Уберизация

Уберизация

отношениях и динамичное принятие актуальных решений в исследуемой отрасли приводят к росту

социально значимых показателей и минимизации угроз.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» . Режим доступа: http://www.rg.ru (дата обращения: 05.03.2016).

3. Правовой справочник . Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 13.03.2016).

5. Буянский С. Г., Азарова А. Ю. Политика по противодействию коммерческому подкупу и коррупции в кредитной организации // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики, 2015. № 11-12.

Uberize of economy Volkova K. Уберизация экономики Волкова К. М.

Волкова Ксения Максимовна / Volkova Ksenia — студент,

кафедра анализа систем и принятия решений, Институт «Высшая школа экономики и менеджмента», Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург

Аннотация: цель статьи — анализ процессов уберизации рынка, изучение основных аспектов данного процесса и его влияния на экономику в целом. В статье затронуты положительные и отрицательные аспекты уберизации, перспективы дальнейшего ее развития.

Ключевые слова: уберизация, «убер», единство бизнес-функций. Keywords: uberization, «Uber», Unity of business functions.

В течение нескольких лет сфера услуг перетерпела в мире кардинальные изменения в связи с распространением такого явления, как «экономика совместного потребления», или «уберизация». Тема «уберизации» экономики очень обширная, стратегическая, меняющая радикально само лицо экономики, поведение ее субъектов и макропараметры. В 2009 г. Г. Кэмп и Т. Каланик создали компанию, которая достаточно быстро перевернула соотношение сил на рынке такси. Приложение Uber для смартфонов была запущено в Сан-Франциско в 2010 г. Через пять лет Uber стала международной компанией, распространившей свое действие более чем в 50 странах мира, с оценочной капитализацией около $62,5 млрд. В декабре 2014 г. М. Леви, глава французской медиагруппы Publicis, во время интервью Financial Times впервые произнес слово «уберизация», которое и обозначило один из главных трендов 2015 г. Б. Тебуль, автор книги «Уберизация: разорванная экономика», раскрывает этот термин как «процесс, когда стартап при помощи цифровой платформы соединяет клиентов и предприятия» .

Таким образом, «убер», как производное «уберизации», — это сервис на определенном рынке, который координирует деятельность независимых агентов в реальном масштабе времени, основываясь, в первую очередь, на информационных и телекоммуникационных технологиях, выстроенных по единым правилам, а также руководствуясь принципами добровольности участия и взаимной выгоды. Цель его — обеспечить максимально эффективную связку «потребность-возможность» за определенное вознаграждение. Само же

вознаграждение ограничивается, во-первых, требованием очевидной полезности для участников рынка, а во-вторых — отсутствием монополии на «убер-услуги».

В целом, эффективность процесса уберизации экономики выражается, прежде всего, в том, что данный сервис :

— снижает транзакционные издержки своих клиентов путем оптимизации экономических цепочек добавленной стоимости в реальном времени, устранения непроизводительных звеньев; при этом выполняя взятые на себя процессы более эффективно, чем сам агент;

— организует единый подход ко всем участникам «убер-сервиса», балансируя интересы независимых агентов рынка;

— автоматизирует процесс, исключая участие человека.

Суть же процесса заключатся именно в правильном выделении предметной области купли-продажи и единообразном ее форматировании.

В экономике процесс уберизации актуален там, где взаимодействует значительное количество агентов, и существуют попарно стыкуемые бизнес-функции, либо в достаточной степени унифицированные и принятые обществом подходы и алгоритмы действий.

Успех уберизации в трансформации рынка определен следующими моментами:

— возможностью определения эффективных «правила исполнения бизнес-функции», которые примут большинство участников рынка;

— наличием достаточного числа активных агентов, располагающих высокой ликвидностью для каждого агента в отдельности.

Рассмотрим один из примеров уберизации в сфере такси. Созданный в России «убер» Яндекс.Такси достаточно быстро аккумулировал в себе бизнес-функции поиска клиентов, полного информирования, достижения договоренности о сделке, а также ее управления и контроля качество исполнения, увязывая их воедино.

Данный сервис только соединил через технологическую платформу водителей с пассажирами, которые смогли получить услугу быстро и в тот момент, когда она им нужна, минуя стадию поиска и выбора исполнителя.

Транзакционные издержки водителей были снижены за счет избавления от необходимости содержания структуры поиска заказов, стоимость же услуги для потребителей сформировалась на уровне средней.

По данным исследования , «Яндекс. Такси» втрое увеличил выручку в 2015 г. и насчитывает только в Москве более 15 тыс. машин. Так же в октябре компания приступила к тестированию своего сервиса в Новосибирске и Омске. Очевидно, что классическим таксопаркам совершенно необходимо менять формат работы, чтобы составить конкуренцию агрегаторам, иначе они просто исчезнут как класс. Помимо выше изложенного, данный процесс стал оказывать влияние на всю транспортную систему в целом: режимы потребления сервисов общественного транспорта, ситуацию на дорогах; на изменение поведения жителей, касающегося изменений в режимах и формате предоставления и потребления городских услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Роль государства в данной сфере — это только стимулирование и поддержание проектов такого рода, использование накопленных ими знания для управления отраслями.

Таким образом, «уберизация» экономики — это тот самый процесс проникновения информационных технологий на все рынки, который призван кардинально изменить систему экономических связей, планирования, производства и потребления. Это стратегическая перспектива.

Российское государство пока только стремительно приближается к эпохе локальных уберсистем. Данный процесс уже нельзя остановить, остается только попытаться правильно им управлять. Другим ярким примером уберизации российской экономики могут служить сервисы по доставке фермерских продуктов. Как правило, они объединяют несколько небольших фермерских хозяйств, которым не выгодно самостоятельно заниматься поиском покупателей, разработкой и контролем системы логистики, организацией приема электронных платежей и многим другим, что берет на себя агрегатор. Единственный вопрос, который может возникнуть у покупателя, — это качество предлагаемых продуктов. На сегодняшний день в России отсутствует система экологической сертификации, необходимая фермерским продуктам, поэтому предприниматели разработали собственные критерии оценки товара, которым неуклонно следуют. На сайте кооператива можно подробно прочитать про стандарты качества, но верить им или нет — собственное решение покупателя, как, впрочем, в любой бизнес-схеме, из которой исключается посредник.

Количество стартапов, работающих по принципу совместной экономики, не поддается подсчетам. Они могут навсегда изменить глобальный рынок услуг. Так, согласно исследованию JP Morgan Chase Institute, «уберизация» способна увеличить доходы граждан, работающих с данными сервисами, в среднем на 15 %.

Тотальному же распространению уберизации противятся те компании-конкуренты, которые работают по традиционной бизнес-модели, и власти. Так, директор Московского транспортного союза

Ю. Свешников считает, что агрегаторы пользуются пробелами в законодательстве для получения преимуществ на российском рынке такси. Юридически деятельность «Яндекс. Такси» и GetTaxi в сфере таксомоторных перевозок не выстроена, ответственность за качество и безопасность услуги ничем не гарантируется, при этом по факту занимаются демпингом цен на перевозки на фоне роста цен на содержание автомобилей. Крупные же таксомоторные компании, имеющие собственный парк автомобилей и вложившие огромные средства в собственные диспетчерские, несут экономические и репутационные убытки.

В результате, «уберизация» с трудом укладывается в рамки действующих законов. Так, сервис такси Uber попадает под запрет в разных странах, например, в Испании и Таиланде, так как он не несет ответственность за качество перевозок.

Сегодня создать убер-платформу возможно практически в любом сегменте экономики — тренд набирает обороты во всем мире и, по мнению многих экспертов, задает тон для формирования экономики будущего: добровольной, абсолютно рыночной, беспрецедентно открытой и работающей исключительно на системе саморегуляции, исключая ненужных посредников в лице чиновников, бюрократии и неповоротливой государственной машины. Однако не стоит забывать, что с развитием и повсеместным внедрением IT-технологий все бизнес-процессы неумолимо ускоряются. Любые инновации временны: необходимо постоянно придумывать что-то новое, чтобы шагать в ногу со временем и оставаться на плаву. Лидерство в сфере уберизации непрочно — обязательно найдется кто-то, кто сделает общение пассажира и водителя еще проще и удобнее .

Литература

1. Исследования. Раздвигая границы: результаты глобального опроса руководителей высшего звена // РБК. № 1, 2016.

2. Левин К. Убить посредников // Московский комсомолец. № 27061. 23.03.2016. С. 21-25.

3. Сарханянц К. О. Всеобщая «уберизация» // Коммерсант. № 32. 26.02.2016. С. 13.

4. Уберизация экономики // Свой бизнес. 20.10.2015. С. 16.

5. . URL: http://www.rbc.ru/business/28/12/2015, РБК, Журнал. (дата обращения: 28.12.2015).

Uber-глобальная пирамида? Смысл Убер — авантюры мирового масштаба?

Феномен компании Uber удивляет.
Понятие «Уберизация» стала нарицательным с сомнительным подтекстом.
Википедия: Уберизация или юберизация — термин, производный от названия компании Uber. Компания разработала мобильное приложение, которое позволяет потребителям подавать запросы на поездки, которые затем переадресуются водителям компании, использующим свои личные автомобили.
Термин «уберизация» относят к использованию компьютерных платформ, таких как мобильные приложения, для проведения пиринговых сделок между клиентами и поставщиками услуг, что часто позволяет отказаться от услуг традиционных плановых корпораций.
Модель отличается существенно меньшими эксплуатационными расходами по сравнению с традиционным бизнесом
Компания Убер за весь период своего существования генерирует огромные убытки, но хорошо живёт и развивается!
В чём секрет?
Похоже на «пирамиду» или «мыльный пузырь», который может скоро громко лопнуть!

Bloomberg: Uber увольняет около 400 сотрудников

Генеральный директор компании Дара Хосровшахи уведомил персонал о предстоящих сокращениях, отмечает агентство
НЬЮ-ЙОРК, 29 июля 2019. /ТАСС/. Компания Uber Advanced Technologies приняла решение об увольнении около 400 сотрудников, или порядка трети своего маркетингового управления в мире. Об этом сообщило в понедельник агентство деловых новостей Bloomberg со ссылкой на собственные источники.
По их данным, генеральный директор Uber Дара Хосровшахи в понедельник уведомил персонал компании о предстоящих сокращениях. «В настоящий момент имеется всеобщее ощущение того, что, несмотря на быстрое развитие, мы замедляемся. Такое происходит естественным путем по мере увеличения компании, однако нам нужно этим заняться, причем быстро», — приводит агентство выдержки из послания Хосровшахи по электронной почте.
Uber, которая в начала мая провела процедуру первичного размещения акций (IPO) на бирже Нью-Йорка, в отчете за первый квартал 2019 года информировала об убытках в размере $1,01 млрд. При этом ее выручка составила $3,1 млрд.
Uber — популярный онлайн-сервис автомобильных перевозок, позволяющий через приложение на мобильном телефоне воспользоваться услугами водителей частных автомобилей. Эта компания со штаб-квартирой в Сан-Франциско (штат Калифорния) была основана предпринимателями Трэвисом Калаником и Гарретом Кэмпом в 2009 году. Сейчас Uber действует в более чем 500 городах в почти 80 странах.
Uber отчитался о технической прибыли в 2018 году и операционном убытке на $3 млрд

Uber опубликовала документы для проведения IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже под тикером UBER. В них не указывается предполагаемая цена акций, что не позволяет получить оценку компании.

В качестве суммы, которую компания планирует привлечь при выходе на биржу, указано $1 млрд, однако она может увеличиться до $10 млрд, о которых ранее говорили источники Reuters. Они же предполагали, что Uber оценит себя в $90-100 млрд.

По итогам 2018 года выручка Uber составила $11,27 млрд — на 48% больше, чем годом ранее, и на 193% больше, чем в 2016 году. Из них $9,2 млрд принёс такси-сервис, остальное пришлось на сервис доставки еды Uber Eats и другие проекты. У компании 91 млн пользователей по всему миру.

Прибыль Uber в 2018 году составила $997 млн благодаря продаже активов в России и Южной Азии, однако операционный убыток составил $3,03 млрд.

Это меньше, чем в 2017 году — тогда убыток составил $4,03 млрд.

Убыточная Uber стоит $120 млрд. Почему?

Компания, собственность которой сводится к мобильному приложению, нескольким дата-центрам и офису, скоро обгонит по стоимости Ford и «Газпром».

Uber начала работать всего десять лет назад. За это время компания изменила работу такси во многих странах, стала причиной массовых протестов водителей, уронила цены на перевозки пассажиров и доставку малогабаритных грузов.

А ещё отслеживала перемещения клиентов даже при выключенном приложении и не сумела предотвратить кражу личных данных 50 миллионов пользователей. Разработанный компанией автопилот сбил женщину, управляя тестовым автомобилем, причём после анализа логов выяснилось, что он заметил человека на дороге, но решил его проигнорировать.

Компания до сих пор продолжает оставаться убыточной, при этом активнейшим образом развивается, а венчурные капиталисты продолжают исправно заносить в неё деньги. В этом году Uber собирается провести IPO, и финансовые эксперты почти единодушно оценивают капитализацию компании в $120 млрд.

United Traders — среди тех инвесторов, кто участвует в IPO Uber.

Рассказываем, почему.

Не Uber, а «уберизация»

Создатели Uber не просто стартовали новую компанию, они предложили новую модель работы. Вместо продажи товаров или услуг клиентам предлагается сервис по получению товара или услуги, и эта модель оказалась легко применима к другим рынкам.

Аренда жилья, доставка еды, доставка грузов, курьерские услуги, клиринговые сервисы и всевозможные «мужья на час» — на всех этих рынках моментально появились агрегаторы услуг, построенные по образу и подобию Uber, то есть собравшие в рамках одного мобильного приложения много клиентов и продавцов.

В ста процентах случаев появление такого сервиса-агрегатора в любой отрасли приводит к падению средней стоимости услуг за счёт уменьшения числа посредников и усиления конкуренции.

Это естественным образом вызывает недовольство участников рынка (выросло ли число счастливых таксистов в Москве за последние годы?), зато потребители довольны. Подавляющему большинству нетаксистов наплевать на рынок, зато платить приходится в разы меньше, а количество такси выросло, по ощущениям, в несколько раз.

Окей, «уберизация» и снижение цен, но компания убыточная, причём значительную часть заёмных денег она пускает на субсидии водителям, чтобы конкурирующим такси-сервисам жизнь не казалась мёдом.

Зачем инвесторы с такой настойчивостью несут деньги в Uber и почему аналитики пророчат ей вхождение в мир публичных компаний с совершенно бешеной капитализацией?

Приложение меняет города!

Через какое-то количество лет автомобили станут беспилотными.

По крайней мере, на горизонте не просматривается никаких причин, которые могли бы этому помешать.

Когда будут решены все технические и юридические вопросы, связанные с предоставлением роботам прав полноценного участника дорожного движения, то всех таксистов вежливо попросят. После чего оператору сервиса будут доставаться все деньги за перевозку пассажиров, что замечательным образом скажется на рентабельности отечественного партнёра компании.

Чтобы это произошло быстрее, нужна подготовленная городская инфраструктура, которую кто-то должен поддерживать в рабочем состоянии и модернизировать. Интуитивно кажется, что однажды Uber и «Яндекс», обладая колоссальными ресурсами, постучатся в двери московского правительства на тему «А давайте создадим отдельную организацию, которая займётся цифровизацией автотранспортной системы Москвы».

Идеальный мир

Ещё одна идея, которая просто напрашивается, чтобы её реализовали, — перевод всего парка автоматических такси на блокчейн. Прямо сейчас Uber и сотоварищи в этом не нуждаются, потому что у них и так всё замечательно, а вот когда таксисты исчезнут и встанет задача не просто организовать смешанное движение роботов и машин с живыми водителями, но сделать так, чтобы оно всё время качественно улучшалось по мере накопления статистических данных — вот тут-то лучше блокчейна и придумать ничего нельзя.

На базе него можно будет сконструировать затейливое сочетание платёжной системы, системы управления дорожным движением и, наконец, сверху нахлобучить нейросеть, которая в реальном времени будет совершенствовать алгоритмы автопилотов, тем самым улучшая качество дорожного движения.

А ещё при разработке инфраструктурного проекта город неизбежно включит в него работы по переводу на автоуправление общественного транспорта. И практически идентичные процессы рано или поздно запустятся и до неузнаваемости изменят принципы функционирования транспорта во всех регионах, где действуют такие сервис-агрегаторы.

Поэтому Uber — вовсе не служба заказа такси с помощью мобильного приложения, в силу стечения обстоятельств и грамотного маркетинга разросшаяся до совершенно неприличных масштабов.

В среднесрочной перспективе Uber вместе со своими региональными партнёрами неожиданно для многих может превратится в конгломерат компаний, управляющий городскими транспортными инфраструктурами самых разных мегаполисов мира.

А информационно-инженерные решения, которые надо будет создать в процессе реализации таких мегапроектов, найдут себе применение в других, самых разных отраслях человеческой деятельности.

После интеграции системы управления городским транспортом в другие информационные контуры, которые сейчас развиваются просто бешеными темпами, станет реальной мечта любого управленца. Руководство агломерацией сможет принимать решения, базирующиеся на достоверной статистике, собранной в реальном времени, и анализе того, что происходит на подведомственной территории.

Это будет тот самый «умный» город, многократно воспетый футурологами, вычислительная система, населённая людьми.

Итого

Финансисты, насчитавшие Uber $120 млрд капитализации, считали вовсе не количество такси и не цифры среднего чека. В эту сумму они закладывают понимание того, что сами принципы организации жизни агломераций совсем скоро изменятся до неузнаваемости, и компании, в чью зону ответственности войдёт поддержание этого безумно сложного хозяйства, будут стоить совершенно невероятных денег.

И никогда финансовые неурядицы подобным организациям грозить не будут. Хотя бы потому, что прекращение их работы будет означать выключение городов.

Так что если речь об IPO Uber — мы в деле!

Uber провел IPO с оценкой $82 млрд — в полтора раза ниже прогнозов

Сервис заказа такси Uber провел IPO на Нью-Йоркской бирже. Компания привлекла $8,1 млрд, продав 180 млн акций по $45 за каждую. Об этом говорится в сообщении Uber.

Размещение прошло почти по нижней границе ранее установленного ценового диапазона в $44-50.

Капитализация Uber составила $75,5 — чуть ниже оценки в $76 при последнем раунде финансирования год назад. При этом общая оценка компании с учетом акций ограниченного обращения составила $82,4.

Как пишет Bloomberg, прогноз был в полтора раза выше. В 2018 году банки Goldman Sachs и Morgan Stanley оценивали компанию в $120 млрд.

Торги акциями Uber начнутся 10 мая 019 в 18:00 по Москве.

Искать инвестора проще вместе с надежными сервисами из B2B-магазина.

Одной из главных причин осторожного отношения инвесторов к размещению Uber стало недавнее IPO конкурента компании — сервиса такси Lyft.

Lyft 29 марта вышел на биржу, продав акции за $79 за штуку, однако уже к следующему дню торгов их цена обвалилась на 23%.

Однако даже несмотря на оценку по нижней границе диапазона, IPO Uber вошло в тройку крупнейших в истории фондового рынка США.

Лучше выступили только Alibaba с оценкой $168 млрд в 2014 году и Facebook — $104 млрд в 2012 году.

Егор Кривошея и Екатерина Семерикова,
специалисты по исследовательской деятельности кафедры «Финансы, платежи и электронная коммерция» бизнес-школы СКОЛКОВО

В последние годы только ленивый не высказался по поводу экономики будущего. По словам одних экспертов, она будет цифровой, другие считают, что распределенной. Между тем скандинавы на своем опыте доказывают перспективность безналичных расчетов. Американские СМИ стали называть современную новую экономику «экономикой внимания», особенно в связи с американской предвыборной гонкой и победой Трампа на выборах.

Безусловно, все эти особенности, которые подчеркивает каждое название (цифровизация, sharing economy, борьба за публику), важны. Но зачастую такие заявления кажутся однобокими или узкоспециализированными, не описывающими всю картину изменений мира.

Экономика напрямую
Если попытаться оценить происходящее в новой экономике глазами независимого эксперта, все существующие характеристики сводятся к одной ключевой особенности – она станет «прямой», а прошедший 2016 год и 2017-й смогут это лишь подтвердить. Сама идея прямой экономики проста: агенты взаимодействуют без какого бы то ни было посредника. Представьте себе телеграф и современный мессенджер. Многие индустрии сегодня работают по схеме телеграфа: если клиенту нужно что-то купить, заказать, оплатить, без посредника не обойтись. Такая ситуация характерна как для индустрии финансовых услуг, так и для России в целом. Посредником может выступать и туроператор, и мобильный оператор, и представители некоторых профессий (например, PR-агенты, брокеры, гиды). По этому поводу уже писали в теории дезинтермедиации финансовых институтов, но если взглянуть на некоторые примеры из недавнего прошлого, можно увидеть закономерный тренд и более широкие эффекты этой идеи.

Кейс такси
• 1907 – конец 2000-х – эра таксопарков (посредник)
• конец 1990-х – середина 2000-х – эра «грачей» (физическая альтернатива)
• 2010-е – эра UBER’а

Индустрия «такси» зародилась в Европе в XVII веке, во времена гужевого транспорта. В те времена обходились без посредников. Чтобы предоставить услуги перевозки, достаточно было иметь лишь лошадь. С появлением автомобилей индустрия стала такой, какой ее все знали до 2010-х годов: посредник в виде таксопарка и получение обязательной лицензии для водителя. UBER и подобные сервисы, появившиеся в 2010-х годах, возвращают нас обратно в ситуацию, где таксопарк больше не нужен.

Почему посредник был лишним: раньше посредник был необходим для того, чтобы соединить клиента и того, кто может предоставить услугу (водителя). С внедрением цифровизации подобный сервис стал возможен с помощью приложения на смартфоне, заменившем физического посредника. Цена, таким образом, становится ниже, а почти вся сумма платежа за проезд достается водителю, что удовлетворяет как одну, так и другую сторону. Помимо всего прочего, развитие технологий позволяет получать данные о водителе и клиенте, тем самым повышает безопасность и создает некое «парарегулирование» внутри самого сервиса.

Результат: благодаря UBER и подобным приложениям такси стало более доступным и инклюзивным за счет простоты сервиса и снижения его стоимости. Такой способ перемещения значительно выгоднее, безопаснее и прозрачнее, чем поездка на попутке за договорную плату, которая в итоге может оказаться выше изначально заявленной. По некоторым оценкам, среднечасовой заработок водителя составляет около 188 руб. при аренде автомобиля и 300 руб. при использовании своего автомобиля.

Кейс сообщений
• физическое сообщение через гонцов/лично (физическая альтернатива)
• XVIII век – 2000-е – телеграф, который трансформировался в домашнюю, а затем в мобильную связь (посредник)
• 2010-е – эра моментальных мессенджеров. За последние 200 лет индустрия связи трансформировалась, перейдя от почтовых писем и физического общения между людьми в преимущественно моментальные онлайн-сообщения. Последние 5–10 лет индустрию формировали именно инстант-мессенджеры, такие как WhatsApp, Telegram, Viber. Это поменяло не только формат общения между людьми, но и бизнес-модели и стратегии компаний на этих рынках. Основное изменение коснулось роли посредника: вместо почтового оператора появились приложения-платформы, которые с помощью технологий связывают две стороны общения.

Почему посредник был лишним: люди предпочитают общаться напрямую. Это связано как с эмоциональными аспектами, так и с безопасностью (сообщения без шифрования можно вскрыть и прочитать). Помимо этого, скорость получения сообщений и цена (многие мессенджеры сегодня бесплатны) смогли привлечь аудиторию к сервисам прямого общения, даже несмотря на то, что онлайн-переписки часто критикуют.

Результат: сообщения теперь могут передаваться напрямую, без участия третьих лиц, быстро и безопасно, некоторые мессенджеры дают гарантию, что переписка останется в секрете между теми, кто в ней участвует. Индустрия полностью трансформирована: мессенджеры занимают большую часть рынка. По некоторым оценкам, в WhatsApp около 1 млрд активных пользователей, в Facebook Messenger – 900 млн, в QQ mobile – 853 млн, а в китайском WeChat – 697 млн.

Кейс переводов
• физическая передача денег – гонцы
• XIX век – конец 2000-х – эра компаний денежных переводов (например, Western Union) (посредник)
• 2010-е – эра межкарточных переводов.

Изменения в этой индустрии лучше всего видны в России. На конец 2015 года доля Сбербанка в общем объеме эмиссии банковских карт составила 49% (188 млн штук). В этом году благодаря активной пиар-кампании, связанной с запуском Apple Pay, рост клиентского портфеля Сбербанка, скорее всего, превысит отметку в 50%. То есть более половины пользователей карточных продуктов пользуется картами Сбербанка, перевод с помощью которых бесплатен в отличие от специализированных провайдеров услуг. Социальные сети и платежные сервисы также предоставляют более выгодные переводы по сравнению с посреднической схемой.

Почему посредник был лишним: изначально сфера расчетов не нуждалась в услугах посредников. Передавать деньги из рук в руки было удобно. Со временем необходимость оплатить товар или услугу на расстоянии изменила ситуацию, а дальнейшая глобализация потребовала создания безопасных способов перевода средств как внутри страны, так и за границу. Финансовые технологии сейчас позволяют делать переводы гораздо быстрее и дешевле с карты на карту или со счета на счет, в любую страну мира.

Результат: индустрия денежных переводов из отдельного сервиса со специализированными компаниями превращается в сервис с доступными практически каждому услугами (например, обслуживание и эмиссия платежных карт). Эффекты распространяются и на смежные индустрии, к примеру, социальные сети (переводы онлайн).

Кейс путешествий
• поиск отеля и развлечений «на месте»
• до середины 2000-х – эра туроператоров
• конец 2000-х – 2010-е – эра самостоятельного планирования через сайты-агрегаторы. Индустрия туризма появилась давно, однако первые туристические услуги были оказаны в XIX веке. С тех пор она претерпела не так много трансформаций, но все изменилось в начале XXI века: туристические операторы и отели столкнулись с новыми конкурентами – онлайн-платформами для бронирования отеля или аренды комнаты/ квартиры напрямую.

Почему посредник был лишним: в начале 2000-х турагентства испытывали огромный спрос на свои услуги, так как потребитель не умел самостоятельно бронировать отели и покупать билеты. Благодаря доступности информации о получении визы, четкому перечню необходимых документов, а также внятных условий для выезда за границу, интернету и онлайн-бронированию номеров и билетов услуги турагентств стали менее востребованы. Платформы, связывающие стороны спроса и предложения (отели, кафе, развлечения), позволяют также делиться клиентским опытом и соответствующим образом оценивать предложения по их привлекательности.

Результат: организовывать путешествия стало проще и дешевле самостоятельно, поэтому многие фирмы в индустрии туризма уходят с рынка. На их место приходят двухсторонние платформы по типу Airbnb и Booking.com, где каждый может выбрать место проведения отпуска фактически в любой стране мира. Помимо удобства для клиента, такие платформы дают возможность для заработка владельцам квартир и отелей.

На данный момент сервис по бронированию жилья оценивается в 30 млрд долларов. По стоимости он превосходит сеть отелей Marriott, что показывает завидные перспективы роста.

Кейс ритейла
• физические магазины
• онлайн-ритейл
• 2010-е – покупка напрямую у производителя / вторичная перепродажа.
Изначально в процессе купли-продажи товаров участвовали две стороны: владелец магазина и купец, который, в свою очередь, приобретал товар у производителя. Сегодня благодаря онлайн-маркетплейсам производители могут напрямую сбывать свои товары потребителю, тем самым сокращая издержки и снижая конечную цену предлагаемой продукции.

Почему посредник был лишним: спрос на услуги ритейлеров появился в первую очередь из-за необходимости экономии времени – наличие товаров в одном магазине исключает необходимость ехать в другой город/страну, чтобы купить какую-то понравившуюся вещь. Но с развитием онлайн-торговли, безналичной оплаты и логистических услуг потребность в посреднике постепенно снижается благодаря более широким возможностям выбора, высокой конкуренции по цене и качеству.

Результат: становятся популярными такие сайты, как eBay, Alibaba и другие онлайн-маркетплейсы, где люди могут быть как продавцами, так и покупателями. Электронная коммерция активно развивается, и к концу 2016 года мировой объем продаж, по некоторым оценкам, может достичь 22 трлн долларов США. По заявлению основателя Alibaba Джека Ма, к 2020 году объем продаж в Alibaba достигнет 990 млрд долларов США. Такие объемы связаны с появлением высокотехнологичных инструментов продажи, удобством, простотой, возможностью выбора, в том числе в формате С2С.

Кейс риелторов
• прямая сдача/продажа квартиры
• появление риелторов в качестве посредников
• сайты сдачи/продажи напрямую.

Первые агентства недвижимости/риелторы в России начали появляться в 1990-е годы, до этого в СССР посреднические услуги на рынке жилья могло оказывать лишь государство и только путем обмена через специальные бюро. Купить или продать квартиру человек не имел права, небольшим исключением были кооперативные квартиры. Сейчас спрос на данные услуги падает в связи с появлением онлайн-платформ для размещения и поиска жилья. Тем не менее необходимость в услугах риелторов по-прежнему существует, хотя, возможно, в меньшей степени.

Почему посредник был лишним: изначально посредник был необходим для сокращения времени продажи/покупки квартиры (так как у риелторов существует пул квартир в определенной стране/городе/районе) и исходя из безопасности (риелтор знает обе стороны – съемщика/покупателя, и арендатора/продавца). Для многих людей стоимость услуг риелтора слишком высока, поэтому онлайн-платформы, которые соединяют две стороны процесса дешевле и быстрее (например, ЦИАН или Домофонд), становятся сейчас более популярными.

Результат: экономический кризис заметно отразился на масштабах риелторского бизнеса.

По некоторым оценкам, сегодня считается приемлемой комиссия в 2%, притом что два года назад риелторы не соглашались работать менее чем за 4%. С каждым годом растет стремление потребителей продавать или снимать квартиру напрямую, сокращая ненужные издержки. Большое количество владельцев готовы сдавать квартиры в аренду, минуя посредников и размещая объявления на специализированных онлайн-площадках. В 2015 году на ЦИАН было около 500 тыс. активных объявлений. Сегодня эта цифра как минимум на 100 тыс. больше.

Плановая уберизация
В последние несколько лет компании стали чаще использовать термин «уберизация» как символ перемен в индустрии, которые влияют на их стратегии и планы. Рассмотрев вышеприведенные примеры, можно заметить, что уберизация – это в первую очередь перевод процесса с посредником в онлайн-вариант без посредника. Часть компаний этот процесс затронул в 2016 году, для остальных это вопрос ближайшей или отдаленной перспективы.

По разным причинам коммуникации между участниками разных рынков приобретают непосредственный характер. Поэтому уберизация, «выпрямление» или дезинтермедиация индустрий – это один из главных трендов ближайшего будущего, в том числе 2017 года. При этом достигаемые эффекты гораздо ощутимее, чем кажется на первый взгляд. Если уберизация окажется тотальной, то государство в лице законодателя будет общаться с населением напрямую, а не через ведомства, подобно тому, как сегодня звезды медиапространства имеют возможность общаться с поклонниками через личные аккаунты в соцсетях или вживую; как и производители, напрямую поставляющие товар клиенту.

Мир 2030: Платформы мечтателей?
Частично эффекты уберизации и прямой экономики мы описали в этом году в сценариях безналичной экономики в России-2030. Преобладание прямого взаимодействия между клиентом и структурой, отвечающей за платеж, наиболее ярко видно в двух сценариях. В первом варианте государство берет инициативу на себя и, устраняя посредника, самостоятельно предоставляет платеж клиентам. В другом случае коммерческий игрок или группа коммерческих игроков создают единую платежную платформу для того, чтобы перевести все платежи на нее, и самостоятельно предоставляют клиенту весь спектр платежных услуг. Результаты могут быть совершенно разные, но экономика «напрямую» однозначно меняет вид индустрий и формирует новые бизнес-модели, продукты и компании. Однако стоит отметить, что уберизация – это не панацея. Существует немало альтернативных вариантов построения моделей взаимоотношений с потребителями.

Одно из ключевых изменений прямой экономики – это слом существующих методов анализа. 5–10 лет назад, в эпоху посредников и сложных процессов, популярностью пользовались различные типы анализа и структурирования: от экономических теорий до бизнес- и стратегических консультантов. Сегодня наступил период, когда структурирование старыми, устоявшимися методами постепенно изживает себя, перестает работать и может скрыть от глаз управленцев важные идеи. А устаревшие экономические теории и вовсе неверно предсказывают эффекты шоков на экономику, что может привести к непредвиденным последствиям. Частично это происходит и из-за того, что экономика становится прямой. В такой экономике выигрывать начинают «мечтатели» вроде Илона Маска или Джефа Безоса, которые не боятся рисковых и иногда импульсивных решений, а также те, кто ставит перед собой большие цели и на этом строит свое конкурентное преимущество. Так, к примеру, произошло с UBER, Amazon, Telegram, WhatsApp, Airbnb, которые принимали весьма сомнительные решения на пути своего становления, но четко шли к своей мечте.

Нужна ли уберизация и прямая экономика отдельным индустриям и компаниям – это вопрос, который предстоит решить каждой компании. Но важно помнить об альтернативе и учитывать различные варианты в своих стратегиях. При любом варианте нельзя не учитывать существующего тренда на прямую экономику. Ее отличительной особенностью можно назвать некий disruptive factor, когда стандартные модели и подходы перестают работать, и конкурентное преимущество выстраивается на абсолютно других технологических принципах, необходимость которых сегодня отмечают практически все эксперты в областях экономики, финансов и управления.

Появившись в 2009 году, компания Uber не только кардинально трансформировала рынок такси, но и задала тренд для всей экономики. Перевозки, банковские услуги, недвижимость, туризм, подбор персонала — «уберизация» охватывает все новые и новые рынки.

Повсеместная цифровизация, растущая технологичность и стремление к мгновенному удовлетворению стали драйверами развития экономики по запросу: традиционные бизнес-посредники становятся позавчерашним днем, а услуга оказывается быстрее и дешевле. Клиент не хочет тратить время на ожидание и рынок удовлетворяет этот запрос с помощью различных «уберов».

Станет ли такая модель основой экономики будущего? Какие сценарии ждут бизнес-агрегаторов? Удастся ли достичь эффективного регулирования? Перспективы развития, тренды, риски и возможности экономики по запросу обсудят ведущие эксперты на бизнес-конференции 21 марта в Москве.

Программа:

Сессия 1. «Агрегаторы товаров и услуг: векторы развития в России»

Вопросы для обсуждения:

  • Экономика будущего — экономика по запросу?
  • Консолидация бизнес-агрегаторов: опыт российских рынков
  • Без посредников: траектории развития ритейла в условиях цифровой экономики
  • Уберизация ипотеки: как переход в онлайн изменит банковскую сферу
  • Трендсеттеры: будущее пассажирских перевозок
  • Уберизация грузоперевозок: новый виток развития логистики?
  • Агрегаторы на рынке подбора персонала: вместо HR-специалистов или вместе с ними?
  • Региональная локализация как фактор успешного развития бизнеса

Сессия 2. «Экономика по запросу: правовое регулирование»

Вопросы для обсуждения:

  • Защита прав потребителей в интернете: первый опыт регулирования
  • Агрегаторы товаров и услуг — на чьей стороне закон?
  • Маркетплейсы и право: последствия внесения поправок в закон о защите прав потребителей
  • Регулирование агрегаторов в РФ в контексте странового опыта
  • Законопроект об агрегаторах такси: перспективы госрегулирования отрасли
  • Защита пользователей: острые вопросы — опыт рынка такси

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *