Как создать кружок в школе

Как создать кружок в школе

18.08.2018 Занимательная робототехника 1

Руководитель направления Фоксфорд.Робототехника Артем Боровой рассказал, как открыть кружок в школе, почему робототехника популярна и как она поможет детям выбрать профессию.

В какой момент, на ваш взгляд, робототехника начала интересовать детей и появились такие кружки?

Образовательная робототехника в России берет свое начало из советских кружков юного инженера, которые были практически в каждом доме или дворце пионеров. После развала Союза, к сожалению, большая часть этой системы была утеряна, и робототехнические кружки стали возрождаться только в начале 2000–х годов, когда появились готовые наборы для занятий робототехникой. В первую очередь, конечно, это наборы от компании LEGO Education.

Сейчас государство перестраивается на программу «Цифровая экономика», что повлияет на тренды в образовании на ближайшие 10 лет. Важное место в реализации этой программы занимает цифровизация образования. Это необходимо, чтобы дети уже в школе соприкасались с технологиями и во взрослой жизни легче в них ориентировались.

Что робототехника дает ребенку?

Робототехника — метапредметная дисциплина, которая сочетает физику, математику, технологию и информатику. Поэтому она так популярна и интересна школьникам и учителям. В целом видно, что кружки по робототехнике переживают бум (согласно исследованию Национальной ассоциации участников рынка робототехники, число кружков робототехники растет на 25% ежегодно). В рамках государственной программы «Цифровая экономика» Министерство просвещения планирует включить робототехнику в школьную программу, и уже сейчас в некоторых школах робототехника внедряется в уроки технологии.

Кроме того, Сколково и Агентство стратегических инициатив подготовили «Атлас новых профессий» — прогноз, какие профессии появятся в ближайшие 15–20 лет. Большинство из них так или иначе связаны с технологиями. Профессии изменяются программно и аппаратно. Уже сейчас сборочные линии на производствах почти целиком состоят из роботов, и эта «роботизация» будет распространяться на другие отрасли. Базу знаний для такой работы нужно готовить уже сейчас.

Робототехника скорее подойдет детям с математическим складом ума?

Нельзя делить людей на «гуманитариев» и «технарей». Если мы даже возьмемся так мыслить, то мы не сможем отнести робототехнику только к одному типу. Если рассматривать робототехнику широко, то мы найдем много применений в разных областях. Кроме создания различных роботизированных устройств это и создание нейросетей, и настройка искусственного интеллекта. Например, предиктивный ввод слов на телефоне: когда вы набираете сообщение, смартфон подсказывает вам слова. Такая разработка связана и с технологиями, и с лингвистикой. Все это робототехника.

В школах к инновациям относятся с опасением. Как вам удается убедить учителей, что робототехника нужна школьникам?

Сколь консервативными бы ни были учителя, они не могут отрицать технологический прогресс. Процесс автоматизации идет уже давно, начиная от станков на заводе и заканчивая мобильными телефонами. Робототехника помогает адаптироваться к цифровой среде, больше узнать о технологиях и попробовать себя в профессиях будущего уже в школе.

Технологии уже сейчас помогают и учителям. Например, возьмём электронные дневники. Как это происходит? Программа выстраивает «дерево знаний», затем она отслеживает прогресс в зависимости от успехов ученика. Система понимает, какие темы школьной программы школьник знает хуже. После этого учитель смотрит на результат и выстраивает план работы с ребенком.

В прошлом году вы начали помогать учителям открывать кружки по робототехнике. Как появилась такая идея?

Прошлым летом мы провели курс повышения квалификации, где рассказали, как учить детей схемотехнике и робототехнике. На курсе прошли обучение более 500 учителей со всей России. После мы предложили им открыть в своей школе кружок робототехники.

Мы понимаем, что, с одной стороны, система технического творчества детей в плачевном состоянии: всего 5% детей занимаются в научно-технических кружках, согласно мониторингу дополнительного образования Высшей школы экономики. С другой стороны, сейчас в рамках реализации программы «Цифровая экономика» востребованность таких программ станет возрастать и процент будет увеличиваться. Кроме того, мы видим, что спрос со стороны родителей начинает смещаться с «классических» спортивных и художественных секций, поэтому в последние несколько лет расширяют присутствие имеющиеся и появляются новые сети робототехнических секций.

Как строится программа обучения?

Наша базовая программа рассчитана на 2 года. В первый год даются основные знания: дети знакомятся с электроникой, схемотехникой, занимаются сборкой простых роботов и программированием микроконтроллеров. На второй год школьники начинают проектировать «умных» роботов, после чего могут выбрать два направления: развиваться в соревновательной робототехнике или, условно, в сторону устройств «умного дома». Далее в кружке выстраивается более индивидуальная программа обучения, с которой мы также готовы помочь.

Со скольки лет детям лучше заниматься робототехникой?

Мы рекомендуем с 5-го класса. Это оптимальный возраст: уже есть определенные знания по математике, проще понимать связи с физикой и другими дисциплинами, да и дети уже более «приучены» к учебе. Но в наших кружках занимались и ребята начиная с 3 класса.

Как проходят занятия?

Обычно занятие в кружке строится по классической фронтальной схеме: сначала преподаватель объясняет теорию, после чего в группах дети занимаются практикой. В нашем случае мы предлагаем формат «перевернутого класса»: школьники самостоятельно изучают дома теорию на онлайн-вебинаре с нашим преподавателем-методистом, закрепляя полученные знания с помощью интерактивных заданий, а в классе с учителем-тьютором занимаются практикой.

Наш подход основан не на сборке уже готовых роботов, а на изучении метапредметных навыков и последовательного перехода от схемотехники к конструированию простых роботов, от логических микросхем — к программированию микроконтроллеров. Это помогает детям легче понимать и устранять ошибки в созданных моделях на последующих этапах обучения.

Как быть со знанием физики? Вы говорили, что робототехника — метапредметная дисциплина.

Все необходимые знания даются на уроке. Например, преподаватель в игровой форме объясняет параллельное соединение резисторов, оперируя понятными аналогиями с водой и кранами. Благодаря таким знаниям ученикам легче освоить дальнейшую школьную программу.

Если учитель решил открыть кружок по робототехнике в своей школе, что он должен сделать? Как решается вопрос с финансированием?

Чаще всего схема открытия кружка устроена так: школа закупает наборы, учитель проходит курс повышения квалификации или тренинг по работе с этими наборами от производителя или какого-либо учебного центра. После преподаватель проектирует программу и план занятий. В первые год-два обычно корректируется программа.

Или учитель может обратиться к нам. Мы помогаем открыть кружок «под ключ» по нашей проверенной методике: предоставляем полный набор методических материалов (рабочую программу, технологические карты уроков, которые подробно объясняют, что и как должен делать учитель на занятии, презентации и дидактические материалы), добавляем онлайн-компоненту на нашей платформе для школьников и преподавателей, высылаем набор необходимого оборудования и материалов. Мы не предлагаем готовые конструкторы, наши наборы состоят из электронных компонентов, макетных плат, микроконтроллеров и датчиков — школа может самостоятельно докупить все необходимое. После открытия кружка мы помогаем собрать группы учеников.

За прошедший учебный год мы запустили в пилотном формате кружки в школах и центрах допобразования в нескольких регионах: Москва, Московская область, Новосибирск, Республика Башкортостан, Республика Татарстан и Архангельская область.

Школа может запустить кружок в формате платных услуг или на бесплатной основе. В первом случае кружок поможет наполнить школьный внебюджетный фонд. При стоимости посещения для школьников от 2500 до 3500 рублей в месяц он окупится за 6–8 месяцев и дальше начнет приносить прибыль. Во втором случае школы обычно тратят целевые или спонсорские средства для запуска секции робототехники.

Теги: Артем Боровой, робототехника, робототехника в школе* В расчетах используются средние данные по России

Зарабатывать на творчестве непросто, и музыкальное искусство не исключение. Однако это касается в первую очередь самих исполнителей и их продюсеров, но никак не тех людей, которые предлагают им помощь в решении каких-либо вспомогательных вопросов. К таким вопросам можно отнести и запись готового материала и его последующее сведение. Студия звукозаписи не зависит от какой-то определённой музыкальной группы и предлагает свои услуги всем нуждающимся. В связи с этим организация своего собственного бизнеса на записи музыкального материала становится фактически беспроигрышным вариантом, потому что творить и стараться выйти на сцену люди будут всегда. Но это только с одной стороны.

С другой – новая студия звукозаписи непременно столкнётся с конкурентами, которые уже не один год существуют на рынке. И порою даже качественное исполнение своих обязанностей может не привести к успеху. Ситуация в России такова, что начинающие музыканты вынуждены экономить практически на всём, и запись своего материала – не исключение. Конечно, немал процент и тех, кто хочет в итоге получить качественный продукт, но для многих определяющим фактором является цена. И в связи с этим в любом крупном городе имеется не одна и даже не две студии звукозаписи. Причём найти можно предприятие любого уровня – от расположенного в частной квартире в простой многоэтажке до большой студии в центре города с современным оборудованием. Последнее – всё же прерогатива мегаполисов, потому что только там записываются именитые «звёзды».

Однако выйти на этот рынок можно, главное – грамотные маркетинговые ходы. Реклама может спасти даже самое гиблое начинание, если она правильно реализуется. Активно себя рекламировать студии звукозаписи не приходится; ATL-приёмы не для неё. Ведь любая студия изначально определяется с форматом и жанром, в котором она преимущественно будет работать, после чего начинает «продвигать» себя в «тематических тусовках». Оставляются контакты в соответствующих заведениях (клубы, кафе, бары), зачастую владельцы студии сами вращаются среди потенциальных клиентов своего предприятия, более того, идея звукозаписи и приходит им в голову после нескольких разговоров со знакомыми музыкантами, которые жалуются на высокие цены и неприемлемое звучание примитивных студий.

Новичок вряд ли сможет перетянуть к себе (во всяком случае, на первых порах) музыкантов, которые пишутся у своих знакомых или в уже известных студиях. Но вот все новые, только образовавшиеся коллективы уже становятся целевой аудиторией, заинтересованной в услуге. Именно на них нужно делать акцент. Как показывает практика, действительно заниматься студией, которая пишет всё и для всех, нерентабельно, на выходе качество записи страдает во всех жанрах. Это связано и с работниками, и с оборудованием. Универсальная студия – это та, что имеет множество отделений и большой штат сотрудников, то есть представляет собой несколько студий в одной. У начинающего предпринимателя вряд ли имеется сразу столько средств, чтобы открыть крупный звукозаписывающий центр. Поэтому и ему стоит определиться с форматом, жанром и даже стать завсегдатаем тематических тусовок. Про рекламу на сайтах, в соответствующих порталах и просто в заведениях (например, в магазине музыкальных инструментов) забывать тоже не стоит, но «свой человек» гораздо быстрее наберёт клиентуру.

Студия звукозаписи – несколько необычный бизнес. Несмотря на то, что содержание студии требует наличие специфических знаний и сотрудников с определёнными умениями, недостатка в таких компаниях не испытывает ни один относительно крупный город. Всё-таки люди обучаются этому ремеслу, находят работников и обустраивают помещение. Кажется, что студия звукозаписи является простым видом бизнеса с пассивным доходом; и отчасти это так. Но так рассуждает и слишком большое количество людей, и бизнесмен в таком деле должен заниматься в первую очередь поддержанием своей конкурентоспособности. Если он сам в студии не работает, ему нужно вплотную заняться маркетинговой кампанией для своего дела, которая не будет прекращаться никогда.

Регистрация субъекта предпринимательской деятельности проходит в местном налоговом органе, и от бизнесмена потребуется порядка 20 тысяч рублей и до месяца времени. Сама пошлина гораздо дешевле, но желательно иметь резервные средства на непредвиденные расходы. Проще всего зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, потому что в этом случае не придётся писать устав, выделять уставный капитал, да и впоследствии будет гораздо проще проводить отчётность. Если же бизнесом планирует заниматься несколько человек, то лучше оформить общество с ограниченной ответственностью (ООО); в обоих случаях останется возможность пользоваться упрощённой системой налогообложения (УСН) и платить либо 6% (от дохода), либо 15% (от операционной прибыли). Код деятельности — (ОКПД 2) 59.20 Услуги звукозаписи и услуги по изданию музыкальных произведений. Если планируется работа только звукозаписывающей студии, то дополнительные кодировки не потребуются.

Важный момент – выбор помещения. Месторасположение может быть практически любым, хоть и оптимально располагаться где-нибудь в центральных районах города. Главное, чтобы не на окраине, потому что в этом случае не все решатся ехать в далёкие кварталы. Помещение можно выкупить, но это будет очень дорого или же взять в аренду. Некоторые начинающие студии начинают свою работу буквально в квартире или доме её основателя. И это тоже может быть выгодно, потому что не придётся тратиться на съём помещения и уж тем более на его выкуп, а начинающие музыканты не брезгуют посещаться частный сектор для записи своих композиций. Но в своей квартире в таком случае придётся сделать ремонт, который лишит её владельца как минимум одной комнаты (то есть, в однокомнатной квартире разместить студию не получится), которая будет сильно переделана. Ведь между операторской и комнатой для записи должно находиться окно, через которое звукорежиссёр должен жестами общаться с музыкантами. Отсутствие такого окна сильно усложнит процесс коммуникации. По всей квартире придётся протянуть провода и наладить проводку, возможно, поставить дополнительные предохранители. Аппаратуры будет много, и вся она должна работать одновременно, не каждая электрическая сеть в простой квартире выдержит такое напряжение.

Отдельно заказывается изоляция. Чтобы не мешать жильцам соседних квартир, звукоизоляция должна покрывать стены, потолок и пол. Размер комнаты для записи начинается от 20 м2 и при высоте потолков в 2,5 метра стоимость звукоизоляционных работ составит почти 130 тысяч рублей (10 тысяч – пол, 40 тысяч – потолок, 80 тысяч – стены). Работы проводятся профессионалами (лучше самостоятельно за них не приниматься, если нет соответствующего опыта), и нужно учитывать, что цена может значительно изменяться в зависимости от исходных параметров помещения. Ведь некоторые квартиры изначально имеют шумоподавление и звуковую изоляцию лучше, чем в других. Теоретически, находясь в нежилом и вообще необитаемом здании вдали от жилых построек, можно и вовсе не заниматься звукоизоляцией, но в этом случае у стражей правопорядка будет повод оштрафовать предпринимателя, даже если он никому по факту не мешает.

Ремонт примерно одинаково обойдётся и для коммерческого помещения, и для жилого, всё зависит от фактического расположения ближайших квартир или офисов, и нужно учитывать, что перепланировка помещения должны быть зарегистрирована в соответствующих инстанциях. В случае с заменой проводки вообще может возникнуть немало проблем, связанных не только с технической реализацией, но и с бюрократической волокитой. Да и арендодатель не всегда согласится на такие кардинальные изменения своей собственности. Поэтому не исключено, что придётся потратить немало времени на поиск подходящего помещения. Также, в некоторых звукозаписывающих студиях помимо каморки звукооператора и комнаты для записи имеется комната отдыха и размещения аппаратуры (отдельно). Да и сама комната записи может быть больше, чем 20 м2, если планируется работать с коллективами, состоящими из большого количества человек.

Следующий важный момент – закупка оборудования. Профессиональная звукозаписывающая студия должна располагать всеми возможными устройствами не только для непосредственной записи, но и для сведения, аранжировки, минусовки и даже игры на инструментах. Не обязательно закупать музыкальные инструменты, но вот в большинстве случаев будет нужна ударная установка, потому что сам ударник свою привезти вряд ли сможет. Некоторые коллективы предпочитают всё же студии, в которых есть свои инструменты. Ударная установка стоит от 30 тысяч рублей, лучше купить профессиональную со всеми дополнениями, это обойдётся около 100 тысяч рублей. В остальном придётся потратиться на такие вещи:

  • Запись звука

    • Микрофон (несколько штук) – от 6 тысяч рублей.

    • Звукосниматель (в основном применяется для электрогитары) – от 4 тысяч рублей.

    • Усилитель – от 20 тысяч рублей.

  • Обработка звука

    • Микшерный пульт – от 20 тысяч рублей (но купить лучше минимум за 100 тысяч).

    • Мастеринговый процессор – от 170 тысяч рублей.

    • Процессор эффектов – от 30 тысяч рублей.

    • Контроллер – от 50 тысяч рублей.

В дополнение потребуется множество дополнительного оборудования (наушники, компьютеры, радиосистемы, оборудование для DJ, сигнальные процессоры), самым важным из которого является студийный монитор. Один такой экземпляр стоит порядка 30 тысяч рублей, хотя можно найти модели и за 10 тысяч. Помимо закупки нужной аппаратуры придётся оплатить её установку, хотя некоторые поставщики оборудования предлагают бесплатный или монтаж со скидкой при покупке товара на определённую сумму. Таким образом, договариваться обо всех условиях сотрудничества придётся в индивидуальном порядке.

Придётся потратиться и на программное обеспечение. Работать на нелицензионном или пиратском ПО строго не рекомендуется, потому что в этом случае не удастся транслировать или продавать свой продукт, и даже у самих музыкантов от этого могут возникнуть проблемы. Это особенно касается тех случаев, когда в композициях присутствует не «живой» звук, а синтезированный на той или иной программе. Конечно, некоторые коллективы признают только игру на своих инструментах, но если потребуется создать эффект, который не в состоянии воспроизвести их аппаратура, тогда этот эффект должен быть создан через легально купленную программу. Впрочем, для самой простой работы может хватить и бесплатных программ.

Некоторые продвинутые студии предлагают своим клиентам даже выезд со своим собственным оборудованием по месту требования. Конечно, на первых порах предлагать столь высокий уровень сервиса явно не потребуется (хотя бы потому, что у музыкантов не будет денег оплачивать подобное мероприятие), но в дальнейшем это может стать хорошим конкурентным преимуществом. Однако уже в самом начале можно приобрести недорогой фургончик, чтобы предлагать своим клиентам возможность забирать их вместе с их аппаратурой. Ведь люди с гитарами, синтезаторами, саксофонами и прочими музыкальными инструментами даже в такси не всегда поместятся. Свой фургончик же станет хорошим рекламным ходом, и поначалу можно предлагать такую услугу даже бесплатно.

Простая бывшая в употреблении «Газель» стоит 200 тысяч рублей, а от водителя (которым может стать и сам предприниматель) потребуются права категории D. При этом машину можно раскрасить рекламой, и по городу будет кататься бесплатная информация о своей студии. Безусловно, без фургона можно обойтись, но это неплохая идея, если имеются дополнительные средства. Если бюджет ограничен, лучше закупить более совершенное оборудование, не тратясь на автомобиль.

Сам предприниматель, как было уже отмечено, тоже должен быть вовлечён в работу студии. На любой должности, это позволит экономить на персонале. Самый важный человек в студии – звукорежиссёр, он руководит процессом записи, помогает артистам и фактически от него зависит качество готового продукта. Если заказов много, то записывать сводить, создавать аранжировки и минусовки должно уже несколько человек, хотя обычно в студии много свободного времени для этих работ. Помимо штатных работников неплохо было бы отыскать сессионных музыкантов, которые готовы играть на инструментах для клиента в студии. Ведь звукозапись интересна не только профессиональным музыкантам, но и людям, которые просто хотят записать свой собственный трек. Иногда даже песню. И аккомпанировать поющему могут люди, если у поющего возникло такое желание. Это весьма хороший способ и заработать дополнительные деньги, и предоставить потребителю более широкий спектр услуг. При этом сам бизнесмен практически ничего не теряет, он звонит музыкантам только в случае необходимости, а они получают гонорар только по факту выполненной работы. В остальное время они полностью свободны.

Помимо этого можно предлагать услуги диктора и человека, занимающегося озвучкой. Ограничиваться только музыкой не стоит, чем больше возможностей предлагает студия, тем быстрее она заработает имя и прочное положение на рынке. Даже если приоритетное направление – это запись рок и метал-музыки, гнушаться записью молодой певички, поющей что-то о розовых облаках, не стоит. В дальнейшем можно выйти на озвучивание рекламных роликов или создание аудиокниг, а это весьма неплохой дополнительный источник заработка.

Продвигать свои услуги лучше лично, вращаясь в определённой жанровой сфере и находя в первую очередь продюсеров. Если удастся наладить сотрудничество с каким-нибудь лейблом, то можно рассчитывать на постоянную работу. Если только лейбл сам не был создан позавчера. Даже раздача листовок перед, во время или после концерта простым посетителям может быть эффективной, особенно, если речь идёт о специализированных клубах. Многие посетители таких концертов сами являются участниками или организаторами музыкальных групп. Реклама на радио и телевидении не всегда бывает эффективной ввиду того, что музыкальный бизнес – свой отдельный мир со своими правилами.

Оплата работы студии производится по часам, но некоторые виды услуг оплачиваются до факта выполнения. Так, в среднестатистической студии стоимость часа записи составляет 1 тысячу рублей. Сведение и мастеринг стоят значительно дороже, но в случае записи полноценного альбома клиентам лучше предлагать скидку, потому что одна песня может обходиться в 8-10 тысяч рублей (в зависимости от количества партий и продолжительности). Не каждая начинающая группа может позволить себе даже вскладчину такую цену, но обычно решение записать альбом – это серьёзный шаг в жизни коллектива, к которому он готовится заранее. В абсолютно свободное время можно заниматься созданием простых и универсальных минусовок (рэперы оценят) и аранжировок, чтобы впоследствии продавать их своим не особо притязательным клиентам. И, наконец, непосредственно запись звука на носители: тут нужно ещё пока поддерживать запись на CD, хоть время этого формата и подходит к концу. Востребованной может стать и услуга по оцифровке звука с магнитных носителей.

Самая главная проблема студии звукозаписи – это её конкуренты, и приходится поддерживать высокий уровень качества записи (те, кто этого не делает, никогда не станут серьёзным предприятием), что позволяет просто оставаться на уровне, но не выигрывать у своих соперников. Битва за клиента может быть очень ожесточённой, потому что более или менее популярные коллективы всегда уже имеют партнёра. Зачастую популярные музыканты сами даже не выбирают студию звукозаписи, это делает лейбл или продюсер. Однако, если начать с самого начала нарабатывать свою клиентскую базу и предлагать недорогие услуги на качественной аппаратуре, то в узком кругу музыкантов информация о новой хорошей студии быстро разлетится. И тогда уже можно иметь постоянный доход и признание среди творческих людей.

Матиас Лауданум
(c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *