Федеральный закон 56

Федеральный закон 56

Комментарий к Федеральному закону РФ от 30.04.2008 N 56-ФЗ

Комментарий к Федеральному закону РФ от 30.04.2008 N 56-ФЗ
“О дополнительных страховых взносах на накопительную часть
трудовой пенсии и государственной поддержке
формировани пенсионных накоплений“

Комментируемый закон регулирует отношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Прежде чем приступить к непосредственному комментарию указанного закона, приведем небольшую информационно-историческую справку.

В соответствии с действующим законодательством трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей (ст. 5 Федерального закона N 173-ФЗ*(1)):

1) базовой;

2) страховой;

3) накопительной.

При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая — за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная — за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования.

Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в стране установлены Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее — Федеральный закон N 167-ФЗ). В первоначальной редакции этого закона, вступившей в силу с 1 января 2002 года, для застрахованных лиц — мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения был определен тариф страховых взносов в размере 14%, из которых на финансирование страховой и накопительной частей предназначались соответственно 12% и 2%. Таким образом, предусматривалась разбивка страховых взносов на страховую и накопительную части.

С 1 января 2005 года пп. 1 п. 2 ст. 22 Федерального закона N 167-ФЗ действует в редакции Федерального закона N 70-ФЗ*(2). В соответствии с новой редакцией этого подпункта страховые взносы, уплачиваемые страхователями за застрахованных лиц вышеуказанных возрастных категорий, в полном объеме направляются на финансирование страховой части их трудовых пенсий. Это означает, что с 1 января 2005 года законодательство не предусматривает уплату обязательных сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии для застрахованных лиц мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения.

В начале 2008 года увидело свет Постановление КС РФ от 25.12.2007 N 14-П по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 2 Федерального закона N 70-ФЗ, которым внесены указанные изменения. Конституционный суд признал не противоречащим Конституции РФ направление всей суммы страховых взносов, уплачиваемых страхователями (работодателями) в бюджет ПФР за застрахованных лиц — мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения, на финансирование страховой части их трудовых пенсий. Оспариваемые положения не препятствуют застрахованным лицам, родившимся до 1 января 1967 года, в реализации их пенсионных прав, а именно:

— при наступлении страхового случая получить накопительную часть трудовой пенсии, исчисленную с учетом пенсионных накоплений, поступивших на индивидуальный лицевой счет в период с 2002 по 2004 год;

— при назначении трудовой пенсии по старости передать средства пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, внегосударственный пенсионный фонд либо получить эти средства и доход от их инвестирования.

Однако, по мнению арбитров Конституционного суда, в Российской Федерации не должны издаваться законы, вносящие произвольные изменения в действующее правовое регулирование, поскольку тем самым нарушился бы принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и вопреки требованию Конституции РФ умалялось бы достоинство личности.

Поэтому в своем постановлении Конституционный суд отметил, что федеральный законодатель, изменяя условия обязательного пенсионного страхования, ранее установленные для соответствующей возрастной категории граждан, обязан был указать на цели своего решения и предусмотреть такое правовое регулирование, которое не приводило бы к полной утрате ими возможности пополнять каким-либо способом денежные средства, ранее учтенные в специальной части их индивидуальных лицевых счетов. Далее Конституционный суд рекомендовал федеральному законодателю воспользоваться своими дискреционными полномочиями и устранить пробел, образовавшийся в законодательстве о пенсионном страховании.

Через год с лишним (16 месяцев) пробел был устранен. Так появился комментируемый Федеральный закон “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений“. Закон вступит в силу 1 октября 2008 года, за исключением отдельных норм, которые начнут действовать с 1 января 2009 года.

Защита документов

Сразу отметим, что положения закона распространяются на всех застрахованных лиц независимо от их возраста, а не только на лиц, родившихся до 1 января 1967 года.

Как следует из названия самого закона, федеральный законодатель предусмотрел не только возможность добровольной уплаты дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, но и обязательность государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.

Дополнительный страховой взнос на накопительную часть трудовой пенсии — это индивидуально возмездный платеж, который производится за счет собственных средств застрахованного лица. При этом комментируемый закон предусматривает два варианта уплаты дополнительного страхового взноса:

а)застрахованным лицом (самостоятельно);

б)работодателем.

Размер дополнительного страхового взноса определяется застрахованным лицом самостоятельно.

Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется за счет средств фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета. Взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений передаются в бюджет ПФР в пользу застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии на условиях и в порядке, предусмотренных комментируемым законом. Право на получение государственной поддержки в виде софинансирования дополнительных страховых взносов будут иметь лица, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов (в сумме не менее 2 000 рублей в год) в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений будет осуществляться в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованным лицом дополнительных страховых взносов. Установлено, что размер взноса на софинансирование определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов, уплаченных за истекший календарный год, но не может составлять более 12 000 рублей в год. Размер взноса на софинансирование пенсионных накоплений застрахованных лиц, достигших пенсионного возраста и не обратившихся за установлением ни одной из частей трудовой пенсии, определяется исходя из увеличенной в 4 раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 48 000 рублей в год. Средства федерального бюджета, направленные на софинансирование пенсионных накоплений, поступившие в бюджет ПФР, передаются управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам.

Кроме дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии и взносов в форме государственной поддержки законом предусмотрены взносы работодателя.

Взносы работодателя — это средства работодателя, уплачиваемые им в пользу застрахованного лица.

Работодатель вправе принять решение об уплате таких взносов только в отношении застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Размер взносов определяется работодателем ежемесячно в отношении каждого застрахованного лица.

Обратите внимание: дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, взносы работодателя и взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц (п. 4 ст. 5, п. 4 ст. 8, п. 4 ст. 13 Федерального закона N 56-ФЗ).

В заключение отметим, что законодатель, предоставляя возможность добровольной уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, не забыл и о вопросах налогообложения указанных сумм. Так, Федеральным законом N 55-ФЗ*(3) внесены изменения в НК РФ, которые направлены на обеспечение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений с учетом поступивших дополнительных страховых взносов. Расширен перечень видов доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению. Освобождаются от налогообложения суммы, получаемые застрахованными лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, в виде взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений; взносы работодателя, уплачиваемые на накопительную часть трудовой пенсии в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 рублей в год на каждого работника, в пользу которого работодатель уплачивал взносы. Налогоплательщикам предоставляются налоговые вычеты в сумме уплаченных ими дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Кроме того, внесены изменения в Федеральный закон N 167-ФЗ, в соответствии с которыми все физические лица (независимо от факта работы и распространения на них обязательного пенсионного страхования), добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, могут воспользоваться правом на государственную поддержку формирования пенсионных накоплений.

Л. Максимова,

главный редактор журнала “Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение“

“Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера“, N 6, июнь 2008 г.

————————————————————————-
*(1) Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации.“
*(2) Федеральный закон от 20.07.2004 N 70-ФЗ “О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации“.

*(3) Федеральный закон от 30.04.2008 N 55-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений“.

Федеральный закон №56

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *