Минимальный потребительский бюджет

Минимальный потребительский бюджет

В международной практике система потребительских бюджетов позволяет давать дифференцированную оценку уровня жизни населения. Потребительские бюджеты являются эффективным аналитическим инструментом изучения системы распределенных отношений, уровня жизни, структуры общества по материальному достатку и дифференциации населения по уровню доходов населения.

Социальные нормативы – основной нормативный и аналитический инструмент обоснования и реализации мер социальной политики, обеспечивающих социальную защищенность граждан.

В республике в соответствии с законами от 9 января 1992 г. № 1383-XII «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» и от 6 января 1999 г.№ 239-З «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» разработаны минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума.

Сфера их применения – оценка материального положения различных групп населения, типов семей, оценка и прогнозирование уровня доходов граждан, обоснование размеров минимальных государственных социально-трудовых гарантий. Соотношение покупательной способности среднедушевых денежных доходов в каждой группе позволяет оценить степень экономического неравенства населения.

Бюджет прожиточного минимума – стоимостная величина прожиточного минимума, который представляет собой необходимые для сохранения здоровья человека, обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания и непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется как фиксированная доля от стоимости минимального набора продуктов питания, а также обязательные платежи и взносы.

Бюджет прожиточного минимума в соответствии с законодательством применяется при определении размеров минимальных трудовых и социальных пенсий; надбавок, повышений к пенсиям и доплат людям старших возрастов; некоторых видов пособий и др. Он служит нормативом индексации доходов населения, выступает в качестве критерия нуждаемости при определении права граждан на государственную адресную социальную помощь в виде ежемесячного социального пособия и обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни. Кроме того, бюджет прожиточного минимума применяется для исчисления других выплат и служит критерием оценки при определении права граждан на некоторые виды социальной поддержки.

В отличие от бюджета прожиточного минимума минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Данный социальный норматив представляет собой бюджет простого воспроизводства уровня жизни и позволяет удовлетворять основные материальные и духовные потребности населения, необходимые для восстановления физических и интеллектуальных сил человека.

Минимальный потребительский бюджет как социальный норматив более высокого порядка (по сравнению с бюджетом прожиточного минимума) является одним из ориентиров социально-экономического развития страны. Он применяется для ежегодного определения размера месячной минимальной заработной платы. Совет Министров Республики Беларусь с участием республиканских объединений нанимателей и профессиональных союзов при разработке прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь определяет соотношение размеров месячной минимальной заработной платы и минимального потребительского бюджета, обеспечивая ежегодное сближение их размеров. Минимальный потребительский бюджет применяется при выработке мер социальной защиты тех граждан, которые не относятся к категории малообеспеченных, но по уровню своих доходов нуждаются в определенной государственной поддержке, например, в качестве критерия, дающего право на получение одноразовых субсидий и льготных кредитов на строительство (реконструкцию, приобретение) жилья.

Потребительские бюджеты, как и все социальные нормативы, не являются чем-то постоянным, они должны постоянно ориентироваться на обновление и развитие общества. Их состав и структура в соответствии с законодательством пересматривается не реже одного раза в пять лет, а стоимостная величина – ежеквартально.

В 2014 году изменены подходы к определению прожиточного минимума. Принят Закон Республики Беларусь от 7 мая 2014 г. «О внесении изменений и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам определения прожиточного минимума», а также постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 сентября 2014 г. № 865 «Об утверждении прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения и Положения о порядке расчета бюджета прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам и в среднем на душу населения». Подробнее .

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Мудракова, Елена Ивановна, 2003 год

1. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 34 октября 1997 г. №134-Ф3 (с изменениями от 27 мая 2000г.).

2. Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 20 ноября 1999 г. №201-ФЗ.

3. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы» от 22 марта 1995 г. №291.

4. Постановление Минтруда России и Госкомстата России «Об утверждении Методики исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации» от 28 апреля 2000 г. №36/34 (с изменениями и дополнениями от 12 марта 2001 года №24/19).

5. Указ Президента СССР «О минимальном потребительском бюджете» от 21 мая 1991 г. № УП-1995.

6. Указ Президента Российской Федерации «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации» от 2 марта 1992 г. №210.

10. Березин И. Социальная дифференциация в переходный период// Вопросы экономики. 1993. — №12. — С. 30 -38.

11. Бирман И., Пияшева JI. Статистика уровня жизни населения в России: Материалы к парламентским слушаниям «Уровень жизни в Российской Федерации». — М.: 1997. — 186 с.

13. Бобков В.Н. Проблемы оценки уровня жизни населения в современной России. М.: ВЦУЖ, 1995. 259 с.

14. Бобков В.Н. Дифференциация минимальных уровней оплаты труда на основе системы минимальных потребительских бюджетов// Человек и труд, 1993. №3.

16. Бобков В.Н. Использование системы потребительских бюджетов в государственной социальной политике// Проблемы теории и практики реформирования региональной экономики: Сборник научных трудов. М.: УРСС, 1999.

17. Временные методические рекомендации по расчетам прожиточного (физиологического) минимума по регионам Российской Федерации. — М.: Минтруд РФ, №690 СШ от 16.04.1992 г.

18. Гонтмахер Е.Ш. Социальные реформы и общество: не навязывать, а прививать// Человек и труд. 1998. — №2. — С. 4 — 8.

19. Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х. М.: Гелиос АРВ, 2000. — 336 с.

22. Зверева И.Г. Потребительский бюджет: стоимость и качество жизни. // Экономика и хозяйственная практика. СПб, 1992. — С. 85-91.

25. Доходы и расходы населения // Уровень жизни населения регионов России. 1993.-№9.-С. 9- 17.

28. Илларионов А. Зарплата цены = уровень жизни //Аргументы и факты. — 1993.-№ 35.

29. Кабо Е.О. Бюджетный индекс (исторический очерк). Советская статистика за полвека (1917 1967 гг.) — М.: Наука, 1970. — 317 с.

30. Калашников С. Социальная политика не иждивенка, а кредитор // Независимая газета. — 1999. — 16 апреля.

35. Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег: Пер. с англ. -Петрозаводск: Петроком, 1993. 306 с.

37. Литвинов В.А. Денежные доходы и покупательная способность населения регионов России. М.: ВЦУЖ, 1998. — 203 с.

40. Майер В.Ф. Доходы населения и рост благосостояния народа. М.: Мысль, 1968.-220 с.

41. Майер В.Ф., Кузнецова И.Г. Планирование социального развития и повышения уровня жизни народа. М.: АНХ СССР, 1991. — 124 с.

42. Майер В.Ф. Планирование социального развития и повышения уровня жизни народа, М.: Изд-во МГУ, 1988. — 270 с.

43. Маслоу А. Г. Мотивация и личность: Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999.-478 с.

46. Методические рекомендации по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации. М.: Минтруд РФ, № 60 — 8 от 11.11.1992.

47. Методологические положения по статистике: Вып.1 /Госкомстат РФ.-М., 1996.-674 с.

49. Мудракова Е.И. Минимальный потребительский бюджет: методология построения и методика расчета. М.: МТС А, 2003. — 74 с.

50. Мудракова Е.И. От прожиточного минимума к минимальному потребительскому бюджету // Человек и труд. 2003. — №5. — С. 13 — 15.

54. Перспективное планирование и прогнозирование народнохозяйственных процессов. В сб.: Проблемы совершенствования методологии и практики планирования народного хозяйства. — М.: НИЭИ при Госплане СССР, 1979.

55. Политика доходов и заработной платы./ Под. ред. П.В. Савченко, Ю.П. Кокина. М.: Юристь, 2000. — 456 с.

56. Проблемы воспроизводства рабочей силы в условиях перехода к рынку. М., 1993.-290 с.

57. Радаев В.В. Потребности: социально-экономическая сущность и закономерности развития. -М.: Общество «Знание», 1974.-46 с.

58. Разработка бюджетов прожиточного минимума для экономически активного населения: Отчет о НИР / ВЦУЖ. М., 1992. — 154 с.

59. Разработка минимального отраслевого норматива оплаты труда в образовании. Отчет о НИР / ВЦУЖ. М., 2002. — 179 с.

60. Разработка минимального отраслевого норматива оплаты труда в машиностроении. Отчет о НИР / ВЦУЖ. М., 2002. — стр.121.

61. Разработка минимального отраслевого стандарта оплаты труда в электроэнергетике: Отчет о НИР / ВЦУЖ. М., 2001, — 82 с.

62. Разработка минимального отраслевого стандарта оплаты труда рабочего, занятого на работах в основных цехах металлургического производства: Отчет о НИР / ВЦУЖ. М., 2000. — 78 с.

63. Разработка минимального потребительского бюджета для Норильского промышленного района: Отчет о НИР / ВЦУЖ. 2000. — 66 с.

64. Разработка системы потребительских бюджетов населения: Отчет о НИР / ВЦУЖ. M., 1999. — 84 с.

66. Разумов A.A. Проблемы бедности в современной России // Уровень жизни населения регионов России. — 2000. № 9.

67. Ржаницина JI.C. Доходы: уровень, дифференциация, гарантии. М.: Профиздат, 1991. 157 с.

68. Ржаницина JI.C. Цена рабочей силы в условиях рынка. М.: Профиздат, 1993.- 109 с.

69. Римашевская Н.М. Разработка стандартных бюджетов. М.: ЦЭМИ АН СССР, 1980.

70. Римашевская Н.М. Социальные последствия экономических трансформаций в России // Социс. 1997. № 6. — С. 55 — 62.

71. Российский статистический ежегодник// Госкомстат России. М., 2001.

72. Саркисян Г.С., Кузнецова Н.П. Потребности и доход семьи. М.: Экономика, 1967.

76. Степанова Т.Н., Мудракова Е.И. Методологические и методические основы построения минимального потребительского бюджета и бюджетавысокого достатка // Уровень жизни населения регионов России. 2000. -№7-8.-С. 42-57.

77. Стоимость жизни и ее измерение. /Под ред. В.М.Рутгайзера, С.П.Шпилько. -М. Финансы и статистика, 1991. 174 с.

78. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года. М., 2000.

79. Струмилин С.Г. На плановом фронте. М.: Госполитиздат, 1958. -624с.

80. Уровень жизни населения Российской Федерации. Часть 1. — М.: ВЦУЖ, 2002. -300 с.

82. Яковец Ю.В. Социальная цена экономических преобразований // Общество и экономика. 1996. № 9 — 10. С. 11 — 39.

83. Яковлев P.A., Федорова М. Формирование и порядок определения цены рабочей силы// Человек и труд. 1996, №1, с. 83-86.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *