ФСО 1 7

ФСО 1 7

Содержание

V2: Понятие, цели и сферы применения стоимостной оценки в финансово-кредитной сфере V3:3 .1.1. Понятия стоимостной оценки.

1.2. Законодательные основы оценочной деятельности.

1.3. Цели стоимостной оценки

1: Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность:

+: субъектов оценочной деятельности

-: клиентов оценочных компаний

-: лиц, имеющих высшее образование

-: эксплуатационных служб предприятия, отвечающих за правильную эксплуатацию

оцениваемого имущества

-: лиц, имеющих опыт работы со сделками купли-продажи

2: Проведение оценки начинается с:

-: сбора и анализа информации, необходимой для проведения оценки

-: применения подходов к оценке, включая выбор методов оценки и осуществление необходимых расчетов

+: заключения договора на проведение оценки, включающего задание на оценку

-: направления задания на оценку

3: Задание на оценку не содержит следующую информацию:

-: имущественные права на объект оценки

-: цель оценки

+: сумму вознarpаждения оценщика

-: предполагаемое использование результатов оценки и связанные с этим ограничения

-: вид стоимости

-: дата оценки

-: срок проведения оценки

4: Цель оценки это:

+: определение стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку

-: итоговая величина стоимости объекта оценки

-: дата оценки

-: дата составления отчета об оценки

-: согласование результата оценки с Заказчиком

5: Оценка рыночной стоимости помогает принять правильное решение при:

+: принятии управленческого решения

+: совершении сделки купли-продажи

-: подписании договора на оценку

-: составлении отчета об оценки

-: осмотре объекта оценки

-: эксплуатации объекта оценки

6: В соответствии с действующим законодательством, Оценщик имеет права осуществлять оценочную деятельность:

+: занимаясь частной практикой

+: на основании трудового договора между Оценщиком и юридическим лицом

-: на основании рекомендации саморегулируемой организации

-: после заключения договора со страховой компанией

-: не имея частной практики

-: после заключения трудового договора с некоммерческой организацией

7: Согласно Федеральным стандартам оценки при проведении оценки Оценщик обязан использовать:

-: методы оценки, перечисленные в Международных стандартах оценки

-: по своему усмотрению один из трех подходов – затратный, сравнительный или доходный, руководствуясь при выборе экспертными суждением и профессиональными навыками

+: затратный, сравнительный и доходный подходы (или обосновать отказ от использования)

-: затратный и доходный подход

8: Согласно Федеральным стандартам оценки, срок экспозиции объекта оценки – это период времени с даты представления на открытый рынок (публичной оферты) до даты:

-: постановки на баланс

+: совершения сделки с ним

-: определения стоимости

-: составления отчета об оценки

-: подписания договора на оценку

9: В настоящее время в России контроль за оценочной деятельностью осуществляется с использованием:

-:лицензирования

+:саморегулирования

-: регулирующих органов

-: заказчиков оценочных услуг

-: оценочных компаний

10: В соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности» договор на проведение оценки должен содержать сведения о:

+: виде стоимости имущества

+: размере денежного вознаграждения за проведение оценки

+: объекте оценки

-: размере денежного вознаграждения привлекаемых экспертов

-: юридическом лице, при котором оценщик имеет аккредитацию

-: личных достижениях Оценщика

11: Оценка объекта оценки может проводиться оценщиком, если он является:

-: учредителем

-: собственником

-: акционером

-: должностным лицом Заказчика

+: независимым лицом

-: родственником Заказчика

12: Договор на проведение оценочных работ по оценке заключается:

-: в устной форме

+: в письменной форме и не требует нотариального удостоверения

-: заключается только в письменной форме и требует обязательного нотариального удостоверения

-: на усмотрение сторон

13: Целью оценки является:

-: определение рыночной стоимости объекта оценки

+: определение стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку

-: подготовка отчета об оценке

-: выполнение всех работ, oгoвopeнныx в договоре на проведение оценки

-: получение стоимостной оценки, удовлетворяющей требованиям заказчика

14: Может ли оценщик при проведении оценки привлекать экспертов:

-: нет

-: по согласованию с заказчиком

-: в отдельных, оговоренных в законодательстве случаях

+: при условии, если оценщик укажет в отчете их квалификацию и степень их участия в проведении оценки, а также обоснует необходимость их привлечения

-: при условии, что привлекаемые эксперты состоят в той же СРО, что и оценщик

15: Может ли оценщик при проведении оценки использовать информацию о событиях, произошедших после даты оценки:

+: нет

-: может по согласованию с заказчиком

-: может, предварительно уведомив заказчика и СРО

-: может при условии, если эти события оказывают существенное влияние на результаты оценки

— : подобный случай не регулируется ФСО

16: Проведение оценки является обязательным:

+: при национализации имущества

+: при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки

+: при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд

-: в связи с передачей находящихся в федеральной собственности земельных участков для формирования имущества Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства

17: Результат оценки может использоваться при:

+: при передаче в аренду или залог

+: при внесении в уставный капитал

+: при реорганизации предприятий

18 Оценщик вправе отказаться от проведения оценки, если:

+: заказчик не предоставил необходимую информацию об объекте оценки

+: заказчик нарушил условия договора

+: заказчик не обеспечил соответствующие договору условия работы

-: заключив договор на проведение оценки, оценщик не вправе отказываться от проведения оценки

19: Цель оценки это:

+: определение стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку

-: итоговая величина стоимости объекта оценки

-: дата оценки

-: дата составления отчета об оценки

-: согласование результата оценки с Заказчиком

20: Оценка бизнеса осуществляется с целью:

+: повышения эффективности текущего управления предприятием

+: купли-продажи акций

+: принятия управленческого решения

+: купли — продажи предприятия ее владельцем целиком или по частям

+: реструктуризации предприятия

-: какой-либо части активов предприятия

21: Оценка стоимости отдельных элементов имущества предприятия проводится с целью:

+: продажи какой-либо части недвижимости

+: получения кредита под залог части недвижимости

+: страхование недвижимого имущества и определение в связи с этим стоимости страхуемого имущества

+: передача недвижимости в аренду

+: оформление части недвижимости в качестве вклада в уставный капитал другого создаваемого предприятия

-: определения стоимости пакета акций предприятия

22: Оценка стоимости оборудования проводится с целью:

+: продажи некоторых единиц оборудования по ряду причин

+: оформление залога для обеспечения сделки по кредиту +:страхования

+: передаче машин и оборудования в аренду

+: передачи машин и оборудования в качестве вклада в уставный капитал другого предприятия

-: определения величины кадастровой стоимости

23: Оценка стоимости фирменного знака с целью:

+: совершения сделки купли-продажи

+: предоставление франшизы новым компаньонам

+: определение ущерба нанесенного деловой репутации предприятия незаконными действиями со стороны других предприятий

+: использование их в качестве вклада в уставный капитал

+: определение стоимости нематериальных активов, гудвилла для общей оценки стоимости предприятия

-: определения морального устаревания

V2: Институциональная структура и этапы развития оценочной деятельности в Российской Федерации

V3: 2.1. Основные этапы развития оценочной деятельности в РФ.

2.2. Национальный совет по оценочной деятельности и саморегулируемые организации оценщиков.

2.3. Международные и российские стандарты оценки.

1: Возрождение современной оценки в России:

+: 1992-1993 г.

-: 1990 г.

-: 1995 г.

-: 1998г.

-: 2001-2002 г.

2: Создание первой общероссийской организации оценщиков:

+: 1993 г.

-: 1990 г.

-: 1995 г.

-: 2001 г.

-: 2004 г.

3: Изначально, регулирование оценочной деятельностью осуществлялось:

+: Государством

-: оценщиками

-: заказчиками на оценку

-: риэлторами

-: банками

4: Лицензирование оценочной деятельности в России отменено с:

+: первого июля 2006 года

-: двадцать седьмого июля 2006 года

-: двадцатого июля 2007 года

-: первого января 2008 года

5: Национальный совет по оценочной деятельности образуется:

-: оценщиками

-: оценочными компаниями

-: государственными органами

-: заказчиками услуг по оценке

-: экспертами

+: саморегулируемыми организациями

6: Национальный совет по оценочной деятельности образован для целей:

+: формирования единых подходов к осуществлению оценочной деятельности

+: выработки единой позиции оценщиков по вопросам регулирования их деятельности

+: координации деятельности саморегулируемых организаций оценщиков

+ взаимодействия саморегулируемых организаций оценщиков с федеральными органами государственной власти

-: взаимодействия заказчиков оценочных услуг

7: Национальный совет — это организация:

+: некоммерческая, созданная саморегулируемыми организациями оценщиков

-: коммерческая, регулирующая взаимоотношения оценщиков с заказчиками

-: некоммерческая, регулирующая компенсационный фонд оценщиков

-: некоммерческая, созданная заказчиками услуг по оценке

8 : Учредителями национального совета являются:

+: саморегулируемые организации оценщиков

-: оценщики, осуществляющие свою деятельность на основании трудовых договоров с юридическими лицами

-: кредитные организации

-: образовательные учреждения

-: клиенты оценочных компаний

9: Международные стандарты оценки разрабатываются:

+: международным комитетом по стандартам оценки (IVSC)

+: международной организаций, объединяющей профессиональные организации оценщиков более 50 стран мира

-: министерством экономического развития РФ

-: саморегулиреумыми организациями оценщиков

-: Российским обществом оценщиков

10: Одной из основных задач международного комитета по стандартам оценки является достижение согласованности между:

+: национальным:и стандартами оценки и стандартами международного сообщества

-: стандартами оценки Европпы и стандартами США

-: Федеральными стандартами оценки и стандартами США

-: Федеральными стандартами оценки и стандартами Европпы

11: Федеральные стандарты оценки разработаны с учетом:

+: международных стандартов оценки

-: только стандартов оценки США

-: стандартов оценки Европпы

-: требований саморегулируемых организаций оценщиков

-: требований заказчиков услуг по оценки

12: Особенность европейских стандартов оценки (ЕСО) ориентация на оценки, вьшолняемые для целей составления финансовой бухгалтерской отчетности:

+: в соответствии с принятым: европейским законодательством

-: с законодательством США

-: с законодательством РФ

-: в соответствии с международным законодательством

V2: Содержание, объекты и субъекты совремеююй оценочной деятельности У3: V3: 3.1. Нормативная, правовая база стоимостной оценки.

3.2. Объекты оценки, субъекты оценочной деятельности.

3.3. Компетенции оценщиков, основные этапы стоимостной оценки.

3.4.Система принципов оценки, подходы и методы оценки стоимости активов и бизнеса.

3.5. Отчет об оценки.

1: К правовым документам, регулирующим оценочную деятельность РФ относятся:

-: лицензии на осуществление оценочной деятельности

+: Федеральный закон РФ «Об оценочной деятельности в РФ»

-: стандарты оценки обязательные к применению

+: Федеральные стандарты оценки

-: стандарты общественных организаций

-: международные стандарты оценки

-: европейские стандарты оценки

2: Регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков осуществляется:

+: федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации

-: общественными организациями

-: региональными органами исполнительной власти

-: органами местного самоуправления

3: Основные понятия оценочной деятельности прописаны в:

+: ФЗ «Об оценочной деятельности»

-: Федеральных стандартах оценки

-: Гражданском кодексе РФ

-: в Постановлении Правительства РФ №519

4: ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регулирует следующие функции:

+: основания для осуществления оценочной деятельности

-: гражданские правоотношения

-: сделки купли-продажи

-: взаимоотношения саморегулируемых организаций

5: Федеральными стандартами оценки предусмотрены требования к:

+: отчету об оценке

-: этике оценщика

+: целям оценки и видам стоимости

+: подходам и требованиям к проведению оценки

+: определению кадастровой стоимости к оценке недвижимости

-: саморегулируемым организациям оценщиков

-: оценщикам

6: Объектами оценочной деятельности являются:

+: отдельные материальные объекты (вещи)

+: имущество лица (движимое или недвижимое имущество)

+: право собственности или иные вещные права

+:праватребования

+: обязательства (долги)

+: работы, услуги, информация

7: Имущество предприятия может быть … частью:

+: активной

+: пассивной

-: функциональной

-: хозяйственной

-: вспомогательной

-: рабочей

8: Субъектами оценочной деятельности являются:

-: физические лица, имеющие специализированное оценочное образование

+: физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавших свою ответственность

-: физические лица, осуществляющие частную оценочную практику

-: физические лица, работающие в оценочных компаниях

-: органы исполнительной власти РФ, субъектов РФ, муниципальных образований

-: клиенты оценочных компаний

9: Освобождение члена саморегулируемой организации оценщиков от обязанности внесения взносов в компенсационный фонд:

-: допускается

-: допускается только в зачет требований оценщика к саморегулируемой организации

оценщиков

-: допускается по согласованию с саморегулируемой организации оценщиков

+: не допускается

-: допускается, но на период не более 12 месяцев

10: Оценщик имеет право:

+: применять самостоятельно методы проведения оценки

+: требовать от заказчика при проведении оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки

-: разглашать информацию об объекте оценке третьим лицам

+: запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки

+: привлекать по мере необходимости к участию в проведении оценки экспертов

+: отказаться от проведения оценки объекта оценки

-: требовать от Заказчика информацию об объекте оценки не касающуюся оценки

11: Оценщик обязан:

+: быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков

+: обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки

-: сохранять экземпляр отчета об оценки в течение 5 лет

-: проводить оценку на основании устной договоренности

-: привлекать к процедурам оценки экспертов

-: иметь лицензию на осуществление оценочной деятельности

12: Процедуры оценки состоят из следующих этапов:

+: заключение договора на оценку

+: сбора и анализа информации, необходимой для проведения оценки

-: обязательного выезда к заказчику услуг по оценке

+: применения подходов к оценке и осуществление необходимых расчетов

+: определение итоговой величины стоимости объекта оценки

-: обязательного согласование величины полученной стоимости

-: передачи информации о проведенной оценке в национальный совет по оценочной

деятельности

13: Методообразующий принцип, заложенный при определении стоимости в рамках доходного подхода:

-: доходности

— :экономической целесообразности использования

-: замещения

-: сравнения

-:воспроизводства

+: ожидания

14: Экономический принцип, когда чистая отдача увеличивается быстрее роста затрат, называется:

-: факторов производства

-:пропорциональности

-: предельной производительности

+: спроса и предложения

-: конкуренции

15: К принципам, основанным на представлениях собственника, относятся принципы:

-: конкуренции

+: замещения

-: вклада

-: ожидания

16: Принцип, подразумевающий определение текущей стоимости дохода, который может быть получен в будущем:

-: альтернативности

-: замещения

+: ожидания -:сбалансированности

17: Саморегулируемая организация оценщиков это … организация созданная в целях регулирования и контроля:

+: некоммерческая … оценочной деятельности, объединяющая оценщиков на условиях членства

-: коммерческая, … оценочной деятельности, объединяющая оценщиков на условиях членства

-: некоммерческая, … качества отчетов об оценке, объединяющая оценочные компании на условиях членства

-: государственная, .. , оценочной деятельности, объединяющая оценщиков на условиях членства

18: Какие перечисленные сведения соответствуют понятию кадастровая стоимость:

+: рассчитанная методами массовой оценки рыночной стоимости

-: рассчитанная для целей залога

-: являющаяся базой для формирования реестра недвижимости предприятия;

-: подтвержденная кадастровым инспектором

-: совокупности земельных участков, сходных с друг другом по площади и назначению

19: Какие сведения, соответствующие понятию инвестиционная стоимость:

-: рассчитанные на основе реализации активов предприятия по отдельности

-: разность между выручкой от продажи активов предприятия и издержками по ликвидации

+: учитывающие индивидуальные требования конкретного инвестора

-: с учетом требуемых реинвестиций

-: рассчитанные для предприятия, которое находится в состоянии банкротства

20: Если в договоре об оценке не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит:

+: рыночная стоимость

-: рыночная и инвестиционная стоимость

-: инвестиционная стоимость

-: какой-либо специальный вид стоимости

-: стоимость по выбору Оценщика

21: Инвестиционная стоимость определяется:

-: при переоценке основных фондов предприятия

-: для целей купли — продажи

+: для реализации инвестиционной программы

-: для вклада в уставный капитал

22: Дата оценки это:

-: любая в течение года

+: на конкретный день

-: на конкретный день в течение 6 месяцев

-: подписания отчета об оценки

23: При оценке стоимости наиболее точно характеризует правильные действия оценщика при определении окончательной стоимости:

-: усреднение показателей стоимости, полученных тремя подходами к оценке

-: принятие в качестве окончательной величины стоимость максимального значения

+: принятие во внимание степень достоверности и уместности использования каждого из подходов

-: в зависимости от объекта оценки

24: Оценка стоимости уникальных объектов осуществляется при помощи более трех подходов к оценке:

-: да

+: нет

-: только к объектам военной техники

-: если объекты содержат государственную тайну

25: Услуга по оценке считается исполненной после:

-: подписания договора на оценку

-: согласования результатов оценки с заказчиком

-: предоставления результатов оценки заказчику

+: после передачи отчета об оценке заказчику

26: Методы, реализуемые в рамках доходного подхода к оценке бизнеса:

-: прямой капитализации

-: дисконтирования денежных потоков

-: равноэффективного аналога

+: прямой капитализации и дисконтирования денежных потоков

-: прямой капитализации, дисконтирования денежных потоков и равноэффективного аналога

27: Стоимость бизнеса (предприятия) для конкретного инвестора, основанная на его планах, называется:

-: стоимость действующего предприятия

+: инвестиционной стоимостью

-: рыночной стоимостью

-: балансовой стоимостью

-: кадастровой стоимостью

28: Метод оценки, основанный на экономическом принципе ожидания:

-: компании-аналога

+: дисконтированных денежных потоков

-: сравнения продаж

-: ликвидационной стоимости

29: Преимущества сравнительного подхода заключаются в том, что:

-: учитывает ожидаемые доходы

-: может быть использован для оценки объектов специального назначения, не имеющих аналогов

+: учитывает соотношение реального спроса и предложения на конкретные объекты

-: не требует разносторонней финансовой информации

-: основан на оценке остаточной стоимости существующих активов

30: Согласно Стандартам оценки, рыночная стоимость — это:

-: наиболее вероятная стоимость

-: стоимость отчуждения объекта оценки на открытом рынке

-: цена фактической сделки, по которой объект был отчужден на рынке

+: наиболее вероятная цена

31: Для определения стоимости Оценщику удалось реализовать три подхода к оценке, то итоговый результат стоимости принят по:

-: доходному

-: затратному

-: сравнительному

+: всем трем подходам

32: Дата оценки это:

-: любая в течение года

+: на конкретный день

-: на конкретный день в течении 6 месяцев

-: подписания отчета об оценки

33: Чем выше коэффициент капитализации при оценке бизнеса, тем выше рыночная стоимость:

-: верно

+: неверно

-: верно, если объект имеет хорошие ретроспективные данные

-: верно, если объект не имеет стабильных показателей хозяйственной деятельности

34: Случаи, применения метода капитализации:

-: когда планируется, что будущие финансовые результаты компании будут отличаться от настоящих

-: при ликвидации компании

+: когда предполагается, что будущий денежный поток будет расти стабильными темпами

+: при оценке стоимости крупного бизнеса

35: Итоговая стоимость объекта оценки:

-: может быть определена как в денежном, так и в натуральном выражении

+: должна быть выражена в валюте Российской Федерации (в рублях)

-: должна быть выражена в валюте Российской Федерации (в рублях) и в любой другой валюте, формирующей бивалютную корзину

-: в соответствии с заданием на оценку

Справочники и нормативы / Нормативные акты / Приказы

Оставить комментарий | Читать комментарии

П Р И К А З

20 мая 2015 года N 297

Об утверждении федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки ФСО N 1)»

1. Утвердить прилагаемый Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)».

2. Настоящий приказ вступает в силу после вступления в силу приказа Минэкономразвития России о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 256 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)» (зарегистрирован в Минюсте России 22 августа 2007 г., регистрационный N 10040) в редакции приказа Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 509 (зарегистрирован в Минюсте России 7 декабря 2010 г., регистрационный N 19129).

Министр
А.В.УЛЮКАЕВ

Утвержден приказом Минэкономразвития России
от 20.05.2015 N 297

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТОЦЕНКИ «ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОЦЕНКИ, ПОДХОДЫ И ТРЕБОВАНИЯК ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ (ФСО N 1)»

I. Общие положения

1. Настоящий Федеральный стандарт оценки определяет общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки, применяемые при осуществлении оценочной деятельности.

2. Настоящий Федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности.

II. Общие понятия оценки

3. К объектам оценки относятся объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

4. Цена — это денежная сумма, запрашиваемая, предлагаемая или уплачиваемая участниками в результате совершенной или предполагаемой сделки.

5. Стоимость объекта оценки — это наиболее вероятная расчетная величина, определенная на дату оценки в соответствии с выбранным видом стоимости согласно требованиям Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)».

6. Итоговая величина стоимости — стоимость объекта оценки, рассчитанная при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке.

7. Подход к оценке — это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки — это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

8. Дата определения стоимости объекта оценки (дата проведения оценки, дата оценки) — это дата, по состоянию на которую определена стоимость объекта оценки.

Информация о событиях, произошедших после даты оценки, может быть использована для определения стоимости объекта оценки только для подтверждения тенденций, сложившихся на дату оценки, в том случае, когда такая информация соответствует сложившимся ожиданиям рынка на дату оценки.

9. Допущение — предположение, принимаемое как верное и касающееся фактов, условий или обстоятельств, связанных с объектом оценки или подходами к оценке, которые не требуют проверки оценщиком в процессе оценки.

10. Объект-аналог — объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.

III. Подходы к оценке

11. Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком.

Сравнительный подход

12. Сравнительный подход — совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами.

13. Сравнительный подход рекомендуется применять, когда доступна достоверная и достаточная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. При этом могут применяться как цены совершенных сделок, так и цены предложений.

14. В рамках сравнительного подхода применяются различные методы, основанные как на прямом сопоставлении оцениваемого объекта и объектов-аналогов, так и методы, основанные на анализе статистических данных и информации о рынке объекта оценки.

Доходный подход

15. Доходный подход — совокупность методов оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки.

16. Доходный подход рекомендуется применять, когда существует достоверная информация, позволяющая прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с объектом оценки расходы.

17. В рамках доходного подхода применяются различные методы, основанные на дисконтировании денежных потоков и капитализации дохода.

Затратный подход

18. Затратный подход — совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для приобретения, воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устареваний.

19. Затратный подход преимущественно применяется в тех случаях, когда существует достоверная информация, позволяющая определить затраты на приобретение, воспроизводство либо замещение объекта оценки.

20. В рамках затратного подхода применяются различные методы, основанные на определении затрат на создание точной копии объекта оценки или объекта, имеющего аналогичные полезные свойства. Критерии признания объекта точной копией объекта оценки или объектом, имеющим сопоставимые полезные свойства, определяются федеральными стандартами оценки, устанавливающими требования к проведению оценки отдельных видов объектов оценки и (или) для специальных целей.

IV. Задание на оценку

21. Задание на оценку является неотъемлемой частью договора на проведение оценки.

Задание на оценку должно содержать следующую информацию:

а) объект оценки;

б) права на объект оценки, учитываемые при определении стоимости объекта оценки;

в) цель оценки;

г) предполагаемое использование результатов оценки;

д) вид стоимости;

е) дату оценки;

ж) допущения, на которых должна основываться оценка;

з) иную информацию, предусмотренную федеральными стандартами оценки.

22. Дополнительные требования к заданию на оценку могут быть регламентированы соответствующими федеральными стандартами оценки.

V. Требования к проведению оценки

23. Проведение оценки включает следующие этапы:

а) заключение договора на проведение оценки, включающего задание на оценку;

б) сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки;

в) применение подходов к оценке, включая выбор методов оценки и осуществление необходимых расчетов;

г) согласование (в случае необходимости) результатов и определение итоговой величины стоимости объекта оценки;

д) составление отчета об оценке.

24. Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов.

При проведении оценки возможно установление дополнительных к указанным в задании на оценку допущений, связанных с предполагаемым использованием результатов оценки и спецификой объекта оценки.

25. В случае использования нескольких подходов к оценке, а также использования в рамках какого-либо из подходов к оценке нескольких методов оценки выполняется предварительное согласование их результатов с целью получения промежуточного результата оценки объекта оценки данным подходом. При согласовании существенно отличающихся промежуточных результатов оценки, полученных различными подходами или методами, в отчете необходимо отразить проведенный анализ и установленную причину расхождений. Существенным признается такое отличие, при котором результат, полученный при применении одного подхода (метода), находится вне границ указанного оценщиком диапазона стоимости, полученной при применении другого подхода (методов) (при наличии).

26. После проведения процедуры согласования оценщик помимо указания в отчете об оценке итоговой величины стоимости объекта оценки имеет право приводить свое суждение о возможных границах интервала, в котором, по его мнению, может находиться эта стоимость, если в задании на оценку не указано иное.

27. Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации.

Поделиться ссылкой в социальных сетях:

Справочники и нормативы / Нормативные акты / Приказы

Оставить комментарий | Читать комментарии

ПРИКАЗ от 25 сентября 2014 г. № 611 Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)»

Утвердить прилагаемый Федеральный стандарт оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)».

Министр
А.В. Улюкаев

УТВЕРЖДЕН приказом Минэкономразвития России
от 25/09/2014 N 611

Федеральный стандарт оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)»

I. Общие положения

1. Настоящий Федеральный стандарт оценки разработан с учетом международных стандартов оценки и федеральных стандартов оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» (далее соответственно — ФСО № 1, ФСО № 2, ФСО № 3) и определяет требования к проведению оценки недвижимости.

2. Настоящий Федеральный стандарт оценки развивает, дополняет и конкретизирует требования и процедуры, установленные ФСО № 1, ФСО №2, ФСО №3, и является обязательным к применению при оценке недвижимости.

3.Положения настоящего Федерального стандарта оценки не распространяются на оценку подлежащих государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов, участков недр, предприятий как имущественных комплексов, а также на определение кадастровой стоимости объектов недвижимости методами
массовой оценки.

II. Объекты оценки

4. Для целей настоящего Федерального стандарта объектами оценки могут выступать объекты недвижимости — застроенные земельные участки, незастроенные земельные участки, объекты капитального строительства, а также части земельных участков и объектов капитального строительства, жилые и нежилые помещения, вместе или по отдельности, с учетом связанных с ними имущественных прав, если это не противоречит действующему законодательству. Для целей настоящего Федерального стандарта объектами оценки могут выступать доли в праве на объект недвижимости.

III. Общие требования к проведению оценки

5. При сборе информации об оцениваемом объекте недвижимости оценщик или его представитель проводит осмотр объекта оценки в период, возможно близкий к дате оценки, если в задании на оценку не указано иное. В случае непроведения осмотра оценщик указывает в отчете об оценке причины, по которым объект оценки не осмотрен, а также допущения и ограничения, связанные с непроведением осмотра.

6. Совместная оценка земельного участка и находящихся на нем объектов капитального строительства при отсутствии правоустанавливающих и правоподтверждающих документов на земельный участок проводится с учетом установленных действующим законодательством прав и обязанностей собственника объектов капитального строительства в отношении земельного участка, а также типичного на рассматриваемом рынке поведения собственников в отношении аналогичного земельного участка (выкуп или аренда).

7. В отсутствие документально подтвержденных имущественных прав третьих лиц в отношении оцениваемого объекта недвижимости, ограничений (обременении), а также экологического загрязнения оценка объекта проводится исходя из предположения об отсутствии таких прав, ограничений (обременении) и загрязнений с учетом обстоятельств, выявленных в процессе осмотра, если в задании на оценку не указано иное.

IV. Задание на оценку

8.Задание на оценку объекта недвижимости должно содержать следующую дополнительную к указанной в пункте 17 ФСО № 1 информацию:

  • состав объекта оценки с указанием сведений, достаточных для идентификации каждой из его частей (при наличии);
  • характеристики объекта оценки и его оцениваемых частей или ссылки на доступные для оценщика документы, содержащие такие характеристики;
  • права, учитываемые при оценке объекта оценки, ограничения (обременения) этих прав, в том числе в отношении каждой из частей объекта оценки.

9. В задании на оценку могут быть указаны иные расчетные величины, в том числе:

  • рыночная арендная плата (расчетная денежная сумма, за которую объект недвижимости может быть сдан в аренду на дату оценки при типичных рыночных условиях);
  • затраты на создание (воспроизводство или замещение) объектов капитального строительства;
  • убытки (реальный ущерб, упущенная выгода) при отчуждении объекта недвижимости, а также в иных случаях;
  • затраты на устранение экологического загрязнения и (или) рекультивацию земельного участка.

V. Анализ рынка

10. Для определения стоимости недвижимости оценщик исследует рынок в тех его сегментах, к которым относятся фактическое использование оцениваемого объекта и другие виды использования, необходимые для определения его стоимости.

11. Анализ рынка недвижимости выполняется в следующей последовательности:

а) анализ влияния общей политической и социально-экономической обстановки в стране и регионе расположения объекта оценки на рынок оцениваемого объекта, в том числе тенденций, наметившихся на рынке, в период, предшествующий дате оценки;

б) определение сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект. Если рынок недвижимости неразвит и данных, позволяющих составить представление о ценах сделок и (или) предложений с сопоставимыми объектами недвижимости, недостаточно, допускается расширить территорию исследования за счет территорий, схожих по экономическим характеристикам с местоположением оцениваемого объекта;

в) анализ фактических данных о ценах сделок и (или) предложений с объектами недвижимости из сегментов рынка, к которым может быть отнесен оцениваемый объект при фактическом, а также при альтернативных вариантах его использования, с указанием интервала значений цен;

г) анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости, например ставки доходности, периоды окупаемости инвестиций на рынке недвижимости, с приведением интервалов значений этих факторов;

д) основные выводы относительно рынка недвижимости в сегментах, необходимых для оценки объекта, например динамика рынка, спрос, предложение, объем продаж, емкость рынка, мотивации покупателей и продавцов, ликвидность, колебания цен на рынке оцениваемого объекта и другие выводы.

Объем исследований определяется оценщиком исходя из принципа достаточности.

VI. Анализ наиболее эффективного использования

12. Анализ наиболее эффективного использования лежит в основе оценок рыночной стоимости недвижимости.

13. Наиболее эффективное использование представляет собой такое использование недвижимости, которое максимизирует ее продуктивность (соответствует ее наибольшей стоимости) и которое физически возможно, юридически разрешено (на дату определения стоимости объекта оценки) и финансово оправдано.

14. Наиболее эффективное использование объекта недвижимости может соответствовать его фактическому использованию или предполагать иное использование, например ремонт (или реконструкцию) имеющихся на земельном участке объектов капитального строительства.

15. Анализ наиболее эффективного использования позволяет выявить наиболее прибыльное использование объекта недвижимости, на который ориентируются участники рынка (покупатели и продавцы) при формировании цены сделки. При определении рыночной стоимости оценщик руководствуется результатами этого анализа для выбора подходов и методов оценки объекта оценки и выбора сопоставимых объектов недвижимости при применении каждого подхода.

16. Анализ наиболее эффективного использования объекта оценки проводится, как правило, по объемно-планировочным и конструктивным решениям. Для объектов оценки, включающих в себя земельный участок и объекты капитального строительства, наиболее эффективное использование определяется с учетом имеющихся объектов капитального строительства. При этом такой анализ выполняется путем проведения необходимых для этого вычислений либо без них, если представлены обоснования, не требующие расчетов.

17. Анализ наиболее эффективного использования частей объекта недвижимости, например встроенных жилых и нежилых помещений, проводится с учетом фактического использования других частей этого объекта.

18. Анализ наиболее эффективного использования части реконструируемого или подлежащего реконструкции объекта недвижимости проводится с учетом наиболее эффективного использования всего реконструируемого объекта недвижимости.

19. Наиболее эффективное использование объекта недвижимости, оцениваемого в отдельности, может отличаться от его наиболее эффективного использования в составе оцениваемого комплекса объектов недвижимости.

20. Рыночная стоимость земельного участка, застроенного объектами капитального строительства, или объектов капитального строительства для внесения этой стоимости в государственный кадастр недвижимости оценивается исходя из вида фактического использования оцениваемого объекта. При этом застроенный земельный участок оценивается как незастроенный, предназначенный для использования в соответствии с видом его фактического использования.

21. Анализ наиболее эффективного использования объекта недвижимости для сдачи в аренду выполняется с учетом условий использования этого объекта, устанавливаемых договором аренды или проектом такого договора.

VII. Подходы к оценке

22. При применении сравнительного подхода к оценке недвижимости оценщик учитывает следующие положения:

а) сравнительный подход применяется для оценки недвижимости, когда можно подобрать достаточное для оценки количество объектов-аналогов с известными ценами сделок и (или) предложений;

б) в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным;

в) при проведении оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов. Использование в расчетах лишь части доступных оценщику объектов-аналогов должно быть обосновано в отчете об оценке;

г) для выполнения расчетов используются типичные для аналогичного объекта сложившиеся на рынке оцениваемого объекта удельные показатели стоимости (единицы сравнения), в частности цена или арендная плата за единицу площади или единицу объема;

д) в зависимости от имеющейся на рынке исходной информации в процессе оценки недвижимости могут использоваться качественные методы оценки (относительный сравнительный анализ, метод экспертных оценок и другие методы), количественные методы оценки (метод регрессионного анализа, метод количественных корректировок и другие методы), а также их сочетания.

При применении качественных методов оценка недвижимости выполняется путем изучения взаимосвязей, выявляемых на основе анализа цен сделок и (или) предложений с объектами-аналогами или соответствующей информации, полученной от экспертов, и использования этих взаимосвязей для проведения оценки в соответствии с технологией выбранного для оценки метода.

При применении метода корректировок каждый объект-аналог сравнивается с объектом оценки по ценообразующим факторам (элементам сравнения), выявляются различия объектов по этим факторам и цена объекта-аналога или ее удельный показатель корректируется по выявленным различиям с целью дальнейшего определения стоимости объекта оценки. При этом корректировка по каждому элементу сравнения основывается на принципе вклада этого элемента в стоимость объекта.

При применении методов регрессионного анализа оценщик, используя данные сегмента рынка оцениваемого объекта, конструирует модель ценообразования, соответствующую рынку этого объекта, по которой определяет расчетное значение искомой стоимости;

е) для сравнения объекта оценки с другими объектами недвижимости, с которыми были совершены сделки или которые представлены на рынке для их совершения, обычно используются следующие элементы сравнения:

  • передаваемые имущественные права, ограничения (обременения) этих прав;
  • условия финансирования состоявшейся или предполагаемой сделки (вид оплаты, условия кредитования, иные условия);
  • условия продажи (нетипичные для рынка условия, сделка между аффилированными лицами, иные условия);
  • условия рынка (изменения цен за период между датами сделки и оценки, скидки к ценам предложений, иные условия);
  • вид использования и (или) зонирование;
  • местоположение объекта;
  • физические характеристики объекта, в том числе свойства земельного участка, состояние объектов капитального строительства, соотношение площади земельного участка и площади его застройки, иные характеристики;
  • экономические характеристики (уровень операционных расходов, условия аренды, состав арендаторов, иные характеристики);
  • наличие движимого имущества, не связанного с недвижимостью;
  • другие характеристики (элементы), влияющие на стоимость;

ж) помимо стоимости, сравнительный подход может использоваться для определения других расчетных показателей, например арендных ставок, износа и устареваний, ставок капитализации и дисконтирования.

23. При применении доходного подхода оценщик учитывает следующие положения:

а) доходный подход применяется для оценки недвижимости, генерирующей или способной генерировать потоки доходов;

б) в рамках доходного подхода стоимость недвижимости может определяться методом прямой капитализации, методом дисконтирования денежных потоков или методом капитализации по расчетным моделям;

в) метод прямой капитализации применяется для оценки объектов недвижимости, не требующих значительных капитальных вложений в их ремонт или реконструкцию, фактическое использование которых соответствует их наиболее эффективному использованию. Определение стоимости объектов недвижимости с использованием данного метода выполняется путем деления соответствующего рынку годового дохода от объекта на общую ставку капитализации, которая при этом определяется на основе анализа рыночных данных о соотношениях доходов и цен объектов недвижимости, аналогичных оцениваемому объекту;

г) метод дисконтирования денежных потоков применяется для оценки недвижимости, генерирующей или способной генерировать потоки доходов с произвольной динамикой их изменения во времени путем дисконтирования их по ставке, соответствующей доходности инвестиций в аналогичную недвижимость;

д) метод капитализации по расчетным моделям применяется для оценки недвижимости, генерирующей регулярные потоки доходов с ожидаемой динамикой их изменения. Капитализация таких доходов проводится по общей ставке капитализации, конструируемой на основе ставки дисконтирования, принимаемой. в расчет модели возврата капитала, способов — и условий финансирования, а также ожидаемых изменений доходов и стоимости недвижимости в будущем;

е) структура (учет налогов, возврата капитала, темпов изменения доходов и стоимости актива) используемых ставок дисконтирования и (или) капитализации должна соответствовать структуре дисконтируемого (капитализируемого) дохода;

ж) для недвижимости, которую можно сдавать в аренду, в качестве источника доходов следует рассматривать арендные платежи; з) оценка недвижимости, предназначенной для ведения определенного вида бизнеса (например, гостиницы, рестораны, автозаправочные станции), может проводиться на основании информации об операционной деятельности этого бизнеса путем выделения из его стоимости составляющих, не относящихся к оцениваемой недвижимости.

24. При применении затратного подхода оценщик учитывает следующие положения:

а) затратный подход рекомендуется применять для оценки объектов недвижимости — земельных участков, застроенных объектами капитального строительства, или объектов капитального строительства, но не их частей, например жилых и нежилых помещений;

б) затратный подход целесообразно применять для оценки недвижимости, если она соответствует наиболее эффективному использованию земельного участка как незастроенного и есть возможность корректной оценки физического износа, а также функционального и внешнего (экономического) устареваний объектов капитального строительства;

в) затратный подход рекомендуется использовать при низкой активности рынка, когда недостаточно данных, необходимых для применения сравнительного и доходного подходов к оценке, а также для оценки недвижимости специального назначения и использования (например, линейных объектов, гидротехнических сооружений, водонапорных башен, насосных станций, котельных, инженерных сетей и другой недвижимости, в отношении которой рыночные данные о сделках и предложениях отсутствуют);

г) в общем случае стоимость объекта недвижимости, определяемая с использованием затратного подхода, рассчитывается в следующей последовательности:

  • определение стоимости прав на земельный участок как незастроенный;
  • расчет затрат на создание (воспроизводство или замещение) объектов капитального строительства;
  • определение прибыли предпринимателя;
  • определение износа и устареваний;
  • определение стоимости объектов капитального строительства путем суммирования затрат на создание этих объектов и прибыли предпринимателя и вычитания их физического износа и устареваний;
  • определение стоимости объекта недвижимости как суммы стоимости прав на земельный участок и стоимости объектов капитального строительства;

д) для целей определения рыночной стоимости объекта недвижимости с использованием затратного подхода земельный участок оценивается как незастроенный в предположении его наиболее эффективного использования;

е) расчет затрат на создание объектов капитального строительства производится на основании:

  • данных о строительных контрактах (договорах) на возведение аналогичных объектов;
  • данных о затратах на строительство аналогичных объектов из специализированных справочников;
  • сметных расчетов;
  • информации о рыночных ценах на строительные материалы;
  • других данных;

ж) затраты на создание объектов капитального строительства определяются как сумма издержек, входящих в состав, строительно-монтажных работ, непосредственно связанных с созданием этих объектов, и издержек, сопутствующих их созданию, но не включаемых в состав строительно-монтажных работ;

з) для целей оценки рыночной стоимости недвижимости величина прибыли предпринимателя определяется на основе рыночной информации методами экстракции, экспертных оценок или аналитических моделей с учетом прямых, косвенных и вмененных издержек, связанных с созданием объектов капитального строительства и приобретением прав на земельный участок;

и) величина износа и устареваний определяется как потеря стоимости недвижимости в результате физического износа, функционального и внешнего (экономического) устареваний. При этом износ и устаревания относятся к объектам капитального строительства, относящимся к оцениваемой недвижимости.

25. Оценщик вправе использовать иную методологию расчетов и самостоятельно определять метод (методы) оценки недвижимости в рамках каждого из выбранных подходов, основываясь на принципах существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. При этом в отчете об оценке необходимо привести описание выбранного оценщиком метода (методов), позволяющее пользователю отчета об оценке понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранного оценщиком метода (методов) объекту недвижимости, принципам оценки, определяемому виду стоимости и предполагаемому использованию результатов оценки.

VIII. Согласование результатов оценки

26. Согласование результатов оценки недвижимости, полученных с использованием различных методов и подходов, к оценке, и отражение его результатов в отчете об оценке осуществляются в соответствии с требованиями ФСО № 1 и ФСО № 3.

27. В случае использования в рамках какого-либо из подходов к оценке недвижимости нескольких методов оценки выполняется предварительное согласование их результатов с целью получения промежуточного результата оценки недвижимости данным подходом.

28. В процессе согласования промежуточных результатов оценки недвижимости, полученных с применением разных подходов, следует проанализировать достоинства и недостатки этих подходов, объяснить расхождение промежуточных результатов и на основе проведенного анализа определить итоговый результат оценки недвижимости.

29. При недостаточности рыночных данных, необходимых для реализации какого-либо из подходов к оценке недвижимости в соответствии с требованиями настоящего Федерального стандарта оценки и ФСО № 1, ФСО № 2, ФСО № 3, в рамках выбранного подхода на основе имеющихся данных рекомендуется указать ориентировочные значения (значение) оцениваемой величины, которые не учитываются при итоговом согласовании, но могут быть использованы в качестве поверочных к итоговому результату оценки недвижимости.

30. После проведения процедуры согласования оценщик, помимо указания в отчете об оценке итогового результата оценки стоимости недвижимости, приводит свое суждение о возможных границах интервала, в котором, по его мнению, может находиться эта стоимость, если в задании на оценку не указано иное.

Поделиться ссылкой в социальных сетях:

Федеральный стандарт оценки «Оценка для целей залога (ФСО № 9)»

I. Общие положения

1. Настоящий Федеральный стандарт разработан с учетом международных стандартов оценки и федеральных стандартов оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)» , «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» , «Оценка недвижимости» (ФСО № 7) и определяет требования к проведению оценки объекта (далее также имущества, актива), являющегося предметом залога или планируемого к передаче в качестве обеспечения в виде залога по предполагаемым или существующим денежным обязательствам (далее — целей залога).

2. Настоящий Федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при оценке для целей залога, включая оценку для целей ипотечного кредитования. Настоящий Федеральный стандарт оценки развивает, дополняет и конкретизирует при оценке для целей залога требования и процедуры, установленные Федеральными стандартами оценки.

II. Объект оценки

3. Для целей настоящего Федерального стандарта оценки под объектом оценки понимаются объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте, и залог которых не запрещен действующим законодательством.

III. Общие требования к проведению оценки для целей залога

4. Допускается заключение договора на проведение оценки с множественностью лиц, в том числе сторонами которого являются оценщик, собственник объекта оценки, лицо, заинтересованное в приобретении объекта оценки на заемные средства и залогодержатель (далее — залогодержатель). заказчиком оценки может выступать собственник объекта оценки либо лицо, им уполномоченное (далее – собственник, заказчик), а также предполагаемый или настоящий залогодержатель.

5. В случае если договор заключается между оценщиком и собственником, оценщик вправе проинформировать собственника о возможных специальных требованиях, дополнительных по отношению к настоящему федеральному стандарту и не противоречащих ему, со стороны предполагаемого или настоящего залогодержателя объекта оценки. Оценщик вправе учесть специальные требования потенциального залогодержателя при проведении оценки в целях залога в случае если указанные требования не противоречат настоящему Федеральному стандарту оценки и иным федеральным стандартам оценки.

6. В случае если в задании на оценку указан предполагаемый или настоящий залогодержатель и при наличии у него специальных требований, предъявляемых к оценке в целях залога, не противоречащих требованиям федеральных стандартов оценки и законодательству и являющихся публичными, оценщик должен проинформировать заказчика о наличии таких специальных требований.

7. Факт не предоставления заказчиком материалов и информации, предусмотренных заданием на оценку может являться основанием для расторжения договора на оценку.

8. В процессе проведения оценки оценщик может предоставлять рабочие материалы для предварительного изучения и обсуждения сторонами договора в формате, предусмотренном условиями договора.

9. Для целей настоящего Федерального стандарта, при определении стоимости в целях залога определяется рыночная стоимость. При наличии соответствующих требований в задании на оценку, в дополнение к рыночной стоимости могут определяться инвестиционная и (или) ликвидационная стоимости.

10. При оценке имущества, входящего в состав комплексов имущества необходимо проведение анализа возможности независимого функционирования и реализации имущества отдельно от иных активов, входящих в состав комплекса имущества.

11. При оценке имущества, являющегося частью комплекса имущества исходя из допущения, что реализация данного имущества будет проводиться в составе комплекса имущества, стоимость объекта оценки определяется как часть в стоимости комплекса имущества, приходящаяся на оцениваемое имущество при реализации всего комплекса имущества по рыночной стоимости. Данное допущение указывается в задании на оценку. Стоимость специализированного имущества (имущество, которое, в силу уникального назначения, состава, размера или конструкции, местоположения или иных факторов, не может быть реализовано отдельно от комплекса, в составе которого оно используется) определяется как часть в стоимости комплекса имущества.

12. Отчет об оценке должен содержать следующие результаты:

стоимость (стоимости) объекта оценки в соответствии с видами стоимости, установленными требованиями настоящего Федерального стандарта;

В отдельном разделе отчета приводятся:

  • выводы о ликвидности объекта оценки, приводимые в отдельном;
  • иные расчетные величины, выводы и рекомендации, подготовленные оценщиком в соответствии с заданием на оценку.

Выводы о ликвидности объекта оценки в обязательном порядке присутствуют в отчете, но не рассматриваются как результат оценки в понимании требований федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)».

13. В качестве характеристики ликвидности объекта оценки в отчете указывается типичный (расчетный) срок его рыночной экспозиции на открытом рынке, в течение которого он может быть реализован по рыночной стоимости. В случае оценки специализированного имущества как части комплекса имущества, ликвидность такого имущества может быть определена как ликвидность комплекса имущества, составной частью которого оно является. Данное допущение указывается в задании на оценку и отчете об оценке.

При определении ликвидности объекта оценки, оценщик должен обосновать сделанные выводы приведением результатов анализа существенных факторов, влияющих на ликвидность объекта и сроки его рыночной экспозиции.

14. Задание на оценку должно содержать следующую, дополнительную к указанной в пункте 17 федерального стандарта оценки «Общие понятия, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», а также разделе IV Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО № 7) информацию:

  • особенности проведения осмотра объекта оценки либо основания, объективно препятствующие проведению осмотра объекта, если таковые существуют;
  • порядок и сроки предоставления заказчиком необходимых для проведения оценки материалов и информации;
  • необходимость привлечения отраслевых экспертов (специалистов, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями в вопросах, требующих анализа при проведении оценки). Если на этапе подготовки задания на оценку любой из сторон договора определена (выявлена) необходимость привлечения отраслевых экспертов, то такое условие должно быть включено в задание на оценку.

15. Оценщик вправе самостоятельно выбирать методы оценки.
При построении макроэкономических прогнозов оценщику рекомендовано руководствоваться прогнозами макроэкономических показателей ведущих аналитических агентств или государственных ведомств. Использование в отчете данных макроэкономических прогнозов из различных источников должно быть обосновано оценщиком.

16. При согласовании результатов, полученных при применении различных подходов к оценке, а также при использовании разных методов в рамках применения каждого подхода оценщик должен привести в Отчете об оценке описание процедуры соответствующего согласования. При согласовании существенно отличающихся результатов оценки, полученных различными подходами или методами необходимо провести анализ и установить причину расхождений. Существенным признается такое отличие, при котором результат, полученный при применении одного подхода (метода), находится вне границ интервала результата, полученного при применении другого подхода. Взвешивание результатов в таком случае не допускается. В отчете приводится результат, признаваемый оценщиком как итоговый. Результаты, полученные иными подходами вместе с выводами о причине расхождений также должны присутствовать в отчете.

IV. Допущения и ограничения при оценке для целей залога

17. Допущения и ограничения, используемые при проведении оценки должны соответствовать требованиям настоящего Федерального стандарта. Возможно установление дополнительных допущений и ограничений, связанных с предполагаемым использованием результатов оценки и спецификой объекта оценки. Такие допущения должны быть согласованы всеми сторонами договора. Все допущения и ограничения должны отражаться оценщиком в отчете.

18. допущения, применяемые в оценке в отношении перспектив развития объекта оценки, должны быть обоснованы рыночными данными и тенденциями. Использование прогнозных данных заказчика или менеджмента собственника без проверки их осуществимости и соответствия независимым от заказчика рыночным данным не допускается.

19. При построении прогнозов на основе нескольких сценариев или аналитических данных оценщику рекомендуется воздерживаться от использования наиболее оптимистичных прогнозов и ориентироваться на наиболее обоснованные варианты.

20. Все преимущества, существующие у собственника в отношении объекта оценки и условий владения и пользования объектом, отличающиеся от рыночных условий, не могут учитываться при оценке для целей залога, если они не сохранятся бесспорно при переходе права собственности на объект оценки иному лицу.

21. Все обременения, сервитуты и забалансовые обязательства, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, должны учитываться при проведении оценки. Требования к учету влияния данных факторов на стоимость объекта оценки указываются в задании на оценку. В случае выявления обременений до момента подписания договора на оценку, оценщик обязан проинформировать об этом стороны договора и указать факт наличия обременений в задании на оценку. В случае выявления обременений в процессе оценки, оценщик обязан указать факт наличия обременений в отчете в безусловном порядке и учесть их в расчетах, в случае если иное не указано в задании на оценку.

22. Проведение оценки объекта в предположении его использования не по текущему назначению подлежит обязательному согласованию со сторонами договора и включается в задание на оценку. При оценке объекта в предположении изменения его текущего использования все затраты, необходимые для реализации альтернативного использования, подлежат обязательному учету.

23. При необходимости проведения исследований, требующих специальных знаний, обязательно привлечение отраслевых экспертов, обладающих такими знаниями. Оценщик обязан проинформировать заказчика о невозможности проведения оценки без привлечения отраслевых экспертов. Необходимость привлечения консультантов или экспертов указывается в задании на оценку.

V. Независимость мнения оценщика

24. Оценщик обязан сохранять независимость и объективность профессионального мнения в любых обстоятельствах.

25. Под угрозой независимости следует понимать ситуацию оказания давления субъективного характера на мнение оценщика, подразумевающее угрозу немотивированного отказа в приемке отчета, в выплате вознаграждения или установления зависимости его размера и сроков выплаты от результатов оценки. Размер и сроки вsплаты вознаграждения оценщику не могут каким-либо образом влиять на результат оценки.

26. При возникновении угрозы независимости и объективности мнения оценщика, оценщик обязан в письменной форме сообщить об этом всем сторонам договора. Если угроза независимости и объективности мнения оценщика не может быть устранена, оценщику следует отказаться от проведения оценки и проинформировать о причинах отказа стороны договора.

27. В процессе проведения оценки и приемки отчета возможны консультации оценщика как с заказчиком, так и с залогодержателем. Наличие мотивированных мнений любой из сторон относительно обоснованности и правомерности выводов и применяемых допущений, корректности используемой информации и иных вопросов, касающихся соблюдения оценщиком требований стандартов и задания на оценку, не создает угрозу независимости мнения оценщика и является частью обычного ведения дел.

VI. Специальные требования при оценке для целей залога

28. При определении ликвидационной стоимости в качестве фактора вынужденной продажи объекта и при выборе срока экспозиции следует рассматривать условия реализации объекта, соответствующие процедурам обращения взыскания на предмет залога, установленные действующим на дату оценки законодательством. На основе имеющейся информации об объекте оценки могут быть выбраны иные факторы вынужденной продажи и предполагаемые ограничения в сроке экспозиции объекта на открытом рынке. Такие факторы и ограничения подлежат обоснованию и в обязательном порядке указываются в отчете об оценке.

29. При оценке объектов предполагаемых к созданию или находящихся в процессе создания, при определении рыночной стоимости объектов в состоянии на дату оценки при отсутствии допущения об изменении использования объекта, в соответствие с условиями договора, может дополнительно определяться рыночная стоимость с учетом допущения о завершенности объекта на дату оценки.

30. Заказчик оценки либо залогодержатель вправе, по согласованию с оценщиком, включить в задание на оценку дополнительный объем исследований, предполагающий получение оценщиком дополнительных к упомянутым в настоящем стандарте результатам оценки расчетных величин, например, прогноз изменения стоимости объекта в будущем или размер затрат, необходимых при обращении взыскания на объект оценки. Расчетные величины и выводы по результатам дополнительных исследований включаются в отчет, но не рассматриваются как результат оценки в понимании требований «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)».

Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков (ФСО N 6)»

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 7 ноября 2011 года N 628

Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков (ФСО N 6)»

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 июля 2017 года на основании
приказа Минэкономразвития России от 6 декабря 2016 года N 786
____________________________________________________________________

В соответствии со статьями 20 и 21.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3813; 2006, N 31, ст.3456; 2011, N 1, ст.43; N 29, ст.4291)
приказываю:
Утвердить представленный Национальным советом по оценочной деятельности Федеральный стандарт оценки «Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков (ФСО N 6)».

Министр
Э.С.Набиуллина

Федеральный стандарт оценки «Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков (ФСО N 6)»

УТВЕРЖДЕН
приказом
Минэкономразвития России
от 7 ноября 2011 года N 628

I. Общие положения

2. Настоящий Федеральный стандарт оценки устанавливает требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков.

3. Настоящий Федеральный стандарт оценки является обязательным к применению аттестационной комиссией Национального совета по оценочной деятельности при определении уровня знаний при проведении единого квалификационного экзамена.

II. Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков

4. Эксперт должен обладать знаниями, уровень которых позволяет осуществить действия в целях:
а) проведения проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;
б) проведения проверки отчета об оценке в целях подтверждения стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете;
в) проведения проверки соблюдения оценщиком при составлении отчета об оценке требований законодательства Российской Федерации в различных областях в части, затрагивающей вопросы оценочной деятельности;
г) проведения проверки обоснованности применения оценщиком при проведении оценки указаний и рекомендаций, утвержденных (одобренных, согласованных) Национальным советом по оценочной деятельности;
д) проведения проверки соблюдения оценщиком при проведении оценки требований задания на оценку;
е) определения точности и однозначности описания и идентификации объекта оценки в отчете об оценке, а также указанных в отчете об оценке количественных и качественных характеристик, информации, существенной для определения стоимости объекта оценки и факторов, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки, используемых в расчетах его стоимости;
ж) проведения анализа наиболее эффективного использования;
з) проведения проверки соблюдения оценщиком требований, предъявляемых к:
составлению отчета об оценке;
содержанию отчета об оценке;
описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки;
описанию в отчете об оценке методологии оценки и расчетов;
составлению, содержанию отчета об определении кадастровой стоимости, к описанию в отчете об определении кадастровой стоимости информации, использованной при определении кадастровой стоимости.

5. Эксперт должен обладать знаниями, уровень которых позволяет сделать вывод об обоснованности выбранных оценщиком методов оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов к оценке, в том числе знаниями:
а) содержания сравнительного подхода, области его применения, методов оценки, применяемых в рамках сравнительного подхода, в том числе процедур, позволяющих на основе существенной для данных методов информации определить стоимость объекта оценки в рамках сравнительного подхода, и последовательности их применения;
б) требований, предъявляемых к объектам-аналогам и единицам сравнения;
в) содержания доходного подхода, области его применения, методов оценки, применяемых в рамках доходного подхода, в том числе процедур, позволяющих на основе существенной для данных методов информации определить стоимость объекта оценки в рамках доходного подхода, и последовательности их применения;
г) способов прогнозирования будущих доходов и расходов;
д) методов расчета ставки дисконтирования и коэффициента капитализации;
е) содержания затратного подхода, области его применения, методов оценки, применяемых в рамках затратного подхода, в том числе процедур, позволяющих на основе существенной для данных методов информации определить стоимость объекта оценки в рамках затратного подхода, и последовательности их применения;
ж) методов определения износа и устареваний;
з) требований к определению кадастровой стоимости, этапов ее определения и их содержания;
и) методов массовой оценки, используемых при определении кадастровой стоимости;
к) способов согласования результатов различных подходов и определения итоговой величины стоимости объекта оценки.
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт
Минэкономразвития России
www.economy.gov.ru (сканер-копия)
по состоянию на 11.11.2011

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *