Ван гог творчество

Ван гог творчество

Биография

Винсент Ван Гог – нидерландский художник, один из ярчайших представителей постимпрессионизма. Много и плодотворно работал: в течение десяти с небольшим лет создал такое количество произведений, какого не было ни у одного из известных живописцев. Писал портреты и автопортреты, пейзажи и натюрморты, кипарисы, пшеничные поля и подсолнухи.

Родился художник около южной границы Нидерландов в деревушке Грот-Зюндерт. Это событие в семье пастора Теодора ван Гога и его жены Анны Корнелии Карбентус произошло 30 марта 1853 г. Всего в семье Ван Гогов было шестеро детей. Младший брат Тео на протяжении всей жизни помогал Винсенту, принимал активное участие в его непростой судьбе.

Винсент Ван Гог

В семье Винсент был трудным, непослушным ребенком с некоторыми странностями, поэтому его часто наказывали. Вне дома, наоборот, выглядел задумчивым, серьезным и тихим. С детьми он почти не играл. Односельчане считали его скромным, милым, дружелюбным и сострадательным ребенком. В 7 лет его отдают в деревенскую школу, спустя год забирают оттуда и учат дома, осенью 1864 г. мальчика отвозят в школу-интернат в Зевенберген.

Отъезд ранит душу мальчика и причиняет ему много страданий. В 1866 г. его переводят в другой интернат. Винсенту хорошо даются языки, здесь же он получает и первые навыки рисования. В 1868-м посреди учебного года он бросает школу и уезжает домой. Его образование на этом заканчивается. О своем детстве он вспоминает как о чем-то холодном и мрачном.

Винсент Ван Гог в детстве

Традиционно поколения Ван Гогов реализовали себя в двух сферах деятельности: торговле картинами и церковной деятельности. Винсент попробует себя и в качестве проповедника, и в качестве торговца, отдавая работе всего себя. Добившись определенных успехов, он отказывается от того и другого, освящая свою жизнь и всего себя живописи.

Начало карьеры

В 1868 г. пятнадцатилетний юноша поступает в филиал художественной фирмы «Гупиль и Ко» в Гааге. За хорошую работу и любознательность его направляют в лондонский филиал. За два года, которые Винсент пробыл в Лондоне, он становится настоящим коммерсантом и знатоком гравюр английских мастеров, цитирует Диккенса и Элиота, в нем появляется лоск. Ван Гога ожидает перспектива блестящего комиссионера центрального отделения «Гупиля» в Париже, куда он должен был переехать.

Страницы из книги писем к брату Тео

В 1875 году произошли события, изменившие его жизнь. В письме к Тео свое состояние он называет «болезненным одиночеством». Исследователи биографии художника предполагают, что причина такого состояния в отвергнутой любви. Кто был объектом этой любви, точно не известно. Возможно, что данная версия ошибочна. Изменить ситуацию не помог и перевод в Париж. Он охладел к «Гупилю» и был уволен.

Теология и миссионерская деятельность

В поисках себя Винсент утверждается в своем религиозном предназначении. В 1877 г. переезжает к дяде Иоганнесу в Амстердам и готовится к поступлению на факультет теологии. В учебе он разочаровывается, бросает занятия и уезжает. Желание служить людям приводит его в миссионерскую школу. В 1879-м он получает должность проповедника в Ваме на юге Бельгии.

Винсент ван Гог. Автопортрет

Преподает в шахтерском центре в Боринаже Закон Божий, помогает семьям шахтеров, посещает больных, обучает детей, читает проповеди, для заработка рисует карты Палестины. Сам живет в жалкой лачуге, питается водой и хлебом, спит на полу, истязая себя физически. Кроме того, он помогает рабочим отстаивать свои права.

Местные власти снимают его с должности, так как не приемлют бурной деятельности и крайностей. В этот период он много рисует шахтеров, их жен и детей.

Становление художника

Чтобы уйти от депрессии, связанной с событиями в Патюраже, Ван Гог обращается к живописи. Брат Тео оказывает ему поддержку, и он посещает Академию изящных искусств. Но уже через год бросает учебу и едет к родителям, продолжая заниматься самостоятельно.

Снова влюбляется. На этот раз в свою кузину. Его чувства не находят ответа, но он продолжает ухаживания, чем вызывает раздражение родных, которые попросили его уехать. Из-за нового потрясения он отказывается от личной жизни, уезжает в Гаагу, чтобы заняться живописью. Здесь он берет уроки у Антона Мауве, много работает, наблюдает за городской жизнью, преимущественно в бедных кварталах. Изучает «Курс обучения рисунку» Шарля Барга, копирует литографии. Осваивает смешивание различных техник на холсте, добиваясь в работах интересных цветовых оттенков.

Винсент ван Гог. Автопортрет

Еще раз пытается создать семью с беременной уличной женщиной, с которой он знакомится на улице. Женщина с детьми переезжает к нему и становится для художника моделью. Из-за этого ссорится с родственниками и друзьями. Сам Винсент чувствует себя счастливым, но недолго. Тяжелый характер сожительницы превратил его жизнь в кошмар, и они расстались.

Художник отправляется в провинцию Дренте на север Нидерландов, живет в хижине, которую он оборудовал под мастерскую, пишет пейзажи, крестьян, сцены из их труда и быта. Ранние работы Ван Гога, с оговорками, но можно назвать реалистичными. Отсутствие академического образования сказалось на его рисунке, в неточности изображении фигур людей.

Картина «Едоки картофеля”

Из Дрента он переезжает к родителям в Нюэнен, много рисует. В этот период были созданы сотни рисунков и полотен. Одновременно с творчеством занимается живописью с учениками, много читает и берет уроки музыки. Тематика работ голландского периода – простые люди и сцены, написанные в экспрессивной манере с преобладанием темной палитры, мрачных и глухих тонов. К шедеврам этого периода относится картина «Едоки картофеля» (1885 г.), изображающая сцену из жизни крестьян.

Парижский период

После долгих раздумий Винсент принимает решение жить и творить в Париже, куда переезжает в конце февраля 1886 г. Здесь он встречается с братом Тео, дослужившимся до директора художественной галереи. Художественная жизнь французской столицы этого периода бьет ключом.

Значительным событием становится выставка импрессионистов на улице Лафит. Впервые там выставляются Синьяк и Сера, возглавившие движение постимпрессионизма, ознаменовавшее завершающий этап импрессионизма. Импрессионизм – революция в искусстве, изменившая подход к живописи, вытеснившая академическую технику и сюжеты. Во главу угла ставится первое впечатление, чистые цвета, предпочтение отдается живописи на пленэре.

В Париже Ван Гога опекает брат Тео, поселяет его в своем доме, знакомит с художниками. В мастерской художника-традиционалиста Фернана Кормона он знакомится с Тулуз-Лотреком, Эмилем Бернаром и Луи Анкетеном. Огромное впечатление на него производит живопись импрессионистов и постимпрессионистов. В Париже он пристрастился к абсенту и даже пишет на эту тему натюрморт.

Картина «Натюрморт с абсентом»

Парижский период (1886-1888 гг) оказался наиболее плодотворным, коллекция его работ пополнилась 230 полотнами. Это было время поиска техники, изучения новаторских тенденций современной живописи. У него формируется новый взгляд на живопись. Реалистический подход сменяется новой манерой, тяготеющей к импрессионизму и постимпрессионизму, что отражается в его натюрмортах с цветами и пейзажах.

Брат знакомит его с самыми яркими представителями этого направления: Камилем Писсарро, Клодом Моне, Пьером-Огюстом Ренуаром и другими. Со своими друзьями художниками часто выходит на пленэр. Его палитра постепенно светлеет, становится ярче, а со временем превращается в буйство красок, характерное для его творчества последних лет.

Фрагмент картины «Агостина Сегатори в кафе”

В Париже Ван Гог много общается, посещает те же места, куда ходят его братья. В «Тамбурин» он даже заводит небольшой роман с его хозяйкой Агостиной Сегатори, которая когда-то позировала Дега. С нее он пишет портрет за столиком в кафе и несколько работ в стиле «ню”. Еще одним местом встречи стала лавочка папаши Танги, где продавались краски и другие материалы для художников. Здесь, как и во многих других подобных заведениях, художники выставляли свои работы.

Формируется группа Малых бульваров, в которую входит Ван Гог и его товарищи, не достигшие таких высот, как мастера Больших бульваров – более знаменитые и признанные. Дух соперничества и напряжение, царившие в парижском обществе того времени, для импульсивного и бескомпромиссного художника становятся невыносимыми. Он вступает в споры, ссорится и принимает решение уехать из столицы.

Отрубленное ухо

В феврале 1888 г. он отправляется в Прованс и привязывается к нему всей душой. Тео спонсирует брата, посылая ему 250 франков в месяц. В благодарность Винсент отсылает брату свои картины. Снимает четыре комнаты в гостинице, питается в кафе, владельцы которого становятся его друзьями и позируют для картин.

С приходом весны художника пленяют пронизанные южным солнцем, цветущие деревья. Он в восторге от ярких красок и прозрачности воздуха. Идеи импрессионизма постепенно уходят, но остается верность светлой палитре и живописи на пленэре. В работах преобладает желтый цвет, приобретающий особое сияние, идущее из глубины.

Винсент Ван Гог. Автопортрет с отрубленным ухом

Чтобы работать ночью на пленэре, закрепляет на шляпе и этюднике свечи, освещая таким способом свое рабочее место. Именно так были написаны его картины «Звездная ночь над Роной» и «Ночное кафе». Важным событием становится приезд Поля Гогена, которого Винсент неоднократно приглашал в Арль. Восторженное и плодотворное совместное проживание заканчивается ссорой и разрывом. Уверенный в себе, педантичный Гоген был полной противоположностью несобранному и беспокойному Ван Гогу.

Эпилогом этой истории становится бурное выяснение отношений перед Рождеством 1888 года, когда Винсент отрубил себе ухо. Гоген, испугавшись, что напасть собираются на него, скрылся в гостинице. Винсент завернул окровавленную мочку уха в бумагу и отправил ее их общей знакомой – проститутке Рашель. В луже крови его обнаружил друг Рулен. Рана быстро заживает, но душевное здоровье вновь возвращает его на больничную койку.

Смерть

Жители Арля начинают опасаться непохожего на них горожанина. В 1889 г. они пишут петицию с требованием избавить их от «рыжего безумца». Винсент осознает опасность своего состояния и добровольно отправляется в лечебницу Святого Павла Мавзолийского в Сен-Реми. Во время лечения ему разрешают писать на улице под присмотром медперсонала. Так появились его работы с характерными волнообразными линиями и завихрениями («Звездная ночь», «Дорога с кипарисами и звездой» и др.).

Картина «Звездная ночь”

В Сен-Реми периоды бурной активности сменяются длительными перерывами, вызванными депрессией. В момент одного из кризисов он глотает краски. Несмотря на участившиеся обострения болезни, брат Тео способствует его участию в сентябрьском Салоне Независимых в Париже. В январе 1890-го Винсент выставляет «Красные виноградники в Арле» и продает их за четыреста франков, что составляет довольно приличную сумму. Это была единственная проданная при жизни картина.

Картина «Красные виноградники в Арле»

Его радость была безмерной. Художник не переставал трудиться. Успехом «Виноградников» воодушевлен и его брат Тео. Он снабжает Винсента красками, но тот начинает их есть. В мае 1890 года брат договаривается с терапевтом-гомеопатом доктором Гаше о лечении Винсента в его клинике. Доктор и сам увлекается рисованием, поэтому с радостью принимается за лечение художника. Винсент также расположен к Гаше, видит в нем добросердечного и оптимистичного человека.

Спустя месяц Ван Гогу разрешают поездку в Париж. Брат встречает его не очень ласково. У него проблемы с финансами, сильно болеет дочь. Винсента такой прием вывел из равновесия, он понимает, что становится, возможно, и всегда был для брата обузой. Потрясенный, он возвращается в клинику.

Фрагмент картины «Дорога с кипарисами и звездой»

27 июля как обычно выходит на пленэр, но возвращается не с этюдами, а с пулей в груди. Пуля, выпущенная им из пистолета, попала в ребро и ушла в сторону от сердца. Художник сам вернулся в приют и лег в постель. Лежа в постели, он спокойно курил трубку. Создавалось впечатление, что рана не причиняла ему боли.

Гаше вызвал Тео телеграммой. Он тут же приехал, стал успокаивать брата, что ему помогут, что не нужно предаваться отчаянию. В ответ прозвучала фраза: «Печаль продлится вечно». Скончался художник 29 июля 1890 г. в половине второго ночи. Его похоронили в местечке Мери 30 июля.

Могила Винсента Ван Гога

Проститься с художником приехали многие его друзья-художники. Стены комнаты были увешаны его последними картинами. Доктор Гаше хотел сказать речь, но так сильно плакал, что сумел произнести лишь несколько слов, суть которых сводилась к тому, что Винсент был великим художником и честным человеком, что искусство, которое для него было превыше всего, отплатит ему тем, увековечит его имя.

Брата художника Тео Ван Гога не стало спустя полгода. Он не простил себе ссоры с братом. Его отчаяние, которым он делится с матерью, становится невыносимым, и он заболевает нервным расстройством. Вот что он написал в письме матери после смерти брата:

«Невозможно описать мое горе, как невозможно найти утешение. Это горе, которое будет длиться и от которого я, конечно, никогда не избавлюсь, пока я жив. Единственное, что можно сказать, что сам он обрел покой, к которому стремился… Жизнь была для него такой тяжелой ношей, но теперь, как это часто случается, все расхваливают его таланты… О, мама! Он был таким моим, моим собственным братом».

Тео Ван Гог, брат художника

А это последнее письмо Винсента, написанное им после ссоры:

«Мне кажется, что, поскольку все немного взвинчены и к тому же слишком заняты, не стоит до конца выяснять все взаимоотношения. Меня немного удивило, что вы как будто хотите поторопить события. Чем я могу помочь, вернее, что мне сделать, чтобы вас это устраивало? Так или иначе, мысленно снова крепко жму вам руки и, несмотря ни на что, рад был повидать вас всех. Не сомневайтесь в этом».

В 1914 году останки Тео его вдова перезахоронила рядом с могилой Винсента.

Личная жизнь

Одной из причин психического заболевания Ван Гога могла быть его несостоявшаяся личная жизнь, он так и не нашел себе спутницу жизни. Первый приступ отчаяния случился после отказа дочери его домохозяйки Урсулы Лойер, в которую он долгое время был тайно влюблен. Предложение прозвучало неожиданно, шокировало девушку, и она грубо отказала.

История повторилась с овдовевшей кузиной Ки Стрикер Вое, но на этот раз Винсент решает не сдаваться. Женщина не принимает ухаживаний. В третий свой визит к родственникам возлюбленной он сует руку в пламя свечи, обещая держать ее так до тех пор, пока она не даст своего согласия стать его женой. Этим поступком он окончательно убедил отца девушки, что тот имеет дело с психически нездоровым человеком. Больше церемониться с ним не стали и просто выпроводили из дома.

Винсент ван Гог. Автопортрет

Сексуальная неудовлетворенность отражалась на его нервном состоянии. Винсенту начинаются нравиться проститутки, особенно не очень молодые и не очень красивые, которых он мог воспитывать. Вскоре он останавливает выбор на беременной проститутке, которая поселяется у него с 5-летней дочкой. После рождения сына Винсент привязывается к детям и подумывает жениться.

Женщина позировала художнику и прожила у него около года. Из-за нее ему пришлось лечиться от гонореи. Отношения испортились окончательно, когда художник увидел, насколько она цинична, жестока, неряшлива и разнуздана. После расставания дама предалась своим прежним занятиям, а Ван Гог покинул Гаагу.

Марго Бегеманн в молодости и зрелости

В последние годы Винсента преследовала 41-летняя женщина по имени Марго Бегеманн. Она была соседкой художника в Нуэнене и очень хотела замуж. Ван Гог, скорее из жалости, соглашается на ней жениться. Родители на этот брак согласия не дали. Марго чуть было не покончила с жизнью, но Ван Гог ее спас. В последующий период у него много беспорядочных связей, он посещает публичные дома и время от времени лечится от венерических заболеваний.

К тому моменту, когда Винсент Ван Гог (1853-1890) покидает Голландию и переезжает в Париж, им уже написано множество картин, преимущественно в темных тонах, а также рисунков, на которых предстают человеческие фигуры, и пейзажей (болота, пруды, деревья, зимние дороги), линия и композиция которых предвещает движение кисти живописца. Ван Гог увлечен Милле и пишет на те же темы. С самых первых дней парижской жизни брат Тео знакомит его с импрессионистами, чья живопись поражает художника. Со многими Ван Гога свяжет тесная дружба, в частности с Писарро. Благодаря этим первым контактам на его палитре появляются более светлые тона, свет и цвет начинают играть в картинах более важную роль. Под влиянием Жоржа Сера художник начинает писать отдельными мазками дополнительных цветов, однако очень скоро переходит к более простому и яркому выражению цвета. В этом Ван Гог следует примеру Эмиля Бернара и Луи Анкетена, черпающих вдохновение в витражах, где четкие цветовые плоскости разграничены свинцовыми перегородками, а также в «удивительной четкости» и «уверенном рисунке» японских гравюр. В феврале 1888 г. Ван Гог уезжает на юг Франции.
Солнце Арля рождает в нем новое вдохновение и желание работать: «Как прекрасен желтый цвет!» — пишет он в это время. В октябре к нему приезжает Гоген. Под его недолговременным влиянием Ван Гог пишет «Танцевальный зал», хранящийся ныне в музее Орсе. В этой картине чувствуется влияние художников Понт-Авена, в частности Гогена и Бернара: разложение цветов и обводка каждого цветового пятна, стилизованные лица и прически, схематичность в изображении светящихся шаров. Художники, каждый из которых обладает собственным видением мира, вскоре переходят к яростным спорам и ссорам. В их отношениях надвигается гроза, которая к рождеству приводит к тому, что Ван Гог в безумии калечит себя, отрезав ухо. Друзья расходятся, Гоген в поисках связи легенды и искусства все больше пишет природу, обогащая ее в своем воображении сказаниями и мифами. Ван Гог знает, что не сможет обойтись без реальности, которую он будет очеловечивать посредством собственной обостренной чувствительности. Цвет в его работах становится еще ярче, импрессионистское мерцание света уступает место практически монохромным картинам, на которых предстают то бесконечные пляжи, то широкие борозды полей — одновременно и цвет, и предметная форма. Ван Гог обращается к свету, который не может быть назван просто дневным, — в нем есть несомненный оттенок сверхъестественного, художник ищет все более правдивого выражения тайны человеческого существа и своей болезненной жаждой духовности выделяется из общего течения импрессионизма.

Биографии Винсента ван Гога

Ниже представлены разнообразные вариант биографий художника. Отличаются они как подробностью изложения, так и подходом — здесь и энциклопедические справки, и искусствоведческие размышления и художественные повествования.

  • Подробнейшая биография
    Авторство принадлежит Дэвиду Бруксу (David Brooks). Перевод — Дарья Комарова.
  • Подробная биография
    Автор не известен.
  • Биография
    Автор не известен.

Александр Генис: Недавно в музее Метрополитен произошло событие локального характера, но очень важное для любителей живописи, особенно для любителей Ван Гога, которых очень много в Нью-Йорке, да и во всем мире. Дело в том, что Нью-Йорк – обладатель богатейшей коллекции Ван Гога в Западном полушарии, нигде нет больше картин Ван Гога, чем в Нью-Йорке. В одном Метрополитен 16 полотен, вернее 18, но две еще не принадлежат Метрополитен, они завещаны этому музею. Увидеть их вместе очень сложно, потому что музей постоянно одалживает эти картины другим музеям, да и у нас висят они в разных отделениях музея.

Вот сейчас кураторы устроили выставку из картин Ван Гога, которые все принадлежат Метрополитен, но впервые стали доступны обозрению сразу. Вкусовой удар, я бы сказал. Можно посмотреть на Ван Гога и внимательно понять его роль в мировом искусстве, потому что Метрополитен – это энциклопедический музей, вы можете сравнивать. Куда бы вы ни пошли, вы все время натыкаетесь на соперников, друзей или кумиров Ван Гога. Тем более, что в основном нью-йоркские работы – это лучшие картины лучшего периода Ван Гога, когда он жил на юге, в Провансе – это самая ценная часть его наследия.

Знаете, Соломон, я однажды поехал в Прованс специально, чтобы посмотреть на вангоговские места, я был в Арле, в Сен-Реми и всюду шел по следам Ван Гога. Там прочерчена красная линия прямо по дороге, так что видно, где он ходил. В том месте, где Ван Гог писал свои картины, стоят репродукции этих картин. Это очень здорово сделано, вы можете проследить за художником – будто вы идете рядом с ним и заглядываете ему через плечо. Но самих картин Ван Гога в Провансе нет, никто никогда не купил у него ни одной картины. Представьте себе, как бы в Арле хорошо смотрелись картины, которые он там написал. Но нет, ни одной картины там нет. Зато можно смотреть на те пейзажи, которые писал Ван Гог, и сравнивать их с репродукциями. Ведь ничего не изменилось, пейзажи остались такими же, как они были и во времена Ван Гога.

Это земледельческий район, богатые угодья: оливы всюду, виноградники, пшеничные поля, которые ему особенно нравились, и горы, невысокие предальпийские холмы, которые я бы назвал «Альпенята” (не совсем взрослые горы). Но поразительным образом пейзаж этот имеет мало общего с тем, что нарисован. Ты видишь, насколько милый, симпатичный ландшафт на картине превращается в мифическое зрелище. Ты видишь, что сделал Ван Гог с реальностью: он ее выпарил, он ее сгустил, он придал ей такую интенсивность, что она свернулась – сплошные клубки энергии.

В эти годы Ван Гог там жил с Гогеном. Все знают про то, как он отрезал себе ухо в ссоре с Гогеном – это было в рождественскую ночь, утром Гоген покинул Прованс. А почему они не сошлись? В частности, потому, что были людьми разного характера, Гоген был очень аккуратным, любил порядок, в конце концов был биржевым маклером в свое время, а Ван Гог был богемный человек, все разбрасывал – это очень Гогена раздражало. Но у них были эстетические разногласия любопытного характера. Гоген считал возможным рисовать не то, что он видит, а то, что воображает, Ван Гог был категорически против этого. Ему нужен был объект. Он менял реальность, но для этого ему нужна была реальность. И именно здесь, по-моему, проходит граница между искусством и современным искусством, Ван Гог был сразу и там, и там – на границе.

Соломон, что для вас Ван Гог?

Соломон Волков: Один из самых любимых художников. Тот человек, которому удалось свое психическое состояние, а оно у него, безусловно, было с годами все более и более взвинченным, сумел передать так, что с картин его просто хлещет психическая энергия не вполне здорового человека, человека экзальтированного до предела, человека на грани нервного срыва. И ты волей-неволей заряжаешься этим ощущением, глядя на картины Ван Гога, и начинаешь смотреть на окружающий тебя мир с повышенной возбудимостью.

Александр Генис: Акира Куросава поставил фильм «Сны». Один из фрагментов этого фильма переносит героя в мир Ван Гога. Куросава создал декорацию, которая воспроизводит картину Ван Гога, и поставил туда героя. Ведь Куросава сам был прекрасным художником, как многие режиссеры. Глядя на экран, понимаешь, что в этом мире жить нельзя. Ван Гогу это и не удалось. Вселенная его картин слишком интенсивна для того, чтобы существовать в нем нормальному человеку. Ван Гогу очень трудно было быть нормальным человеком.

Ван Гог «Башмаки»

Когда я привожу друзей в Метрополитен, а я обязательно настаиваю на том, чтобы гости Нью-Йорка посетили Метрополитен, я всегда их веду к Ван Гогу, потому что мне кажется, что наша подборка Метрополитен Ван Гога самая представительная. Моя любимая картина там – «Башмаки». Это очень известная картина его, где изображена пара стоптанных туфель, она породила огромное количество интерпретаций. В 2009 году в Роттердаме была специальная выставка, посвященная именно этой картине. Сами башмаки Ван Гог нашел на парижском блошином рынке, но они ему не подошли, тогда он решил их не носить, а рисовать. Вопрос заключается в том, что это за ботинки? У Хайдеггера, который увидел эту работу еще в 1930-е годы, говорится о том, что это башмаки крестьянки, в них слышен, как поэтически писал Хайдеггер, немой крик земли, которую эта крестьянка топтала много лет. Но у Хайдеггера появились критики, например, Мейер Шапиро, известный искусствовед, который сказал: с чего Хайдеггер взял, что это туфли крестьянки? Это ботинки рабочего, в которых собралась заводская копоть. А Деррида, отец деконструкции, который обозревал те же самые ботинки, начал с того, что спросил: правда ли, что это пара?

На самом деле ботинки и есть ботинки, важно другое, что из них истекает энергия. Для меня Ван Гог – это художник, который рисовал лучевую картину мира.

Соломон Волков: Если проводить параллели между Ван Гогом и литературой, в данном случае русской, то я вижу эти параллели в творчестве двух писателей, которые не перекрещиваются друг с другом странным образом – это с одной стороны Достоевский, читая которого ты ощущаешь эту взвинченную, очень некомфортабельную энергию, а с другой стороны – Андрей Белый. Считается, что Андрей Белый продолжал традиции скорее не Достоевского, а Гоголя. Но тут есть парадокс: я, когда читаю Гоголя, хотя мы знаем, что Гоголь кончил жизнь психически больным человеком, в его произведениях в самых устрашающих, самых фантастических, самых нелепых, самых сюрреалистических я не чувствую взвинченности. Мир Гоголя для меня достаточно упорядоченный мир.

Александр Генис: На самом деле он весьма уютный, несмотря на всех монстров.

Соломон Волков: А мир Андрея Белого для меня очень некомфортабелен, погружаясь в него, я начинаю ощущать себя под влиянием вредного для меня психического поля.

Александр Генис: Ван Гог – апостол экспрессионизма во всех его категориях, вместе с Достоевским, между прочим. Немецкие художники-экспрессионисты вышли из Ван Гога. Но если уж говорить о литературе, то, наверное, ближе всего к нему классик экспрессионизма Кнут Гамсун. «Голод» Кнута Гамсуна – вот книга, которая напоминает живопись Ван Гога. Но и тут все не так просто. Сквозь его картины проступает беда, мы чувствуем, что что-то здесь не так. Но, с другой стороны, мы ощущаем экстатическую радость, глядя на экзальтированные картины Ван Гога. Для того, чтобы понять и оценить эту двойственность, нужно посмотреть на главную картину в каноне Ван Гога и лучшую картину в Нью-Йорке – его «Звездную ночь». Для этого надо выйти из Метрополитена и отправиться на юг Манхэттена, в Музей современного искусства, где с 1941 года эта картина висит и является гордостью Нью-Йорка.

В Нью-Йорке есть несколько картин, которые стали для города визитными карточками, как вы любите говорить. Это «Жатва» Брейгеля в Метрополитен, это «Портрет Адели» Климта в австрийском музее и, конечно, «Звездная ночь». Причем, именно «Звездная ночь» обладает особой притягательностью. Каждый раз, когда я прихожу в Музей современного искусства, я навещаю эту картину, просто глупо этого не делать. Около нее всегда стоит охранник рядом, чтобы какой-нибудь сумасшедший ее не испортил. Около этой картины происходит масса любопытного. Я однажды видел такую сцену: парень встал на колено, достал кольцо и надел его на палец своей любимой девушки. Все вокруг захлопали, конечно. А ведь это произошло не в церкви, не в мэрии, а возле картины Ван Гога, которая освещала своим присутствием эту романтическую сцену. Почему же это происходит?

Сам Ван Гог пугался этой картины, он ее боялся, она ему не понравилась, он ее ругал. В это время он жил в лечебнице, ему не разрешали вечером и ночью покидать свою комнату. Так что эту ночь он увидел через окно, ему нравились ночные пейзажи, но на этот раз, как он сказал, звезды оказались слишком большими. И эти «слишком большие звезды” породили целую литературу. Существует легенда о том, что он предугадал снимки спиральных галактик, которые выглядели, как эти звезды. Но сам Ван Гог считал, что в этой картине разлита та религиозность, которой ему не хватало всю жизнь, но присутствие которой он всячески отрицал в этой картине. Он говорил, что не возвращается к романтическим представлениям о религии, которые были свойственны его молодым годам. Тем не менее, он что-то такое чувствовал, что и все мы, глядя на ночное небо. Только у Ван Гога небо было ближе, чем у всех нас. Вот поэтому эта картина стала иконой агностиков, она для тех людей, которые жаждут религиозного опыта, но не готовы принять его в церкви. Это даже не экуменический, а первичный религиозный опыт, архэ-опыт. Именно этим эта картина так дорога всем.

(Музыка)

Александр Генис: Соломон, нашу музыкальную часть я предлагаю посвятить одной любопытной теме. Кто такой Ван Гог прежде всего? Непризнанный гений. Не было, наверное, в искусстве человека, который обладал бы таким статусом с большим основанием, чем Ван Гог. Он ничего не продал при жизни, был никому не известен, он так и не добился признания, не дожив до него несколько лет, еще чуть-чуть – и он бы стал звездой, кем он и оказался, картины его стоят бешеных денег, мы его все любим, все знаем, и это кумир богемы, потому что каждый богемный художник мечтает стать Ван Гогом. Как с этим обстоит в музыке?

Соломон Волков: Вы знаете, жизнь Ван Гога, какой вы ее обрисовали, – идеальная легенда о непризнанном художнике, которая была создана в эпоху романтизма, романтики первые придумали историю о непризнанном художнике, который бросает вызов буржуазному обществу, это общество его отвергает, художник умирает в нищете, а после смерти наступает всеобщее признание, слава и все, что полагается, но сам художник за этим может наблюдать только откуда-то сверху. Такого рода легенды очень нравятся обществу, они составляют значительную часть притягательности. В частности, Ван Гог еще и потому так знаменит и так любим сейчас, что он прожил жизнь идеального отверженного художника, если можно так сказать.

Я сам с некоторым скептицизмом отношусь к такого рода легендам. Всегда вспоминаю потрясающие строки Пушкина на эту тему: «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман». То есть мы все в этом виновны, мы все предпочитаем возвышающий обман тьме низких истин. Раз нас так привлекает такая романтическая судьба отверженного художника, то мы и охотно верим в те судьбы, подлинные или вымышленные, которые нам предлагает история культуры. Но в музыке, скажем, когда-то мне Натан Миронович Мильштейн, замечательный русско-американский скрипач, с которым я выпустил книгу диалогов, говорил: в чем отличие живописи от музыки? В живописи ты можешь нарисовать картину быстро, за час, ничему не учась, все сразу скажут – ты дерьмо, плохой художник, ничего у тебя не получилось. В музыке происходит так: ты учишься 10 или 20 лет, вкалываешь по пять часов в день, выходишь на эстраду, тогда тебе говорят, что ничего из тебя не получится.

Александр Генис: У меня был разговор на эту тему с Бахчаняном, который был богемным художником, конечно, и Ван Гог был и его, и моим кумиром. Это тоже легко понять, потому что Ван Гог столь привлекательная фигура, что когда я учился еще в 8-м классе, то прочитал книгу Ирвинга Стоуна «Жажда жизни». Многие сегодня ругают Ирвинга Стоуна, но тогда она на меня произвела грандиозное впечатление. Я писал выпускное сочинение в 8-м классе, тема называлась так: «Делать жизнь с кого». Это любимые для советской школы словесные инвалиды в качестве тем для сочинений. Вот я и написал: «Как с кого? С Ван Гога». В результате вызывали родителей в школу. Надо было писать про Матросова.

Соломон Волков: Или про Маяковского.

Александр Генис: Ван Гог – фигура, которая легко может поссорить с обществом. Вагрич говорил, что художнику проще сойти с ума, потому что он наедине с холстом – что хочет, то и делает. А у композитора уже нотный стан смиряет.

Соломон Волков: Я всегда в таких случаях говорю о том, что Есенин мог написать предсмертное стихотворение своей кровью, но представить себе композитора, который своей кровью пишет симфонию предсмертную, невозможно – слишком большой труд и слишком много на это нужно крови. Труд композитора, как ни парадоксально это звучит, чисто из практических соображений нуждается в таком профессионализме, который исключает возможность существования непризнанного гения.

Александр Генис: Но ведь бывают и композиторы непризнанные.

Соломон Волков: Фигура, которая в наибольшей степени соответствует стереотипу непризнанного романтического художника, – это Шуберт. Действительно, он умер молодым, при жизни его мало играли, не очень поощряли, не очень хвалили, а после смерти возвели в ранг избранных гениев музыки. Но таких сравнительно немного.

Зато существует огромное количество легенд, уже созданных задним числом именно для того, чтобы творить посмертную биографию по лекалам мифа о романтическом художнике. Это готовая схема, ее только нужно заполнять, и она пользуется неизменно до наших дней успехом у общества. Самая распространенная легенда связана с Моцартом. Во-первых, всем известна история о том, что его якобы отравил Сальери – это полностью дискредитированная на сегодняшний момент версия, никто его не отравлял, он умер от внезапной, до сих пор не очень понятной болезни, с медициной тогда было плохо.

Вторая легенда, которая держится до сих пор упорно. Если вы говорите с неспециалистом, то обязательно о ней услышите: Моцарта похоронили в общей могиле для бедных. Настолько он был непризнанный композитор при жизни, что чуть ли не кинули его тело в какую-то яму, закопали, разошлись и все. Это абсолютнейшая неправда тоже. На венском кладбище существовали четкие правила, согласно которым в одной части хоронили аристократов, в другой неаристократов, к которым и принадлежал Моцарт, там его и похоронили по общепринятым законам того времени.

Александр Генис: Надо сказать, что в Вене вообще были очень строгие ритуалы. Это единственный город, насколько я знаю, где есть музей похорон.

Соломон Волков: Вдобавок, тут тоже есть разночтения, какая была погода в день похорон. Есть версия, по которой в этот день был одновременно дождь и снег, поэтому немного народу пришло хоронить Моцарта. Среди них, кстати, был Сальери, который якобы его отравил. Вряд ли отравитель пошел бы на похороны отравленного им человека. Вдова, например, Моцарта не пришла, что опять-таки задним числом можно понять. Во-первых, не всякая вдова хочет присутствовать на похоронах мужа, в данном случае добавился еще дождь и снег, и она предпочла там не появляться.

Еще одна легенда о том, что он умер в бедности. Моцарт очень хорошо зарабатывал и очень много тратил. Поэтому действительно в момент смерти он был в долгах. Но жена обратилась к императору с просьбой назначить ей пенсию, как вдове уважаемого композитора, и эта просьба была удовлетворена, она получила приличную пенсию. Более того, она начала издавать сочинения Моцарта и просто-напросто разбогатела. Так что и эта версия тоже оказалась легендой. Мы сейчас послушаем то сочинение, с которым связано огромное количество легенд о Моцарте, – это его «Реквием».

(Музыка)

Соломон Волков: В наше время появился другой тип непризнанного гения, прямая противоположность – это, наоборот, человек, которого провозглашают все еще при жизни гением, причем дружно. Это тоже очень показательно для нашего времени, когда пресса и специалисты, кураторы в области живописи, музыковеды, торопятся провозгласить любого человека, который появляется с какой-то занимательной идеей, тут же объявить его гением и начать трубить о нем на всех площадях. И мы через такое проходили при нашей жизни много раз.

Карлхейнц Штокхаузен

В 1950–70-е годы, когда я учился музыке в Советском Союзе, все время возникали имена, приходящие с Запада, овеянные славой современного гения. К ним, в частности, относился немецкий композитор Карлхейнц Штокхаузен. Кстати, сравнительно недавно отметили его 90-летний юбилей, он до него не дожил и умер в 2007 году. Штокхаузена провозгласили просто мессией современной музыки. Но сейчас как раз, в связи с 90-летием, появилось несколько статей, где констатируется один непреложный факт: этого композитора практически перестали исполнять. В таких случаях мы можем вспомнить замечательную на все века сказку Андерсена «Платье голого короля», когда король шествует, все кричат «ура», а мальчик указывает на короля, провозглашает, что он голый. В данном случае роль такого мальчика сыграла публика, которая перестала ходить на исполнение произведений Штокхаузена, соответственно, его перестали включать в программы.

Сейчас в связи с юбилеем задается вопрос: что же случилось с мэтрами авангарда, которые обладали такой колоссальной, не снившейся композиторам прошлого прижизненной славой, когда каждое их сочинение встречалось критической осанной, и их сочинения навязывались в итоге публике. Это – новая ситуация, когда любой авангардный жест расценивается как жест гения. Мой товарищ нью-йоркский художник Гриша Брускин любит вспоминать в таких случаях об итальянском художнике Мандзони, который догадался первым продавать запечатанные баночки со своими экскрементами, они очень высоко ценились – это тоже рассматривалось как жест гения. Это те свойства современного искусства, к сожалению, которые во многом в определенный период, где-то с 1950-х по 1980-е годы, были ведущими, когда каждый авангардный жест, каким бы он ни был отпугивающим и недоступным для публики, приветствовался как жест гения. Опусы Штокхаузена, мне кажется, относятся к этой категории.

Я предлагаю завершить нашу программу типичным сочинением Штокхаузена, о котором писали вот так, это очень типичное высказывание глубокомысленное о его музыке: «Штокхаузен относится к звуковому событию не столько как к элементу некоей структурной модели, сколько как к самодовлеющей сущности». Это цитата из одного солидного музыковедческого отечественного, кстати, труда. Типичный образец музыковедческого жаргона по поводу авангардных жестов. Таким авангардным жестом является его произведение «Пьеса для фортепиано № 11” 1956 года. Это алеаторика, метод сочинения, при котором звуковая ткань зависит в значительной степени либо от случая, либо воли исполнителя. Конечно, исполнители радуются необычайно, они могли садиться к роялю, тыкать пальцем и изображать все, что им угодно.

Александр Генис: Алеаторика – от латинского корня alea, игорная кость. Это метод сочинения с помощью жребия, Кейдж тоже так делал.

Соломон Волков: Кейдж – это отдельная, очень любопытная фигура в этом плане, мы как-нибудь о нем поговорим. А сейчас я предлагаю послушать эту фортепианную пьесу Штокхаузена.

(Музыка)

Хотя родиной Винсента Ван Гога была Голландия, художник появился на свет в деревушке Грот-Зюндерт, что расположена недалеко от бельгийской границы, все творчество самого влиятельного постимпрессиониста в истории искусств — это, безусловно, Франция.

Точнее, Арль и расположенная близ Парижа деревушка Овер-сюр-Уаз, где находили приют многие художники, творившие в конце XIX — начале XX века. Именно в Овер-сюр-Уазе Ван Гог примерно за неделю до собственной смерти написал свое знаменитое «Пшеничное поле с воронами». Оригинал картины сегодня выставлен в Музее художника в Амстердаме, а на том самом месте, где, по мнению многих историков искусств, Винсент Ван Гог работал над одной из самых пронзительных своих картин, сегодня установлена репродукция полотна нидерландского художника. В Арле, где художник творил много и плодотворно, тоже организуют прогулки по знаковым местам Ван Гога, а у знаковых мест установлены репродукции его работ.

«Вид на Арль с ирисами на переднем плане», Винсент Ван Гог, май 1888 года

Сегодня расскажем не только об объектах, которые можно по сей день увидеть собственными глазами, но и о тех местах, связанных с жизнью Ван Гога, что были уничтожены в годы Второй мировой войны, но остались увековеченными в работах великого постимпрессиониста.

ОТЕЛЬ CARREL НА RUE DE LA CAVALERIE

«Когда я увидел Париж в первый раз, меня охватила тоска, такая навязчивая и неистребимая, как больничный запах. От этой тоски я так и не избавился», — сообщал своей сестре в одном из писем Винсент Ван Гог. Впрочем, это и понятно, парижская публика не принимала и понимала работы художника, что живописец воспринимал крайне болезненно. На юг, в Арль Винсент перебрался в 1888 году. Здесь он намеревался создать «Мастерскую Юга» — творческое объединение художников, в рамках которого все непризнанные современниками новаторы могли бы плодотворно трудиться для будущих поколений.

«Автопортрет в соломенной шляпе с трубкой», Винсент Ван Гог, сентябрь 1888 года

Поскольку с деньгами у Ван Гога в тот период времени все было как обычно плохо, его начинание финансово поддержал брат Тео. С 20 февраля по 7 мая 1888 года живописец снимал комнату в отеле Carrel, который в то время принадлежал Альберту Каррелю и его жене Катрин. Отель был двухэтажным, с небольшой террасой на крыше и балконом на первом этаже. «Порой мне кажется, что моя кровь начинает более или менее циркулировать снова, — писал из отеля Carrel Винсент своему брату Тео, — в Париже я не чувствовал себя живым, и я не мог выносить этого больше». Во время проживания в отеле Carrel Ван Гог создает такие картины, как «Заснеженный пейзаж с Арлем на заднем плане», «Арльcкая старуха» и «Лавка мясника. Вид из окна».

«Лавка мясника. Вид из окна», Винсент Ван Гог, февраль 1888

Однако в скором времени Винсенту разонравилось жить в Carrel, говорят, его не устраивали еда и вино в ресторане отеля, в письмах он неоднократно называл местную кормежку «ядом», а через некоторое время Ван Гог начал подозревать, что владелец отеля нагло его обсчитывает. Впрочем, Альберту Каррелю постоялец тоже пришелся не по нраву, хозяина отеля раздражал вечный беспорядок, царивший в комнате художника, а также то, что кисти, полотна и краски занимали слишком много места. Последней точкой кипения стало несовпадение взглядов на стоимость аренды комнаты, так что 7 мая Винсент выехал из отеля и снял комнату в Café de la Gare.

«Интерьер ресторана в Арле», Винсент Ван Гог, август 1888 года

Кстати, многие исследователи полагают, что это ресторан отеля Carrel изображен на двух картинах художника «Интерьер ресторана в Арле», по второй версии, это могло быть заведение, расположенное по соседству с Желтым домом, где располагалась мастерская художника. К сожалению, сегодня установить истину невозможно, поскольку ни отель Carrel, ни Желтый дом до наших дней не дожили. Располагался отель по адресу Rue Amédée-Pichot 30.

CAFÉ DE LA GARE НА ПЛОЩАДЕ ЛАМАРТИН

В начале мая 1888 года Ван Гог начал обустраивать свою мастерскую в Желтом доме на площади Ламартин (place Lamartine), где позже он напишет свои знаменитые «Подсолнухи». Одновременно с этим живописец снял по цене 1 франк за ночь комнату у Жозефа-Мишель и Мари Жино (Joseph and Marie Ginoux) — владельцев располагавшегося по соседству Café de la Gare. Хотя отношения, завязавшиеся между четой Жино и художником, были приятельскими, Винсент традиционно жаловался на чрезмерно высокую, по его мнению, стоимость аренды комнаты.

Площадь Ламартин, рядом с тем местом, где располагался дом художника, установлена репродукция картины «Желтый дом»

«Я хотел вразумить Жино. В конце-концов, я считал его неплохим человеком, так что сказал ему, раз я плачу тебе столько денег за эту дыру, то, по крайней мере, хочу иметь и возможность ее писать. Я планирую изобразить каждый угол этого старого, грязного места, чтобы потом продать картины и вернуть себе деньги, которые я потратил на аренду». В сентябре 1888 года Ван Гог провел три ночи в Café de la Gare, так родился один из шедевров художника — «Ночь в кафе», позже повторенная Ван Гогом в акварели.

«Ночное кафе», Винсент Ван Гог, сентябрь 1888

«В «Ночном кафе» я попытался изобразить место, где человек губит себя, сходит с ума или становится преступником, — писал Винсент своему брату Тео, — Я хотел выразить пагубную страсть, движущую людьми, с помощью красного и зеленого цвета». На полотне можно увидеть и самого Жозефа-Мишеля Жино, это он стоит рядом с бильярдным столом, а вот его супруга Мари изображена на двух других работах художника: «Арлезианка Мадам Жину с перчатками и зонтиком» и «Арлезианка Мадам Жину с книгами».

«Арлезианка Мадам Жину с книгами», Винсент Ван Гог, ноябрь 1988 года

Вообще, Мари повезло, ведь она позировала не только Ван Гогу, но и Полю Гогену, когда тот приехал в Арль осенью 1888 года — это Мари Жино изображена на картине Гогена «Кафе в Арле». Заметьте, мадам Жино совсем нельзя назвать красавицей, а ее портреты остались в веках.

«Кафе в Арле», Поль Гоген, 1888 год

Кстати, после того, как Ван Гог добровольно лег в психиатрическую больницу Сен-Реми-де-Прованс, мебель из студии художника хранилась в Café de la Gare. Здание кафе не сохранилось, располагалось оно по адресу Place Lamartine 30.

ЖЕЛТЫЙ ДОМ НА ПЛОЩАДИ ЛАМАРТИН

Пожалуй, самая печальная утрата Арля — знаменитый Желтый дом на площади Ламартин, где располагалась мастерская Ван Гога. Четыре комнаты в правом крыле дома художник снял 1 мая 1888 года и сам же занялся ремонтом помещения.

Одна из сохранившихся архивных фотографий Желтого дома в Арле

В письме своей сестре Винсент описывал свою новую обитель следующими словами: «В настоящее время я обустраиваю свое ателье, включая и помещение для гостей. Наверху у меня две комнатки с прекрасным видом на парк, откуда по утрам можно видеть восход солнца. Одну из них я обставлю так, что там смогут останавливаться друзья, а другая будет моей. В ней я поставлю только стулья с соломенными сидениями, стол и кровать. Стены побелю, а пол будет из красного камня».

«Дом Винсента в Арле (Желтый Дом)», Винсент Ван Гог, сентябрь 1888 года

Хотя Желтый дом был уничтожен во время Второй мировой войны, мы можем точно понять, как он выглядел, ведь именно его художник изобразил на своей одноименной картине. Ван Гог воображал, что именно здесь поселятся его единомышленники, которые будут свободно творить, не ориентируюсь на изменчивые вкусы публики.

«Художник по дороге на работу», Винсент Ван Гог, июль 1888 года, картина уничтожена во время Второй мировой войны

«Хочу, чтобы это был настоящий дом для художников, — писал о будущей мастерской живописец, — но чтобы никаких ценностей в нем не было, совершенно никаких ценностей — даже наоборот, но чтобы всё от стула до картины имело бы особый характер». В желтом цвете здания художник тоже видел определенную магию. Своему брату Тео он писал: «В этом такая мощь — желтые дома, освещенные солнцем… Дом слева — розовый с зелеными ставнями, стоящий в тени дерева, а там — ресторан, куда я каждый день хожу есть. Мой приятель — почтальон — живет в конце улицы, слева, между двумя железнодорожными мостами». Именно здесь Ван Гог создаст свои самые известные картины, в том числе, серию «Подсолнухи», «Тараскон Дилижанс», «Звездную ночь над Роной» и, конечно же, серию работ «Спальня в Арле».

«Спальня Винсента в Арле», Винсент Ван Гог, октябрь 1888 года

«Вся штука здесь в колорите, упрощая который, я придаю предметам больше стиля, с тем, чтобы они наводили на мысль об отдыхе и сне вообще, — писал ван Гог брату Тео. — Вид картины должен успокаивать мозг, вернее сказать, воображение. Стены — бледно-фиолетовые, пол — из красных плиток. Деревянная кровать и стулья — желтые, как свежее масло; простыня и подушки — лимонно-зеленые, очень светлые. Одеяло — ало-красное. Окно — зеленое. Умывальник — оранжевый, таз — голубой. Двери лиловые. Вот и все, что есть в этой комнате с закрытыми ставнями. Мебель — крупных размеров и всем своим видом выражает незыблемый покой. На стенах портреты, зеркало, полотенце и кое-что из одежды. Рамка — поскольку в картине нет белого — будет белой».

«Ваза с пятнадцатью подсолнухами», Винсент Ван Гог, август 1888 года

С наступлением лета художник начинает заваливать письмами знакомых живописцев, приглашая их приехать в Арль. Параллельно, он работает над серией «Подсолнухи», о чем подробно рассказывает в письме художнику Эмилю Бернару. «Я мечтаю украсить ателье полдюжиной полотен с подсолнухами, — пишет Ван Гог. — На этой стенной росписи чистый несмешанный желтый цвет будет составлять контраст с самыми разными формами синего: от темного до светлейшего …. с тонкими полосами оранжевого». Всего художник создаст 7 картин серии, вторая версия «Подсолнухов» была уничтожена во время Второй Мировой войны, а самые известные полотна серии можно увидеть в Новой Пинакотеке Мюнхена, Лондонской Национальной галерее, Музее Ван Гога в Амстердаме, музее Sompo в Токио и в Филадельфийском Музее Искусств.

CAFÉ DU FORUM — СОВРЕМЕННОЕ КАФЕ ВАН ГОГА

Еще одного знаковое место Арля — Café du Forum, расположенное и сегодня на Place du Forum, но по понятным причинам переименованное в Van Gogh Cafe или Cafe La Nuit. Именно здесь с 9 по 14 сентября 1888 года ночью при свете газовых фонарей Ван Гог написал «Уличное кафе в Арле», работу, которую не оставили без внимания даже современники художника.

На фото: Van Gogh Cafe или Cafe La Nuit в Арле

В отличие от импрессионистов, Ван Гог сделал акцент на четкости форм объектов, подсвеченных искусственным светом ламп и фонарей. Стиль этой картины стал абсолютно новаторским, ведь до Ван Гога художники работали на натуре лишь в дневное время, а уже потом в студии меняли цвета на ночные. «Я нахожу, что мне удобно рисовать сразу. Конечно, я могу ошибиться и взять в темноте не синюю, а зеленую краску, или не розовую, а синюю, но, только работая ночью на натуре, можно понять природу тонов. Работа на натуре — единственный способ уйти от обычной черной ночи со слабым бледным или белесым светом, ведь, на самом деле, даже одна простая свеча дарит окружающему пространству удивительно богатые желтые и оранжевые цвета», — писал художник.

«Уличное кафе в Арле», Винсент Ван Гог, сентябрь 1888

«Ночное кафе показано с наружной стороны, мы видим несколько фигур, сидящих за столикам, гигантская желтая лампа освещает террасу, переднюю часть дома и мостовую, которая приобретает от этого фиолетово-розовый оттенок. Фасады домов под звездным небом, темно-голубым или даже фиолетовым; рядом зеленое дерево. Изображая ночь, я совершенно не использовал черный цвет, только великолепный синий, фиолетовый и зеленый, а также зеленовато-желтый и лимонный – чтобы написать залитое светом кафе», — сообщал в письмах Ван Гог.

Надо сказать, художник, трудившийся при свете газовых фонарей, привлек к себе внимание местной прессы. 30 сентября 1888 года в издании L’Homme de Bronze написали: «Господин Винсент (художник-импрессионист) вечером при свете газовых фонарей работает на одной из наших площадей». Кафе существует и сегодня, но, к сожалению, летом здесь очень много туристов. Цены тоже кусаются, меню совсем простое, но любителей творчества Ван Гога перспектива стоять на улице в ожидании столика в легендарном кафе совсем не смущает.

АРЕНА АРЛЕ

Знаменитая Арена — главная достопримечательность Арля, тоже увековечена Ван Гогом. Она была построена во времена правления Адриана, а вмещает примерно 24 тысячи зрителей. В древности здесь часто проводились бои с хищными животными, о чем свидетельствует высокая стена, защищавшая зрителей от нападений зверей. В Средние века Арена серьезно пострадала — местные жители растаскивали ее камни на строительство домов, затем в амфитеатре жили сарацины, превратившие Арену в крепость, а после в ее арках ютились бездомные бедняки — они даже построили на территории амфитеатра две церквушки.

На фото: античная Арена Арля

Арену отреставрировали в 1825 году, сейчас здесь проводят корриды, а во времена Ван Гога тут каждое воскресенье устраивались бои быков, и художник несколько раз посещал их. 12 апреля 1888 года в своем письме Эмилю Бернарду Винсент написал: «Между прочим, я посмотрел бой быков на Арене. Быков было много, но с ними никто не сражался, скорее, это была имитация боя. Зато толпа зрителей была великолепна, множество людей в разноцветных одеждах! Одни на втором ярусе, другие — на третьем, эффект солнца и тени, тени, тени, отбрасываемые этим огромным кругом!»

«Зрители на арене в Арле», Винсент Ван Гог, декабрь 1888 года

Свои впечатления Ван Гог воссоздал на полотне «Les Arènes», в России эта картина известна под названием «Зрители на арене в Арле», ее можно увидеть в Эрмитаже.

АЛИСКАМП — АНТИЧНЫЙ НЕКРОПОЛЬ АРЛЯ

Осенью на призыв Ван Гога приехать в Арль откликнулся Поль Гоген, именно его Винсент видел своим главным соратником. Гоген приехал в город 25 октября 1888 с целью серьезно обсудить идею создания творческого союза художников. Ничего хорошего из этой затеи не вышло. Гогена очень быстро начал раздражать образ жизни Ван Гога, в первую очередь, вечный беспорядок, царивший в его мастерской. «С самого начала меня шокировал ужасающий беспорядок в доме Винсента, — вспоминал Гоген. — Рабочий шкаф был доверху набит тюбиками с красками: новыми и почти пустыми, причем, все были открыты! Его речи часто были сумбурны, мне трудно было понять их логику. Его художественные вкусы часто ставили меня в тупик».

«Кресло Поля Гогена», Винсент Ван Гог, декабрь 1888 года

Пейзажи Прованса, пленившие Ван Гога, Гоген находил неинтересными, с деньгами у творческого дуэта тоже были серьезные проблемы, поэтому они старались не посещать рестораны, а еду готовили дома на маленькой газовой плите. Ван Гога, в свою очередь, бесило нежелание Гогена принять идею коллективного направления во имя будущего живописи. О том, насколько разным было восприятие художников окружающей действительности, можно понять, сравнив полотна Ван Гога и Гогена, написанные ими в Алискампе — древнем некрополе Арля.

«Алискамп, осенний листопад», Винсент Ван Гог, ноябрь 1888 года

Название Алискамп (Alyscamps) — искаженное Champs-Élysées, то есть Елисейские поля. Античный некрополь расположен в нескольких сотнях метрах от современного центра Арля. Здесь погребали усопших галлы, финикийцы, кельты и греки, римляне же расширили некрополь и расставили гробницы вдоль дороги Аврелия до древнего входа в город.

На фото: некрополь Алискампе в Арле

В конце октября и в ноябре 1888 года Ван Гог и Гоген совместно работали в Алискампе, однако художники ни разу не выбрали один и тот же объект и ни разу не поставили мольберты рядом. Работы Гогена, родившиеся здесь, — теплые и деликатные, творения же Ван Гога, напротив, написаны в быстрой, трепетной манере и наполнены живым колоритом.

«Алискамп в Арле», Поль Гоген, 1888 год

«Алискамп», Винсент Ван Гог, октябрь 1888 года

Говорят, именно во время совместной работы в Алискампе окончательно созрел конфликт живописцев, последствия которого общеизвестны. 23 декабря во время очередной ссоры Ван Гог напал на Гогена с бритвой в руках. После в порыве раскаяния, смешанного с безумием, Винсент отрезал себе мочку уха и подарил ее проститутке, а на следующий день его увезли в городской госпиталь, где он был помещен в палату для буйных больных. Гоген же спешно покинул Арль, даже не навестив своего приятеля перед отъездом.

ГОСПИТАЛЬ АРЛЯ — СОВРЕМЕННЫЙ ЦЕНТР ВАН ГОГА

В старый госпиталь Арля Ван Гог попадал трижды. В первый раз, сразу после инцидента с Гогеном. Тогда художником занимался доктор Феликс Рей. Согласно его записям, психологическое состояние Ван Гога в первые дни постоянно ухудшалось, художник не позволял персоналу больницы приближаться к его кровати, преследовал дежурную медсестру, а затем опрокинул на себя уголь из ведра, решив таким образом совершить омовение. В результате больной был изолирован.

«Больничный сад в Арле», Винсент Ван Гог, апрель 1889 года

Доктор Феликс настаивал на том, что Ван Гог должен быть отправлен в психиатрическую больницу Марселя или Экс-ан-Прованса, ведь врачи госпиталя в Арле не могли оказать ему квалифицированную психиатрическую помощь и лечили в основном ухо, но в январе 1889 года художнику внезапно стало лучше, и 4 января ему даже разрешили вернуться в его мастерскую на площади Ламартин.

На фото: старый госпиталь Арля, где сегодня открыт Центр Ван Гога

7 января Винсент вернулся домой, в письме брату Тео он написал: «Мои страдания в госпитале были ужасны». Тем не менее, Ван Гог очень быстро вернулся к работе, в период ремиссии он создал в том числе и портрет доктора Феликса Рея, который подарил врачу на память.

«Портрет доктора Феликса Рея», Винсент Ван Гог, январь 1889 года

В воскресенье 27 января 1889 года художник даже посетил Folies-Arlésiennes — театр и танцевальный зал Арля, и сегодня расположенный по адресу Avenue Victor Hugo 4, где труппа из Марселя давала спектакль La Pastorale. Винсент Ван Гог был впечатлен спектаклем, он отметил красоту и талант актрисы, блиставшей в этот вечер на сцене, а в письме своему брату сообщил: «После увиденного я впервые за долгое время спал без кошмаров». Изображение публики Folies-Arlésiennes можно увидеть на картине «Зал для танцев в Арле», которая сегодня входит в собрание парижского музея Орсэ, правда, написана эта работа была до госпитализации, в 1888 году.

«Танцевальный зал в Арле», Винсент Ван Гог, декабрь 1888 года

К сожалению, уже через месяц психическое состояние художника снова ухудшилось, на этот раз Винсент ван Гог был уверен, что кто-то вознамерился его отравить. Повторно живописец был госпитализирован 7 февраля, и его снова изолировали от окружающих. «Мне ничего не разрешают, даже курить, что разрешено другим пациентам. Мне нечем отвлечь себя, поэтому я постоянно день и ночь думаю о всех, кого знаю», — жаловался в письмах Винсент. Впрочем, 17 февраля художника снова отпустили домой, но ненадолго, уже через полторы недели Ван Гог был принудительно госпитализирован по приказу начальника полиции Арля. Дело в том, что жители города написали мэру Арля заявление с просьбой изолировать буйного живописца, они обвиняли художника в том, что он непристойно ведет себя в общественных местах и преследует женщин.

«Двор Арльзкой больницы», Винсент Ван Гог, апрель 1889 года

В старом госпитале Ван Гог оставался до мая 1889 года, в периоды ясности рассудка он много работал, ведь ему разрешалось выходить на улицу и творить на натуре. Здесь он написал «Больничный сад в Арле», «Двор Арльзкой больницы» и «Палату Арльзкой больницы». Иногда Ван Гогу позволяли выбираться в город в сопровождении ответственного лица, так, известно, что живописца выводил на прогулку его приятель нео-импрессионист Поль Синьяк, периодически навещавший Винсента.

«Палата Арльзкой больницы», Винсент Ван Гог, апрель 1889 года

Затянувшаяся болезнь сделала Ван Гога тревожным и неуверенным в себе, художник пришел к выводу, что и для него, и для окружающих будет лучше, если он продолжит жить отдельно от общества. 8 мая 1889 года Ван Гог добровольно отправился в психиатрическую лечебницу монастыря Сен-Поль-де-Маусоль в Сен-Реми-де-Прованс, где впоследствии и написал свою знаменитую «Звездную ночь». Сегодня в бывшем старом госпитале Арля открыт Центр Ван Гога, здесь хранятся документы, связанные с пребыванием художника в больнице, есть экспозиционные залы, но главная ценность — внутренний дворик с арками, отреставрированный в цветовой палитре картины «Больничный сад в Арле».

МОСТ В ЛАНГУА

В окрестностях города есть две важные локации, связанные с творчеством Ван Гога. Первая — мост в Лангуа (pont de Réginelle, Pont de Langlois), изображенный на пяти картинах художника. Четыре из них написаны маслом, одна — акварелью, кроме того, сохранилось и четыре рисунка моста в Лангуа.

«Мост в Ландуа и прачки», Винсент Ван Гог, март 1888 года

В письмах своему брату Тео, датированных мартом 1888 года, Ван Гог писал, что это место пленило его необычным сочетанием южного солнечного света и холодных цветов окружающего ландшафта, скорее характерных для Дании, чем для Прованса.

«Мост в Ландуа», Винсент Ван Гог, апрель 1888 года

К сожалению, оригинальный мост через канал д’Арль А Бук (Arles–Bouc) не сохранился, вначале в 1930 году его передвинули, а в ходе Второй Мировой войны он был взорван немецкой армией. Сегодня в нескольких километрах к югу от того места, где изначально располагался мост, воссоздана его реплика, так сказать, специально для поклонников творчества Ван Гога.

ХОЛМ МОНМАЖУР

Еще одно важное место для поклонников творчества Ван Гога находится к северу-востоку от города. Это холм Монмажур (Montmajour), где расположено аббатство Святого Петра. Художник впервые поднялся сюда уже через две недели после приезда в Арль. «Вдохновение, которое дарят местные пейзажи, я могу назвать очень интенсивным, поэтому, работая здесь, я не чувствовал никаких неудобств, несмотря на то, что порывы ветра Мистраль были очень сильными, а москиты постоянно меня кусали. Однако красота этих мест и сосредоточение на работе заставили меня не обращать внимание на досадные и раздражающие обстоятельства», — писал Ван Гог.

На фото: аббатство на холме Монмажур

Те, кто бывал в Провансе, знают, порывы Мистраля здесь насколько сильные, что подчас и человека могут с ног сбить. Поскольку холст, установленный на мольберте, все время трясло, работать Ван Гогу приходилось с помощью тростникового пера. Именно здесь он создал картину «Закат в Монмажуре», у которой — удивительная история, она стала той самой «новой картиной Ван Гога», подлинность которой удалось доказать лишь в 2013 году.

«Закат в Монмажуре», Винсент Ван Гог, июль 1888 года

«Закат в Монмажуре» был закончен в июле 1888 года, но по какой-то причине художник не подписал картину, а после смерти Винсента Ван Гога она находилась в коллекции его брата Тео. На обратной стороне холста сохранился номер 180, сделанный во время описи коллекции. В 1908 году картину приобрел норвежский промышленник Кристиан Николай Мюстад, но из-за отсутствии подписи в подлинности полотна владельцы уверены не были. В 1991 году была проведена первая экспертиза картины, и тогда специалисты пришли к выводу, что перед ними подделка. Повторное исследование «Заката в Монмажуре» провели специалисты Музея Винсента Ван Гога Луи ван Тилборг (Louis van Tilborgh) и Тей Медендорп (Teio Meedendorp). Им удалось установить, что эта работа, действительно, принадлежит кисти великого нидерландского художника, о чем было официально объявлено 9 сентября 2013 года. С 24 сентября 2013 года картина «Закат в Монмажуре» выставлена в Музее Винсента Ван Гога в Амстердаме.

Канал создательницы сайта Юлии Малковой, а также анонсов, новостей и личных заметок в мессенджере Telegram

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Поделиться с друзьями

Surf

Юлия Малкова — Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ / ART STUDIES

УДК: 75.02

ОСОБЕННОСТИ УНИКАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЖИВОПИСИ

ВИНСЕНТА ВАН ГОГА

Е. Р. Котляр, Ф. С. Эмирусеинова1

В статье раскрываются особенности творческого метода Винсента Ван Гога, основные этапы его творческого и жизненного пути. Проанализирована связь содержания произведений художника с основной идеей гуманизма, воплощенной как в фигурах, так и в цветовых сочетаниях. Охарактеризован уникальный метод работы художника с масляной краской, уникальная манера наложения мазка, делающая его произведения узнаваемыми.

Ключевые слова: живопись, постимпрессионизм, Винсент Ван Гог.

Винсент Вильям Ван Гог — великий художник-постимпрессионист — родился и вырос на юге Нидерландов в многодетной семье пастора Теодора. Как и все художники-постимпрессионисты, уходя от академического изображения реальности, он отказывался от поиска выражения сиюминутных впечатлений, изображал основные элементы окружающего мира, прибегая к декоративной стилизации . Для него не так важен был объект, как смысл и символизм изображений, эмоции и чувства, которые вызывают картины .

Как пишет в своих исследованиям, посвященным жизни и творчеству художника А. Перрюшо, после смерти его имя стало популярным: личность Винсента, как и его искусство стало объектом изучения, общество заинтересовалось им и его работами. О нём писали статьи, очерки, романы, медицинские труды, повести. Искусство Ван Гога и его неповторимый стиль безусловно повлияли на формирование художественной культуры XX века .

Художественный путь Винсента Ван Гога был тяжелым. Десять лет он потратил для поиска себя в искусстве. Его терзали сомнения, и часто ожидало разочарование. А. Перрюшо подчеркивает, что девизами художника были «Искусство — это борьба…», «…надо работать как несколько негров…», «лучше ничего не делать, чем выражать себя слабо.» — это свидетельство его самоотдачи

1 Котляр Елена Романовна — кандидат искусствоведения, доцент, кафедра декоративного искусства ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет», Симферополь, Россия

Эмирусеинова Фатма Сейдаметовна — студент, ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет», Симферополь, Россия

живописи. Несмотря на все неудачи, он долго терпел: «Искусство долго, а жизнь коротка, и нам надо набраться терпения, если мы хотим подороже продать свою шкуру». Он всю свою жизнь добивался того, чтобы быть признанным. Он никогда не останавливался, и даже бедность не была причиной, чтобы отказаться от своего творчества: «В суровых испытаниях судьбы учишься смотреть на вещи совсем иными глазами», «…мы должны принять одиночество и бедность…», «…нельзя ни сомневаться, ни колебаться: надо быть уверенным в себе и находить прекрасным то, что прекрасно» .

Дж. Ревалд в своей монографии, посвященной импрессионизму, пишет, что Винсент Ван Гог разработал свой собственный стиль. На картинах он через цвет выражал свои чувства, переживания. Можно заметить, что многие его картины имеют яркий, насыщенный контраст. Винсент писал своему брату о том, что работает он главным образом контрастами дополнительных цветов. Пишет «оранжевые тигровые лилии на синем фоне», «букет пурпурных георгинов на желтом фоне», «красные гладиолусы в синей вазе на желтом фоне». Часто художник применяет желтый цвет . В основном желтый цвет соседствует с ярко-синим. «.Ищи жизнь в цвете. Подлинный рисунок — это моделировка цветом. Я сделал дюжину пейзажей — два откровенно зеленые, откровенно синие. Так я борюсь за жизненность и прогресс искусства», — так писал в своем письме английскому художнику Ван Гог . Желтый — это любимый цвет Ван Гога. Именно этот цвет чаще всего он использует в своих картинах . В монографии Н. А. Дмитриевой приводятся следующие цитаты: «Солнце, свет, который я за неимением более точных терминов могу назвать лишь желтым — ярко-бледно-желтым, бледно-лимонно-золотым. Как, однако, прекрасен желтый цвет!» . В одном из писем художник признается своему брату о том, что любил собрать остатки краски и съесть их. Больше всего он предпочитал желтую. Это причиняло ему большой вред, так как в красках содержался свинец, который приводил к расстройству психического здоровья. Позднее написанные работы художника свидетельствуют об этом. Картины стали более яркими. Возможно, это было признаком ухудшения зрения и восприятия цвета из-за воздействия свинца. Ещё одной версией любви к желтому цвету является то, что художник употреблял абсент — крепкий алкогольный напиток на основе экстракта горькой полыни, содержащей в себе ядовитые вещества. Это приводило к галлюцинациям и к искаженному восприятию цветов . В своих письмах он писал об ассоциациях с различными красками: «.я пытался выразить неистовые человеческие страсти красным и зеленым.» или «.выразить зародившуюся в мозгу мысль сиянием светлого тона на темном фоне.». Желтый и синий для Ван Гога были противоположностями: от нежно-лимонного до ярко-оранжевого — казались ему символом солнечного света, пшеничного поля, символом любви и жизни; от голубого до почти черного — был символом «бесстрастной вечности», «фатальной неизбежности» и «смерти». По мнению художника, борьба этих двух красок — это вечная борьба зла и добра, света

и мрака. Остальные цвета лишь дополняли их, усиливали и ослабляли, по мнению А. Перрюшо .

Если внимательно изучать картины Ван Гога, то можно заметить, как художник делает необычные мазки, создающие завихрения. Математики, исследовавшие картины Ван Гога, утверждают, что эти завихрения на некоторых полотнах практически точно описывают турбулентные потоки воздуха, которые невидимы для человеческого глаза. Это выражается в том, что большая или меньшая яркость точек на картинах пропорциональна скоростям точек потока в соответствующих координатах при математическом моделировании турбулентности. При этом известно, что картины эти были написаны в период расстройства психического здоровья художника . «Кто же из людей нормален?», — так писал Винсент. Но, несмотря на это, Ван Гог умело передает в своих картинах те чувства и эмоции, которые ощущал во время работы над ними: «Говорить за нас должны наши полотна. Мы создали их, а они существуют, и это самое главное».

В 1922 году Карл Ясперс в психиатрическом очерке о Ван Гоге писал: «Взятые в отдельности, его работы, наверное, очень сильно уступали бы великим произведениям искусства второй половины тысячелетия, но его экзистенция (которая, в свою очередь, без этих художественных произведений никогда не стала бы нам ясна и именно в них наиболее явно себя выражает), взятая как целое, достигает небывалой высоты.. Именно из нее, порожденные идентичностью религиозных, этических и художественных импульсов, возникают его работы» . Работы Винсента Ван Гога импульсивные, характерные и яркие по колориту. В мире искусства они имеют большую ценность. Многие его картины стали весьма популярными, такие как: «Автопортрет с перевязанным ухом» (1889, Галерея института Курто, Лондон), «Звёздная ночь» (1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Пшеничное поле с кипарисами» (1889, Национальная галерея, Лондон), «Кипарисы» (июнь 1889, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США),»Пейзаж с оливами» (1889, Собрание Дж. Г.Уитни, Нью-Йорк) и другие.

Н. В. Кузова в своей статье о творчестве В. Ван Гога пишет, что картина «Красные виноградники» вошла в историю, как первая и последняя из картин, которую Ван Гог продал при жизни. Её купили за четыреста франков . Эта картина изображает тяжелый труд людей. Наличие яркого контраста придает картине декоративности. Красный цвет наиболее ярко выражен на этой картине, а желтый цвет заливает всё небо. Небольшие фигуры людей дополняют этот пейзаж.

Одно из первых шедевров, выполненных на раннем этапе творчества — это картина «Едоки картофеля», на которой акцентирует внимание А. Перрюшо. Сам Ван Гог писал о ней: «Лучшее из того, что я сделал, это, в конечном счете, картина, которую я написал в Нюэнене, — крестьяне, едящие картофель». Эта картина стала вершиной голландского искусства. Винсент изображает бедных людей, в нищем доме за скромным ужином. Он изображает крестьян, собравшихся вокруг стола. Один из них передает картофелину. Несмотря на жалкий вид этих людей, картина

привлекает к себе тем, что наполнена любовью и теплом. В этой картине раскрывается вся сущность жизни крестьян: они едят для того, чтобы работать, и работают для того, чтобы есть .

Винсент Вильям Ван Гог — личность интересная и загадочная. Многие события в его жизни остаются до сих пор тайной. Как человек он был добросердечным и открытым, был человечным, жизнерадостным, стойким. Хоть и начал он свою творческую жизнь поздно, но за всё это время он написал около 900 картин и столько же рисунков. Ван Гог посвятил себя искусству, и оно поглотило его всецело. Общество не принимало его, но любовь к человечеству жила в его сердце всегда. Ван Гог писал: «То, над чем я сейчас работаю, должно найти себе продолжение не сразу и не сейчас. Но ведь найдутся же некоторые, которые также верят во все, что правдиво. А что значат отдельные личности? Я ощущаю это так сильно, что склонен историю человечества отождествлять с историей хлеба: если не посеять в землю, то что же тогда молотить?…» .

Литература

1. Ван Гог. Письма к друзьям / пер. с фр. П. Мелковой. — СПб.: Азбука, азбука — Аттикус, 2012. — 224 с.

3.Дмитриева, Н.А. ВинсентВан Гог. Человек и художник / Н. А. Дмитриева. — М.: Наука, 1980.

4. Кузова Н. В. Жизнь и творчество Винсента Ван Гога // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 462-465.

5. Перрюшо, А.Винсент Ван Гог: жизнь. Письма/ А. Перрюшо. — К.: Мистецтво, 1994. — 444 с.

8. Ревалд, Дж. Постимпрессионизм/ Дж. Ревалд. — Пер. с англ. П.В.Мелковой; Общ. ред. А. Н. Изергиной. — М.: Искусство, 1962. — 436 с.

9. Эник, Н. Слава Ван Гога. Опыт антропологии восхищения / пер. с фр. КаренаСаркисова. — М.: V-A-C press, 2014. — 384 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PECULIARITIES OF UNIQUE PAINTING TECHNOLOGY ВУ VINCENT VAN GOGH

Kotlyar E.R., Emiruseinova F.S.

Kotlyar Elena Romanovna — PhD (Art), Crimean Engineering Pedagogical University, Simferopol, Russia

Emiruseinova Fatma Seidametovna — student, Crimean Engineering Pedagogical University, Simferopol, Russia

1. Van Gogh. Pis’ma k druz’jam / per. s fr. P. Melkovoj. — SPb.: Azbuka, azbuka — Attikus, 2012. — 224 s.

3. Dmitrieva, N.A. Vinsent van Gogh. Chelovek i hudozhnik / N. A. Dmitrieva. — M.: Nauka, 1980.

4. Kuzova N. V. Zhizn’ i tvorchestvo Vinsenta van Gogha // Molodoj uchenyj. — 2015. — №16. — S. 462-465.

5. Perrjusho, A.Vinsent van Gogh: zhizn’. Pis’ma/ A. Perrjusho. — K.: Mistectvo, 1994. — 444 s.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *