Знаменитости в рекламе

Знаменитости в рекламе

Психология человека устроена так, что авторитетное имя, используемое в рекламе, способно вызвать ажиотаж вокруг продукта или бренда без лишних вложений в рекламную кампанию. В обширном списке персон, чьи заслуги и образы используются для внешней рекламы, побывали практически все актеры, певцы, чемпионы большого спорта, селебрити. Громкие имена успешно используются крупными бизнес-компаниями в целях повышения спроса.
Как работает печать баннера с фото знаменитой личности?
Обычно все начинается с промо-роликов, которые запускаются в СМИ, на телевидении, в соцсетях. По окончании определенного периода и оценки действенности кампании по раскрутке, рекламодатели выпускают ряд баннерных площадок, часто встречающихся в городе. Такой подход однозначно окупает себя, поскольку харизматичный или гламурный облик автоматически вызывает доверие к товару, не встречая критического сопротивления. Действенность этого метода популяризации брендов опробована много раз, и всякий раз с большим успехом.

Почему это все еще актуально?
Прогресс не стоит на месте, а информация разного рода становится все более доступной. Большинство потенциальных потребителей продукции, которая рекламируется с помощью селебрити понимают – известная личность может и не использовать товар, который она презентует. Однако симпатия, которую вызывает талант или просто внешняя привлекательность человека остается главным двигателем коммерции, склоняя людей к покупке.
О чем не стоит забывать?
Как и любая пиар-продукция, с изображениями знаменитых персон, должна соответствовать ряду критериев, которые позволят достичь высокой доходности бизнеса и хорошего отклика целевой аудитории.
1. Прежде всего – не стоит забывать об авторских правах владельца (создателя) изображения. Никому не нужны судебные иски со многими нолями. И даже если не придется платить компенсацию, суд «съест» много ваших нервов.
2. Ценители «звезды» и ваши потенциальные клиенты. Нетрудно понять, что они должны относиться к одному слою населения. Конечно, встречается и «полный креатив», где персонаж из фильмов про супергероев будущего рекламирует шаурму, но это скорее исключение, которое позволительно разве что в юмористическом контексте. Человек с именем, которое будет использовано в целях пиара, должен иметь хотя бы что-то общее с брендом, который вы продвигаете.
3. Дизайн баннера. Он должен быть гармоничным не только с продуктом и его качествами, но и с образом звезды.
4. Формат баннера. Здесь все зависит от масштабности пиар-кампании и интересов людей, на которых она рассчитана. Традиционно баннерные вывески с яркими и выразительными личностями занимают большую площадь и размещаются в центральных районах населенных пунктов, где поток людей больше.
Если вы решили заказать баннер с фото известной персоны – вам понадобится специалист, который порекомендует решение для всех пунктов, перечисленных выше, сможет посоветовать, как использовать авторитет известного имени для повышения популярности вашего продукта.

Материал предоставлен компанией ПринтФактори.

Одним из методов, широко применяемых в рекламе, является технология использования знаменитостей и других медийных лиц в рекламных кампаниях. Это один из наиболее популярных техник позиционирования бренда на рынке.

Рекламщики отмечают, что внедрение какой-либо знаменитости в бренд дает товару или услуге дополнительный вес, повышает заманчивость УТП, а также формирует особенное отношение к бренду. Судить о правомерности таких заключений тяжело, но факт остается фактом — эксплуатация популярных в определенных слоях общества личностей является распространенным приемом в современной рекламной практике.

Своими корнями эта технология уходит еще в советскую эпоху, когда создавались политические рекламные ролики, направленные на формирование культа личности. Тогда, образы вождей привязывались к любым позитивным событиям в жизни общества, будь то окончание войны или открытие новой электростанции.

С начала 90-ых, когда рынок рекламы в России начал активно формироваться, рекламная практика все чаще привлекала различных знаменитостей как для коммерческой, так и впоследствии для социальной рекламы. Изначально этот метод применялся в основном для телевизионной рекламы, но с течением времени переместился в наружную и рекламную полиграфию.

На сегодняшний день, это абсолютно стандартная рекламная практика, к которой систематически прибегают все рекламные агентства при создании современной рекламы (коммерческой, социальной и политической). Рассмотрим дальше положительные и отрицательные стороны этого явления.

Преимущества использования образов знаменитостей в рекламе

  • Известный персонаж сразу же привлекает внимание, приводит потребителя к контакту с рекламным медиа, и после этого аудитория знакомится с содержанием рекламы. После того, как конечный потребитель понимает, что является объектом рекламы, он соотносит его с собственной оценкой необходимости в нем;

  • Потребитель проецирует свои потребности с требованиями звезды, изображенной в рекламе, так как для него известная личность является культовым и референтным человеком. Проще говоря, происходит следующий мысленный алгоритм: если мой кумир высоко оценивает этот товар, то им буду пользоваться и я, чтобы стать таким же, как он. То есть, бренд сливается с личностью, через которую себя позиционирует;

  • Информационный посыл рекламы с привлечением знаменитости становится более динамичным, экспрессивным и выразительным, благодаря культовости образа выбранной личности. Эти элементы делают рекламу живее и привлекательнее для конечного потребителя.

Недостатки эксплуатации образов знаменитостей в рекламе

Стоит помнить, что у этой технологии есть и негативные стороны, несмотря на несколько неоспоримых плюсов.

  • В сознании потребителя бренд может постепенно слиться с личностью знаменитости, которая выбрана для позиционирования бренда на рынке. Это может вызвать незапланированно растущие издержки в случаях, если количество показов не определено контрактом на длительный срок, а также репутационными рисками для компании-рекламодателя.

  • Бренд в случае привлечения знаменитости попадает в репутационную зависимость от поведения селебрити. Любые скандальные истории, связанные со знаменитостью, спроецируются на бренд и повлекут печальные последствия.

Для большинства медийных персон участие в рекламе — это существенный дополнительный заработок к их основной профессиональной деятельности, и тому много примеров:

  • Известная теннисистка Мария Шарапова по сумме всех своих рекламных контрактов (Nike, Canon, Cole Haan и другие) заработала не менее 20 млн долларов. В 2010 году Шарапова заключила контракт с Nike на 8 лет, стоимость которого составила 70 млн долларов и является рекордом для российских спорстменов;

  • Елена Исинбаева — суммарный объем дохода от рекламных контрактов около 2 млн долларов;

  • Андрей Аршавин — футболист заключил рекламных контрактов со спортивными фирмами в общей сложности на 3 млн долларов;

  • Хоккеист Александр Овечкин в общей сложности заключил контрактов с различными компаниями на 800 млн долларов;

Цифры у западных звезд разительно отличаются в большую сторону:

  • Известный игрок в гольф из США Тайгер Вудс по оценкам Forbes за свою карьеру заработал за год 110 млн долларов, 90 из которых — посредством рекламы;

  • Звезда баскетбола Майкл Джордан — более 40 млн долларов;

  • Футболист Дэвид Бэкхэм — 36 млн долларов.

Коммерческая реклама гораздо чаще других видов обращается к технологиям позиционирования брендов через культовых личностей. В рамках этой технологии выделяют три основных направления: позиционирование товаров, позиционирование услуг и формирование бренда в целом.

Так, в отечественной практике компания «Росгосстрах», предоставляющая услуги страхования под слоганом «Выбираем Росгосстрах» обратилась за рекламными услугами к известному актеру и режиссеру Федору Бондарчуку и его жене Светлане. Так как страхование ассоциируется в первую очередь с надежностью, требовался сильный образ, и Бондарчук предстает именно таким — сильный, мужественный, жесткий. Все эти качества стали присущи режиссеру и актеру благодаря его киноработам.

В рекламной кампании минеральной воды «Ессентуки-17» принял участие актер Вахтанг Кикабидзе, и в отличие от рекламы «Росгосстраха», где отсутствует личное обращение к потребителю, Кикабидзе подписывается под качеством товара, отмечая: «Хорошая вода. Я так думаю!». Образ подобран качественно, так как данная вода добывается на Кавказе.

При формировании комплексного бренда в целом можно рассмотреть рекламные материалы развлекательных каналов российского телевидения, которые обращаются к использованию образов телесериалов и передач, которые на них вещаются. В такой рекламе используются как образы ведущих и продюсеров телепередач, так и персонажей различных шоу.

Этические аспекты рекламной кампании с привлечением знаменитостей в основном касаются их самих при обращении с экранов телевизоров или наружной рекламы. Возможными вопросами могут быть следующие: действительно ли селебрити разделяет брендовые ценности, которые она рекламирует и совпадают ли его политические и социальные ценности с продвигаемыми. На практике бывают случаи, при которых после съемок рекламы знаменитость открещивается от рекламируемого товара, называя его последними словами. Если эта информация попадает к потребителю, то это значительно дискредитирует товарный знак.

Другой момент — это съемки в рекламе как элемент бизнеса. Тот же Федор Бондарчук снялся в рекламе пива «Балтика», страховой компании «Росгосстрах», кампании ЦИК по призыву на выборы, в рекламе «Единой России». Рекламный специалист закономерно задаст немало вопросов, которые в первую очередь будут связаны с возможной низкой эффективностью такой рекламы.

Определить эффективность этой технологии можно с помощью традиционных медиа и социальных метрик: опросов, фокус-групп, анализа контента и так далее. Поэтому, стоит отметить несколько рекомендаций, повышающих эффективность приема:

  • Необходим правильный подбор знаменитости для рекламы определенных товарных групп, то есть лицо бренда должно отвечать его ценностям;

  • При использовании этого приема допускается эксплуатация нескольких групп известных личностей, что обычно происходит при комплексном позиционировании бренда. Банк «ВТБ24» при создании своих видеороликов обратился к ведущему Александру Маслякову, актеру Константину Хабенскому и другим знаменитостям.

Перспективы у данной рекламной технологии огромны. Абсолютно точно, что практика привлечения звезд в рекламные материалы будет расти, так как ее преимущества очевидны. Для рекламщика основной задачей стоит улучшение мастерства и развитие этого приема в историческом контексте.

Приглашать известных людей для рекламы продукта — распространенная практика во всем мире, в том числе и в России. Однако гарантировать рост продаж и удачный PR не может ни одна звезда. В рекламной практике есть примеры как удачного сотрудничества «селебрити» с брендом, так и не очень.

Дарья Царьковадиректор по стратегическому планированию агентства Saatchi & Saatchi Russia

«Беспроигрышных» вариантов звезд не существует ни в мировой, ни в отечественной практике. Во-первых, любая знаменитость — это не универсальный солдат. У них есть свой образ, характер, опыт, который никак не вяжется с некоторыми брендами и продуктами. Во-вторых, имидж звезды редко хорошо работает в отрыве от креативной идеи. Если она сама по себе слабая, то даже самая знаменитая и успешная звезда не сможет принести бренду никакой пользы. В-третьих, использование звезд в рекламе — это всегда лотерея, в которой бренд может или сорвать крупный куш, или проиграть по-крупному.

Успешные примеры сотрудничества со звездой

В одной из последних рекламных работ американские телезрители увидели голливудского актера Лиама Нисона. Он снялся в рекламе LG TV, приуроченной к спортивному мероприятию Super Bowl-2016. Клип по стилю напоминает фильм «Трон». Съемки проходили под руководством сына знаменитого режиссера Ридли Скотта — Джейка. Сам создатель «Гладиатора» и «Чужого» стал продюсером ролика, назвав видео «динамичным короткометражным фильмом».

В прошлом году Лиам Нисон уже снимался в рекламе, приуроченной к финальному матчу чемпионата Национальной футбольной лиги. Тогда американский актер сыграл своего персонажа из фильма «Заложница» и представил зрителям мобильную игру Clash of Clans. Ролик собрал больше 100 миллионов просмотров и стал самым популярным видео на YouTube по итогам 2015 года.

В конце января — до Суперкубка — игра Clash of Clans находилась на 38 месте среди самых скачиваемых приложений на iPhone. Однако 1 февраля, в день футбольного матча, игра поднялась до 29 места, а в середине февраля оказалась на 24 строке.

Дарья Царьковадиректор по стратегическому планированию агентства Saatchi & Saatchi Russia

Имидж звезды может быть мощным и эффективным инструментом в продвижении бренда. Например, если бренд запускается с нуля, использование звезды позволит быстро повысить знание о бренде и сформировать его положительное восприятие, или же имидж звезды может добавить бренду те черты, которые необходимы ему для роста.

К этой стратегии в свое время активно прибегал банк «Траст». Выходя на рынок с одними из самых низких показателей финансовой надежности, они использовали таких звезд, как Владимир Турчинский и Брюс Уиллис. Благодаря этому в глазах потенциальных вкладчиков они выглядели надежным, стабильным и практически несокрушимым банком. Проблемы, с которыми банк столкнулся недавно, вызвали у большинства людей по меньшей мере недоумение, именно потому что восприятие бренда как надежного плотно укоренилось в массовом сознании потребителей.

Более того, использование звезды в рекламе может повысить градус эмоций, стать причиной для любви к бренду. Использование в рекламе таких персонажей, как Сергей Светлаков («Билайн») или Иван Ургант («Мегафон», «Актимель») как раз имеет такой позитивный эмоциональный эффект на отношение к бренду.

В 2006 году голливудский актер Джордж Клуни стал лицом компании Nespresso. В 2013 американские СМИ писали, что за шесть лет актер заработал благодаря съемкам в рекламе $40 миллионов.

В 2015 году Джоржд Клуни сказал: «Я работал с Nespresso в течение девяти лет, и я действительно люблю и уважаю эту марку, а также то, что они делают, и как они это делают». В том же году актер снялся в новом рекламном ролике компании вместе с голливудской звездой Денни Де Вито.

Долгосрочное сотрудничество может говорить о том, что это выгодно обеим сторонам: В 2012 году бренд Nespresso рассказал об уверенном росте продаж и расширении географии. За пять лет с 2007 года компания втрое увеличила долю продаж на европейском рынке (сотрудничество с Клуни началось в 2006 году).

В 2007 году английский футболист Дэвид Бекхэм заключил трехлетний контракт с модным домом Armani — спортсмен стал лицом кампании по продвижению нижнего белья бренда. Сумма сделки составила 20 миллионов фунтов.

Крупнейший лондонский универмаг Selfridges на Оксфорд-стрит зафиксировал рост продаж нижнего мужского белья на 150% в первые дни рекламной кампании с участием Девида Бекхэма. Представители дома моды Armani признались, что не жалеют ни об одном пенни, вложенном в спортсмена, и назвали этот положительный результат «эффектом Бекхема».

Провальное сотрудничество со звездой

Участие в рекламе даже самых популярных звезд Голливуда не гарантирует роста продаж.

Дарья Царьковадиректор по стратегическому планированию агентства Saatchi & Saatchi Russia

Ведь звезды — это в первую очередь живые люди, и предсказать их поведение невозможно. Яркий пример — ситуация с брендом Nike, который сотрудничал с паралимпийцем Оскаром Писториусом. На одном из своих макетов они использовали слоган «Быстрый, как пуля». Через год Писториус застрелил свою девушку, и бренд Nike получил негативный пиар в катастрофическом объеме.

Другой пример — большое количество брендов, имевших рекламные контракты с Михаэлем Шумахером. В связи с несчастным случаем, который с ним произошел, компании находятся в патовой ситуации. С одной стороны, поддержание контракта с ним финансово невыгодно, с другой — отказ от сотрудничества со спортсменом в трудный для него момент грозит серьезным ударом по репутации.

В 2005 году американский люксовый бренд женской одежды St. John подписал контракт с актрисой Анджелиной Джоли. Через три года сотрудничество со звездой прекратилось. По словам представителя компании, Джоли «затмила бренд». Люди сосредотачивались на разглядывании самой актрисы и забывали о товаре, который она рекламировала.

За три года сотрудничества Джоли заработала $12 миллионов и получила свою долю с продаж.

Драгорад Кнезидиректор по стратегическому планированию Publicis Russia

Есть истории, где даже крутая звезда просто ни к чему. Легко представить себе фильм при участии селебрити А-класса с отвратительным сценарием и ужасной режиссурой — фильм, разочаровавший зрителя и при этом собравший кассу. Но очень сложно представить себе такую рекламу, так как в нашем случае билет зритель оплачивает в конце сеанса.

Ещё одно несоответствие имиджа звезды и рекламируемого продукта — участие самого известного в мире гольфиста Тайгера Вудса в рекламе автомобиля Buick. Богатейший спортсмен мира, владелец яхты за $20 миллионов и части острова за $40 миллионов, ездил в рекламе на автомобиле среднего класса. Доверие к такой ситуации рекламодателям вызвать не удалось.

В 2008 году представители General Motors, производящей Buick, заявили об окончании рекламного контракта с Вудсом. В 1999 году (на момент подписания контракта со спортсменом) компания продала около 400 тысяч машин. К 2007 году ежегодные продажи марки Buick резко упали до 185791 штук. Эксперты признали, что в GM, скорее, должны были сделать гольфиста лицом Cadillac — в такую рекламу поверило было гораздо больше американцев.

Дарья Архаровауправляющий директор The Marketing Arm (входит в BBDO Group)

Важно понимать, какую ассоциацию вы хотите простроить в результате коммуникации со звездой. Звезда может стать представителем бренда, или, наоборот, представлять аудиторию бренда. Неправильно подобранная звезда может негативно повлиять на имидж марки, привнести в нее нежелательные ассоциации. Также важно понимать, что звезды — тоже люди, и не застрахованы от попадания в разного рода курьезные истории. Это риск, который всегда присутствует в работе со знаменитостями.

Яркий пример неудачного сотрудничества есть в биографии американской певицы Кристины Агилеры. В 2004 году звезда заключила договор с английской компанией Basic Box на создание ее собственной линии одежды. Через несколько месяцев должны были стартовать продажи, но этого так и не случилось. В одном из интервью Агилера откровенно призналась, что такое занятие, как выпуск именной линии одежды — для тех знаменитостей, которые не знают, чем еще заняться.

Представители Basic Box не смогли проигнорировать подобное публичное заявление. Несмотря на вложенные средства в раскрутку новой линии одежды Агилеры, компания заявила, что у них нет другого выбора, кроме как разорвать контракт с певицей немедленно.

Российские знаменитости в рекламе

В России также распространена практика работы брендов со знаменитостями. Звезда не всегда ассоциируется с продуктом, но как правило повышает узнаваемость бренда. В 2008 году банк «ВТБ 24» привлек актрису Чулпан Хаматову, дирижера Владимира Спивакова, телеведущего Александра Маслякова, тренера по фигурному катанию Татьяну Тарасову и некоторых других узнаваемых лиц в свою рекламную кампанию «Российские знаменитости — клиенты ВТБ 24». Руководители компании остались довольны результатами, отметив повышенный спрос на услуги банка.

Участие юмориста Вадима Галыгина положительно сказалось на продажах сети «Эльдорадо». Только праздничные ролики в 2008 году, снятые в комедийном стиле, увеличили объем продаж на 35%.

Так же, как и на мировой арене, неожиданные повороты в судьбе звезды влияют на ход всей рекламной кампании. Характерный пример — олимпийский чемпион по фигурному катанию Евгений Плющенко. В преддверие Олимпиады в Сочи спортсмен стал лицом сочинского жилого комплекса «Солнечный город».

Рекламодатели не учли, что участники соревнований имеют право рекламировать только товары или услуги официальных спонсоров игр. Билборды с Плющенко пришлось заклеивать по всему городу. Дальнейший отказ фигуриста выходить на лед окончательно перечеркнул сотрудничество с ЖК. Владельцы комплекса убрали всю рекламу, посчитав, что поступок Плющенко негативно скажется на имидже проекта.

Суммы контрактов

В отличие от ситуации на Западе, в России не принято говорить о размерах гонораров. Точные суммы стараются не озвучивать.

Драгорад Кнезидиректор по стратегическому планированию Publicis Russia

На Западе у всех рекламодателей и агентов рынка есть давно сложившееся и более-менее одинаковое понимание того, как оценивается и сколько стоит определенный тип контракта с определенного уровня звездой. Поэтому на все случаи жизни там существует довольно прозрачная вилка по стоимости, так как рынок шоубизнеса существует давно и заточен под максимальное разнообразие способов коммерциализации статуса звезд на каждом этапе их профессиональной жизни. Можно рассуждать, хорошо это или не очень, но у нас этого нет.

По данным РБК, в 2009 году самой успешной российской знаменитостью стала теннисистка Мария Шарапова — за участие в рекламе Land Rover, Motorola, Lady Speed Stick и Nike спортсменка заработала $24 миллиона. По $1,5 миллиона получили хоккеист Александр Овечкин и баскетболист Александр Кириленко. Телеведущая Ксения Собчак за свое участие в кампании «Евросети» заработала $300 тысяч. Столько же заплатили певице МакSим за рекламу «Связного».

Если не брать в расчет российских спортсменов с мировым именем, которые снимаются в рекламе на международном уровне, то рекордсменом среди отечественных знаменитостей считается певец Филипп Киркоров. В 2012 году за продвижение телефона LG в «Евросети» он заработал $5 миллионов.

Ранее рекордсменом считался актер и режиссер Олег Меньшиков, который за свой рекламный контракт с часами Lоngines получил около $1 миллиона.

Приглашать или не приглашать

У рекламодателей нечасто получается удивить зрителей рекламой со звездой, но недавно это удалось застройщикам ЖК «Зиларт». В клипе снялась целая плеяда известных артистов: Филипп Киркоров, Николай Басков, Лолита, Полина Гагарина и Максим Галкин. Несмотря на критику со стороны экспертов, зрителей реклама заинтересовала — ролик за один месяц набрал почти 240 тысяч просмотров.

Дарья Царьковадиректор по стратегическому планированию агентства Saatchi & Saatchi Russia

С точки зрения роста знания для бренда очередного жилого комплекса — это гиперуспешная кампания. Она имеет большой охват, резонанс, о комплексе не говорит только ленивый. Для первого этапа коммуникационной стратегии (привлечение внимания к продукту) она крайне эффективна. Вопрос, скорее, в том, какой именно имидж формирует такое продвижение, кто именно является целевой аудиторией элитного жилого комплекса и насколько им релевантны именно эти звезды. Стоимость такой рекламы может варьироваться от полноценного многомиллионного бюджета до ограниченных бартерных соглашений — это сложно оценить ввиду отсутствия достаточного количества информации.

Пригласить в рекламу звезду — один из простейших способов привлечь зрителя, но также один из самых дорогих. Продукт, к которому приложила рука известная личность, не может стоить дешево. На этом очевидном факте свою рекламную кампанию построил оператор мобильной связи Tele2, которая призывает абонентов отказаться от переплат при обращении к другим операторам.

Согласно данным аналитического агентства Mobile Research Group, в Москве за последние два квартала с других операторов на Tele2 перешли более 100 тысяч абонентов. «Мегафон» за это время получил почти 77 тысяч клиентов, а «Билайн» — свыше 19 тысяч. С «МТС» к другим операторам перешло больше абонентов, чем пришло.

Эксперты считают, что в скором времени многое будет зависеть не только от креативной концепции, в которую удачно впишется звезда. Наступило время, когда рекламодателям приходится очень тщательно планировать бюджет, значит, и сотрудничество со знаменитостями может сократиться.

«Мультипликационные» концепции торговых марок

Идея использовать при создании торговых марок легко узнаваемые образы из популярных мультфильмов, конечно же, не нова. Одним из первых опытов такого рода можно назвать американский мультфильм про моряка Папая, созданный в далеком 1929 году. Папай не просто боролся со злом и агитировал американцев за здоровый образ жизни, но и рекламировал вполне конкретный продукт — консервированный шпинат, потребление которого выросло в США на 30% именно благодаря мультфильму, главный герой которого жизнерадостно распевал: «Я стану сильным, я стану настоящим моряком, потому что я ем шпинат!». Это лишь один из ранних примеров такого давно прижившегося на Западе понятия, как «Продакт Плейсмент», используемого ныне повсеместно. У нас в стране Product Placement иногда называют «скрытой рекламой», что не совсем точно.

В Советском Союзе такие рекламные приемы отсутствовали в принципе. Исключением можно считать разве что Олимпийского Мишку, призванного, впрочем, «продавать» не столько товары (хотя и не без этого), сколько преимущества советского образа жизни. Вполне естественно, что с приходом в нашу страну рыночной экономики, производители продуктов, ориентированных на детско-подростковую целевую аудиторию, обратились к богатому наследию отечественного мультипликационного жанра. Впрочем, не только отечественного…

Развитие брендинга, основанного на эксплуатации образов из популярных мультфильмов, в нашей стране находится едва ли не на начальной стадии. В отличие от западных стран, где герои мультфильмов и комиксов приносят миллиарды долларов не только своим создателям-художникам, но и производителям самых разнообразных товаров, на просторах бывшего СНГ весь потенциал такого симбиоза еще не научились использовать на полную мощность. А потенциал этот невероятно огромен, если не сказать — безграничен. И его недооценка тем более удивительна, что во многих сферах нашей жизни в данный момент буквально царствует ностальгия по ушедшим временам и мода на ретро: перепели почти все советские песни, раскрасили почти все советские фильмы, вспомнили почти всех советских «звезд». Даже неоднозначная советская символика пользуется неимоверной популярностью. Почему же на продовольственном рынке мы не видим обилия брендов, основанных на использовании персонажей хотя бы популярных советских мультфильмов? Может быть, все дело в стереотипах?

Принято считать, причем такое мнение весьма распространено и среди специалистов, что целевой аудиторией «мультипликационных» брендов являются, в основном, дети и подростки. Это, безусловно, справедливо, но не отражает полной картины. Мультипликационные или анимационные фильмы — продукт для семейного просмотра, а значит названия мультфильмов, имена их героев, как и эмоции, связанные с их образами и поступками, откладываются в головах взрослых людей не меньше, чем в умах детей. Необходимо также понимать, что огромное количество зрелого населения нашей страны прекрасно помнит лучшие образцы советской мультипликации — просто потому, что оно выросло на этих мультфильмах. А значит, удачно подобранный «мультяшный» бренд вкупе с вызывающим ностальгические теплые чувства художественным оформлением безотказно работает практически на любую целевую аудиторию. И в последнее время попытки продвижения на рынок именно таких брендов становятся более или менее распространенным явлением. Они имеют разный успех, но, как говорится, «тренд очевиден». Тенденция к увеличению торговых марок, основанных на популярных мультфильмах (причем не только на сравнительно старых советских, но и на современных, в том числе — и западных), видна невооруженным глазом. А значит, борьба за покупателя между «мультипликационными» брендами будет обостряться. И не только в России. Так, например, в 2008 году на рынок Украины вышло первое агентство, специализирующееся на лицензировании интеллектуальной собственности, в том числе — и использовании образов персонажей, героев. Причем первоочередной задачей агентство считает для себя даже не продажу «мультяшных» образов, а образование самого рынка как такового.

Совершенно очевидно, что самая главная задача бренда — привлекать к себе внимание покупателя. Поэтому концепция марок, выстроенных на популярных мультфильмах, априори подразумевает под собой широкую известность и узнаваемость, а также харизматичность внешнего оформления (логотипа и образа-талисмана). При этом титульный персонаж как неотъемлемая часть бренда должен быть простым, но оригинальным, по возможности нейтральным по настроению, но в то же время — с четко выраженным полом, возрастом и индивидуальными, присущими только ему чертами. Таким образом, задача перед компанией-разработчиком бренда, основанного на известном и популярном мультфильме, стоит одновременно и простая, и сложная. С одной стороны, имеется основа, на которую можно нанизывать дополнительные имиджевые и подсознательные компоненты. Но с другой стороны, как и в любом деле, разработчику нельзя «перестараться». Российский рынок «мультяшных» брендов за свою весьма недолгую историю знавал как удачные, так и абсолютно провальные истории продвижения торговых марок, разработанных на основе любимых всеми мультипликационных фильмов.

Самым успешным «мультипликационным» брендом, без сомнения, является линейка молочных продуктов под торговой маркой «Простоквашино». История бренда ведет свой отсчет с 2003 года, когда петербургский молочный завод «Петмол» вывел на рынок кефир, сметану и йогурты под торговой маркой «Из Простоквашино». Концепция бренда была основана на ассоциациях со старыми проверенными стандартами качества (известно, что советские ГОСТы имели достаточно жесткие нормативы, а мультфильм снимался именно в советские времена) и на «натуральности» продуктов (ведь кот Матроскин в мультфильме обзавелся собственной коровой, дающей парное молоко). За два года существования бренда продажи выросли в три раза, что является безусловным успехом. После поглощения «Петмола» компанией «Юнимилк» развитие торговой марки «Простоквашино» получило новый импульс. Был расширен ассортимент выпускаемых товарных позиций, а в 2008 году произведен ребрендинг, в ходе которого с упаковки исчезли все присутствовавшие на ней ранее герои мультипликационного фильма за исключением кота Матроскина. В планах компании «Юнимилк» — дальнейшее активное продвижение и расширение ассортиментной линейки продукции марки «Простоквашино», тем более что она до сих пор является единственной «мультяшной» маркой в данном секторе рынка.

Результат, совершенно обратный предполагаемому, получила федеральная розничная сеть «Пятерочка» при использовании популярнейшего мультипликационного фильма «Ну, погоди!». В 2005 году «Пятерочка» потратила свыше 400 тысяч долларов, выкупив права на персонажей знаменитого мультфильма и на съемку двух новых серий. Ни былой заоблачный рейтинг, ни модная ныне ностальгия по советским временам, ни вложенные деньги, ни старательное подражание не сделали римейк популярным, а попытки привлечения знакомых каждому с детства персонажей в собственных private label головокружительного успеха «Пятерочке» так и не принесли. В итоге, как известно, «Пятерочка» была вынуждена полностью сменить концепцию рекламной кампании.

Вообще же, кроме национального успеха «Простоквашино», удачных примеров завоевания детской целевой аудитории с помощью брендов, основанных на популярных мульт¬фильмах, на продовольственном рынке было совсем немного. И в основном эти попытки носили локальный характер. Можно, пожалуй, вспомнить мороженое, производимое «по мотивам» таких мультфильмов, как «Смешарики» или «Телепузики», да некоторые местные марки лимонадов. Вероятно, самой благодатной почвой для «мультяшных» брендов — как основанных на старых мультфильмах, так и с использованием популярных современных анимационных лент — является рынок кондитерских изделий, сладостей и снеков. Тем не менее, по-прежнему можно констатировать, что потенциал брендов, основанных на популярных мульт¬фильмах, очень сильно недооценен игроками рынка.

Конечно, в определенной степени тормозит дело и российская законодательная база, достаточно невнятно распределяющая права и обязанности участников взаимоотношений в области авторского права. Это еще больше провоцирует игроков рынка на различные тактические ухищрения в конкурентной войне. Уже упоминавшийся бренд «Простоквашино» компании «Юнимилк» весьма успешно конкурирует в нише молочных продуктов с торговой маркой «Домик в деревне» от «Вимм-Билль-Данн» во многом благодаря своей «исторической» составляющей. В сознании обывателя «Простоквашино» как бы имеет давние корни, прочно связанные с одноименным мультфильмом. Неудивительно, что именно бренд «Простоквашино» регулярно становится полем конкурентной битвы между «Юнимилк» и «Вимм-Билль-Данн». Последние «сводки с фронта» (март 2010 года) содержат сведения о том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оштрафовала «Юнимилк» на 40 тысяч рублей за «рекламу, вводящую потребителя в заблуждение». При рассмотрении дела (инициированного «Вимм-Билль-Данн») выяснилось, что в рекламе «Простоквашино» молоко поступает к покупателям прямо от коровы, минуя технологический процесс, что, конечно же, никак не может соответствовать действительности. Как говорится, на войне все средства хороши… Не способствует бурному развитию «мультяшных» брендов и российский Закон о рекламе. Нам, конечно, далеко до Южно-Африканской Республики, где в 2007 году вообще на государственном уровне запретили использование в торговой рекламе известных мульт-персонажей, но ограничений и различных толкований «буквы закона» у нас хватает, что, естественно, вызывает дополнительные сложности.

Тем не менее, позитивный международный бизнес-опыт, степень влияния мультгероев на соответствующую аудиторию и огромный неразработанный пласт потенциально успешных прототипов для «мультяшных» брендов позволяют с уверенностью утверждать, что в самом скором будущем доля таких торговых марок будет стремительно увеличиваться и через некоторое время в близлежащем универсаме мы встретим не только кота Матроскина или героев «Ну, погоди!», но и Карлсона, который, как мы с вами знаем, вообще-то живет на крыше.

Популярные лица на службе у бренда

Появление знаменитости где бы то ни было всегда вызывает общественный резонанс, что продуктивно используется в маркетинге с целью вызвать у потребителя желание подражать известным личностям и, как следствие, покупать предлагаемый ими товар.

Селебритис-маркетинг (англ. celebrity знаменитость) как сегмент рекламного рынка сегодня очень востребован. В последние месяцы ушедшего года средства массовой информации захлестнула волна интереса к этой теме, что вылилось в многочисленные публикации, дискуссии, интервью.

Существует распространенное мнение, что привлечение «звезды» в рекламу продукта/бренда очень дорого и доступно только крупным компаниям, способным вкладывать огромные деньги в мегапроекты. На самом деле это заблуждение, поскольку технологии и методики использования селебритис могут равно применяться как крупными, так и средними и даже мелкими компаниями, вопрос лишь в способах решения поставленной задачи.

В России привлечение знаменитостей в рекламу (по сравнению с мировым рынком) находится пока еще только в начальной стадии. Так, в США и Европе на «звездную» приходится примерно 20% от всего объема рекламы. В России эта цифра не превышает и 2%. В то же время прогнозы на ближайшие 2–3 года таковы, что российский рекламный рынок с использованием сelebrities ожидает настоящий бум! В последнем квартале прошлого года, несмотря на непростые экономические условия, уже наблюдался заметный рост и качественные изменения в этом сегменте. Агентство «Звезды и бренды», специализирующееся на привлечении знаменитостей в рекламу, сообщило, что к концу 2009 года рекламодатели заплатили «звездам» более $ 80 млн., что на 15% больше, чем в 2008-м, а заказы на рекламу с селебрити увеличились на четверть по сравнению с предыдущими кварталами года.

В списке лидеров звездной рекламы — ритейл-сети, бытовая техника, часы, бытовая химия, медицинские препараты, кофе, чай, майонез, растительное масло, йогурт, водка.

Рынок селебрити в России довольно труден для изучения. Причиной тому, с одной стороны, сложные отношения со знаменитостями, которые неохотно озвучивают размеры своих гонораров и содержание контрактов. С другой стороны, в России до сих пор нет отработанных вариантов привлечения «звезд», отсутствуют инструменты для измерения результатов и эффективности рекламы. Все участвующие в процессе — селебрити, агентства, бренды — действуют интуитивно. В то же время есть закон «О рекламе», являющийся нормативной базой для прописывания всех нюансов в отношениях и «звезд», и продюсеров, и заказчиков в рамках рекламного контракта.

Проблема российского рынка селебрити еще и в том, что денежные расчеты со звездами не всегда прозрачны. Хотя в последнее время ситуация улучшилась: «звезды» так называемого первого эшелона, за которыми стоят крупные продюсерские центры, предпочитают юридически чистые контракты и безналичный расчет, категорически отказываясь от гонораров в конвертах. Рост интереса компаний к привлечению знаменитостей можно объяснить и тем, что в течение 2009 года звездные гонорары упали на 15–30%.

Исследования, проведенные в Европе и США, показали, что в подавляющем большинстве отраслей лидируют бренды с устойчивой потребительской базой, которую иначе можно назвать эффектом лояльности. По мнению некоторых специалистов, эффект лояльности — это более мощный фактор успеха бренда, чем основополагающие доля рынка и структура затрат.

Лояльность — это преданность потребителя: сильные бренды, имеющие лояльных клиентов, привлекательнее для инвесторов, так как являются наиболее предсказуемыми в плане прибыльности. Такие марки могут позволить себе сократить маркетинговые расходы, сформировать уверенные позиции на рынке, а значит, легче преодолеть любой кризис.

Повышение уровня лояльности потребителей как составляющая брендинга (комплекса стратегий для продвижения бренда) — это способ создания продукта, который удовлетворяет индивидуальные нужды потребителей, что практически исключает возможность их перехода к конкурентам.

По мнению главы компании Saatchi&Saatchi Кевина Робертса, недостаточно, представляя продукт, утверждать, что он самый чистый, самый быстрый, самый полезный, то есть лучший. Потребитель не поверит в продукт/бренд просто так — он думает сердцем. Как считает Кевин Робертс, «чтобы создать настоящий бренд, надо сделать три шага», первый из которых — увеличение эмоциональной составляющей бренда.

Понятие эмоционирования бренда/продукта вместе с позиционированием, по мнению В. Тамберга и А. Бадьина, впервые применивших эти термины, способствуют принятию решений о покупке.

Отдавая предпочтение тому или иному бренду, потребитель не только совершает покупку товара с определенными качествами, но и демонстрирует свои личностные ценности, стиль жизни. Вот здесь-то «звезда» может загореться как нельзя кстати: использование селебрити способно сформировать эффективную коммуникацию с целевой аудиторией, следствием чего станет максимальное эмоционирование продукта/бренда. Образ популярной личности помогает выстроить правильную рекламную концепцию. Главный критерий выбора — имидж «звезды», который сосредоточивает вокруг себя лояльную аудиторию.

Профессионалы в области привлечения селебрити в рекламу называют это методом наложения. Суть его такова: нужно «наложить» целевую аудиторию (ЦА) продукта/бренда на целевую аудиторию «звезды» и проанализировать то, что получилось. Воздействие на потребителя будет тем эффективнее, чем больше участок перекрытия обеих ЦА.

«Звезда» — это тот объект, на котором легко останавливается взгляд потребителя, но сама по себе она не гарантирует высокие продажи продукта. Ей, возможно, продукт и вовсе не интересен, у нее есть собственные задачи: получить гонорар и попутно повысить рейтинг. Нельзя не учитывать и тот факт, что у любой «звезды» всегда есть и анти-аудитория. Главное, чтобы тех, кто относится к «звезде» плохо, не оказалось слишком много. Нужно делать ставку на лояльно сориентированное ядро ЦА и не ставить цель понравиться всем — это сразу отрицательно скажется на бренде.

Образ «звезды» может быть использован в рекламе с применением достаточно широкого арсенала методов, в зависимости от поставленных задач и бюджета. Продвижение бренда может проводиться стандартными (реклама на телевидении, в СМИ, реклама outdoor, изготовление pos-материалов) и оригинальными (PR и промо-акции с участием «звезды», проведение совместных пресс-конференций, BTL-мероприятий во время гастролей артиста, всевозможные розыгрыши призов «от звезды» в крупных торговых точках) способами.

Интересно, что в последнее время становится популярным привлечение «звезд» для озвучивания рекламных роликов. Например, реклама чипсов Lays, озвученная спортивным комментатором Виктором Гусевым, не прошла незамеченной! Производитель молочных продуктов «Юнимилк» использовал для продвижения своих продуктов способ тестимониал (англ. testimonial рекомендация). В этом случае известная личность заявляет о том, что ее удовлетворяет качество продукта. Компания «Юнимилк» сотрудничала с Яковом Брандом, и на упаковке появилась печать доктора, свидетельствующая о том, что он подтверждает высокое качество продукта.

Еще один эффективный путь привлечь внимание потребителей — киномерчендайзинга, при котором бренд/продукт персонифицируется при помощи мультипликационных и киногероев.

В «миру» критериями успеха «звезды» являются интерес к ней аудитории, упоминания в СМИ, уровень дохода. Причем негативная информация часто способствует еще большей популярности конкретной личности. В рекламе же скандалы вокруг приглашенной «звезды» способны испортить все дело. Кроме того, необходимо, чтобы она соответствовала представляемому продукту.

«Звездная» реклама оправдывает ожидания, если самым тщательным образом проработаны все детали, сокращены возможные риски:

1. Лучше не приглашать звезд, «кочующих» из одного рекламного проекта в другой. Потребителей это раздражает, и эффект от использования образа такой знаменитости будет, скорее всего, обратным.

2. Нужно убедиться в телегеничности приглашенной «звезды», в ее умении говорить. Это важно, но трудно, потому что обычно «звезды» не проходят кастинг. Однако уже после заключения контракта нередко выясняется, что «звезда» не вписывается в контекст рекламы. Если приглашенная знаменитость обладает приятным тембром голоса и правильной, грамотной речью — это уже половина успеха, что легко проверить, проанализировав записи ток-шоу, новостей, радио- и телепередач.

Так, для рекламы кофе «Гранд» сначала пригласили Александра Малинина, который, несмотря на все старания и профессионализм режиссера, не смог гармонично вписаться в кадр: получившийся рекламный ролик был неубедительным. После месяца эфира эту рекламу сняли, так как результаты исследований выявили ее неэффективность. В таких случаях недоверие, которое потребитель испытывает к «звезде», распространяется и на продукт/бренд.

3. Желательно, чтобы приглашенная знаменитость была включена в процесс разработки рекламной кампании. Становясь полноправным партнером, «звезда» может предложить хорошие идеи. Пример — реклама того же кофе «Гранд» с Иваром Калныньшем: именно актер выбрал место для съемки.

4. В рекламном контракте следует предусмотреть все риски. «Звезда» может передумать сниматься, публично признаться, что рекламируемый продукт ей неинтересен, она может развестись или занять низкие строчки хит-парадов. Все это способно легко разрушить образ продукта. Однако правильно составленный договор, в котором прописаны все тонкости и нюансы, включая пункты о том, кто, кому, сколько и в каких случаях будет должен, залог спокойного разрешения возможных проблем.

5. Важно вовремя отказаться от участия «звезды» в рекламе в случае, если она не оправдывает ожиданий. Лучше заново пройти весь путь по приглашению другой знаменитости и разработке рекламной концепции, чем тратить деньги и драгоценное время впустую.

Сегодня с уверенностью можно говорить о том, что в связи с выходом на рынок розничных торговых сетей в сфере celebraty-маркетинга начинается новый этап. Ряд крупных и средних ритейлинговых компаний обратились к селебритис-маркетингу: особенно заметные контракты — L’etual с Патрисией Каас, «Снежная Королева» с Кристиной Орбакайте, «Эльдорадо» с Вадимом Галыгиным и Валдисом Пельшем. Есть проекты и не столь громких брендов: «Торговый центр «Савеловский» с Артемием Лебедевым, локальная сеть продуктовых магазинов «Виктория» с Валерием Сюткиным, магазины оптики «Очкарик» с Александром Анатольевичем и Жанной Эппле, МсDonalds с братьями Грим. Самые востребованные в рекламных целях знаменитости — звезды шоу-бизнеса.

Современные сетевые бренды, находясь в условиях жесткой конкуренции, осознали острую необходимость в ярком эмоциональном посыле своих образов потребителю. По прогнозам экспертов, ритейл-сети уже скоро могут реально потеснить парфюмерно-косметические компании, до недавнего времени признанных лидеров в сфере использования селебрити.

Как уже говорилось, само присутствие «звезды» в рекламе не является гарантией успеха: эффективность может быть различной. Как выражаются в маркетинговых кругах, надо суметь «отжать звезду», то есть представить ее в лучшем для продвижения продукта виде, и при этом не позволить вниманию потребителей рассеяться в свете «звездных» лучей. 15 секунд рекламного времени должны убедить потребителя сделать выбор. Для этого нужен простой сюжет и запоминающийся образ, вызывающий приятные эмоции.

Привлечение «звезды» может быть целесообразным в следующих случаях:

1. На рынок выводится новый продукт/бренд. Если все правильно рассчитать, то о товаре узнают очень быстро: если в обычной рекламе потребитель чаще всего обращает внимание на продукт на пятый-седьмой контакт, то реклама со «звездой» сделает свое дело практически сразу, уже на втором контакте.

2. Бренд сталкивается с необходимостью ребрендинга, репозиционирования, когда надо измениться, расшириться, представить себя в новом качестве, быстро и ярко донести эту информацию до потребителей.

3. Нужно представить давно существующий на рынке продукт в новом свете, тем самым вызвав волну интереса к нему. Яркий пример — реклама «Актимель» с Иваном Ургантом.

4. Бренд/продукт хорошо известен широкому кругу потребителей, и надо, чтобы интерес к нему не ослабевал. Так, популярный майонез «Махеев» сейчас представляет обаятельная актриса Марина Голуб, вызывающая у целевой аудитории продукта — взрослых женщин, чье внимание сосредоточено на семейных ценностях — неизменные положительные эмоции.

5. При проведении комплексного мероприятия, например выставки или презентации, «звезда» может способствовать успеху предприятия.

Гонорары «звезд», участвующих в рекламе российских брендов, колеблются в очень больших пределах. Исчерпывающий список звездных гонораров огласило агентство «Звезды и бренды». Так, Мария Шарапова заработала за последний год около $ 30 млн., Елена Исинбаева $ 1,5 млн., Дима Билан $1,3 млн., Михаил Горбачев $ 700 тыс., Кристина Орбакайте $ 500 тыс., Федор Бондарчук $ 350 тыс., Ксения Собчак $ 250 тыс., Рената Литвинова $ 220 тыс., Тина Канделаки $ 200 тыс., Жанна Фриске $ 320 тыс., Юлия Высоцкая $ 190 тыс., Иван Ургант $ 150 тыс. Французская «звезда» Патрисия Каас получила рекордный для России гонорар в 1,5 миллиона евро. Контракт с ней — самый крупномасштабный во всех отношениях пример использования селебрити в массовых коммуникациях.

Очевидно, что рынок celebrity в России активно развивается: в него вовлекается все больше «звезд», а коммуникации с участием селебрити становятся более разнообразными.

статья взята с сайта Энциклопедия маркетинга www.marketing.spb.ru

(по материалам журнала «Продвижение продовольствия. Prod&Prod»)

Человек-билборд, человек-сэндвич, человек-афиша — всё это примеры живой рекламы, которая зародилась еще в XIX веке. Именно тогда властям Лондона пришла в голову гениальная мысль: взимать налог за размещение рекламы на городских стенах.

Предприимчивые дельцы не растерялись и начали навешивать объявления на соотечественников.

За двести лет живая реклама достигла небывалого размаха, и рекламные татуировки можно считать логическим развитием событий. Явление даже получило специальное название: skinvertising. Встречается также определение ForeheADS, или Forehead Advertising, которое обозначает буквально «реклама на лбу». Ее бум пришелся на 2000-е и был связан с «пузырем доткомов».

Первым рекламоносителем, который подписал официальный контракт на размещение тату, считается американец Джим Нельсон. За 7 тысяч долларов он украсил свой затылок рекламой хостинг-компании CI Host. Дальше пошло-поехало: число желающих продать рекламную площадь на собственном теле росло, а среди заказчиков появились крупные бренды вроде Toyota и Air New Zealand.

Reebok навсегда

В 2014 году шведское подразделение Reebok запустило акцию Reebok Forever, в рамках которой предложило поклонникам сделать самую большую татуировку в виде логотипа компании. В результате бренд получил 366 млн упоминаний в СМИ, 7 млн упоминаний в соцсетях и 94 реальных татуировки.

Биг Мак или Биг Кинг?

Некоторые люди так любят Биг Мак, что увековечили его образ на своём теле. В 2015 году Burger King решил, что их Биг Кинг достоин не меньшего. Компания пригласила пятерых поклонников конкурирующего бургера в Бразилию на дегустацию Биг Кинга, после чего им предложили апгрейд татуировок. Четверо согласились, и мастер Эми Джеймс добавил на рисунок небольшие штрихи — полоски от гриля.

Not established

В попытке привлечь молодую (сердцем и душой) аудиторию авиакомпания Airberlin объявила конкурс, участникам которого предлагалось сделать татуировку с обновленным логотипом Airberlin и слоганом «not established since 1978». Главным призом было заявлено кругосветное путешествие. В соцсетях появилось несколько претендентов на победу, однако компания так и не раскрыла имя победителя, сообщила Handelsblatt.

Набедренная реклама

Японцы известны своим нестандартным подходом к рекламе. Случай с татуировками не стал исключением. Запущенный в начале 2010-х сервис Absolute Territory PR предлагал рекламодателям разместить временную тату на бедрах девушек. Такой возможностью успела воспользоваться компания Warner Music для раскрутки альбома ¡Uno! группы Green Day. Проект продержался недолго и «сдулся» вместе с интересом к рекламным татуировкам.

И на эту, и на эту я набью себе «Додо»

Маркетологи «Додо Пицца» в Тольятти сомневались, что кто-то решится на татуировку ради вечной скидки. Однако Евгений Пантелеев набил себе логотип сети пиццерий и получил от компании пожизненную 15-процентную скидку.

Живая «социалка»

Агентство Leo Burnett и антирасистская организация Le Conseil Representatif des Associations Noires решили привлечь внимание к проблемам расизма во Франции с помощью «живого билборда». В рамках акции креаторы отправили на улицы Парижа человека, покрытого татуировками с расистскими оскорблениями. Надписи собирали в СМИ и социальных сетях.

Не корысти ради

Впрочем, деньги далеко не всегда становятся стимулом для увековечивания бренда на теле. Зачастую людьми движет искренняя любовь к искусству/торговой марке или желание прославиться. Так, тату-мастер Джейсон Джордж из Мумбаи, Индия, нанес на свою кожу около 400 логотипов — как глобальных, так и региональных. На его теле можно увидеть Samsung, Marvel, Miller, Oreo, eBay, Coca-Cola и другие бренды. Цель парня — попасть в книгу рекордов Гиннесса как человек с наибольшим количеством брендированных татуировок.

Только любовью можно объяснить появление логотипов, слоганов и бутылок Coca-Cola в виде татуировок. Легендарный бренд вдохновляет людей по всему миру. Например, сотрудник компании Harley-Davidson Алейн Трибал набил изображение классической стеклянной бутылки Coca-Cola, чтобы подчеркнуть свою приверженность идее безграничной дружбы. А москвич Игорь Алексеев из Москвы сделал татуировку с надписью Everything will be Coca-Cola («Всё будет Coca-Cola»), поскольку считает напиток символом счастья, который знают жители всей планеты.

И напоследок — вдохновляющие принты от обувного бренда Brazilia Shoes и поставщика товаров для офиса OfficeMax.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *