Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета могут применять

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета могут применять

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (упрощенный бухгалтерский учет), включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять следующие экономические субъекты:

1) субъекты малого предпринимательства;

2) некоммерческие организации;

3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Организация бухгалтерского учета в упрощенной форме

Возможность ведения бухгалтерского учета в упрощенной форме необходимо закрепить в учетной политике организации. Кроме того, в учетной политике организации следует закрепить: рабочий план счетов бухгалтерского учета, применяемые формы первичных учетных документов, порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств, правила документооборота и технологию обработки учетной информации, порядок контроля за хозяйственными операциями.

Также следует разработать способы и методы ведения бухгалтерского учета в упрощенной форме.

Упрощенный план счетов

Организации вправе сократить количество синтетических счетов бухгалтерского учета, закрепив данное положение в учетной политике в виде рабочего плана счетов бухгалтерского учета:

в) готовую продукцию и товары можно учитывать на счете 41 «Товары» (вместо счетов 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция»);

г) дебиторскую и кредиторскую задолженность можно учитывать обобщенно на счете счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (вместо счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты»).

Регистры бухгалтерского учета

Упрощенную форму бухгалтерского учета можно применять с ограниченным перечнем бухгалтерских регистров.

Методы учета доходов и расходов

Организация может принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов.

Кассовый метод означает признание доходов (выручки) и расходов по мере поступления денежных средств от покупателей и заказчиков, по мере оплаты (погашения задолженности) за приобретенные товары, работы, услуги.

Кассовый метод можно рекомендовать организациям, применяющим специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН).

Если же организация применяет общий режим налогообложения, то применять кассовый метод нецелесообразно, так как в этом случае правила признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете будут существенно различаться.

Перечень ПБУ, которые организация вправе не применять

Организация вправе отказаться от применения отдельных ПБУ:

Наименование ПБУ Норма ПБУ От чего освобождается организация
1 2 3
ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» Пункт 3 Может не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.)
ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» Пункт 2.1 Может признавать доходы и расходы по договору строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» Пункт 2 Может отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов. То есть можно не учитывать постоянные и отложенные налоговые активы и обязательства.
ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» Пункт 3.1 Может не формировать и не раскрывать информацию о прекращаемой деятельности.
ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» Пункт 3 Может не формировать и не раскрывать информацию о связанных сторонах.
ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» Пункт 2 Может не формировать информацию по сегментам и не раскрывать ее в отчетности.

При этом следует учитывать, что резерв по сомнительным долгам организации создавать все равно необходимо, поскольку это требование установлено не ПБУ 8/2010, а п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Льготы при применении отдельных ПБУ

Помимо того что организации могут не применять некоторые ПБУ в целом, для таких компаний есть льготы при применении норм иных стандартов бухгалтерского учета:

Наименование ПБУ

Норма ПБУ

От чего освобождается организация

1 2 3
ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» Пункт 19 Вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется.
ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» Подпункт 2 п. 9 Может исправлять любые ошибки в бухучете, выявленные после утверждения отчетности за год, в котором допущена ошибка, как несущественные.
То есть все ошибки будут исправляться за счет прочих доходов и расходов с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы».
ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» Пункт 7 Может учитывать проценты по любым займам, в том числе полученным для покупки инвестиционных активов, как прочие расходы.

ТИПОВАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ НА УСН C ОБЪЕКТОМ ДОХОДЫ МИНУС РАСХОДЫ (НА ПРИМЕРЕ УСЛУГ, В ТОМ ЧИСЛЕ ТРАНСПОРТНЫХ)

Специфика отрасли, в которой организация осуществляет деятельность, сказывается на применяемом ею порядке ведения бухгалтерского и налогового учета. Это вполне объяснимо, поскольку себестоимость продукции (работ, услуг) зависит от состава затрат, определяемого видом деятельности экономического субъекта. Не являются исключением и организации, оказывающие услуги, в том числе транспортные.
Вести бухгалтерский и налоговый учет в транспортной организации без наличия учетной политики невозможно, ведь именно в этом документе компания закрепляет применяемые ею методы учетной работы, наиболее отвечающие ее интересам.
Итак, формирование себестоимости готового продукта зависит от состава затрат, совокупность которых экономический субъект определяет самостоятельно в зависимости от вида осуществляемой им деятельности.
Особенностью организаций, оказывающих транспортные услуги, является то, что основным видом их активов являются, конечно же, транспортные средства, учитываемые в составе основных средств, стоимость которых, как известно, погашается посредством начисления амортизации. Кроме того, значительный объем в составе затрат указанных фирм занимают расходы на горюче-смазочные материалы и шины. От правильной организации учета указанного имущества зависит не только эффективная работа транспортной компании, но и ее финансовое благополучие. Наряду с другими основными элементами учетной политики, порядок учета названных активов организация закрепляет в своем внутреннем документе — в учетной политике организации, которой она руководствуется в течение года при ведении учетных процессов в части бухгалтерского и налогового учета.

Применение УСН

Сегодня многие транспортные компании применяют упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), регулируемую главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). УСН является добровольным налоговым режимом, применять который могут организации и предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном названной главой НК РФ (пункт 1 статьи 346.12 НК РФ).
Как правило, транспортные компании выбирают объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», что позволяет им при исчислении налога учитывать расходы, а значит законным образом снижать свои налоговые обязательства.
В то же время применять УСН могут лишь автотранспортные организации, так как возможность использования «упрощенки» организациями, осуществляющими железнодорожные, речные и авиаперевозки, с учетом ограничения стоимости основных средств, является практически формальной.
Напомним, что не вправе применять УСН организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 млн. руб. Причем в целях проверки данного ограничения учитываются основные средства, подлежащие амортизации и признаваемые амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ (подпункт 16 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ).
В статье мы рассмотрим типовую учетную политику автотранспортной организации, использующей УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», имеющей статус субъекта малого предпринимательства.

Бухгалтерский учет

Как Вы знаете, организации, применяющие УСН, в общем порядке ведут бухгалтерский учет и сдают бухгалтерскую (финансовую) отчетность, на что указывает статья 6 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ). Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в Письме Минфина России от 27.02.2015 г. N 03-11-06/2/10013.
Мы не случайно заострили Ваше внимание на том, что наша автотранспортная организация относится к субъектам малого предпринимательства. Дело в том, что организациям, обладающим этим статусом, Закон N 402-ФЗ предоставляет право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее — УСВБУ).
Круг лиц, имеющих право применения УСВБУ, определен пунктами 4 и 5 статьи 6 Закона N 402-ФЗ. Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства (далее — СМП) установлены статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета определяются соответствующим федеральным стандартом бухгалтерского учета (далее — ФСБУ) (подпункт 10 пункта 3 статьи 21 Закона N 402-ФЗ). Между тем, такой стандарт учета Минфином России еще не утвержден.
Минфином России на сегодня утверждено 18 стандартов для организаций бюджетной сферы, которые теперь официально именуются федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов.
Для обычных организаций утверждены ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» (Приказ Минфина России от 16.10.2018 г. N 208н), обязательное применение которого начнется с 2022 года, а также ФСБУ 5/2019 «Запасы» (Приказ Минфина России от 15.11.2019 г. N 180н), который применяется, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.
Остальные ФСБУ, предусмотренные Программой разработки ФСБУ на 2019-2021 гг., утвержденной Приказом Минфина России от 05.06.2019 г. N 83н, находятся на этапе разработки или носят статус проектов ФСБУ, с текстами которых можно ознакомиться в Интернете.
Пока обычные организации, руководствуясь статьей 30 Закона N 402-ФЗ, вместо ФСБУ применяют действующие на территории России положения по бухгалтерскому учету (далее — ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 г. по 01.01.2013 г., причем эти ПБУ признаются для целей Закона N 402-ФЗ федеральными стандартами бухгалтерского учета. Помимо этого, Минфин России и ЦБ РФ до утверждения ФСБУ, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, вправе вносить изменения, обусловленные изменением законодательства Российской Федерации, в «старые» правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные ими до 01.01.2013 г.
Для справки: полный перечень действующих ПБУ, приравненных к ФСБУ, приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 г. N ИС-учет-8 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».
Отдельного ПБУ, посвященного упрощенным способам ведения учета нет, но действующие ПБУ, приравненные к ФСБУ, содержат ряд положений, позволяющих организациям, обладающим правом применения УСВБУ, упрощать ведение бухгалтерского учета.

Главная — Статьи

Единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон N 129-ФЗ), который распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона N 129-ФЗ объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

— формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации), а также внешним (инвесторам, кредиторам) и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

— обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

— предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Цель бухгалтерского учета заключается в составлении и представлении сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский учет согласно ст. 8 Федерального закона N 129-ФЗ должен вестись организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом ведется бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в валюте Российской Федерации (в рублях) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией в соответствии со ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ, должны оформляться оправдательными документами. Они служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ составляется в момент совершения операции (на бумажных и машинных носителях информации), а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания. Следует помнить, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать реквизиты, прямо перечисленные в п. 2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ.

Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, предназначены регистры бухгалтерского учета (ст. 10 Федерального закона N 129-ФЗ), которые ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях. Хозяйственные операции в регистрах бухгалтерского учета должны отражаться в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

На основании ст. 13 Федерального закона N 129-ФЗ организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность, которая состоит из:

— бухгалтерского баланса;

— отчета о прибылях и убытках;

— приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

— аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

— пояснительной записки.

Также организации, согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, а также ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации (ст. 6, п. 3 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ).

При этом руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы:

— учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

— ввести в штат должность бухгалтера;

— передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

— вести бухгалтерский учет лично.

Как правило, руководитель организации формирует бухгалтерскую службу в виде структурного подразделения, возглавляемого главным бухгалтером, поэтому ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер (см. ст. 7 Федерального закона N 129-ФЗ).

Если организация уклоняется от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, то в соответствии со ст. 18 Федерального закона N 129-ФЗ и главный бухгалтер, и руководитель организации привлекаются к административной или уголовной ответственности согласно законодательству Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение законодательства в области налогов и сборов предусмотрена гл. 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг» Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Согласно ст. 15.11 КоАП РФ грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб. При этом под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

— искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;

— искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

В силу п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о привлечении должностного лица организации к административной ответственности необходимо руководствоваться положениями п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 7 Федерального закона N 129-ФЗ, в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер — при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) — за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Подобные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 23.10.2008 N 03-02-08/20.

В случае непредставления в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказа от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно в случае представления таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде согласно п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ с должностных лиц взыскивается штраф в размере от 300 до 500 руб.

При этом следует обратить внимание на то, что лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Об этом сказано, например, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.03.2009 N А19-11265/08-28-Ф02-923/09 по делу N А19-11265/08-28, в котором суд ссылается на п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ.

Таким образом, нельзя подвергнуть наказанию должностное лицо за уклонение от ведения бухгалтерского учета, если его вина не доказана.

К уголовной ответственности должностные лица привлекаются на основании ст. 199 Уголовного кодекса РФ (УК РФ), но при условии, что данными лицами совершено уклонение от уплаты налогов и сборов в крупном или особо крупном размере.

Причем уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается альтернативно:

— штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;

— арестом на срок от 4 до 6 мес.;

— лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если это же деяние совершено группой лиц по предварительному сговору (например, сговор главного бухгалтера с другими работниками бухгалтерии или с руководителем организации) в особо крупном размере, то наказывается также альтернативно:

— штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

— лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Обязательными признаками простого и квалифицированного состава данного преступления является крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов, определяемый согласно примечаниям к этой статье УК РФ.

Федеральным законом от 29.12.2009 N 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» воплощены в жизнь поправки в рассматриваемую нами статью УК РФ, они касаются увеличения размера неуплаченной суммы налогов и сборов, влекущего уголовную ответственность налогоплательщиков.

Так, крупным размером теперь признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн руб. Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 млн руб.

Под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов следует понимать умышленные деяния должностных лиц, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.

Исходя из того что в соответствии с положениями налогового законодательства срок представления налоговой декларации и сроки уплаты налога (сбора) могут не совпадать, моментом окончания преступления следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством.

Обратите внимание! За неведение бухгалтерского учета организации несут еще и налоговую ответственность.

Так, в случае непредставления в налоговый орган организацией бухгалтерской отчетности в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (НК РФ) к ней может быть применена мера ответственности, установленная п. 1 ст. 126 НК РФ. На это указывает Минфин России в Письме от 29.10.2008 N 03-02-07/1-436. Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок организацией (налогоплательщиком) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Кроме того, за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения ст. 120 НК РФ предусмотрено взыскание штрафа в размере:

— 5000 руб., если эти деяния совершены в течение одного налогового периода;

— 15 000 руб., если же эти правонарушения были совершены в течение более одного налогового периода;

— в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб., если представленные ранее нарушения повлекли занижение налоговой базы.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета; систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений организации.

Компании и предприниматели, применяющие упрощенную систему, вправе учитывать расходы на приобретение канцтоваров

27.02.2018Российский налоговый портал

В этой статье мы расскажем вам о том, как учитывать поступающие материалы, какие делать проводки, если компания работает на УСН (Доходы минус расходы).

Рассмотрим на примере: компания занимается небольшим производством (упаковочный материал) и применяет упрощенную систему налогообложения (Доходы минус расходы). Для своей работы она приобретает у поставщиков бумагу, картон, краску, а также канцелярские товары для офиса. Как правильно учесть данные расходы при расчете налоговой базы?

Сразу стоит отметить, что компания вправе принять материалы в расходную часть и отразить их в Книге учета ДиР только после полной оплаты за них. Например, поставщик в декабре 2017 года доставил картон на общую сумму 48 000 рублей. Компания оплатила поставщику только в январе 2018 года. Значит, расход по покупке картона будет отражаться в КУДиР за 2018 год (в первом квартале 2018 года).

При этом картон мог быть отпущен в производство в том же декабре 2017 года, чтобы не прекращался производственный процесс.

Получается, что в бухгалтерском учете у нас будут следующие проводки:

1. Дебет 10 Кредит 60 — 48 000 рублей — декабрь 2017 года,

2. Дебет 20 Кредит 10 — 48 000 рублей — декабрь 2017 года,

3. Дебет 60 Кредит 51 — 48 000 рублей — январь 2018 года.

В бухгалтерском учете у нас отправка материала в производство была осуществлена в декабре 2017 года. Но для налогового учета мы покажем расходы на приобретение картона только в январе 2018 года. Вывод: в Книге учета доходов и расходов за 2017 год не будет расхода в сумме 48 000 рублей, потому что оплата была произведена только в 2018 году.

А что делать, если оплата за картон была произведена в декабре 2017 года, а поставщик привез материал в январе 2018 года? В данном случае мы имеем дело с предоплатой.

в бухгалтерском учете у нас будут следующие проводки:

1. Дебет 60 Кредит 51 — 48 000 рублей — декабрь 2017 года.

2. Дебет 10 Кредит 60 — 48 000 рублей — январь 2018 года,

3. Дебет 20 Кредит 10 — 48 000 рублей -январь 2018 года,

В бухгалтерском учете у нас отправка материала в производство была осуществлена в январе 2018 года. Для налогового учета мы покажем расходы на приобретение картона тоже в январе 2018 года.

Вывод: в Книге учета доходов и расходов за 2017 год не будет расхода в сумме 48 000 рублей, потому что доставка была произведена только в 2018 году.

Итак, для того, чтобы материал был принят в расходную часть, необходимо соблюдение двух условий: сам материал к вам поступил и за материал вы заплатили деньги поставщику.

По такому же порядку ведется учет и канцелярских товаров, приобретение офисной техники. Разница будет только в номере бухгалтерского счета. Если вы производственная компания, как в нашем примере, тогда офисные принадлежности (канцтовары) вы будете принимать в бухгалтерском учета на 26 счет.

Например, вы купили стулья на сумму 15 000 рублей и бумагу А4 для принтера на сумму 1500 рублей. Вы сделаете проводки:

Дебет 26 Кредит 60 на сумму 1500 + 15000 = 16 500 рублей.

Если поставщику была произведена оплата через банк, тогда будет вторая проводка:

Дебет 60 Кредит 51 на сумму 16 500 рублей.

Если товар был приобретен за наличные (сотрудник взял деньги в подотчет), тогда сделаем следующие проводки:

Дебет 26 Кредит 71 на сумму 16 500 рублей.

Как можно заметить, ни в примере с приобретением картона, ни в примере с канцтоварами, мы нигде не выделяем входящую сумму НДС. Нам этого делать не надо, потому что компания работает на УСН.

Сумма НДС, которая у поставщика в документе выделена отдельно (если поставщик работает на общепринятой системе налогообложения) входит в стоимость материала. Как мы знаем, для входящего НДС предусмотрен счет 19, но его при УСН не надо отдельно вести, выделяя входящую сумму налога.

Подписка Разместить:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *