Договор о патентной кооперации 1970

Договор о патентной кооперации 1970

Содержание

История РСТ

Создание Договора о патентной кооперации (PCT) стало результатом подъема промышленности в послевоенные 1950-е гг. и было обусловлено активизацией внешнеторговой деятельности государств. Значительную роль в этом сыграла и химическая революция 60-х гг. ХХ века, особенно в области пластических масс и синтетических смол, а также бурное развитие аэрокосмической и электронной промышленности. Расширение рынка сбыта экспортной продукции, объема продаж, желание занять на внешнем рынке стабильное положение — все это повлияло на активность в получении правовой охраны изобретений в зарубежных странах.

Данные предпосылки обусловили созыв Первой независимой конференции по разработке Договора о патентной кооперации (PCT), которая состоялась в феврале 1967 г. при участии Международного института в Гааге. На конференцию были приглашены 6 государств: Франция, Западная Германия, Япония, СССР, Великобритания и США.

Для выработки текста Договора потребовалось 10 консультационных заседаний, на одном из которых и было принято название «Договор о патентной кооперации» и решение использовать аббревиатуру РСТ (по англоязычному названию Договора: «Patent Cooperation Treaty») независимо от того, на каком языке публикуется или упоминается этот Договор. Эти многочисленные заседания сделали возможной созыв Дипломатической конференции, проходившей с 25 мая по 19 июня 1970 г. в г. Вашингтоне, число участников которой составили 55 правительственных организаций с правом голосования.

В результате данной Дипломатической конференции странам-участникам Парижской конвенции был открыт для подписания Договор о патентной кооперации, который 20 государств подписали сразу, и еще 15 государств подписали до конца 1970 г. Страны, участвующие в этом Договоре, образовали Международный союз патентной кооперации. Договор вступил в силу 1 июня 1978 г., и в этот же день была подана первая «международная заявка», т.е. заявка, оформленная в соответствии с требованиями PCT, для которой установлена дата международной подачи.

Общая характеристика и преимущества РСТ

Среди заявителей весьма распространено заблуждение, что результатом зарубежного патентования с использованием процедуры PCT является «международный патент». К сожалению, в PCT такого патента не существует, как не существует единого охранного документа ни в рамках Парижской, ни в рамках Европейской конвенций. Любой существующий в настоящее время патент – национальный, основной характеристикой которого является территориальная ограниченность, и его действие распространяется только на территории того государства, национальным патентным ведомством которого он выдан. В PCT существует только «международная заявка», под которой понимается заявка, поданная в соответствии с Договором о патентной кооперации. Следует отметить, что Евразийская патентная конвенция в этом отношении заслуживает отдельного разговора.

Поскольку из-за больших различий между национальными патентными законодательствами единый охранный документ в PCT отсутствует, вся процедура прохождения международной заявки с момента ее подачи и до принятия решения об охраноспособности заявленного изобретения разделена на две фазы: международную и национальную. На международной фазе по каждой заявке в обязательном порядке проводится международный патентный поиск, осуществляется ее публикация, и, по желанию заявителя, может быть проведена международная предварительная экспертиза. На национальной фазе в каждом государстве, на территории которого заявитель заинтересован в охране своего изобретения, в соответствии с нормами национального патентного законодательства данного государства выносится решение о соответствии заявленного изобретения установленным критериям охраноспособности, и, в случае положительного результата, выдается охранный документ. Следовательно, подавая международную заявку, необходимо принимать во внимание, что на международной фазе в отношении такой заявки будут совершаться действия, регламентированные нормативными документами PCT, в то время как на национальной фазе в ее отношении будут совершаться действия, предусмотренные уже национальными патентными законодательствами.

Такая двухфазная процедура прохождения международной заявки в РСТ на первый взгляд представляется достаточно сложной и надуманной, тем более, что в конечном итоге для получения охранного документа заявитель вынужден подавать определенный комплект документов и оплачивать пошлины, предписанные национальными ведомствами, т. е. совершать те же действия, что требовались бы от него в случае подачи заявки по традиционной процедуре в рамках норм Парижской конвенции. Почему же на сегодняшний день, согласно статистическим данным, Договор о патентной кооперации (PCT) является самым востребованным при зарубежном патентовании, несмотря на то, что в процедуре PCT в дополнение к национальной фазе, которой можно и так воспользоваться в рамках Парижской конвенции, существует своеобразная «надстройка» в виде международной фазы, требующая от заявителя дополнительных затрат? Очевидно, что популярность PCT объясняется прежде всего теми значительными преимуществами по сравнению с традиционной процедурой зарубежного патентования в рамках Парижской конвенции, среди которых наиболее значимыми являются следующие:

1. РСТ дает возможность получить патентную охрану за пределами отдельно взятого государства наиболее удобным, рентабельным и эффективным способом, поскольку заявителю для одновременного испрашивания патентной охраны своего изобретения в государствах-участниках PCT достаточно подать одну «международную» заявку по процедуре РСТ в одно патентное ведомство («получающее ведомство») на одном языке. Это становится возможным благодаря тому, что согласно положению пункта (3) статьи 11 РСТ международная заявка, в отношении которой установлена дата международной подачи, имеет силу правильно оформленной национальной заявки в каждом указанном государстве. В противном случае заявителю пришлось бы подавать столько заявок в национальные ведомства, сколько государств представляют для него интерес с точки зрения обеспечения охраны изобретения.

2. При подаче заявки по процедуре РСТ у заявителя имеется определенный временной запас до перевода заявки на национальную фазу, поскольку максимальный срок для вхождения в национальную фазу, предусмотренный согласно статье 22(1) РСТ, составляет 30 месяцев с даты приоритета. Следовательно, даже в случае подачи международной заявки незадолго до истечения срока, предусмотренного для возможности испрашивания конвенционного приоритета по более ранней заявке, у заявителя имеется в запасе минимум 18 месяцев до того, как ему будет необходимо представить требуемые документы и оплатить предписанные пошлины в национальные ведомства. Подобный временной запас, с одной стороны, представляет собой своеобразную отсрочку платежей, обусловленных оплатой пошлин и услуг патентных поверенных, а с другой стороны, может быть использован заявителем для того, чтобы решить вопрос о целесообразности патентования в той или иной стране. При подаче заявки по традиционной процедуре в рамках Парижской конвенции такой «временной» льготы у заявителя не существует.

3. По каждой международной заявке процедурой РСТ предусмотрено обязательное проведение международного поиска, и, по желанию заявителя, возможно проведение международной предварительной экспертизы. В результате заявителю предоставляется возможность на основании информации, содержащейся в отчете о международном поиске и в заключении международной предварительной экспертизы, оценить целесообразность дальнейшей процедуры патентования своего изобретения до того, как от него потребуется оплата национальных пошлин, составляющих значительную часть расходов при патентовании.

4. Для заявок, подаваемых по процедуре РСТ, выработаны единообразные формальные требования к оформлению материалов заявки.

5. Для международных заявок предусмотрена их централизованная публикация по истечении 18 месяцев с даты приоритета и рассылка опубликованных брошюр во все Договаривающиеся государства PCT.

6. В РСТ существует ряд льгот при оплате международной пошлины на международной фазе, а также в зависимости от того, какие компетентные международные органы проводили международный поиск и предварительную экспертизу, в некоторых государствах по заявкам РСТ предусмотрен ряд льгот при оплате национальной пошлины.

7. Членство в РСТ облегчает доступ к национальным патентным системам. Поскольку РСТ предлагает более удобный и рентабельный вариант патентования за пределами отдельно взятого государства, членство в РСТ влечет за собой увеличение числа заявок, поданных в национальное ведомство, и, соответственно, увеличение доходов ведомства.

8. Результатом членства в РСТ может быть сокращение расходов национального ведомства на публикацию заявок для тех ведомств, которые признают международную публикацию заявок в рамках РСТ для целей национального законодательства.

9. РСТ упрощает деятельность национальных ведомств, поскольку к моменту перехода международной заявки на национальную фазу она уже проходит экспертизу на предмет соответствия формальным требованиям, по ней проведен международный поиск, и в ряде случаев, международная предварительная экспертиза. В результате в национальном ведомстве экспертиза по формальным признакам в смысле пункта 1 статьи 27 РСТ не проводится, а национальный поиск и экспертиза могут быть в значительной степени сокращены или вообще не проводиться, и национальное ведомство, располагая теми же ресурсами, может рассматривать большее число заявок.

10. Система РСТ облегчает и ускоряет доступ к самой современной технической информации об изобретениях. Это становится возможным благодаря публикации международных заявок, включая отчеты о международных поисках, а также бесплатному предоставлению копий всех опубликованных заявок национальным ведомствам Договаривающихся государств, которые, в свою очередь, могут публично распространять эту информацию. Опубликованные материалы являются бесценным источником информации о самых последних достижениях техники и основой для оценки заявителями патентоспособности своих изобретений. Широкий доступ к этой информации может служить стимулом для активизации изобретательской деятельности, что в свою очередь может повысить инвестиции и активизировать передачу технологий.

11. Еще одним существенным преимуществом PCT является то, что для осуществления всех предписанных процедурой PCT действий в отношении международной заявки на международной фазе не понадобилось создания специальных организаций, поскольку все функции предусмотренных в PCT компетентных международных органов возложены на национальные патентные ведомства стран-участниц PCT и межправительственные организации-участницы PCT.

Государства-участники РСТ

Международная фаза и национальная фаза

Процедура прохождения международной заявки в соответствии с Договором РСТ предусматривает две фазы: международную и национальную.

Международная фаза состоит из четырех главных этапов, три из которых являются обязательными (то есть, выполняются автоматически), а последний проводится по желанию заявителя. Три первых этапа включают:

1) подачу международной заявки заявителем и ее рассмотрение Получающим ведомством;

2) подготовку одним из Международных поисковых органов отчета о международном поиске и письменного сообщения;

3) публикацию Международным бюро ВОИС (МБ ВОИС) международной заявки вместе с отчетом о международном поиске и рассылку МБ ВОИС международной заявки с отчетом о поиске в национальные (или региональные) ведомства, в которых заявитель желает получить патент на основе своей международной заявки (так называемые «указанные ведомства»).

Необязательный четвертый этап предусматривает подготовку заключения международной предварительной экспертизы (публикация которого не предусмотрена) одним из Органов международной предварительной экспертизы.

Международная фаза продолжается для каждого отдельного указанного государства вплоть до момента перехода заявки на национальную фазу в соответствующее указанное ведомство или до истечения применимого срока перехода на национальную фазу в данное государство. Так как переход на национальную фазу может быть осуществлен в разное время в разные указанные государства, международная заявка может быть одновременно на национальной фазе для одних государств и на международной фазе – для других.

Структура РСТ. Международные Органы РСТ

Структура системы PCT представляет собой упорядоченное нормативными документами взаимодействие основных сторон Договора о патентной кооперации, к числу которых относятся Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности, национальные ведомства Договаривающихся государств, региональные ведомства – участники PCT и пользователи: заявители и третьи лица.

Все делопроизводство по заявке на международной фазе ее прохождения ведется так называемыми компетентными международными органами, на каждый из которых возложены определенные функции. Всего в PCT предусмотрено четыре компетентных международных органа: Международное Бюро ВОИС (МБ ВОИС), получающее ведомство, Международный поисковый орган (МПО) и Орган международной предварительной экспертизы (ОМПЭ). Для обозначения компетентных международных органов используется аббревиатура их названий на английском языке, а именно:

  • Международное бюро (The International Bureau) — IB;
  • Получающее ведомство (The Receiving Office) — RO;
  • Международный поисковый орган (The International Searching Authority) — ISA;
  • Орган международной предварительной экспертизы (The International Preliminary Examining Authority) — IPEA.

Каждый компетентный международный орган определяет для себя рабочие языки, языки переписки и использует в работе бланки, форма и содержание которых утверждены Административной инструкцией. Кроме того, для работы компетентных международных органов разработаны соответствующие руководства, утверждаемые Международным бюро. В каждом из таких руководств подробно расписаны те действия, которые должны быть предприняты каждым из компетентных международных органов в определенных ситуациях в ходе процедуры на международной фазе прохождения заявки.

Функции между компетентными международными органами распределены следующим образом.

На МБ ВОИС возложена руководящая и координирующая роль между сторонами, принимающими участие в PCT, т. е. заявителем, компетентными международными органами, указанными и выбранными ведомствами. Наряду с этим МБ ВОИС осуществляет публикацию и рассылку международных заявок, а также регистрацию и рассылку необходимой информации во все указанные или выбранные заявителем национальные и региональные патентные ведомства.

К компетенции Получающего ведомства относится решение таких вопросов, как установление даты международной подачи, проверка оформления заявки с точки зрения требований унифицированной международной публикации, контроль правильности и своевременности оплаты заявителем предписанных пошлин, изъятие международной заявки. Кроме того, в обязанности получающего ведомства входят различные процедурные вопросы, такие, как внесение изменений в заявление международной заявки, изъятие приоритета, указаний и т.д. Таким образом, на получающее ведомство возложено ведение всего делопроизводства общего характера по международной заявке на международной фазе.

В качестве получающих ведомств в РСТ задействованы национальные патентные ведомства Договаривающихся государств, межправительственные организации и Международное бюро ВОИС. При этом любое получающее ведомство имеет право назвать один или несколько Международных поисковых органов в качестве компетентного поискового органа по международным заявкам, поданным в это получающее ведомство.

На Международный поисковый орган возложена обязанность проведения международного патентного поиска, который проводится в обязательном порядке по каждой международной заявке. Основной задачей такого поиска является выявление соответствующего уровня техники, а объем поиска определяется Инструкцией к PCT.

Но функции Международного поискового органа могут выполнять лишь те национальные и региональные ведомства стран-участниц, которые назначены Ассамблеей Международного союза патентной кооперации. При этом ведомство, на которое могут быть возложены данные функции, должно удовлетворять определенным требованиям, регламентированным правилом 36.1 Инструкции к PCT, а именно:

1) в ведомстве должно быть по крайней мере 100 сотрудников, занятых полную рабочую неделю и обладающих достаточной технической квалификацией для проведения поиска, т. е. узко специализированных экспертов, профессионально занимающихся поиском и экспертизой;

2) ведомство должно либо иметь в своем распоряжении, либо иметь доступ к так называемому минимуму документации, т. е. патентной и непатентной литературе, обязательной для использования при проведении поиска, перечень которой определен Инструкцией к PCT;

3) ведомство должно иметь штат, обладающий достаточными языковыми знаниями для понимания тех языков, на которых написан или на которые переведен минимум документации, к числу которых относятся английский, немецкий и французский.

С учетом данных требований в качестве Международных поисковых органов Ассамблеей назначены 12 ведомств, но на сегодняшний день функции поисковых органов выполняют только одиннадцать из них: региональное Европейское патентное ведомство и национальные ведомства следующих Договаривающихся государств: США, Японии, Швеции, Республики Корея, Австралии, Канады, Китая, Испании, Австрии и Российской Федерации. Назначенное в 2003 г. патентное ведомство Финляндии пока не приступило к выполнению своих обязанностей.

Орган международной предварительной экспертизы проводит по международной заявке предварительную экспертизу, возможность которой предусмотрена PCT. Результатом международной предварительной экспертизы является заключение о соответствии заявленного изобретения установленным критериям патентоспособности, таким как новизна, изобретательский уровень (неочевидность) и промышленная применимость. Эта процедура регламентируется Главой II PCT и не является обязательной. Она может быть проведена только по требованию заявителя. Несмотря на то, что международная предварительная экспертиза является достаточно полной и квалифицированной, она не предрешает выводов национальных и региональных патентных ведомств, т. к. согласно статье 33 PCT(1) заключение экспертизы носит необязывающий характер для любого из ведомств, каждое из которых вправе применять дополнительные или иные критерии для решения вопроса, является ли заявленное изобретение патентоспособным в этом государстве.

Функции Органов международной предварительной экспертизы возложены на те же ведомства, на которые возложены и функции Международных поисковых органов. При этом, каждый Орган международной предварительной экспертизы может определить те Международные поисковые органы, на основании отчетов о поиске которых он будет проводить международную предварительную экспертизу.

Нормативная база РСТ, регулирующая весь процесс прохождения международной заявки с момента её подачи в получающее ведомство и до перехода в какое-либо национальное патентное ведомство страны-участницы РСТ, имеет линейно-подчиненную структуру.

Основным законодательным актом является Договор о патентной кооперации (РСТ). Далее по подчинённости следует Инструкция к РСТ, узаконенная статьей 58 PCT и являющаяся приложением к Договору. Инструкция имеет особый правовой статус — вместе с Договором они представляют собой две части единого международного акта. Затем, согласно правилу 89 Инструкции к РСТ, следует Административная инструкция в соответствии с PCT, регулирующая отдельные технические вопросы. Завершает эту «нормативную цепочку» ряд руководств: руководство для заявителя и руководства для всех компетентных международных органов.

Договор состоит из Преамбулы, Вводных положений и восьми Глав, и включает 69 статей. Нормы, регламентирующие процедуры подачи международной заявки, международного патентного поиска и международной публикации содержатся в Главе I. Сюда же включены нормы, регулирующие процедуру перевода международной заявки на национальную фазу, и нормы, определяющие требования национальных патентных ведомств. Все нормы, касающиеся международной предварительной экспертизы, выделены в отдельную Главу II Договора. Глава III содержит общие положения, такие как испрашивание определенных видов охраны, последствия неправильного перевода международной заявки, предоставление права на ведение дел в международных органах. Глава IV определяет условия и объем предоставляемых услуг в области патентной информации и технической помощи Договаривающимся государствам из числа развивающихся стран в развитии их национальных патентных систем. Глава V включает административные положения, определяющие законодательные и исполнительные органы РСТ. Кроме того, согласно одной из статей Главы V, а именно статье 58, в приложение к Договору предусматривается Инструкция, содержащая правила относительно ряда требований, для которых специально предусмотрено, что они будут установлены Инструкцией, а также правила относительно любых административных требований и процедур. Главы VI и VII регулируют соответственно вопросы разрешения споров и пересмотра поправок Договора. И, наконец, в Главу VIII включены так называемые заключительные положения, а именно условия вступления Договора в силу, возможные оговорки, т.е. положения Договора, в отношении которых любое государство может не считать себя ими связанными, возможность денонсирования Договора и функции депозитария.

Инструкция к РСТ, которая была принята одновременно с Договором 19 июня 1970 г., состоит из 6 частей, нумеруемых буквами латинского алфавита, и приложения, каковым является Перечень пошлин. Согласно нумерации Инструкция содержит 96 правил, однако, учитывая, что многие номера используются со сносками bis и ter, на сегодняшний день фактически существует 109 правил, регламентирующих процедуру РСТ.

Часть А содержит вводные правила, определяющие значение сокращенных выражений и толкование некоторых терминов. Части В и С содержат правила, относящиеся соответственно к Главам I и II Договора и детализирующие процедуры подачи международной заявки и требования на проведение международной предварительной экспертизы. Кроме того, в этих частях регламентируются процедуры проведения международного поиска, публикации и проведения международной предварительной экспертизы. В части D объединены правила, подчиненные Главе III Договора, которые содержат нормы, определяющие исчисление, изменение и несоблюдение сроков, предусмотренных процедурой РСТ. Часть Е включает правила, относящиеся к Главе V Договора, и, соответственно, регламентирующие административные положения, такие как голосование, изменение Инструкции, содержание и форму Бюллетеня, предоставление экземпляров публикаций. Кроме того, согласно правилу 89, входящему в часть Е, предусмотрено наличие Административной инструкции, содержащей положения относительно вопросов, по которым Инструкция к РСТ специально ссылается на Административную инструкцию и относительно любых подробностей по применению Инструкции к РСТ. В заключительную часть F включены правила, относящиеся к нескольким Главам Договора. В их числе правила, регламентирующие порядок назначения агентов или общих представителей, правила, определяющие перечень и процедуру возможных изъятий, изменение некоторых сведений в заявлении или требовании, исправления очевидных ошибок, а также правила хранения документов дел международных заявок и правила доступа к данным делам.

Согласно правилу 96, последнему правилу Инструкции к РСТ, предусмотрен Перечень пошлин, который является приложением к Инструкции и составляет ее неотъемлемую часть. Перечень содержит размеры пошлин, предписанных к оплате на международной фазе, и условия, на которых установленные пошлины могут быть снижены.

Любые поправки в Договор и Инструкцию могут быть внесены только Ассамблеей Международного союза патентной кооперации.

Административная инструкция в соответствии с РСТ составляется и может изменяться Генеральным директором Всемирной организации интеллектуальной собственности после консультации с ведомствами и компетентными международными органами. Административная инструкция, состоящая из шести частей и Приложений, регулирует такие вопросы как порядок нумерации международных заявок, формы бланков заявления и требования, языки и формы бланков для переписки, используемые Международным бюро, получающим ведомством, Международным поисковым органом и Органом международной предварительной экспертизы, формы отчета о международном поиске и заключения международной предварительной экспертизы, а также стандарты представления последовательностей нуклеотидов и/или аминокислот и стандарт представления международной заявки в электронной форме.

Что касается разработанных Международным бюро руководств, то, поскольку каждое из них имеет практическую ценность для того пользователя, для которого оно предназначено, в данном случае имеет смысл более подробно остановиться на руководстве для заявителя (Applicant’s Guide). Трудно переоценить практическую ценность данного руководства, т. к. оно содержит всю необходимую информацию, которая может быть востребована заявителем при подаче заявки по процедуре РСТ.

Руководство состоит из двух томов: I том — международная фаза (части I/А и I/В) и II том — национальная фаза (части II/A, II/B, II/C и II/D). Часть А первого тома содержит непосредственно руководство, в котором в форме вопросов и ответов представлена вся основная информация о том, что такое PCT, каким образом и кем может быть подана международная заявка, что включает заявление, как должны быть составлены описание, формула изобретения, реферат и как правильно оформить чертежи, описаны процедуры, применяемые получающим ведомством, Международным поисковым органом и Органом международной предварительной экспертизы, приведены требования, определяющие условия установления даты международной подачи, представлены основные сведения о процедуре проведения поиска и международной предварительной экспертизы и т. д. Кроме того, часть А содержит основную информацию о странах-участницах PCT и межправительственных организациях, такую как официальное наименование ведомства, почтовый адрес, контактные телефоны, при наличии, e-mail и адрес сайта в Internet, возможные виды охранных документов, сведения о том, является ли данное государство связанным положениями Главы II PCT.

В части I/B представлена информация о Международном бюро, получающих ведомствах, Международных поисковых органах и Органах международной предварительной экспертизы с указанием для каждого из них компетентных языков, размеров взимаемых пошлин и валюты, установленной для их оплаты, числа требуемых экземпляров международной заявки и документов, представляемых заявителем в ходе международной процедуры, и т.д.

И, наконец, части II/A, II/B, II/C II/D второго тома содержат основную информацию о требованиях национальных ведомств, такую как сроки перехода на национальную фазу в данное ведомство согласно статье 22(1) PCT и статье 39(1) РCT, язык перевода международной заявки, виды и размеры национальных пошлин, образцы заявлений, сведения о необходимости наличия патентного поверенного и т. д. Кроме того, часть II/A содержит основные требования, существующие в PCT, которые заявитель должен учитывать при желании перевести свою международную заявку на национальную фазу в то или иное Договаривающееся государство.

Сроки перехода на национальную/ региональную фазу
Оговорки и несовместимость с национальными законодательствами
По материалам

Евразийская патентная конвенция

Государства — участники настоящей Конвенции (далее — Договаривающиеся государства) в лице Правительств;

Руководствуясь желанием укрепить сотрудничество в области охраны изобретений;

Стремясь создать межгосударственную систему получения такой охраны на основе единого патента, действующего на территории всех Договаривающихся государств;

Желая с этой целью заключить Конвенцию, представляющую собой специальное соглашение в соответствии со статьей 19 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года и договор о региональном патенте в соответствии со статьей 45 (1) Договора о патентной кооперации от 19 июня 1970 года,

Согласились о нижеследующем:

ЧАСТЬ IЕВРАЗИЙСКАЯ ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА

Статья 1Учреждение Евразийской патентной системы

(1) Договаривающиеся государства, сохраняя за собой полный суверенитет в части развития своих национальных систем по охране изобретений, настоящим учреждают Евразийскую патентную систему.

(2) Никакое положение настоящей Конвенции не должно пониматься как ограничение прав, предусмотренных Парижской конвенцией по охране промышленной собственности, любого гражданина страны — участницы Парижской конвенции или лица, постоянно проживающего в этой стране.

ЧАСТЬ IIЕВРАЗИЙСКАЯ ПАТЕНТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Статья 2Учреждение Евразийской патентной организации

(1) Для выполнения административных задач, связанных с функционированием Евразийской патентной системы и выдачей евразийских патентов, учреждается Евразийская патентная организация (далее — Организация).

(2) Все Договаривающиеся государства являются членами Организации.

(3) Органами Организации являются Административный совет и Евразийское патентное ведомство (далее — Евразийское ведомство).

(4) Евразийское ведомство возглавляет Президент, который является высшим должностным лицом Организации и представляет Организацию.

(5) Организация является межправительственной организацией, имеющей статус юридического лица. Организация обладает в каждом Договаривающемся государстве правоспособностью, которая признана за юридическими лицами в соответствии с национальным законодательством данного государства. Организация может приобретать и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом и защищать свои права в суде. Местонахождение штаб-квартиры Организации — город Москва, Российская Федерация.

(6) Официальным языком Организации является русский язык.

(7) Организация, полномочные представители Договаривающихся государств и их заместители, служащие Евразийского ведомства и другие лица, привлекаемые для решения задач Организации, обладают на территории каждого из Договаривающихся государств соответствующими правами, привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются таким государством любой другой международной организации и ее служащим, а на территории Российской Федерации, кроме того, регулируются специальным соглашением о штаб-квартире Организации, заключаемом Организацией с Правительством Российской Федерации.

Статья 3Административный совет

(1) Каждое Договаривающееся государство представлено в Административном совете. Каждое Договаривающееся государство имеет в Административном совете один голос. Кворум составляет две трети от числа Договаривающихся государств. Решения принимаются на основе консенсуса или, если консенсус не может быть достигнут — простым большинством участвующих в голосовании полномочных представителей Договаривающихся государств, за исключением случаев, когда настоящей Конвенцией предусматривается единогласие или большинство в две трети голосов.

(2) Административный совет собирается на очередное заседание в каждом календарном году и на внеочередное заседание — по инициативе по меньшей мере трех Договаривающихся государств, Председателя Административного совета или Президента Евразийского ведомства. Заседания созываются Президентом Евразийского ведомства.

(3) Административный совет:

(i) утверждает свои Правила процедуры;

(ii) избирает Председателя Административного совета на возобновляемый двухлетний срок;

(iii) назначает Президента Евразийского ведомства на возобновляемый шестилетний срок; условия назначения регулируются в контракте между Организацией и будущим Президентом;

(iv) дает рекомендации Президенту Евразийского ведомства в отношении назначения Президентом вице-президентов Евразийского ведомства;

(v) одобряет соглашение о штаб-квартире Организации, заключаемое Организацией с Правительством Российской Федерации;

(vi) одобряет соглашения, заключаемые Организацией с государствами и международными организациями;

(vii) утверждает большинством в две трети голосов Патентную инструкцию, Финансовую инструкцию и Административную инструкцию;

(viii) принимает большинством в две трети голосов годовой бюджет, рассматривает годовой отчет и одобряет годовые счета Организации;

(ix) осуществляет другие действия, направленные на решение задач Организации.

(4) Всемирная организация интеллектуальной собственности (далее — ВОИС) принимает участие в заседаниях Административного совета с правом совещательного голоса в соответствии с положениями соглашения, заключаемого между Организацией и ВОИС.

Статья 4Евразийское ведомство

(1) Евразийское ведомство выполняет все административные функции Организации. Оно является секретариатом Организации.

(2) Президент Евразийского ведомства определяет его структуру и назначает персонал. Он может участвовать во всех заседаниях Административного совета.

(3) Каждое Договаривающееся государство имеет свою квоту в штате Евразийского ведомства, которая определяется Административной инструкцией.

(4) Евразийское ведомство находится в городе Москве, Российская Федерация.

Статья 5Финансы

(1) Организация является самофинансируемой в том смысле, что ее расходы покрываются за счет пошлин и других получаемых ею доходов. Никакое Договаривающееся государство не может быть обязано уплачивать взносы в Организацию.

(2) Бюджет Организации формируется из следующих источников:

(i) поступлений от пошлин и платежей за услуги, предоставляемые Евразийским ведомством;

(ii) поступлений от издательской деятельности Евразийского ведомства;

(iii) даров, завещанных средств и субсидий, передаваемых Организации;

(iv) ренты, процентов и различных других доходов Организации.

(3) Превышение доходной части бюджета Организации над расходной используется для развития Евразийского ведомства.

(4) Соглашение о штаб-квартире Организации, упоминаемое в статье 3(3)(v), должно предусматривать, что в случаях, когда финансовых средств Организации недостаточно для ее деятельности, Российская Федерация предоставляет Организации авансы. Размеры этих авансов и условия, на которых они предоставляются, в каждом случае являются предметом отдельных соглашений между Организацией и Правительством Российской Федерации.

ЧАСТЬ IIIМАТЕРИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПАТЕНТНОГО ПРАВА

Статья 6Патентоспособные изобретения

Евразийское ведомство выдает евразийский патент на изобретение, которое является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

Статья 7Лица, обладающие правом на евразийский патент

(1) Право на евразийский патент принадлежит изобретателю или его правопреемнику. При этом, если изобретатель является служащим, то право на евразийский патент определяется в соответствии с законодательством государства, в котором служащий имеет основное место службы; если государство, в котором служащий имеет основное место службы, не может быть определено, применяется законодательство того государства, в котором работодатель занимается предпринимательской деятельностью, с которой связан служащий.

(2) Для целей процедуры в Евразийском ведомстве заявитель считается имеющим право на получение евразийского патента.

Статья 8Право приоритета

Право приоритета признается в соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности.

Статья 9Патентные права

(1) Владелец евразийского патента обладает исключительным правом использовать, а также разрешать или запрещать другим использование запатентованного изобретения.

(2) Владелец евразийского патента может передавать свое право или выдавать на него лицензии.

(3) После опубликования заявки на выдачу евразийского патента (далее — евразийская заявка) заявителю предоставляется временная охрана в соответствии с национальным законодательством Договаривающихся государств.

Статья 10Объем правовой охраны

Объем правовой охраны, предоставляемой евразийским патентом, определяется формулой изобретения. Описание и чертежи служат только для целей толкования формулы изобретения.

Статья 11Срок действия евразийского патента

Срок действия евразийского патента составляет 20 лет с даты подачи евразийской заявки.

Статья 12Принудительные лицензии

(1) Принудительные лицензии на использование евразийского патента третьими лицами могут выдаваться в соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности компетентным органом Договаривающегося государства с действием на территории данного государства.

(2) Решение о выдаче принудительной лицензии может быть обжаловано в судах или других компетентных органах Договаривающегося государства, на территории которого выдана принудительная лицензия.

Статья 13Действительность евразийского патента и осуществление прав

(1) Любой спор, касающийся действительности евразийского патента в конкретном Договаривающемся государстве или нарушения евразийского патента в конкретном Договаривающемся государстве, разрешается национальными судами или другими компетентными органами этого государства на основании настоящей Конвенции и Патентной инструкции. Решение имеет силу лишь на территории Договаривающегося государства.

(2) За нарушение евразийского патента в каждом Договаривающемся государстве предусматривается такая же гражданско-правовая или иная ответственность, как и за нарушение национального патента.

(3) Любой национальный суд или другой компетентный орган Договаривающегося государства может потребовать, чтобы истец представил ему перевод евразийского патента на государственный язык данного Договаривающегося государства.

Статья 14Патентная инструкция. Материальные нормы

Патентная инструкция содержит детали, касающиеся материальных норм патентного права, включая, в частности, следующее:

(i) определение условий патентоспособности изобретения, включая определение новизны, изобретательского уровня и промышленной применимости, а также требований о раскрытии изобретения;

(ii) обстоятельства, не препятствующие признанию патентоспособности изобретения;

(iii) требование единства изобретения;

(iv) определение и действие права приоритета;

(v) определение исключительного права на запатентованное изобретение;

(vi) право преждепользования;

(vii) толкование формулы изобретения;

(viii) право изобретателя быть упомянутым в евразийской заявке и евразийском патенте;

(ix) правопреемство и другие виды передачи права на евразийскую заявку или евразийский патент;

(x) конфиденциальность делопроизводства по евразийским заявкам.

ЧАСТЬ IVПРОЦЕДУРНЫЕ НОРМЫ ПАТЕНТНОГО ПРАВА

Статья 15Евразийская заявка и выдача евразийского патента

(1) Евразийская заявка может быть подана:

(i) в Евразийское ведомство с учетом положений подпункта(ii) настоящей статьи;

(ii) для заявителей Договаривающегося государства евразийская заявка подается через национальное патентное ведомство Договаривающегося государства (далее — национальное ведомство), если это предусмотрено законодательством данного государства. Евразийская заявка, поданная через национальное ведомство, имеет те же последствия, как если бы она была подана в тот же день в Евразийское ведомство, если она переслана в Евразийское ведомство в срок, установленный в Патентной инструкции. Национальное ведомство проверяет соответствие этой заявки требованиям, установленным настоящей Конвенцией и Патентной инструкцией для экспертизы евразийской заявки по формальным признакам, и, если оно сочтет, что заявка соответствует указанным требованиям, пересылает заявку в Евразийское ведомство для ведения дальнейшего делопроизводства.

(2) Если евразийская заявка подается в Евразийское ведомство, при подаче Евразийскому ведомству уплачивается единая процедурная пошлина за подачу заявки, поиск, публикацию и другие процедурные действия. Если евразийская заявка подается через национальное ведомство, при подаче национальному ведомству уплачивается пошлина за проверку заявки на соответствие требованиям экспертизы по формальным признакам и пересылку, в то время как единая процедурная пошлина уплачивается Евразийскому ведомству при пересылке евразийской заявки в это ведомство.

(3) Евразийское ведомство проверяет соответствие евразийской заявки формальным требованиям Конвенции и Патентной инструкции и проводит поиск по этой заявке. По результатам поиска составляется отчет о поиске, который высылается заявителю.

(4) Евразийская заявка публикуется Евразийским ведомством вместе с отчетом о поиске незамедлительно по истечении 18 месяцев с даты ее подачи или, если испрошен приоритет, с даты приоритета. По ходатайству заявителя Евразийское ведомство публикует евразийскую заявку ранее указанного срока. В этом случае отчет о поиске публикуется отдельно по его поступлении.

(5) По ходатайству заявителя, которое должно быть подано в Евразийское ведомство до истечения шести месяцев с даты публикации отчета о поиске, Евразийское ведомство проводит экспертизу евразийской заявки по существу.

(6) В случае подачи ходатайства, упомянутого в пункте (5) настоящей статьи, взимается пошлина за экспертизу, уплачиваемая Евразийскому ведомству.

(7) Решение о выдаче или об отказе в выдаче евразийского патента принимается от имени Евразийского ведомства коллегиями, состоящими каждая из трех экспертов, являющихся штатными сотрудниками Евразийского ведомства и, если иной порядок не принят единогласно Административным советом, гражданами различных Договаривающихся государств.

(8) При несогласии с решением Евразийского ведомства об отказе в выдаче евразийского патента заявитель может в трехмесячный срок с даты получения уведомления об этом отказе подать Евразийскому ведомству возражение, которое должно быть рассмотрено коллегией Евразийского ведомства, сформированной в соответствии с пунктом (7) настоящей статьи. В состав коллегии должны входить, по крайней мере, два эксперта, которые ранее не принимали решение по существу данного возражения.

(9) За подачу упомянутого в пункте (8) настоящей статьи возражения взимается пошлина, уплачиваемая Евразийскому ведомству.

(10) За выдачу евразийского патента Евразийскому ведомству уплачивается пошлина в течение трех месяцев с даты получения заявителем уведомления Евразийского ведомства о готовности выдать евразийский патент.

(11) С учетом положений статьи 17, евразийский патент имеет действие на территории всех Договаривающихся государств с даты его публикации.

(12) Любое лицо, имеющее право быть представителем перед национальным ведомством Договаривающегося государства и зарегистрированное в Евразийском ведомстве в качестве патентного поверенного, может выступать представителем перед Евразийским ведомством. Если заявитель не имеет постоянного местожительства или постоянного местонахождения на территории какого-либо Договаривающегося государства, он должен быть представлен таким патентным поверенным. Лица, имеющие постоянное местожительство или постоянное местонахождение на территории какого-либо из Договаривающихся государств, могут подавать евразийские заявки, а также вести дела с Евразийским ведомством как самостоятельно, так и через патентных поверенных или представителей, не являющихся патентными поверенными.

Статья 16Преобразование евразийских заявок в национальные патентные заявки

(1) До истечения шести месяцев с даты получения заявителем уведомления Евразийского ведомства об отказе в выдаче евразийского патента либо с даты получения заявителем уведомления Евразийского ведомства об отказе в удовлетворении возражения, поданного в соответствии со статьей 15(8), заявитель может подать в Евразийское ведомство ходатайство с указанием Договаривающихся государств, в которых он хочет получить патент по национальной процедуре.

(2) В каждом указанном таким образом Договаривающемся государстве евразийская заявка, в отношении которой было принято такое решение и которая является предметом такого ходатайства, считается правильно оформленной национальной заявкой, поданной в национальное ведомство с той же датой подачи и, если таковая имеется, датой приоритета, что и евразийская заявка, со всеми последствиями, предусмотренными национальным законодательством, и подлежит дальнейшей процедуре в национальном ведомстве при условии, что заявитель уплатит национальному ведомству требуемые национальные пошлины.

Статья 17Поддержание евразийских патентов в силе

(1) За поддержание в силе евразийского патента ежегодно уплачиваются пошлины.

(2) Пошлины за поддержание евразийского патента в силе уплачиваются после его выдачи ежегодно на дату, соответствующую дате подачи евразийской заявки.

(3) Для продолжения действия евразийского патента в каждом Договаривающемся государстве патентовладелец должен указать название каждого Договаривающегося государства, в котором он желает продолжения действия патента. Такое указание направляется в Евразийское ведомство одновременно с уплатой пошлины за поддержание евразийского патента в силе. Эта пошлина уплачивается в отношении каждого указанного Договаривающегося государства.

Статья 18Пошлины

(1) Пошлины, относящиеся к евразийской заявке или евразийскому патенту, а также все платежи за услуги, предоставляемые Евразийским ведомством, уплачиваются Евразийскому ведомству и, с учетом положений пункта (2) настоящей статьи, принадлежат Организации. Пошлина за проверку евразийской заявки на соответствие требованиям экспертизы по формальным признакам и пересылку, упомянутая в статье 15(2), уплачивается и принадлежит национальному ведомству, в которое подана евразийская заявка.

(2) Все пошлины за поддержание евразийского патента в силе уплачиваются Евразийскому ведомству. Соотношение долей распределения пошлин за поддержание евразийского патента в силе между Организацией и указанными Договаривающимися государствами устанавливается Административным советом большинством в две трети голосов при условии, что не менее одной пятой от размера пошлины, полученной за каждое указанное патентовладельцем Договаривающееся государство, принадлежит Организации; оставшаяся часть этой пошлины переводится национальному ведомству указанного Договаривающегося государства.

(3) Размеры пошлин за поддержание евразийского патента в силе в отношении каждого Договаривающегося государства устанавливаются этим государством. Валюта, в которой должна быть уплачена пошлина за поддержание евразийского патента в силе, устанавливается Административным советом.

Статья 19Патентная инструкция. Процедурные нормы

Патентная инструкция содержит детали, касающиеся евразийской патентной процедуры, включая, в частности, следующее:

(i) требования к форме и содержанию евразийской заявки;

(ii) требования к патентным поверенным, порядок их аттестации и регистрации;

(iii) дату подачи;

(iv) исчисление сроков;

(v) испрашивание приоритета;

(vi) валюты и порядок уплаты пошлин;

(vii) изменение или исправление евразийской заявки;

(viii) патентный поиск и экспертизу;

(ix) документацию и информационные услуги Евразийского ведомства;

(x) публикацию евразийских заявок и патентов;

(xi) Реестр евразийских патентов;

(xii) Бюллетень евразийского ведомства;

(xiii) условия и процедуру административного аннулирования евразийских патентов;

(xiv) преобразование евразийских заявок в национальные патентные заявки;

(xv) применение соответствующих положений при наличии нескольких изобретателей, заявителей, патентовладельцев или представителей;

(xvi) контакты Евразийского ведомства с заявителями, патентовладельцами, патентными поверенными и другими третьими лицами и порядок ознакомления указанных лиц с документами Евразийского ведомства.

ЧАСТЬ VПРИМЕНЕНИЕ ДОГОВОРА О ПАТЕНТНОЙ КООПЕРАЦИИ (РСТ)

Статья 20Применение Договора о патентной кооперации

Договор о патентной кооперации и Инструкция к нему применяются в рамках Евразийской патентной системы, а в случае расхождения между ними и настоящей Конвенцией и Инструкцией, применяются первые. Евразийское ведомство является получающим ведомством, а также указанным и выбранным ведомством в соответствии с Договором о патентной кооперации, и может по уполномочию Административного совета испрашивать статус Международного поискового органа и Органа международной предварительной экспертизы в соответствии с указанным Договором.

ЧАСТЬ VIПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21Поиск. Коллегии

(1) По уполномочию Административного совета Евразийское ведомство может заключить с национальным или региональным патентным ведомством соглашение о проведении, пока в этом будет необходимость, таким национальным или региональным ведомством поиска по евразийским заявкам, при условии, что национальное или региональное патентное ведомство способно осуществлять во всех или отдельных областях техники поиски того же типа, что и проводимые в соответствии с Договором о патентной кооперации.

(2) До тех пор, пока это необходимо, коллегии из трех экспертов, упомянутые в статье 15(7), могут состоять также из экспертов, рекомендованных национальными ведомствами Договаривающихся государств.

ЧАСТЬ VIIРАЗЛИЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 22Независимость национальных патентных систем

(1) Настоящая Конвенция не затрагивает права любого Договаривающегося государства выдавать национальные патенты.

(2) Настоящая Конвенция не является препятствием для любого Договаривающегося государства самостоятельно участвовать в любой международной организации и развивать различные формы международного сотрудничества в области охраны промышленной собственности.

Статья 23Пересмотр Конвенции

(1) Настоящая Конвенция может пересматриваться Договаривающимися государствами в любое время.

(2) Вопрос о созыве конференции Договаривающихся государств для целей пересмотра Конвенции решается Административным советом. Он также решает вопросы по правилам процедуры и другие детали, относящиеся к конференциям по пересмотру.

Статья 24Урегулирование споров

В случае возникновения какого-либо спора по вопросам толкования или применения настоящей Конвенции Генеральный директор ВОИС по просьбе любой из сторон, принимающих участие в споре, выступает в качестве посредника для приведения сторон к разрешению спора.

ЧАСТЬ VIIIИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ

Статья 25Распространение патентной информации

(1) Каждое Договаривающееся государство бесплатно получает Бюллетень Евразийского ведомства и описания евразийских заявок и патентов.

(2) С учетом пункта (1) настоящей статьи, никакая публикация Евразийского ведомства не будет распространяться бесплатно без разрешения Административного совета.

ЧАСТЬ IXЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 26Подписание. Вступление Конвенции в силу

(1) Настоящая Конвенция подписывается на русском языке.

(2) Членство в настоящей Конвенции открыто для любого государства — члена Организации Объединенных Наций, связанного также Парижской конвенцией по охране промышленной собственности и Договором о патентной кооперации. Для того, чтобы стать участником Конвенции, государство должно либо подписать Конвенцию и сдать на хранение ратификационную грамоту, либо сдать на хранение акт о присоединении.

(3) В отношении настоящей Конвенции не допускаются никакие оговорки.

(4) Настоящая Конвенция вступает в силу в отношении первых трех государств, ратифицировавших ее или присоединившихся к ней, через три месяца после сдачи на хранение Генеральному директору ВОИС третьего из вышеупомянутых документов. В отношении любого другого государства настоящая Конвенция вступает в силу через три месяца после сдачи им на хранение своей ратификационной грамоты либо сдачи на хранение акта о присоединении.

Статья 27Денонсация Конвенции

Любое Договаривающееся государство может денонсировать настоящую Конвенцию путем уведомления, направленного Генеральному директору ВОИС. Денонсация вступает в силу через шесть месяцев со дня получения уведомления Генеральным директором ВОИС.

Статья 28Депозитарий

Генеральный директор ВОИС является депозитарием настоящей Конвенции.

Совершено в городе Москве 9 сентября 1994 года в одном подлинном экземпляре на русском языке.

Создание Договора о патентной кооперации (PCT) стало результатом подъема промышленности в послевоенные 1950-е гг. и было обусловлено активизацией внешнеторговой деятельности государств. Значительную роль в этом сыграла и химическая революция 60-х гг. ХХ века, особенно в области пластических масс и синтетических смол, а также бурное развитие аэрокосмической и электронной промышленности. Расширение рынка сбыта экспортной продукции, объема продаж, желание занять на внешнем рынке стабильное положение — все это повлияло на активность в получении правовой охраны изобретений в зарубежных странах.

Данные предпосылки обусловили созыв Первой независимой конференции по разработке Договора о патентной кооперации (PCT), которая состоялась в феврале 1967 г. при участии Международного института в Гааге. На конференцию были приглашены 6 государств: Франция, Западная Германия, Япония, СССР, Великобритания и США.

Для выработки текста Договора потребовалось 10 консультационных заседаний, на одном из которых и было принято название «Договор о патентной кооперации» и решение использовать аббревиатуру РСТ (по англоязычному названию Договора: «Patent Cooperation Treaty») независимо от того, на каком языке публикуется или упоминается этот Договор. Эти многочисленные заседания сделали возможной созыв Дипломатической конференции, проходившей с 25 мая по 19 июня 1970 г. в г. Вашингтоне, число участников которой составили 55 правительственных организаций с правом голосования.

В результате данной Дипломатической конференции странам-участникам Парижской конвенции был открыт для подписания Договор о патентной кооперации, который 20 государств подписали сразу, и еще 15 государств подписали до конца 1970 г. Страны, участвующие в этом Договоре, образовали Международный союз патентной кооперации. Договор вступил в силу 1 июня 1978 г., и в этот же день была подана первая «международная заявка», т.е. заявка, оформленная в соответствии с требованиями PCT, для которой установлена дата международной подачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *