Антимонопольный комплаенс

Антимонопольный комплаенс

Указом Президента РФ от 21 июля 2015 г. № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования» функции упраздненной ФСТ России переданы ФАС России. В частности, теперь антимонопольная служба устанавливает тарифы и осуществляет контроль по вопросам, связанным с определением и применением цен (тарифов) в электроэнергетике, газовой отрасли, сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов, в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, в сфере услуг общедоступной электрической и почтовой связи и т. п.
В целях реализации новых функций при ФАС России создан Методический совет по тарифному регулированию. Об этом сообщается на официальном сайте ведомства.
Новое структурное подразделение займется рассмотрением поручений Президиума коллегии ФАС России и коллегиального органа ФАС России по вопросам об определении (установлении) цен (тарифов) и их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций. Кроме того, совет будет рассматривать разработанные отраслевыми структурными подразделениями центрального аппарата ФАС России и ее территориальными органами проекты методических рекомендаций, а также предложения Советов руководителей территориальных органов ФАС России в федеральных округах по вопросам тарифного регулирования.
В числе задач совета также – подготовка предложений по выработке основных направлений государственной ценовой (тарифной) политики регулируемых отраслевых товарных рынков и предложений по повышению гибкости тарифной политики и дерегулированию тарифов с учетом условий развития конкуренции на регулируемых и сопряженных с ними товарных рынках.
Предполагается, что в целях реализации возложенных на Методический совет функций он сможет приглашать на свои заседания руководителей территориальных органов ФАС России, членов Общественно-консультативного совета и экспертных советов, созданных при ФАС России, а также представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, экспертов, представителей Советов руководителей регулируемых организаций, потребителей товаров (работ, услуг) регулируемых организаций, общественных объединений, предпринимательских союзов, научных организаций и иных заинтересованных лиц. Также совет будет взаимодействовать с предпринимательскими союзами, НКО, общественными объединениями и научными организациями. А в его составе будут сформированы рабочие группы по направлениям тарифного регулирования в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций.
«Таким образом, ФАС России намерена обеспечить взаимодействие между всеми заинтересованными лицами, продолжая при этом использовать принципы открытости, публичности, коллегиальности, баланса интересов потребителей, субъектов естественных монополий и общественно значимых интересов при реализации государственной политики в сфере государственного регулирования субъектов естественной монополии», – подчеркнул заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

Под действием антимонопольного законодательства находится любая компания, независимо от доли на рынке и сферы деятельности. Антимонопольные риски – это, как правило, высокие штрафные санкции, репутационные последствия, убытки для компании, а в случае с крупными картельными соглашениями – это основание для уголовной ответственности. Эти обстоятельства концентрируют внимание бизнеса на принятии мер по предупреждению и управлению антимонопольными рисками.

Источниками риска могут стать любые внешние коммуникации: с конкурентами, контрагентами, органами государственной власти. В список распространенных нарушений антимонопольного законодательства входят сговоры между участниками рынка, с госорганами, недобросовестная конкуренция, нарушения в сфере закупок.

ФАС России видит в антимонопольном комплаенсе инструмент для сокращения числа нарушений. Если компания более года применяет систему комплаенса, то уровень риска в отношении нее снижается, компания исключается из плана проверок ФАС России (риск-ориентированный подход). От внеплановых проверок комплаенс не освобождает, но при эффективной работе снижает вероятность их проведения.

Комплаенс учитывается на практике при привлечении к ответственности и влияет на размер штрафа, но не освободит от ответственности, если компания действует в разрез с принятыми ей правилами.

Владельцы бизнеса понимают, что стратегически эффективна та деятельность, которая ведется правовыми методами и способствует формированию репутации надежного контрагента. Это особенно актуально для крупных публичных компаний. Человеческий фактор и соблюдение сотрудниками законодательства – первое, с чем нужно работать, поскольку ответственность за их действия несет компания. Как правило, в нарушениях против конкуренции компания отвечает за сотрудника, даже если он действовал по собственной инициативе и без указаний руководства.

Комплаенс в состоянии если не полностью исключить, то свести к минимуму риск возникновения нештатных ситуаций. Также система может стать эффективным инструментом для выявления и предупреждения нарушений интересов компании со стороны третьих лиц.

Система задает высокие профессиональные стандарты, отвечающие за эффективность бизнеса. Это определяет ее центральную задачу – повышение компетенций сотрудников и выработка навыков своевременного принятия правильных решений, соответствующих степени риска.

В компаниях с действующей системой управления бизнес-рисками внедрение антимонопольного комплаенса не составит труда, поскольку используются те же инструменты. Алгоритм управления рисками состоит в простой последовательности: определение перечня рисков; определение причин рисков, источников возникновения, последствий; разработка мероприятий, соответствующих степени риска; контроль своевременности и эффективности реализации мероприятий.

Задача разработчиков системы комплаенса для конкретной компании – выявить точки возникновения рисков на разных этапах принятия бизнес-решений и выработать комплекс мер, которые будут понятны разным категориям работников, независимо от профиля их образования, и без усложнения бизнес-процессов обеспечат непрерывность управления рисками.

  • Право.ru

Уведомление

Начало сбора замечаний и предложений организаций и граждан в отношении перечня правовых актов управы района Капотня города Москвы осуществляется в период по август 2020 года

Управы района Капотня города Москвы

за 2019 год

I. Общие положения.

Согласно подпункту «е» пункта 2 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (далее – Национальный план), высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации необходимо до 01.03.2019 принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Соглашением о взаимодействии между Федеральной антимонопольной службой и Правительством Москвы от 24.12.2018 № 77-1110 Правительство Москвы обеспечивает создание системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) в органах исполнительной власти города Москвы, Федеральная антимонопольная служба – оказывает содействие в создании указанной системы.

В силу пунктов 2.9, 2.10 Положения о Межведомственной комиссии по вопросам контроля в финансово-бюджетной сфере и сфере закупок товаров, работ, услуг, утвержденного распоряжением Правительства Москвы от 04.06.2014 № 270-РП, к задачам данного коллегиального рабочего органа Правительства Москвы относятся:

— разработка рекомендаций по вопросам формирования карты рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, плана мероприятий («дорожной карты») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, ключевых показателей эффективности организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации;

— рассмотрение информации об эффективности организации и функционирования в органах исполнительной власти города Москвы системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации для подготовки доклада об организации органами исполнительной власти города Москвы системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

На основании пункта 4.3(1) Положения о Главном контрольном управлении города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 01.06.2012 № 252-ПП, Главное контрольное управление города Москвы (далее – Главконтроль) осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти города Москвы по созданию систем внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Приказами Главконтроля от 14.02.2019 №№ 8, 9 утверждены Методические рекомендации по созданию и организации органами исполнительной власти города Москвы системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее – Методические рекомендации), Типовое положение о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в органе исполнительной власти города Москвы.

Коллегиальным органом, осуществляющим оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса, определен Экспертный совет при Штабе по защите прав и законных интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности в городе Москве.

Приказом управы района Капотня города Москвы от 25.02.2019 № 8 утверждено Положение «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в управе района Капотня города Москвы».

Функции уполномоченного должностного лица, обеспечивающего непосредственную организацию и функционирование антимонопольного комплаенса в управе района Капотня города Москвы, возложены на заместителя главы управы по вопросам экономики, торговли и услуг Келейникова Андрея Андреевича.

Уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) управы района Капотня города Москвы совместно с юридическим отделом управы осуществлен комплекс мероприятий по выявлению рисков нарушения антимонопольного законодательства со стороны управы района Капотня города Москвы, а именно:

а) проведен анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности управы района Капотня города Москвы за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);

б) проведен анализ правовых актов управы района Капотня города Москвы;

в) проведен анализ проектов правовых актов управы района Капотня города Москвы;

г) на постоянной основе проводится мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства;

д) систематически проводится оценка эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 8.2 Методических рекомендаций коллегиальный орган утверждает доклад об антимонопольном комплаенсе в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно пунктам 8.3, 9.5 Методических рекомендаций доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:

1) о результатах проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;

2) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;

3) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;

4) о проведении ознакомления сотрудников органа исполнительной власти города Москвы с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий.

1. О результатах проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Информация о результатах проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства представлена в разделе II доклада в виде аналитической справки (пункт 4.2 Методических рекомендаций).

При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) управы района Капотня города Москвы проведена оценка таких рисков с учетом следующих показателей:

а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности управы района Капотня города Москвы;

б) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;

в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;

г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.

Выявленные риски нарушения антимонопольного законодательства распределены уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) по уровням согласно приложению 1 к Методическим рекомендациям, а также отражены в карте рисков нарушения антимонопольного законодательства (с описанием рисков, включающим оценку причин и условий возникновения рисков).

Карта рисков нарушения антимонопольного законодательства утверждена главой управы района Капотня города Москвы и размещена на официальном сайте органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок не позднее 01.04.2019.

2. Об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Мероприятия по внедрению антимонопольного комплаенса органами исполнительной власти реализуются с февраля 2019 года. Следовательно, утверждение плана мероприятий («дорожной карты») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства на отчетный период не представлялось возможным по следующим обстоятельствам:

а) необходимость комплексной оценки и анализа уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) всей деятельности управы района Капотня города Москвы на предмет возможных рисков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе, за периоды, предшествующие дате начала организации антимонопольного комплаенса;

б) необходимость организации процесса взаимодействия структурным подразделением (должностным лицом) с иными структурными подразделениями управы района Капотня города Москвы в целях установления фактов выявления антимонопольным органом нарушений антимонопольного законодательства в предшествующие годы;

в) необходимость установления причин и условий возникновения в деятельности управы района Капотня города Москвы рисков нарушения антимонопольного законодательства, а также выработки по результатам анализа таких причин комплекса мер, направленных на минимизацию и устранение указанных рисков.

Весь комплекс указанных мероприятий проведен управой района Капотня города Москвы в течение отчетного 2019 года. Согласно требованиям Методических рекомендаций проект плана мероприятий («дорожной карты») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства по итогам реализованных мер в 2019 году подготовлен не позднее 15.02.2020.

3. О достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.

Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса (далее – КПЭ) утверждены главой управы района Капотня города Москвы для управы района Капотня города Москвы в целом и для должностного лица).

КПЭ для управы района Капотня города Москвы в целом являются:

1) коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны управы района Капотня города Москвы (по сравнению с 2017 годом), который рассчитывается по формуле:

КСН =

КН 2017

, где

КН оп

КСН – коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны управы района Капотня города Москвы по сравнению с 2017 годом;

КН 2017 – количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны управы района Капотня города Москвы в 2017 году;

КН оп – количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны управы района Капотня города Москвы в отчетном периоде.

При этом при расчете данного коэффициента под нарушением антимонопольного законодательства со стороны управы района Капотня города Москвы понимаются:

— возбужденные антимонопольным органом в отношении управы района Капотня города Москвы антимонопольные дела;

— выданные антимонопольным органом управы района Капотня города Москвы предупреждения о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения;

— направленные антимонопольным органом управы района Капотня города Москвы предостережения о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Значение данного коэффициента по итогам 2019 года равняется 0:

КСН =

КН 2017

=

= 0

КН оп

Таким образом, учитывая, что в 2017 и в отчетном годах отсутствуют выявленные нарушения антимонопольного законодательства со стороны управы района Капотня города Москвы, значение данного коэффициента по итогам 2019 года характеризует деятельность органа как соответствующую требованиям антимонопольного законодательства.

2) доля проектов правовых актов управы района Капотня города Москвы, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, которая рассчитывается по формуле:

Д ппа =

К ппа

, где

К оп

Д ппа – доля проектов правовых актов управы района Капотня города Москвы, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;

К ппа – количество проектов правовых актов управы района Капотня города Москвы, в которых данным органом выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства (в отчетном периоде);

К оп – количество правовых актов управы района Капотня города Москвы, в которых антимонопольным органом выявлены нарушения антимонопольного законодательства (в отчетном периоде).

Значение данного показателя по итогам 2019 года равняется 0:

Д ппа =

К ппа

=

= 0

К оп

Таким образом, значение данного показателя свидетельствует об эффективном проведении уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) в 2019 году мероприятий по анализу проектов правовых актов управы района Капотня города Москвы на предмет выявления заложенных в них рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Кроме того, факт отсутствия проектов правовых актов, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, в сочетании с невыявлением антимонопольным органом в отчетном периоде правовых актов, содержащих нарушения антимонопольного законодательства, отражает высокую эффективность взаимодействия уполномоченного должностного лица с сотрудниками управы района Капотня города Москвы, принимающими участие в подготовке проектов правовых актов, по вопросам анализа и мониторинга практики применения антимонопольного законодательства в соответствующей сфере деятельности.

3) доля правовых актов управы района Капотня города Москвы, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, которая рассчитывается по формуле:

Д па =

К па

, где

К оп

Д па – доля правовых актов управы района Капотня города Москвы, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;

К па – количество правовых актов управы района Капотня города Москвы, в которых данным органом выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства (в отчетном периоде);

К оп – количество правовых актов управы района Капотня города Москвы, в которых антимонопольным органом выявлены нарушения антимонопольного законодательства (в отчетном периоде).

Значение данного показателя по итогам 2019 года равняется 0:

Д па =

К па

=

= 0

К оп

Таким образом, значение данного показателя свидетельствует об эффективном проведении уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) в 2019 году мероприятий по анализу правовых актов управы района Капотня города Москвы на предмет выявления заложенных в них рисков нарушения антимонопольного законодательства.

КПЭ для уполномоченного должностного лица является доля сотрудников управы района Капотня города Москвы, в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу, которая рассчитывается по формуле:

ДС о =

КС о

, где

КС общ

ДС о – доля сотрудников управы района Капотня города Москвы, в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;

КС о – количество сотрудников управы района Капотня города Москвы, в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;

КС общ – общее количество сотрудников управы района Капотня города Москвы, чьи трудовые (должностные) обязанности предусматривают выполнение функций, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства.

Значение данного показателя по итогам 2019 года равняется 1.

ДС о =

КС о

=

= 1

КС общ

Таким образом, в 2019 году в отношении всех сотрудников управы района Капотня города Москвы, чьи должностные обязанности предусматривают выполнение функций, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу, что свидетельствует об эффективной профилактике нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности управы района Капотня города Москвы в отчетном году.

4. О проведении ознакомления сотрудников органа исполнительной власти города Москвы с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий.

Все сотрудники управы района Капотня города Москвы ознакомлены с Положением о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в управе района Капотня города Москвы.

Главконтролем совместно с Федеральной антимонопольной службой и Управлением Федеральной антимонопольной службы по городу Москве проведены следующие обучающие мероприятия для сотрудников органов исполнительной власти города Москвы:

— 21.02.2019 – заседание Межведомственной комиссии по обеспечению взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении ими внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд города Москвы (рассмотрен вопрос создания системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства органами исполнительной власти города Москвы (антимонопольного копмлаенса);

— 27.03.2019 – семинар для сотрудников органов исполнительной власти города Москвы по вопросу внедрения антимонопольного комплаенса органами исполнительной власти города Москвы, на котором рассмотрены следующие вопросы:

— о системе антимонопольного комплаенса;

— анализ нарушений органами власти антимонопольного законодательства;

— организация системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства;

— разработка карты рисков, «дорожной карты» в рамках внедрения антимонопольного комплаенса;

— показатели эффективности организации антимонопольного комплаенса.

Кроме того, в период с 28.10.2019 по 30.10.2019 на базе Московского городского университета управления Правительства Москвы проведен курс повышения квалификации «Антимонопольный комплаенс». Рассмотрены два блока вопросов: организация антимонопольного комплаенса в субъекте Российской Федерации; практические аспекты контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. Обучение прошел представитель от управы района Капотня города Москвы – главный специалист отдела бухгалтерского учета, организации и проведения конкурсов и аукционов Рязанова Ольга Николаевна.

После успешного освоения образовательной программы и получения соответствующих удостоверений данное лицо провело обучающие мероприятия в отношении всех сотрудников управы района Капотня города, чьи должностные обязанности предусматривают выполнение функций, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, с фиксацией результата прохождения обучения каждым сотрудником (как правило, в форме выполнения тестовых заданий).

II. Информация о результатах проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства (аналитическая справка).

1. При проведении уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) управы района Капотня города Москвы анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности управы района Капотня города Москвы проведен сбор в структурных подразделениях управы района Капотня города Москвы сведений о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства и результатах рассмотрения материалов, содержащих информацию об указанных нарушениях.

За период 2017-2019 годов нарушения антимонопольного законодательства (предостережения, предупреждения, штрафы, жалобы, возбужденные антимонопольные дела) со стороны управы района Капотня города Москвы не выявлены.

2. При проведении уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) управы района Капотня города Москвы анализа правовых актов управы района Капотня реализованы следующие мероприятия:

а) не позднее мая 2019 года разработан и размещен на официальном сайте управы района Капотня города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» исчерпывающий перечень правовых актов управы района Капотня города Москвы (далее — перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;

б) не позднее мая 2019 года на официальном сайте управы района Капотня города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещено уведомление о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;

в) в период с мая по август 2019 года осуществлен сбор и анализ представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;

г) не позднее сентября 2019 года главой управы района Капотня города Москвы представлен сводный доклад с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в правовые акты управы района Капотня города Москвы.

За указанный период времени замечания и предложения организаций и граждан по перечню актов не поступали. В связи с отсутствием указанных замечаний и предложений решения управы района Капотня города Москвы о целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в правовые акты не принимались.

3. В связи с тем, что в управе района Капотня города Москвы отсутствуют предусмотренные Методическими рекомендациями проекты правовых актов, по которым необходимо осуществление сбора замечаний и предложений организаций и граждан, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» соответствующие документы за отчетный период не размещались.

4. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) управы района Капотня города Москвы реализованы следующие мероприятия:

а) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в структурных подразделениях управы района Капотня города Москвы;

б) по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом «а» настоящего пункта, сделаны следующие выводы об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в управе района Капотня города Москвы.

Антимонопольным органом в 2019 году в отношении управы района Капотня города Москвы не выявлено нарушений антимонопольного законодательства. Таким образом, своевременный и оперативный мониторинг правоприменительной практики позволил обеспечить соответствие деятельности управы района Капотня города Москвы требованиям антимонопольного законодательства.

Деятельность управы района Капотня города Москвы полностью соответствует правоприменительной практике антимонопольного органа.

III. Выводы по результатам проведенного анализа

При формировании карты рисков нарушения антимонопольного законодательства учтена специфика деятельности управы района Капотня города Москвы.

При этом выявление максимального количества рисков в деятельности отраслевых и территориальных органов исполнительной власти является важнейшей задачей каждого органа исполнительной власти, так как риск – это лишь вероятность наступления неблагоприятных последствий, и своевременное принятие мер по минимизации рисков обеспечит эффективное функционирование органа исполнительной власти, принятие актов и решений, согласующихся как с обязанностью реализации государственно-властных полномочий, так и с обеспечением общественных потребностей.

В целях снижения вероятности наступления и/или минимизации последствий рисков нарушения антимонопольного законодательства утвержден план мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в соответствии с разделом VI Методических рекомендаций, содержащей в разрезе каждого риска конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявленных рисков.

Глава управы района Капотня города Москвы П.О. Горбатов

DOI 10.22394/1818-4049-2019-86-1-51-59 УДК 346.544

Н. В. Медведева

Антимонопольный комплаенс в системе развития

конкуренции

Статья посвящена актуальным вопросам становления антимонопольного комплаенса в органах исполнительной власти в соответствии с требованиями законодательства о развитии конкуренции. Научная проблематика настоящего исследования обусловлена началом функционирования антимонопольного компла-енса как нового для отечественной практики инструмента управления. Обоснована значимость антимонопольного комплаенса как приоритетного направления в системе развития конкуренции, через его способность выступать в качестве способа предупреждения недопущения и ограничения конкуренции органами исполнительной власти. Определено, что антимонопольный комплаенс является современным инструментом управления комплаенс-рисками, превентивной мерой возникновения ситуаций комплаенс-рисков и механизмом их минимизации для целей предупреждения нарушений антимонопольного законодательства. Автор анализирует и сравнивает подходы к организации антимонопольного комплаенса в органах исполнительной власти, что обеспечит поиск лучшей практики с учетом результатов его функционирования

Ключевые слова: развитие конкуренции, нарушение требований антимонопольного законодательства, антимонопольный комплаенс, комплаенс-риски.

Введение. Актуальность темы настоящего исследования. Приоритетным направлением развития конкуренции на современном этапе выступает создание и организация системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти (антимонопольного комплаенса). Антимонопольный комплаенс позиционируется как способ предупреждения нарушений антимонопольного законодательства и развития конкуренции. Становление антимонопольного комплаенса в органах исполнительной власти обусловливает актуальность темы исследования.

Цель исследования заключается в определении места антимонопольного комплаенса в системе развития конкуренции.

Определены задачи исследования: динамика внедрения антимонопольно-

го комплаенса в практическую деятельность; правовая и методологическая формализация антимонопольного комплаенса; сравнительный анализ становления антимонопольного комплаенса в органах исполнительной власти.

Комплаенс известен как функция проверки на соответствие установленным правилам и нормам, как система контроля и управления рисками несоответствия, как система предупреждения от возможных нарушений и наступления неблагоприятных последствий в результате применения мер ответственности. Методология комплаенса выступает альтернативой росту регуляторных норм (меньше нарушений — меньше правил для их пресечения).

Внедрение института внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) имеет историю своего вопроса. Первоначаль-

Надежда Васильевна Медведева — канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления и служебного права, Дальневосточный институт управления — филиал РАНХиГС (680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 33). E-mail:. medvedeva08@istru

но идея обязательного комплаенса разрабатывалась для бизнеса1. Антимонопольный комплаенс позиционировался как система предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, которая предполагает выстраивание внутри организации определенной культуры поведения на рынке. Определяющим в антимонопольном комплаенсе выступает имманентно присущая ему прогностическая оценка негативных последствий принятия решений, он выполняет роль механизма легальной минимизации рисков. Вместе с тем законодательно закрепленный характер предпринимательской деятельности как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, может приоритизировать стремление к максимальной прибыли альтернативе неполного учета потенциальных рисков возможных нарушений антимонопольного законодательства. Санкции в результате применения мер ответственности представляют существенную угрозу для экономического благополучия, поэтому задача предупреждения возможных нарушений и минимизации рисков нарушения антимонопольного законодательства является приоритетной повесткой дня как бизнеса, так и регулятора. Зарубежный опыт показывает, что повысить привлекательность комплаенса могут нормы, направленные на снижение размера имущественной ответственности в случае выявления антимонопольного правонарушения . Данный подход имплементирован в российскую практику рассмотрения дел об антиконкурентных соглашениях. Понимание нерациональности императивного подхода к внедрению культуры комплаенса в сфере бизнеса, отсутствие в ряде случаев необходимости внедрения комплаенса, заменяется альтернативой самостоятельного формирования бизнесом проконкурентных практик.

Напротив, формализована обязан-

ность введения антимонопольного ком-плаенса в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Базировалось данное решение, в том числе на факте совершения почти половины нарушений антимонопольного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления. Определяющим фактором в совершении нарушений антимонопольного законодательства является ситуация, когда управляющее воздействие, направленное на решение одной проблемы, непреднамеренно создает другую проблему, проблему ограничения конкуренции. Правовая культура принятия государственных решений, как основополагающий элемент теории принятия решений, в условиях масштабных задач развития конкуренции должна преломляться через учет влияния на конкуренцию.

Актуализация подходов к созданию и внедрению системы антимонопольного комплаенса обусловлена методологически обоснованными принципами и методами государственной политики по развитию конкуренции, реализуемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»2.

К числу основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции относятся:

— ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за реализацию государственной политики по развитию конкуренции. Основополагающее значение данного принципа заключается в обеспечении целей укрепления национальной экономики, дальнейшего развития конкуренции и недопущения монополистической деятельности, состоящей в провозглашении активного содействия развития конкуренции в Российской Федерации приоритетным направлением

1 Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции (вместе с «Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 годы») : указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 // Собр. законодательства РФ. 2017. № 52

(часть I). Ст. 8111.

деятельности органов публичной власти всех уровней;

— внедрение риск-ориентированного подхода в деятельности органов государственного контроля (надзора). Методологическое преимущество риск-ориентированного подхода заключено в коррелирующих с ним основополагающих принципах осуществления деятельности федеральных органов исполнительной власти — запретах, направленных на недопущение, устранение конкуренции.

В числе ключевых показателей, на достижение которых направлены мероприятия Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 гг., утвержденного Указом Президента РФ № 618, предусмотрено снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее, чем в 2 раза по сравнению с 2017 г. Для достижения цели по снижению количества нарушений антимонопольного законодательства Правительству Российской Федерации и высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации были поставлены задачи в срок до 1 марта 2019 г. принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответственно (далее -органы власти).

Системой внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства выступает организация внутреннего контроля за соответствием деятельности органа власти требованиям антимонопольного законодательства, основанная на риск-ориентированном подходе.

Соответствие установленным правилам и нормам (стандартам) (комплаенс) является направлением профессиональной деятельности за рубежом и лучшей практикой для имплементации в российскую практику антимонопольного регу-лирования3.

Надлежащей формой создания и организации системы антимонопольного компленса является ее правовая форма, что получило закрепление в задаче по обеспечению Правительством Российской Федерации до 1 января 2019 г. внесение в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, предусматривающих в том числе правовое регулирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Поставленная задача решена в части методологического обоснования антимонопольного комплаенса — распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 г. № 2258-р4 утверждены методические рекомендации по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее — методические рекомендации по созданию и организации антимонопольного комплаенса; методические рекомендации).

Проект методических рекомендаций по организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) был разработан Федеральной антимонопольной службой России для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Утверждены методические рекомендации по созданию и организации системы внутреннего

3 Антимонопольный комплаенс: текущая практика и перспективы развития : аналитический доклад Управления по конкурентной политике Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. 2015. С. 18. URL: // http://acgov.ru/files/pubUcation/a/7838.pdj4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства : распоряжение Правительства РФ от 18 октября 2018 г. № 2258-р // Собр. законодательства РФ. 2018. № 44. Ст. 6777.

обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в деятельности федеральных органов исполнительной власти (далее — орган власти). Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано при создании и организации антимонопольного комплаенса руководствоваться указанными методическими рекомендациями.

Методические рекомендации разработаны в целях формирования единого подхода к созданию и организации органами власти антимонопольного компла-енса. Анализ структуры и содержания методических рекомендаций позволяет рассматривать их как стандарт антимонопольного комплаенса (далее — стандарт антимонольного комплаенса).

Стандарт антимонопольного комплаен-са представляет собой минимальный набор требований, реализация которых будет содействовать снижению количества нарушений антимонопольного законодательства при осуществлении деятельности органами власти. Этот документ закрепляет комплекс мер, направленных на внедрение превентивных мер и создание системы оперативного реагирования на ситуации рисков нарушений антимонопольного законодательства.

Стандарт антимонопольного компла-енса определяет необходимые элементы системы антимонопольного комплаенса:

— принятие акта об антимонопольном комплаенсе;

— определение уполномоченного подразделения (назначение должностного лица), ответственного за функционирование антимонопольного комплаенса, образование коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;

— порядок выявления, оценки и снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков);

— порядок осуществления контроля за функционированием антимонопольного комплаенса;

— установление ключевых показателей и порядок оценки эффективности функционирования антимонопольного ком-плаенса;

— подготовка доклада об антимонопольном комплаенсе.

Системообразующим элементом антимонопольного комплаенса является локальный нормативный акт органа власти об антимонопольном комплаен-се, устанавливающий организационно-функциональную структуру системы антимонопольного комплаенса. Стандартом антимонопольного комплаенса разграничена компетенция руководителя органа власти, уполномоченного подразделения (должностного лица), коллегиального органа в функционировании антимонопольного комплаенса. Определена необходимость ознакомления служащих органа власти с актом об организации антимонопольного комплаенса и обязательность его размещения на официальном сайте органа власти.

В стандарт антимонопольного компла-енса имплементирован метод создания эффективной системы антимонопольного комплаенса, основанный на оценке рисков (метод комплаенс-рисков). Метод комплаенс-рисков определяет функциональное содержание антимонопольного комплаенса и включает в себя ряд последовательных этапов, которые коррелируют с задачами и принципами антимонопольного комплаенса в части выявления и управления рисками нарушения антимонопольного законодательства, оценки рисков и разработки мероприятий по их снижению.

Функция уполномоченного подразделения (должностного лица) органа власти по применению метода комплаенс-рисков заключается в выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства, учете обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определении вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Стандартом антимонопольного ком-плаенса определены и детализированы проводимые на регулярной основе процедуры и действия по выявлению комплаенс-рисков, в том числе: анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности органа власти, анализ нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых органа власти, мониторинг

и анализ правоприменения антимонопольного законодательства, оценка эффективности мероприятий по снижению комплаенс-рисков.

Выявленные комплаенс-риски распределяются по рекомендуемым уровням рисков, отражаются в карте комплаенс-рисков в порядке убывания уровня риска и подлежат оценке путем их идентификации, анализа и сравнительной оценки и описанию с включением оценки причин и условий их возникновения.

Обязательным этапом применения метода комплаенс-рисков выступает ежегодная разработка плана мероприятий по их снижению, включающего перечень мероприятий, необходимых для устранения выявленных рисков с описанием действий, направленных на исполнение мероприятий, последовательность и сроки их исполнения, лиц, ответственных за исполнение мероприятий, иные сведения и подлежащего последующему мониторингу. Мероприятия по снижению комплаенс-рисков рассматриваются в качестве мер, необходимых для устранения причин и условий недопущения, ограничения и устранения конкуренции.

Систематичность проведения оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса обеспечивается установлением и оценкой достижения ключевых показателей, которые определяются для уполномоченного подразделения (должностного лица) и органа власти в целом.

Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса разработана федеральным антимонопольным органом.5 Ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса (далее — КПЭ) для органа власти в целом соответствуют процедурам и действиям по выявлению комплаенс-рисков, в том числе: коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органа власти, доля нормативных правовых актов и доля проектов

нормативных правовых актов органа власти, в которых выявлены комплаенс-риски. Для уполномоченного подразделения (должностного лица) КПЭ рассчитывается в виде доли сотрудников органа власти, в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу. Оценка значений КПЭ основана на их взаимосвязи с соответствующими показателями и мероприятиями Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 гг. и методических рекомендации по созданию и организации антимонопольного комплаенса, что обеспечивает понимание об эффективности функционирования антимонопольного комплаенса.

Завершающим этапом годового цикла функционирования антимонопольного комплаенса является подготовка доклада об антимонопольном комплаенсе, который содержит информацию о результатах оценки комплаенс-рисков, об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков и о достижении КПЭ. Информация о мерах по организации и функционированию антимонопольного комплаенса в органах власти, содержащаяся в докладах об антимонопольном комплаенсе, направляется в федеральный антимонопольный орган и подлежит включению в доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации.

Анализ практики организации антимонопольного комплаенса в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации позволяет выявить как следование общим методологическим подходам к внедрению системы антимонопольного комплаенса, так и отличительные особенности, обусловленные, в первую очередь, характером деятельности органов власти. Последнее в сравнительной оценке способствует выявлению лучшей практики в освоении антимонопольного комплаенса как нового инструмента развития конкуренции.

5 Об утверждении методики расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса : приказ Федеральной антимопольной службы от 5 февраля 2019 г. № 133/19 // https://fas.gov.ru/ documents/133-19

Так, функции уполномоченного подразделения, ответственного за функционирование антимонопольного комплаенса, возлагаются на структурное подразделение (структурные подразделения) федерального органа исполнительной власти (ФАС России — правовое управление, управление государственной службы, контрольно-финансовое управление6; ФНС России -управление контроля налоговых органов, управление кадров, структурные подразделения центрального аппарата в рамках установленной компетенции7; Минприроды России — отдел внутреннего финансового аудита8; Минстрой России — административно- кадровый департамент9; др.). Аналогичная ситуация в органах исполнительной власти субъектов (Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края — юридическая служба10; Министерство социальной защиты населения Хабаровского края — отдел правового обеспечения управления правовой, кадровой и организационной работы11; Министерство промышленности, торгов-

ли и развития предпринимательства Новосибирской области — управление экономики и финансов, отдел организационной и кадровой работы12). Должностное лицо, осуществляющее деятельность по организации и обеспечению функционирования антимонопольного комплаенса назначено в Государственной жилищной инспекции города Москвы — заместитель начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы13. Уполномоченными должностными лицами по организации и функционированию антимонопольного комплаенса назначены в Министерстве здравоохранения Камчатского края — референт отдела организационно-кадровой работы и наград, консультант отдела экономики здравоохранения, обязательного медицинского обеспечения, главный специалист-эксперт отдела по развитию здравоохранения и государственных за-купок14.

Функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности функционирования антимонопольного

6 О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в ФАС России (антимонопольном комплаенсе) : приказ ФАС России от 27 ноября 2018 г. № 1646/18 // https://fas.gov.ru/documents/670479

7 Об утверждении Положения, об организации в Федеральной налоговой службе и ее территориальных органах системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства : приказ ФНС России от 29 января 2019 г. № ММВ-7-16/33@// https://www. nalog.ru/rn77/about_fts/docs/8356646/

8 Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации : приказ Минприроды России от 30 ноября 2018 г. № 626// http://www.mnr.gov.ru/#search

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации : приказ Минстроя России от 11 декабря 2018 г. № 802/пр // http:// www.minstroyrf.ru/docs/17832/

10 Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в министерстве промышленности и транспорта Хабаровского края : приказ министерства промышленности и транспорта Хабаровского края от 25 февраля 2019 № 09 // https://minpt.khabkrai.u/Deyctelnost/Antimonopolnij-komplaen£/1179?version=normal

11 Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) в министерстве социальной защиты населения Хабаровского края : приказ министерства промышленности и транспорта Хабаровского края от 31 января 2019 г. № 11-п // https://mszn27.ru/node/52103

12 Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в министерстве промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области : приказ министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области от 28 января 2019 г. № 29 // http://mmrpp.nso.ru/page/2832

13 Об утверждении положения о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Государственной жилищной инспекции города Москвы : приказ Государственной жилищной инспекции города Москвы от 22 февраля 2019 г. № 20 // https://www.mos.ru/mgi/documents/normativnye-pravovye-akty/view/223759220/

14 О назначении уполномоченных должностных лиц : приказ Министерства здравоохранения Камчатского края от 22 февраля 2019 г. № 111/1 // https://minzdrctv.kamgov.ru/antimonopolnyj-komplaens

комплаенса, возложены, как правило, на общественные советы при органах власти.

В целях формирования единого подхода и обеспечения мер, направленных на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в Хабаровском крае утверждено Положение о создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти Хабаровского края (далее — Положение об антимонопольном комплаенсе)15, согласно которому органы исполнительной власти Хабаровского края должны принять правовые акты об антимонопольном комплаенсе. Уточнены сроки и определены документы, составляемые на основе анализа комплаенс-рисков. Определены перечень и методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования в органе исполнительной власти Хабаровского края антимонопольного комплаенса. В указанный перечень включены четыре КПЭ, в разрезе каждого установлены варианты кратности наличия (например, нет; 1; более 1 и т.п.) и соответствующие им баллы (от 0 до 35). Расчет значения итогового показателя производится путем суммирования баллов, по которому определя-

ется степень эффективности (высокая, средняя, низкая эффективность и значение — неэффективно). Существенным образом детализирована матрица рисков, помимо категории уровня риска и его описания, в Положении об антимонопольном комплаенсе по каждому уровню риска предусмотрены функции и полномочия, при реализации которых возможен комплаенс-риск соответствующего уровня и указаны возможные риски нарушения антимонопольного законодательства, перечень которых не является исчерпывающим.

Иной вариант организации антимонопольного комплаенса выявлен в других субъектах Российской Федерации. Изданы акты о создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти в Новосибирской области16, Пензенской области17, Омской области18. В соответствии с данными актами должны быть приняты акты об антимонопольном комплаенсе органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, закреплена обязанность представления ежегодного доклада об антимонопольном комплаенсе. Порядок организации и функционирования антимонопольного комплаенса, КПЭ устанавливаются указанными органами власти самостоятельно.

Так, актом об антимонопольном комплаенсе в министерстве здравоохране-

15 О создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти Хабаровского края : распоряжение Губернатора Хабаровского края от 22 февраля 2019 г. № 55-р // http:// cLvforumkhabkrai.ru/ListDoc.aspx?C=2

16 О создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности областных исполнительной органов государственной власти Новосибирской области : распоряжение Губернатора Новосибирской области от 26 декабря 2018 г. № 268-р // http://minrpp.nso.ru/page/2832

17 О создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности исполнительной органов государственной власти Пензенской области : распоряжение Правительства Пензенской области от 12 февраля 2019 г. № 58-рП // Официальный сайт Правительства Пензенской области http://www.pnzreg. ru, 18.02.2019

18 О мерах, направленных на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти Омской области : распоряжение Губернатора Омской области от 17 января 2019 г. № 1-р // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.01.2019

ния Рязанской области19 определено, что ключевые показатели устанавливаются на основании методики расчета КПЭ функционирования антимонопольного комплаенса, разработанной федеральным антимонопольным органом.

Имеются отличия в подходах к разработке мероприятий по снижению комплаенс-рисков. В органах исполнительной власти Хабаровского края планы мероприятий («дорожные карты») разрабатываются по итогам выявления и оценки комплаенс-рисков20. В министерстве промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области план мероприятий по снижению комплаенс-рисков разрабатывается в разрезе полномочий, реализация которых связана с рисками нарушения антимонопольного законодательства (ситуации риска). При этом, в разрезе каждой ситуации риска определены действия (мероприятия), направленные на минимизацию и недопущение комплаенс-рисков, срок исполнения действия (мероприятия) — в течение года и ответственное структурное подразделение.

Особенности, выявленные в ходе сравнительного анализа организации антимонопольного комплаенса в органах власти, обусловлены, прежде всего, организационной структурой и характером деятельности органов власти, а также разнообразием ситуаций комплаенс-рисков и собственно пониманием эффективности функционирования антимонопольного комплаенса. На этапе внедрения элементов антимонопольного комплаенса возможны риски организационного характера, в том числе формального подхода к организации и функционированию ан-

тимонопольного комплаенса. Практика функционирования антимонопольного комплаенса будет способствовать наращиванию результатов для поиска лучшей практики.

Заключение. Определено, что антимонопольный комплаенс является современным инструментом управления комплаенс-рисками, превентивной мерой возникновения ситуаций комплаенс-рисков и механизмом их легальной минимизации. Обосновано, что посредством функционирования антимонопольного комплаенса обеспечивается снижение нарушений требований антимонопольного законодательства и развитие конкуренции. Сравнительный анализ становления антимонопольного комплаенса в органах исполнительной власти выявил отличия в подходах к организации антимонопольного комплаенса, что обеспечит поиск лучшей практики с учетом результатов функционирования антимонопольного комплаенса.

Список литературы:

3. Иванов Э. А. Антикоррупционный комплаенс-контроль в странах БРИКС: монография. М.: Юриспруденция, 2015. 136 с.

Reference to the article

19 Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) в министерстве здравоохранения Рязанской области : приказ Министерства здравоохранения Рязанской области от 5 февраля 2019 г. № 200 // https://minzdrav.ryazangov.ru/documents/acts/normativno-pravovye-dokumenty-ministerstva/?PAGEN_1=2

20 Распоряжение Губернатора Хабаровского края от 22 февраля 2019 г. № 55-р // http://dvforum. khabkrai.ru/ListDocaspx?C=2

Antimonopoly complains in the system of development

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of competition

2. Belitskaya A. V., Vaipan V. A., Cities

Reference to the article —

Закон, определяющий параметры для введения компаниями систем антимонопольного комплаенса, вступил в силу 12 марта 2020 года. За исключе��ием ряда технических правок, он в значительной мере воспроизводит положения законопроекта, о котором мы сообщали ранее, а именно:

Внедрение антимонопольного комплаенса не носит обязательного характера.

Внутренние документы компании (группы), регламентирующие систему антимонопольного комплаенса, должны включать в себя следующие положения:

  • требования к проведению оценки антимонопольных рисков;
  • меры, направленные на снижение антимонопольных рисков;
  • меры по контролю за функционированием самой системы комплаенса;
  • порядок ознакомления работников с системой комплаенса;
  • сведения об ответственном лице.

Допускается внесение в указанные документы дополнительных положений, помимо перечисленных выше.

Компании вправе обратиться в ФАС России для подтверждения соответствия законодательству принятых ими внутренних документов по антимонопольному комплаенсу.

ФАС России предполагает, что организация антимонопольного комплаенса будет способствовать предупреждению нарушений. При этом закон не регулирует вопросы смягчения/исключения ответственности в случае выявления нарушений со стороны лиц, внедривших согласованную систему комплаенса.

Хотя внедрение антимонопольного комплаенса не является обязательным и само по себе не гарантирует смягчение ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, по нашему мнению, принятие документов, регулирующих антимонопольный комплаенс, и подтверждение их соответствия законодательству со стороны ФАС России заслуживает внимания. Наличие в компании согласованной системы антимонопольного комплаенса в определенных случаях может стать аргументом в пользу лица, попавшего в поле зрения антимонопольных органов. Кроме того, компании смогут ссылаться на наличие такой системы в отношениях с контрагентами и работниками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *