Налог на рекламу

Налог на рекламу

Бухгалтерский учет в отдельных сферах деятельности

Налог на рекламу (отменен с 01.01.2005г.)

Налог на рекламу относится в соответствии со статьей 21 закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» к местным налогам. В нашем примере организация зарегистрирована и дает рекламное объявление в Москве. Налог на рекламу в городе Москве взимается в соответствии с законом города Москвы от 21.11.2001 № 59 «О налоге на рекламу».

Налог на рекламу отменили…

Согласно статье 3 выше названного закона организация, место нахождения которой г. Москва, признается плательщиком налога на рекламу в случае, если она являются рекламодателем, то есть приобретает рекламные услуги или сама изготавливает рекламу.
В соответствии со статьей 4 выше названного закона объектом налогообложения по налогу на рекламу является стоимость рекламных услуг. При этом, ставка налога на рекламу равна 5%, а налоговый период устанавливается как квартал (статьи 7, 8 закона г. Москвы от 21.11.2001 № 59).
Сумма налога на рекламу исчисляется исходя из установленной налоговой ставки и стоимости рекламных услуг (работ), определяемой исходя из фактически произведенных расходов в действующих ценах и тарифах без налога на добавленную стоимость.
В нашем примере организацией было дано рекламное объявление в журнале, стоимость услуги 11.800 руб. (в т. ч. НДС 1.800 руб.). Сумма оплачена в июне полностью. Услуга оказана в июле.
Таким образом, стоимость рекламной услуги в нашем примере составила 10.000 рублей.

Общепринятая система налогообложения

Если организация работает по общепринятой системе налогообложения, то в данной ситуации она обязана исчислить и уплатить налог на рекламу.
Согласно статье 9 закона г. Москвы от 21.11.2001 № 59 сумма налога на рекламу определяется плательщиком на основании бухгалтерского учета самостоятельно. При этом начисление налога производится рекламодателем за тот налоговый период, в котором фактически произведены расходы на рекламу.
В нашем случае расходы были произведены фактически в июле. Организация ведет бухгалтерский учет. Следовательно, в июле будет исчислен налог на рекламу в сумме 500 руб.(10000х5%).
Сумма 500 руб. согласно пункту 6 статьи 9 закона г. Москвы от 21.11.2001 № 59 должна быть отнесена в бухгалтерском и налоговом учете организацией на прочие расходы, связанные с производством и реализацией в июле 2004 года.
Таким образом, организация, применяющая общепринятый налоговый режим уплатит в бюджет налог на рекламу в сумме 500 рублей.
Эта сумма налога будет отражена в налоговой декларации по налогу на рекламу за третий квартал 2004 года. Уплатить ее организация обязана не позднее 20 октября 2004 года (пункт 5 статьи 9 закона г. Москвы от 21.11.2001 № 59).
При этом она обязана подать декларацию по налогу на рекламу в срок не позднее 20 октября.

Упрощенная система налогообложения

В случае, если организация применяет упрощенную систему налогообложения, она все равно обязана уплатить налог на рекламу согласно положениям приведенного выше закона города Москвы от 21.11.2001 № 59 «О налоге на рекламу».
Как уже упоминалось выше организации – упрощенцы могут не вести бухгалтерский учет.

Однако учет расходов на рекламу в какой-либо другой форме им вести необходимо.
Итак, организация в июле месяце произвела расходы на рекламу и исчислила по данным своего учета налог на рекламу в сумме 500 руб.(10000х5%).
Эта сумма налога будет отражена в налоговой декларации по налогу на рекламу за третий квартал 2004 года. Уплатить ее организация обязана не позднее 20 октября 2004 года (пункт 5 статьи 9 закона г. Москвы от 21.11.2001 № 59). При этом она обязана подать декларацию по налогу на рекламу в срок не позднее 20 октября. При этом она обязана подать декларацию по налогу на рекламу в срок не позднее 20 октября.
Что касается отнесения суммы налога на рекламу на расходы при исчислении единого налога, то здесь необходимо учитывать тот факт, что при применении данного налогового режима организация сама выбирает объект налогообложения из двух возможных вариантов. Рассмотрим оба варианта.

Вариант 1
Организация в качестве объекта налогообложения выбрала доходы. В этом случае она вообще не учитывает при исчислении единого налога расходы, понесенные ей в процессе хозяйственной деятельности.
Таким образом, организация уплатит налог на рекламу и не учтет его в качестве расходов.

Вариант 2
Организация в качестве объекта налогообложения выбрала доходы, уменьшенные на величину расходов.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ такая организация при исчислении единого налога уменьшает полученные доходы на сумму уплаченного ею налога на рекламу.
Будем считать, что организация уплатила налог на рекламу в сумме 500 рублей 10 сентября. В таком случае она имеет право принять эту сумму в качестве расходов для исчисления единого налога 10 сентября 2003 года. Ведь расходы признаются упрощенцем только после их оплаты.

В случае отказа органа местного самоуправления в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции уплаченная государственная пошлина за совершение данного юридически значимого действия возврату не подлежит.

Об этом Письмо Минфина РФ от 20.03.2009 N 03-05-04-03/06.

Согласно п. 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ »О рекламе» (далее — Закон N 38-ФЗ) установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на ее установку, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч. 5 — 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

В соответствии с пп. 80 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции государственная пошлина уплачивается в размере 1500 руб.

В целях гл. 25.3 »Государственная пошлина» НК РФ выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям, за совершение которых государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) должностные лица, уполномоченные в соответствии с законодательными актами Российской федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, взимают с организаций и физических лиц государственную пошлину, являющуюся сбором ( ст. 333.16 НК РФ).

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины определены ст. 333.18 НК РФ.

При определении срока уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции необходимо учитывать, что данная государственная пошлина уплачивается за совершение прочих юридически значимых действий на основании ст. 333.33 НК РФ.

Таким образом, в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 333.18 НК РФ уплата государственной пошлины за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции осуществляется до подачи заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Одновременно сообщаем, что ст. 333.40 НК РФ определено, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено гл.

Налог на рекламу

25.3 НК РФ;

2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

3) прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда;

4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;

5) отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации, проездного документа беженца.

Исходя из перечня оснований для возврата государственной пошлины, который является исчерпывающим, возврат государственной пошлины, уплаченной за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции, возможен в случае:

  1. уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 НК РФ;
  2. отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
  1. © Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения" при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Налог на рекламу: тонкости переходного периода

Вопрос о порядке исчисления и уплаты налога на рекламу неоднократно обсуждался на страницах нашего журнала <*>. Этой статьей мы завершаем цикл публикаций, посвященных данному налогу, — с 1 января 2005 г. налог на рекламу отменен.

<*> См., например, статьи "Учет расходов на создание интернет-сайта" // РНК, 2004, N 11 и "Рекламные акции: особенности налогообложения" // РНК, 2004, N 21. — Прим. ред.

С 1 января 2005 г. налог на рекламу отменен, а Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее — Закон N 2118-1), пп."з" п.1 ст.21 которого был установлен этот налог, утратил силу в соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах".

Как и в любой другой переходный период, у налогоплательщиков могут возникнуть вопросы, связанные с завершением расчетов по этому налогу. Рассмотрим самые типичные из них.

Оплата в 2004 году, а оказание услуг в 2005-м

Допустим, организация в декабре 2004 г. заказала размещение рекламной информации в средствах массовой информации и перечислила предоплату рекламному агентству. Нужно ли в этом случае уплачивать налог на рекламу?

Вспомним определение рекламы, приведенное в Федеральном законе от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе". Как сказано в ст.2 этого Закона, реклама — это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Из определения следует, что информация становится рекламной только при распространении. Когда нужно начислить налог на рекламу? Как сказано в пп."з" п.1 ст.21 Закона N 2118-1, налогом на рекламу облагается стоимость услуг по рекламе. Стоимость услуг в момент их оказания признается в составе расходов в бухгалтерском учете. Это следует из п.18 ПБУ 10/99 "Расходы организации". Именно в этот момент начисляется налог на рекламу. Напомним, что в соответствии с п.3 ПБУ 10/99 предварительная оплата не признается расходом организации, поэтому при ее перечислении налог на рекламу не начисляется.

Например, если реклама появилась на страницах газет и журналов в декабре 2004 г., организация должна рассчитать налог на рекламу по ставке не менее 5% от стоимости услуг рекламного агентства без учета НДС и перечислить его в бюджет. Так как в этом случае расходы на рекламные услуги будут признаны в декабре 2004 г. Если организация разместит рекламу только в январе 2005 г., платить налог на рекламу ей не придется в связи с тем, что рекламные расходы будут признаны в бухгалтерском учете после отмены налога.

Здесь есть один нюанс. Как известно, в печатных изданиях дата подписания номера в печать и дата выхода в свет (то есть дата выхода номера из типографии) обычно не совпадают. Нужно ли платить налог на рекламу, если номер подписан в печать, например, 30 декабря, а тираж отпечатан 3 января? Как уже упоминалось, информация становится рекламной при ее распространении. Поскольку печатное издание может быть распространено только после того, как будет напечатано (а это произойдет уже после отмены налога), платить налог на рекламу в данном случае не нужно.

Возможна и другая ситуация. Например, первый номер 2005 г. подписан в печать и вышел из типографии еще в декабре 2004-го. Уплачивается ли в данном случае налог на рекламу? Да, так как информация стала рекламной в период действия налога. А время, когда экземпляры журнала будут фактически распространены, значения не имеет.

Пример 1. В ноябре 2004 г. ЗАО "Стентфорд", расположенное в Москве, перечислило рекламному агентству стопроцентную предоплату в размере 42 480 руб., в том числе НДС 18% — 6480 руб., за размещение рекламной информации в журнале рекламного характера. Журнал выходит один раз в неделю. В декабре 2004 г. вышло 5 номеров с рекламным объявлением ЗАО "Стентфорд", а в январе 2005-го — 4 номера.

Налогом на рекламу облагаются только рекламные публикации, размещенные в декабрьских номерах журнала. Стоимость этих объявлений составила:

(42 480 руб. — 6480 руб.) : 9 x 5 = 20 000 руб.

Следовательно, сумма налога на рекламу в IV квартале 2004 г. составит:

20 000 руб. x 5% = 1000 руб.

Стоимость рекламных услуг, которая будет признана в январе 2005 г., составляет:

42 480 руб. — 6480 руб. — 20 000 руб. = 16 000 руб.

В бухгалтерском учете ЗАО "Стентфорд" будут сделаны записи:

в ноябре 2004 г.

Дебет 60 субсчет "Авансы выданные" Кредит 51

  • 42 480 руб. — перечислена предоплата рекламному агентству;

в декабре 2004 г.

Дебет 26 Кредит 60 субсчет "Расчеты с поставщиками"

  • 20 000 руб. — отражены расходы на публикацию рекламных объявлений в декабре 2004 г.;

Дебет 19 Кредит 60

  • 3600 руб. (6480 руб. : 9 x 5) — отражена сумма НДС по рекламным публикациям в декабре;

Дебет 60 субсчет "Расчеты с поставщиками" Кредит 60 субсчет "Авансы выданные"

  • 23 600 руб. (20 000 руб. + 3600 руб.) — зачтена часть предоплаты;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

  • 3600 руб. — принят к вычету НДС, уплаченный со стоимости декабрьских публикаций;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на рекламу"

  • 1000 руб. — отражена сумма налога на рекламу, начисленная за IV квартал 2004 г.;

в январе 2005 г.

Дебет 26 Кредит 60 субсчет "Расчеты с поставщиками"

  • 16 000 руб. — отражены расходы на публикацию рекламных объявлений в январе 2005 г.;

Дебет 19 Кредит 60

  • 2880 руб. (6480 руб. — 3600 руб.) — отражена сумма НДС по рекламным публикациям в январе;

Дебет 60 субсчет "Расчеты с поставщиками" Кредит 60 субсчет "Авансы выданные"

  • 18 880 руб. (16 000 руб.

    С какого года отменен налог на рекламу

    + 2880 руб.) — зачтена часть предоплаты;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

  • 2880 руб. — принят к вычету НДС, уплаченный со стоимости январских публикаций.

Стоимость рекламных объявлений, опубликованных в январе 2005 г., налогом на рекламу облагаться не будет.

Обратите внимание: если услуги по рекламе оказаны в 2004 г., а оплачены в 2005-м, налог на рекламу уплачивается.

Централизованная уплата налога на рекламу

На сегодняшний день в некоторых регионах рекламодатели уплачивают налог на рекламу в обязательном порядке через рекламораспространителей. В связи с этим последние увеличивают стоимость своих услуг на сумму налога. Это так называемый централизованный порядок уплаты.

Обсуждать, насколько такой порядок правомерен, в этой статье мы не будем. Рассмотрим лишь ситуацию, когда организация-рекламодатель, выполняя требования местного законодательства об уплате налога через рекламораспространителя, перечислила в 2004 г. деньги с учетом суммы налога на рекламу. Услуги же по рекламе фактически будут оказаны в 2005-м. Что делать с налогом на рекламу?

В данном случае излишне уплаченная сумма налога — не что иное, как переплата по договору, которую рекламораспространитель должен или вернуть рекламодателю, или зачесть в счет оплаты будущих услуг.

Оформление витрины

Демонстрация товаров на витрине или в комнате образцов — один из самых распространенных видов рекламы. Предположим, в магазине к новогодней распродаже витрину украсили собственными товарами. Витрина была оформлена в декабре 2004 г., а переоформлена в январе 2005-го. Уплачивается ли в этом случае налог на рекламу?

В большинстве местных законов о налоге на рекламу налоговой базой при самостоятельном выполнении рекламы признаются расходы на такое выполнение. Что в данном случае считается рекламными расходами? Сумма уценки переданных на экспозицию образцов. В момент передачи этих образцов на оформление витрины у организации никаких расходов не возникает.

Таким образом, если товары, переданные на оформление витрины, уценены в 2004 г., налог на рекламу платить нужно. Если же товары уценены в 2005-м — налог платить не надо.

Пример 2. В декабре 2004 г. в магазине одежды "Илиада" в связи с новогодней распродажей витрину оформили собственным товаром. Для этого со склада организации был передан товар на сумму 12 000 руб.

В январе 2005 г. по окончании распродажи витрину переоформили. Выставленные на ней образцы полностью потеряли товарный вид, и был издан приказ об их уценке.

В бухгалтерском учете организации были сделаны проводки:

в декабре 2004 г.

Дебет 41 субсчет "Товары на складе" Кредит 60

  • 12 000 руб. — отражена стоимость товара, поступившего на склад;

Дебет 41 субсчет "Товары на витрине" Кредит 41 субсчет "Товары на складе"

  • 12 000 руб. — отражена стоимость товаров, переданных для оформления витрины;

в январе 2005 г.

Дебет 44 Кредит 41 субсчет "Товары на витрине"

  • 12 000 руб. — отражена уценка товаров.

Налог на рекламу в данном случае не начисляется.

Рекламные буклеты

Допустим, организация изготовила в декабре 2004 г. рекламные буклеты. Должна ли она платить налог на рекламу?

Ответ на этот вопрос будет зависеть от того, когда организация признала расходы на их изготовление в бухгалтерском учете. Если расходы признаны в 2004 г., налог на рекламу платить придется, а если в 2005-м — стоимость изготовления рекламных буклетов налогом на рекламу облагаться не будет.

Подведем итоги. Как видим, ответ на вопрос, платить или не платить налог на рекламу, зависит от времени оказания услуг по рекламе и, следовательно, признания расходов на эти услуги в бухгалтерском учете. Если расходы признаны в 2004 г., налог уплачивается, если в 2005-м — платить налог не надо.

В том случае, когда организация сама осуществляет собственную рекламу, вопрос об уплате налога на рекламу решается так. Если расходы на рекламу были признаны в учете в 2004 г., налог уплачивается, а если в 2005-м — не уплачивается.

Напомним, что с 1 января 2005 г. в силу вступила новая редакция гл.26.3 НК РФ "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности". Согласно этой главе распространение и (или) размещение наружной рекламы будет облагаться ЕНВД. Также с 1 января 2005 г. вступила в силу новая глава Налогового кодекса — 25.3 "Государственная пошлина". Согласно положениям этой главы за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы, а также за регистрацию средства массовой информации, в том числе рекламного характера, взимается госпошлина.

О.А.Курбангалеева

Главный бухгалтер

ООО "Экоскан"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *