическими и физическими лицами налогового законодательства, в полноте и своевременности сбора платежей, в штрафных санкциях к нарушителям и тем самым определяет эф­фективность других функций. В настоящее время масштабы укло­нения от уплаты налогов достигли критического уровня, что под­рывает доходную базу как федерального, так и консолидированно­го бюджетов России.

С 1992 г. налоговая система находилась в процессе постоянно­го рефор­мирования: вводились новые налоги и сборы, часто вно­сились изменения по отдельным налогам, издавались норматив­но-законодательные, а также подзаконные акты. Масса региональ­ного налогового законодательства нарастала еще быстрее, чем на федеральном уровне, что вело к нарушению принципа единства налоговой системы РФ, так как стали приниматься налоги, не пре­дусмотренные Законом РФ «Об основах налоговой системы в Рос­сийской Федерации».

В 1998 г. был принят Налоговый кодекс РФ (первая, Общая часть), где был установлен исчерпывающий перечень налогов, что дает возможность внедрить в механизмы отдельных налогов прогрессив­ные изменения в целях стимулирования экономического роста, ста­билизировать налоговые взаимоотношения между центром и субъектами Федерации и т. п.

Графическое отображение зависимости между доходами гос­бюджета и динамикой налоговых ставок получили название «кри­вой Лаффера» (рис.11 ). Оптимальный размер налоговых ставок , обеспечивает максимальное поступ­ление в бюджет . При дальней­шем росте R стимулы к труду и пред­при­нимательству падают. Эф­фект Лаффера проявляется в случае нормального действия свобод­ных рыночных механизмов (R, , — налоговая ставка, Y, , — поступ­ления в бюджет).

Согласно Налоговому кодексу сокращается перечень действую­щих налогов со 100 до 28; произойдет изменение структуры налого­вых доходов бюджета: при увеличении доли косвенных налогов со­кратится удельный вес прямых налогов (налога на прибыль и подо­ходного налога с физических лиц) в общем объеме доходов бюджета за счет снижения ставок налогообложения. В составе нена­логовых поступлений наибольший удельный вес прогнозируется по доходам от продаж и использованию государственной собственности.

Проведение бюджетной политики осложняется нарастанием в пос­ледние годы расходов бюджета но обслуживанию государственного долга, что приведет к сокращению подлежащих распределению госу­дарством бюджетных средств на экономические, социальные цели.

Бюджетный дефицит и государственный долг

Идеальное исполнение бюджета — превышение доходов над расходами. На практике почти во всех странах в настоящее время наблюдается хронический бюджетный дефицит, вызванный мно­жеством причин: расширением экономических и социальных функ­ций государства, увеличением военных расходов и численности аппарата, текущими колебаниями хозяйственной конъюнктуры и т. п. Бюджетные дефициты покрываются государственными займа­ми, дополнительной эмиссией денег. Задолженность правительства населению, банкам, страховым и про­мышленным компаниям, ино­странным государствам накапливается и превращается в государ­ственный долг. Государственный долг подразделяется на внутрен­ний и внешний. Развитие государственного долга сопровождается созданием довольно сложной структуры его управления при мини­стерстве финансов (определение размеров новых займов, сроков и способов их размещения, размера процента и прочее).

Государственный долг подразделяется также на краткосрочный (до одного года, иногда до трех лет), среднесрочный (от трех до пяти лет), долгосрочный (свыше пяти лет). Превышение государственно­го долга более чем в 2, 5 раза над ВВП считается опасным для эконо­мики страны. Предметом особого внимания является внешний долг. Если платежи по внешнему долгу составляют значи­тельную часть по­ступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например 20 — 30%, то новые займы предоставляют неохотно и под более высо­кие проценты, требуя залогов или особых поручительств.

Страны-должники прибегают к различным мерам, чтобы не по­пасть в число безнадежных должников. После Первой и Второй ми­ровых войн Великобритания и Франция оплатили часть внешней задолженности своими иностранными активами. Некоторые раз­вивающиеся страны предоставляют иностранным кредиторам пра­во пользования своей морской хозяйственной зоной, строитель­ством военных баз и т. п. Традиционный путь — выплата долгов за счет золотовалютных резервов. В условиях быстрого увеличения внешнего долга различных стран созданы специальные клубы для выработки солидарной кредитной политики (например, Лондонс­кий клуб банков-кредиторов, Парижский клуб стран-кредиторов). Клубы неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе России) об отсрочке выплат, в ряде случаев частично спи­сывали долги. Применяется консолидация внешнего долга — пере­нос в скором времени предстоящих платежей на отдаленное буду­щее с согласия кредиторов. Практикуется сокращение внешнего долга путем конверсии — превращения его также в долгосрочные займы. В этом случае кредиторам предлагается приобрести в стра­не-должнике недвижимость, участие в капитале и т. п. Возможно об­ращение страны-должника к между­народным банкам за льготны­ми кредитами, что влечет за собой жесткие требования — свести дефицит госбюджета до минимума, снизить уровень инфляции и т. д. Финансовая дестабилизация в России достигла угрожающих размеров. Гигантский дефицит Госбюджета России, финансируе­мый исключительно за счет эмиссии бумажных денег, является глав­ной причиной инфляции в последние годы (см. табл.).

Дефицит госбюджета России в % в ВВП

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *