Кто такой должностное лицо

Кто такой должностное лицо

«Понятие должностного лица в уголовном праве».

Все предусмотренные законом коррупционные преступления неразрывно связаны с понятием должностного лица.

Преступления, предусмотренные ст. 290 УК РФ «получение взятки», ст. 285 УК РФ «злоупотребление должностными полномочиями», ст. 286 УК РФ «превышение должностных полномочий» могут быть совершены только с участием должностного лица.

В соответствии с примечаниями к ст. 285 УК РФ УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

Данные уголовно — правовой статистики: За 2014 г. в результате принятых прокуратурой района мер по координации деятельности правоохранительных органов по выявлению преступлений коррупционной направленности на территории района выявлено 8 преступлений коррупционной направленности, 1 преступление по ст. 285 ч. 1 УК РФ, 1 преступление по ст. 290 ч. 3 УК РФ, 2 по ст. 160 ч. 3 УК РФ и 2 по ст. 292 ч. 1 УК РФ.

Для сравнения за 2013 г. было выявлено 10 преступлений коррупционной направленности, а именно 1 преступление, предусмотренное ст. 290 ч. 3 УК РФ и 1 преступление по ст. 159 ч. 3 УК РФ и 7 преступлений по ст.160 ч. 3 УК РФ и 1 по ст. 159.2 ч. 3 УК РФ. За 1 полугодие 2015 г. на территории района выявлено 2 преступления коррупционной направленности (ст. 285 ч. 1 УК РФ, 290 ч. 5 п. «б» УК РФ).

В последнее время большую значимость приобрел вопрос защиты трудовых прав граждан. Поэтому законодатель предусмотрел уголовную ответственность должностных лиц за нарушение трудового законодательства. Так, грубое нарушение законодательства о труде, проявившееся в незаконном увольнении работника по личным мотивам и другие нарушения в соответствии со статьей 172 Уголовного кодекса Украины карается штрафом до 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее — ннмдг) или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до двух лет. Часть 2 этой статьи за те же действия по отношению к несовершеннолетнему, беременной женщине, матери, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, предусматривает наказание в виде штрафа от 50 до 100 ннмдг, или лишения права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо ареста на срок до шести месяцев.

На законодательном уровне проблемы несвоевременности и несоответствующего размера выплат заработной платы, на которые приходится наибольший процент разрешаемых в судах индивидуальных трудовых споров, начали решать со второй половины 2000 года. Тогда Законом Украины «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины и Кодекс Украины об административных правонарушениях» была установлена уголовная и административная ответственность за несвоевременную или не в полном объеме выплату заработной платы.

Так, в Кодексе Украины об административных правонарушениях изменения коснулись статьи 41 «Нарушения требований законодательства о труде и об охране труда». Для должностных лиц предприятий, учреждений и организаций любой формы собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности за нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплату ее не в полном объеме установлено административное взыскание в виде штрафа в размере от 15 до 50 ннмдг.

На сегодняшний день уголовная ответственность руководителя за невыплату заработной платы значительно усилена и вынесена в отдельную статью (статья 175 УК Украины). Так, необоснованная невыплата заработной платы больше чем за один месяц, совершенная руководителем умышленно, карается штрафом от 100 до 300 ннмдг или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до пяти лет, или исправительными работами сроком до двух лет, или лишением свободы сроком до двух лет, с лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет. Если же невыплата заработной платы более чем за один месяц была допущена вследствие нецелевого использования средств, предназначенных для выплаты заработной платы, то руководитель карается штрафом от 500 до 1000 ннмдг, или ограничением свободы сроком до пяти лет, или лишением свободы сроком до трех лет. Статья 175 УК Украины предусматривает и возможность освобождения от уголовной ответственности, если до привлечения к ней выплата задержанной заработной платы была осуществлена.

Из содержания норм статьи 175 УК Украины можно сделать следующий вывод. Если при наличии денежных средств на счете руководитель предприятия их преднамеренно не выплачивает в виде заработной платы, то такая задержка выплаты является необоснованной.

Статьей 173 УК Украины предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц предприятий, учреждений, организаций любой формы собственности, а также отдельных граждан или уполномоченных ими лиц за грубое нарушение соглашения о труде. Оно может выражаться в обмане, злоупотреблении доверием или принуждении выполнять какую-либо работу, не предусмотренную трудовым соглашением. Ответственность за это выражается в наложении штрафа размером от 50 ннмдг, или лишении права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью сроком до пяти лет, или аресте сроком до шести месяцев, или ограничении свободы сроком до двух лет. Такие же действия, совершенные по отношению к гражданину, с которым заключено соглашение на работу за пределами Украины, караются штрафом от 50 до 100 нмгд или ограничением свободы сроком до трех лет.

Также Уголовным кодексом Украины предусмотрена ответственность за принуждение к участию в забастовке или, наоборот, препятствование в участии в забастовке путем угрозы применения насилия или другим способом — статья 174 УК Украины, влекущая за собой штраф до 50 нннмдг или арест сроком до шести месяцев, или ограничение свободы сроком до трех лет.

Кроме того, 8 ноября 2002 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в статьи 41 и 134 Кодекса законов о труде Украины». С его принятием украинский законодатель сделал очередную попытку привлечь руководителя за несвоевременность и несоответствующие размеры выплат заработной платы. Действие вышеупомянутого Закона распространяется на предприятия, учреждения, организации всех форм собственности.

Согласно нормам этого Закона, теперь подобные действия руководителя могут повлечь за собой абсолютно разные, но отнюдь не взаимоисключающие последствия:

увольнение по инициативе владельца (пункт 11 статьи 41 КЗоТ); полное возмещение за счет виновного руководителя вреда, причиненного его действиями предприятию (пункт 9 статьи 134 КЗоТ).

Приведенные действия касаются только первого лица, на основании Закона и Устава решающего ключевые вопросы деятельности предприятия, независимо от того, как оно называется в документах предприятия. Необходимым условием для применения пункта 11 статьи 41 КЗоТ Украины является наличие в действиях руководителя вины в виде умысла или неосторожности.

Руководитель предприятия, учреждения, организации обязан возместить за счет собственных средств всю сумму выплаченной работникам компенсации при одновременном соблюдении следующих условий:

1) имела место несвоевременная выплата заработной платы более одного месяца;

2) несвоевременная выплата заработной платы является результатом виновных действий (бездействия) руководителя;

3) вследствие задержки выплаты заработной платы была выплачена компенсация;

4) перед предприятием нет задолженности со стороны бюджетов и юридических лиц государственной формы собственности.

С нормами пункта 9 статьи 134 КЗоТ Украины перекликаются статья 2 Закона Украины «О компенсации гражданам потери части доходов в связи с нарушением сроков их выплаты» и Положение о порядке компенсации работникам потери части заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты, где закрепляется обязанность предприятия компенсировать гражданам потерю части доходов в связи с нарушением сроков выплаты, если задержка составляет один и больше календарных месяцев. Обязательность выплаты такой компенсации предусмотрена и статьей 34 Закона Украины «Об оплате труда».

Из указанного следует, что в случае невыплаты в срок заработной платы, из-за отсутствия денежных средств, работникам необходимо выплатить компенсацию, если за этот период индекс цен на потребительские товары и тарифы на услуги вырос более чем на один процент.

В обязанность работодателя вменяется внедрение прогрессивных технологий и средств механизации по охране труда. Расширен круг субъектов — работодателей, в частности, в него включены физические лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об охране труда» от 21 ноября 2002 года № 229-IV. Увеличены штрафные санкции по отношению к нарушителям в сфере охраны труда — их размер теперь составляет от двух до пяти процентов месячного фонда заработной платы (раньше до двух процентов).

Таким образом, сегодня в законодательстве Украины можно отметить тенденцию к усилению (и без того немалой) ответственности руководителей предприятий, учреждений, организаций любых форм собственности за нарушение трудового законодательства.

РОСТОВСКАЯ Елена — юрисконсульт ООО «Константа-ЦЕНТР», г. Симферополь

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 31.07.2020)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020)Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.32.6 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

УДК 347.71 Т. Ю. Епифанцева

кандидат юридических наук, доцент, Байкальский государственный университет экономики и права

О. Н. Захарова

кандидат юридических наук, доцент, Байкальский государственный университет экономики и права

ПОНЯТИЕ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

Понятие должностного лица используется во всех отраслях права. Особую актуальность в настоящее время приобретает определение должностного лица для гражданского права. Ранние исследования в этой области в большей степени проводили аналогию между признаками должностного лица в уголовном и гражданском законодательствах. В статье раскрываются понятие и признаки должностного лица, применимые только в гражданском законодательстве. Проведен исторический анализ возникновения понятия должностного лица в гражданском законодательстве. Отмечается, что впервые ответственность государства за вред, причиненный должностным лицом, появилась только в 80-х гг. XX в. При этом указывается на невозможность применения общего понятия должностного лица, единого для всех отраслей права. В зависимости от несения того или иного причинителя вреда к должностному лицу устанавливается ответственность либо соответствующего публично-правового образования, либо ответственность соответствующего государственного или муниципального учреждения.

Ключевые слова: должностное лицо; ответственность публично-правовых образований; возмещение вреда казной; ответственность государства; представитель власти.

T. Yu. Epifantseva

PhD in Law, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law

О. N. Zakharova

PhD in Law, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law

CONCEPT OF OFFICE HOLDER IN CIVIL LAW

Вопросы ответственности должностных лиц исследуются в разных отраслях права . Данное исследование посвящено рассмотрению понятия должностного лица в гражданском праве.

Должностное лицо не является субъектом гражданских правоотношений, однако ответственность за вред, причиненный должностными лицами государ© Т. Ю. Епифанцева, О. Н. Захарова, 2014

ственных органов и органов местного самоуправления, предусмотрена гражданским законодательством (ст. 16, 16.1, 1069 ГК РФ). В связи с этим в юридической литературе и правоприменительной деятельности нередко возникает вопрос о понимании термина «должностное лицо» в гражданском законодательстве.

Для начала обратимся к истории появления в гражданском законодательстве ответственности за вред, причиненный должностными лицами.

Впервые данный вид ответственности был установлен в 1922 г. ст. 407 ГК РСФСР1. Дальнейшее ее развитие продолжилось в ст. 89 («Ответственность государственных учреждений за вред, причиненный действиями их должностных лиц») Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г.2 (далее — Основы 1961 г.). И в первом, и во втором законе ответственность за действия должностных лиц наступала для соответствующих государственных учреждений, а не государства. Таким образом, ни государство, ни его органы не являлись субъектами ответственности за причиненный их должностными лицами вред. Однако уже в 1981 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1981 г.3 в ст. 89 Основ 1961 г. были внесены изменения, предусматривающие непосредственную ответственность государства за действия должностных лиц правоохранительных органов. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.4 в ст. 127 к ответственности за вред, причиненный должностными лицами, привлекли соответствующие государственные органы. И только ст. 67.2 Конституции 1992 г. прямо указала, что за вред, причиненный должностным лицом, ответственность несет государство. Это положение об ответственности государства за действия должностных лиц получило свое дальнейшее развитие в нормах ГК РФ.

Ретроспективный анализ гражданского законодательства свидетельствует о том, что должностное лицо рассматривалось как причинитель вреда еще с 1922 г., но его понятие в нем не давалось. Длительное время большинство исследователей ответственности должностного лица давали его определение, ссылаясь на примечание 1 к ст. 285 УК РФ . Полагаем, это объясняется тесной взаимосвязью института обязательств вследствие причинения вреда с уголовным законодательством. Например, подобная ситуация сложилась с заимствованием понятия необходимой обороны из уголовного законодательства.

Оценим возможность использования аналогии закона в части понимания должностного лица для гражданского законодательства.

В примечании 1 к ст. 285 УК РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Понятие должностного лица также дается в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, где оно понимается как лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении

2 Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (вместе с Основами законодательства) : закон СССР от 8 дек. 1961 г. // Ведомости Верховно-го Совета СССР. 1961. № 50. Ст. 525. (Утратил силу).

3 О внесении изменений и дополнений в Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик : указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 окт. 1981 г. № 5916-Х // Ведомости Верховного Совета СССР. 1981. № 44. Ст. 1184.

4 Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик : утв. Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г. № 2211-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1991. № 26. Ст. 733. (Утратил силу).

лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Как видим, определения должностного лица, данные в УК РФ и КоАП РФ, по своему содержанию практически совпадают. В каждом из этих законов к должностным лицам относятся два вида лиц: представитель власти, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Рассмотрим каждого из перечисленных лиц.

Понятие представителя власти дается в примечании к ст. 318 УК РФ и в той же ст. 2.4 КоАП РФ. К указанным лицам относятся должностные лица правоохранительных или контролирующих органов, а также иные должностные лица, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости.

В отличие от других субъектов права публично-правовые образования наделены особыми властными полномочиями. По своей природе государство совершает действия, которые могут ограничить или нарушить права и интересы других субъектов права. Если указанные действия не соответствуют нормативным актам, то наступает ответственность государства — нарушенные права подлежат восстановлению. Представляется, что ст. 1069 ГК РФ предусматривает возмещение вреда, причиненного государственными и муниципальными органами или их должностными лицами, при осуществлении ими их властных полномочий. Поэтому наличие властных полномочий должностного лица, которые он может реализовать в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, является основным признаком должностного лица, предусмотренных ст. 16, 16.1, 1069 ГК РФ. Представляется, что только в таком понимании понятие должностного лица действительно применимо к гражданским правоотношениям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующие лица, которых уголовное и административное законодательство относит к должностным лицам — это лица, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Полагаем, что данные лица не могут быть рассмотрены в качестве должностного лица по смыслу гражданского законодательства. Им не хватает существенного признака представителя власти — наличия распорядительных полномочий в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, по своей сути не могут причинить вред, за который должно отвечать непосредственно публично-правовое образование, так как они не осуществляют никаких его полномочий в отношении граждан и юридических лиц. Все их властные полномочия распространяются только на лиц, находящихся от них в служебной зависимости. Соответственно возмещение вреда, причиненного в рамках осуществления ими этих полномочий, не регулируется гражданским законодательством.

Кроме того, КоАП РФ в отличие от ГК РФ относит к должностным лицам не только лиц, находящихся на службе в государственных органах и органах местного самоуправления, но и в государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. К должностным лицам УК РФ относит также лиц, находящихся на службе в государственных корпорациях.

Таким образом, полное заимствование определения должностного лица, данное в указанных нормативных актах, невозможно. Понятие представителя власти подходит к гражданским правоотношениям, где идет речь о должностных лицах, но при условии его службы в государственных органах и органах

местного самоуправления. В связи с этим в цивилистике распространенным пониманием должностного лица явилось его определение как представителя власти .

Относительно понимания должностного лица в гражданском праве проводились и совсем недавние исследования. В частности, было предложено для устранения существующих неясностей в понимании должностного лица дополнить ст. 1069 ГК РФ примечанием, в котором следует дать определение должностного лица следующим образом: «Должностным лицом признается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными и организационно-распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от данного лица» . Как видим, указанное определение практически совпадает с определением представителя власти, данного в примечании к ст. 318 УК РФ и 2.4 КоАП РФ.

Однако предложенное определение не совсем характерно для стиля изложения ГК РФ, где примечания отсутствуют как таковые (в отличие от УК РФ или КоАП РФ). Поэтому полагаем достаточным дать понятие должностного лица в разъяснениях вышестоящих судов, как, например, разъяснено понятие должностного лица в Постановлении Пленума ВАС РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10 февраля 2009 г. № 2. В данном постановлении в качестве признака должностного лица выделяется право принимать решения или совершать действия (бездействия), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц.

Однако, по нашему мнению, для случаев гражданско-правовой ответственности публично-правовых образований более удачным будет использование в качестве признака должностного лица наличие властных полномочий.

В Постановлении Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» от 16 октября 2009 г. № 19 предлагается определять наличие у лица полномочий «по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия». На наш взгляд, такая формулировка не отражает специфику государства как субъекта, обладающего особыми полномочиями по отношению к гражданам и организациям. Тем более, что совершать юридически значимые действия может обширный круг лиц (нотариусы, арбитражные управляющие, оценщики, эксперты и т. д.). Кроме того, не совсем удачным полагаем обозначать в смысле гражданского законодательства полномочия должностного лица «распорядительными и организационно-распорядительными», поскольку всегда возникают вопросы по уяснению смысла данных полномочий. Указанной проблемы не возникает при формулировке «властные полномочия».

Учитывая изложенное, полагаем, что для случаев гражданско-правовой ответственности публично-правовых образований (ст. 16, 16.1 и 1069 ГК РФ) под должностным лицом следует понимать лицо, находящееся на службе в государственном органе или органе местного самоуправления и наделенное властными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Рассматривая то или иное лицо как должностное, необходимо выявить следующие его признаки:

— лицо находится на службе в государственных органах или органах местного самоуправления;

— обладает властными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Таким образом, определение базового понятия должностного лица, единого для всех отраслей права, не представляется возможным. Каждая отрасль нуждается в своей корректировке понятия этого субъекта с учетом особенностей регулируемых ею правоотношений. В случае применения норм гражданского законодательства с участием должностного лица правоприменителю необходимо выяснить наличие у соответствующего лица властных полномочий в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Например, если государственный или муниципальный служащий причинил вред не в связи с осуществлением своих властных полномочий, то ответственность наступает в соответствии со ст. 1068 ГК РФ. В таком случае ответственность несет не соответствующее публично-правое образование, а то государственное или муниципальное учреждение, в котором работает причинитель вреда. Если же вред причинил государственный или муниципальный служащий, осуществляя свои властные полномочия (например, отказал в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, провел камеральную проверку с нарушениями налогового законодательства и т. п.), то ответственность несет соответствующее публично-правовое образование. При этом, в любом случае, каждый субъект ответственности имеет право регресса к непосредственному причинителю вреда.

Список использованной литературы

2. Гражданское право : учеб. : в 4 т. / под ред. Е. А. Суханова. — М. : Волтерс Клу-вер, 2008. — Т. 4 — 800 с.

3. Ишигеев В. С. Квалификация должностных преступлений / В. С. Ишигеев, А. А. Христюк. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. — 149 с.

4. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / под ред. А. П. Сергеева. — М. : Проспект, 2011. — Ч. 2. — 992 с.

2. Sukhanov E. A. (ed.) Grazhdanskoepravo . Moscow, Volters Kluver Publ., 2008. Vol. 4. 800 p.

Информация об авторах

Епифанцева Татьяна Юрьевна — кандидат юридических наук, доцент, кафедра правовых дисциплин, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: tanu@rambler.ru.

Захарова Ольга Николаевна — кандидат юридических наук, доцент, кафедра правовых дисциплин, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: zaharovaon1976@mail.ru.

Опубликовано12 февраля 2019 в 00:35

КоАП, в примечании к статье 2.4, даётся широкое определение должностного лица:

Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 — 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Нужно отметить, что здесь указаны руководители и иные работники предприятия, кроме того начальник подразделения также является должностным лицом. Если вы считаете, что вы не виновны в административном правонарушении, или что другие виновные лица не были привлечены к ответственности, то можете обжаловать акт надзорного органа в суд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *