Экологические штрафы
Не стоит забывать, что отсутствие обучения по экологической безопасности у ответственных сотрудников предприятия может быть выявлено, например, во время проведения плановой или внеплановой проверки организацией, осуществляющей государственный экологический надзор.
Отсутствие у ответственных специалистов и руководителей организации подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности является нарушением действующего природоохранного законодательства, а именно Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности устанавливается на основании Главы 8 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Наши удостоверения по экологической безопасности надежно защищены
Отсутствие обучения по экологической безопасности в соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на предприятие (юридическое лицо) до 100 тысяч рублей, на должностных лиц — до 5 тысяч рублей.
Административное законодательство предусматривает возможность привлечения к административной ответственности по одному и тому же составу административного правонарушения одновременно и организации, и должностного лица данной организации, виновного в совершении правонарушения.
Пройдите обучение по направлению: «Экологическая Безопасность» в УЦ «Академия Безопасности». Срок получения удостоверения от 9 дней. Отправка оригиналов документов заказным письмом Почтой России БЕСПЛАТНО.
Учебный центр «Академия Безопасности»
Все права на размещенные на данном сайте статьи и другие информационные материалы принадлежат владельцу сайта и авторам этих материалов. Любое их использование, включая перепечатку (частичную или полную) допустимо только при указании автора материалов: «ЧОУ ДПО «УЦ «Академия Безопасности» и установлении прямой активной гипертекстовой ссылки на сайт: ab-dpo.ru в виде: «источник: ab-dpo.ru», а так же при сохранении всех иных активных гиперссылок, содержащихся в материалах сайта. Недопустимо использование адресов е-mail, находящиеся на страницах сайта, для несанкционированных массовых СПАМ рассылок и занесения их в базы данных.
Право природопользования представляет собой совокупность установленных законодательством норм и правил, обуславливающих деятельность физических и юридических лиц по использованию земли, ее недр и других природных объектов для удовлетворения текущих и перспективных экономических, экологических и других жизненно важных интересов и потребностей граждан, общества и государства.
Субъекты природопользования обладают определенными правами и обязанностями, объем и состав которых определяются, в первую очередь, видом природных объектов и различным статусом субъектов права природопользования.
Хозяйствующие субъекты наряду с иными субъектами гражданских прав и обязанностей должны соблюдать законодательно установленные правила и вести свою деятельность, не нарушая прав и законных интересов других предпринимателей, граждан, общества и государства.
К основным обязанностям природопользователя можно отнести обязанность рационально использовать природные объекты в соответствии с их целевым назначением, применять экологически совместимые технологии, осуществлять природоохранные мероприятия, своевременно и правильно производить плату за пользование природными объектами и загрязнение окружающей природной среды ит. д.
За экологические правонарушения должностные лица несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую ответственность.
Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного причинения вреда. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» не предполагает ограничения размера ответственности по обязательствам, возникающим из договоров в сфере природопользования.
Вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.
Исключение составляют случаи, когда вред причинен юридическими лицами и гражданами, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (статья 1079 ГК РФ). В этих случаях ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
С учетом положений пункта 3 статьи 1064 ГК РФ Федеральный закон «Об охране окружающей среды» допускает ответственность за вред, причиненный правомерными действиями. Так, например, внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещению вреда окружающей среде (статья 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»); осуществление заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, предполагает обязанность этих лиц возместить вред окружающей среде, в том числе когда на проект такой деятельности имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы (статья 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо по решению суда.
При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.
В случае отсутствия такс и методик определение размера вреда окружающей среде осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.
По смыслу пункта 2 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
О возникших наиболее острых экологических проблемах, а также по вопросам разъяснения требований федерального законодательства в указанной сфере прошу обращаться в прокуратуру района по телефону 201-510 и (или) в ходе личного приема сотрудниками прокуратуры района каждый вторник с 13 ч. 45. мин. до 18 ч. 00 мин. по адресу: ул. Льва Толстого 17, каб. №101, г.Барнаул.
Росприроднадзор предлагает увеличить штрафы за экологические правонарушения. Соответствующий вопрос ведомство намерено рассмотреть осенью и вынести его на обсуждение. Об этом заявила глава Росприроднадзора Светлана Радионова в интервью РБК.
По словам главы ведомства, действующие в России штрафы за нарушение природоохранного законодательства — одни из самых низких. В то время как во многих странах нарушение экологических законов является одним из наиболее серьёзных преступлений, за которые предусмотрены огромные штрафы и санкции. Введение подобных мер в России заставило бы предприятия, которые негативно воздействуют на окружающую среду, более ответственно подходить к прородопользованию.
— Ответственность за экологические правонарушения должна быть усилена. На сегодняшний день штрафы, обозначенные в Кодексе об административных правонарушениях за экологические нарушения, являются самыми низкими по сравнению с возможностью других контролирующих органов. Считаем, что санкции за нарушения экологического законодательства должны быть усилены, а штрафы — увеличены, — сказала Светлана Радионова. — О чем можно говорить, когда максимальный штраф на должностное лицо, которое принимает решение, составляет 30 тысяч рублей, а на юрлицо — 100 тысяч рублей? Разве увеличение штрафов за экологические нарушения — это не справедливо? Ведь, помните, когда была повреждена платформа в Мексиканском заливе , за что заплатили нефтяники? За экологию, а не за потерянное месторождение или за порванный пласт. Они заплатили миллиарды долларов, фактически чуть не обанкротились (в апреле 2016 года суд Нового Орлеана присудил BP штраф в рекордные $20,8 млрд — прим. РБК).
Самые крупные загрязнители — это те, у кого нет совести. Неважно, сколько лет предприятию и в каком оно технологическом состоянии. Сейчас видно, что очень много современных проектов просто не соблюдают экологические требования, — сказала глава Росприроднадзора. — Важно, считает ли это предприятие вопрос экологии для себя острым и необходимым. Самые большие загрязнители — те, кто в гонке за прибылью не считаются с гражданами, которые вынуждены дышать и жить в неблагоприятных с точки зрения экологии условиях.
На какие суммы планируется увеличить штрафы для природопользователей, Светлана Радионова не уточнила. Однако сказала, что «это вопрос диалога и достигнутого компромисса». Ведомство намерено поднять вопрос об ужесточении ответственности осенью.
—-Подписывайтесь на «Город» в Яндекс.Мессенджере—-
В зависимости от характера и степени общественной опасности экологические правонарушения делятся на проступки, деликты (дисциплинарные, административные и гражданско-правовые) и преступления. За их совершение физические лица подлежат соответственно дисциплинарной, административной, гражданско-правовой либо уголовной ответственности, а юридические лица — административной и гражданско-правовой ответственности.
При этом, следует иметь в виду, что наиболее распространенный вид ответственности за нарушение природоохранного законодательства – административная.
Дисциплинарной ответственности подлежат работники юридических лиц за совершенные ими при исполнении своих трудовых или должностных обязанностей экологические нарушения.
Административная ответственность наступает лишь за такие экологические правонарушения, которые образуют состав конкретного административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), который в свою очередь содержит 40 норм (статьи 8.1 — 8.40), устанавливающих ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
Так, например, ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает ответственность юридических и должностных лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Хотелось бы обратить внимание, что типичными нарушениями выявляемыми органами прокуратуры района является захламление прилегающей к организации территории выброшенными твердыми коммунальными и офисными отходами (упаковка из-под продуктов, документы), отсутствуем экологической документации (договоров на вывоз мусора, паспортов отходов).
Гражданско-правовая ответственность также является эффективным механизмом охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности. При рассмотрении гражданских дел этой категории главной задачей является обеспечение принципа полного возмещения причиненного вреда, учет экологического вреда природе, здоровью человека, взыскание вреда, причиненного правомерными действиями.
Уголовная ответственность установлена за совершение экологических правонарушений наивысшей общественной опасности и предусмотрена главой 26 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) (ст. 246-262).
Например, ст. 246 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия ст. 256 УК РФ незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, при этом санкции, указанных статей предусматривают различные виды наказаний от штрафов до лишения свободы.
Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов
Статья 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления
Статья 8.2.1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой
Статья 8.2.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов
Статья 8.2.3. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства
Статья 8.3. Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами
Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе
Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации
Статья 8.5.1. Нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год
Статья 8.5.2. Сокрытие сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов или включение недостоверных сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов в акт лесопатологического обследования
Статья 8.6. Порча земель
Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв
Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
Статья 8.9. Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов
Статья 8.10. Нарушение требований по рациональному использованию недр
Статья 8.11. Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр
Статья 8.12. Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах
Статья 8.12.1. Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе
Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов
Статья 8.14. Нарушение правил водопользования
Статья 8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств
Статья 8.16. Невыполнение правил ведения судовых документов
Статья 8.17. Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море требований или условий лицензии
Статья 8.18. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
Статья 8.19. Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
Статья 8.20. Незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха
Статья 8.22. Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума
Статья 8.23. Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума
Статья 8.24. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования
Статья 8.25. Нарушение правил использования лесов
Статья 8.26. Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов
Статья 8.27. Нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению
Статья 8.28. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан
Статья 8.28.1. Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней
Статья 8.29. Уничтожение мест обитания животных
Статья 8.30. Уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ
Статья 8.30.1. Нарушение порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры
Статья 8.31. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах
Статья 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах
Статья 8.32.1. Ненаправление, несвоевременное направление, направление недостоверной информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений
Статья 8.32.2. Включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений
Статья 8.32.3. Невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации
Статья 8.33. Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов
Статья 8.34. Нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций
Статья 8.35. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений
Статья 8.36. Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов
Статья 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира
Статья 8.38. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов
Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях
Статья 8.40. Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы
Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду
Статья 8.41.1. Неуплата в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров
Статья 8.42. Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
Статья 8.43. Нарушение требований к осуществлению деятельности в Антарктике и условий ее осуществления
Статья 8.44. Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления
Статья 8.45. Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод
Статья 8.45.1. Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в лесопарковом зеленом поясе
Статья 8.46. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений
Статья 8.47. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного экологического разрешения
Статья 8.48. Несоблюдение требований к сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания
Статья 8.49. Нарушение порядка ведения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования
Судебная практика и законодательство — КоАП РФ. Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования
Приказ Росприроднадзора от 29.06.2011 N 471 «Об оформлении процессуальных документов при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях и по результатам контрольно-надзорной деятельности»
3. Оформление иных процессуальных документов, примерные образцы которых не предусмотрены настоящим Приказом, производится в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Постановление Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 12-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Заполярнефть»
Факт совершения экологического правонарушения может получить уголовно-правовую квалификацию, когда необходимо использовать закрепленные в уголовном законе методы защиты конституционно значимых ценностей. Так, глава 26 УК Российской Федерации (статьи 246 — 262) предусматривает ответственность за совершение экологических преступлений, в частности загрязнение вод (статья 250), порчу земли (статья 254), уничтожение или повреждение лесных насаждений (статья 261). Ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования установлена в главе 8 КоАП Российской Федерации (статьи 8.1 — 8.46).
Приказ МВД РФ от 01.04.2009 N 248 Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав милиции в дежурной части органа внутренних дел Российской Федерации после доставления граждан