Затраты на строительство склада

Затраты на строительство склада

Содержание

Капитальное строительство может осуществляться различными способами

Понятие»способ капитального строительства»объясняет, чьими силами и в форме каких правоотношений осуществляется строительство

Различают два основных (подрядный и хозяйственный способы) и смешанный способ капитального строительства (подрядно-хозяйственный)

Подчиненный способ является наиболее распространенным и характеризуется наличием договорно-подрядных отношений между инвестором / заказчиком и исполнителем / исполнителями строительных и связанных с ними работ. Предполагается я, что заказчик как субъект инвестирования пидряджае на строительство объекта строительного подрядчика на соответствующих договорных условиях. Отношения, складывающиеся при этом, регулируются договором подряда на к апитальне строительство (понятие, виды, требования закона относительно содержания и формы таких договоров, порядок заключения и исполнения рассматривались в главе IV»Хозяйственные обязательства»»).

Хозяйственный способ заключается в выполнении работ и вводе объекта в эксплуатацию силами самого застройщика, то есть того предприятия или организации, которое является распорядителем инвестиций и имеет утвержденную д. тельно (проектно-сметную) документацию. Строительство по этому способу осуществляется силами собственных строительных подразделений определенной организации (предприятия) наряду с основной хозяйственной деятельностью, для чего создается управление (отдел, департамент) капитального строительства. Отношения, складывающиеся при этом, является внутрихозяйственнымми.

На практике используется еще и смешанный способ — подрядно-хозяйственный, когда часть работ выполняет организация-застройщик собственными силами, а на выполнение остальных работ пидряджае соответствующие строител ни организации, заключая с ними договор подряда на капитальное строительство (выполнение строительных и связанных с ними работ.

Капитальное строительство как форма инвестирования состоит из двух основных стадий, регулируются актами строительного законодательства. Первым этапом является подготовительная стадия (обычно именуется стадией проекта ування), на которой:

инвестор определяет целесообразность инвестирования в форме капитального строительства определенного объекта, на заказ инвестора специализированными (проектными или проектно-изыскательскими) организациями разрабатывают ься предпроектные документы, проводятся соответствующие исследования, после чего инвестор принимает решение об инвестировании

на основании принятого решения и предпроектных документов инвестор заключает с проектной организацией договор на разработку инвестиционного проекта строительства (проектно-сметной документации); такой проект должен пройти комплексную государственную экспертизу инвестиционных проектов строительства; при наличии положительного заключения. Укринвестэкспертизы инвестор может принять инвестиционный проект и принять е дповидних меры к его реализации.

Следующей стадией является реализация инвестиционного проекта строительства, которая может быть обеспечена самим инвестором (в случае применения хозяйственного способа строительства) или строительным подрядчиком (если в используется подрядный способ строительства). После реализации инвестиционного проекта завершенный строительством объект принимается в эксплуатацию в соответствии с установленным порядком (см. тему 15″Окр эми виды хозяйственных договоров»раздела IV»Хозяйственные обязательства»»).

3 Правоотношения по капитальному строительству

Правоотношения по капитальному строительству (строительные правоотношения) — это урегулированные правом хозяйственные относительный по организации, управления и непосредственного осуществления капитального строительства

Эти правоотношения являются комплексными, что обусловлено сложностью хозяйственной деятельности в области капитального строительства. Комплексность строительных правоотношений состоит в том, что они включают:

подрядные отношения по осуществлению и производства вуза ковочных и проектных работ;

отношения по строительным подрядам;

отношения по строительным поставок;

— отношения по предоставлению услуг, связанных с капитальным строительством. Комплексность правоотношений по капитальному строительству предполагает наличие у них основной деятельности, регулируется правом. Это п проектная и строительная деятельность (проектные и строительные подряды). Материальное содержание этих правоотношений состоит в выполнении и сдаче организацией-подрядчиком заказанной работы, а также принятии и опл а те ее заказчикуком.

Правоотношения по капитальному строительству экономически представляют собой особый вид имущественно-организационных отношений их предметом с специфический товар — проектная и строительная продукция, обычно производят яеться и передается заказчику на платной основе. Проектный подрядчик производит определенные (заказные) заказчиком проектно-изыскательские работы, конечным результатом которых является проектная продукция. Заказчик принимает и оплачивает этот товавар.

Строительный подрядчик выкапывает определены (заказные) заказчиком строительные работы, конечным результатом которых является законченный строительством, то есть готов к эксплуатации, объект

Хозяйственные правоотношения по капитальному строительству (в случае применения подрядного способа) — это комплексные имущественно-организационные правоотношения, содержанием которых является организация, производство и сдача ор рганизациею-подрядчиком определенных (заказных) заказчиком проектно-изыскательских и / или строительных и связанных с ними работ, прием и оплата их заказчиком, введения в действие законченного строек ом объект.

Субъекты правоотношений по капитальному строительству — это лица, обладающие совокупностью хозяйственных прав и обязанностей, необходимых для организации и непосредственного осуществления строительных и связан них с ними работ (проектных, изыскательских, монтажно-наладочных и др.). К ним относятсяь:

хозяйственные организации, предметом деятельности которых является выполнение проектно-изыскательских, строительных и связанных с ними работ; ими могут быть как предприятия, так и сложные образования — хозяйственные и объединения (в том числе государственные строительные корпорации»Укрбуд»,»Укрстройматериалы»и др., Украинская кооперативно-государственная корпорация по агропромышленному строительству»Украгропромбуд»), холдинговые ко мпании (например, х / к»Киевгорстрой») и их дочерние / корпоративные предприятия;

подразделения хозяйственных организаций, специализирующихся и капитальном строительстве (управления, департаменты капитального строительства), они выступают как субъекты внутрихозяйственных отношений а при наличии соответствующих полномочий, закрепленных в. Положении о таких подразделениях, — и во внешних отношениях от имени организации, в структуру которой входят

предприниматели-граждане (индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность по капитальному строительству, имея статус официально зарегистрированного предпринимателя и соответствующие лицензии и выполнения т тех видов деятельности в сфере строительства, требующих специального разрешения — лицензии)

государство, действует в лице:

а) высших органов государственной власти (как заказчик по особо

важных и крупных по стоимости объектов, имеющих общегосударственное значение

выступает. Кабинет. Министров Украины);

б) специально уполномоченного органа в сфере капитального строительства -. Министерство регионального развития и строительства Украины,

соответствии с. Положением, утв-го постановлением. Кабинета. Министров Украины от

16 мая 2007 г. № 750, осуществляет государственное регулирование в сфере капитального

строительства путем: издание государственных строительных норм и правил, государственных стандартов, обеспечение через систему соответствующих органов государственной экспертизы инвестиционных проектов строительства (соотв но в. Порядок утверждения инвестиционных программ и проектов строительства и проведения их государственной экспертизы, утв постановлением. Кабинета. Министров Украины от 31 октября 2007 г. № 1269), организации лицеев нзування строительных и связанных с ними работ, сертификации строительной продукции и осуществления государственного архитектурно-строительного надзора за качеством строительных работ (возлагается на. Держархбудинс пекцию, входящий в состав. Минрегионстроя и действует в соответствии с. Положением об архитектурно-строительный контроль, утв постановлением. Кабинета. Министров Украины от 25031993 г ??№ 225) и выполняет другие полномочия аження в сфере капитального строительстваицтва;

в) отраслевых и других органов государственного управления (хозяйственных министерств, ведомств, государственных хозяйственных объединений и государственных холдинговых

компаний);

сложные функции: (1) собственника имущества в отношении государственных предприятий — участников

корпорации и (2) обеспечение координации деятельности предприятий — участников корпорации и организации выполнения ими строительных и связанных с ними

работ;

г) местных государственных администраций, в состав которых входят управления по капитальному строительству (действуют на основании. Типового положения, утв-го постановлением. Кабинета. Министров Украины от 6 сентября 200 00 г № 1401);

— органы местного самоуправления в лице соответствующих советов народных депутатов, их исполкомов, управлений капитального строительства исполкомов

Участниками правоотношений по капитальному строительству также (могут быть) предприятия и нехозяйственные организации, которые нуждаются в выполнении строительных и связанных с ними работ, а также граждане — как потребители строительной продукции.

Участники правоотношений по капитальному строительству могут выполнять различные функции и в зависимости от этого получать соответствующее наименование

Инвестор — это субъект инвестиционной деятельности в сфере капитального строительства, который принимает решение о вложении собственных, заемных или привлеченных средств (инвестиций) в объекты инвестирования, нал лежат к основным фонде.

Заказчик — это субъект инвестиционной деятельности в области капитального строительства, заказывает у подрядчика выполнения проектно-изыскательских, строительных и связанных с ними работ. В роли заказчика мож же выступать сам инвестор или уполномоченное им лицо, в том числе консалтинговая и / или инжиниринговая организация, специализирующаяся на строительстві.

Подрядчик — организация или индивидуальный предприниматель, на договорных началах за плату подряжается выполнять по заказу заказчика проектно-изыскательские, строительные и связанные с ними работы

Выполнение строительных работ (независимо от способа капитального строительства) требует лицензирования, осуществляется с целью обеспечения публичных интересов в соответствии с установленными требованиями (насампере ед относительно их качества, безопасности, долговечности зданий и сооружений.

Согласно. Закону»О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»(пункт. ЗО в 9), в сфере строительства подлежат лицензированию изыскательские и проектные работы для строительства, возведение нес несущих и ограждающих конструкций, строительство и монтаж инженерных и транспортных мереж.

Указанные работы конкретизированы в. Лицензионных условиях осуществления строительной деятельности, утвержденных совместным приказом. Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и. Де ержавного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины № 112/182 от 13092001 г. Так, согласно приложению к пункту 13. Лицензионных условий, подлежащих лицензированию следующие виды работ в сфере строительстватва:

· инженерные изыскания;

· инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические изыскания, эколого-геологические изыскания и составления отчета;

· проектные работы;

· разработка градостроительной документации;

· архитектурное и строительное проектирование, в том числе:

· конструирование несущих конструкций;

· проектирование внутренних инженерных сетей, систем и сооружений;

· разработка специальных разделов проектов;

· технологическое проектирование объектов;

· возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений, строительство и монтаж инженерных и транспортных сетей, в том числе:

· возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений;

· монтаж конструкций внешних инженерных сетей и систем;

· монтаж внутренних инженерных сетей, систем, приборов и средств измерения;

· защита конструкций, оборудования и сетей;

· строительство транспортных сетей;

· монтаж технологического оборудования

Лицензирование строительной деятельности осуществляют. Минстрой,. Совет министров. Автономной. Республики. Крым, областные,. Киевская и. Севастопольская городские государственные администрации (п 9-1 перечня органов лицензирования ния, утв-го постановлением. Кабинета. Министров Украины от 14 ноября 2000 № 16988).

С ценами на строительство складов различного вида Вы можете ознакомиться на нашем сайте.

На определение стоимости сооружения влияет его тип, предоставляемые к помещению требования, наличие систем пожарной, охранной сигнализации и т.д. Играет роль также уровень оснащенности, виды оборудования и материалов.

Так, цена строительства склада холодильника будет существенно выше цены на возведение холодных складов, так как в данном случае используются теплоизоляционные материалы и холодильное оборудование.

Наши услуги

Для расчета стоимости возведения складского здания Вы можете воспользоваться нашим калькулятором или позвонить нам для получения консультации.

Мы выполняем проектирование, расчет и строительство складов всех видов под ключ при оптимальном соотношении цены и качества.

Стоимость строительства склада в смете

Возведение склада предполагает расчет его примерной стоимости. Она отражается в сметной документации.

Сметная стоимость – это плановые расходы на создание объекта в соответствии с проектными данными. С помощью грамотно составленной сметы можно снизить расходы на строительство, правильно организовать бюджет.

При ее разработке учитываются следующие составляющие:

  • размеры помещения;
  • тип фундамента;
  • расходы на оборудование, стройматериалы, подведение коммуникаций;
  • природные явления (ветровое и снеговое воздействие);
  • вид склада (холодный, теплый), его функции, особенности теплоизоляционных материалов;
  • план монтажа инженерных сетей, коммуникаций;
  • особенности устройства окон, дверей, внутренних перегородок, напольного покрытия;
  • технология возведения здания, план земляных и монтажных работ.

Сметная стоимость корректируется на всех этапах проектирования, может уточняться и модифицироваться. После составления примерной сметы ее одобряет Заказчик.

Затем составляется смета детальная, где фигурирует конечная стоимость сооружения.

Документом, фиксирующим все окончательные затраты на возведение объекта, является сводный сметный расчет стоимости строительства.

Стоимость строительства складов индивидуального хранения

Складские комплексы индивидуального хранения предоставляют услугу хранения вещей и имущества физических и юридических лиц.

Стоимость постройки зависит от ее метража, оснащенности, применяемых материалов. Чаще всего это теплый охраняемый склад с боксами.

Это огражденные участки площадью от одного до нескольких десятков м2 с многоярусными стеллажами внутри.

Свойство таких складов – возможность хранения большого количества вещей в ограниченном пространстве, занимаемом полностью, в том числе и в высоту. Температура и уровень влажности в этих помещениях поддерживается на одном уровне в течение всего года.

Оборудованы они должны быть так, чтобы хранение практически любого типа вещей было безопасным.

В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. На основании ст. 125 и ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника могут осуществлять органы местного самоуправления в рамках их компетенции, которая установлена актами, определяющими статус этих органов.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, ст. 296 ГК РФ (п. 3 ст. 215 ГК РФ). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).
В соответствии с п. 7 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон N 131-ФЗ) местная администрация обладает правами юридического лица, а в соответствии с п. 2 ст. 41 данного Закона она является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица.
Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Таким образом, администрация муниципального образования одновременно наделена полномочиями органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества, финансового органа, а также муниципального казенного учреждения.
Следовательно, Администрация муниципального образования может выделить две категории имущества, которое по объективным причинам не может быть закреплено за каким-либо муниципальным учреждением на праве оперативного управления:
1. Имущество, которое непосредственно будет использоваться Администрацией для осуществления управленческих функций.
2. Имущество, которое будет использоваться публично-правовым образованием для решения вопросов местного значения в соответствии с положениями Закона N 131-ФЗ.
Первая категория имущества может быть закреплена за самой Администрацией на праве оперативного управления и отражена в бюджетном учете в качестве соответствующих объектов нефинансовых активов. А вот вторая категория имущества, как правило, относится к имуществу казны соответствующего публично-правового образования.
Таким образом, в качестве собственника муниципальное образование принимает решение о наиболее эффективном способе использования своего имущества (закреплении его за конкретной организацией на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или учете в составе имущества казны). В основе решения по каждому объекту должно лежать социальное и экономическое обоснование.
В настоящее время органы местного самоуправления, казенные учреждения ведут бюджетный учет в порядке, предусмотренном «Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета…», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), и Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее — Инструкция N 162н).
В рассматриваемой ситуации объект незавершенного строительства закреплен за Администрацией муниципального образования (учреждением) на праве оперативного управления и учитывается на счете 110611000 «Вложения в основные средства — недвижимое имущество учреждения». Однако для реализации муниципальных задач и функций в соответствии с нормативно-правовыми актами муниципального образования признано целесообразным и эффективным передать данный объект в состав имущества казны.
Таким образом, по сути, осуществляется передача учреждением муниципального имущества с прекращением права оперативного управления органу, осуществляющему от имени муниципального образования права собственника имущества. Следовательно, для отражения передачи в соответствии с п. 34 Инструкции N 162н желательно использовать счет 140120241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям».
Согласно требованиям Инструкции N 157н учет объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну, осуществляется на балансовом счете 10800 «Нефинансовые активы имущества казны». А из содержания п.п. 141-146 Инструкции N 157н следует, что для принятия объекта к учету в составе имущества казны, например, на счете 010851000 «Недвижимое имущество, составляющее казну» достаточно, чтобы он мог быть отнесен к недвижимому имуществу. Напомним, что согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся, в частности, объекты незавершенного строительства*(1).
Таким образом, при переводе объекта незавершенного строительства в состав имущества казны в соответствии с п.п. 34, 38 Инструкции N 162н в учете должны быть оформлены следующие бухгалтерские записи:
Дебет КРБ 140120241 Кредит КРБ 110611410
— передан администрацией (муниципальным казенным учреждением) с прекращением права оперативного управления объект незавершенного строительства;
Дебет гКБК 110851310 Кредит КДБ 140110180
— принят администрацией (органом, осуществляющим от имени муниципального образования права собственника имущества) в состав имущества казны объект незавершенного строительства.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир
26 мая 2011 г.
──────────────────────────────────────────────────
*(1) Обратите внимание, что положения п. 92 действовавшей до 1 января 2011 года Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н, прямо предусматривали учет в составе имущества казны на счете 010801000 «Недвижимое имущество в составе имущества казны» соответствующих капитальных вложений (объектов незавершенных строительством) (смотрите также статью «Изменения в учете нефинансовых активов бюджетного учреждения» (Л.П. Курочкина, «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», N 7, апрель 2009 г.)).

Об утверждении Порядка списания затрат по объектам незавершенного строительства и Положения о комиссии по списанию затрат по объектам незавершенного строительства

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «СЫКТЫВКАР»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2019 года N 7/2212
Об утверждении Порядка списания затрат по объектам незавершенного строительства и Положения о комиссии по списанию затрат по объектам незавершенного строительства

Руководствуясь Бюджетным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования городского округа «Сыктывкар», в целях упорядочения процедуры проведения и документального оформления списания затрат по объектам незавершенного строительства МО ГО «Сыктывкар» администрация МО ГО «Сыктывкар» постановляет:

1. Утвердить Порядок списания затрат по объектам незавершенного строительства согласно приложению N 1.

2. Утвердить Положение о комиссии по списанию затрат по объектам незавершенного строительства согласно приложению N 2.

3. Утвердить состав комиссии администрации МО ГО «Сыктывкар» по списанию затрат по объектам незавершенного строительства согласно приложению N 3.

4. Рекомендовать администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» принять аналогичный нормативный правовой акт, регулирующий порядок списания затрат по объектам незавершенного строительства на территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар».

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Хозяинову Н.С.

И.о. главы МО ГО «Сыктывкар» —
руководителя администрации
Н.ХОЗЯИНОВА

Приложение N 1. Порядок списания затрат по объектам незавершенного строительства

Приложение N 1
к Постановлению
администрации МО ГО «Сыктывкар»
от 23 июля 2019 г. N 7/2212

Общие положения

1.1. Настоящий Порядок списания затрат по объектам незавершенного строительства (далее — Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом МО ГО «Сыктывкар».

1.2. Настоящий Порядок устанавливает процедуру принятия решения о списании затрат по объектам незавершенного строительства при осуществлении строительства (реконструкции, модернизации) (далее — строительство), произведенных отраслевыми (функциональными) органами администрации МО ГО «Сыктывкар», муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями МО ГО «Сыктывкар» (далее — Балансодержатели) за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

1.3. Под затратами по объектам незавершенного строительства понимаются затраты на выполненные строительно-монтажные работы, предпроектные работы, проектные, проектно-изыскательские работы, инженерно-изыскательские работы, технико-экономические обоснования (далее — ТЭО), оборудование, прочие работы и затраты, входящие в сметы на строительство, которые финансировались за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и учитываются на балансе Балансодержателя.

1.4. Решение о списании затрат по объекту незавершенного строительства принимается в отношении объекта незавершенного строительства, отвечающего хотя бы одному из следующих требований (критериев):

а) строительство объекта незавершенного строительства прекращено более 5 лет назад и отсутствует целесообразность его дальнейшего использования;

б) объект незавершенного строительства не является предметом действующих договоров строительного подряда и отсутствует экономическая целесообразность его дальнейшего строительства;

в) возведенные строительные конструкции и элементы конструкций объекта незавершенного строительства частично или полностью разрушены и непригодны для дальнейшего использования в результате длительного перерыва в строительстве, стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы, террористических актов, иных действий, произведенных вне зависимости от воли Балансодержателя, пожаров, аварий, хищений, документально подтвержденных органами внутренних дел, органом федерального государственного пожарного надзора, другими уполномоченными органами;

г) предпроектная, проектная, проектно-сметная (далее — проектная) документация объекта незавершенного строительства не соответствует установленным нормативным требованиям и техническим условиям, установленным действующим законодательством, и (или) истек срок действия проектной документации (5 лет и более с даты утверждения проектной документации по объекту незавершенного строительства, строительство которого не начато и не планируется). Объект незавершенного строительства должен отсутствовать в перечне инвестиционных программ на текущий год и плановый период.

1.5. В целях осуществления списания затрат по объектам незавершенного строительства Балансодержателем создается инвентаризационная комиссия (далее — Инвентаризационная комиссия), наделенная следующими полномочиями:

— осмотр и фотофиксация объекта незавершенного строительства;

— сбор документации по объекту незавершенного строительства, указанной в пункте 2.1 настоящего Порядка и ее проверка на соответствие нормам действующего законодательства;

— установление непригодности (пригодности) возведенных строительных конструкций, элементов конструкций и оборудования к восстановлению и дальнейшему использованию;

— установление причин непригодности строительных конструкций, элементов конструкций и оборудования;

— составление по результатам работы Инвентаризационной комиссии акта списания затрат по объекту незавершенного строительства;

— выдача заключения о необходимости обследования конструкций объекта незавершенного строительства специализированной (строительно-технической) организацией на наличие (отсутствие) способности объекта незавершенного строительства сохранять свои прочностные, физические и другие свойства, устанавливаемые при проектировании и обеспечивающие его нормальную эксплуатацию в течение расчетного срока службы;

— в случае отсутствия документов, подтверждающих финансирование объекта незавершенного строительства за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до 2003 года, составление акта затрат по объекту незавершенного строительства;

— в случаях, когда объект незавершенного строительства частично или полностью разрушен и непригоден для дальнейшего использования в результате стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы, террористических актов, иных действий, произведенных вне зависимости от воли Балансодержателя, пожаров, аварий, хищений, сбор документов органов внутренних дел, органов федерального государственного пожарного надзора, других уполномоченных органов, подтверждающих факт стихийных и иных бедствий, а также действий, произведенных вне зависимости от воли Балансодержателя;

— подготовка ходатайства о списании затрат по объекту незавершенного строительства с приложением всех необходимых документов и материалов.

1.6. В целях подготовки и принятия решения о списании затрат по объектам незавершенного строительства, финансирование которых осуществлялось за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в администрации МО ГО «Сыктывкар» создается постоянно действующая комиссия администрации МО ГО «Сыктывкар» по списанию затрат по объектам незавершенного строительства (далее — Комиссия).

Порядок списания затрат по объекту незавершенного строительства

2.1. Балансодержатель направляет в Комиссию ходатайство о списании затрат по объекту незавершенного строительства с приложением следующих документов:

— копия проектной документации объекта незавершенного строительства (при наличии);

— копия акта о приостановлении строительства, составленного Балансодержателем объекта незавершенного строительства с участием подрядной организации, по форме КС-17, утвержденной постановлением Государственного комитета по статистике РФ от 11 ноября 1999 г. N 100 (при наличии);

— копия акта технического обследования объекта незавершенного строительства, составленного Балансодержателем в произвольной форме (составляется в случаях, указанных в подпункте в) пункта 1.4 настоящего Порядка);

— копия разрешения на строительство объекта незавершенного строительства (при наличии);

— копии документов о предоставлении земельного участка для строительства (при наличии);

— копия акта о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству, составленного Балансодержателем с участием проектной организации, по форме КС-18, утвержденной постановлением Государственного комитета по статистике РФ от 11 ноября 1999 г. N 100 (при наличии);

— фотографии объекта незавершенного строительства (предоставляются в случаях, указанных в подпункте в) пункта 1.4 настоящего Порядка);

— ведомость списания затрат по объекту незавершенного строительства, финансирование которого осуществлялось за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему Порядку);

— пояснительная записка к ходатайству о списании затрат по объекту незавершенного строительства (приложение N 2 к настоящему Порядку);

— акт списания затрат по объекту незавершенного строительства (приложение N 3 к настоящему Порядку);

— копии документов, подтверждающих финансирование объекта незавершенного строительства за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

— копии справок о выполненных работах и затратах по объекту незавершенного строительства;

— акт Инвентаризационной комиссии затрат по объекту незавершенного строительства (предоставляется в случае отсутствия документов, подтверждающих финансирование объекта незавершенного строительства за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до 2003 года);

— копии документов органов внутренних дел, органов федерального государственного пожарного надзора, других уполномоченных органов, подтверждающие факт стихийных и иных бедствий, пожаров, аварий, хищений, а также действий, произведенных вне зависимости от воли Балансодержателя (предоставляются в случаях, когда объект незавершенного строительства частично или полностью разрушен и непригоден для дальнейшего использования в результате стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы, террористических актов, иных действий, произведенных вне зависимости от воли Балансодержателя объекта незавершенного строительства).

К ходатайству о списании затрат по объекту незавершенного строительства могут быть приложены иные документы, относящиеся к данному объекту.

2.2. Комиссия рассматривает представленные Балансодержателем материалы и документы по объекту незавершенного строительства в соответствии с Положением о комиссии по списанию затрат по объектам незавершенного строительства.

2.3. Копия протокола заседания Комиссии, содержащего решение Комиссии о списании затрат (об отказе в списании затрат) по объекту незавершенного строительства, в течение 3 рабочих дней с момента его подписания направляется Балансодержателю.

2.4. На основании решения Комиссии о согласовании списания затрат Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Сыктывкар» готовит проект постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» о списании затрат по объекту незавершенного строительства.

2.5. На основании постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» Балансодержатель объекта незавершенного строительства в течение 10 рабочих дней со дня его принятия издает соответствующий приказ (распоряжение) и отражает в бухгалтерском учете списание затрат с баланса в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Приложение N 1. Ведомость затрат по объекту незавершенного строительства

Приложение N 1
к Порядку
списания затрат по объектам
незавершенного строительства

ВЕДОМОСТЬ

ЗАТРАТ ПО ОБЪЕКТУ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

N п/п

Наименование объекта незавершенного строительства

Характеристика объекта незавершенного строительства

Сроки строительства

Предполагаемые к списанию затраты (руб.)

Предложения

Адрес (местонахождение)

Сметная стоимость строительства (руб.)

Стоимость незавершенного строительства, числящаяся на балансе

Дата начала (месяц, год)

Дата фактического прекращения (месяц, год)

за счет средств бюджета МО ГО «Сыктывкар»

за счет средств бюджета Республики Коми

за счет средств бюджета РФ

за счет средств бюджета МО ГО «Сыктывкар»

за счет средств бюджета Республики Коми

за счет средств бюджета РФ

Руководитель Балансодержателя __________________________ (Ф.И.О.)

Главный бухгалтер ______________________________ (Ф.И.О.)

Приложение N 2. Пояснительная записка к ходатайству о списании затрат по объекту незавершенного строительства

Приложение N 2
к Порядку
списания затрат по объектам
незавершенного строительства

1. Наименование Балансодержателя, представляющего материалы на списание соответствующих затрат по объекту незавершенного строительства.

2. Краткая технико-экономическая характеристика объекта незавершенного строительства.

3. Мнение Инвентаризационной комиссии о непригодности (пригодности) объекта незавершенного строительства (в случае, если Инвентаризационная комиссия выскажет мнение о непригодности объекта незавершенного строительства необходимо указать на причины такой непригодности).

5. Информация о необходимости обращения к специализированной (строительно-технической) организации за выдачей заключения о наличии (отсутствии) способности объекта незавершенного строительства сохранять свои прочностные, физические и другие свойства, устанавливаемые при проектировании и обеспечивающие его нормальную эксплуатацию в течение расчетного срока службы.

6. Краткое изложение предложений о целесообразности (нецелесообразности) дальнейшего строительства (эксплуатации) объекта незавершенного строительства.

4. Прочие пояснения, предложения.

Руководитель Балансодержателя

Приложение N 3. Акт списания затрат по объекту незавершенного строительства

Приложение N 3
к Порядку
списания затрат по объектам
незавершенного строительства

Утверждаю:

┌══════════════════════════════════════‰

│для муниципальных учреждений — орган,│

│осуществляющий функции учредителя │

├══════════════════════════════════════┤

│для муниципальных предприятий│

│отраслевых (функциональных) органов│

│администрации МО ГО «Сыктывкар» -│

│заместитель руководителя администрации│

│МО ГО «Сыктывкар», курирующий│

│направление деятельности │

└══════════════════════════════════════…

_____________/___________________/

(подпись, расшифровка)

«____» ______________ 20__ г.

м.п.

Акт

списания затрат по объекту

незавершенного строительства

N _____________ «____» ______________ 20__ г.

Полное наименование Балансодержателя __________________________________

Наименование объекта незавершенного строительства _____________________

Причина списания ______________________________________________________

Сведения об объекте незавершенного строительства:

Адрес (местонахождение) объекта незавершенного строительства:

Сведения о Балансодержателе:

Полное наименование

Должность, Ф.И.О. руководителя (телефон/факс)

ИНН

Назначение объекта незавершенного строительства

Наличие документа о предоставлении земельного участка для строительства (при наличии)

Вид права предоставления земельного участка для строительства объекта незавершенного строительства:

Аренда

Бессрочное пользование

Право собственности

Иной

Наличие проектной (проектно-сметной, предпроектной) документации:

Полная комплектность — 1, частичная — 05, отсутствует — 0

Дата утверждения проектной документации/номер проекта (при наличии)

Сроки строительства объекта незавершенного строительства:

Дата начала строительства

Дата фактического прекращения строительства

Перечень наименований объектов незавершенного строительства, входящих в состав комплексного (составного) объекта <*>

Стоимостные характеристики объекта незавершенного строительства:

Сметная стоимость строительства

руб.

Стоимость объекта незавершенного строительства, числящаяся на балансе Балансодержателя (с расшифровкой по видам работ)

руб.

Степень завершенности строительства:

Начальная стадия строительства (от 0% до 15%)

Средняя стадия строительства (свыше 15% до 50%)

Высокая стадия строительства (свыше 50% до 75%)

Завершающая стадия строительства (свыше 75% до 99%)

———————————

<*> Заполняется только для комплексного (составного) объекта

незавершенного строительства

Заключение Инвентаризационной комиссии Балансодержателя:

В результате осмотра указанного в настоящем акте объекта незавершенного

строительства установлено: ________________________________________________

Подлежит списанию: ____________________________________ руб.

цифрами и прописью

Перечень прилагаемых документов: ______________________________________

Председатель Инвентаризационной комиссии:

Руководитель Балансодержателя ______________ __________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Члены Инвентаризационной комиссии:

Ф.И.О., должность _____________ ______________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Ф.И.О., должность _____________ ______________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Ф.И.О., должность _____________ ______________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Приложение N 2. Положение о комиссии по списанию затрат по объектам незавершенного строительства

Приложение N 2
к Постановлению
администрации МО ГО «Сыктывкар»
от 23 июля 2019 г. N 7/2212

1.1. Комиссия по списанию затрат по объектам незавершенного строительства (далее — Комиссия) является постоянно действующим коллегиальным органом при администрации МО ГО «Сыктывкар».

1.2. Комиссия создается в целях повышения эффективности исполнения бюджета МО ГО «Сыктывкар», своевременного списания затрат по объектам незавершенного строительства МО ГО «Сыктывкар».

1.3. Комиссия в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Коми, нормативными правовыми актами МО ГО «Сыктывкар», настоящим Положением.

1.4. Комиссия состоит из председателя Комиссии, секретаря Комиссии и членов Комиссии. Комиссию возглавляет председатель Комиссии, который осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручение членам Комиссии.

1.5. К компетенции Комиссии относится:

— рассмотрение ходатайств Балансодержателей о списании затрат по объектам незавершенного строительства, документов и материалов;

— принятие решения о списании затрат по объекту незавершенного строительства в случае, если объект незавершенного строительства отвечает хотя бы одному из требований (критериев), установленных пунктом 1.4 Порядка списания затрат по объектам незавершенного строительства;

— принятие решения об отказе в списании затрат по объекту незавершенного строительства с предложениями по дальнейшему использованию объекта незавершенного строительства;

— оформление протокола, который является основанием для издания постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» о списании затрат по объекту (объектам) незавершенного строительства.

1.6. В случае, если представленные Балансодержателем документы подтверждают финансирование объекта незавершенного строительства за счет средств бюджета Республики Коми и (или) бюджета Российской Федерации, секретарь Комиссии в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения о списании затрат по объекту незавершенного строительства уведомляет соответствующий исполнительный орган Республики Коми и (или) Российской Федерации, финансировавший объект незавершенного строительства, о принятом решении.

Организация деятельности Комиссии

2.1. Основной формой деятельности Комиссии являются заседания, которые проводятся по мере необходимости на основании поступившего ходатайства Балансодержателя.

2.2. Заседание Комиссии считается правомочным при наличии кворума, который составляет не менее половины ее членов.

2.3. В целях решения вопроса по списанию затрат Балансодержателя по объекту незавершенного строительства в соответствии с пунктом 2.1 Порядка списания затрат по объектам незавершенного строительства Балансодержатель готовит ходатайство с приложением пакета документов и направляет его в Комиссию на рассмотрение.

2.4. Заседание Комиссии назначается председателем Комиссии в течение 10 рабочих дней с момента поступления ходатайства Балансодержателя о списании затрат по объекту незавершенного строительства с приложением пакета документов.

2.5. Председатель Комиссии:

2.5.1. Организует работу Комиссии и осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии.

2.5.2. Назначает дату и время проведения заседания Комиссии.

2.5.3. Формирует повестку заседания Комиссии, состав экспертов и иных лиц, приглашаемых на заседания.

2.5.4. Дает поручения секретарю Комиссии и членам Комиссии в целях решения повестки заседания Комиссии.

2.5.5. Подписывает протоколы заседаний и другие документы Комиссии.

2.5.6. Представляет Комиссию в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и организациях, в иных организациях.

2.6. Секретарь Комиссии:

2.6.1. Принимает документы, поступающие в Комиссию от Балансодержателей объектов незавершенного строительства.

2.6.2. Помогает председателю Комиссии в организации текущей деятельности Комиссии.

2.6.3. Информирует членов Комиссии о времени, месте и повестке дня ее заседания.

2.5.4. Обеспечивает во взаимодействии с членами Комиссии подготовку информационно-аналитических материалов к заседанию по вопросам, включенным в повестку дня.

2.5.5. Ведет делопроизводство Комиссии.

2.6. Члены комиссии имеют право:

2.6.1. Вносить предложения по повестке дня ее заседания.

2.6.2. Знакомиться с документами и материалами по вопросам, вынесенным на обсуждение Комиссии, за исключением документов, содержащих сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну.

2.6.3. Предлагать кандидатуры экспертов (экспертных организаций) для участия в заседаниях Комиссии.

2.6.4. Возглавлять и входить в состав рабочих и экспертных групп, формируемых Комиссией.

2.7. Члены комиссии обязаны принимать участие в заседаниях лично.

В случае, когда присутствие члена Комиссии на заседании невозможно по уважительным причинам (отпуск, командировка, болезнь), производится замена члена Комиссии на лицо, его замещающее.

2.8. Исключение членов из состава Комиссии осуществляется в следующих случаях:

2.8.1. Прекращение трудовых отношений.

2.8.2. Возникновение конфликта интересов либо угроза его возникновения.

2.8.3. Нарушение членом Комиссии установленного порядка деятельности Комиссии, в том числе пропуск двух и более заседаний Комиссии в год без уважительных причин.

2.9. Комиссия рассматривает представленные материалы и документы по объекту незавершенного строительства в срок, не превышающий 10 рабочих дней, и принимает одно из следующих решений:

— о согласовании списания затрат по объекту (объектам) незавершенного строительства;

— об отказе в согласовании списания затрат по объекту (объектам) незавершенного строительства.

2.10. По результатам рассмотрения представленных Балансодержателем ходатайства и приложенных к нему документов Комиссия вправе выработать предложения по дальнейшему использованию объекта (объектов) незавершенного строительства (в том числе, о консервации объекта, о продолжении строительства объекта, о завершении строительства объекта, о сносе (демонтаже) объекта) и представить главе МО ГО «Сыктывкар» — руководителю администрации для принятия решения.

2.11. Решение Комиссии принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих членов Комиссии. При равном количестве голосов членов Комиссии мнение председателя Комиссии является решающим.

2.12. Комиссия имеет право привлекать экспертов для проведения дополнительного анализа представленных в Комиссии документов. Эксперты представляют в Комиссию свои экспертные заключения по вопросам, поставленным перед ними Комиссией. Мнение эксперта, изложенное в экспертном заключении, носит рекомендательный характер.

2.13. Основанием для отказа в согласовании списания затрат по объектам незавершенного строительства является:

— несоответствие объекта незавершенного строительства требованиям (критериям), указанным в пункте 1.4 Порядка списания затрат по объектам незавершенного строительства;

— предоставление неполного пакета документов, предусмотренных пунктом 2.1 Порядка списания затрат по объектам незавершенного строительства.

2.14. Решение Комиссии оформляется в виде протокола заседания Комиссии, который в течение 3 рабочих дней со дня заседания Комиссии подписывается председателем Комиссии, секретарем Комиссии и членами Комиссии.

В течение 3 рабочих дней с момента подписания протокола заседания Комиссии секретарь Комиссии направляет его копию Балансодержателю объекта незавершенного строительства.

Приложение N 3. Состав комиссии администрации МО ГО «Сыктывкар» по списанию затрат по объектам незавершенного строительства

Приложение N 3
к Постановлению
администрации МО ГО «Сыктывкар»
от 23 июля 2019 г. N 7/2212

Председатель комиссии:

Хозяинова Н.С.

первый заместитель руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар»

Секретарь комиссии:

Сажина С.В.

заведующий отделом фонда и управления имуществом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Сыктывкар»

Члены комиссии:

Данилова Н.Н.

заместитель начальника Департамента финансов администрации МО ГО «Сыктывкар»

Воронин С.В.

заместитель руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар»

Архипенко И.А.

начальник управления контроля администрации МО ГО «Сыктывкар»

Матвеев В.Ю.

начальник правового управления администрации МО ГО «Сыктывкар»

Осипов В.В.

начальник управления архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар»

Гонтарь А.Г.

начальник управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар»

Янчук И.Н.

председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Сыктывкар»

Безносикова Н.А.

начальник отдела финансово-экономической работы и бухгалтерского учета администрации МО ГО «Сыктывкар»

Инвестиционная деятельность — это размещение капитала и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. В соответствии с действующим законодательством инвестиционная деятельность лицензированию не подлежит. Деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с инвестициями в строительство, регламентируется Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями и дополнениями от 02.01.2000). Этот Закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности независимо от форм собственности. Согласно Закону под капитальными вложениями в строительство понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты в новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий.

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности. Инвесторы осуществляют финансирование капитального строительства путем оплаты счетов проектных и подрядных строительных организаций, поставщиков оборудования и материалов по соответствующим письмам заказчика и подрядчиков.

Заказчики — уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. Они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором (контрактом) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заказчик согласно договору с инвестором производит приемку от исполнителей выполненных проектных, строительных и монтажных работ по актам приемки формы N КС-2 и справкам формы N КС-3, на основании которых выставляет инвестору счета.

Подрядчиками являются физические и юридические лица, которые выполняют работы по договорам подряда (контрактам), заключаемым с заказчиками согласно нормам ГК РФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими соответствующих видов деятельности.

Пользователями объектов капитальных вложений могут являться физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений также могут являться инвесторы. Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором (контрактом), заключаемым между ними. В частности, Законом N 39-ФЗ установлены право на осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения, а также возможность объединения собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.9 Закона N 39-ФЗ финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных и (или) привлеченных средств, в том числе иностранных инвесторов. Порядок взаимоотношений субъектов капитального строительства в процессе его реализации, в частности финансирования и расчетов за выполненные подрядные работы, определяется договором (контрактом) на капитальное строительство. Предметом договора (контракта) на капитальное строительство является объект капитального строительства. Экономические отношения, формируемые в ходе финансирования капитальных вложений, регламентируются параграфом 3 «Строительный подряд» части второй ГК РФ, согласно которому договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.

Под застройщиками понимаются предприятия, специализирующиеся на выполнении функций, связанных с организацией строительства объектов, контролем за его ходом и ведением бухгалтерского учета производимых при этом затрат. К ним относятся, в частности, предприятия по капитальному строительству в городах, дирекции строящихся предприятий и т.п., а также действующие предприятия, осуществляющие капитальное строительство. Расходы по содержанию застройщиков (по действующим предприятиям — работников аппарата подразделения капитального строительства) производятся за счет средств, предназначенных на финансирование капитального строительства, и включаются в инвентарную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов. При выполнении строительных работ подрядным способом застройщик по отношению к подрядной строительной организации выступает в роли заказчика. На практике могут возникнуть ситуации, затрудняющие использование понятий «заказчик», «застройщик», «инвестор» и «подрядчик», так как эти понятия по-разному трактуются в гражданском законодательстве, нормативных документах по бухгалтерскому учету, налоговом законодательстве.

Основными задачами бухгалтерского учета долгосрочных вложений в капитальное строительство являются:

своевременное, полное и достоверное отражение всех расходов, имевших место при проведении строительных работ по их видам и учитываемым объектам;

обеспечение контроля за ходом и качеством выполнения строительных работ, вводом в действие производственных мощностей и других объектов строительства;

правильное определение и отражение инвентарной стоимости объектов строительства;

осуществление контроля за наличием и использованием источников финансирования долгосрочных инвестиций;

формирование информационной базы в разрезе долгосрочных инвестиций в объекты капитального строительства для принятия решений на разных уровнях управления хозяйствующего субъекта.

Бухгалтерский учет операций по капитальному строительству ведется в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), утвержденным Приказом Минфина России от 20.12.1994 N 167, а также Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным Письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160. В соответствии с действующим законодательством функции инвестора, застройщика и подрядчика могут выполняться одним или несколькими хозяйствующими субъектами. Это может происходить в тех случаях, когда организация осуществляет строительство собственными силами (хозяйственным способом) за счет собственных средств, являясь при этом инвестором и застройщиком в одном лице. Главный вопрос, который возникает в связи с этим: кто из хозяйствующих субъектов будет вести учет незавершенного строительства на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», а кто — на счете 20 «Основное производство». По нашему мнению, целесообразно ответ на возникший вопрос связывать с тем, кто финансирует, а кто проводит работы. Другими словами, кто является застройщиком и подрядчиком в проведении строительных работ.

Как показывают результаты исследований, в ходе деятельности, связанной с осуществлением финансирования капитального строительства, наиболее часто встречаются следующие ситуации.

  1. Функции инвестора, заказчика и подрядчика выполняются независимыми между собой хозяйствующими субъектами.
  2. Функции инвестора и заказчика выполняет одна организация.
  3. Инвестор является отдельным хозяйствующим субъектом, а функции заказчика и подрядчика одновременно выполняет другой хозяйствующий субъект.
  4. Инвестор создает дочернюю (зависимую) организацию, которая выполняет функции заказчика.
  5. Функции инвестора, заказчика и подрядчика выполняет один хозяйствующий субъект.

Финансовый и налоговый учет финансирования капитального строительства необходимо организовать исходя из конкретной ситуации.

Инвестиционная деятельность в строительстве финансируется за счет собственных средств или приравненных к ним источников или за счет заемных средств. В соответствии со ст.6 Закона N 39-ФЗ осуществление капитальных вложений по объектам строительства может происходить как за счет одного, так и за счет нескольких источников одновременно. При этом согласно ст.421 ГК РФ с организациями — соинвесторами заключаются различные договоры на привлечение денежных средств для инвестирования долевого участия в строительстве.

Собственные средства на финансирование капитального строительства формируются:

из уставного капитала организации;

за счет амортизационных отчислений на восстановление основных средств;

из части чистой прибыли организации;

за счет специальных (целевых) фондов;

из сумм возмещений, полученных организациями в результате наступления страховых случаев, связанных с основными средствами с объектами строительства;

за счет выручки от реализации основных средств, созданных или приобретенных организацией в ходе строительства объекта.

Средства дольщиков и ассигнования из бюджетов разных уровней, получаемые на безвозвратной основе, приравниваются к собственным средствам.

К заемным средствам относятся временно привлекаемые средства других юридических и физических лиц в качестве займов и кредитов банков. Возврат привлеченных средств осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств организации в предусмотренные договорами (контрактами) сроки. Часто финансирование капитального строительства проводится несколькими инвесторами в порядке долевого участия.

Операции по движению источников финансирования капитального строительства инвесторами и заказчиками учитываются на счетах учета денежных средств (51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках»), расчетов (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками») и целевых источников (86 «Целевое финансирование»). Система учета источников финансирования в значительной степени зависит от организационных форм капитального строительства. Если заказчик строит объект собственными силами, то согласно ст.8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации должны вести раздельный учет текущих затрат на производство продукции и капитальных вложений. При этом особое внимание следует уделять методам распределения общехозяйственных расходов, отраженным в учетной политике организации.

Порядок учета источников финансирования капитального строительства зависит от их вида. Движение некоторых источников отражается на счетах бухгалтерского учета. Использование ряда собственных источников финансирования фиксируется на основе проводимых расчетным путем. Например, использование такого собственного источника финансирования капитального строительства, как амортизационные отчисления, носит внесистемный характер, т.е. не отражается непосредственно на счетах бухгалтерского учета организации. Сумма амортизационных накоплений на полное восстановление основных средств определяется как сальдо по регулирующему счету 02 «Амортизация основных средств», который предназначен для определения остаточной стоимости объекта основных средств, а не для определения источника финансирования капитального строительства. Себестоимость продукции с включенной в нее суммой амортизационных отчислений возмещается выручкой от продажи продукции. Из этого следует, что поступление денежных средств от реализации продукции подразумевает поступление и начисленных в данном отчетном периоде сумм амортизации основных средств, используемых в производственных целях. В связи с тем что на отдельном счете бухгалтерского учета не формируется величина финансирования капитального строительства, ее определяют расчетным путем. Для формирования необходимой информации, используемой для принятия управленческих решений, необходимо вести аналитический учет начисления амортизации в ведомости финансирования капитального строительства.

Действующее законодательство позволяет хозяйствующим субъектам аккумулировать финансовые средства для капитального строительства объектов с помощью создания специальных целевых фондов. Так, за счет резервирования прибыли (после налогообложения) в форме периодических отчислений создается фонд производственного развития.

Отчисления в резервный капитал из прибыли отражаются в бухгалтерском учете следующей записью:

Дебет 84, Кредит 82.

Дебетовый оборот по субсчету «Фонд накопления» счета 82 «Резервный капитал» показывает прирост имущества организации за счет средств специальных фондов. Изложенный метод позволяет использовать прибыль путем резервирования, что дает возможность планировать процесс формирования и использования источников финансирования капитального строительства.

Н.Адамов

К. э. н.,

консультант аудиторской фирмы «АК — Аудит»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *