30406 счет бюджетного учета

30406 счет бюджетного учета

План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению отражены в приказе Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н. Этот документ конкретизирует положения Единого плана счетов, в том числе и применительно к КУ.

План счетов бюджетного учета представляет собой систематизированный перечень счетов и их корреспонденцию и состоит из пяти разделов и перечня забалансовых счетов:

Каждый раздел объединяет соответствующую группу однородных счетов, которые делятся на счета синтетические и аналитические, позволяющие детализировать объекты бюджетного учета.

Счета — это способ группировки текущего отражения имущества, обязательств по качественно-однородным признакам, обусловленным приемом двойной записи. Счета в бюджетном учете могут быть только активными либо только пассивными. Счета активные — бюджетные счета, на которых учитываются средства учреждений, их активы. Счета пассивные — счета учета учреждений, на которых отражаются источники формирования средств. Основным принципом образования отдельного счета является однородность учитываемых объектов. Двойная запись — это способ регистрации хозяйственный операций в счетах бухгалтерского учета. При данном способе сумма каждой хозяйственной операции записывается в двух счетах — по дебету одного и кредиту другого счета. Двойная запись обеспечивает возможность осуществления контроля за правильностью отражения хозяйственных операций, а взаимосвязь между двумя и более счетами называется корреспонденцией счетов.

Синтетический учет — учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета. Данные синтетического счета дают возможность анализировать состояние дел организации в целом. Для более детального учета применяются аналитические счета, которые открываются в развитие синтетического счета и позволяют учитывать данные по конкретным имущественным единицам одного вида. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Структура номера счета бюджетного учета построена по каталожному принципу (принципу вложенных модулей) и включает в себя 26 разрядов (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Структура счета расходов бюджетного учета

Первые три разряда данной таблицы — код главы администратора средств бюджета (ГРБС). Это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Следующие 11 разрядов отражают направление бюджетных средств на выполнение функций единицами сектора государственного управления. Коды разделов, подразделов, целевых статей закреплены в классификации расходов бюджета. Полный перечень разделов и подразделов, программ и подпрограмм (целевых статей) приведен в приказе Минфина России № 190н. Для примера в табл. 2.2 приводится фрагмент указанного документа, касающийся образования.

Таблица 2.2. Разделы и подразделы классификации расходов бюджета по коду 0700 «Образование»

Код

Наименование

Дошкольное образование

Общее образование

Начальное профессиональное образование

Среднее профессиональное образование

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

Высшее и послевузовское профессиональное образование

Молодежная политика и оздоровление детей

Прикладные научные исследования в области образования

Другие вопросы в области образования

Детские дошкольные учреждения

Школы — детские сады, школы начальные, неполные средние и средние

Профессионально-технические училища и т.д.

Эти данные являются едиными и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов на образование, независимо от уровня бюджетной системы РФ. Например, расходы на общее образование отражаются по разделу 07, подразделу 02, целевой статье 4210000.

Все КУ в разрядах 15-17, где отражается вид расходов, применяют код 001 «Расходы на выполнение функций казенных учреждений», включая закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд. В случае получения бюджетных инвестиций разряды 15-17 принимают значение 003.

Разряд 18 для КУ может иметь одно из следующих значений: 1 — бюджетная деятельность, 2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения), 3 — средства во временном распоряжении.

Разряды 19-23 отражают синтетический счет объекта учета, объединяющий синтетический и аналитический коды.

Разряд 19 может иметь одно из следующих значений по номеру раздела Плана счетов бюджетного учета: 1 — нефинансовые активы, 2 — финансовые активы, 3 — обязательства, 4 — финансовый результат, 5 — санкционирование расходов бюджета. Эти значения показывают, в каком разделе Плана счетов бюджетного учета находятся объекты учета.

Разряды 20 и 21 служат для детализации объектов учета, включенных в разделы. Например, раздел 1 «Нефинансовые активы» Плана счетов бюджетного учета включает в себя девять групп активов: основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы, амортизация, материальные запасы, вложения в нефинансовые активы, нефинансовые активы в пути, нефинансовые активы имущества казны, затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг. Исходя из этого, разряды 19-21 могут иметь одно из значений от 101 до 109.

Разряд 22 показывает группу аналитического кода синтетического счета объекта учета. Например, объект учета «Основные средства», состоит из четырех групп: недвижимое имущество учреждения; особо ценное движимое имущество; иное движимое имущество; предметы лизинга. Соответственно, они имеют значения 1, 2, 3, 4. Тогда как по объекту учета третьего раздела Инструкции по бюджетному учету «Расчеты по принятым обязательствам», состоящего из восьми групп, применяются коды 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 9.

Разряд 23 — вид аналитического кода синтетического счета объекта учета. Он принимает значения от 1 до 9. Например, по объекту учета первого раздела Инструкции «Нефинансовые активы» первой группы «Основные средства» — «Основные средства — недвижимое имущество учреждения» его значения таковы:

Раздел 2 Плана счетов бюджетного учета «Финансовые активы» включает в себя такие активы, как денежные средства на лицевых счетах учреждения в органах казначейства, денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации, денежные средства в кассе учреждения, касса, денежные документы, расчеты по выданным авансам. Он может принимать значения 201, 202, 205, 206, 208, 209, 211, 212.

Раздел 3 Плана счетов бюджетного учета «Обязательства» насчитывает девять групп, к примеру, расчеты по работам и услугам.

Раздел 4 Плана счетов бюджетного учета «Финансовый результат». В КУ значение синтетического учета выражается кодом 401 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта».

Раздел 5 Плана счетов бюджетного учета «Санкционирование расходов бюджета». Он включает в себя пять групп объектов учета: лимиты бюджетных обязательств (код 501); принятые обязательства (502); бюджетные ассигнования (503); сметные назначения по приносящей доход деятельности (504); право на принятие обязательств (506).

Разряды 22 и 23 показывают группу и вид аналитического кода синтетического счета объекта учета. Так, основные средства отражаются по коду синтетического учета 101. К числу основных средств относятся здания, сооружения, транспортные средства и т.п., которые объединены в четыре группы: недвижимое имущество, особо ценное движимое имущество, иное движимое имущество, предметы лизинга. Каждая группа и вид основных средств имеет собственный аналитический код. Например, производственный и хозяйственный инвентарь, включенный в группу иное движимое имущество учреждения, имеет код 36.

Разряды 24-26 — это код операций сектора государственного управления (КОСГУ). КОСГУ позволяет системно классифицировать и учитывать все без исключения финансовые операции, совершаемые казенными учреждениями, финансовыми органами и органами казначейства, систематизированные по экономическому содержанию. При ведении бюджетного учета и составлении бюджетной и финансовой отчетности доходам бюджета присвоен код 100, расходам — 200, поступлениям нефинансовых активов — 300; выбытию нефинансовых активов — 400, поступлению финансовых активов — 500, выбытию финансовых активов — 600, увеличению обязательств — 700, уменьшению обязательств — 800. Внутри КОСГУ последовательно осуществляется более детальное отражение видов указанных операций. Например, если начислена заработная плата, то расходы отражаются по коду 211, если необходимо перечислить средства на оплату услуг связи, то применяется код 221, и т.д. Если поступают материальные запасы, то применяется код 340, а при их выбытии — 440.

Для удобства изложения материала при рассмотрении примеров корреспонденции счетов бюджетного учета разряды с 18 по 26 будем именовать код счета бюджетного учета, или КСБУ.

Пример 2.1

Федеральное образовательное казенное учреждение высшего профессионального образования, подведомственное Минобрнауки России, будет отражать начисленную компенсацию на книгоиздательскую продукцию работникам на счете бюджетного учета, имеющего следующее значение: 074 0706 430 9900 001 1 401 20 212, где с 1-го по 3-й разряд — код Минобразования России как прямого получателя бюджетных средств — 074;

с 4-го по 7-й разряд — раздел 0700 «Образование», подраздел 06 «Высшие учебные заведения»;

с 8-го по 14-й разряд — целевая статья 430 0000 «Высшие учебные заведения», программа 9900 «Обеспечение деятельности подведомственных учреждений»;

с 15-го по 17-й разряд — вид расходов 001 «Выполнение функций казенными учреждениями»;

18-й разряд — бюджетная деятельность;

с 19-го по 21-й разряд — синтетический код объекта учета раздела 4 Плана счетов бюджетного учета;

22-й разряд — группа аналитического кода синтетического счета объекта учета раздела 4 Плана счетов бюджетного учета; 23-й разряд — вид аналитического кода синтетического счета объекта учета раздела 4 Плана счетов бюджетного учета; с 24-го по 26-й разряд — код операции сектора государственного управления.

Для формирования первых 17 разрядов счета необходимо использовать приказ Минфина России № 190н.

Помимо учета расходов в отдельных казенных учреждениях, например, системы исполнения наказаний, могут иметь место счета учета доходов, также имеющие 26 разрядов:

В табл. 2.3 приведена структура 20-значного кода дохода по бюджетной классификации.

Таблица 2.3. Структура кода дохода бюджета

Первая часть (с 1-го по 3-й разряд) — код главного администратора доходов бюджета, который соответствует номеру, присвоенному ГРБС соответствующего бюджета. Администраторами поступлений в бюджеты РФ являются органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, а в отдельных случаях и КУ.

Вторая часть (с 4-го по 13-й разряд) — вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент).

Код вида доходов предусматривает, в частности, следующие группы:

  • 3010000000 — доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • 3020000000 — рыночные продажи товаров и услуг;
  • 3030000000 — безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Дальнейшая детализация подгрупп кода вида доходов осуществляется в разрезе соответствующих статей и подстатей в рамках приложения 1 к приказу Минфина России № 190н.

Код элемента для налоговых доходов соответствует бюджету бюджетной системы РФ в зависимости от полномочий по установлению ставок налога федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ, органами власти муниципальных образований в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

В частности, устанавливаются следующие коды элементов доходов:

  • 01 — федеральный бюджет;
  • 02 — бюджет субъекта РФ;
  • 03 — бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  • 04 — бюджет городского округа;
  • 05 — бюджет муниципального района.

Третья часть — подвид доходов. Детализация кодов подвидов доходов осуществляется органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Четвертая часть — классификация операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов. Раскрывает экономическое содержание источников пополнения соответствующего бюджета, среди которых наиболее часто применяемые образовательными учреждениями:

  • 130 -доходы от оказания платных услуг;
  • 140 — суммы принудительного изъятия;
  • 151 — поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • 171 -доходы от переоценки активов;
  • 172 — доходы от реализации (выбытие) активов;
  • 173 — чрезвычайные доходы от операций с активами;
  • 180 — прочие доходы.

При формировании номеров счетов бюджетного учета по доходам между разрядами 17 и 18 добавляется еще шесть разрядов (вид деятельности, коды синтетического и аналитического учета).

Пример 2.2

По казенным учреждениям, финансируемым из местных бюджетов городских округов, номер счета «Финансовый результат текущей деятельности учреждения» в случае получения доходов от продажи услуг будет иметь приведенную ниже структуру:

Рабочий план счетов

Поскольку не все счета Плана счетов бюджетного учета предназначены для использования на уровне КУ, учреждению необходимо сформировать рабочий план счетов и утвердить его собственным приказом «Об учетной политике». В нем отражаются лишь те синтетические счета объекта учета, которые свойственны конкретному получателю бюджетных средств. Например, далеко не всем требуются счета 020126000 «Аккредитивы на счетах учреждения в кредитной организации», 020232000 «Средства бюджета на депозитных счетах в пути» и т.д.

Молоко это продукты питания, соответственно должно учитываться на сч.10532.
Списание продуктов питания осуществляется по К10532440,
а вот по Д могут быть следующие счета:
1096х272
1098х272
40120272
Все зависит от вашей учетной политики и КФО
Оприходование материальных запасов (продуктов питания):
КФО 2(4) от поставщика 10532340 30234730
на 4 КФО с 5 КФО 10532340 30406730 (если полным комплектом, то 510532340 530234730; 530406830 510532440; 410532340 430406730)
Если вдруг продукты питания поступили в порядке добровольного пожертвования от физ.лица, то 210532340 240110180
Если вдруг продукты питания поступили в порядке внутренних расчетов с учредителем (вышестоящей организации), то 410532340 440110180 (430404340) в зависимости от учетной политики и,к сожалению, мнения вышестоящей организации
По вопросу 1С ответить не могу, работаю на другой программе
Счет 40120272 используют в случае списания материальных запасов, поступивших в порядке добровольного пожертвования и/или приобретенных за счет целевых субсидий

В хозяйственной деятельности учреждения может сложиться ситуация, когда финансирования по определенному источнику финансового обеспечения не хватает для погашения сложившейся кредиторской задолженности. Это может быть обусловлено временным отсутствием финансирования по данному источнику.
Так, например, учреждению может потребоваться срочно оплатить задолженность по услугам связи или коммунальным услугам для того, чтобы соответствующий поставщик не приостановил предоставление услуги (например, отключил телефон или отопление).

В таком случае учреждение вправе использовать для погашения кредиторской задолженности средства другого источника финансового обеспечения в пределах остатка на лицевом счете с последующим возмещением. Порядок отражения таких операций в учете рассмотрим в данной статье.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТРАЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО ВНУТРЕННЕМУ ЗАИМСТВОВАНИЮ

Возможность использования операций по внутреннему заимствованию денежных средств прямо предусмотрена пп. 146 и 147 Инструкции, утв. приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н), применяющейся в учете бюджетных учреждений, и пп. 174 и 175 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н), применяющейся в учете автономных учреждений.

Операции по внутреннему заимствованию могут осуществляться с любого источника финансового обеспечения.

Так, например, в Письме Минфина РФ от 4 сентября 2012 г. № 02-06-10/3517 приведен пример по заимствованию денежных средств по коду финансового обеспечения «4». В письме также указано, что в случае оплаты кредиторской задолженности в пределах остатка денежных средств на отдельном лицевом счете 21 «Отдельный лицевой счет бюджетного учреждения», бухгалтерские записи учреждением отражаются в аналогичном порядке. То есть заимствование денежных средств также может производиться и за счет целевых средств.

ОТРАЖЕНИЕ НА ЗАБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ

Согласно пп. 365 и 367 Инструкции, утв. приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), к счетам 020100000 «Денежные средства учреждения» открываются забалансовые счета 17 «Поступления денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств» для аналитического учета выбытий и поступлений денежных средств на лицевом счете и в кассе учреждения.

Вместе с тем, Приказом Минфина России от 16 ноября 2016 г. № 209н в данные пункты Инструкции № 157н были внесены изменения, согласно которым забалансовые счета 17 и 18 применяются также и к счету 304 06 (в части денежных расчетов).

В Письме Минфина России от 28.12.2016 № 02-06-10/79177 приведен пример по применению забалансовых счетов к счету 304 06. Из данного письма следует, что к счету 304 06 применяются аналогичные забалансовые счета 17 и 18, как и в корреспондирующем с ним 201 счете.

ОТРАЖЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Операции по привлечению денежных средств за счет соответствующего источника финансового обеспечения для погашения кредиторской задолженности, принятой за счет иного источника финансового обеспечения, не относятся к доходам (расходам) учреждения. Поэтому, согласно Указаниям, утв. приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н), в таком случае применяются статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ.

Операции по внутреннему заимствованию осуществляются с применение счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами».

На основании положений Инструкций № 157н, 174н, 183н, Указаний № 65н, Письма Минфина РФ от 4 сентября 2012 г. № 02-06-10/3517 и от 28.12.2016 № 02-06-10/79177 операции по внутреннему заимствованию денежных средств отражаются (для этого рассмотрим пример по заимствованию денежных средств по коду финансового обеспечения «2» для погашения кредиторской задолженности по коду финансового обеспечения «4»):

1. Привлечение денежных средств для оплаты кредиторской задолженности

2. Возмещение привлеченных ранее денежных средств

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ В ОРГАНАХ КАЗНАЧЕЙСТВА

Порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений регулируется приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 № 11н (далее – Порядок № 11н), со средствами автономных учреждений – приказом Федерального казначейства от 08.12.2011 № 15н (далее – Порядок № 15н).

Если заимствование денежных средств производится в пределах разных лицевых счетов (например, 21 и 20), то согласно п. 9 Порядка № 11н и п. 5 Порядка № 15н для проведения кассовых выплат учреждению необходимо предоставить в орган Федерального казначейства Заявку на кассовый расход (ф. 0531801) (Заявку на возврат).

Таким образом, использование операций по внутреннему заимствованию денежных средств является отличным инструментом для своевременного погашения кредиторской задолженности. Благодаря этим операциям учреждение может избежать пеней и штрафов от поставщика за просрочку платежа и вести хозяйственную деятельность непрерывно, не дожидаясь соответствующего финансирования

3. Учет основных средств, нематериальных и непроизведенных активов

Закрепленное за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления государственное (муниципальное) имущество является основой их финансово-хозяйственной деятельности. Без использования такого имущества существование бюджетного учреждения оказывается под вопросом. Все имущество бюджетного учреждения для целей бюджетного учета сгруппировано под общим названием «нефинансовые активы». Нефинансовые активы бюджетных учреждений для целей их отражения в бюджетном учете детализированы по следующим группам:

  • основные средства, включающие жилые и нежилые помещения, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, библиотечный фонд, мягкий инвентарь, драгоценности и ювелирные изделия, а также прочие основные средства;

  • нематериальные активы;

  • непроизведенные активы, включающие земельные участки, ресурсы недр и прочие непроизведенные активы (например, электромагнитный спектр);

  • материальные запасы, включающие медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, горюче-смазочные, строительные материалы и прочие материальные запасы.

К основным средствам в бюджетном учете относят материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев .

Группировка основных средств осуществляется в соответствии с классификацией, установленной Общероссийским классификатором основных фондов (далее — ОКОФ) на следующих счетах Плана счетов бюджетного учета:

  • 010101000 «Жилые помещения»;

  • 010102000 «Нежилые помещения»;

  • 010103000 «Сооружения»;

  • 010104000 «Машины и оборудование»;

  • 010105000 «Транспортные средства»;

  • 010106000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;

  • 010107000 «Библиотечный фонд»;

  • 010108000 «Драгоценности и ювелирные изделия»;

  • 010109000 «Прочие основные средства».

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости, выраженной в рублях и копейках. Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации) .

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных учреждением по договору дарения, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования. При этом под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Безвозмездные передачи объектов основных средств между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями разных уровней бюджетов и учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета, а также государственным и муниципальным организациям, осуществляются по балансовой стоимости объекта с одновременной передачей суммы амортизации, начисленной на объект .

Учреждения проводят переоценку стоимости объектов основных средств, за исключением активов в драгоценных металлах, по состоянию на начало отчетного года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации. Сроки и порядок переоценки устанавливаются Правительством Российской Федерации. Суммы уценки (дооценки) стоимости объекта основных средств и начисленной суммы амортизации, полученные в результате переоценки, отражаются по дебету (кредиту) счета 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» и кредиту (дебету) соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» и соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 «Амортизация» .

Единицей бюджетного учета основных средств является инвентарный объект. Каждому объекту, кроме объектов стоимостью до 1000 руб. включительно, а также библиотечного фонда, драгоценностей и ювелирных изделий независимо от стоимости и от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер. Этот номер должен быть обозначен материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии путем прикрепления жетона, нанесения краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки. При невозможности обозначения инвентарного номера на объекте основных средств в случаях, определенных требованиями его эксплуатации, присвоенный ему инвентарный номер применяется в целях бюджетного учета с отражением в соответствующих регистрах бюджетного учета без нанесения на объект основного средства .

Согласно Инструкции № 25н аналитический учет основных средств ведется в инвентарных карточках типовой формы, которые регистрируются в Описи инвентарных карточек по учету основных средств. Поступление, внутреннее перемещение и выдача в эксплуатацию основных средств оформляются типовыми актами о приеме-передаче, накладными на их внутреннее перемещение, требованиями-накладными (по основным средствам стоимостью свыше 1000 руб. и по библиотечному фонду независимо от стоимости), ведомостями выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (стоимостью до 1000 руб. включительно) и отражаются следующими бухгалтерскими записями:

  • принятие к бюджетному учету вновь выстроенных зданий, сооружений или работ по их реконструкции отражается по дебету счетов 010101310 «Увеличение стоимости жилых помещений», 010102310 «Увеличение стоимости нежилых помещений», 010103310 «Увеличение стоимости сооружений» и кредиту счета 010601410 «Уменьшение капитальных вложений в основные средства»;

  • принятие к бюджетному учету объектов основных средств по первоначальной стоимости, сформированной при их приобретении, безвозмездном получении, изготовлении хозяйственным способом, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (010101310, 010102310, 010103310, 010104310, 010105310, 010106310, 010107310, 010108310, 010109310) и кредиту счета 010601410 «Уменьшение капитальных вложений в основные средства»;

  • внутреннее перемещение объектов основных средств между материально ответственными лицами в учреждении отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (010101310, 010102310, 010103310, 010104310,010105310,010106310,010107310,010108310,010109310) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (010101310, 010102310, 010103310, 010104310, 010105310, 010106310, 010107310, 010108310, 010109310);

  • оприходование излишков основных средств, выявленных при инвентаризации, по рыночной стоимости отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (010101310, 010102310, 010103310, 010104310, 010105310, 010106310, 010107310, 010108310, 010109310)и кредиту счета 040101180 «Прочие доходы» .

Приведем пример отражения операций по приобретению основных средств. Учреждение приобрело за счет бюджетных средств оборудование стоимостью 1 000 000 руб., в том числе НДС, для осуществления основной деятельности. Был произведен авансовый платеж в размере 300 000 руб. Расходы на транспортировку составили 50 000 руб., в том числе НДС. В табл. 2 даны соответствующие бухгалтерские проводки.

Таблица 2

Приобретение основных средств

Документ без названия

Операция

Сумма, рублей Корреспонденция счетов
Д К
1 2 3 4
Произведен авансовый платеж за поставку оборудования 300000 120619560

130405310, 120101610

Определена первоначальная стоимость оборудования 1000000 110601310 130219730
Отражены в первоначальной стоимости расходы на доставку 50000 110601310 130205730
Произведен зачет выданного поставщику аванса 300000 130219830 120619660
Оплата оставшейся суммы по договору на приобретение оборудования 700000 130219830

130405310, 120101610

Оплата по договору за транспортные услуги по доставке оборудования 50000 130205830

130405222, 120101610

Оприходование оборудования 1050000 110104310 110601410

С начала текущего года государственные (муниципальные) учреждения в своей работе должны применять положения Федеральных стандартов бухгалтерского учета, в том числе ФСБУ «Аренда». О том, как правильно отражаются в учете объекты, находящиеся у учреждения в аренде или безвозмездном бессрочном пользовании, мы поговорим в этой статье.

Операционная и финансовая (неоперационная) аренда

Начиная с 01.01.2018 г. операции по договорам аренды и безвозмездного пользования отражаются в бухгалтерском учете организаций государственного сектора в соответствии с нормами федерального стандарта «Аренда», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 258н (далее — Стандарт «Аренда») и федерального стандарта «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее — Стандарт «Основные средства»). Все стандарты по бухгалтерскому учету для организаций государственного сектора применяются во взаимосвязи. Кроме того, специалистами финансового ведомства в Письме от 13.12.2017 N 02-07-07/83464 «О направлении Методических указаний по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» (СГС «Аренда») доведены до учреждений методические рекомендации по его применению.

В целях отражения фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете бюджетному учреждению следует применять Федеральные стандарты во взаимосвязи с положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н), Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее — Инструкция N 162н).

В 2018 году учет безвозмездно полученного, а также арендуемого недвижимого имущества осуществляется на балансовых счетах учреждений.

Отметим, что договор аренды по определению является возмездным, так как предполагает предоставление имущества во временное владение и (или) пользование за плату. Если из условий договора, поименованного как договор аренды, следует его безвозмездность, он может быть классифицирован как договор безвозмездного пользования (договор ссуды).

Стандартом «Аренда» предусмотрены два вида аренды: операционная и финансовая (неоперационная). Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета финансовой и операционной аренды различен и зависит от квалификации заключенного договора.

Отнесение конкретного договора к тому или иному виду аренды, а также оценка возникающего в соответствии с ним объекта бухгалтерского учета осуществляется на более раннюю дату из следующих дат:

  • дата подписания договора аренды (имущественного найма) либо договора безвозмездного пользования;
  • дата принятия субъектом учета обязательств в отношении основных условий пользования и содержания имущества, предусмотренных договором.

При операционной аренде учреждение-арендатор получает имущество во временное пользование. Право оперативного управления на этот объект к нему не переходит. Учреждение пользуется имуществом и за это перечисляет собственнику арендную плату. Сюда попадает и тот случай, когда учреждение пользуется имуществом безвозмездно. Права остаются у собственника, но арендная плата равна нулю.

Признаки операционной аренды

Признаки неоперационной аренды

1. Срок аренды меньше срока полезного использования имущества.

2. Общая сумма арендной платы ниже справедливой стоимости передаваемого имущества

1. Срок аренды по договору сопоставим со сроком полезного использования имущества.

2. Сумма всех арендных платежей равна справедливой стоимости передаваемого имущества.

3. Когда договор аренды закончится и арендатор выплатит собственнику выкупную стоимость, к нему переходят все права на имущество.

4. Арендатор имеет приоритетное право продлить договор аренды на дополнительный срок. При этом арендная плата будет прежней.

5. Убытки или прибыль от изменений справедливой стоимости имущества относят на арендатора. Например, арендодатель увеличит арендные платежи. 6. Арендатор платит арендные платежи в рассрочку

Полный перечень признаков закреплен в пунктах 12–16 Стандарта «Аренда». Чтобы классифицировать объект аренды, достаточно одного или нескольких признаков.

Важно: если объект соответствует одному или двум признакам операционной аренды и при этом имеет хоть один признак неоперационной аренды, такой объект нужно признать неоперационной (финансовой) арендой.

У государственных (муниципальных) учреждений в основном имущество, переданное (полученное) в аренду, признается объектом операционной аренды. Финансовая аренда в настоящее время не распространена среди учреждений госсектора, но теоретически может быть.

Неоперационная (финансовая) аренда предполагает, что учреждение выкупит имущество в рассрочку. Сюда можно отнести имущество казны, которое госорган передал в пользование коммерческим или некоммерческим организациям, а также имущество по договору лизинга.

Таким образом, классификация договора аренды (безвозмездного пользования) относится к сфере профессионального суждения бухгалтера и осуществляется на основании критериев, перечисленных в п.п. 12 и 13 СГС «Аренда».

В соответствии с рекомендациями Минфина РФ нужно вести раздельный учет объектов при обычной аренде (операционной аренде), безвозмездном пользовании, и также при лизинге (финансовой аренде). Стандарт обязателен при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2018 года и составлении отчетности начиная с отчетности 2018 года.

Как определить стоимость безвозмездно переданного имущества?

Право пользования объектом учета аренды на льготных условиях (в том числе безвозмездно) принимается к учету по справедливой стоимости, что означает величину арендных платежей, которые могли бы быть без льготы. Здесь необходимо отметить, что разница между общей суммой минимального арендного платежа по операционной аренде на льготных условиях и суммой минимального арендного платежа, рассчитанного на рыночных условиях (по рыночной (справедливой) стоимости арендных платежей), отражается обособленно в составе отложенных доходов от операционной аренды на льготных условиях.

Объекты, принимаемые на баланс, на основании вновь заключенных в 2018 году договоров безвозмездного пользования, принимаются к учету по их справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен.

При использовании метода рыночных цен справедливая стоимость актива (обязательства) определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами (обязательствами), совершенных без отсрочки платежа (п. 55 СГС «Концептуальные основы…», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н).

В то же время, если в учреждении имеются «переходящие» на 2018 год договоры безвозмездного пользования, договоры аренды, по которым в 2017 году и ранее объекты недвижимого имущества должны были учитываться на забалансовом счете 01 по стоимости, указанной передающей стороной или ввиду ее отсутствия по условной стоимости 1 объект — 1 рубль, то в межотчетный период осуществляется их перенос на баланс по указанной в договоре стоимости в первом случае и по справедливой стоимости — во втором. Перенос осуществляется на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) с применением счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Отобранные в ходе инвентаризации недвижимые объекты финансовой аренды, в межотчетный период, согласно п. 58 СГС «Основные средства», следует отразить по кадастровой стоимости на счете 101 00. Если в учреждении отсутствует актуальная кадастровая стоимость объекта финансовой аренды, то он подлежит отражению на счете 101 00 в условной оценке, равной 1 рублю (п. 59 СГС «Основные средства», методические указания по применению переходных положений СГС «Основные средства» при первом применении, доведенные письмом Минфина России от 30.11.2017 N 02-07-07/79257).

Бухгалтерский учет объектов аренды

При операционной аренде (безвозмездном пользовании) у принимающей стороны объектами учета будут:

  • право пользования имуществом (счет 0 111 00 000);
  • обязательства по уплате арендных платежей (счет 0 302 24 000);
  • амортизация права пользования имуществом (счет 0 104 40 450);
  • расходы (обязательства) по условным арендным платежам (счета 0 302 00 000, 0 109 00 000, 0 401 20 000).

В соответствии с пунктом 21 СГС «Аренда» объектом учета операционной аренды является право пользования активом, принятое к бухгалтерскому учету. Объект амортизируется в течение срока пользования имуществом, установленного договором, методом, применяемым для амортизации объектов основных средств, аналогичных полученному в пользование имуществу.

Начисление амортизации права пользования активом (признание текущих расходов в сумме начисленной амортизации) осуществляется ежемесячно в сумме арендных платежей, причитающихся к уплате.

В бухгалтерском учете операции отражаются следующим образом:

Дебет

Кредит

Признано право пользования объектами аренды (в расчетной сумме договора аренды)

0 111 40 351

0 401 40 182

Начислена амортизация на право пользования активом (ежемесячно в расчетной сумме арендных платежей, причитающихся к уплате)

0 109 00 271

0 401 20 271

0 104 40 451

Признаны доходы текущего финансового года от полученного безвозмездно права пользования активом по операционной аренде (равномерно и ежемесячно)

0 401 40 182

0 401 10 182

Прекращено право пользования имуществом при прекращении действия договора безвозмездного пользования:

— в сумме договора, если аренда прекращается по сроку

0 104 40 451

0 111 40 451

— в сумме начисленной амортизации, если договор расторгается досрочно, одновременно производится корректировка отложенных доходов от безвозмездного пользования на сумму, соответствующую остатку по договору, отражается методом «красное сторно»

0 104 40 451

0 111 40 451

0 111 40 451

0 401 40 182

У передающей стороны учитываются:

  • расчеты по арендным платежам (счет 0 205 20 000);
  • информация об объектах имущества, переданных в пользование (забалансовые счета 25, 26);
  • ожидаемый доход (счет 0 401 40 000);
  • доходы по условным арендным платежам (счета 0 205 35 000, 0 401 10 135).

Передавая объект основного средства в аренду, в бухгалтерском учете оформляются операции по внутреннему перемещению. В данном случае произойдет замена лица, ответственного за сохранность переданного объекта, т.е. вместо материально ответственного лица арендодателя с этого момента в качестве ответственного лица нужно указать руководителя арендатора или уполномоченное им лицо. Для этого нужно предусмотреть аналитику в рабочем плане счетов.

Одновременно с внутренним перемещением информация о стоимости переданного в аренду объекта основных средств отражается в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031).

В разд. 4 этой карточки отразите данные:

  • о юридическом лице, которому объект (часть объекта) передан в пользование.

При финансовой аренде у принимающей стороны объектами учета будут:

  • объект ОС (счет 0 101 00 000);
  • обязательства по уплате арендных платежей (счет 0 302 24 000);
  • расходы по условным арендным платежам (счета 0 302 00 000, 0 109 00 000, 0 401 20 000).

У передающей стороны:

  • расчеты по арендным платежам (счет 0 205 20 000);
  • информация об объектах (забалансовые счета 25, 26);
  • ожидаемый доход (счет 0 401 40 122);
  • доход по условным арендным платежам (счета 0 205 35 000, 0 401 10 135);
  • доходы будущих периодов по процентным платежам (счет 0 401 40 000).

Дублировать объекты аренды на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» не нужно.

Учет санкционирования в арендных отношениях

Обязательства по операционной аренде отражаются в бухгалтерском учете по факту подписания договора аренды (пользования) имущества. Бухгалтерские записи, отражаются согласно Бухгалтерской справки (ф. 0504833) на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 500 00 000 «Санкционирование расходов».

По текущим арендным платежам, принимаются обязательства (бюджетные обязательства) у арендатора, и у арендодателя. Доходы будущих периодов признаются еще и как увеличение плановых (прогнозных) назначений по доходам от операционной аренды.

В бухгалтерском учете учреждений в момент заключения договора отражаются записи:

Дебет

Кредит

Отражены принимаемые обязательства по арендным платежам текущего периода

0 506 10 224

0 502 17 224

Приняты обязательства по арендным платежам на текущий финансовый год

0 502 17 224

0 502 11 224

Отражены принимаемые обязательства по арендным платежам, подлежащие исполнению в году, следующем за текущим финансовым годом (рассчитываются за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года)

0 506 20 224

0 502 27 224

Приняты обязательства по арендным платежам, подлежащие исполнению в году, следующем за текущим финансовым годом (рассчитываются за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года)

0 502 27 224

0 502 21 224

Отражены принимаемые обязательства по арендным платежам, подлежащие исполнению во втором году, следующем за текущим финансовым годом (рассчитываются за период с 1 января 2020 года по 29 февраля 2020 года)

0 506 30 224

0 502 37 224

Приняты обязательства по арендным платежам, подлежащие исполнению во втором году, следующем за текущим финансовым годом (рассчитываются за период с 1 января 2020 года по 29 февраля 2020 года)

0 502 37 224

0 502 31 224

У арендодателя

Отражены прогнозируемые доходы текущего финансового года

0 507 10 121

0 504 10 121

Отражены прогнозируемые доходы года, следующего за текущим финансовым годом

0 507 20 121

0 504 20 121

Отражены прогнозируемые доходы второго года, следующего за текущим финансовым годом

0 507 30 121

0 504 30 121

Если отношения прекращаются раньше срока, установленного договором, операции санкционирования сторнируются.

Отметим, что обязательства и доходы по условным арендным платежам также подлежат отражению на счетах санкционирования, причем они будут являться обязательствами и доходами текущего финансового периода. И поскольку здесь нет никаких изменений, мы не будем приводить записи этих бухгалтерских операций.

Имущество, полученное в безвозмездное бессрочное пользование, объектом аренды не является.

На практике встречаются ситуации, когда учреждение получает от другого учреждения, подведомственного тому же учредителю, по договору безвозмездного бессрочного пользования имущество.

Пунктом 10 ФСБУ «Аренда» установлено, что операции с имуществом при закреплении государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за субъектами учета с целью выполнения ими возложенных на них полномочий не рассматриваются как объекты учета аренды — положения Стандарта «Аренда» при отражении указанных операций (фактов хозяйственной жизни) не применяются.

У принимающей стороны объекты, полученные в безвозмездное бессрочное пользование, учитываются в 2018 году в том же порядке, в каком они учитывались и в 2017 году.

В завершение хочется отметить, что реформа в бухучете бюджетной сферы и все сопутствующие изменения связаны со сменой ключевой задачи. Принцип представления информации в учете кардинально меняется. Определяющей становится не юридическая, а экономическая трактовка фактов хозяйственной жизни. Тем самым методология учета сближается с подходами, принятыми в международных стандартах финансовой отчетности.

Государственные учреждения стали первопроходцами в использовании бухгалтерского стандарта «Аренда». Возможно, за ним будет принят похожий стандарт и для коммерческих организаций.

п. 1 ст. 423 ГК РФ

ст. 606 ГК РФ

п. 1 ст. 689 ГК РФ

п. 11 СГС «Аренда»

абз. 5 п. 12 Стандарта «Аренда»

разд. III.1 Методических рекомендаций Письмо Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83464

п. 26 СГС «Аренда»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *