Лицензия частная охранная деятельность

Лицензия частная охранная деятельность

КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Постатейный)
Издание пятое,
переработанное и дополненное
С.Р. ГЛАДКИХ
Сведения об авторе
Гладких Сергей Рудольфович, директор Департамента гражданского и налогового права ЗАО «Консалтинговая группа «Юстицинформ». Аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Специалист по гражданскому, налоговому праву, по гражданскому и арбитражному процессу, а также по системному анализу законодательства. Имеет опыт консультационного сопровождения деятельности частных охранных и детективных предприятий. Автор ряда комментариев к законодательству, книг и многочисленных публикаций в юридических журналах.
11 марта 1992 года N 2487-1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ,
от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 06.06.2005 N 59-ФЗ)
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Частная детективная и охранная деятельность
Комментарий к статье 1
1. Деятельность частных детективных и охранных организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих детективные услуги, носит частноправовой характер. В связи с отсутствием в Законе прямого указания на то, что основной целью создания и деятельности частных охранных и детективных организаций является извлечение прибыли, необходимо определить, можно ли относить данную деятельность к публично-правовой, связанной с выполнением правоохранительных функций в обществе и государстве.
Деятельность частных детективных и охранных предприятий как коммерческих организаций и частных детективов как индивидуальных предпринимателей в качестве основной цели на основании ст. ст. 23 и 50 ГК РФ преследует извлечение прибыли и распределение ее между участниками коммерческой организации. Но, даже если не рассматривать основную цель коммерческих организаций, факт осуществления субъектами детективной и охранной деятельности защиты только тех лиц, которые способны оплатить эти услуги, является серьезным доводом против того, чтобы считать частную детективную и охранную деятельность правоохранительной.
В отношении субъектов частной охранной и детективной деятельности следует обратить внимание, что в последующих статьях комментируемого Закона уточняется понятие лиц, которые могут осуществлять указанные виды деятельности. Так, детективную деятельность могут осуществлять как физические лица — частные детективы, так и юридические лица — частные детективные предприятия (раздел 2 Закона), а охранную деятельность могут осуществлять только юридические лица — охранные предприятия (ст. 11 Закона).
Квалифицирующим признаком правоохранительной деятельности является ее объективный, обязательный для государственных органов характер. Правоохранительные органы обязаны в соответствии со своей компетенцией осуществлять правоохранительную деятельность вне зависимости от обращения лиц, права которых нарушены. Так, в ст. 10 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 (ред. от 9 мая 2005 г.) «О милиции» отсутствует требование такого обращения в качестве условия исполнения милицией обязанностей по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению и раскрытию преступлений.
В деятельности же детективных и охранных структур реализуется принцип диспозитивности, в соответствии с которым «граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права» (п. 1 ст. 9 ГК РФ). Для субъектов предпринимательства, в отличие от правоохранительных органов, не установлена обязанность по защите прав неопределенного круга лиц.
Еще одним аргументом в пользу того, что частная детективная и охранная деятельность отлична от правоохранительной, является то обстоятельство, что если правоохранительные органы (органы МВД, ФСБ, прокуратуры) создаются именно как государственные органы, выполняющие функцию государства по охране государственного строя и общественного порядка, наделенные соответствующей компетенцией и имеющие общий предмет ведения, то частные детективные и охранные предприятия возникают в результате реализации диспозитивного права граждан осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать юридические лица в предусмотренных гражданским законодательством организационно-правовых формах.
Частные детективные и охранные предприятия осуществляют свою деятельность на основании договоров об оказании соответствующих услуг. «Только при наличии договора между клиентом и детективной или охранной организацией возникают гражданско-правовые обязательства по охране прав конкретного клиента и только в объеме, предусмотренном договором. Организации и индивидуальные предприниматели своей волей и в своих интересах заключают договоры на оказание детективных и охранных услуг. Эта сфера предпринимательства не включена в перечень публичных видов деятельности, субъекты которой обязаны заключать публичный договор на ее осуществление по требованию каждого обратившегося лица (ст. 426 ГК РФ)» .
———————————
Захарова Т.В. Комментарий к Закону о частной и детективной деятельности. М.: Юридический дом «Юстицинформ». С. 6 (комментарий к ст. 1).
2. На основании ст. 1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» обязательным условием для осуществления частной детективной и охранной деятельности является получение данными предприятиями специального разрешения (лицензии) органов внутренних дел. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 N 600, Приказом МВД от 22 августа 1992 г. N 292 (ред. от 14 ноября 1994 г.) лицензирование негосударственной (частной) охранной и детективной деятельности осуществляется Министерством внутренних дел РФ и соответствующими территориальными органами МВД: МВД республик в составе РФ, управлениями (главными управлениями) внутренних дел краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов в составе РФ.
В частях 2 и 3 комментируемой статьи указано, что «на граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется». В Законе также установлены запреты детективам и охранникам «выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов» (п. 2 ст. 7 и ст. 12), «осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания».
«В данном случае законодатель имел в виду то, что частные детективы и охранники не могут быть наделены компетенцией в части осуществления функций властного характера по применению мер административного пресечения от имени государства. Должностные лица правоохранительных органов являются представителями государственной власти. Для решения законодательно определенных задач и в рамках установленной компетенции они наделены государственно-властными полномочиями и используют правовые средства, в частности меры правового принуждения. Только государственные правоохранительные органы вправе применять к виновному лицу юридические санкции, профилактические и превентивные меры государственного принуждения (штрафные, карательные санкции), привлекать его к уголовной или административной ответственности» .
———————————
Захарова Т.В. Указ. раб. С. 9 (к ст. 1).
Мнение о том, что частная детективная и охранная деятельность не является правоохранительной, нашло подтверждение и в Определении Конституционного Суда РФ от 14 января 2003 г. N 32-О (далее — Определение).
Пункт 3 Определения указывает, что Закон о частной детективной и охранной деятельности, как следует из ч. 1 ст. 1, регламентирует оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов посредством осуществления частной детективной и охранной деятельности. Согласно позиции Конституционного Суда РФ Закон, исходя из особого характера частной детективной и охранной деятельности (ст. 3), наделяет осуществляющих ее лиц специальным правовым статусом, отличным от правового статуса работников правоохранительных органов (ч. 2 ст. 1) и включающим соответствующие права и обязанности (ст. 5, ст. ст. 16 — 18), ограничения некоторых прав (ч. 2 ст. 4, ч. 5 ст. 11), а также гарантии социальной и правовой защиты (ст. 19).
Статья 2. Правовая основа частной детективной и охранной деятельности
Комментарий к статье 2
1. Исходя из смысла комментируемой статьи, под правовой основой частной детективной и охранной деятельности следует понимать систему специальных законов, нормативных и иных правовых актов, в соответствии с которыми и на основании которых действует и применяется настоящий Закон, однако не следует забывать, что и сам Закон является основной и неотъемлемой частью, составляющей правовую основу частной детективной и охранной деятельности.
Следует обратить внимание на то, что данная статья Закона в качестве элемента правовой основы частной детективной и охранной деятельности указывает Конституцию РСФСР. Однако в этом случае статья ссылается на недействующий нормативно-правовой акт, утративший силу в связи с принятием новой Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г.
2. Положения Конституции РФ, предусмотренные в ст. ст. 19, 22, 23, ч. 1 ст. 24, ст. 25, п. 4 ст. 29, ст. ст. 30, 34, п. п. 1 — 3 ст. 35, ст. ст. 36, 49, составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и гарантируют основные естественные и неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, соблюдение которых является обязательным при осуществлении частной детективной и охранной деятельности.
Важным федеральным законом, который также регулирует отдельные отношения, связанные с частной детективной и охранной деятельностью, является Гражданский кодекс РФ (часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 10 января 2003 г.) и часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (ред. от 10 января 2003 г.)).
В области осуществления частной детективной и охранной деятельности ГК РФ определяет правовое положение юридических лиц, в частности коммерческих организаций, к которым относятся частные детективные и охранные фирмы. Также ГК РФ регулирует договорные отношения между сторонами, которые возникают по поводу данного вида деятельности, в частности заключение договоров на оказание соответствующих услуг.
Уголовный кодекс также является правовой основой частной и детективной деятельности.
К примеру, в ч. 1 ст. 203 УК РФ говорится, что предусмотрена уголовная ответственность за превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения.
Преступление совершается умышленно в том случае, если виновное лицо осознает, что своими действиями оно выходит за пределы предоставленных ему полномочий и эти действия противоречат задачам деятельности его службы.
Тяжкие последствия, предусмотренные в ч. 2 ст. 203 УК РФ, могут выражаться в умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью нескольким лицам, тяжкого вреда здоровью или в убийстве. Причинение тяжкого вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах (ч. ч. 2 — 4 ст. 111 УК РФ) или умышленное убийство (ст. 105 УК РФ) должны квалифицироваться по совокупности этих преступлений и преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 203 УК РФ.
Статьи 2.7, 20.8, 20.11, 20.13 и др. КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от 22 июля 2005 г.) также относятся к правовой основе деятельности, регулируемой комментируемым Законом в той степени, в которой это предусмотрено вышеперечисленными статьями.
3. К правовой основе частной детективной и охранной деятельности относятся нормативно-правовые акты регулятивного, регламентирующего, распорядительного и рекомендательного характера. В частности, к данному элементу можно отнести следующие нормативно-правовые акты: постановления Правительства РФ, приказы министерств и ведомств, а также указания, распоряжения и письма федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ, чья компетенция затрагивает вопросы, касающиеся частной детективной и охранной деятельности.
К указанным нормативным актам можно отнести следующие акты, регулирующие частную детективную и охранную деятельность:
Постановление Правительства РФ от 14 августа 2002 г. N 600 «Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности»;
Постановление Правительства РФ от 31 мая 2002 г. N 373 (ред. от 20 июня 2005 г.) «Об утверждении Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений»;
Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (ред. от 4 апреля 2005 г.) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ»;
Приказ МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288 (ред. от 15 июля 2005 г.), утвердивший Инструкцию по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ;
Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 года N 587 (ред. от 4 апреля 2005 г.) «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности»;
Приказ МВД России от 31 декабря 1999 г. N 1105 «О мерах по усилению контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью»;
Приказ МВД России от 2 декабря 1992 г. N 442 «О некоторых мерах по обеспечению исполнения органами внутренних дел законодательства о частной детективной и охранной деятельности»;
Приказ МВД России от 22 августа 1992 г. N 292 «Об организации исполнения органами внутренних дел Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
К письмам государственных органов, затрагивающим деятельность частных охранных и детективных структур, отнесены:
письмо Министерства финансов РФ от 23 октября 1992 г. N 99 (ред. от 14 декабря 1999 г.) «О порядке и размерах платежей при выдаче лицензий на осуществление частной детективной и охранной деятельности»;
письмо МВД России от 10 июня 1999 г. N 12/1913 «О предоставлении налоговым органам сведений о частных детективах и охранниках».
На примере г. Москвы к нормативно-правовым актам субъектов РФ относятся:
распоряжение Премьера Правительства Москвы от 20 февраля

Частная охранная деятельность лицензируется в соответствии с нормами Федерального закона «О частной охранной и детективной деятельности в РФ». Перечень охранных услуг установлен федеральным законом, в который входит защита жизни и здоровья граждан, охрана объектов и имущества, обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий и другие виды охранных услуг.

Частная охранная организация (далее ЧОО, ЧОП) обязательно должна быть создана в форме общества с ограниченной ответственностью, и может осуществлять только охранную деятельность. Директор (генеральный директор) ЧОО должен иметь высшее образование и пройти курсы повышения квалификации по программе повышения квалификации руководителей частных охранных организаций. Руководитель частной охранной организации в обязательном порядке должен иметь удостоверение частного охранника. Следует обратить внимание, что иностранные граждане и лица без гражданства не могут входить в состав учредителей ЧОО. Это необходимо учитывать при регистрации частной охранной организации, а также в дальнейшем при обращении в лицензирующий орган. Лицензирование частной охранной деятельности осуществляется органами внутренних дел.

Лицензия на частную охранную деятельность выдается сроком на пять лет. По истечении указанного срока необходимо продление лицензии ЧОП. Продление является одним из вариантов переоформления лицензии. При переоформлении в лицензирующий орган подается аналогичный пакет документов, что и при первичном получении лицензии. Переоформление лицензии ЧОП также требуется в случае намерения лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) охранных услуг, реорганизации ЧОО и в случае изменения наименования организации.

Министерством внутренних дел проводится проверка всех представляемых документов для получения лицензии на соответствие законодательству РФ. При регистрации частной охранной организации необходимо учитывать все требования, правила и нормы, регламентирующие деятельность ЧОП. Обращение к специалистам значительно ускорит процесс получения лицензии для вновь созданной организации. Своевременные и законодательно обоснованные рекомендации и консультации помогут избежать ошибок уже на первоначальном этапе организации частной охранной деятельности.

Услуга по получению лицензии для ЧОО включает:

  • консультации по получению лицензии на частную охранную деятельность;
  • подготовку полного пакета документов;
  • представительство организации в лицензирующем органе;
  • получение консультаций по возникающим вопросам у специалистов лицензирующего органа.

Документы, необходимые для получения лицензии:

  • копии учредительных документов юридического лица;
  • копия паспорта руководителя и учредителей ЧОО;
  • копия выписки из ЕГРЮЛ;
  • перечень видов охранных услуг, которые будет осуществлять организация;
  • копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  • копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе

Сроки получения лицензии:

Срок рассмотрения документов в лицензирующем органе составляет 45 рабочих дней, который исчисляется с момента подачи. Подготовка документов специалистами осуществляется в течение 10 рабочих дней с момента предоставления клиентами всех необходимых документов.

Государственная пошлина за получение лицензии на частную охранную деятельность составляет 6 000 рублей, оплачивается дополнительно. С 1 января 2014 года размер государственной пошлины увеличится до 7 500 рублей.

Перечень охранных услуг по защите имущества

Перечень охранных услуг по защите имущества, оказываемых подразделениями вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации:

— централизованная охрана объектов;

— централизованная охрана мест проживания и хранения имущества граждан;

— оперативное реагирование по сигналам тревога;

— охрана объектов стационарными постами полиции;

— централизованная охрана автотранспортных средств:
Услуга предоставляется физическим и юридическим лицам — владельцам автомобильного транспорта территориальными подразделениями вневедомственной охраны во всех субъектах Российской Федерации.
Охрана транспортного средства от угона и несанкционированного вмешательства осуществляется посредством передачи тревожных сигналов по выделенным каналам связи на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны Росгвардии для незамедлительного реагирования нарядами групп задержания в целях пресечения преступлений, административных правонарушений и противоправных действий.
В настоящее время в ряде городов и регионов Российской Федерации услуга востребована предприятиями городского наземного пассажирского транспорта и станциями скорой медицинской помощи. По состоянию на 1 июля 2020 года подразделениями вневедомственной охраны оказывались услуги по централизованной охране 4 867 автотранспортных средств физических и юридических лиц, включая 1 660 карет скорой медицинской помощи и 360 единиц общественного транспорта.
Предоставление данной услуги способствует обеспечению общественной безопасности на подвижных объектах.Отличительной особенностью таких мер является непосредственное реагирование в режиме реального времени сотрудниками групп задержания подразделений вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации на совершаемое правонарушение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *