Автономная некоммерческая организация

Автономная некоммерческая организация

Наверное, многие сейчас знают, что АНО – это некоммерческое автономное учреждение унитарного типа, в том числе фондовые, религиозные и другие организации. Однако особенности такой организации (ее отличия от других организационно-правовых форм) мало кому известны.

Ключевая характеристика – отсутствие членской формы участия. Возникает на базе имущественных паев физлиц и юрлиц. Цель учреждения – предоставление услуг в соцсферах: например, спортивная, здравоохранительная, образовательная, правовая и научная деятельность.

Невзирая на тот факт, что АНО –автономная некоммерческая организация, это учреждение имеет право вести предпринимательскую деятельность. Но лишь теми ее видами, которые соответствуют его организационным целям и требуются для их достижения. А потому подобные некоммерческие учреждения весьма распространены на территории РФ. В формате АНО создаваться могут: медучреждения (здравоохранительные центры, клиники), пансионаты, организации юридического направления, спортклубы.

Естественно, что первый вопрос, возникающий у лиц, желающих образовать подобное учреждение: как зарегистрировать автономную некоммерческую организацию. Прежде чем приступать к регистрации, учреждение необходимо сформировать фактически и лишь после этого (при формировании требуемого пакета документации) приступают к регистрационному этапу.

АНО: процесс создания

Учредителями такого типа учреждения выступают физлица и юрлица. Отличие от иных предприятий: учредителем АНО может быть одно лицо. Также учредители используют услуги, оказываемые этой компанией, но лишь наравне с иными лицами.

Учредители по долгам образованного ими учреждения ответственности не несут, равно как и АНО по долгам учредителей.

Правление в АНО осуществляют учредители согласно порядку, регламентированному Уставом. Высший управленческий орган АНО – Общее собрание его учредителей.

Учредители организовывают и постоянно функционирующий орган с коллегиальным типом правления. Они назначают единоличный орган исполнительной власти (гендиректора, Председателя), обычновыбирая кандидатуру из числа физлиц-учредителей.

Порядок регистрации АНО в Москве

Стоит упомянуть, что решение об учреждении АНО принимается ее учредителями (либо единоличным учредителем самостоятельно). В пределах 3-х месяцев с момента принятия решения об организации АНО следует подавать пакет документации в компетентный орган, правомочный зарегистрировать новое учреждение. Необходимо оплатить соответствующую этому случаю госпошлину. Документы для регистрации АНО: Устав, заявительная форма, квитанция, свидетельствующая об уплате госпошлины, данные об юрадресе, решение. В зависимости от профиля АНО потребоваться может и другая документация, в том числе: виза для учредителей-иностранцев, выписки из реестров зарубежных юрлиц, согласование использования имени. Важно:госпошлина за регистрацию АНО оплачивается предварительно (еще до подачи документов в госорганы).

По завершении регистрации АНО, согласно действующему порядку, сведения о новом АНО вносятся также в ЕГРЮЛ. Не стоит забывать, что регистрация АНО самостоятельно — достаточно сложная процедура. Лучше доверить это мероприятие профессионалам. По доверенности любое лицо может осуществить за вас все необходимые регистрационные действия.

Какие документы необходимы для открытия АНО

Базовой учредительной документацией АНО выступает Устав, в котором прописывают нижеследующее:

  • наименование, содержащее сведения о роде деятельности и включающее словосочетание «автономная некоммерческая организация»;
  • местонахождение;
  • порядок управления;
  • цели, предмет деятельности;
  • способы формирования имущества;
  • порядок редактирования учредительной документации;
  • порядок действий с имуществом при ликвидации;
  • другая информация, не противоречащая действующим нормативным актам.

Также АНО заключать может Учредительный договор, не подлежащий регистрации, в отличие от Устава, но необходимый для урегулирования жизнедеятельности учреждения. В таком договоре могут прописываться: условия передачи материальных ценностей, порядок организации, выход учредителей из АНО и иные положения.

Формирование имущества АНО

Учредители формируют имущественную основу некоммерческого автономного учреждения. Имущество, передаваемое учредителями в АНО, превращается в собственность этого учреждения. Поэтому учредители утрачивают правомочие на переданное ими имущество в АНО.

Выход из состава учредителей АНО

По действующим правовым нормам выход из числа учредителей АНО можно осуществить по своему усмотрению. Но включение нового учредителя возможно лишь по общему решению учредителей организации.

Следует обратить особое внимание и на тот факт, что с 2014 года возникла необходимость при входе/выходе учредителей из АНО вносить соответствующие сведения в ЕГРЮЛ. Редакция помимо реестра фиксируется в Уставе, если такие данные в нем не указаны.

Реорганизация АНО

АНО по решению его учредителей может преобразовываться в фонд.

Каковы различия правового статуса автономной некоммерческой организации и автономного учреждения? Может ли автономное учреждение быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию? 16.06.2014 16:40

Вопрос: Каковы различия правового статуса автономной некоммерческой организации и автономного учреждения? Может ли автономное учреждение быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию?
Ответ: Правовой статус автономной некоммерческой организации (далее — АНО) и автономного учреждения (АУ) имеет как общие черты, так и существенные различия.

Общие черты обусловлены тем, что и АНО, и АУ являются некоммерческими организациями. Соответственно, им присущи основные признаки некоммерческих организаций, указанные в ст. 50 ГК РФ: извлечение прибыли не является основной целью их деятельности; предпринимательская деятельность может осуществляться ими постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям; прибыль не распределяется между учредителями.

Различия в правовом статусе обусловлены, прежде всего, целями, для которых создаются эти некоммерческие организации: АУ выступают инструментом реализации государственных (муниципальных) обязательств в социальной сфере.

Основным документом, регламентирующим статус автономных некоммерческих организаций, является Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 10 этого Закона автономная некоммерческая организация — это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Автономное учреждение является одним из видов государственных и муниципальных учреждений (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Правовое положение АУ определяется ст. 120 ГК РФ и Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 2 этого закона АУ признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Проведем сравнительный анализ правового статуса автономной некоммерческой организации (АНО) и автономного учреждения (АУ).

1. Учредители:

АНО: граждане и (или) юридические лица (п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

АУ: учредителем могут выступать только РФ, субъект РФ, муниципальное образование. Функции и полномочия учредителя осуществляют соответствующие органы власти, а также государственная академия наук — в отношении подведомственных ей автономных учреждения (п. 2 ст. 120 ГК РФ, ч. 1 ст. 2, ст. 6 Закона N 174-ФЗ).

2. Цель деятельности:

АНО: предоставление услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах (определены уставом) (п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

АУ: выполнение работ, оказание услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

3. Правоспособность:

АНО: вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана (п. 2 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

АУ: основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Учредитель утверждает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью (части 1 и2 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).

4. Источник финансирования:

АНО: добровольные имущественные взносы учредителей (п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

АУ: финансируется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников (части 3 и 4 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).

5. Права на имущество:

АНО: Имущество, переданное АНО ее учредителями (учредителем), является собственностью АНО. Учредители не сохраняют никаких прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации (второй абзац п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

АУ: имущество АУ закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества является, соответственно, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (ч. 1 ст. 3 Закона N 174-ФЗ).

6. Распоряжение имуществом:

АНО: учитывая, что имущество является собственностью АНО, она осуществляет владение, пользование и распоряжение этим имуществом по своему усмотрению в соответствии с его назначением для выполнения уставных задач и целей.

АУ: учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, АУ вправе распоряжаться самостоятельно (ч. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ).

7. Распоряжение доходами:

АНО: Вся прибыль от предпринимательской деятельности является собственностью организации и не может распределяться между учредителями (п. 3 ст. 26 Закона N 7-ФЗ).

АУ: Доходы АУ поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено Законом N 174-ФЗ. Собственник имущества АУ не имеет права на получение доходов от осуществления АУ деятельности и использования закрепленного за АУ имущества (части 8 и 9 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

8. Структура органов:

АНО: высший орган управления — коллегиальный высший орган управления, наименование которого определяется учредительными документами. Основная его функция — обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана;

исполнительный орган — может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления. Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления, порядок принятия ими решений и выступления от имени организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации (ст.ст. 28-30 Закона N 7-ФЗ).

АУ: Органами АУ являются наблюдательный совет, руководитель, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие). Структура, компетенция органов, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов определяются уставом автономного учреждения. Решение важнейших вопросов в деятельности АУ отнесено к компетенции учредителя (ст.ст. 8 и 9 Закона N 174-ФЗ).

9. Имущественная ответственность:

АНО: Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей (второй абзац п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).

АУ: АУ отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества АУ не несет ответственность по обязательствам АУ. АУ не отвечает по обязательствам собственника имущества АУ (части 4-6 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

Относительно преобразования автономного учреждения в автономную некоммерческую организацию отметим следующее.

Порядок реорганизации некоммерческих организаций определяется Законом N 7-ФЗ. В соответствии с п. 2 ст. 17 этого Закона преобразование государственных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом.

Однако ни Гражданским кодексом РФ, ни Законом N 174-ФЗ (ст. 18), ни иными федеральными законами не предусмотрена возможность реорганизации автономного учреждения в форме преобразования. Предусмотренная же ч. 14 ст. 5 и ч. 5 ст. 18 Закона N 174-ФЗ возможность изменения типа учреждения преобразованием не является.

Поэтому реорганизация автономного учреждения путем его преобразования (в том числе в АНО) не соответствует законодательству и может быть признана недействительной в судебном порядке. Косвенно это подтверждено судебной практикой, свидетельствующей о неправомерности реорганизации учреждений путем преобразования (смотрите, например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 12.10.2005 N А29-1240/2005А, ФАС Уральского округа от 15.01.2008 N Ф09-11088/07-С4, от 01.06.2005 N Ф09-3377/04-С4, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2009 N 20АП-546/2009).

Источник: ИА «ГАРАНТ»

Автономной некоммерческой организацией (АНО) признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная на основе добровольных имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц. АНО создается в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Услуги АНО предоставляются всем заинтересованным лицам.

На сегодняшний день в России в форме автономной некоммерческой организации зарегистрировано и успешно функционирует множество частных школ, учебных заведений дополнительного образования, детских садов, частных больниц, медицинских организаций, организаций спортивного профиля, оздоровительных центров и проч.

Отличительные особенности АНО

Главное отличие автономной некоммерческой организации от других форм некоммерческих организаций — в специфических целях создания и деятельности. Как уже упоминалось, АНО создается в целях предоставления услуг. Большинство российских организаций, зарегистрированных в форме АНО, предоставляет образовательные, медицинские и оздоровительные услуги, а также услуги в сфере спорта, культуры и просвещения. Не ограничиваясь данными сферами, в целом, в рамках АНО может быть создана организация, оказывающая услуги по реализации проектов, направленных на развитие деятельности в любой определенной социальной сфере, и услуги по содействию в решении актуальных проблем в этой области.

При этом преимуществом АНО является право оказания услуг на возмездной основе. В этом форма АНО схожа с коммерческой организацией, однако не стоит ориентироваться на неограниченную возможность ведения предпринимательской деятельности в рамках некоммерческой организации, и вот почему.

Автономная некоммерческая организация, как и любая другая форма некоммерческой организации, имеет специальную правоспособность. Это означает, что она вправе заниматься коммерческой деятельностью, но только той, которая необходима для достижения целей, ради которых она создана и которые прописаны в ее уставе, и соответствующей этим целям. При этом, для осуществления такой предпринимательской деятельности некоммерческая организация должна иметь имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (10 000 руб.).

В целом, следует помнить, что основное отличие некоммерческой организации от коммерческой заключается в том, что первая создается не для извлечения прибыли. А полученная АНО в результате ведения коммерческой деятельности прибыль не распределяется между ее учредителями, а направляется исключительно на достижение целей, ради которых такая организация создана.

Ранее, выбор АНО, а не ООО, был продиктован, например, возможностью получения образовательной лицензии только некоммерческими организациями. Теперь заниматься образовательной деятельностью на основании лицензии вправе и коммерческие организации, поэтому выбор в пользу создания АНО, а не коммерческой организации, в основном связан с наличием некоторых налоговых преимуществ, возможностью получать целевые пожертвования, и др.

Автономная некоммерческая организация имеет общие черты с учреждениями и фондами — например, наряду с ними не имеет членства. Однако, в отличие от учреждений — субъектов права оперативного управления, АНО, как и фонд, обладает правом собственности на переданное, в том числе, ее учредителями, имущество. Можно сказать, что наравне с фондом, АНО представляет собой объединение имущественных взносов учредителей.

При этом учредители автономной некоммерческой организации, как и учредители фонда, не сохраняют никаких прав на переданное имущество и не несут ответственности по обязательствам организации. Более того, они могут пользоваться услугами АНО только на равных условиях с другими лицами.

Таким образом, АНО имеет много общих черт с фондами, их законодательные определения практически идентичны. Отличие от фондов состоит прежде всего в целях создания — АНО создается в целях предоставления услуг в определенной области.

Если Вы сомневаетесь в выборе организационно-правовой формы некоммерческой организации, Вам стоит обратиться за помощью к нашим специалистам. Ошибки в выборе формы создания НКО могут существенно затруднить работу или управление организацией в дальнейшем.

Особенности управления АНО

Как уже упоминалось, автономная некоммерческая организация — это унитарная организация, т.е. не имеющая членства. Применительно к этой организационно-правовой форме законодатель предусматривает только учредителей и не предусматривает участников.

Автономная некоммерческая организация создается учредителями, или единственным учредителем, и управляется органами, предусмотренными ее уставом. Таким образом, структура АНО определяется учредителями свободно.

Высшим органом управления АНО может быть общее собрание ее учредителей. Таким образом, в отличие от фонда, учредители АНО сохраняют контроль управления организацией, а также вправе самостоятельно осуществлять надзор за деятельностью других органов. Поэтому внешний надзорный орган (в фонде это — Попечительский совет) в АНО не обязателен.

При этом, в отличие от фонда, законодатель прямо предусмотрел возможность лица по своему усмотрению выйти из состава учредителей АНО, а также возможность принятия новых лиц по единогласному решению учредителей.

Уставом автономной некоммерческой организации может быть предусмотрен постоянно действующий коллегиальный орган, например, Правление, Совет и т.п. Такой орган состоит из нечетного количества членов (не менее трех) и избирается на определенный срок (как правило, на три года).

Для организации текущей деятельности АНО учредители назначают единоличный исполнительный орган — Председателя Правления, Директора, Президента и т.п. К его компетенции относятся вопросы текущего руководства, которые не входят в исключительную компетенцию высшего органа управления. Функции единоличного исполнительного органа АНО может выполнять единственный учредитель или один из учредителей.

Общие положения о регистрации некоммерческих организаций, а также полный перечень услуг по регистрации НКО смотрите на странице «регистрация некоммерческих организаций».

Зарегистрировать АНО (онлайн заявка на регистрацию некоммерческой организации)

Необходимо изменить наименование автономной некоммерческой организации.
Какие необходимы документы для внесения изменений и каков порядок действий?

1 апреля 2019

В соответствии с пунктом 1 ст. 52 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) учредительным документом автономной некоммерческой организации (далее — АНО) является устав. Данный документ, помимо прочего, должен содержать наименование некоммерческой организации, включающее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму. Соответственно, изменение наименования организации потребует внесения изменений в ее устав.
Данные изменения вносятся коллегиальным высшим органом управления (п.п. 3 и 4 ст. 14, п. 3 ст. 29 Закона N 7-ФЗ): принимается соответствующее решение, утверждаются сами изменения в устав либо устав в новой редакции (указанные действия могут быть оформлены одним протоколом).
В соответствии с п. 6 ст. 52 ГК РФ изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. При этом согласно п. 1 ст. 23 Закона N 7-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации.
В свою очередь, п. 1 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ предусматривает, что некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) с учетом установленного Законом N 7-ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Регистрирующим органом в данной ситуации выступает территориальный орган Министерства юстиции РФ.
В силу п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ, п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, приказа Минюста России РФ от 07.05.2013 N 68 формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и внесения изменений в их учредительные документы, определяются в соответствии с приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее — Приказ N ММВ-7-6/25@), утвердившим формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений в учредительных документах юридического лица, установлен п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. В соответствии с этой нормой и с учетом вышеизложенного для государственной регистрации изменений в уставе АНО необходимо представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган), следующие документы:
— заявление по форме N Р13001, утвержденной приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@; если документы в регистрирующий орган представляются на бумажных носителях, подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ);
— решение (протокол) о внесении изменений в устав АНО;
— изменения, вносимые в устав АНО, либо устав в новой редакции — в 2 экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением);
— документ об уплате государственной пошлины (в размере 800 руб. — подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
На основании этих документов производится государственная регистрация соответствующих изменений в уставе АНО и в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Заявителем в данном случае выступает руководитель постоянно действующего исполнительного органа АНО или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени организации.
При заполнении заявления формы N Р13001 необходимо руководствоваться Требованиями к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (утверждены Приказом N ММВ-7-6/25@, далее — Требования), в частности разделом I «Общие требования к оформлению представляемых документов» и разделом V «Требования к оформлению Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001)» указанных Требований.
Отметим, что уведомлять о внесении изменений в устав автономной некоммерческой организации ФСС РФ и ПФР не требуется. Соответствующую информацию они получают через систему межведомственного взаимодействия (п. 9 ст. 6 Закона N 129-ФЗ, а также раздел III приказа Минфина России от 18.02.2015 N 25н «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, исправления технической ошибки в записях указанных государственных реестров, предоставления содержащихся в них сведений и документов органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления и судам»).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Ответ прошел контроль качества

Принимая решение о создании некоммерческой организации, её учредители, прежде всего, сталкиваются с вопросом: какую организационно-правовую форму выбрать? Некоммерческие организации различаются между собой в зависимости от особенностей формирования управленческих органов, взаимной или односторонней ответственности организации и учредителей, по объему имущественных прав и другим параметрам. Чтобы не ошибиться в выборе, необходимо иметь полное представление обо всём спектре организационно-правовых форм некоммерческих организаций и особенностях каждой.

Некоммерческие организации в России крайне разнообразны. Они возникали на различных этапах становления страны, что привело к широкому многообразию видов НКО. До 01.09.2014 года трудно было классифицировать некоммерческие организации по определенным признакам. Но сегодня законодатель в достаточной степени систематизировал нормы, регулирующие правовое положение некоммерческих организаций. Так, вступивший в законную силу федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ внес изменения в Гражданский кодекс РФ и дифференцировал некоммерческие организации в зависимости от роли учредителей в создаваемой ими организации на корпоративные и унитарные. С этого времени организации, в которых учредители приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган признаются корпоративными и, соответственно, НКО, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными.

Кроме этого, перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, в которых возможно их создание стал исчерпывающим. Чтобы узнать о многообразии существующих сегодня ОПФ НКО остановимся на рассмотрении отдельных из них.

В современной России некоммерческие организации встречаются в самых разных областях:

  • благотворительность;
  • образование и культура;
  • наука;
  • социальная сфера.

Ассоциация (союз)

Ассоциация (союз) относятся к корпоративным некоммерческим организациям, могут быть созданы одновременно и гражданами и юридическими лицами – коммерческими или некоммерческими организациями. Союзы (ассоциации) основаны на членстве, которое может быть как добровольным, так и обязательным — в силу закона, число учредителей — не меньше двух. Как правило, такие некоммерческие организации создаются для отстаивания общих интересов, чаще всего – профессиональных, но не связанных с участием граждан в трудовых отношениях. Кроме того, ассоциация может быть создана для достижения каких-либо общественно полезных целей, имеющих некоммерческий характер. В ОПФ ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения нотариусов, оценщиков, некоммерческие партнерства, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты, саморегулируемые организации, их объединения и др.

Среди особенностей данной организационно-правовой формы можно выделить следующие:

  • единоличный исполнительный орган – председатель, руководитель или президент (наименование выбирается при создании).
  • имущество передается в собственность союзу (ассоциации), имеются членские взносы.
  • отсутствует ответственность организации при нарушении одним или несколькими членами своих обязательств и, вместе с этим, предусмотрена возможность установления законом или уставом субсидиарной ответственности членов союза (ассоциации) по долгам этой НКО.
  • Члены союза (ассоциации) имеют право на преобразование этой НКО в общественную организацию, АНО или фонд. Преобразование осуществляется по общему решению членов этой организации.

Автономная некоммерческая организация

АНО — унитарная некоммерческая организация. Отличие этой организационно-правовой формы от союза заключается в том, что участники АНО не являются ее членами, соответственно, отсутствуют членские взносы. Создаются такие некоммерческие организации с целью предоставления услуг в образовательной, культурной, научной, здравоохранительной и других сферах. В качестве учредителей могут выступать как обычные граждане, так и юридические лица, при этом организация может иметь и одного учредителя. Вступительные взносы являются добровольными. Однако, внеся имущественный взнос, учредитель теряет своё право собственности на него. Даже при выходе из состава учредителей организации или ликвидации АНО учредитель не получает обратно принадлежавшее ему ранее имущество или эквивалентную ему стоимость. Особенность этой организационно-правовой формы в том, что автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения уставных целей, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

Учреждение

Данная организационно-правовая форма законодательно относится к унитарным некоммерческим организациям. Среди учреждений выделяют государственные, муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные). Учредителями в этих НКО могут быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации – для государственных учреждений; муниципальное образование – для муниципальных учреждений; гражданин или юридическое лицо – для частных (в том числе общественных) учреждений.

Учитывая специфику деятельности государственных и муниципальных учреждений, их правовое положение регулируется статьёй 123.22 Гражданского кодекса РФ, которая наряду с другими правовыми нормами Гражданского кодекса появилась в новой его редакции, вступившей в силу с 01.09.2014 года. Кроме ГК РФ отношения, связанные с государственными и муниципальными учреждениями, регулируются Бюджетным кодексом РФ, законом о некоммерческих организациях и законом об автономных учреждениях. Частные учреждения встречаются в нашей стране достаточно редко. Как правило, они создаются в образовательной сфере. Детские сады, школы, колледжи, лицеи, кружки выбирают такую организационно-правовую форму как наиболее оптимальную для себя. Основным и единственным учредительным документом учреждения является устав, который утверждается собственником его имущества. Особенность частного учреждения в том, что его финансирование полностью или частично осуществляет собственник его имущества, он же несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. Осуществление предпринимательской деятельности частным учреждением возможно при условии, что это предусмотрено в его уставе, при этом доходы, полученные в результате этой деятельности, и приобретенное имущество поступают в распоряжение частного учреждения. Ещё одно отличие таких некоммерческих организаций состоит в том, что они не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Владение имуществом осуществляется на праве оперативного управления.

Частное учреждение может быть реорганизовано в форме преобразования учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд.

Фонд

Фонд – это один из видов унитарных некоммерческих организаций, учреждаемый юрлицами, гражданами для достижения социальных, образовательных, культурных, иных общественно значимых целей. Его отличают следующие признаки:

  1. Отсутствие членства.

  2. Наличие собственного имущества, формируемого за счет имущественных взносов учредителей. Свое имущество фонд может использовать только в уставных целях. При этом в обязательном порядке он должен ежегодно раскрывать данные об его использовании.

Функционирует фонд на основании устава. В нем обязательно должно содержаться наименование фонда, указание на ОПФ – «фонд», цели его создания, адрес местонахождения.

Систему органов управления фонда образуют:

  • Высший коллегиальный орган. Он устанавливает ключевые направления деятельности фонда, утверждает годовую отчетность, решает вопросы целесообразности уставных изменений, об открытии представительств фонда и его филиалов, об одобрении совершаемых сделок;

  • Исполнительный орган (правление, генеральный директор, председатель) решает текущие, повседневные вопросы;

  • Попечительский совет. Выполняет надзорные функции, контролирует расходы фонда, исполнение решений, принятых его управляющими органами. Данный орган функционирует на общественных началах.

Прекращение деятельности фонда возможно только путем его ликвидации. Реорганизация не допускается. Ликвидируется фонд только на основании решения суда. Происходит это в следующих случаях:

  1. Отсутствие у фонда достаточного количества имущества, необходимого для осуществления его целей и минимальная вероятность получения такого имущества;

  2. Невозможность достижения поставленных при создании фонда целей;
  3. Уклонение фонда от целей, прописанных в его уставе.

Так как в фонде нет членства, оставшееся при ликвидации фонда имущество после завершения расчетов с кредиторами распределяется согласно его уставным целям.

Благотворительный фонд

Это одна из наиболее распространенных форм благотворительных организаций. Образуется и функционирует благотворительный фонд в форме унитарной некоммерческой организации. Как правило, он создается для достижения наиболее значимых общественных, социальных целей. Например, помощь в реализации права на достойную жизнь людям с нарушениями в развитии, помощь тяжелобольным детям, которым необходимы средства на лечение или реабилитацию.

Учредить благотворительный фонд могут граждане и (или) юрлица, объединив свои имущественные взносы. Так как закон не регулирует число учредителей благотворительного фонда, он может быть создан любым количеством компаний, граждан. Есть исключение: благотворительный фонд не вправе создать ГУП, МУП, местные власти и госорганы.

Благотворительный фонд, как и любой другой фонд, работает на основании устава. В нем в обязательном порядке должны быть прописаны цели и предмет его деятельности, наименование фонда, его адрес, организационно-правовая форма, сведения о структуре управления.

Имущество учредителей, переданное в благотворительный фонд, становится его собственностью. Учредители с момента передачи имущества теряют свои права в отношении него. Ни они, ни фонд не отвечают по обязательствам друг друга.

Благотворительный фонд может вести предпринимательскую деятельность. Но при условии, что это необходимо для достижения поставленных при его создании целей.

Общественная организация

Общественная организация – это разновидность некоммерческих корпоративных организаций. Ее отличительные признаки:

  1. Добровольность объединения членов на основе общности интересов;

  2. Право членства предоставляется только гражданам. Минимальное количество учредителей – 3 человека;
  3. Цель создания общественной организации – удовлетворение нематериальных, в том числе духовных, потребностей ее членов, защита их интересов.

Правовой особенностью общественной организации является четкое разделение ее имущества как корпорации и имущества ее членов. Так, организация в собственности имеет имущество, переданное ей ее участниками. Которые, в свою очередь, теряют в момент передачи какие-либо правопритязания в отношении данного имущества. В то же время ни сама общественная организация, ни ее участники (члены) не являются ответственными по обязательствам друг друга.

Учредительный документ общественной организации – устав. В него включаются сведения о ее наименовании, адресе, предмете, целях деятельности, органах управления. А также условия членства, порядок распределения оставшегося после ликвидации организации имущества.

Общественная организация может быть реорганизована по решению ее участников путем преобразования в автономную некоммерческую организацию, фонд или ассоциацию (союз). А также она может быть реорганизована путем слияния в ассоциацию (союз).

Общественное движение

Одной из организационно-правовых форм некоммерческих корпоративных организаций является общественное движение. Это массовое общественное объединение. Оно имеет три главных признака:

  1. Отсутствие членства;

  2. Массовость – распространение среди широких групп населения. При этом никакая другая форма общественного объединения не имеет признака массовости;
  3. Наличие общественно полезных целей, включая социальные и политические. Например, общественное движение может объединять граждан одной этнической группы, цель которых – добиться признания или изменения своего статуса в обществе.

Общественные движения можно классифицировать в зависимости от масштабов их деятельности на общероссийские общественные движения, местные, а также региональные м межрегиональные.

Помимо ГК РФ нормы о правовом статусе общественного движения есть в законе «Об общественных объединениях». Причем этот закон имеет приоритетное значение перед иными актами.

Основополагающий документ в деятельности общественное движение – это его устав. В нем прописываются цели его деятельности, содержится информация об управляющих органах. В их число входят: высший руководящий орган (съезд/конференция, общее собрание) и подконтрольный ему коллегиальный выборный орган. Например, правление.

Руководящим органам общественного движения принадлежат права собственника его имущества, как поступающего, так и созданного, приобретенного на собственные финансовые средства в процессе деятельности.

Потребительский кооператив

В соответствии с Гражданским кодексом РФ потребительский кооператив является одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, отнесенной к некоммерческим корпоративным организациям.

С 01.09.2014 г. в связи с изменениями в Гражданском кодексе РФ нормы, регулирующие правовое положение потребительских кооперативов, также изложены в новой редакции. При этом важно, что указанные изменения подлежат применению лишь к тем отношениям, которые возникли после вступления указанных изменений в силу, т.е. после 01.09.2014 г. Что касается правоотношений, возникших до вступления в силу новой редакции ГК РФ, то положения Гражданского кодекса РФ применяются к правам и обязанностям, возникающим после даты вступления изменений в силу. Кроме этого необходимо учитывать, что до приведения законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с ГК РФ, последние применяются в части, непротиворечащей Гражданскому кодексу, также Федеральный закон от 05.05.2014 года № 99-ФЗ установил, что к потребительским обществам, жилищным, жилищно-строительным и гаражным кооперативам, садоводческим, огородническим и дачным потребительским кооперативам, обществам взаимного страхования, кредитным кооперативам, фондам проката, сельскохозяйственным потребительским кооперативам – применяются нормы о потребительских кооперативах (статьи 123.2 и 123.3).

Потребительские кооперативы создаются с целью удовлетворения материальных и других потребностей его членов. Создавать такие кооперативы могут физические лица или физические и юридические лица. При этом, становясь членами кооператива, они объединяют свои паевые взносы.

Главным учредительным документом, как и в других организационно-правовых формах, является устав, утверждаемый на общем собрании учредителей. Управление кооперативом осуществляется органами кооператива, положения о составе и компетенции которых, а также о порядке принятия ими решений устанавливаются в уставе этого кооператива.

Члены кооператива несут ответственность по его долгам. Это означает, что если при завершении финансового года выявляются убытки, покрыть их следует за счет дополнительных взносов. Для этого законодателем установлен определенный период – в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса.

Что же касается предпринимательской деятельности, то кооператив имеет право на неё, но только лишь для достижения уставных целей. Кооператив может не только оказывать платные услуги, но и извлекать прибыль другими способами – покупать ценные бумаги, размещать деньги в банке под процент и пр. Законом предусмотрено несколько видов потребительских кооперативов:

  • кредитный;
  • жилищно-строительный;
  • гаражный;
  • общество взаимного страхования;
  • фонды проката;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

Садоводческие и огороднические некоммерческие объединения

Граждане, владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся земельными участками, имеют право на вступление в некоммерческие садоводческие или дачные объединения. Такого рода НКО могут существовать в нескольких формах:

  • некоммерческие товарищества;
  • потребительские кооперативы;
  • партнерства.

Во всех этих видах некоммерческих организаций собственник имущества общего пользования определяется в зависимости от источника формирования данного имущества. Так, имущество, приобретенное на целевые взносы, является общей собственностью всех членов, а если имущество было приобретено или возведено на средства специального фонда, то оно будет являться собственностью НКО. В спецфонд поступают вступительные и членские взносы, заработанные за счет хозяйственной деятельности средства и поступления иного характера. Расходовать средства из специального фонда можно только на обозначенные в уставе цели.

Стоит отметить также, что при наличии у кооператива убытков, покрывают их его члены.

Потребительский кооператив независимо от сферы его деятельности может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд. Преобразование жилищного или жилищно-строительного кооператива возможно только в товарищество собственников недвижимости. Решения о преобразовании могут быть приняты членами этих кооперативов на их общих собраниях.

Товарищество собственников недвижимости

Это новая с 01.09.2014 г. организационно-правовая форма некоммерческих организаций. ТСН — добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законом. ТСН не отвечает по обязательствам своих членов, а члены не отвечают по обязательствам товарищества. ТСН является собственником своего имущества и по решению своих членов может быть преобразовано в кооператив.

Профессиональные юридические услуги

Международная Юридическая Компания – это полный комплекс необходимых вам услуг во всех отраслях права. Наши специалисты обладают богатым опытом в вопросах создания некоммерческих организаций. Мы проведем анализ ваших запросов и поможем в выборе наиболее оптимальной организационно-правовой формы. Наши юристы соберут пакет регистрационных документов и подадут их в регистрирующий государственный орган. Мы обладаем необходимым багажом знаний и готовы поделиться им с вами!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *