Сущность аудита и его задачи

Сущность аудита и его задачи

Влияние результатов аудита на финансовую отчетность предприятия

Пользователи финансовой отчетности должны иметь реальное подтверждение достоверности представляемой отчетности и ее соответствия действующему законодательству.

Предприятиям необходимо развивать имеющиеся направления хозяйственной деятельности, повышать свою капитализацию, для чего руководству требуются обоснованный план действий на среднесрочную перспективу, решение вопроса о широком выходе на международные рынки капитала. В связи с этим становится необходимым повышение качества финансовой информации для принятия эффективных управленческих решений. Добиться необходимого высокого уровня качества и максимальной достоверности финансовой отчетности позволяют аудиторские проверки.

В соответствии с этим повышается роль аудиторского заключения в финансовой отчетности предприятия, являющегося результатом ее аудиторской проверки.

Цели получения аудиторского заключения:

  • получение официального заключения, когда фирма подпадает под условия проведения обязательного аудита
  • предоставление заключения партнерам, в банк для подтверждения своей деловой репутации
  • аудиторское заключение характеризует объект сделки (риски, «чистота» объекта)
  • получение представления о соответствии документов и процедур в компании нормативным требованиям

Заключение аудитора о бухгалтерской отчетности — это мнение аудитора о достоверности этой отчетности. В аудиторском заключении излагаются общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Аудиторское заключение – это документ, обладающий юридическим статусом.

Следует отметить, что среди существует обывательское мнение, будто финансовые отчеты предприятий обязательно содержат в себе неверную, искаженную информацию, а все бухгалтеры и вообще люди, касающиеся управления финансовой деятельностью — нечисты на руку. Это очень глубокое заблуждение. Очевидно, что аудиторские проверки проводят далеко не только в целях выявления финансовых преступлений и лиц, занимающихся какими-либо махинациями.

Тем не менее, даже если на время отложить в сторону разного рода незаконные действия, которые действительно случаются, то аудитор должен проводить проверку в довольно широком диапазоне задач:

  • выявить ошибки в бухгалтерской, налоговой и иной финансовой отчетности, сделанные работниками организации или по невнимательности, или в силу недостаточного профессионализма и компетенции, или в силу элементарной усталости;
  • определить причины возникновения неточностей и ошибок в отчетности;
  • установить характер искажения информации в отчетности и ее происхождение;
  • дать рекомендации по исправлению выявленных ошибок;
  • определить возможные меры по предотвращению появления ошибок и искажения информации в финансовой отчетности предприятия.

Человеку свойственно ошибаться, потому даже профессионалы способны совершать неточности и допускать ошибки. Прежде всего, именно именно это способны проконтролировать аудиторы, по результатам проверки которых появляется возможность не позволить ошибкам перейти грань здравого смысла.

Очевидно, что аудиторское заключение, содержащее не только перечень выявленных ошибок, но и рекомендации по их устранению, превращается из простого отчета в ценное руководство к действию.

Информативность, достоверность и прозрачность финансовой отчетности является решающим условием правильной оценки финансового состояния предприятия и перспектив его развития. Следовательно, аудиторское заключение дополнительно подтверждает целесообразность принимаемых решений и подкрепляет их соответствующими основаниями.

Роль аудиторского заключения в управлении предприятием

Таким образом, аудиторское заключение позволяет предоставить руководству предприятия качественную и своевременную информацию, которую возможно использовать для принятия взвешенных решений, способствующих повышению эффективности управления предприятием в целом, либо отдельных его подразделений.

Кроме того, подтверждая достоверность финансовой отчетности аудитор дает возможность руководству использовать проверенные данные и информацию, которые содержатся в финансовой отчетности предприятия за определенный период времени. Проверенные данные, таким образом, могут выступать в качестве обоснования планов развития предприятия на будущее, привязки бюджетов к желаемым стоимостным результатам деятельности. Верно и обратное положение: пока руководство предприятия не будет уверено в том, что фактические результаты деятельности предприятия являются проверенными и достоверными, о чем свидетельствует аудиторское заключение, то до тех пор, нельзя быть уверенным в степени достижения стратегических целей и решении соответствующих задач, имеющих количественное выражение через финансовые показатели.

При принятии существенных управленческих решений, компании привлекают аудитора, поскольку убытки от неправильных решений могут быть гораздо больше. Особенно это касается крупных проектов. Например, РЖД привлекают аудиторов для управленческого консультирования по реформированию железнодорожной отрасли, что свидетельствует о высоком значении аудита для предприятий.

Необходимость достоверных результатов аудита в форме аудиторского заключения для совершенствования оперативного и стратегического управления обусловлена следующими аспектами:

  1. В ходе аудиторской проверки оценивается значительный перечень документации и массивов данных предприятия, следовательно, открываются значительные возможности для исправления существенных ошибок. В результате, руководство предприятия будет обладать более точными и достоверными данными для принятия решений. Отсюда следует объективизация повышения эффективности деятельности предприятия.
  2. Применение эффективных аналитических процедур позволяет повысить качество анализа показателей деятельности предприятия, сравнивать фактические показатели с планируемыми и бюджетируемыми — принимаемые на основе этого решения будут обладать более высоким управленческим содержанием. Следовательно, происходит совершенствование методов управления на основе выявления конкретных причин отклонений фактических показателей от планируемых.
  3. Аудит является одним из самых эффективных методов улучшения качества управленческой и финансово-экономической информации, так как позволяет контролировать корректность представляемых в отчетности данных.

Зачастую именно от аудиторов исходят требования по улучшению качества представляемой информации: предприятие не получит аудиторское заключение, пока не внесет необходимые изменения в отчетность. Это стимулирует предприятия повышать эффективность управления, одновременно с этим позволяя использовать более качественную управленческую и финансово-экономическую информацию.

Следовательно, особую ценность для руководства предприятия представляет аудиторское заключение, которое представляется вместе с перечнем предметных рекомендаций в области финансовой отчетности.

Рекомендации в аудиторском заключении по улучшению системы внутреннего контроля являются мощным инструментом внутрифирменного и стратегического планирования.

Необходимо отметить уникальную роль оценки аудитором принципа непрерывности деятельности предприятия. Аудиторское заключение без оговорок подтверждает эффективность деятельности предприятия, поскольку предприятие функционирует, не имеет признаков банкротства и намерений прекращения деятельности, что помимо свой очевидной положительной роли также может способствовать повышению инвестиционной привлекательности компании.

Таким образом, объективизация процесса повышения роли качественной финансовой отчетности как источника достоверной информации о деятельности предприятия для принятия управленческих решений является современной российской реалией. Следует также отметить, что когда предприятие достигает достаточно больших размеров и уровня развития, то сторонняя оценка, проводимая аудитором, жизненно необходима руководству предприятия. Причина проста: бухгалтерия, финансовый отдел и юридическая служба погружены в повседневную рутину, а в результате не всегда своевременно отслеживают изменения в законодательстве и в отрасли. В результате, закоснелого подхода предприятие становится несколько «неповоротливым».

Аудиторское заключение в этой связи становится результатом беспристрастной оценки. Поэтому чрезвычайно важным представляется переход от не всегда обоснованного восприятия аудиторской компании как проверяющего органа, к работе с аудитором на партнерских взаимоотношениях.

Литература

1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

2. Арабян К.К. Организация и проведение аудиторской проверки. — М.: Юнити-дана, 2009. — 448 с.

3. Кочинев Ю.Ю. Аудит: теория и практика. — СПб.: Питер, 2010.

№1. Возникновение аудита

Возникновение аудита связано с разделением интересов между теми, кто непосредственно занимается управлением п/п, и теми, кто вкладывает деньги в его деятельность. Достаточно частые банкротства п/п, обман со стороны администрации существенно повысили риск финансовых вложений. Для проверки правильности финансовой инфо и финансовых отчетов приглашались специальные люди, которым, по мнению акционеров, можно доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудиторам, были честность и независимость.

Историческая родина аудита – Великобритания.

Мировой экономический кризис 1925-1933 гг. усилил потребность в услугах экспертов-аудиторов и в то же время ужесточил требования к качеству работы аудиторов. Аудиторская проверка стала обязательной, увеличилась рыночная потребность в таких услугах.

Д/з: Посмотреть вопросы возникновения и становления аудита в разных странах

№2. Необходимость аудита

Потребность в аудите возникла в связи со следующими обстоятельствами:

Возможность необъективной инфо со стороны ее составителей.

Зависимость последствий принятых решений от качества инфо.

Необходимость специальных знаний для проверки инфо.

Отсутствие у пользователей инфо доступа к ней для оценки ее качества.

Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания таких услуг.

Наличие достоверной позволяет эффективность функционирования рынка капталов и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.

№3. Сущность аудита и аудиторской деятельности

На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого вызвана следующими обстоятельствами:

бухгалтерская отчетность используется для принятия решений ее заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества хозяйственного субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и обществом в целом;

бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов;

отчетность изначально не может быть достоверной на 100 %. Степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отраженных в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

Международный комитет по аудиторской практике предложил следующее определение аудита: аудит – независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом.

Аудитом занимается аудитор (частное лицо или фирма).

Комитет по основным концепциям аудита американской ассоциации бухгалтеров определяет процесс и цели аудита следующим образом: аудитом называется систематический процесс сбора и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения степени соответствия их установленным критериям и представления результатов проверки заинтересованным пользователям.

В соответствии со статьей 1 ФЗ об аудиторской деятельности: аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей.

Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Аудит имеет значительные отличия от аудиторской деятельности, ревизии и судебно-бухгалтерской экспертизы. Отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, что последняя предусматривает и различные аудиторские услуги. Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам. Результатом аудита могут быть выводы о состоянии финансовой отчетности, а результатом аудиторских услуг – возможные состояния объектов в будущем, то есть прогнозные экономические показатели, качественные характеристики организационной структуры управления, системы учета и контроля.

Аудит отличается от ревизии и судебно-бухгалтерской экспертизы по своей сущности, подходу к проверке документации, взаимоотношениям между проверяющим и клиентом, выводом, сделанным по результатам проверки и т.д.

Таким образом, аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по проведению собственно аудита и оказанию сопутствующих ему работ и услуг.

Аудит – это независимая проверка финансовой отчетности с целью выражения мнения о степени достоверности этой отчетности.

Сопутствующие аудиту работы и услуги – это предпринимательская деятельность аудиторов или аудиторских организаций, включающая следующие основные направления:

бухгалтерские услуги

услуги по проведению проверок и экспертиз, не являющихся собственно аудитом

многопрофильные консультационные услуги

обучение и прочие сопутствующие услуги

Эти виды деятельности требуют от исполнителя определенного уровня компетенции в областях: собственно аудита, бухгалтерского учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности, финансов, налогообложения, хозяйственного права.

Особое значение имеет тот факт, что проверку достоверности отчетности предприятия и составление аудиторского заключения по этому поводу выполняет независимый аудитор.

Независимость аудитора определяется:

свободным выбором аудитора хозяйствующего субъекта;

договорными отношениями между аудитором и клиентом, что позволяет аудитору, в свою очередь, свободно выбирать клиента и быть независимым от указаний каких-либо государственных органов;

возможностью отказать клиенту в выражении мнения в аудиторском заключении до устранения выявленных искажений;

невозможностью аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности;

запрещением заниматься прочей предпринимательской деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских услуг, разрешенных законодательством.

№4. Цели и задачи аудита

Цель аудита, как правило, — это конкретная задача, на решение которой направлена деятельность аудитора. Она определяется действующим з/д-вом, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности и договорными обязательствами аудитора и клиента.

ФСА №1 определяет цель аудита следующим образом: целью аудита является выражение мнения о достоверности ФО аудируемого лица и соответствии порядка ведения БУ з/д-ву РФ. Аудитор выражает мнение о достоверности отчетности во всех существенных отношениях. В процессе аудита БФО должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторам с разумной степенью уверенности сделать выводы относительно:

Соответствия БУ аудируемого лица документам и требованиям нормативных актов.

Соответствие БО тем сведеньям, которыми располагает аудиторская организация а деятельности аудируемого лица.

Основная цель аудита финансовых отчетов – это объективная оценка достоверности, полноты и точности отражения в отчетности активов, обязательств, капитала и финансовых результатов деятельности аудируемого лица за определенный период, в т.ч. проверка соответствия принятой в организации учетной политики нормам з/д-ва.

Под достоверностью ФО понимается такая степень точности данных, которая позволяет квалифицированным пользователям сделать на ее основе правильные выводы о финансовом положении и результатах деятельности аудируемой организации и принимать обоснованные решения.

Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитор составляет мнение по следующим основным вопросам:

Общая приемлемость отчетности

Обоснованность отчетности — существуют ли основания для включения в отчетность тех или иных сумм

Законченность (полнота) – включены ли в отчетность все надлежащие суммы

Оценка – все ли статьи правильно оценены и безошибочно посчитаны

Классификация – есть ли основания списать сумму на счет, на который она записана

Разделение – отнесены ли операции к тому периоду, в котором они были произведены

Аккуратность (точность) – соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в учетных регистрах, соответствуют ли итоговые суммы по регистрам, главной книге, отчетности

Раскрытие – все ли статьи занесены в ФО и правильно ли отражены в ФО и приложениях.

Конкретные задачи аудита и аудиторской деятельности определяются на основе договорных отношений между аудитором и клиентом, а их перечень определяется предметом договора. Например:

Проверка ведения БУ и составления БО, законности хозяйственных операций

Помощь в организации БУ

Помощь в восстановлении и ведении БУ, составлении БО

Помощь в налоговом планировании и расчете налогов

Экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятельности

Консультирование по финансовым, правовым вопросам и т.д.

Разработка учредительных документов, инфо обслуживание и др.

№5. Принципы проведения аудита

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться:

Нормами з/д-ва

Нормами профессиональных аудиторских объединений, членом которых он является

Этическими принципами:

Независимость

Честность

Объективность

Профессиональная компетентность и добросовестность

Конфиденциальность

Профессиональное поведение

Аудиторы обязаны руководствоваться этическими нормами в «Кодексе этики аудиторов России» (принят Советом по аудиторской деятельности при Минфине от 28.08.03).

№6. Объем аудита БО и стадии аудиторской проверки

Объем аудита определяется требованиями з/д-ва, прежде всего, документами, регулирующими аудиторскую деятельность. Определение объема аудиторской проверки является предметом профессионального суждения аудитора о характере и масштабе работ, проведение которых необходимо для достижения целей аудита, и диктуется обстоятельствами проверки. Аудиторская организация должна и вправе самостоятельно принимать решение о видах, количестве и глубине проведения аудиторских процедур, затратах времени, количестве и составе специалистов, требующихся для осуществления полноценной аудиторской проверки и подготовке обоснованного аудиторского заключения.

Основными стадиями аудиторской проверки являются:

Планирование аудита

Получение аудиторских доказательств, в т.ч. использование работы др. лиц и контакты с руководством аудируемого лица, а также третьими сторонами

Документирование аудита

Обобщение выводов, формирование мнения о БО

Авторы публикации

Горина Надежда Викторовна

начальник отдела консолидированной отчетности по МСФО АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод».

Пройти аудит — нелегкое дело. Наша компания «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» в этом году прошла аудит по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) уже в пятый раз. Опыт у нас большой, но при этом значительные трудности все еще возникают. Отчетность улучшается год от года, и каждый новый аудитор привносит что-то новое и важное. К тому же международные стандарты постоянно меняются, улучшаются, появляются новые.
Чем известнее, крупнее и опытнее аудиторская компания, тем более консервативный и менее гибкий у нее подход к проверке компаний. В этом году мы работали уже с третьим аудитором. Общий подход к проведению проверки у аудиторских компаний, которые работают по стандартам МСФО (одобренным к применению на территории Российской Федерации), приблизительно одинаковый. Кто-то из них предпочитает более консервативный подход, кто-то ищет нестандартные решения и является более либеральным или прогрессивным проверяющим. Нам приходилось работать и с теми, и с другими аудиторами. Но по своему опыту могу сказать, что в большей степени аудиторы придерживаются консервативных точек зрения. И чем известнее, крупнее и опытнее аудиторская компания, тем более консервативный и менее гибкий у нее подход к проверке компаний.
СПРАВОЧНО
АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» является акционерным обществом и составляет консолидированную финансовую отчетность группы по МСФО в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».
«Уралвагонзавод» возглавляет интегрированную структуру, объединяющую около 40 промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро в России и Европе.
На протяжении многих лет он лидирует в отечественном грузовом железнодорожном машиностроении, поскольку обладает мощным техническим и интеллектуальным потенциалом.
По данным американского издания «Defence News», «Уралвагонзавод» входит в сотню крупнейших военно-промышленных комплексов мира.
Руководствуясь законом 208-ФЗ, мы, как компания с консолидированной структурой, обязаны проходить аудит консолидированной финансовой отчетности по МСФО с получением аудиторского заключения, которое должно подтверждать достоверность подготовленной консолидированной финансовой отчетности группы по МСФО за определенный период. В соответствии с международными стандартами у нас нет необходимости проводить аудит промежуточных финансовых отчетностей (в крайнем случае, при хорошей финансово-экономической ситуации, проводится обзор готовой промежуточной отчетности).
Предприятие также является эмитентом ценных бумаг, представленных в виде биржевых облигаций, размещаемых на площадке ЗАО «Фондовая биржа ММВБ», поэтому мы обязаны соблюдать дополнительные требования, установленные федеральным законодательством и Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утвержденным Приказом ФСФР России от 30.12.2014 № 454-П), и публиковать консолидированную финансовую отчетность в определенные периоды:

  • годовую — не позднее 120 дней после отчетной даты;
  • промежуточную (для нас — полугодовую отчетность) — не позднее 60 дней после отчетной даты (на данный момент нет жесткого требования по проведению аудита или аудиторского обзора промежуточной отчетности, хотя такой обзор был бы очень кстати для подтверждения правильности наших действий).

Не уложившись однажды в указанные сроки, мы заплатили большие штрафы за нарушения, поэтому в следующем году приложили все усилия, чтобы соблюсти сроки и избежать санкций. При выявлении существенных нарушений нам могли дать время на их устранение, а в случае неустранения даже возникала угроза того, что ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» вынесет решение о понижении нашего уровня листинга, что было бы крайне нежелательно и повредило бы корпорации в дальнейшей деятельности.

Строгий надзор за соблюдением вышеупомянутых законов и положений ведется несколькими органами, в том числе самой фондовой биржей ММВБ и Департаментом допуска на финансовый рынок Центрального банка Российской Федерации (Банка России). По нашему мнению, аудит и аудиторский обзор имеют очень важное значение для нормальной полноценной работы как обычного отдельного предприятия, так и группы предприятий, а в особенности такой большой и сложной машиностроительной группы, как наша.
Проаудированная консолидированная финансовая отчетность по международным стандартам пользуется большим спросом у заинтересованных в ней физических и юридических лиц, а именно у нашего руководства всех уровней, министерств и ведомств, банков, финансовых организаций и так далее.
Рассмотрим некоторые важные моменты прохождения аудиторской проверки, которые позволят быстро, эффективно и экономно преодолеть возможные трудности, получить аудиторское заключение, рекомендации, консультации и другие услуги, а главное — обрести уверенность, что деятельность предприятия ведется в соответствии с нашим законодательством и что подготовленная консолидированная финансовая отчетность достоверно отражает текущее состояние дел всей группы.

Как выбрать аудиторскую компанию для аудита по МСФО

Начнем с выбора аудиторской компании. Это дело непростое, к тому же от него зависит, как пойдет ваше дальнейшее общение, сама проверка и к каким совместным результатам вы придете.
Сейчас очень много аудиторских компаний на рынке услуг предлагают аудит по международным стандартам и данная услуга довольно востребована в стране. Однако наши многолетние запросы предложений для проведения конкурса позволили нам сделать вывод, что не все компании действительно имеют достаточно опыта и ресурсов для проведения полноценного аудита по МСФО.
У многих компаний упрощенный взгляд на соответствие стандартам, и их аудит по МСФО часто рискует стать просто некой проверкой, просмотром первичной документации. Поэтому лучше выбирать компанию из первой пятерки рейтинга компаний, работающих в сфере услуг (аудит и консалтинг) именно по МСФО.
Так как наша корпорация является акционерным обществом со 100-процентным капиталом Российский Федерации и конечной контролирующей стороной компании является Правительство Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), мы обязаны выполнять требования закона и проводить конкурс при совершении закупок, в том числе закупок услуг аудита и консалтинга. При закупке товаров, работ и услуг мы, как заказчик, руководствуемся Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере закупок товаров, работ, услуг, а также положением, которое разработано нашим предприятием для собственных нужд корпорации.
На основе сделанного запроса предложений первых пяти аудиторских компаний на рынке услуг по МСФО нами осуществляется отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», согласно требованиям Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
При выборе аудитора следует хорошо понимать, что вы хотите получить в итоге, какое качество услуги, какие консультации, в какие сроки, то есть надо ясно осознавать и обозначить конечную цель выбора для полноценного осуществления проекта. Конечно, очень важно, чтобы сложился и простой человеческий контакт как с руководством, так и с рядовым составом, потому что команде аудиторов придется очень много работать и общаться с сотрудниками предприятия — скорее всего, в очень сжатые сроки. Поэтому, на наш взгляд, важен уровень не только аудиторской компании вообще, но и уровень рядовых сотрудников команды. Они должны обладать определенным образованием, опытом и профессионализмом. Это также поможет успешно преодолеть отбор всех комиссий, в том числе и строгих закупочных комиссий государственных предприятий.
Для нас было важно, чтобы аудиторы не просто показывали нам свои знания и умения, а с пониманием относились к нашим трудам, заботам и сложным условиям, в которых работает наше предприятие. Но при этом честно и в соответствии с аудиторскими стандартами и законодательством Российской Федерации выполнили свою работу, провели все необходимые процедуры и выдали нам аудиторское заключение. В итоге мы выбрали наиболее подходящую именно нам аудиторскую компанию.
Также при выборе аудитора одним из важных вопросов является наличие у аудиторской компании достаточного количества филиалов и представительств в нашей стране, особенно в известных промышленных регионах, а также за рубежом.
Кроме проведения самого аудита по МСФО, часто возникает необходимость провести дополнительные процедуры, например оценку активов, тест на обесценение, актуарные расчеты и оценки и так далее. Для этих целей по правилам независимости аудитора невозможно использовать ресурсы выбранного аудитора. Поэтому нанимают дополнительных консультантов, которые должны защитить свою точку зрения, свои результаты и выводы перед аудитором по МСФО. И очень важно, чтобы аудитор и независимый консультант были профессионалами в равной степени, чтобы они могли между собой общаться на одном языке.
Хорошо, если выбранный аудитор обладает достаточной гибкостью в подходе и, исходя из возможностей и условий предприятия, помогает найти достойный выход из трудных ситуаций, основываясь на своем профессионализме. Иногда в процессе проведения проверки могут случаться непредвиденные ситуации. От разрешения таких ситуаций зависит очень многое: каким будет заключение независимого аудитора, цель, результат, ради которого все затевается, который является отражением текущей ситуации и реального положения дел на предприятии.
Необходима проверка возможностей аудиторской компании, профессионального опыта, опыта работы в определенной области. Для нас, например, это машиностроение.
На этапе определения стоимости аудита важно не занизить цену услуги, чтобы потом не пострадало качество. Аудитор должен обеспечить процесс ресурсами. Конечно, мы хотим видеть команду, состоящую из квалифицированных и сертифицированных кадров международного уровня, и нам не надо, чтобы проверку провели малоопытные стажеры, а менеджер просто подписал аудиторское заключение. Поэтому еще на стадии запроса коммерческого предложения надо указывать ваши требования к опыту и квалификации аудиторов, которые будут заняты в проекте. Более опытные аудиторы обычно работают эффективнее, чем стажеры, в связи с чем и работы по аудиторской проверке могут быть сделаны быстрее, что очень важно для соблюдения наших сжатых сроков публикации консолидированной финансовой отчетности.
Но завышать расценки тоже не следует, нужно реально оценивать стоимость аудиторских работ. Поэтому, изучая коммерческое предложение, целесообразно ознакомиться с нормативами аудиторской компании, запросить планируемое количество часов проверки в соответствии со ставками привлекаемых аудиторов, их статусом, опытом и квалификацией.
Как повысить качество аудита финансовой отчетности по МСФО
Из личного опыта
Чрезвычайно важно соблюдать сроки — как подготовки трансформации и консолидации, так и аудиторской проверки готовой или еще не законченной консолидированной финансовой отчетности.
Для этих целей я, как начальник отдела консолидированной отчетности по МСФО, каждый отчетный период составляю график работ с учетом наших немногочисленных кадровых ресурсов. График составляется по каждому сотруднику, по видам работ, по дням (с учетом выходных и праздничных дней, а также возможных отпусков работников).
Часто в самые пиковые моменты подготовки отчетности мы выходим на работу в выходные и праздничные дни или задерживаемся допоздна в рабочие дни. Так как на нашем предприятии существует определенная режимность работы, установленная службой безопасности предприятия, нам необходимо оформлять специальные разрешения для работы в официально не установленное время. Оформление и согласование документов и разрешений на работу и оплату сверхурочных отработанных часов занимает достаточно много времени.
Я полагаю, что многие руководители могут столкнуться с такими ситуациями, поэтому рекомендую заблаговременно подготовиться к отчетному периоду и оформить все необходимые бумаги: и сами почувствуете себя уверенней, и ваши подчиненные будут спокойно работать, не переживая и не отвлекаясь.
Я отслеживаю исполнение графика и могу сказать, что всем сотрудникам, руководителям и аудиторам это удобно: все знают, кто, что и когда должен делать. Если нужны изменения, по просьбе сотрудников я меняю график либо в процессе закрытия отчетности периода каждый сотрудник может сам перераспределить свои задания во времени по мере поступления необходимой информации.
Понимая всю важность составления плана работ, мы и от нашего аудитора требуем предоставить график проверки с указанием ответственных аудиторов. Проходя год за годом процедуру аудита, мы изобрели определенный формат плана-графика проведения работ, удобный и для нас, и для людей, находящихся на основных наших предприятиях во многих городах России. Он включает основные вопросы (аудиторские запросы на предоставление информации), имена ответственного аудитора и ответственного лица с нашей стороны, дату передачи нам запроса и ожидаемую дату получения информации, статус исполнения и комментарии. Обычно такой график обновляется ежедневно. Это способствует повышению скорости и качества работ, поскольку если возникают затруднения, то о них моментально становится известно и нам, и аудиторам, соответствующие меры для устранения сложностей принимаются своевременно. Если у вас нет ограничений на выбор и ротацию аудиторской компании, то вы можете заключать договор на проведение аудита по МСФО, например, на несколько лет. Аудитор, который провел уже хотя бы один аудит на предприятии, знает процессы и условия, в которых оно работает, гораздо лучше вновь пришедшего.
Из личного опыта
Аудитора лучше выбирать на несколько лет (как минимум на два года), особенно для таких крупных, сложных и разноплановых предприятий, как наша корпорация. Бывалый аудитор уже со второй поверки не будет тратить время на понимание и исследование деятельности предприятия, а сконцентрируется на других моментах, которых он как «новое лицо» даже не заметил бы. Все это благоприятно скажется на качестве выполняемых аудиторских работ.
Однако не стоит забывать и о ротации проверяющих аудиторских компаний. На одном из предприятий, где я раньше работала, рекомендовалось менять аудиторскую команду каждые четыре года. Это было не самое крупное добывающее предприятие. Сейчас я прихожу к выводу, что это правомерное требование, ведь аудиторы тоже люди, и у них, бывает, «глаз замыливается», особенно если они проверяют одно и то же предприятие не в первый раз. Довольно сложно одновременно проводить аудит и знакомиться с такими крупными холдингами или машиностроительными корпорациями, как наша, но и в этом случае, я полагаю, будет уместна ротация аудиторской компании каждые пять лет.
Большую помощь в работе внешнего аудитора оказывает внутренний аудит и наличие внутренних контролей на предприятии. На данный момент в нашей компании служба внутреннего аудита только создается, поэтому она пока не работает в полную силу. Это накладывает определенный отпечаток на взаимодействие с аудиторами. Мы не всегда можем оперативно и качественно ответить на правомерные запросы аудитора, а ведь проверка состояния системы внутреннего контроля и подтверждение ответственности руководства предприятия за ее правильное функционирование считается одной из самых важных областей при проведении внешней проверки. Совместная работа внутреннего и внешнего аудиторов, а именно использование внешним аудитором информации, уже полученной внутренним аудитором, всегда помогает повысить качество проводимой проверки.
Качество аудита также во многом зависит от хорошей профессиональной команды как аудиторов, так и специалистов по МСФО, работающих в отделе консолидированной отчетности по МСФО, и бухгалтеров на предприятиях (важно, чтобы на местах были люди, хотя бы знакомые с МСФО и понимающие значение аудита по международным стандартам). В нашем отделе отчетности по МСФО работают специалисты, имеющие опыт работы в крупных аудиторских компаниях, поэтому они хорошо знают, что, когда и в каком виде может потребовать и должен получить проверяющий аудитор. В то же время и в команде аудиторов хотелось бы видеть не только профессионалов, но и просто людей, интересующихся историей, жизнью и рабочими процессами проверяемого предприятия.

Как снизить стоимость аудита по МСФО

Мы уже говорили, что еще на стадии планирования аудита надо понимать, какой квалификации и сертификации аудиторы будут вас проверять. Более опытный и профессиональный аудитор работает быстрее, правильнее распределят свои силы и ресурсы и затрачивает меньше часов на аналогичные работы, чем менее опытный сотрудник. Хотя такие сотрудники стоят дороже, надо правильно оценить количество планируемых часов и сотрудников аудиторской компании, чтобы работы были проведены без лишних затрат. Возможно, надо комбинировать команду, выбирая более дешевых сотрудников на менее сложные участки проверки.

Если вы планируете, что ежегодные и промежуточные аудиты и аудиторские обзоры будет проводить одна и та же аудиторская компания на протяжении нескольких лет (хотя бы двух-трех отчетных периодов), то вы смело можете обсуждать существенное снижение стоимости услуги, потому что трудозатраты аудитора на проверку снизятся, поскольку уже на второй проверке аудитор будет хорошо знаком со спецификой и особенностями проверяемой группы предприятий. К тому же долгосрочный контракт выгоден и аудиторской компании: он обеспечивает им стабильный доход на несколько лет.
Как правило, аудиторская проверка состоит из выездной части, части проверки трансформации и консолидации, части формирования финального отчета (включая проверку и помощь в составлении описаний и раскрытий) и этапа формирования заключения. Для значительного снижения стоимости аудита можно сократить до минимума этап выездных проверок на предприятиях в городах России, где нет представительств аудиторской компании, и длительность таких командировок.
Подобное сокращение возможно только при очень слаженной работе предприятий, а точнее сказать, ответственных за предоставление информации и проведение аудиторской проверки на местах выездных проверок и в центре, в головном офисе, где также находится и главный офис аудиторов. Информация по запросам должна оперативно раскрываться, появляющиеся вопросы и необходимые пояснения — быстро, аккуратно и в надлежащем формате предоставляться в центральный офис предприятия, а затем и аудиторам.
Еще одним из способов снижения стоимости аудиторских услуг является использование собственных трудовых ресурсов либо привлечение более дешевых компаний, оказывающих аналогичные аудиторские и консультационные услуги по тем задачам, которые не могут быть решены аудиторской компанией в рамках заключенного с ними договора на оказание услуг в течение проводимой проверки на предприятиях группы.

Когда и где лучше привлекать консультантов

К консультантам обычно приходится обращаться, когда должно быть соблюдено правило независимости аудитора и аудиторская компания не может (или по каким-то причинам не хочет) оказывать дополнительные услуги, официальное независимое заключение по которым нужно для подтверждения отчетности.
Может требоваться проведение оценки активов (ОС, НМА, НИОКР, незавершенного строительства и т. д.) и обязательств по справедливой стоимости, работа с нетипичными операциями (например, объединение бизнеса), ежегодное обесценение (например, сегментов деятельности предприятия), проведение тестов на обесценение активов. А также иногда возникают сложные вопросы консолидации, как было в нашем случае.
Мы привлекали консультантов, также сотрудников аудиторской компании, для подготовки субконсолидации группы компаний, которые на отчетную дату должны были войти в нашу корпорацию. Решение о субконсолидации было принято в последние дни перед отчетной датой и до последнего момента было неясно, каким образом будет производиться учет по МСФО вновь входящей подгруппы. Поскольку сроки подготовки отчетности были сжаты и мы не обладали на тот момент достаточными ресурсами, нам пришлось в срочном порядке обращаться к консультантам для проведения такой работы.
В итоге могу сказать, что правильно проведенный аудит по международным стандартам — это не просто проверка. Это некий залог стабильности и надежности предприятия не только для владельцев и руководства, но и для внешних пользователей и потенциальных контрагентов, клиентов и финансовых институтов, а также подтверждение текущего статуса и новые возможности в деле формирования позитивного имиджа предприятия в целом как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Комментарий эксперта


Е. В. Кулага,
старший менеджер отдела методологии
аудита и контроля качества «БДО Юникон»
Отличается ли аудит отчетности по МСФО, подготовленной согласно требованиям закона 208-ФЗ, от аудита отчетности по МСФО, подготовленной компанией добровольно согласно стандартам IFRS?
Закон 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» требует, чтобы компании, которые попадают в сферу его действия, готовили консолидированную финансовую отчетность по МСФО и проводили ее обязательный аудит. Обязательный аудит, согласно закону об аудиторской деятельности, проводится в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Таким образом, пока в РФ не приняты международные стандарты аудита (до 2017 года), аудит консолидированной финансовой отчетности по МСФО, подготовленной в рамках требований закона 208-ФЗ, проводится по ФПСАД.
Что касается отчетности по МСФО, подготовленной добровольно, то ее аудит, как правило, проводится по международным стандартам аудита (МСА). ФПСАД отличаются от МСА, хотя и были разработаны на их основе. Например, отличается формат аудиторского заключения. Есть множество других, более фундаментальных различий — например, для аудита группы в международных стандартах применяется МСА 600 «Аудит групп», который отличается от аналогичного ФПСАД как минимум тем, что полную ответственность за организацию и проведение аудита и аудиторское заключение несет аудитор группы, не разделяя эту ответственность с аудиторами компонентов.
Как Вы полагаете, насколько часто компании следует менять аудитора?
В аудиторских стандартах есть требование о ротации партнера, то есть лица, ответственного за выражение мнения. Это ограждает компании от рисков «близкого знакомства» и прочих рисков, связанных с длительным проведением аудита одной и той же аудиторской командой. Если ротация партнеров действительно происходит (один раз в 5–7 лет), то, на наш взгляд, это позволяет не менять аудитора без потери качества аудита.
Каким образом и за счет чего можно сократить сроки прохождения аудита без потери качества?
Наличие сильной системы внутреннего контроля компании позволяет аудиторам провести тесты применяющихся в компании контролей, и это значительно сокращает необходимость в процедурах по существу, а значит, времени на аудит требуется меньше и качество при этом не страдает.

Добавить в «Нужное»

Обновление: 26 июля 2017 г.

Несмотря на то, что законодательство в рамках проверки достоверности финансовой отчетности организаций не требует обязательного проведения отдельного аудита налогообложения, такой вид ревизии становится все более актуальным. Связано это в основном с большими рисками доначислений в бюджет при проведении проверок налоговыми органами. Рассмотрим особенности налогового аудита.

Аудит начислений и не только

Даже для тех компаний, которые обязаны представлять заключение о достоверности своей бухгалтерской отчетности, такого рода заключение о налоговой отчетности не является необходимым. Однако налоговые риски становятся все более вероятными и ощутимыми.

Поэтому осуществление аудита налогообложения (как в рамках обязательной аудиторской проверки, так и отдельно) необходимо прежде всего компаниям, которые проводят высокорисковые в плане налоговых доначислений операции. Например, экспортно-импортные, льготируемые, не имеющие однозначного толкования в налоговом законодательстве и пр.

Проверка аудиторами правильности исчисления налоговых обязательств необходима также тем организациям, которые работают в условиях совмещения налоговых режимов.

В рамках налогового аудита могут быть выявлены не только те факты, которые привели к появлению потенциальной недоимки в бюджет, но и те, которые сформировали скрытые налоговые резервы в виде переплат. Такое может произойти, когда компания, имея право на льготу, не воспользовалась ею. Например, не применила льготу по налогу на имущество с высокоэффективным энергопотреблением или льготы, предоставленные региональным законодательством.

Цели и этапы аудиторской проверки налогообложения предприятия

В результате проверки аудиторы должны сделать вывод о том, насколько достоверной является налоговая отчетность предприятия, какие ошибки выявлены и какие меры следует принять для их устранения.

Для осуществления этой цели могут быть выделены 3 основных этапа:

  • изучение состояния налогового учета проверяемого предприятия за год или иной период;
  • оценка состояния налогового учета;
  • выработка рекомендаций по минимизации налоговых рисков.

Задачи налогового аудита

Во время осуществления названных этапов проверяющими будут выполняться следующие основные задачи:

  • проверка полноты базы налогообложения по всем уплачиваемым предприятием налогам. При этом могут быть выявлены объекты, не включенные в базу по налогу на имущество, например движимое имущество, полученное от взаимозависимых лиц, или операции, не попавшие в базу по начислению НДС, такие как безвозмездная передача имущества и пр.;
  • проверка базы налогообложения на предмет включения в нее необлагаемых операций. Например, возможно ошибочное включение предприятием в доходы по налогу на прибыль имущества, полученного на пополнение чистых активов, и т.п.;
  • проверка обоснованности применения пониженных или нулевых ставок налогов. При выполнении этой задачи аудиторы могут выявить неправомерность применения сельскохозяйственными или медицинскими организациями ставки 0% по налогу на прибыль или применение такой ставки при получении доходов вне рамок их основной деятельности (доходы от аренды, реализации основных средств, начисления процентов по займам и пр.). Также при выполнении этой задачи проверяется обоснованность применения ставки НДС 0% по экспортным операциям и т.д.;
  • обоснованность и возможность применения льгот по налогам. Здесь необходимо провести проверку с учетом положений не только федерального, но и регионального законодательства;
  • оценка рискованности учетной политики по налогообложению. В рамках этой задачи аудиторы проверят, как часто подход организации к решению той или иной налоговой проблемы отличается от точки зрения контролеров или высших арбитров. Здесь же будут рассмотрены и оценены применяемые методы оптимизации налогообложения;
  • проверка правильности составления налоговой отчетности с учетом всех выявленных фактов и предоставление рекомендаций по ее уточнению;
  • выработка рекомендаций по использованию обнаруженных налоговых резервов.

Все выводы, оценки и рекомендации будут изложены в аудиторском заключении.

Отметим, что возможен аудит правильности исчисления отдельного налога, а не всех уплачиваемых предприятием налогов в комплексе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *