Экспортное кредитование

Экспортное кредитование

Стимулирование экспорта является одним из приоритетных направлений торговой и внешнеэкономической политики страны. В настоящее время важной задачей для экономики республики в целом и Могилевской области в частности является укрепление положения предприятий-экспортеров на рынках ближнего и дальнего зарубежья. Наиболее распространенный и эффективный механизм расширения экспорта страны – создание национальной системы кредитования экспортных операций и страхования экспортных рисков с поддержкой государства.

Национальная система стимулирования экспорта представляет собой совокупность страховых, кредитных и бюджетных мероприятий, направленных на защиту национальных экспортеров от политических и коммерческих рисков.

В целях создания в Республике Беларусь комплексной системы стимулирования экспорта принят Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» (далее — Указ), которым определены и утверждены основные положения льготного кредитования экспортных операций и страхования экспортных рисков с поддержкой государства (процедура изложена в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 21 августа 2008 г. №1209/9).

В соответствии с Указом страхование экспортных рисков с поддержкой государства осуществляется Белорусским республиканским унитарным предприятием экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант» (далее — Белэксимгарант).

Указом предусмотрено развитие следующих направлений страхования экспортных рисков с поддержкой государства:

— страхование кратко-, средне- и долгосрочных экспортных контрактов от политических или коммерческих рисков;

— страхование убытков экспортеров, связанных с выполнением экспортного контракта;

— страхование риска непогашения банковского кредита, предоставленного отечественному экспортеру для производства экспортной продукции (выполнения работ, оказания услуг);

— страхование риска непогашения банковского кредита, предоставленного нерезиденту Республики Беларусь для осуществления платежей за поставленную отечественным экспортером продукцию (выполненные работы, оказанные услуги);

— страхование экспортных рисков резидентов Республики Беларусь, приобретающих в собственность товары других резидентов Республики Беларусь для их передачи в лизинг организациям – нерезидентам Республики Беларусь, включая банки;

— страхование инвестиций белорусских юридических лиц в иностранных государствах от политических рисков;

— страхование банковских гарантий или иных услуг, предоставляемых банком экспортера иностранным покупателям.

Кроме того, одним из рычагов механизма стимулирования национального экспорта является льготное кредитование национальных экспортеров при условии страхования экспортных рисков с поддержкой государства в Белэксимгаранте. Кредитные ресурсы предоставляются отечественными банками предприятиям-экспортерам (или зарубежным предприятиям для покупки белорусской продукции) в иностранной валюте по льготным коммерчески ориентированным процентным ставкам CIRRs, а в российских рублях – по ставке рефинансирования Центробанка российской Федерации, а потери банков от предоставления льготных кредитов компенсируются из республиканского бюджета. Также государством, в целях обеспечения Белэксимгарантом страховых обязательств ежегодно предусматриваются средства на предоставление бюджетных ссуд для выплаты при необходимости страховых возмещений по договорам страхования экспортных рисков с поддержкой государства, если размер страхового возмещения по договору страхования превысит 20% собственного капитала Белэксимгаранта.

Страхование экспортных рисков с поддержкой государства в Могилевской области осуществляется филиалом «Белэксимгарант-Могилев»:

г. Могилев, пер.Т.Карпинской, 3,

тел./факс: (0222) 22-17-86, 22-34-54, 22-61-13, 22-34-56,

e-mail: eximgarantmogfil@mail.ru

Законодательство Республики Беларусь в сфере экспортного кредитования и страхования

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального Банка Республики Беларусь 21 августа 2008 г. №1209/9 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 354»

Структура организации предоставления государственных экспортных кредитов в государствах ЕАЭС в сравнительно-правовом контексте

АРТЕМОВА ИМИЛИЯ СЕРГЕЕВНА

магистрант международно-правового факультета МГИМО(У)МИД России магистерской Программы «Международное финансовое право»

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы правового регулирования функционирования механизма по предоставлению государственных экспортных кредитов государствами ЕАЭС. Отмечено, что в рамках ЕАЭС как интеграционного объединения страны-члены устанавливают более тесные финансовые связи, но требуется внесение дополнительных изменений в национальное законодательство и регулирующие документы ЕАЭС, чтобы привести процесс выдачи кредитов в этих странах в соответствие с нормами ОЭСР, что, соответственно, потребует детальной проработки правового регламентирования самого процесса выдачи кредита и выработки новых стандартов.

Ключевые слова: государственный экспортный кредит, экспортно-кредитное агентство, банк развития, экспортно-кредитный банк, минимальная процентная ставка, бюджетный кодекс.

ARTEMOVA IMILIA SERGEYEVNA

Предоставление экспортных кредитов в государствах — членах ЕАЭС

При предоставлении экспортных кредитов государства ЕАЭС руководствуются правилами, выработанными в рамках Соглашения ОЭСР по официально поддерживаемым экспортным кредитам. Этот так называемый консенсус Организации экономического сотрудничества и развития ОЭСР устанавливает минимальные официальные процентные ставки по экспортным кредитам (Commercial Interest Reference Rate — CIRR), пересчитываемым ежемесячно (15 числа каждого месяца) и устанавливаемым в соответствии со ставкой процента по государственным облигациям, предлагаемым на внутреннем рынке страны в национальной валюте этой страны, со сроком размещения на 3,5 лет и более.

Как правило, ставка CIRR устанавливается экспортными кредитными агентствами тех стран, которые являются членами ОЭСР. Отметим, что Россия на данный момент не является членом этой организации, но придерживается предлагаемых рекомендаций в области экспорта. При этом кредиторы берут дополнительное вознаграждение за предоставление кредита по каждой операции, что связано с учетом странового риска. ОЭСР предложили классификацию стран в соответствии со существующим страновым риском по шкале от 0 до 7, используемую для расчета мини-

EXPORT CREDITS

мальной ставки страховых взносов по кредитному риску (Minimum Premium Rate — MPR).

При определении MPR учитываются такие показатели, как срок предоставления кредита, объем предложенного страхового покрытия, качество структурирования самой сделки по предоставлению экспортного кредита и мер, предпринятых по снижению возможных становых рисков. Самые высокие показатели риска, согласно методике оценки страновых рисков ОЭСР, у Белоруссии и Киргизии (показатель 7), далее следуют Армения и Казахстан, и замыкает ряд Россия, где отмечен самый низкий показатель странового риска, за последние годы колеблющийся между 3 и 41.

Установление CIRR для стран ЕАЭС по методике ОЭСР автоматически приводит к тому, что они будут очень высокими, что ослабит их конкурентоспособность перед другими странами, поэтому, возможно, стоило бы задуматься об установлении минимальной процентной ставки ниже, чем CIRR, что необходимо закрепить в законодательной форме в рамках интеграционного сотрудничества государств ЕАЭС.

При этом на данный момент предполагается, что CIRR может быть рассчитана для 15 валют, в том числе EUR и USD2, но при отсутствии при расчете валют ЕАЭС возникает вопрос: возможно ли использовать национальные валюты этих стран для расчета ставки на основе доходности гособлигаций внутренних займов.

Внешние заимствования могут относиться только к России и Казахстану, а внутренние займы Армении, Киргизии и Белоруссии обычно характеризуются тем, что они являются краткосрочными и не могут быть сопоставимы с кредитами, привлекаемыми под финансирование. В связи с этим важна инициатива стран ЕАЭС по

2 OECD: The arrangement for officially supported export credits. https://www.oecd.org/tad/xcred/cirrs.pdf

созданию единого финансового рынка, пока без введения единой валюты, скорее всего в связи с некоторыми проблемами унификационного характера, и все же из-за разного уровня экономического развития процесс введения единой валюты точно затянется.

Конечно, при этом цели гармонизации валютной политики и финансовой политики отдельно оговариваются в Договоре о ЕАЭС в ст. 64 «Цели и принципы согласованной валютной политики и в ст. 70 «Цели и принципы регулирования финансовых рынков»3.

Государственный экспортный кредит

как форма финансирования внешнеэкономической деятельности в странах ЕАЭС

В странах ЕАЭС регламентируется поддержка экспорта за счет стратегического планирования в виде программ, стратегий, например, развитие «Внешнеэкономической деятельности» в Российской Федерации. В соответствии с последними изменениями от апреля 2017 г. были внесены изменения по интеграции в эту программу приоритетных проектов по стратегическому развитию «Международная кооперация и экспорт».

В соответствии с российским законодательством самой распространенной формой государственного кредита является экспортный кредит, наряду с которым существует и финансовый государственный кредит (ст. 122 БК РФ). Экспортный кредит со стороны государства непосредственно сопряжен с инвестиционным процессом и направлен на предоставление другой стороне по выгодным условиям машин или оборудования, при этом заемщик несет обязательство по использованию полученных средств только для приобретения определенных товаров в стране-кредиторе.

Иными словами, государственный экспортный кредит — это вид бюджетного кредита, по которому за счет бюджетных средств происходит поставка товаров иностранному заемщику, являющемуся импортером таких товаров и услуг; усло-

вия и объем предоставляемого кредиты определяются в соглашении между Правительством РФ и правительством иностранного государства или же в соглашении между банком — агентом Прави-

ЗАКОНЫ И КОДЕКСЫ

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

текст с изменениями и дополнениями на 2017 год

тельства РФ и иностранным заемщиком или его банком-кредитором. Государственный финансовый кредит, являясь бюджетным кредитом, может предоставляться только на основания соглашения между Правительством РФ и иностранным государством.

Законодательство РФ не предусматривает установление минимальной ставки по кредиту, минимальный срок предоставления кредита и предоставления минимального размера аванса импортером, поэтом такие вопросы решаются на основе взаимных договоренностей между странами. Как правило, объем предоставляемого экспортного кредита полностью не покрывает стоимость экспортного контракта, и оставшаяся часть суммы возлагается на хозяйствующий субъект, а авансовый платеж обычно составляет не менее 15% стоимости сделки.

К основным субъектам по предоставлению экспортных кредитов относят «Внешэкономбанк», осуществляющий свою деятельность в соответствии с Меморандумом о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», утвержденным Правительством РФ 27.07.2007 г. № 1007-р4.

В соответствии с данным документом Внешэкономбанк осуществляет финансирование инвестиционных проектов, особенно предполагающих высокую долю экспорта российского

оборудования. Помимо этого непосредственным участником по предоставлению кредитов является АО «Росэксимбанк», учрежденный в 1994 г., функционирующий как банк-агент с полным государственным участием; причем 100% акций «Росэксимбанка» в 2007 г. были перенесены в качестве взноса в уставный фонд «Внешэкономбанка».

Однако в 2014 г. по Поручению Президента РФ на основе ЭКСАР (ОА «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» — еще одного участника экспортного кредитования) и «Росэксимбанка» был образован Центр кредитно-страховой поддержки экспорта, после чего Внешэконмбанк передал акции этого банка ЭКСАРу.

Вместе с тем, и ЭКСАР, и «Российский экспортный центр», ставшие владельцами акций «Росэк-симбанка», являются «дочками» Внешэкономбанка. В основном «Росэксимбанк» финансирует за счет средств государственного бюджета проекты, направленные на развитие гражданской авиации и энергетики.

В странах ЕАЭС функционируют подобного рода банки развития: Банк развития Казахстана, Банк Развития Белоруссии, Государственный банк развития Кыргызской республики, при этом в Армении пока нет аналогичного банка развития. Все же в других государствах пока не создано аналогичного «Росэксимбанку» экспортного импортного банка, но есть свои экспортно-кредитные агентства (ЭКА): КазЭкспортГарант, Белэксимгарант и Экспортное страховое агентство Армении.

ЭКА обычно подразделяются на два типа: интегрированные, предоставляющие кредиты, гарантии, а также занимающиеся страхованием (в США, Великобритании), и раздельные, в тех случаях, когда разные организации занимаются предоставлением кредитов и страхованием. В отношении России, Белоруссии и Арме-

Меморандум о финансовой политике Внешэкономбанка. http://www.veb.ru/ifi/normpr/mem/

нии можно говорить о функционировании в этих странах раздельной модели ЭКА, занимающихся только страхованием предоставляемых кредитов, в некоторых случаях они предоставляют гаран-

тии. В Казахстане же КазЭкспортГарант может выполнять функцию по страхованию экспортных кредитов, так и заниматься финансированием внешнеэкономической деятельности.

Бюджетное регулирование внешних долговых обязательств в странах ЕАЭС

В Российской Федерации вопрос о предоставлении кредита иностранному государству-заемщику инициируется Минфином РФ при обращении подобного заемщика на основании межправительственного соглашения в случае, если такой кредит предусмотрен Программой предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, утверждаемой при рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете5.

Ныне действующая Программа предоставления государственных кредитов была утверждена на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. согласно Приложению 43 и принятому Федеральному закону от 19.12.2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», где в ст. 12 оговаривается, что кредиты предоставляются иностранным заемщикам только при условии соблюдения ими взятых на себя обязательств по обслуживанию и погашению государственных кредитов, выданных на основе соглашений, заключенных начиная с 1 января 2003 г.

Помимо этого следует учитывать, что в соответствии со ст. 127 БК РФ могут проводиться реструктуризация или списание долга иностранного заемщика, в качестве которого может выступать как государство, так и юридическое лицо. Под реструктуризацией понимается изменение

условий погашения долга по кредиту, что может сопровождаться списанием основной суммы долга и начислением процентов.

Однако при реструктуризации или списании долга иностранного государства, в соответствии со ст. 127 БК РФ, требуется ратификация, за исключением тех случаев, когда реструктуризация происходит в рамках финансовой организации или финансового клуба, где Россия является участницей и ко всем участникам применяются одинаковые условия.

Вместе с тем, согласно ст. 128 БК РФ, Правительство РФ может осуществить переуступку прав требования по внешним долговым требованиям, к которым относятся финансовые обязательства иностранных государств или юридических лиц, в том числе и те долговые требования, которые обусловлены предоставлением государственных экспортных кредитов банком — агентом Российской Федерации заемщикам или их банкам -кредиторам, что указано в ст. 122 Федерального закона от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».

Можно выделить основные направления финансовой поддержки экспорта в государствах ЕАЭС.

В России к таким мерам можно отнести:

• государственное финансирование экспортных кредитов за счет Внешэконмбанка и Росэксим-банка;

• предоставление экспортных гарантий по экспортным кредитам российским коммерческим банкам за счет Росэксимбанка;

• страхование со стороны государства экспортных кредитов, в том числе страхование по политическим рискам, включая риск отмены конвертируемости валют за счет ЭКСАР;

• субсидирование определенной части затрат, сопряженных с поддержанием производства высокотехнологичной продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Казахстане есть свои особенности по финансовым мерам обеспечения экспортного кредитования:

• Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST» (с 1 марта 2017 г. переименованное в «Национальную компанию «KAZAKH INVEST»6), созданное в апреле 2010 г. как национальный институт развития, осуществляет несырьевую поддержку экспорта, являясь участником программ «Экспорт 2020» и «Инвестор 2020»;

• страхование экспортных кредитов Экспортно-кредитной страховой корпорацией «КазЭкс-портГарант»;

• финансирование экспортных операций Банком Казахстана.

В Белоруссии используют следующие модели:

• гарантийные обязательства в отношении кредитов со стороны Министерства финансов;

• кредитование импортера и (или) банка импортера;

• льготное кредитование при выплате процентов в размере половины учетной ставки со стороны Национального банка Республики Беларусь, что предусмотрено было Указом Президента Республики Беларусь от 24.09.2009 г. № 466 — данный кредит предоставлялся банкам-нерезидентам на срок до пяти лет и применялся к резидентам России, Казахстана, Молдовы, Украины, Киргизии, Сербии, Нигера, ЮАР, Индонезии;

• предоставление межбанковского экспортного кредита за счет Банка развития Республики Беларусь;

• международный лизинг.

В Армении и Киргизии программа предоставления экспортных кредитов менее развита.

Страхование экспортных кредитов экспортным страховым агентством России (ЭКСАР)

Важную роль в процессе экспортного кредитования играет страхование. Экспортное страховое агентство России (ЭКСАР) создано как специализированный государственный институт поддержки экспорта для реализации страхового инструментария защиты экспортных кредитов и инвестиций. Агентство является национальным экспортным кредитным агентством (ЭКА), созданным в рамках задачи активизации разработки и реализации программы поддержки

экспорта, поставленной Правительством России в конце 2009 г. при реализации мероприятий по антикризисному развитию национальной эко-номики7.

В Российской Федерации ЭКСАР выполняет рад важных функций:

• страхование подтвержденного аккредитива иностранного банка-эмитента на случай неполучения возмещения по такому аккредитиву, в том числе с предоставлением финансирования (стра-

6 Постановление Правительства Республики Казахстан от 01.03.2017 г. № 100 «О переименовании акционерного общества «Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST»». http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=94967

7 Экспортное страховое агентство России (ЭКСАР). http://www.exiar.ru/about/role

хователем выступает банк, подтверждающий аккредитив);

• страхование кредита покупателю и банку покупателя в случае невозврата кредита, выданному иностранному заемщику для оплаты экспортируемых из России товаров;

• страхование экспортного факторинга;

• страхование кредита на пополнение оборотных средств экспортера; страхование кредита на создание экспортно-ориентированного производства.

ЭКСАР, став в 2012 г. членом Парижского клуба, основанного в 1993 г., куда входят 36 экспортных кредитных агентств, получило возможность изучить международный опыт по оценке рисков и урегулированию убытков. А после интеграции Парижского клуба в Бернский союз в 2016 г., по результатам встреч в Варшаве, соответственно, возможности ЭКСАР также расширились, поскольку Бернский союз объединяет 81 члена из 73 стран мира. ЭКСАР и Росэксимбанк, формирующие Российский экспортный центр (РЭЦ), позволяют организовать структуру «единого окна».

Достаточно масштабным экспортным кредитом за последнее время стал экспортный кредит России, предоставленный Ирану. Российская Федерация выделила межгосударственный кредит из средств государственного бюджета сроком на пять лет, начиная с года, следующего за годом последнего использования кредита, Ирану на сумму 2,2 млрд евро, направленный на реализацию иранского энергетического проекта по строительству четырех энергоблока для ТЭС «Си-рик» (первоначально ТЭС «Хормозган») мощностью 1400 МВт.

Кредит выдан Ирану под 2,77% годовых, и в случае неиспользования за установленный период суммы Иран будет обязан выплатить комиссию в размере 1% нереализованной суммы. Сам кредит погашается равными полугодовыми платежами в начале февраля и августа каждого года. Стороны, а именно, ООО ИК «Технопромэкспорт»

ЭКСАР $

экспортное СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО РОССИИ

(дочерняя компания «Ростеха») и «Иранская холдинговая компания по выработке электроэнергии на паровых ТЭС», заключили соглашение, которое было парафировано по результатам встречи межправительственной российско-иранской комиссии по торговому сотрудничеству в июле 2016 г., а официальное подписание состоялось 13 декабря 2016 г.

Официальная церемония закладки первого камня, ознаменовавшая начало строительства, состоялась 20 февраля 2017 г. Вопросы взаиморасчетов между двумя странами были урегулированы в ходе встреч руководителей ЦБ России и Ирана.

Таким образом, финансовые инструменты находятся в процессе совершенствования и их изменения. Механизм предоставления государственных экспортных кредитов является важным элементом, способствующем конкурентоспособности национальной продукции, конкурентоспособности этой продукции на внешних рынках за счет создания скрытых механизмов субсидирования экспорта, при этом ограничиваясь только теми мерами, которые предусмотрены в рамках ВТО и ОЭСР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процесс экспортного кредитования сопряжен с предоставлением гарантий и страхованием, что позволяет коррелировать политические и коммерческие риски, сопровождающие экспортное кредитование. Модель экспортного кредитования в большинстве государств ЕАЭС похожа, состоит из трех элементов: банка развития, экспортно-кредитного агентства и экспортно-импортного банка. Но имеются некоторые расхождения.

Нормативно-правовые акты и литература

2. Меморандум о финансовой политике Внешэкономбанка. http://www.veb.ru/ifi/normpr/mem/

3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 01.03.2017 г. № 100 «О переименовании акционерного общества «Национальное агентство

по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST»». http:// base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=94967

Важнейшим элементом современной экономической системы является кредитование, то есть, предоставление денежных средств в долг. После возвращения из похода римский император Гай Юлий Цезарь одной из первых проблем, требующих незамедлительного решения, определил восстановление системы кредитования. Как показывает мировой опыт, без кредитов экономика не может нормально развиваться.

В процессе хозяйственной деятельности у некоторых предприятий временно возникают излишки денежных средств, а у других – дополнительная потребность. В качестве посредника между ними выступает банк, задачей которого является аккумулирование временно свободных средств и предоставление их тем, кто нуждается.

Прибыль банка получается за счет разницы процентов, которые он получает от заемщиков за использование кредита и теми, что выплачивает вкладчикам.

В настоящее время происходит укрупнение и универсализация банков. Специальных (ипотечных, внешнеторговых, биржевых и т.д.) банков становится все меньше.

Кредиты подразделяются на кратко- и долгосрочные. Краткосрочные кредиты выдаются на срок до одного года и обычно используются для обеспечения возросшей потребности в оборотных средствах. Долгосрочные кредиты являются инвестициями и необходимы предприятиям для реконструкции, расширения производства, технического перевооружения и т.п.

При выдаче кредитов банки рискуют, так как заемщик может не вернуть долг или не заплатить проценты за пользование кредитом. Поэтому банки обязательно оценивают кредитоспособность клиентов, используя различные методы, гарантирующие получение средств (поручительство, залог и т.д.).

Международный банковский кредит по мере расширения экономических связей между разными государствами получает дальнейшее развитие. Он характеризуется тем, что одним из субъектов кредитных отношений выступает банк. Коммерческие кредиты означают отсрочку платежа за проданный товар. Они предоставляются предприятиями, фирмами при продаже экспортных товаров в кредит. Получают развитие и такие формы кредитного сотрудничества, как лизинг, компенсационные сделки. Сотрудничество на компенсационной основе позволяет сооружать объекты на территории страны-заемщика с использованием иностранных кредитов, которые погашаются за счет выручки от экспорта части продукции, произведенной на вновь создаваемых или других предприятиях. Кредитные отношения на компенсационной основе способствуют развитию долгосрочного внешнеэкономического сотрудничества и создают дополнительные источники валютных поступлений.

Под воздействием жесточайшей конкуренции фирмы вынуждены ограничивать минимальными размерами основной капитал и максимально ускорять оборачиваемость средств, мобилизуемых для осуществления их деятельности. В целях повышения эффективности вложенного капитала (получения максимального дохода на вложенный капитал) производственные и внешнеторговые предприятия и организации широко используют возможности кредитования своей деятельности. И это позволяет им формировать их оборотный капитал за счет кредитов, получаемых под залог проданных товаров на весь период их продвижения от продавца к покупателю и до завершения расчетов между ними. Это, в свою очередь, дает возможности получать соответствующую долю прибыли банкам, участвующим в мобилизации временно свободного капитала на денежном рынке этих стран.

В качестве кредиторов внешнеторговой сделки могут выступать экспортеры, импортеры, банки и другие кредитно-финансовые организации, а также государство. На практике, однако, финансирование внешнеторговых сделок прямо или косвенно осуществляется коммерческими банками, а экспортер (или импортер) выступает в качестве инициатора и ответственного лица за своевременное погашение кредита и связанных с этим расходов. На международном рынке ссудных капиталов выработаны практикой определенные обычаи в оформлении и порядке исполнения кредитных операций. Любая выходящая на внешний рынок организация должна использовать существующие организационные формы кредитования экспорта (или импорта) при формировании условий внешнеторговой сделки.

Кредитование импорта

Кредитование импорта также имеет формы коммерческого и банковского кредита. Коммерческие, или фирменные, кредиты подразделяются на два вида:

  1. Соглашение о кредите по открытому счету может касаться отдельной партии товара или же регулярно осуществляемых поставок. Если соглашение касается отдельной партии товара, то сторонами оговаривается, что уплата по счету производится в определенный срок после отправки товара или его приемки: через месяц, в конце месяца поставки или в конце месяца, следующего за месяцем поставки, и т.д. При регулярных же поставках товара стороны договариваются, как правило, что расчеты между ними будут осуществляться не по каждой отдельной партии товара, а в определенные сроки — обычно в конце месяца или квартала.
    В данном случае банки выполняют функцию чисто технических посредников в расчетах торговых контрагентов.
    Расчеты по открытому счету используются довольно редко с ограниченным числом партнеров, так как такие расчеты связаны с повышенным доверием экспортера к своему контрагенту, а следовательно, с повышенным коммерческим риском. В связи с этим кредитование по открытому счету применяется главным образом в отношениях: 1) между филиалами одной и той же фирмы, находящимися в разных странах; 2) между самостоятельными фирмами, имеющими длительные и систематические связи, в особенности, когда отдельные поставки товара производятся в относительно небольших количествах; 3) по комиссионным и консигнационным операциям. Предоставление кредита на таких условиях требует соответствующих записей в контракте и на счетах — суммы основного долга, процентов, общей суммы платежа, сроков погашения и графика платежей. Получение платежей по открытому счету экспортером может быть обеспечено платежной банковской гарантией. На практике по таким операциям банки-гаранты в качестве условий платежа по гарантии требуют от экспортера предоставления документа, подтверждающего товарную поставку, например копию коносамента.
    Для уменьшения риска от возможной неплатежеспособности иностранных покупателей создана система страхования кредитов по внешней торговле, представленная в формах:
    • частного страхования, при котором специальные страховые компании принимают на себя риск по экспортным кредитам и в случае неплатежеспособности иностранных импортеров оплачивают их долговые обязательства отечественным экспортерам;
    • государственных гарантий, когда риск берет на себя государство.

    Так, в Великобритании гарантирование экспортных кредитов осуществляет правительственный департамент гарантий экспортных кредитов. Он гарантирует экспортерам возмещение убытков от 85 до 100%. В США эти функции осуществляет Экспортно-импортный банк, во Франции — Французская страховая компания для внешней торговли, в ФРГ акционерное общество «Гермес» и Межминистерский комитет по экспортным кредитам. Страхование экспортных кредитов основано на том, что экспортер получает от страховой организации гарантии своевременного платежа за товары, которые он продал в кредит иностранным покупателям. В случае неплатежеспособности последнего экспортер получает гарантированную сумму платежа от учреждения-гаранта, к которому переходит право последующего взыскания долга с импортера.

  2. вексельный кредит, при котором экспортер, заключая сделку о продаже товара в кредит, выставляет тратту (переводный вексель) на импортера. Последний, получи» товарные документы, акцептует тратту, т.е. берет на себя обязательств оплатить вексель в указанный срок.
    Во многих, в первую очередь англосаксонских странах, часто применяется финансирование фирменных кредитов с помощью аккредитивной формы расчетов. В этом случае банки импортера и экспортера заключают соглашение, на основании которого открывают аккредитив экспортеру против представленных им документов об отгрузке товаров.

Банковские кредиты по импорту подразделяются на:

  1. акцептный кредит;
  2. акцептно-рамбурсный кредит.

С конца 50-х — первой половины 60-х годов распространились новые методы финансирования экспорта из развитых капиталистических стран, среди которых ведущее место принадлежит прямому банковскому кредитованию иностранных покупателей. При этом происходит своеобразное разделение функций между банковским и фирменным кредитованием: первое сосредотачивается главным образом на предоставлении крупных средне- и долгосрочных кредитов покупателям продукции страны-кредитора: второму отводится сфера краткосрочных кредитных сделок на небольшие суммы. Если в начале 60-х годов соотношение между фирменными и банковскими кредитами в общем объеме среднесрочного и долгосрочного кредитования, например, в Великобритании и Франции, равнялось 2:1, то в последние годы на долю банковских кредитов (кредиты покупателю) приходится свыше 3/4 экспортных кредитов данной продолжительности.

Кредит покупателю предоставляется банком экспортера непосредственно импортеру или обслуживающему его банку. Существует несколько форм кредитов покупателю: кредиты по разовым контрактам, кредиты на сооружение промышленных или гражданских объектов с поставкой оборудования и оказанием услуг по строительству, монтажу и наладке. Кредит покупателю составляет до 80-85% контрактной цены. Остаток импортер финансирует за счет дополнительных источников. Для экспортеров поставки в рамках таких кредитов означают оплату наличными.

Первоначально прямое кредитование импортеров осуществлялось путем «связывания» кредита с разовой внешнеторговой сделкой. В последнее время широкое распространение получило открытие банками так называемых кредитных линий для своих иностранных заемщиков на оплату внешнеторговых сделок.

Различают кредитные линии общего назначения и специальные. Кредитные линии общего назначения открываются на определенную сумму и позволяют кредитовать поставки различным импортерам в стране, которая получила кредит. Специальные кредитные линии, или проектные, предусматривают кредитование определенных объектов. В любом случае в поставках могут участвовать различные фирмы по выбору импортера (заказчика).

Специфическая форма кредита покупателю — проектное финансирование на безоборотной основе. При открытии такого кредита банк руководствуется не столько кредитоспособностью заемщика, сколько рентабельностью будущего объекта. Кредитор может закрепить за собой право на часть продукции будущего объекта или на определенную долю прибыли (компенсационное финансирование).

Кредиты покупателю обычно сопровождаются предоставлением банковских гарантий и страховых полисов специализированных страховых учреждений.

Кредитование экспорта

Кредитование экспорта проводится по форме:

    1. покупательских авансов, выдаваемых импортерами той или иной страны иностранным производителям или экспортерам. Так, американские и английские машиностроительные фирмы нередко получают авансы от иностранных заказчиков в размере 1/3 стоимости заказа. Значение покупательских авансов заключается в том, что, во-первых, они служат формой обеспечения обязательств иностранных заказчиков, а во-вторых, представляют собой увеличение капитала экспортера;
    2. банковского кредитования в виде:
      • выдачи кредитов под товары в стране-экспортере (этот кредит дает экспортерам возможность продолжать операции по заготовке и накоплению товаров, предназначенных на экспорт, не дожидаясь реализации ранее заготовленных товаров);
      • предоставления ссуд под товары, находящиеся в пути (под обеспечение транспортных документов — коносамент, железнодорожная накладная и др.);
      • выдачи кредита под товары или товарные документы в стране-импортере;
      • банковских кредитов, не обеспеченных товарами, которые получают крупные фирмы-экспортеры от банков, имеющих с ними длительные деловые связи или участие в капитале.

    Многие государства, используя созданные системы кредитования экспорта и страхования экспортных кредитов, оказывают финансовую поддержку своим банкам-кредиторам и фирмам-экспортерам.

    С целью избежать обострения конкуренции в сфере экспортного финансирования и «кредитной войны» в 1976 г. государства – члены ОЭСР заключили Международное соглашение по экспортным кредитам с официальной поддержкой, т.е. пользующимся поддержкой государства, также – консенсус.

    Указанное соглашение распространяется на экспортные кредиты со сроком погашения свыше трех лет, пользующиеся государственной поддержкой в форме фондирования, рефинансирования, субсидирования, страхования. Кредиты предоставляются для финансирования экспорта определенных групп товаров машин, оборудования, строительства объектов за границей, оказание сопутствующих услуг. Консенсус определяет все основные максимально льготные условия кредитов.

    Лимит кредита не может превышать 85% объема внешнеторговой сделки.

    Срок и стоимость кредита дифференцированы в зависимости от категории стран-заемщиков. С этой целью все государства-импортеры разделены на три группы в зависимости от размера ВНП на душу населения: I группа – свыше 4000 долл., II – от 624 до 4000 долл., III – менее 624 долл. Погашение кредита должно осуществляться равными взносами не реже одного раза в полугодие и начинаться не позднее чем через 6 месяцев с даты поставки или ввода в эксплуатацию оборудования. Максимальный срок погашения кредита для стран I группы – 5 лет (в исключительных случаях – 8,5 года), II группы – 8,5 года, III группы – 10 лет.

    Консенсус устанавливает минимальный размер рыночных ставок по экспортным кредитам в зависимости от срока погашения кредита и категории стран-заемщиц.

    Кроме того, в 70-е годы появились новые формы кредитно-финансового стимулирования экспорта:

  • возобновляемая, или ролловерная, кредитная линия (разновидность кредитной линии, которая обычно применяется в кредитных операциях евровалютного рынка);
  • факторинг;
  • операции по форфейтингу;
  • лизинговые операции.

В последние годы отчетливо проявилась тенденция к интернационализации национальных систем финансирования экспорта как в сфере фирменного кредитования (например, развитие операций на рынке форфейтинга), так и в области банковского кредитования. Характерным стало предоставление банками долгосрочных кредитов по компенсационным сделкам, которые основаны на взаимных поставках товаров на равную стоимость. В этом случае страна-заемщик, получая в кредит на 15-20 лет машины, оборудование для создания и реконструкции предприятий, освоения природных ресурсов, в погашение этого кредита осуществляет встречные поставки продукции построенных предприятий. Отличительными чертами компенсационных соглашений являются крупномасштабный долгосрочный характер, а также взаимная обусловленность экспортной и импортной сделок.

Широкое распространение получили так называемые мультинациональные контракты на огромные суммы, в выполнении которых в качестве самостоятельных подрядчиков принимают участие фирмы различных стран. Такие контракты совместно страхуются и финансируются банками и национальными страховыми институтами экспортного кредитования участвующих и них стран. В этой связи можно отметить создание временных международных банковских консорциумов для финансирования определенных контрактов, выполняемых фирмами нескольких стран.

Проблемы финансирования решаются внутри консорциума, который выступает перед заемщиками в качестве единого института. С категорией экспортных кредитов данную форму финансирования сближает то, что она носит целевой, а не чисто финансовый характер, и в гарантировании этой операции принимают участие правительственные институты заинтересованных стран.

Заметно активизировалась роль государства в развитии механизма прямого банковского кредитования. Опираясь на систему государственных гарантий и преференций по экспортным кредитам, прибегая в случае необходимости к рефинансированию своих заграничных активов в государстве иных кредитных институтах по льготным ставкам, банки в короткое время увеличили объем предоставляемых кредитов и обеспечили их умеренную стоимость для заемщиков.

Для экспортера коммерческая выгода кредитования поставок товара определяется, во-первых, тем, насколько это способствует увеличению сбыта его товаров, а во-вторых, стоимостью экспортных кредитов и возможностью покрыть расходы по кредитованию из выручки за проданный товар. Именно по этой причине экспортеры, хотя они и вынуждены под давлением конкуренции идти на определенные уступки покупателям в отношении сроков и некоторых других условий, предоставляемых ими кредитов, в отношении стоимости данных кредитов занимают более жесткую позицию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *