КоАП РФ коррупционные правонарушения

КоАП РФ коррупционные правонарушения

08.12.2017 09:11:00

Под административным правонарушением коррупционной направленности понимается действие (бездействие) физического или юридического лица, совершенное умышленное либо по неосторожности как с использованием своего служебного положения, так и с отступлением от своих прямых прав и обязанностей.

О коррупционной составляющей правонарушения будет свидетельствовать наличие элементов:

использования служебного положения (ст. 5.45 КоАП РФ «Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума»);

нарушения норм, установленных для обеспечения законности порядка государственного управления и в числе прочего в целях предупреждения коррупции (ст. 19.29 КоАП РФ «Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)»).

Исходя из присутствия вышеуказанных критериев к административным правонарушениям коррупционной направленности условно можно отнести следующие статьи, предусмотренные КоАП РФ:

5.16 «Подкуп избирателей участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах», ст. 5.18 «Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума»;

5.19 «Использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума»;

5.20 «Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам»;

5.45 «Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума»;

14.9 «Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления»;

14.35 «Нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности»;

15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов»;

19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»;

19.29 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)».

Вместе с тем следует учитывать, что для коррупции характерно не всякое незаконное использование служебного положения, но лишь обусловленное корыстной мотивацией, получением благ и преимуществ.

В рамках узкого подхода в качестве административных коррупционных правонарушений рассматриваются исключительно деяния, предусмотренные ст. 19.28 и ст.19.29 КоАП РФ, т.е. объективная сторона которых заключается в нарушении ограничений и запретов, предусмотренных собственно законодательством о противодействии коррупции.

Согласно ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 19.28, 19.29 КоАП РФ, является исключительной компетенцией прокурора.

Статьей 19.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

С учетом практики применения положений ст. 19.29 КоАП РФ и ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ необходимо отметить следующее:

предусмотренная ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ обязанность возникает у работодателя при заключении с бывшим служащим трудового договора вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы. При заключении гражданско-правового договора такая обязанность возникает, если стоимость выполняемых работ по договору превышает сто тысяч рублей в месяц либо если указанный договор заключен на срок менее месяца, но стоимость работ также превышает сто тысяч рублей;

не образует объективную сторону состава административного правонарушения по ст. 19.29 КоАП РФ ненаправление работодателем сообщения о заключении договора с бывшим служащим, если замещаемая им должность в период прохождения службы не была включена в соответствующие перечни должностей либо была исключена из них к дате заключения договора;

не является нарушением ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ несообщение работодателем об осуществлении бывшим служащим трудовой деятельности по основаниям внутреннего совместительства (ст. 60.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). При этом трудоустройство бывшего служащего в порядке внешнего совместительства влечет для работодателя обязанность сообщить о заключении трудового договора по совместительству представителю нанимателя бывшего служащего по последнему месту его службы;

уклонение работодателя от оформления трудовых отношений с бывшим служащим и доказанность его фактического допуска к работе (ч. 3 ст. 16 ТК РФ) в течение десяти дней и более является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ;

установленный десятидневный календарный срок для направления сообщения о заключении договора с бывшим служащим начинает исчисляться со дня, следующего за днем заключения договора либо его фактического допуска к работе. В случае если последний день срока исполнения указанной обязанности приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день;

к гражданам (физические лица), подлежащим административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, могут быть отнесены занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном законом порядке частной практикой;

в качестве должностного лица подлежит ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ бывший руководитель организации, который в период исполнения служебных обязанностей допустил нарушение требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ;

из толкования ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ должностного лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, равно как и назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо;

когда объективная сторона административного правонарушения по ст. 19.29 КоАП РФ выразилась в несообщении в установленный законом срок представителю нанимателя бывшего служащего о заключении с ним договора, шестилетний срок давности привлечения к ответственности начинает исчисляться со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения, поскольку оно не является длящимся.

Статьей 19.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридического лица за незаконные передачу, предложение или обещание от его имени или в его интересах должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица получателем вознаграждения действия (бездействие), связанного с занимаемым служебным положением.

Правонарушение влечет наложение штрафа в размере не менее 1 млн рублей с конфискацией предмета вознаграждения если его размер (стоимость) не превышает 1 млн рублей (ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ); штраф не менее 20 млн рублей в случае незаконного вознаграждения в крупном размере – свыше 1 млн рублей (ч. 2 ст. 19.28 КоАП РФ); штраф не менее 100 млн рублей в случае незаконного вознаграждения в особо крупном размере – свыше 20 млн рублей (ч. 3 ст. 19.28 КоАП РФ).

Наряду с установлением значительных штрафных санкций за данное правонарушение в декабре 2016 г. законодателем введен запрет на участие в закупочной деятельности в течение 2 лет для организаций, привлеченных к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Государственный (муниципальный) контракт, заключенный с такой организацией, подлежит безусловному расторжению заказчиком в одностороннем порядке вне зависимости от стадии его исполнения.

Привлечение юридического лица к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ напрямую связано с выявлением фактов взяточничества и коммерческого подкупа.

Анализ рассмотренных судом административных дел свидетельствует, что незаконное вознаграждение от имени и в интересах юридического лица передавалось:

— за освобождение юридического лица от ответственности и общее покровительство;

— за содействие при заключении и исполнении государственных или муниципальных контактов, отказ от участия в конкурсных процедурах, способствование в заключении сделок.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 19.12.2008 №273 граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уголовная ответственность применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Нормативным актом, устанавливающим уголовную ответственность, является Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ).

К преступлениям, связанным с коррупционными, относятся любые общественно опасные деяния, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений, содержащие признаки состава преступлений, предусмотренных УК РФ:

Часть 2 статьи 141 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенное с подкупом, в том числе с использованием своего служебного положения».

Часть 3 статьи 159 УК РФ «Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения».

Часть 3 статьи 160 УК РФ «Присвоение или растрата, совершенная лицом с использованием своего служебного положения».

Статья 170 УК РФ «Регистрация незаконных сделок с землей».

Часть 3 статьи 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества с использованием своего служебного положения».

Часть 3 статьи 175 УК РФ «Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, с использованием своего служебного положения».

Части 2,3 статьи 178 УК РФ «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции с использованием своего служебного положения».

Статья 184 УК РФ «Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов».

Часть 3 статьи 188 УК РФ «Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения».

Статья 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями».

Статья 202 УК РФ «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами».

Статья 204 УК РФ «Коммерческий подкуп».

Части 3,4 ст. 226 УК РФ «Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств с использованием своего служебного положения».

Статья 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями».

Статья 285.1 УК РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств».

Статья 285.2 УК РФ «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов».

Статья 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий».

Статья 289 УК РФ «Незаконное участие в предпринимательской деятельности».

Статья 290 УК РФ «Получение взятки».

Статья 291 УК РФ «Дача взятки».

Статья 292 УК РФ «Служебный подлог».

Статья 304 УК РФ «Провокация взятки либо коммерческого подкупа».

Часть 1 статьи 309 УК РФ «Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу».

Уголовное законодательство предусматривает множество возможных различных наказаний за совершенные преступные деяния, от обязательных работ до лишения свободы на определенный срок.

Административная ответственность – ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения.

К административным коррупционным правонарушениям относятся следующие противоправные, виновные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях:

Статья 5.16. КоАП РФ «Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах».

Статья 5.17. КоАП РФ «Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума».

Статья 5.18. КоАП РФ «Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума».

Статья 5.19. КоАП РФ «Использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума».

Статья 5.20. КоАП РФ «Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам».

Статья 15.14. КоАП РФ «Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов».

Статья 15.21. КоАП РФ «Использование служебной информации на рынке ценных бумаг».

Гражданская (гражданско-правовая) ответственность – один из видов юридической ответственности, установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица. Гражданско-правовая ответственностьзаключается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера – возмещение убытков, уплату неустойки (штрафа, пени), возмещение вреда.

К гражданским коррупционным правонарушениям относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Например, статья 575 ГК РФ содержит запрет на дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, и стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, признаются федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы.

Дисциплинарная ответственность – вид юридической ответственности, одна из правовых форм воздействия на нарушителей дисциплины труда, заключается в наложении дисциплинарных взысканий.

К дисциплинарным коррупционным проступкам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями нарушения порядка исполнения своих профессиональных обязанностей, за которые установлена дисциплинарная ответственность.

Совершение лицами (замещающими государственные должности Российской Федерации; замещающими должности, предусмотренные реестром муниципальных должностей муниципальной службы; служащими Центрального банка Российской Федерации, его учреждений и представительств, а равно государственных внебюджетных и пенсионных фондов; должностными лицами государственных органов контроля и надзора; служащими межгосударственных органов, если в соответствии с международными договорами Российской Федерации на них распространяется статус государственных служащих; служащими и иными сотрудники международных организаций из числа граждан Российской Федерации; мировыми судьями; лицами, исполняющими обязанности арбитражных и присяжных заседателей; иными лицами, приравненными к субъектам ответственности за коррупционные правонарушения) дисциплинарного коррупционного проступка, влечет наложение дисциплинарного взыскания, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *