Тенденции развития интернета

Тенденции развития интернета

Олег Татарников

Рунет в цифрах и фактах

Тематические предпочтения российских пользователей

Россияне подсели на онлайн-игры

В настоящее время Глобальная сеть продолжает расширяться и набирать обороты во всем мире. Развитие Интернета в России повторяет основные мировые тенденции, однако имеет и ряд отличий, характерных только для нашей страны.

Рунет в цифрах и фактах

По данным различных аналитических агентств, в настоящее время число пользователей Интернета в России приближается к 40 млн (исследователи из компании eMarketer даже прогнозируют, что к концу 2008 года Россия займет второе место в Европе по числу интернет-пользователей, а обойти сегодняшнего лидера — Германию — должна уже по итогам 2010 года, когда ее интернет-аудитория превысит 50 млн человек), что приближает нашу страну к общеевропейскому уровню использования интернет-услуг. Однако до сих пор наблюдается существенный перевес в области коммуникационных услуг в сторону Москвы и Санкт-Петербурга. Значительная разница в численности интернет-аудитории, степени доступности электронных услуг, коммерческих и социально значимых сервисов, ценовой доступности Интернета в субъектах Федерации создает немало сложностей не только для создания единого информационного пространства и обеспечения свободы доступа к информации, но и для развития электронного бизнеса. В настоящий момент наблюдается серьезное отставание российской глубинки от центра. Среди основных проблем развития интернет-сообществ в регионах аналитики отмечают недостаточно отлаженную инфраструктуру доступа, высокие цены, кадровый голод и низкий уровень подготовленности как пользователей, так и существующих электронных ресурсов (по разным данным, большинство пользователей в России (22,5 из 24%) довольствуется выходом в Интернет через dial-up и ADSL, которые в Москве и Санкт-Петербурге уже почти вытеснены более скоростными технологиями доступа).

Тем не менее у нас пока сохраняется годовой 30-процентный рост интернет-аудитории, и по текущим цифрам незаметно, чтобы он замедлялся. Более того, с увеличением доли домашних пользователей происходит удвоение, а то и утроение времени, которое люди проводят в Сети. А благодаря динамичному развитию сектора услуг по предоставлению доступа в Интернет в течение последних нескольких лет, сегодня россияне имеют гораздо больше возможностей для доступа во Всемирную сеть со своих домашних компьютеров, чем пять лет назад. Причем качество связи также обеспечивает им неограниченный просмотр web-ресурсов. Не секрет, что, в отличие от офиса (где сегодня, как правило, применяются драконовские меры по ограничению трафика), выход в Интернет из дома обеспечивает доступ к любым сайтам, не ограничивает возможности скачивания данных и не устанавливает жестких временных рамок. Именно поэтому наиболее предпочтительным местом для серфинга в Сети становится дом. По данным исследования WEB-Rating (опрос, правда, проводился исключительно в Москве и Санкт-Петербурге), среди еженедельной аудитории Интернета в возрасте 16-55 лет 70% чаще всего подключаются к сети дома и только треть — на работе. Кстати, по данным социологических опросов, примерно треть россиян заявляет о своем знании и умении пользоваться Интернетом. Причем серьезный разрыв наблюдается лишь между городским и сельским населением (здесь соотношение продвинутых пользователей примерно 2:1), в то время как разницы с точки зрения освоения Интернета между хорошо оснащенными доступом в Интернет Москвой и Санкт-Петербургом с одной стороны и другими крупными городами с другой практически нет. Это означает, что каждый год интернет-рынок может предложить бизнесменам и рекламодателям в несколько раз больше контактов, чем в предыдущем году. Действительно, подобная тенденция наблюдается на российском рекламном рынке — ежегодно вложения в Интернет практически удваиваются. А в последнее время активно развивается кроссмедийный маркетинг, когда в одном СМИ внимание переключается на другое, например дается реклама в газете, где предлагается зайти на сайт. Подобная схема активно применяется сейчас во всем мире, однако, например, в США траты на цифровой сегмент возросли за прошедший год всего на 3-4%, впрочем на традиционные СМИ они увеличились лишь на 0,3-0,5% — это самый медленный рост со времен рецессии 2001 года. Проблемы американских рекламистов Россию пока не затронули, причем в отличие от Запада у нас не ощущают серьезного оттока рекламных средств и традиционные СМИ. Так, с учетом двукратного удорожания ТВ-рекламы, связанного с вступлением в силу «ограничительных» поправок в закон «О рекламе», доля интернет-рекламы в общем объеме рынка несколько снизилась — с 3% в 2006-м до 2,5% в 2007-м, хотя в суммарном денежном выражении интернет-рынок рекламы даже превзошел ожидания, продемонстрировав рост в 97%. По-видимому, рекламщики просто не успевают загружать Рунет рекламой, и, в отличие от всего остального рекламного рынка, здесь наблюдается отрицательная медиаинфляция: скорость роста аудитории опережает скорость роста рекламных бюджетов. Сливки с Рунета спешат снять не только серьезные бренды при помощи рекламных кампаний и новых сервисов, но и спамеры. По регулярно публикуемым данным «Лаборатории Касперского», в течение 2008 года доля спама в общем объеме почтового трафика российского Интернета достигала в среднем 90%!

По прогнозам различных экспертов, суточная аудитория Интернета в России к концу 2010 года должна превысить 20 млн человек, что будет соответствовать степени проникновения по количеству пользователей на уровне 15%, а по количеству домохозяйств — 29-30%. Сейчас недельная аудитория Рунета составляет 11,8 млн человек. По данным опроса, проведенного недавно исследовательским холдингом «Ромир», так или иначе (на работе, дома или в специальных интернет-центрах и игровых клубах), но сегодня достаточно регулярно пользуется Интернетом около 30% населения. Большинство из них — жители городов-миллионников в возрасте от 18 до 34 лет с неполным высшим или высшим образованием. Почти половина пользователей Интернета выходит в Сеть каждый день. Респонденты чаще всего посещают поисковые ресурсы, сайты с музыкой, кино и литературой, новостные ленты и развлекательные сайты.

Тематические предпочтения российских пользователей

Что касается тематических предпочтений российских пользователей Интернета и наиболее популярных ресурсов, то тут исследования показывают, что безусловными лидерами по аудитории у нас являются такие порталы, как Mail.?ru и Яндекс. Аудитории этих двух сайтов сопоставимы — они идут примерно вровень по числу пользователей, попеременно получая лидерство в различных опросах, и значительно опережают все остальные ресурсы. Например, в начале 2008 года TNS Gallup Media насчитала 14,9 млн человек, хотя бы раз зашедших за месяц на сайты Mail.ru, а у Яндекса таковых оказалось 14,69 млн. Недельные аудитории Mail.ru и Яндекса (среднее количество людей, заходивших на сайт раз в неделю и чаще) составили 11,54 и 11,45 млн соответственно (аудиторию сайтов TNS Gallup измеряет, опрашивая 5 тыс. жителей городов с населением от 100 тыс. человек). Согласно данным TNS Gallup Media, по этим показателям вышеупомянутые порталы примерно вдвое превосходят Rambler, до сих пор воспринимавшийся рекламодателями как сопоставимый с ними по аудитории. Сравнима с Rambler по охвату всероссийской аудитории и социальная сеть «Одноклассники.ру».

Между тем Яндекс с конца 2007 года прочно вошел в топ-10 поисковиков планеты. Так, согласно рейтингу систем поиска в Интернете, опубликованному исследовательским агентством ComScore, за последний месяц прошлого года Яндексом воспользовалось 566 млн человек, что составляет 0,9% от общего количества поисковых запросов во всем мире. Для сравнения: абсолютным рекордсменом по количеству поисковых запросов пользователей в том же месяце стал Google — 41 млрд (62,4% от общего количества запросов), далее следует Yahoo — 8,5 млрд (12,8%), а российская интернет-компания Яндекс заняла девятое место. Эксперты считают появление Яндекса в мировом топ-10 поисковых систем закономерным еще и потому, что Россия — одна из немногих стран, где локальные игроки удерживают лидерство на интернет-рынке и не собираются уступать его мировым брендам. По различным данным, Яндекс в Рунете обслуживает более 50% национальных поисковых запросов, и поисковых компаний такого масштаба у нас больше нет. Следующей по популярности у россиян поисковой системой является общепризнанный мировой лидер Google (примерно 25% запросов), затем идет российский портал Rambler (около 20%) и замыкает четверку Yahoo (менее 5%).

Россияне подсели на онлайн-игры

Из негативных сторон всеобщей интернетизации в нашей стране можно отметить то, что серьезной проблемой многих российских пользователей Интернета становится нездоровое увлечение онлайн-играми. Так, согласно результатам опроса, проведенного исследовательским холдингом «Ромир», 12% интернет-пользователей России играют в онлайне. Большинство пользователей выбирают простые игры — покер, преферанс и «тысяча». Самая популярная в Интернете карточная игра — покер. Ею увлечены около 7% участников опроса. На втором месте по популярности — преферанс (около 5% опрошенных), на третьем — «тысяча» (чуть более 1,5% опрошенных). Чаще других играют в азартные игры в Интернете жители городов-миллионников Центрального федерального округа.

Самый посещаемый сайт среди игроков — PokerStars, где сражаются 15,6% опрошенных. Второй по посещаемости — «Абсолют Покер» (15,5% респондентов). На третьем месте — «Клаб Покер», которым пользуются 7% игроков.

Несомненно, что рынок онлайн-игр — один из самых быстрорастущих в мире. В России данное направление повторяет динамику мирового, но пока значительно уступает США, Европе и некоторым странам Азии. Тем не менее темпы роста отечественного рынка онлайн-игр высоки — около 25% в год.

Однако гораздо большую опасность в плане отрыва населения от реальной жизни представляют сегодня не простые онлайновые игры MMOG (Massive Multiplayer Online Game), а такие сложные многопользовательские ролевые виртуальные пространства, как MMORPG (Massive Multiplayer Online Roleplaying Games).

Собирая игроков со всего мира в одном виртуальном пространстве, разработчики MMORPG позволяют миллионам пользователей общаться, создавать и совершенствовать своих героев, строить виртуальные миры и выполнять различные действия. Чтобы удержать и гарантировать интерес игроков, виртуальные миры в подобных играх постоянно развиваются, дописываются новые сценарии, добавляются новые интересные возможности. Создатели игры постоянно поддерживают существование игрового мира, привлекая в него все новых и новых пользователей.

Основные проблемы, порождаемые растущей популярностью таких игр, — это прогрессирующая зависимость, которая выражается в различных психопатологических симптомах, и неспособность игрока переключаться на другие развлечения. Естественно, что никакие временные нормы, рекомендованные при работе за компьютером, при этом не соблюдаются. Так, по различным данным, средний пользователь ПК тратит на онлайновые игры от 18 до 20 часов в неделю, в то время как на игровых приставках играют в два раза меньше — 8-10 часов в неделю, а владельцы мобильных устройств тратят на игры и того меньше — 4-6 часов в неделю. И это естественно, так как в онлайновых играх симулируется живое общение, а людям гораздо интереснее состязаться друг с другом, чем с компьютером.

Среди российской аудитории наибольшей популярностью сегодня пользуются такие игры, как World of WarCraft, Lineage II и EverQuest II. Интересен и тот факт, что онлайн-игры привлекают внимание не только подростков, но и тех, кому за 30. Немало среди онлайн-игроков и женщин, которые отдают предпочтение приключенческим играм. Одна из самых популярных во всем мире приключенческих онлайн-игр World of WarCraft (разработанная в США) погружает игрока в мир фэнтези, где он борется со злом и тьмой или, напротив, выступает на стороне злых сил, совершает подвиги и прославляется. Южнокорейская игра Lineage II тоже популярна во всем мире, хотя и уступает World of WarCraft по числу пользователей. Она разработана на базе модифицированного движка от игры Unreal и демонстрирует красоту фантастического мира Аден.

Среди популярных онлайн-игр от российских разработчиков можно отметить «Сферу», созданную специалистами из компании Nikita.online. Эта российская компания, основанная в начале 90-х годов, является одним из первых российских производителей компьютерных игр и онлайн-сервисов. Сегодня онлайн-играми занимаются уже практически все производители игр, так как онлайновые игры даже с простым сюжетом и незамысловатой графикой приносят больший доход, чем офлайновые, продаваемые на дисках (синглы). Если производитель сингл-игры получает доход только от продажи диска с игрой, то доход от онлайн-игры составляют и продажа самого диска с клиентом для игры на сервере (если игра не браузерная), и продажа серверной части, и регистрация аккаунта, а кроме того, сюда часто включаются доходы от продажи дополнительных возможностей к игре.

Рейтинги тематических ресурсов домашнего и офисного секторов от компании «КОМКОН»

КомпьютерПресс 10’2008

Материал подготовлен специально для журнала Skolkovo Review

Сегодня невозможно представить нашу жизнь без Интернета и информационных технологий. Они прочно вошли в нашу жизнь, значительно упростив ее. С развитием информационных технологий нам становятся доступны новые инструменты, которые делают привычные нам процессы быстрее, удобнее, и дешевле. Однако, те изменения, которые мы сейчас видим – это только верхушка айсберга. Сетевые технологии находятся лишь в начале пути своего роста и по-настоящему большие инновации ждут нас впереди. Итак, какую эволюцию на ближайшие десятилетия можно прогнозировать уже сегодня, видя, в каком направлении идет развитие компьютерных сетей и Интернета?
1. Будет расти охват аудитории, Интернет появится в самых отдаленных местах планеты. К концу 2012 г. число пользователей Интернет по всему миру достигло 2,4 миллиард пользователей по всему миру. К 2020 г. по прогнозам Национального Научного Фонда США число пользователей Интернет возрастет до 5 млрд. Интернет станет более распределен географически. Самый большой прирост пользователей в ближайшие 10 лет будет происходить за счет жителей развивающихся стран в Африке (сейчас используют не более 7 %), Азии (около 19%) и Среднего Востока (Middle East) (около 28 %). Для сравнение в настоящее время более 72 % жителей Северной Америки используют Интернет. Этот тренд означает, что Интернет к 2020 году не только достигнет отдаленных мест по всему миру, но и будет поддерживать гораздо больше языков и не только привычную нам кодировочную систему ASCII. Российских пользователей Интернет, по данным Минкомсвязи РФ, на начало 2012 года было 70 млн. чел. По этому показателю Россия вышла на первое место в Европе и на шестое место в мире. Согласно результатам исследования агентства РБК.research, уровень проникновения Интернета в России в 2018 году превысит отметку в 80%.
2. В информационных технологиях начинается эпоха программного обеспечения. Сейчас мы переживаем этап интеллектуализации «железа», когда программное обеспечение становится важнее самого оборудования. Индустрия ПО будет расти большими темпами: в 2010г. ежегодный темп роста софта был не менее 6%, 2015 г. объемы рынка достигнут $365 млрд, четверть из которых приходится на рынок бизнес-приложений. Рынок «железа» будет сокращаться: объем рынка в 2013 г. составил $608 млрд, темп роста с 2008 по 2013 отрицательный -0,7%. До 2018 г. прогнозируется рост на 2,1 % преимущественно за счет роста рынка ПК (он будет расти на 7,5%) и периферийных устройств (принтеры, сканеры и т.д.). ХХI век – это век беспроводных технологий. Только за 2009 г. число абонентов мобильной широкополосной связи (3G, WiMAX и другие технологии высокоскоростной передачи данных) увеличилось на 85 %. К 2014 г. прогнозируют, что 2,5 млрд людей по всему миру будут использовать мобильный широкополосный доступ.

3. Увеличивается скорость передачи данных и пропускная способность. На сегодняшний день скорость передачи данных в хороших компьютерах — 40 Гбит/сек. Для примера, 4 тома романа «Война и Мир» Л.Толстого — это порядка 40 Мбит, т.е. в 1000 раз меньше! Передать эти 4 тома можно менее, чем за 1 микросекунду. Но, в ближайшем будущем можно будет передавать данные со скоростью света. Уже сегодня есть технология WiGik, которая позволяет на расстоянии нескольких километров передавать информацию со скорость 7 ГБит /сек. методом кодирования информации на физическом уровне. Так же и с пропускной способностью. Согласно данным компании Cisco, сегодня одновременно в Skype работает свыше 35 млн. пользователей, в Facebook — свыше 200 млн, каждую минуту на YouTube загружают 72 часа видео. Эксперты прогнозируют, что к 2015 г. количество устройств в сети будет в два раза выше, чем население планеты. К 2014 году около 80% этого трафика будет составлять видео трафик. Изображения и видео файлы, обмен которыми постоянно происходит во «всемирной паутине», требуют более высокой пропускной способности. И технологии будут развиваться в этом направлении. Пользователи будут общаться, и обмениваться информацией посредством видео и голоса в режиме реального времени. Все больше и больше появляется сетевых приложений, требующих взаимодействия в рольном времени.
4. Семантический WEB. Мы правомерно движемся в сторону «семантического интернета», в котором информации придается точно определенный смысл, что позволяет компьютерам «понимать» и обрабатывать ее на семантическом уровне. Сегодня компьютеры работают на синтаксическом уровне, на уровне знаков, они считывают и обрабатывают информацию по внешним признакам. Термин «семантическая паутина» был впервые введён сэром Тимом Бернерсом-Ли (один из изобретателей Всемирной паутины) в журнале «Scientific American». Семантический WEB позволит находить информацию по поиску: «Найти информацию о животных, использующих звуковую локацию, но не являющихся ни летучей мышью ни дельфином», например.
5. Новые объекты передачи. Благодаря развитию новых технологий можно будет передавать через компьютерные сети то, что раньше казалось невозможным. Например – запах. Машина анализирует молекулярный состав воздуха в одной точке и передает эти данные по сети. В другой точке сети этот молекулярный состав, т.е. запах синтезируется. Прототип подобного устройства уже выпустила американская компания Mint Foundry, называется она Olly, пока не поступила в свободную продажу. Однако, скоро мы сможем увидеть воплощение этих возможностей в повседневной жизни.
6. Интернет станет сетью вещей, а не только компьютеров. Сегодня в сети Интернет насчитывается уже свыще 700 миллионов компьютеров (по данным CIA World Factbook 2012). Каждый год у пользователя увеличивается число устройств, который выходят в сеть: компьютеры, телефоны, планшеты и т.д. Уже сегодня кол-во IP-адресов превышает количество населения Земли (IP-адреса нужны для работы бытовых приборов). С новой архитектурой компьютерных сетей наступит эра «интернета-вещей». Вещи и предметы будут взаимодействовать через сети, это откроет большие возможности для всех сфер жизнедеятельности человека. Одна из ближайших разработок – это «умная пыль» — датчики, разбросанные на большой территории, собирающие информацию. Национальный Научный Фонд США прогнозирует, что около миллиардов датчиков на зданиях, мостах, дорогах будут подключены к Интернет для таких целей, как мониторинг использования электричества, для обеспечения безопасности и т.д. В целом ожидается, что к 2020 г. количество интернет-подключенных датчиков будет на порядок больше, чем количество пользователей. В продолжение данной мысли можно привести размышления Винтона Грэя Сёрфа (американский ученый-математик, считается одним из изобретателей протокола TCP/IP, вице-президент компании Google): «Предположим, что все продукты, которые вы кладете в холодильник, снабжены специальным штрих-кодом или микрочипом так, чтобы холодильник фиксировал все, что вы поместили в него. В таком случае, находясь в университете или на работе, вы можете просматривать эту информацию со своего телефона, смотреть разные варианты рецептов, а холодильник предложил бы вам, что стоит сегодня приготовить. Если расширить эту идею, то получится приблизительно следующая картина. Вы идете в магазин, и пока вы там находитесь, у вас звонит мобильный телефон — это звонит вам холодильник, который советует, что именно стоит купить». «Умный интернет» превратит социальные сети (в том виде, что мы имеем сегодня) в социальные медиа-системы. В помещениях будут установлены камеры и различные датчики. Через собственный аккаунт можно будет кормить питомцев и запускать стиральную машину, например.
7. Роботизация общества. Уже сегодня мы знаем примеры беспилотных летающих аппаратов, пылесосов-автоматов, в Японии «работают» роботы-полицейские — все эти технологии выполняют свои функции без вмешательства человека. И с каждым годом проникновение таких машин будет только увеличиваться. Одна из нерешаемых задач в вычислительных технологиях — это проблема воссоздания компьютером мышления. Однако, можно соединить человеческий мозг с кибернетической, компьютерной системой. Вспомним фильм «Робокоп». Уже сегодня есть подобные эксперименты, когда протез ноги или руки человека присоединяют к спинному мозгу. Вспомним пример южноафриканского бегуна Оскара Писториуса, с детства лишенного обеих ног, но на соревнованиях обгоняющего абсолютно здоровых конкурентов, благодаря карбоновым протезам. По оценкам экспертов, первый такой «сверх человек», киберорганизм появится еще до 2030 года. Он будет физически совершенный, устойчивый к болезням, радиации и экстремальным температурам. И при этом у него будет мозг человека.
8. Новый статус человека в Интернете. Интернет меняет быт человека. «Всемирная паутина» становится не только площадкой для получения информации и общения, но и инструментом реализации бытовых нужд: таких как совершение покупок, оплата коммунальных услуг и др. Интернет изменил отношение человека с государством. Личное общение, персональное обращения в специальные службы будет минимизировано. Подать документы в ВУЗ, вызвать скорую, написать заявление в полицию, оформить паспорт – все это уже сегодня возможно сделать электронно. Государство и дальше будет вынуждено генерировать услуги через сеть Интернет. Уже сегодня электронный документооборот по всей стране – важнейший приоритет Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. Нужно говорить и о новом статусе человека в мире интернет-технологий. Доступ в сеть станет гражданским правом каждого человека, будет свято охраняться и контролироваться законом наряду с прочими гражданскими свободами. Это недалекое будущее. Так, меняется понятие демократии в обществе. Для волеизлияния граждан больше не нужны специальные площадки, трибуны, СМИ. В связи с этим станет и минимум анонимности. Роскоши менять пароли и заводить аккаунты под несуществующими именами, оставлять едкие комментарии под шапкой-невидимкой – скорее всего не станет. Логин/пароль для входа в сеть могут стать средством идентификации личности, а к нему будут привязаны его реальные паспортные данные. Причем, скорее всего это будет не насаждение «сверху», как попытка цензуры и контроля. А желание самого общества, потребность «снизу». Т.к. чем больше жизнь в интернете будет реальной, тем больше прозрачности захочется его пользователям. Репутация человека в жизни будет определять его репутацию и в глобальной сети, придуманных биографий не будет. Определив данные человека, сеть сама будет создавать фильтры и пропуски к доступу информацией по возрастным ограничениям, к приватной информации, к различным сервисам в соответствии с платёжеспособностью и даже социальной благонадёжностью.
9. Изменения рынка труда и сферы образования. Активное проникновение сетевых технологий и интернета приведут к изменениям на рынке труда и в сфере образования. Интернет уже превратился в глобальный и ключевой инструмент коммуникации, он все динамичнее превращается из площадки развлечений в площадку труда. Социальные сети, электронная почта, Skype, информационные ресурсы, корпоративные сайты и встроенные в компьютер программы привязывают людей не столько к конкретному офису, сколько к самому компьютеру. А тут уже не важно, откуда ты им пользуешься: с работы, из дома, с кафе или с побережья Индийского океана. Сотрудников, выполняющих свою работу дистанционно, будет все больше. И все больше будет офисов в «кармане», т.е. виртуальных предприятий, которые существуют только в Интернете. Людей, получающих образование дистанционно через новые форматы, предоставляемые сетью Интернет – тоже. Для примера, сегодня в Стэндфордском университете лекцию двух профессоров слушают одновременно 25 000 человек!
10. Интернет станет более «зеленым». Сетевые технологии потребляют слишком много энергии, объем его растет, и эксперты сходятся во мнении, что будущая архитектура компьютерных сетей должна быть более энергоэффективной. По данным Национальной лаборатории Лоренса Университета Беркли количество энергии, потребляемой глобальной сетью, в период с 2000 по 2006 год удвоилось(!). Интернет занимает 2% мирового потребления электроэнергии, что эквивалентно мощности работы 30ти атомных электростанций – 30 млрд. Вт. Тенденция к «озеленению» или «экологизации» сети Интернет будет ускоряться по мере роста цен на энергоносители.
11. Кибероружие и кибервойны. У развития интернет-технологий и возможностей компьютерных сетей есть и другая сторона медали. Начиная от киберпреступлений, связанных с увеличением в интернете электронной коммерции, до кибервойн. Киберпространство уже официально признано пятым «полем боя» (таким же как суша, море, воздушное пространство и космос). Военно-морские силы США в 2010 году даже создали кибервойска CYBERFOR, которые находятся в непосредственном подчинении у командования ВМС США. Сегодня под вирусные атаки хакеров попадают не только ПК рядовых пользователей, но и промышленные системы, управляющие автоматизированными производственными процессами. Вредоносный червь может быть использован в качестве шпионажа, а так же диверсий электростанций, аэропортов и других жизнеобеспечивающих предприятий. Так, в 2010 году компьютерный червь Stuxnet поразил ядерные объекты Ирана, отбросив атомную программу этой страны на два года назад. Применение вредоносной программы оказалось по эффективности сравнимо с полноценной военной операцией, но при отсутствии жертв среди людей. Уникальность этой программы заключалась в том, что впервые в истории кибератак вирус физически разрушил инфраструктуру. Совсем недавно, 27 марта этого года произошла крупнейшая хакерская атака в истории, которая даже снизила скорость передачи данных во всем Интернете. Мишенью атаки стала европейская компания Spamhaus, занимающаяся противодействием рассылке спама. Мощность DDoS-атак составила 300 Гбит/сек, при том, что мощности в 50 Гбит/сек хватает для того, чтобы вывести из строя инфраструктуру крупной финансовой организации. Проблема национальной безопасности – один из важнейших вопросов, стоящих на повестке дня в развитых странах. Нынешняя архитектура компьютерных сетей такую безопасность обеспечить не может. Поэтому, индустрия антивирусов/web-защиты и разработки новых технологий по обеспечению безопасности будет расти с каждым годом

12. Выход интернета и сетевых технологий в космос. Сегодня сеть Интернет носит планетарный масштаб. На повестке дня – межпланетное пространство, космический Интернет.
Международная космическая станция подключена к сети Интернет, что значительно ускоряет процессы работы и взаимодействия станции с Землей. Но обычное установление связи при помощи оптиковолоконного или простого кабеля, которое очень эффективно в земных условиях, невозможно в космосе. В частности из-за того, что невозможно применять в межпланетном пространстве обычный протокол TCP/IP (протокол — особый «язык» компьютерных сетей для «общения» друг с другом).
Исследовательские работы по созданию нового протокола, благодаря которому Интернет мог бы функционировать и на лунных станциях, и на Марсе, ведутся. Так, один из подобных протоколов называется Disruption Tolerant Networking (DTN). Компьютерные сети с этим протоколом уже были применены для связи МКС с Землей, в частности по каналам связи были отправлены фотографии солей, которые были получены в состоянии невесомости. Но эксперименты в этой сфере продолжаются.
____________
Интернет за два с лишним десятка лет его развития практически не менялся концептуально и архитектурно. С одной стороны, внедрялись новые технологии передачи данных, с другой — создавались новые сервисы, но основная концепция сети, архитектура компьютерных сетей остаются на уровне 80-х годов прошлого столетия. Перемены не только давно назрели, но и жизненно необходимы. Т.к. на основе старой архитектуры невозможны инновации. Компьютерные сети уже сегодня работают на пределе своих возможностей, и ту нагрузку, которую предстоит испытать сетям при таком активном росте, они могут просто не выдержать. Развитие и внедрение всех перечисленных тенденций возможно только после внедрения новой, более гибкой архитектуры компьютерных сетей. Во всем научном ИТ-мире это вопрос №1.
Самая перспективная на сегодня технология/архитектура компьютерных сетей, которая способна вывести из кризиса, — это технология программно-конфигурируемых сетей (softwere defined network). В 2007 году сотрудниками университета Стэнфорда и Беркли был разработан новый «язык» общения компьютерных сетей – протокол OpenFlow и новый алгоритм работы компьютерных сетей – ПКС технология. Ее основная ценность в том, что она позволяет уйти от «ручного» управления сетью. В современных сетях функции управления и передачи данных совмещены, что делает контроль и управление очень сложным. ПКС-архитектура разделяет процесс управления и процесс передачи данных. Что открывает колоссальные возможности для развития интернет-технологий, так как ПКС не в чем нас не ограничивает, выводя на первый план программное обеспечение. В России изучением ПКС занимается Центр прикладных исследований компьютерных сетей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *